Перспективы приграничного сотрудничества России и Китая. Региональный аспект
(Макаров А. В.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 5) Текст документаПЕРСПЕКТИВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
А. В. МАКАРОВ
Макаров А. В., директор Юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Сегодня совершенно очевидно, что в Азиатско-Тихоокеанский регион перемещается центр развития мировой экономики. Геополитическое положение Читинской области, как одной из 12 приграничных территорий Сибири и Д. Востока, во многом обусловливает перспективы ее развития. Через Читинскую область проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам нашей страны, и регион по праву можно считать восточным вектором России. Сопредельной китайской территорией является Хулунбуирский аймак Автономного района внутренней Монголии (АРВМ) и провинция Хэйлунцзян на восточных рубежах, сопредельной монгольской территорией является Восточный аймак. Общая протяженность пограничной линии составляет более 1000 км. Забайкалье - регион с богатейшей территориальной, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, лесной базой. Область занимает территорию в 431,5 тыс. кв. км, свыше половины которой покрыто лесным массивом, запасы полезных ископаемых составляют 27% общероссийских запасов меди, 31% циркония, 28% молибдена, 18% титана, 16% серебра, 12% тантала, 10% ниобия <*> и по прочим параметрам имеет преимущество перед сопредельными районами Китая в природно-географическом и ресурсном потенциале. -------------------------------- <*> Карасев К., Константинов М. Демографический кризис в Читинской области // Федерализм. 2003. N 4. С. 75.
Экономические показатели российско-китайской приграничной торговли растут с каждым годом. На 2002 г. импорт составил 46077,4 тыс. USD, что в 2 раза больше, чем в 2001 г. <*>. Расширяется рыночная конъюнктура, стремительно растет товарооборот, открываются совместные предприятия и предприятия китайского капитала, увеличиваются объемы инвестиций. Взаимодействие культур проходит в различных сферах экономической и социальной жизни. Ежегодный прирост объемов взаимных поставок составляет до 10%. После принятия областной думой законов, касающихся иностранных инвестиций, значительно увеличилась доля участия китайского капитала в реальном секторе экономики, косвенно налоговых поступлениях в бюджет <**>. Реализуется ряд совместных социальных программ - строительство и оснащение объектов здравоохранения, образования, спортивно-оздоровительных комплексов, в которые вовлечены как государственные экономические структуры Китая, так и частный бизнес. Увеличивается поток граждан КНР в Читинскую область с целью туризма, обучения, работы (по данным Управления по делам миграции УВД Читинской области, в 2004 г. из числа иностранных граждан, прошедших иммиграционный контроль, 99% составили граждане КНР). -------------------------------- <*> Грибова С. Н., Улыбина Т. П., Константинова Л. Б. Приграничное сотрудничество Забайкалья: к материалам Байкальского экономического форума. Чита, 2003. <**> Forum Граница // FORUM international. 2003. N 1. С. 47.
Тем не менее исторически сложившийся невысокий уровень социально-экономического и инфраструктурного развития области определяет целый спектр проблем, затрудняющих эффективное развитие приграничного сотрудничества. По причине обособленности расположения региона по сравнению с другими субъектами РФ, в частности его отдаленности от федерального центра, возникают предпосылки формирования кризисных тенденций. Наряду с этим необходимо говорить о проблемах экономического характера, препятствующих развитию финансовых поступлений в местный бюджет, развитию отечественного бизнеса, формированию инфраструктуры, и проблемах социального характера. Демографическая ситуация в Читинской области характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью, неблагоприятностью возрастной структуры, обусловленные социально-экономическим положением, снижением уровня и качества жизни большинства семей, ростом преступности, насилия, асоциального поведения людей. Численность населения области более 10 лет имеет тенденцию к ежегодному снижению <*>. Из Забайкалья продолжается миграционный отток населения в регионы, более благоприятные с точки зрения климата и условий проживания. Чуть менее половины опрошенных в ходе социологического опроса задумываются о переезде. Слабая экономика области оказалась перед лицом развивающегося Китая, ВВП которого на рубеже веков достиг объема более 1 трлн. USD <**>. -------------------------------- <*> Филиппов С. Социологи бьют тревогу // Ресурсы Забайкалья. 2003. N 5. С. 46 - 53. <**> Китай сегодня: Бизнес-справочник. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2003. С. 464.
Проблемы приграничных китайских территорий находят зеркальное отражение во внутренних проблемах забайкальского региона, создавая дополнительные трудности. Стремительный по экономическим меркам переход от планового хозяйства к рыночной экономике, бурный экономический рост в одних регионах Китая на фоне отставания других, вступление в ВТО продолжают приводить к серьезным экономическим диспропорциям и социальным издержкам, что заставляет китайцев искать лучшей жизни за рубежом. Безработица в настоящее время является одной из самых острых социальных проблем, которая оказывает негативное влияние на все стороны жизни китайского общества. Только в трех провинциях Северо-Восточного Китая, примыкающего к российским границам, проживает 110 млн. человек <*>. Разность демографических потенциалов между обеими странами рано или поздно "сработает" в направлении выравнивания. -------------------------------- <*> Гельбрас В. Г. Китайская реальность России. М.: Муравей, 2001. С. 320.
