Партии и партийные системы в России и в мире: история и современность

(Автономов А. С.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 8) Текст документа

ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ В РОССИИ И В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. С. АВТОНОМОВ

Автономов А. С., заведующий сектором сравнительного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Генезис политических партий. Политические партии в современном понимании слова сформировались сравнительно поздно - их историю в развитых капиталистических странах можно вести примерно с середины XIX в. <1>, хотя сам термин "партия" был известен еще в Древнем Риме. В латыни слово "партия" ("partia") происходит от "pars", т. е. часть чего-то. В смысле некоего политического объединения граждан слово "партия" встречается в работах, в частности, Цицерона, Плавта, Саллюстия. В то же время данный термин в древнеримской литературе использовался в разных значениях. Так, наряду с политиками, объединившимися вокруг того или иного лидера (Мария, Суллы, Цезаря, Помпея, Антония и др.), словом "партия" называли и лиц, входящих в коллегиальный орган, обладающий властными полномочиями (Саллюстий, например, так говорит о Сенате, противопоставляя его народу). При этом о партии говорили как о неблагородном объединении в отличие от благородного союза друзей, именовавшегося "amicitia". Из латинского языка слово "партия" перешло во многие другие языки. При этом на протяжении столетий сохранялся и негативный оттенок в содержании понятия партии. Первым реабилитировал понятие партий во второй половине XVIII в. английский мыслитель, один из основоположников современного консерватизма Э. Берк (1729 - 1797 гг.). В его понимании партии - это неотъемлемая часть механизма свободного государства, независимо от целей, которые они преследуют. Э. Берк рассматривал партии как группы людей с общими публичными интересами, и такие группы выполняют функцию конституционной связи между королем и парламентом, обеспечивают преемственность, постоянство и эффективность государственной власти или оппозицию правительственному курсу. -------------------------------- <1> Правда, в отдельных странах уже на рубеже XVIII - XIX вв. появились отдельные организации, обладающие чертами современных партий.

Негативное отношение к партиям мыслителей Древнего Рима можно понять, если вспомнить, что политики в конце II - I в. до н. э. группировались вокруг упомянутых вождей (Клодия, Красса, Помпея, Цезаря, Августа и др.), помогая им установить единоличную власть. За власть боролись, развязывая гражданские войны. Политических противников безжалостно уничтожали. Со времен Суллы издавались проскрипции - списки лиц, объявлявшихся диктатором вне закона. Всякий, кто убивал или выдавал людей из такого списка, получал награду. Имущество лиц, попавших в проскрипции, конфисковывалось, а рабы освобождались. Конечно, не всем лидерам удавалось прийти к власти или удержать ее, однако сторонники победившего вождя улучшали свое материальное благосостояние и занимали более высокое положение в обществе. Вместе с тем в Древнем Риме граждане не просто объединялись вокруг конкретной личности, еще и до II в. до н. э. существовали политические течения - оптиматы и популяры. Эти течения на протяжении длительного времени не представляли собой каких-либо четко построенных организаций. К тому или другому течению относились деятели, выражавшие определенные политические взгляды. Популяры (в переводе с латыни - народные мужи) выступали за повышение роли народного собрания в противовес сенату, за восстановление и укрепление мелкого землевладения, за ограничение крупного землевладения, некоторые из них считали необходимым отменить ростовщичество. Среди популяров много народных трибунов. В частности, известными популярами были Тиберий и Гай Гракх. Популярам противостояли оптиматы (в переводе с латыни - лучшие). Оптиматы ориентировались на повышение роли аристократии в политической и экономической жизни Рима. Например, одним из наиболее знаменитых оптиматов был Сулла. Хотя слово "партия" имеет латинское происхождение, но группировки и политические течения появились раньше. Так, в греческих полисах граждане со сходными взглядами объединяли свои усилия в ходе политической борьбы. Такие объединения в большинстве случаев не были формализованы и не имели четких названий (по крайней мере, до нас они не дошли). В условиях демократии такое объединение усилий было необходимо, чтобы добиться принятия решений, соответствующих тем или иным политическим воззрениям. В частности, в Афинах активные политики именовались демагогами (в переводе с древнегреческого - вожди народа). Их влияние в политической жизни общества основывалось не на богатстве или служебном положении, а лишь на их ораторских способностях. Современное пренебрежительное значение этого слова восходит к более поздней антидемократической традиции. Условно говорят о двух основных политических течениях, например, в Афинах - демократическом и аристократическом. Лидером демократического течения в V в. до н. э. был, например, Перикл, а аристократическое течение в том же V в. до н. э. (до изгнания) возглавлял Фукидид. Организационно политические течения не были оформлены. Однако наиболее активные политики в рамках каждого из них договаривались о стратегии и тактике. Так, Плутарх в жизнеописании Перикла пишет, что он выступал на народном собрании только в наиболее важных случаях, предоставляя возможность высказываться по большинству вопросов своим единомышленникам. В то же время в Афинах существовали и весьма организованные политические сообщества с четко обозначенным членством. Это так называемые гетерии. Они были, как правило, тайными и объединяли сторонников олигархического правления. Гетерии были вдохновителями и организаторами нескольких олигархических переворотов в Афинах (в 411 г. до н. э. и в последующие годы). Можно предположить, что какие-то группировки складывались и при дворах правителей в древневосточных деспотиях. Такие группировки могли соперничать между собой для оказания влияния на политику монарха. Непосредственных свидетельств о таких группировках пока обнаружить не удалось, однако, изучая развитие событий, можно прийти к выводу об их существовании. В частности, в истории Египта известны изменения в политическом курсе того или иного фараона, смена династий, в ходе которой на престол могло претендовать более одного человека. Вряд ли это происходило без борьбы соперничающих