Национальная безопасность Российской Федерации и право Всемирной торговой организации

(Четвериков А. О.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 8) Текст документа

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ <*>

А. О. ЧЕТВЕРИКОВ

Четвериков Артем Олегович, доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского союза Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

В данной статье автор анализирует правовые основы членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, международную интеграцию и национальную безопасность государства, а также правомерные основания для отступления государств - членов ВТО от своих обязательств в рамках Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: ВТО; международная интеграция; нормы-исключения; национальная безопасность.

National security of the Russian Federation and the World trade organization's law A. O. Tchetverikov

Tchetverikov Artem Olegovich, Doctor of Laws, Professor of the European Union Law Department of Kutafin Moscow State Legal University (MSAL).

The author analyzes legal grounds of the Russian Federation's membership in the WTO, international integration, and the country's national security, as well as legal grounds for the WTO's members' derogations within the WTO's framework.

Key words: WTO; international integration; rules-exceptions; national security.

Международная интеграция и национальная безопасность государства

В настоящее время при разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации существенное значение имеет фактор участия нашей страны в процессах международной интеграции, которые все более приобретают общемировой, глобальный характер (глобализация). Международная интеграция и глобализация - объективное явление. Оно обусловлено в первую очередь прогрессом науки, техники и производительных сил человечества, что дает возможность народам разных стран активнее и интенсивнее, чем в предыдущие исторические эпохи, обмениваться произведенными ими товарами, услугами, иными материальными и духовными ценностями, путешествовать по разным континентам, передавать информацию и знания через границы. Немаловажную роль также играет стремление современных государств к созданию более тесных взаимных альянсов в экономической, политической, культурной и других сферах, с помощью которых каждое государство-участник рассчитывает эффективнее продвигать свои интересы на мировой арене <1>. -------------------------------- <1> Как справедливо отмечает профессор В. М. Шумилов, "именно интеграционные объединения как центры экономической силы оформят новый раздел мира, новое мироустройство... Государства объединяются в интеграционные группировки, которые и служат инструментом закрепления в праве их государственных интересов. Это означает: сила не ушла из международного права, а лишь меняет свою форму". См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011. С. 67.

Однако международная интеграция, в том числе глобализация, всегда имеет "две стороны: светлую и теневую" <2>. Интеграционные процессы не только открывают для государств новые возможности и перспективы, но ставят их перед новыми вызовами и угрозами. Такие угрозы могут возникать, например, вследствие чрезмерного притока в страну иммигрантов или закрытия отечественных предприятий, не выдержавших конкуренции с более дешевой импортной продукцией. В свою очередь, обороноспособность страны может пострадать в результате перехода под контроль иностранцев стратегических отраслей национальной промышленности, в том числе природных богатств. -------------------------------- <2> См.: Капустин А. Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М.: РУДН, 2010. С. 63.

Итак, участие России, равно как и любого другого государства, в интеграционных объединениях должно сопровождаться тщательным выявлением, сопоставлением, соизмерением вытекающих отсюда преимуществ и угроз. Когда государство уже является членом интеграционного объединения, оно должно знать и активно использовать любые правовые возможности для отстаивания своих основополагающих интересов, в том числе относящихся к поддержанию и укреплению его национальной безопасности.

Правовые основы членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация (ВТО) - глобальное интеграционное объединение с участием подавляющего большинства государств, расположенных на разных континентах земного шара и находящихся на разных уровнях социально-экономического развития <3>. -------------------------------- <3> С 1 марта 2013 г. (вступление Таджикистана) в состав ВТО входит в общей сложности 159 членов.

ВТО - объединение экономического характера, главной задачей которого является развитие мировой торговли товарами и услугами на основе "либерализации" <4>, т. е. сокращения таможенных пошлин и других торговых барьеров, ранее созданных государствами и закрепленных во внутреннем законодательстве отдельных членов ВТО. -------------------------------- <4> См.: Rainelli M. L'Organisation mondiale du commerce. Paris: La Decouverte, 2011. P. 103.