Китайская миграция весьма неоднородна по своему культурно - образовательному и имущественному уровню <*>. Обмен российских природных ресурсов и технологий производится на китайские кредиты и рабочую силу. Все же большая часть мигрантов, составляющих иностранную рабочую силу в области, - это низкообразованные, полукриминальные и низкоквалифицированные представители восточной расы. Производство и реализация контрафактных товаров, контрабандный импорт-экспорт, незаконные финансовые операции, неуплата налогов, деятельность фирм-"однодневок" уже твердо связываются с деятельностью лиц китайской национальности и китайскими компаниями на территории области. Доходы от нелегальной деятельности практически все уходят в Китай, а России остаются убытки и социально-экономические проблемы. Экспорт в Россию низкосортных и дешевых товаров продолжается наряду с качественными и дорогими товарами, так как в области имеется большое количество бедного населения, нуждающегося в доступных по цене товарах. Производство этих товаров обеспечивает деятельность кустарных заводов в неразвитых районах Поднебесной, что очень выгодно для повышения коэффициента занятости населения, пусть даже нелегального. Очевидно, что в первую очередь теневая направленность позволяет получать большую прибыль, чем легальные формы бизнеса: изготовление фальшивых документов, браконьерство, незаконная вырубка леса, заключение браков с целью получения вида на жительство, ввоз наркотиков под видом китайских лекарств, проституция. Контрабандный ввоз товаров легко прикрывается такими легальными формами, как шоп-туризм, когда под видом багажа физических лиц из числа туристических групп доставляются коммерческие партии груза в обход таможенных обязательств и избегая сертификации товаров. Наличие на руках китайцев больших сумм денег, используемых в незаконном бизнесе на территории России, является причиной большого числа преступлений, связанных с насилием против личности. Сила и возможности китайских компаний приграничной торговли привлекают внимание китайского криминала, а слабые возможности российских компаний заставляют российский криминал искать сотрудничества с китайским - таковы тенденции нерегулируемого развития приграничных отношений. -------------------------------- <*> Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли // Проблемы Дальнего Востока. 2004. N 1. С. 87 - 115.
Контроль за происходящим осложняется слабой интеграцией китайцев в российское общество, закрытостью китайской диаспоры, языковым барьером обеих сторон <*>, проблемами узнаваемости ввиду специфических особенностей китайского этноса, недостаточной тщательности оперативно-розыскной деятельности отечественных спецслужб. Эти и многие другие факторы создают ситуации, когда по одному паспорту может спокойно проживать до 10 китайцев <**>. -------------------------------- <*> Гончаров С. Китайцы в России - кто они? // Проблемы Дальнего Востока. 2003. N 4. С. 13 - 31. <**> Портяков В. Новые китайские мигранты в России: промежуточные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2004. N 3. С. 39 - 49.
Именно поэтому для создания эффективной стратегии приграничного сотрудничества прежде всего необходимо наличие четкой нормативно-правовой базы. Несовершенство российских законов является на данный момент основным сдерживающим фактором. Юридическую фиксацию должны получить гарантии, которые позволят отечественным предпринимателям извлечь экономическую выгоду от взаимодействия с китайскими представителями. Отсутствие четкой нормативно-правовой базы послужило почвой для развития "серого" бизнеса <*>. Модель "серого бизнеса" подразумевает, что предприниматель или компания не ведет документированной финансовой отчетности по товарообороту, по сделкам купли-продажи, по обороту финансовых средств. Используя наличные деньги при совершении сделок или выписывая фальшивые накладные при сбыте товаров, они достигают своей конечной цели - уклонения от уплаты налогов. Товары реализуются через нерегулируемый рынок, а противозаконные методы валютного обмена завершают процесс товарообмена. У предпринимателя нет легального и нормального места для осуществления хозяйственной деятельности, в большинстве случаев оно меняется или базируется на рынке. Тем самым торговец платит только арендную плату, избегая различных налоговых платежей по реализации товаров. Нарушаются правила международной торговли, используются недостатки в политике и управлении, применяются различные ненормативные методы хозяйствования, сокрытие налогов, что наносит ущерб социально-экономическому развитию области. Необходимо заключение челночного бизнеса в цивилизованные рамки, контроль за вывозом контрабандной древесины, строительство перерабатывающих предприятий на территории Читинской области. -------------------------------- <*> Цзяньчжун Чжан. Анализ явлений "серого бизнеса" в народной торговле между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока. 2005. N 1. С. 69 - 80.