группировок. Протопартии (группировки, течения, организации) возникают одновременно с появлением политики как определенной сферы человеческой деятельности. Они возникают вследствие социальной неоднородности населения, результатом чего является различие интересов и взглядов на цели деятельности государственных органов и методы властвования, и структурируют политический процесс. Протопартии как некие политические формирования, возникнув в глубокой древности, существуют и в более поздние эпохи. Естественно, партии как некий политический институт не исчезают с прекращением существования Древнеримского государства. При дворах средневековых монархов (причем как в Европе, так и в Азии) образуются группировки, стремящиеся оказать влияние на политику правителей. Религия тесно переплетается с политикой. Утверждение единой церкви в Западной Европе с Папой Римским во главе в раннем Средневековье оказывает серьезное влияние на становление государств в этом регионе и на межгосударственные отношения. В Византии взаимоотношения церкви и императора также оказывают существенное влияние на укрепление или ослабление государства. Арабский халифат с самого начала выстраивается как форма исламской государственности. Халиф в переводе с арабского означает "заместитель", имеется в виду заместитель пророка Мухаммеда на земле. Первый же раскол в единой, как объявлялось, мусульманской общине произошел уже в VII в. в ходе борьбы за признание халифом (носителем верховной духовной и светской власти) разных претендентов. Ряд сподвижников Мухаммеда сочли присягу Абу Бекру как халифу незаконной и потребовали признать халифом Али. Движение за передачу власти Али, а после его убийства его потомкам - Алидам - и превратилось в течение шиитов внутри ислама (от арабского слова "аш-ши'а", что означает "приверженцы", "партия", "фракция"). В связи с этим неудивительно, что в поздней Римской империи и затем на протяжении почти всего Средневековья в Европе различные религиозные течения (чаще всего именуемые официальной церковью ересями) приобретают характер политической оппозиции. Особенно ярко это проявляется в период реформации (XVI в.). Так, во Франции гугеноты (протестанты) превратились в XVI в. во влиятельную политическую силу. Кое-где протестанты пришли к власти и заняли господствующее положение. Например, в 1536 г. генеральный совет Женевы объявил этот город республикой, разорвав связи с католическим герцогством Савойским, и тут же пригласил к себе Ж. Кальвина, объявив о намерении превратить Женеву в "протестантский Рим". Вместе с тем развивались и политические движения, не имевшие явно выраженной религиозной окраски. Примером служат гвельфы и гибеллины в Италии в XI - XIV вв. Гвельфы выражали прежде всего интересы купечества и ремесленников. Они стремились к утверждению независимости городов-республик от императоров Священной Римской империи и пользовались в этом отношении покровительством римских пап. В свою очередь гвельфы поддерживали римских пап в их борьбе с императорами. Гвельфам противостояли гибеллины, которые держали сторону императоров в их противоборстве с папами. Первоначально гибеллинами были преимущественно представители феодальной знати, их не устраивал гвельфский республиканизм, влекший за собой ограничение их привилегий, в дальнейшем социальный состав движения менялся в зависимости от местных условий. Гибеллины и гвельфы действовали как на общеимперском уровне (хотя и территориальное распространение их сторонников не выходило в целом за пределы Италии), так и на уровне отдельных городов. В то же время еще и в XVII столетии политические движения имеют религиозную окраску. В частности, в Англии парламентскую оппозицию королевской власти в эту эпоху представляли пуритане (одно из протестантских течений), которых прозвали "круглоголовыми" из-за прически (они стриглись "под гребенку"). Им противостояли роялисты, именовавшиеся кавалерами (у них в моде были длинные волосы и борода-эспаньолка). В ходе развития революции пуритане разделились на пресвитериан и индепендентов. Пресвитериане заняли наиболее умеренные позиции, стремясь только к некоторому ограничению королевской власти со стороны парламента. Индепенденты колебались в своих требованиях между ограниченной монархией и республикой. Собственно, в названиях этих группировок отразились прежде всего их конфессионально-организационные взгляды. Пресвитериане полагали необходимым упразднить епископат, но допускали сохранение единой централизованно и иерархично организованной церкви, в которой видную роль должны играть пресвитеры. Индепенденты (независимые) выступали за полную независимость и самоуправление общин верующих, т. е. за ликвидацию централизованной и подчиненной диктату короля англиканской церкви. Правда, дальнейшее развитие революции привело к выделению группировок скорее по чисто политическому, чем по религиозному признаку. Индепенденты разделились на грандов и левеллеров (уравнителей). Гранды готовы были к сохранению монархии и только под давлением левеллеров, с одной стороны, а также вследствие неуступчивости короля - с другой, выступили за установление республики. При этом они были сторонниками высокого имущественного ценза для участия в выборах в парламент. Левеллеры были убежденными республиканцами и отрицали необходимость избирательного ценза, выступая за равноправие граждан. Затем от левеллеров откололась группировка диггеров (копателей), добиваясь не только равноправия граждан, но и социальных преобразований в пользу неимущих, в том числе занятия пустующих земель бедняками для обработки, т. е. вскапывания (отсюда и название - копатели) с целью добывания средств к существованию. После реставрации монархии в Англии (1660 г.) складываются новые парламентские группировки, которые существуют и дальше: виги и тори. Виги считались преемниками "круглоголовых", выступали за укрепление парламента, установление гарантий личной свободы. Изгнание Иакова II ("Славная революция") было подготовлено вигами. Вигам противостояла правая парламентская группировка тори. Виги и тори были вначале не имевшими четкой организационной структуры объединениями депутатов. На протяжении XVIII и начала XIX в. их сплоченность и организованность возрастали. Виги преобразовались в партию либералов в первой четверти XIX в., а тори стали называться консерваторами на рубеже 30 - 40-х гг. XIX в. Однако внепарламентская структура и той и другой партий стала складываться только после очередной реформы избирательного права 1867 г., несколько