Вступая в ВТО, государство принимает на себя обязательство снизить свои торговые барьеры. Степень (масштаб) подобного снижения определяется индивидуально для каждого члена ВТО и фиксируется в его перечнях "уступок и обязательств" по товарам и услугам, прилагаемым к учредительному договору организации. Одновременно с этим государство обязуется соблюдать общие правила международной торговли, закрепленные непосредственно в учредительном договоре ВТО - Марракешском соглашении об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. Составными частями (приложениями) Марракешского соглашения выступает комплекс интеграционных соглашений по либерализации и регулированию международной торговли. Вместе взятые, эти соглашения официально названы многосторонними торговыми соглашениями. Важнейшими среди них являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - старейший источник права ВТО, который был подготовлен и подписан вскоре после окончания Второй мировой войны (в 1947 г.) и затем, с рядом изменений и дополнений, включен в структуру учредительного договора ВТО 1994 г.; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). К многосторонним торговым соглашениям также относятся документы специального характера, регулирующие отдельные вопросы международной торговли товарами. Эти документы считаются дополнительными к ГАТТ как к источнику основополагающих правил в этой области ("генеральное соглашение", т. е. общее, базовое соглашение): Соглашение по сельскому хозяйству; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение); Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Соглашение по таможенной стоимости товаров); Соглашение по предотгрузочной инспекции; Соглашение по правилам происхождения; Соглашение по процедурам импортных лицензий; Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по защитным мерам. Наконец, в структуру Марракешского соглашения включены договоренности членов ВТО, которые регламентируют порядок контроля за исполнением взятых ими на себя интеграционных обязательств: договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; механизм проверки торговой политики. Вступая в ВТО или впоследствии член этой организации при желании также может присоединяться к так называемым частично многосторонним торговым соглашениям, помещенным в последнее приложение к учредительному договору ВТО. В отличие от вышеуказанных многосторонних торговых соглашений, обязательных для всех членов ВТО, частично многосторонние соглашения связывают только отдельные страны. Член ВТО вправе, но не обязан становиться участником подобных соглашений. В настоящее время к ним относятся два документа: Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. По своей правовой природе ВТО является международной межправительственной организацией, объединяющей прежде всего суверенные государства. К государствам приравниваются "обособленные таможенные территории", проводящие самостоятельную торговую политику (например, Тайвань или Гонконг). Особый статус коллективного члена ВТО приобрел Европейский союз, который выступает единым голосом от имени всех входящих в него 28 европейских стран, одновременно также состоящих в ВТО <5>. -------------------------------- <5> Поскольку в состав Всемирной торговой организации входят и принимаются не только государства, но и государственно-подобные организации, право ВТО оперирует нейтральным термином "член" Всемирной торговой организации.

ВТО наделена правоспособностью юридического лица, а также привилегиями и иммунитетами, которые могут потребоваться ей для осуществления своих функций <6>. -------------------------------- <6> Вопреки иногда высказываемому мнению ВТО не является и не планирует стать специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Официальная позиция руководящих органов ВТО по этому вопросу высказана в предельно категорических формулировках: "ВТО является организацией особого рода, учрежденной вне системы Организации Объединенных Наций". Цит. по: L'Organisation mondiale du commerce et les sujets de droit / Sous la direction de T. Garcia, V. Tomkiewicz. Bruxelles: Bruylant, 2011. P. 105.