Разница в методах государственной политики и коэффициента участия государства в регулировании ВЭД на территории приграничья в России и Китае налицо. Приграничный г. Маньчжурия (КНР) получил статус открытости внешнему миру в 1984 г. <*> и превратился за столь непродолжительное время в город с развитой инфраструктурой, налаженными транспортными коммуникациями, развитым банковско-страховым сектором. Одной из причин развития является гибкость китайского законодательства, способного моментально реагировать на необходимость изменений. Когда агенты международной торговли сотрудничают с китайскими юридическими и физическими лицами, то в их лице всегда выступает государство, которое оказывает правовое регулирование, защиту и поддержку ВЭД федеральным и местным законодательством. -------------------------------- <*> Каханская О. Маньчжурия - как она есть // Бизнес Мост. 2003. N 8. С. 16.
Применительно к Читинской области есть основания говорить о признаках возникновения ее зависимости от КНР в экономике и превращения в сырьевой придаток Китая по мере формирования в сопредельных территориях так называемых естественных экономических территорий, позволяющих реализовать сторонам свои преимущества. К сожалению, кардинальных изменений в отечественном законодательстве по реализации приграничного сотрудничества пока не наблюдается. Прежде всего тормозом в развитии внешней торговли для российской стороны является незнание и непонимание китайского законодательства, что приводит к различного рода курьезам, развитию теневого бизнеса и быстрому экономическому краху отечественных компаний на китайском рынке. Деятельность российских предпринимателей и юридических лиц на территории Китайской Народной Республики ограничивается торгово-посредническими услугами и, как правило, носит характер бездоговорных отношений на свой личный коммерческий риск. Территориальные образования Северного Китая, граничащие с Российской Федерацией, имеют особые, отличные от южных и центральных, правовые режимы осуществления экономической деятельности для иностранных представительств и юридических лиц. Эти режимы ставят отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности со стороны России и Китая в неравные условия, в том числе и из-за отсутствия доступа к действующей нормативно-правовой базе. Объективная информация об экономике, государственном регулировании, особенностях законодательства, интересах Китая труднодоступна, а ее получение существенно затруднено. Одновременно наблюдается интенсивное изучение большого спектра российских политических и социальных явлений со стороны Китая, особенно в приграничных с ним территориях (специализирующихся на государственном устройстве, образовании, экономике, миграции и др.). Созданы специальные центры по изучению России с филиалами во всех приграничных городах северных провинций Китая. В настоящее время в Харбине зарегистрировано уже 5 учреждений, занимающихся на коммерческой основе внедрением в Китае результатов российских исследований, это: Хэйлунцзянский китайско-торговый центр научно-технического сотрудничества, Центр обслуживания торгово-экономического сотрудничества с Россией при Харбинской зоне технико-экономического освоения, Китайско-российская инкубационная база производственного сотрудничества, Центр сотрудничества с Россией в области сельскохозяйственных технологий, Центр сотрудничества с Россией в области промышленных технологий. В Харбине также дислоцированы государственные, научные (отделения Академии общественных наук КНР, филиалы столичных НИИ) и хозяйственные организации, финансируемые из Центра и в меньшей степени из провинциальных бюджетов. Динамично развивающиеся процессы двусторонних отношений требуют адекватного информационно-аналитического реагирования и с российской стороны. Необходимо создание исследовательских институтов и центров с привлечением научных и исследовательских кадров в лице синологов, экономистов, финансистов, юристов и др. для налаживания информационного диалога между двумя странами. Целесообразным является проведение регулярных семинаров по местному законодательству приграничных китайских территорий для отечественных предпринимателей, ведущих за рубежом торговую и хозяйственную деятельность; повышать правовую культуру предпринимателей; облегчать информационный обмен; расширять обмен опытом; повышать способность реагировать на неожиданные изменения в Китае; способствовать сплочению отечественных предпринимателей и фирм в неправительственные торговые союзы. Перспективно создание подобных центров в приграничных территориях РФ, по всей Транссибирской магистрали и непосредственно в Монголии и Китае. Консультационные центры будут отслеживать государственно-политическое устройство, изменения в законодательстве и давать практические рекомендации применительно к специфическим особенностям регионов, в которых они будут расположены; разрабатывать системы заблаговременного предупреждения и выправления последствий негативного характера ВЭД, что необходимо во избежание трений и возможных экономических потерь прежде всего для российских предпринимателей. Первым шагом к реализации подобного проекта в Читинской области является создание филиала Института Дальнего Востока РАН на базе Читинского государственного университета. Чем дольше мы не будем обращать внимание на формирование единой государственной политики в области проведения грамотной и последовательной политики приграничного сотрудничества, тем сильнее будет полярная разница между кризисной Россией и бурно развивающимся Китаем. В конечном счете дисбаланс приведет к потере самостоятельности в принятии решений, поскольку отстаивать интересы могут лишь равные. Чем больше экономический и социальный разрыв между странами, тем однополярнее становятся их отношения. Главное - не потерять время, иначе Китай станет для России не большим братом, а сильным соседом.
Название документа