расширившей круг избирателей. С этим периодом можно связывать их складывание в политические партии в современном смысле этого слова. Сложившиеся в годы Великой французской революции политические группировки с самого начала не имели никакой религиозной окраски. При этом они сразу же создавались не только как группировки депутатов в коллегиальных представительных органах, но и как клубы, в которых в ходе открытых дискуссий вырабатывалась их идеология и политическая ориентация. Однако от современных политических партий такие партии-клубы отличала организационная аморфность. Примечательно, что опыту работы именно общегосударственных французских представительных коллегиальных органов конца XVIII столетия мы обязаны появлением современной терминологии "правые", "левые", "центр". Депутаты, представляющие группировки с крайними взглядами, рассаживались с правой и левой сторон амфитеатра. А их соседями были депутаты с более умеренными взглядами, размещавшимися соответственно правее и левее крайних, и так до центральной части амфитеатра. В некоторых странах в конце XVIII в. создаются партии с более или менее стройной организационной структурой, но они, как правило, существовали недолго. Так, в Польше в 1791 г. было создано Объединение друзей конституции, в которое вошли депутаты Сейма и внепарламентские политики. Однако все же круг участников этой группы был не очень широк, да и времени для развертывания деятельности история отпустила ей немного. В Соединенных Штатах Америки различные группировки и политические течения возникали в ходе войны за независимость и разработки Конституции. Однако это были протопартии. Вообще в это время сохранялось еще отрицательное отношение к политическим партиям, о чем уже говорилось выше. Последовательным противником политических партий вообще был, например, такой авторитетный деятель, как Дж. Вашингтон. И все же в 90-е гг. XVIII в. образуются группировки, конкурирующие между собой на выборах. Вместе с тем эти группировки были довольно неустойчивы, организационно слабо оформлены, не было у них постоянного электората, в их работе участвовал лишь небольшой круг политиков. Партии пользовались небольшим влиянием на местных выборах. Лишь с середины 20-х гг. XIX в. начинается постепенное партийное строительство снизу, а первые национальные съезды по выдвижению партийных кандидатов проходят в 30-е гг. того же столетия. Таким путем постепенно складываются современные политические партии США. В России, как и в других государствах, на разных этапах ее истории существовали различные политические группировки, стремящиеся оказать влияние на принятие властных решений. В отдельные исторические периоды обнаруживались наиболее благоприятные условия для проявления политической активности таких группировок. Например, в 1730 г. Верховный тайный совет пригласил занять российский трон Анну Иоанновну. Были подготовлены в письменном виде условия ("Кондиции"), приняв которые Анна могла занять престол. Эти условия, составленные с учетом недавнего (для того времени) шведского опыта, предусматривали ограничение монаршей власти в пользу олигархического Верховного тайного совета. Анна согласилась их подписать. Известие о "Кондициях" всколыхнуло политическую жизнь. В среде дворянства образовалось политическое движение, которое поддержало ограничение царской власти, но выступало за учреждение представляющего широкие круги дворянства органа, который бы ограничивал не только власть императрицы, но и всесилие Верховного тайного совета. Однако наиболее мощным было движение части дворянства, поддерживающего абсолютную монархию и ратующего за отказ Анны от "Кондиций". При поддержке этого движения Анна отказалась от навязанных ей условий ("разодрала Кондиции"). Политические партии в современном понимании стали возникать в России в 80 - 90-е гг. XIX в. (на том этапе нелегально). Бум партийного строительства наблюдался в ходе революции 1905 - 1907 гг. Партии активно участвовали в выборах в Государственную Думу и избираемую часть (по куриям) Государственного Совета. В революционный период были созданы десятки партий, однако значительная их часть, не обладая кадровыми, организационными и финансовыми ресурсами, прекратила свое существование после спада революционного движения. И все же наиболее авторитетные партии остались и активно действовали. Продолжилось создание и переформирование партий в 1917 - 1918 гг. Фактически на партийной основе формировались временные правительства в период с февраля по октябрь 1917 г. Ряд существовавших тогда партий принимал участие в работе Советов. Так, в состав Центрального исполнительного комитета, сформированного на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (25 - 27 октября 1917 г.), вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов и 4 представителя других левых групп. II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (26 ноября - 10 декабря 1917 г.) избрал Исполком в составе 81 левого эсера, 20 большевиков, 1 эсера-максималиста и 6 беспартийных. Левые эсеры наряду с большевиками входили в правительство с начала декабря 1917 г. по март 1918 г. В дальнейшем взаимоотношения большевиков с другими партиями складывались неоднозначно. Так, в 1917 г. была запрещена конституционно-демократическая партия (представители этой партии не избирались в Советы), правда, лишь после того, как партия открыто поддержала антисоветское вооруженное восстание на Дону. Партии меньшевиков и левых эсеров, выступившие с оружием в руках или поддержавшие такие выступления, были запрещены в 1918 г., однако уже в 1919 г. эти и некоторые другие ранее запрещенные партии были легализованы в советской России и вновь приняли участие в работе Советов и некоторых других органов власти. Аналогичным образом ситуация складывалась и в других советских республиках. Например, в июле 1920 г. было принято решение о введении в состав Белревкома (Белорусского ревкома) Белорусской партии социалистов революционеров (эсеров). После 1922 г. среди делегатов съездов Советов уже не встречаются представители каких-либо партий, кроме коммунистической, нет сведений о деятельности таких партий и вне Советов, хотя, по воспоминаниям, до 1926 г. в Москве легально существовал клуб анархистов. Таким образом, отсутствие современных партий в периоды истории до XIX в. не означает, что функций, присущих современным партиям, в то время попросту не было, или же они никем не осуществлялись. На протяжении всей истории человечества и до XIX столетия в политической