Официальными языками, на которых принимаются и применяются все документы ВТО, являются английский, испанский и французский. Официальное место нахождения (штаб-квартира) ВТО находится в г. Женеве (Швейцария), где работают ее руководящие и вспомогательные органы. Руководящие органы принимают решения по вопросам текущего функционирования ВТО, например, о приеме новых членов, о даче официального толкования Марракешского соглашения и его приложений или по спорам между членами ВТО. При принятии решений каждый член ВТО обладает одним голосом (исключение - Европейский союз, подающий одновременно 28 голосов "за" или "против" по числу входящих в него стран). Хотя Марракешское соглашение допускает принятие решений большинством голосов, простым или квалифицированным, в силу обычая используется консенсус, т. е. одобрение при отсутствии возражений со стороны хотя бы одного члена ВТО. Высшим руководящим органом ВТО признана Министерская конференция на уровне министров членов ВТО, которая собирается на заседания не реже одного раза в два года. В период между сессиями Министерской конференции ее полномочия осуществляет Генеральный совет на уровне постоянных представителей членов ВТО при организации. Генеральный совет одновременно выполняет функции Органа по разрешению споров и Органа по проверке торговой политики членов ВТО. Вспомогательные органы ВТО оказывают содействие руководящим в подготовке их решений. К ним относятся разного рода специализированные советы, комитеты и рабочие группы, также состоящие из уполномоченных представителей всех членов: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Комитет по региональным торговым соглашениям, Рабочая группа по государственным торговым предприятиям и др. На правах вспомогательного органа действует и Секретариат ВТО - аппарат организации, состоящий из независимых международных служащих, работающих на постоянной основе. Руководителем Секретариата является Генеральный директор ВТО - высшее должностное лицо организации. Российская Федерация стала 157-м членом ВТО в 2012 г. после долгих и непростых переговоров, длившихся почти двадцать лет (с 1993 г.). Правовой основой вступления нашей страны, как и других государств, стал Протокол о присоединении, подписанный в Женеве 16 декабря 2011 г. и вступивший в силу после его ратификации Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации 22 августа 2012 г. (Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации) <7>. -------------------------------- <7> Ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // Российская газета. 2012. 23 июля. С. 2.

Перед ратификацией Протокол о присоединении по запросу группы депутатов Федерального Собрания был направлен на проверку в Конституционный Суд Российской Федерации, который признал его соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия, а также в части отдельных положений права ВТО, которые оспаривались в запросе (правила разрешения споров ВТО и обязательства России в отношении допуска иностранцев к оказанию юридических услуг на территории России) <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 17-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации // Российская газета. 2012. 20 июля. С. 20.

При вступлении в ВТО Российская Федерация приняла на себя множество специфических обязательств по открытию отечественного рынка товаров и услуг для международной конкуренции, в частности сократить таможенные пошлины в среднем до 7,8% (с 10% в 2011 г.), либерализовать рынок услуг в 11 секторах и 116 субсекторах и др. Некоторые обязательства приняты с отсрочкой их выполнения, например обязательство разрешить иностранным страховым компаниям открывать филиалы в России, вступающее в действие через 9 лет после присоединения. Российская Федерация, как и другие члены, сохраняет право в любой момент выйти из состава ВТО. Выход производится через шесть месяцев со дня письменного уведомления об этом Генерального директора ВТО. С момента выхода бывший член ВТО одновременно перестает быть участником всех многосторонних торговых соглашений, прилагаемых к учредительному договору ВТО.

Национальная безопасность как правомерное основание для отступления Российской Федерации от своих обязательств в рамках Всемирной торговой организации

Национальная безопасность - фундаментальная основа существования государства, которая не должна ставиться под сомнение его участием в интеграционных процессах, включая процессы либерализации мировой торговли. В этой связи еще при разработке в 1947 г. старейшего источника права ВТО - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) его договаривающиеся стороны, т. е. страны-участницы, включили в текст ГАТТ целый ряд норм-изъятий - положений, которые разрешают государствам в одностороннем порядке отступать от своих интеграционных обязательств, если это необходимо для обеспечения их основополагающих интересов и потребностей, в том числе связанных с защитой национальной безопасности. При создании в 1994 г. на основе ГАТТ Всемирной торговой организации аналогичные нормы-изъятия были включены в другие документы ВТО, в том числе в Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Действующие в рамках ВТО нормы-изъятия (исключения) можно классифицировать на три группы. Первая группа получила официальное название "исключения, относящиеся к безопасности". Исключения, относящиеся к безопасности, впервые были зафиксированы в одноименной статье Генерального соглашения по тарифам и торговле, содержание которой осталось неизменным с 1947 г. (ст. XXI ГАТТ "Исключения, относящиеся к безопасности"). По образцу ГАТТ аналогичные исключения в 1994 г. были предусмотрены в других многосторонних торговых соглашениях членов ВТО, касающихся торговли услугами (ст. XIV. bis ГАТС "Исключения, относящиеся к безопасности") и торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (ст. 73 ТРИПС "Исключения, относящиеся к безопасности"). Исключения, относящиеся к безопасности, дают право государствам отступать от любых обязательств, зафиксированных в ГАТТ, ГАТС или ТРИПС, по мотивам, которые непосредственно относятся к поддержанию национальной безопасности. Перечень этих мотивов исчерпывающим образом зафиксирован в упомянутых статьях и является одинаковым для ГАТТ, ГАТС и ТРИПС. Так, ст. XXI ГАТТ предусматривает следующее: "Никакое положение настоящего Соглашения не будет интерпретироваться: a) как возлагающее на Договаривающуюся Сторону обязанность предоставлять сведения, разглашение которых, по ее мнению, противоречило бы существенным интересам ее безопасности; b) или как препятствующее Договаривающейся Стороне принимать любые меры, которые она посчитает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности: i) относящихся к расщепляющимся материалам или к материалам, которые служат для их изготовления; ii) относящихся к торговле оружием, боеприпасами и военными материалами, предназначенными прямо или косвенно для обеспечения снабжения вооруженных сил; iii) применяемых в военное время или в случае серьезной международной напряженности; c) или как препятствующее Договаривающейся Стороне принимать меры во исполнение своих обязательств на основании Устава Организации Объединенных Наций для поддержания международного мира и международной безопасности". Итак, исключения, относящиеся к национальной безопасности, в рамках ВТО понимаются в ее политическом (неэкономическом) аспекте. К основаниям (мотивам) подобных исключений относятся: 1) защита государственной, в том числе военной, тайны (п. "a"); 2) поддержание обороноспособности, в том числе военной промышленности государств (п. "b"); 3) предотвращение угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии в порядке самообороны или во исполнение решений Совета Безопасности ООН (п. "c" и гл. VII Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии"). Каждое государство самостоятельно оценивает необходимость использования подобных исключений и, как показывает практика, может придавать им весьма широкое значение, что "открывает возможности для злоупотреблений" <9>. Так, Соединенные Штаты Америки использовали ст. XXI ГАТТ в качестве обоснования введенного ими в 1962 г. эмбарго на торговлю с Кубой, которое сохраняет силу по сей день <10>. В качестве оправдания для введения экономических санкций против неугодных режимов ссылка на "существенные интересы своей безопасности" неоднократно применялась и в дальнейшем, например США в отношении торгового эмбарго против сандинистского правительства Никарагуа в 1980-е гг., ЕС против Югославии в 1990-е гг. и т. д. -------------------------------- <9> См.: Витцтум В. Г. Международное право. М.-Берлин: Инфотропик-Медиа, 2011. С. 684. <10> Республика Куба, как и США, входит в число старейших членов ВТО, участвовавших в разработке и подписании Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. и затем - Марракешского соглашения 1994 г.

В 1975 г. Швеция воспользовалась ст. XXI ГАТТ для введения квот на импорт в страну некоторых видов обуви. В ответ на критику со стороны других государств шведское правительство сослалось на то, что "сокращение внутреннего производства стало критической угрозой для чрезвычайного планирования экономической защиты Швеции как составной части политики безопасности страны. Эта политика требует поддержания минимального внутреннего производственного потенциала в жизненно важных отраслях. Подобный потенциал обязателен для обеспечения снабжения существенными видами продукции, необходимыми для удовлетворения базовых потребностей в случае войны или иной чрезвычайной ситуации в международных отношениях" <11>. -------------------------------- <11> См.: Analitical Index of the GATT: Article XXI. Security Exceptions. P. 599 - 610 // Опубликован на официальном интернет-портале ВТО (последнее посещение - 5 мая 2013 г.).