жизни действовали группировки или религиозные организации, которые и брали на себя выполнение функций современных партий. При этом они могли называться партиями, но нам необходимо выделить то, что их отличает от современных партий, с тем, чтобы не было путаницы. Группировки, например, отличались от современных партий отсутствием четкой организационной структуры, более или менее долговременной программы действий. Обычно группировки возникали для достижения какой-либо достаточно конкретной цели (целей), представляя собой скорее аморфное политическое движение сторонников данной цели, а не организацию с достаточно стабильным составом и программой, для которой конкретные цели становятся в соответствие с реализацией общей более или менее четкой программы. Чаще всего группировки сплачивались вокруг определенного лидера. Следует отметить, что многие современные партии образовались на базе существовавших ранее группировок и сохраняют отдельные сходные с ними черты (например, отсутствие долговременной хорошо разработанной и довольно четкой идеологической программы). Но в ходе эволюции у этих группировок появляются черты, позволяющие отнести их к современным партиям (достаточно стройная структура, определенная идеологическая и политическая платформа, хотя и не всегда документально оформленная, и т. д.). Религиозные организации по степени институциализации часто не уступали современным партиям, однако их политическая деятельность тесно переплетается с религиозной. В зависимости от ситуации на первый план выдвигалось решение конфессиональными организациями либо политических, либо чисто религиозных задач. При этом и политические задачи выступали в религиозной оболочке. Например, в Европе в Средние века подавляющее большинство политических движений приобретали религиозную окраску. Но как бы то ни было собственно политический момент в определенной степени растворялся в религии. И это отличает от современных партий религиозные организации, поскольку для партий характерен примат политики, но при этом и сегодня известны партии, опирающиеся на конфессиональную идеологию. Такие партии лишь закладывают в основу своих идеологических позиций определенные религиозные ценности, но отнюдь не занимаются религиозной деятельностью; религиозный момент у них целиком политизируется. Стоит подчеркнуть, что появление современных партий привело к падению роли группировок и религиозных организаций в политической жизни (некоторые из них превратились в современные партии), однако полностью они не исчезли. Появление и развитие современных политических партий повлекло за собой складывание партийных систем. Определение партийной системы. Партийная система представляет собой некую целостность, образуемую деятельностью всех (конкурирующих и сотрудничающих между собой) партий данной страны, которая характеризуется, во-первых, общим количеством партий, во-вторых, условиями, в которых они действуют, и, в-третьих, реальными возможностями, имеющимися у каких-либо партий для того, чтобы стать правящей (правящими), т. е. сформировать правительство. Обратим внимание на то, что все три приведенные выше признака являются определяющими. Конечно, бывают государства, в которых действуют партии, но правительство формируется не на партийной основе. В XX - XXI вв. это свидетельствует как о незрелости партийной системы, так и о неразвитости современной государственности. Как представляется, так называемый кризис политических партий, о котором много говорят политологи в развитых странах на рубеже XX - XXI вв., скорее является кризисом нынешних партий, не сумевших достойным образом перестроиться в современной ситуации или неверно определивших пути своей перестройки, чем о кризисе партий как политического института. И даже в этих условиях широко обсуждаемого кризиса партий пока не нашлось ни одной организации в демократическом обществе, которая бы взяла на себя в полной мере роль партий в борьбе за власть, осуществление власти и воздействие на осуществление власти в качестве оппозиционной силы. Один из крупнейших французских деятелей XX столетия Ш. де Голль в целом негативно относился к политическим партиям, считая, что они вносят раскол в единство общества и тем самым затрудняют управление. Он надеялся, что созданная им модель V Республики, нашедшая отражение в Конституции Франции 1958 г., позволит ему организовать государственное управление без партий. В то же время он не намеревался запретить партии вообще, понимая, что это нарушение принципов демократии, на разрушение которых он вовсе не был ориентирован. Поэтому свободное создание партий провозглашается в Конституции 1958 г., но упоминаются они только в одной статье Основного Закона. Вместе с тем жизнь показала, что в современном демократическом обществе партии - неотъемлемая часть механизма осуществления власти. Ввиду этого партии во Франции не только не прекратили существования, но и была образована партия, поддерживавшая политику Ш. де Голля (существует и активно действует до настоящего времени). В нашей стране начало восстановления многопартийности было положено в 1987 - 1988 гг., когда еще до отмены ст. 6 Конституции Советского Союза 1977 г., закреплявшей руководящую роль Компартии, начали постепенно формироваться на базе неформальных объединений граждан, провозглашаться и легально действовать политические партии, не связывающие себя с Коммунистической партией Советского Союза (КПСС) и даже противостоящие ей. Правда, большинство создаваемых организаций назывались клубами, фронтами, движениями, обществами, коалициями и т. п., и лишь единицы прямо заявляли о себе как о политических партиях (примеры: Демократический союз, провозгласивший свое учреждение в мае 1988 г., Пролетарская коммунистическая партия СССР, созданная в октябре 1988 г., Национально-демократическая партия, образованная рядом выходцев из Демократического союза и активистов общества "Память" летом 1989 г.). Большинство партий действовало полулегально, поскольку, хотя официального запрета на деятельность других, кроме КПСС, партий не было, создание партий с конца 20-х гг. XX в. рассматривалось как антисоветская деятельность и преследовалось. Однако в конце 80-х гг. XX столетия каких-либо действий по прекращению деятельности таких неформальных партий не предпринималось. Следующий этап в становлении политического плюрализма начался в 1990 г. с отменой ст. 6 Конституции СССР (провозглашавшей руководящую роль КПСС) и принятием Закона СССР "Об общественных объединениях", предусмотревшего