Вторая группа норм-изъятий, разрешающих государствам отступать от своих обязательств в рамках ВТО, представляет собой "общие исключения", что также является официальной правовой категорией (ст. XX "Общие исключения" ГАТТ, ст. XIV "Общие исключения" ГАТС). Аналогично исключениям, относящимся к безопасности, общие исключения позволяют государствам в одностороннем порядке отступать от любых обязательств в рамках ВТО, относящихся к либерализации торговли. Общие исключения, однако, имеют под собой иные мотивы, некоторые из которых также связаны с поддержанием экономической и иных видов безопасности страны <12>. -------------------------------- <12> По мнению некоторых представителей зарубежной правовой доктрины, общие исключения, закрепленные в ст. XX ГАТТ, "имеют наиболее тесную связь с суверенитетом, независимостью государства и его индивидуальностью". См.: Droit du commerce international / Sous la direction de J. Bequin, M. Menjuck. Paris: LexisNexis, 2011. P. 107.

К мотивам (основаниям) общих исключений право ВТО относит следующие: 1) защита общественной морали и общественного порядка <13>; -------------------------------- <13> Исключения по мотивам защиты общественной морали допускаются как в области торговли товарами, так и в области торговли услугами. Напротив, исключения по мотивам общественного порядка могут использоваться для обоснования ограничительных мер только в области торговли услугами. При этом в примечании к ст. XIV ГАТС оговаривается, что "исключение, относящееся к общественному порядку, может быть использовано лишь в случаях, когда существует подлинная и достаточно серьезная угроза одному из основополагающих интересов общества".