порядок создания и регистрации партий (вступил в силу с 1 января 1991 г.). В этот период наблюдается настоящий бум создания партий. Но большинство партий оказались однодневками. Этот период характеризуется также ростом политиканства и демагогии, стремлением ряда деятелей использовать вновь создаваемые партии в целях улучшения личного материального положения. В то же время большинство партий практически не принимает участия в выборах, не образует устойчивых фракций в представительных органах. Все это сопровождается ростом недоверия к политическим партиям. Третий этап в становлении партийной системы связан с началом работы Государственной Думы в 1994 г. В ней были сформированы партийные фракции, на базе некоторых избирательных блоков (Явлинский - Болдырев - Лукин, "Выбор России") начинают формироваться партии. В то же время Президент РФ подчеркивает свою внепартийность, партии малозаметны в региональных и муниципальных выборах, число депутатов от партий в региональных парламентах и представительных органах местного самоуправления незначительно, Совет Федерации в 1996 г. отклоняет принятый Государственной Думой Федеральный закон "О политических партиях". И все же именно в данный период в общественном сознании утверждается представление о партиях как о важном участнике политического процесса. Свидетельством тому служит голосование на выборах депутатов Государственной Думы, когда пятипроцентный барьер преодолевают только партии или организации, похожие на партии, из нескольких десятков избирательных объединений (в избирательном законодательстве в 1995 г. термин "политическая партия" вообще отсутствовал), несмотря на сохраняющееся недоверие к политическим партиям у значительной части населения, судя по социологическим опросам. И, наконец, четвертый этап ознаменовался вступлением в силу Федерального закона "О политических партиях" в 2001 г. (два положения этого Закона вступили в силу позже). Указанный Федеральный закон создает стимулы для партийного строительства. Однако вряд ли увенчается успехом насаждение партий сверху, если не будет встречного движения - партийного строительства снизу, поскольку партии являются одним из институтов гражданского общества. Разновидности партийных систем. Исходя из определения партийной системы, представляется возможным классифицировать партийные системы следующим образом. Выделяются свободно складывающиеся и принудительные партийные системы. Функционирование и тех и других регулируется правом. Однако свободно складывающиеся партийные системы существуют в том случае, если законодательство допускает легальную деятельность практически любых партий, за исключением тех, которые выступают за насильственное ниспровержение конституционного строя. Принудительные системы, наоборот, существуют в том случае, если законодательство допускает легальную деятельность только четко обозначенных партий. Чаще всего в принудительных партийных системах бывает только одна легальная партия, хотя бывает и несколько. Для определения характера свободно складывающейся партийной системы требуется время (чаще всего более десяти лет). Имеются следующие виды свободно складывающихся партийных систем. Во-первых, собственно многопартийные системы. В странах с такими партийными системами действует значительное количество партий, среди которых, правда, выделяется несколько (4 - 7) наиболее влиятельных партий, которые оказывают реальное воздействие на деятельность различных органов государства, на формирование и реализацию политического курса государства как внутри страны, так и на международной арене. В таких условиях партии из числа наиболее влиятельных время от времени сменяют друг друга на посту правящей (но четкой последовательности не наблюдается) либо самостоятельно, либо в коалиции, однако устойчивых коалиций нет. Некоторые из наиболее влиятельных партий не участвуют в формировании правительства, но представляют собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики. Стран с такими партийными системами сравнительно немного. В качестве примера можно привести Италию после 1963 г. (когда Христианско-демократическая партия утратила монопольно господствующее положение) по настоящее время, Португалию с 1974 г. до 90-х гг. XX столетия, когда проявилась тенденция к складыванию двухпартийной системы, Бразилию с 1979 г. по настоящее время. Во-вторых, многопартийные системы с одной доминирующей партией. Как уже отмечалось выше, в рамках свободно складывающихся партийных систем могут создаться условия, когда доминирует в парламенте и формулирует правительство одна партия. А другие при этом выступают как сотрудничающие или оппозиционные. Но такое положение, естественно, складывается в результате преобладающего влияния одной партии без законодательного закрепления ее монопольного господства и может изменяться, если партия перестанет отвечать требованиям, предъявляемым к правящей партии, или изменятся обстоятельства, что требует прихода к власти других партий, или усилятся позиции других партий. Например, в Италии со второй половины 40-х гг. до 1963 г. господствующей партией была Христианско-демократическая партия. Затем она утратила свое монопольное господство, хотя остается одной из крупнейших и влиятельнейших партий, занимая видное положение в правительственных коалициях. В Мексике одна партия сохраняла доминирующее положение в течение более длительного времени. На протяжении 70 лет (с 1930 по 2000 г.) президентом Мексиканских Соединенных Штатов регулярно избирался представитель одной и той же партии - Институционно-революционной <2>. И только в 2000 г. на президентских выборах победил кандидат Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Мексика - президентская республика, и соответственно в ней вся исполнительная власть принадлежит президенту. В течение весьма длительного времени, хотя и с перерывами, правительство Индии (парламентарной республики) формировалось партией "Индийский национальный конгресс". Вместе с тем и сегодня есть страны, представляющие собой примеры такой партийной системы. Например, в Швеции с 1932 г. (с непродолжительными перерывами) правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия Швеции, в Японии с середины 50-х гг. XX в. у власти стоит Либерально-демократическая партия. -------------------------------- <2> Партия была создана в 1929 г. под наименованием Национально-революционной партии. В 1938 г. она была переименована в Партию мексиканской революции, а в 1946 г. получила нынешнее название.

В-третьих, двухпартийные системы. Такие системы характеризуются наличием двух крупнейших партий, которые по очереди сменяют друг друга у власти, причем, когда у власти находится одна партия, вторая является ведущей партией оппозиции. Вместе с тем кроме этих двух существуют и другие партии. С течением времени на смену одной из крупнейших партий может прийти какая-либо еще. Например, в Великобритании в XIX в. и в начале XX столетия двумя крупнейшими партиями являлись Консервативная <3> и Либеральная. В XX в. Либеральную партию сменила Лейбористская, однако двухпартийная система сохранилась. Другим примером двухпартийной системы является партийная система США, основу которой составляют Республиканская и Демократическая партии, представляющие собой в настоящее время единственных реальных претендентов на власть. -------------------------------- <3> Официальное название Консервативной партии - Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций.

В-четвертых, двухблоковые партийные системы. Они во многом сходны с двухпартийными системами по своим характерным чертам. Главным отличием является то, что противоборствующими силами оказываются не крупнейшие партии, а партийные коалиции. Это вызвано тем, что ни одна партия самостоятельно не в состоянии добиться достаточной поддержки избирателей, чтобы самостоятельно сформировать правительство, поэтому партии в соответствии со своей политической ориентацией и идеологическими установками объединяются для того, чтобы совместными усилиями увеличить свое влияние. При этом такие конкурирующие коалиции сохраняются почти в неизменном составе на протяжении довольно длительного времени. Вместе с тем тот факт, что на политической арене выступают не отдельные партии, а партийные союзы, накладывает существенный отпечаток на партийную систему, поскольку здесь важны не только действия соперничающих блоков, но и взаимоотношения между партиями внутри коалиций. Ряд партий действует вне блоков. Такая партийная система сложилась, например, в Нидерландах. Встречаются и такие партийные системы, в которых двумя основными соперничающими силами выступают, с одной стороны, партия, а с другой - партийный блок (учитывая, что помимо этих двух основных сил имеются и другие партии). В результате этого партийная система приобретает черты двухпартийной и двухблоковой. Так, в Австралии Национальная (в течение длительного времени она именовалась Сельской) и Либеральная партии составляют относительно постоянный союз, противостоящий Лейбористской партии. В мировой практике известны так называемые двух-с-половиной-партийные системы. Эти системы характеризуются тем, что в них ни одна из двух крупнейших соперничающих партий не может прийти к власти, если не вступит в коалицию с третьей, сравнительно небольшой партией, без союза с которой ни одна из них не располагает необходимым большинством. В ФРГ, в частности, после Второй мировой войны до настоящего времени крупнейшими политическими силами являются Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) <4>, а небольшая партия, союз с которой с 1969 г. до начала 90-х гг. XX столетия обеспечивал приход к власти одной из крупнейших сил, - это Свободная демократическая партия (СвДП). Двух-с-половиной-партийная система в ФРГ существовала с 1969 г. до начала 1990-х гг. С 1969 по 1982 г. у власти находилась коалиция СДПГ и СвДП. Выход из коалиции СвДП привел к смене правительства. -------------------------------- <4> ХСС занимает сходные политические позиции с ХДС. Одно из основных различий между этими партиями состоит в том, что ХДС действует на всей территории ФРГ, деятельность же ХСС ограничивается Баварией.

После 1983 г. и до 1990 г. правящей являлась коалиция ХДС/ХСС и СвДП. В 1990 г. выборы в бундестаг проходили уже в объединенной Германии, что в определенной степени повлияло и на партийный состав федерального законодательного органа. В него не прошли "Зеленые" (заседали в бундестаге в 1983 - 1990 гг.), зато были избраны представители "Союза-90" (создан на базе движения правозащитников 1989 - 1990 гг., содействовавшего мирному объединению Германии) и Партии демократического социализма (ПДС). Правительство сформировали ХДС/ХСС. На выборах 1994 г. ХДС/ХСС сохранили главенствующее положение. А на выборах 1998 г. относительное большинство голосов получила СДПГ, которая сформировала правительство в коалиции с партией "Союз-90/Зеленые" (в 1993 г. "Зеленые" и "Союз-90" объединились в одну партию и в таком составе прошли в бундестаг на выборах 1994 г.). На выборах 2002 г. СДПГ подтвердила свою победу, хотя на следующих выборах в бундестаг в 2006 г. она уступила христианским демократам (ХДС/ХСС). Таким образом, можно сказать, что в ФРГ наметилась тенденция на рубеже XX и XXI вв. к переходу к двухблоковой партийной системе. С течением времени партийная система в одной и той же стране может изменяться. Такие изменения можно проследить на примере V Республики во Франции, установленной в 1958 г. С 1958 по 1974 г. существовала многопартийная система с одной господствующей партией, в качестве которой выступала голлистская партия, называвшаяся первоначально Союзом в защиту новой республики, с 1968 г. - Союзом демократов за республику, а с 1976 г. эта партия взяла новое название - Объединение в поддержку республики. С 1974 по 1986 г. во Франции существовала двухблоковая система. Во время президентства В. Жискар д'Эстэна (1974 - 1981) у власти находилась коалиция голлистской и жискаровской (Союз за французскую демократию) партий. Союз за французскую демократию окончательно оформился в 1978 г. на основе объединения Республиканской партии, Центра социальных демократий и Партии радикалов и радикал-социалистов (правые радикалы). В оппозиции этому блоку находился блок левых сил, в который вошли Французская партия, Французская коммунистическая партия и Партия левых радикалов. В 1981 г. на президентских выборах победил кандидат блока левых сил - лидер Французской социалистической партии Ф. Миттеран. В