2) защита здоровья и жизни людей, животных и растений; 3) защита национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность; 4) обеспечение соблюдения законов и других нормативных актов, не противоречащих праву ВТО; 5) обеспечение эффективного взимания налогов с поставщиков услуг и исполнение соглашений по избежанию двойного налогообложения. Кроме того, общие исключения могут применяться для введения ограничительных мер в отношении экспорта-импорта отдельных видов продукции, в частности: золота и серебра; предметов, изготавливаемых в местах лишения свободы; истощаемых природных ресурсов; сырьевых товаров, необходимых для национальной промышленности. Третья группа норм-изъятий, действующих в рамках ВТО, может быть названа специальными исключениями. В отличие от рассмотренных выше исключений, относящихся к безопасности, и общих исключений специальные исключения дают право государствам отступать только от отдельных обязательств по праву ВТО, например от обязательств по устранению количественных барьеров торговле. Основания специальных отступлений являются весьма разнообразными, но также могут включать мотивы, прямо или косвенно связанные с обеспечением национальной безопасности. Так, несмотря на общий принцип недопустимости квот и других количественных ограничений товарооборота в рамках ВТО, зафиксированный в п. 1 ст. XI ГАТТ "Общее устранение количественных ограничений", п. 2 той же статьи разрешает государствам отступать от данного принципа в следующих случаях: 1) введение временных запретов и ограничений экспорта для предотвращения критической ситуации в снабжении продовольственными товарами или другими видами продукции, имеющей существенное значение для государства; 2) введение запретов и ограничений как экспорта, так и импорта, которые необходимы для применения правил в области классификации, контроля качества или сбыта продукции, предназначенной для международной торговли; 3) введение ограничений на импорт продуктов сельского хозяйства и рыболовства, когда это необходимо для поддержания нормального функционирования национального агропромышленного комплекса. Следующая статья ГАТТ разрешает вводить количественные ограничения товарооборота с другими членами ВТО, когда это необходимо для поддержания платежного баланса страны (ст. XII ГАТТ "Ограничения, предназначенные для защиты равновесия платежного баланса"). Ограничения по аналогичным мотивам правомерно могут устанавливаться и в области торговли услугами (ст. XII ГАТТ "Ограничения, предназначенные для защиты равновесия платежного баланса"). При этом из-под действия правил ВТО о либерализации торговли услугами в рамках ВТО полностью изъяты "услуги, предоставляемые при осуществлении правительственной власти" (ст. I ГАТС "Действие и определение"). В области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности каждый член ВТО вправе отказываться патентовать на своей территории изобретения, исходя из таких мотивов, как защита общественного порядка и морали, включая защиту здоровья и жизни людей, животных и растений, охрану окружающей среды (ст. 27 ТРИПС "Патентуемый объект"). Вопреки действующему в праве ВТО принципу прозрачности национального законодательства, обязывающего государства публиковать все законы, подзаконные акты и судебные решения в отношении торговых связей с другими членами ВТО, государство может отказаться разглашать любые конфиденциальные сведения военного и гражданского характера, когда это противоречит его публичным интересам или способно нанести ущерб законным коммерческим интересам хозяйствующих субъектов (ст. X ГАТТ "Публикация и применение торговых правил", ст. III. bis ГАТС "Разглашение конфиденциальных сведений", ст. 63 ТРИПС "Прозрачность"). В качестве разновидности специальных исключений могут рассматриваться и положения права ВТО, касающиеся принятия государствами мер в области технического регулирования (технических регламентов), а также санитарных и фитосанитарных мер. По общему правилу подобные меры должны базироваться на существующих международных стандартах и директивах, исходящих от универсальных межправительственных и неправительственных организаций (Международная организация по стандартизации - ИСО, "Кодекс алиментариус", разрабатываемый под эгидой Всемирной организации здравоохранения и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, и др.). Наличие международных стандартов и директив в то же время не препятствует государству "принимать санитарные и фитосанитарные меры, которые являются необходимыми для защиты здоровья и жизни людей и животных или для сохранения растений при условии, что такие меры не являются несовместимыми с положениями настоящего Соглашения" (ст. 1 "Основные права и обязанности" Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам). В том, что касается технического регулирования, государство может отказаться следовать международным стандартам, когда они являются непригодными для достижения "легитимных целей", перечень которых закреплен в упомянутом источнике. На первое место в этом перечне поставлена национальная безопасность. Другие включенные в перечень легитимные цели также имеют самое прямое отношение к защите безопасности государства и его граждан: предотвращение обманных действий, защита жизни, здоровья людей, животных и растений, охрана окружающей среды (ст. 2 "Разработка, принятие и применение технических регламентов институтами центрального правительства" Соглашения ВТО по техническим барьерам торговле). Рассмотренные выше нормы-изъятия позволяют сделать вывод о том, что право ВТО закрепляет достаточно широкий спектр исключений, позволяющих России и другим членам Всемирной торговой организации отступать от своих обязательств по либерализации международной торговли, когда это необходимо для обеспечения национальной безопасности как в экономическом, так и в иных аспектах (военная, информационная, продовольственная безопасность и др.). Зная о существовании данных исключений, нужно в то же время учитывать, что правомерность их использования в ряде случаев поставлена под действие ограничительных требований, соблюдение которых может проверяться Органом по разрешению споров ВТО по жалобам других членов организации. Так, во вводных положениях к ст. XX "Общие исключения" ГАТТ и к ст. XIV "Общие исключения" ГАТС оговаривается, что любые относящиеся к общим исключениям односторонние меры членов ВТО не должны являться "средством произвольной или неоправданной дискриминации" между разными странами либо выступать "замаскированным ограничением международной торговли". Предметом проверки со стороны Органа по разрешению споров ВТО также может служить вопрос о том, насколько необходимым было применение исключений, нельзя ли было обойтись менее жесткими мерами, которые не так сильно сдерживают международную торговлю. При этом по общему правилу бремя доказывания несет сторона-ответчик. В дальнейшем если сторона-ответчик не исполнит рекомендации Органа по разрешению споров, то другие члены ВТО получают право применить к ней санкции экономического характера, включая повышение таможенных пошлин или введение количественных ограничений на импорт товаров из нее. Например, Европейский союз не смог доказать Органу по разрешению споров, в который обратились с жалобами на него США и ряд других американских государств, что введенный властями ЕС запрет стимуляторов роста (гормонов) для домашнего скота действительно необходим для защиты здоровья людей от реальных рисков. Апелляционная инстанция Органа по разрешению споров ВТО признала, что действующий в законодательстве ЕС принцип предосторожности (запрет выпускать на рынок любые продукты, использование которых может представлять риск для людей и животных) не является сам по себе убедительным аргументом. Необходимы доказательства реального вреда гормональных препаратов, которых, с точки зрения Органа по разрешению споров, в арсенале у ЕС не оказалось <14>. -------------------------------- <14> См.: Rapport de l'Organe d'appel, 16 janvier 1998, Communautes europeennes - Mesures communautaires concernant les viandes et les produits carnes, WT/DS26/AB/R & WT/DS48/AB/R.

Отказ ЕС исполнить рекомендации Органа по разрешению споров сначала повлек за собой значительное повышение правительством США таможенных пошлин на ряд европейских товаров. Позднее ЕС, по-прежнему отказываясь допускать гормональную продукцию на свой рынок, вынужден был предложить США компенсацию в виде дополнительного снижения торговых барьеров на иные виды американской продукции, экспортируемые в ЕС <15>. -------------------------------- <15> По мнению европейских экспертов, ЕС, крайне озабоченный проблемой защиты здоровья собственных граждан, не только откровенно не исполнил рекомендации Органа по разрешению споров ВТО, но и "не сделает этого никогда". Данное обстоятельство следует учитывать России, если Орган по разрешению споров ВТО будет выносить в адрес нашей страны рекомендации, исполнение которых явно шло бы вразрез с основополагающими интересами России, в том числе в области национальной безопасности. См.: Thouvenin J.-M. Union europeenne et Organisation Mondiale du Commerce // Union europeenne et droit international / Sous la direction de Bengolo-Carabot, U. Candas, E. Cujo. Paris: Editions A. Pedone, 2012. P. 732.

С другой стороны, введенный одним из государств - членов ЕС (Францией) запрет на импорт, экспорт и использование асбеста как вещества, опасного для здоровья работников и потребителей, успешно выдержал проверку в Органе по разрешению споров ВТО. По итогам рассмотрения жалобы со стороны Канады апелляционная инстанция Органа по разрешению споров пришла к выводу, что подобная мера на самом деле является "необходимой для защиты здоровья и жизни людей" в значении ст. XX "Общие исключения" ГАТТ <16>. -------------------------------- <16> См.: Rapport de l'Organe d'appel, 12 mars 2001, Communautes europeennes - Mesures affectant l'amiante et les produits en contenant, WT/DS135/AB/R. Подробнее см.: Schmied F. Les effets des accords de l'OMC dans l'ordre juridique le l'Union europeenne et de ses Etats membres. Paris: LGDJ, 2012. P. 256 - 257.

Итак, вступление России в ВТО и подчинение нашей страны ее интеграционному правопорядку не являются препятствием для принятия мер по защите национальной безопасности как в экономическом, так и в других аспектах. Разрабатывая и принимая такие меры, руководство России вполне может опираться на опыт других членов ВТО, которые в прошлом неоднократно использовали и продолжают использовать нормы-изъятия права ВТО в целях защиты своих сугубо национальных интересов и приоритетов, в том числе в области безопасности общества и граждан. Главное состоит в грамотном юридическом обосновании подобных мер и умелом доказывании их необходимости, в том числе в случае возбуждения против России производства в Органе по разрешению споров ВТО, что является совершенно нормальной практикой в отношениях между членами Всемирной торговой организации.

Библиографический список

1. Витцтум В. Г. Международное право. М.-Берлин: Инфотропик-Медиа, 2011. 2. Капустин А. Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М.: РУДН, 2010. 3. Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011. 4. Droit du commerce international / Sous la direction de J. Bequin, M. Menjuck. Paris: LexisNexis, 2011. 5. L'Organisation mondiale du commerce et les sujets de droit / Sous la direction de T. Garcia, V. Tomkiewicz. Bruxelles: Bruylant, 2011. 6. Rainelli M. L'Organisation mondiale du commerce. Paris: La Decouverte, 2011. 7. Thouvenin J.-M. Union europeenne et Organisation Mondiale du Commerce // Union europeenne et droit international / Sous la direction de Bengolo-Carabot, U. Candas, E. Cujo. Paris: Editions A. Pedone, 2012.

Название документа