правительство вошли социалисты и представители компартии. Однако позже блок левых сил распался (при этом правый блок после 1981 г. не действовал постоянно), а после победы Ф. Миттерана на президентских выборах 1988 г. соцпартия стала превращаться в единственную господствующую партию. Однако в 1995 г. на выборах победил кандидат голлистской партии Ж. Ширак. Он еще раз был избран президентом в 2002 г., а в 2007 г. президентом стал его однопартиец Н. Саркози. Правда, в течение некоторого времени президентства Ж. Ширака большинство в Национальном Собрании (нижняя палата парламента) принадлежало левым, поэтому он вынужден был назначить премьер-министром социалиста. Этот период именуется сосуществованием (имеется в виду сосуществование традиционно конкурирующих партий в рамках исполнительной ветви власти). Такое же сосуществование, хотя и менее продолжительное по времени, было в конце первого президентского срока Ф. Миттерана (тогда правительство формировали правые). Возможно, во Франции складывается двухпартийная система, но только будущее покажет, сможет она сложиться или нет. В-пятых, свободно складывающаяся однопартийная система. Следует отметить, что такие системы встречаются крайне редко, да и в основном в развивающихся странах, где неразвитость современных социальных общностей ведет к отсутствию активного создания различных партий даже при формальном разрешении многопартийности. Примером служит Кот-д'Ивуар. Конституция этой страны практически дословно воспроизводит ст. 4 Конституции Франции 1958 г., в которой провозглашается свобода создания и деятельности партий и партийных группировок. Вместе с тем в отличие от Франции в Кот-д'Ивуаре в течение длительного времени существовала только одна легальная партия (она же являлась правящей). В странах Тропической Африки и некоторых странах Азии современные классы и социальные группы еще до конца не образовались, поэтому социальными общностями, на которые опираются организации, называющие себя партиями, являются этнические и этнорелигиозные группы и кланы. В странах с пестрым этническим составом и с оформившимися кланами может наблюдаться многопартийность. В случае проведения выборов каждая из таких партий получает столько процентов голосов избирателей, сколько процентов в общей численности населения составляет количество представителей той или иной этнической, этнорелигиозной группы или клана. Встречающиеся отклонения в ту или другую сторону не бывают значительными. Руководители таких партий могут вполне искренне стремиться к построению капитализма, рыночной демократии, африканского, мусульманского или демократического социализма, но поддержку они получают как лидеры, представляющие интересы определенной этнической, этнорелигиозной группы или клана, поскольку гарантию своего благосостояния эта группа или клан видят в том, что у власти стоят именно ее/его лидеры вне зависимости от их политической ориентации. Поэтому партии в таких странах довольно легко меняют свою политическую ориентацию, а если партия правящая, то меняется и политическая ориентация государства, не рискуя при этом потерять свою социальную опору. Во многих странах Тропической Африки понимание многопартийности весьма специфично. Например, в Замбии в начале 90-х гг. XX в. на общей волне демократизации политической жизни, прокатившейся не только по Африке, но и по другим регионам мира, был снят запрет на деятельность иных, кроме правящей, политических партий и проведены президентские выборы на многопартийной основе. На этих выборах победил лидер оппозиционного Движения за многопартийную демократию. Но уже в середине 90-х гг. тот же Президент - лидер Движения за многопартийную демократию издавал акты и отдавал распоряжения, направленные на то, чтобы воспрепятствовать участию в выборах экс-президента Замбии К. Каунды и максимально ограничить деятельность возглавляемой К. Каундой партии. Обратим внимание на то, что в федеративных государствах партийные системы на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации могут различаться. Партии, являющиеся оппозиционными на федеральном уровне (или вообще не представленные в федеральном парламенте), могут быть правящими в отдельных субъектах федерации. Многочисленные примеры этого имеются и в ФРГ, и в Мексике, и в Канаде, и в Индии и т. д. При этом такие партии могут доминировать в субъекте федерации на протяжении длительного времени вне зависимости от характера партийной системы на федеральном уровне. Например, выше уже рассматривалась партийная система ФРГ, а в одной из земель - в Баварии - на протяжении десятилетий сохранялась партийная система с одной доминирующей парией (ХСС). Принудительные партийные системы бывают следующих видов. Во-первых, однопартийные системы. Довольно распространенный вид принудительных партийных систем, хотя на рубеже XX и XXI вв. от однопартийности отказались многие страны. В рамках такой системы обычно запрещается деятельность всех, кроме одной, политических партий. Правда, иногда формального запрета может и не быть, но на практике государство не допускает существования других партий. В такой партийной системе единственная легальная партия (она же правящая) постепенно сращивается с государством. В некоторых странах партия превращается в придаток государства. В Гане, например, в феврале 1990 г. был издан правительственный Декрет о роспуске правящей партии и о создании новой. Во-вторых, многопартийные системы с одной господствующей партией без легальной оппозиции. Такие партийные системы во многом сходны с однопартийными системами, поскольку, несмотря на многопартийность, законодательно закрепляется руководящая роль единственной партии. Тем не менее наличие нескольких партий создает условия для определенного плюрализма, хотя от партий требуется признание руководящей роли одной правящей партии. Такие партийные системы существовали, например, во всех странах, именовавших себя социалистическими, где сохранилось в свое время более одной партии. Однако в 1989 - 1990 гг. в ряде социалистических стран положение изменилось. Так, в Чехословакии, Польше и других странах принудительные системы были заменены свободно складывающимися, а затем страны Восточной Европы и вовсе перестали называть себя социалистическими. В некоторых государствах (Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике [КНДР]) принудительные партийные системы сохраняются и в настоящее время. При этом, конечно, возможности плюрализма основательнее в тех странах, где негосподствующие партии пользуются самостоятельностью. В КНДР, например, две негосподствующие партии (Социал-демократическая и Чхондоге-Ченудан) существуют лишь номинально в лице своих руководящих органов и под жестким контролем государства. В данных условиях плюрализм не может существовать даже в малой степени. В-третьих, многопартийные системы с допуском легальной оппозиции. Такие партийные системы включают не только правящую и поддерживающие ее партии, но и некоторые оппозиционные легальные партии, хотя оппозиция, как правило, ставится в жесткие рамки с ограниченными возможностями. Однако разрешение деятельности оппозиции, хотя и с ограничениями, создает некоторые условия для плюрализма. Но, естественно, здесь наблюдаются ограничения демократии. Так, в Бразилии в период с 1968 по 1979 г. существовала принудительная двухпартийная система. Законодательно была разрешена деятельность только двух партий - Альянс национального обновления и Бразильское демократическое движение. Первая из них была проправительственная, и ее представители занимали большинство мест в парламенте. Правящей в полном смысле этого слова ее нельзя было назвать, поскольку на избрание Президента, которому принадлежала исполнительная власть, в то время больше влияния оказывали военные, а не какая-либо партия. Однако указанная партия поддерживала правительство и его основные мероприятия. Бразильское демократическое движение выступало в качестве легальной оппозиционной партии. Партийные системы и избирательные системы. Вряд ли можно с полным основанием сказать, что какому-либо виду избирательной системы соответствует вполне определенный вид партийной системы. Иногда в подтверждение точки зрения, что мажоритарной избирательной системе соответствует двухпартийная система, приводят в пример Великобританию и США. Однако Португалия, например, использующая уже на протяжении более четверти века пропорциональную избирательную систему на парламентских выборах, начала переход от собственно многопартийной системы, когда на протяжении более десяти лет четыре крупнейшие партии по одиночке или в составе различных блоков формировали правительство, к двухпартийной системе, не меняя не только самой избирательной системы, но и даже ее разновидности. А в Швеции, где применяется пропорциональная избирательная система, на протяжении ряда десятилетий у власти стояла (и стоит) одна партия, т. е. налицо многопартийная система с одной доминирующей партией. В Индии же на протяжении ряда десятилетий XX в. также существовала на федеральном уровне многопартийная система с одной доминирующей партией, но в условиях мажоритарной избирательной системы относительного большинства. В ФРГ на выборах в бундестаг применяется как мажоритарная, так и пропорциональная избирательная система, и партийная система эволюционирует от двух-с-половиной к двухблоковой. А в Мексике при использовании сходного сочетания мажоритарной и пропорциональной систем на выборах в Палату Депутатов на протяжении последней четверти века вплоть до 2000 г. сохранялась многопартийность с одной доминирующей партией (правда, Мексика - президентская республика, а ФРГ - парламентарная). В России партийная система, несмотря на почти 20-летнюю историю восстановления многопартийности, пока еще не сложилась, поскольку правительство в нашем отечестве на протяжении всего этого же периода формируется не на партийной основе. Существуют лишь проправительственные партии, т. е. партии, которые готовы поддерживать правительство, само же правительство, хотя и может пользоваться поддержкой той или иной партии в Государственной Думе, никак с этой партией не связано. Президенты в России также не принадлежат ни к какой партии. При этом и проправительственные партии пока до сих пор менялись на каждых выборах в Государственную Думу. Так, на выборах 1993 г. проправительственной и пропрезидентской являлся блок "Выбор России". По крайней мере, в ходе социологических опросов, проведенных уже после выборов (в январе 1994 г.) от 80 до 90 процентов респондентов, сказавших, что они голосовали за "Выбор России", объяснили это тем, что они считали "Выбор России" поддерживающим Президента политическим объединением. Однако на следующих выборах в Государственную Думу (в 1995 г.) в качестве пропрезидентского (и значит, проправительственного) выступало объединение "Наш дом - Россия". Затем на выборах в Государственную Думу 1999 г. пропрезидентским было объявлено межрегиональное движение "Единство". Позже данное движение объединилось с организацией "Отечество - Вся Россия" (ОВР) в политическую партию "Единая Россия". Несмотря на преемственность этой партии и движения "Единство", в ходе слияния с ОВР и перестройки в политическую партию "Единая Россия" представляет собой новое политическое формирование. Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы в качестве пропрезидентской (и проправительственной) выступала уже новая политическая партия. Не исключено, что на выборах в Государственную Думу в 2007 г. в качестве пропрезидентской (и соответственно проправительственной) будет позиционироваться опять новая политическая партия. В частности, на эту роль не просто претендует, но и сделала весьма серьезную заявку партия "Справедливая Россия". Итак, партийной системе России еще предстоит сложиться. Возможно, новые шаги в этом направлении будут связаны с выборами депутатов Государственной Думы в 2007 г. и выборами Президента России в 2008 г. и последующей политической практикой.

Название документа