Новое о межгосударственной интеграции

(Манов Б. Г.) ("Журнал российского права", 2005, N 9) Текст документа

НОВОЕ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Б. Г. МАНОВ

Б. Г. Манов, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Сборник статей "Правовое обеспечение межгосударственной интеграции", выпущенный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации <*>, привлекает внимание не только актуальностью темы исследования, но и тщательным подбором коллектива авторов, в который вошли профессор Ю. А. Тихомиров, профессор В. Г. Вишняков, профессор С. Ю. Кашкин, кандидат юридических наук А. О. Четвериков, кандидат юридических наук В. И. Лафитский, профессор Ю. М. Юмашев, профессор В. А. Егиазаров, доктор юридических наук Н. Г. Доронина, профессор Т. Н. Нешатаева, профессор О. И. Тиунов. Все авторы являются видными специалистами в области правового обеспечения межгосударственной интеграции. -------------------------------- <*> Правовое обеспечение межгосударственной интеграции: Сб. статей / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. И. Лафитский. М.: Изд-во "Олита", 2005. 224 с.

По мнению профессора Ю. А. Тихомирова, в современный период право России испытывает мощное воздействие со стороны международно-правовой системы. При этом процессы глобализации не должны полностью стирать национально-государственные различия, делать капитализацию единственной доминантой, ослаблять социальные аспекты развития. Межгосударственные объединения стоят в самом центре процессов интеграции, обеспечивая прогрессивное развитие как международного, так и внутригосударственного права. Межгосударственная интеграция, и прежде всего экономическая и политическая, нигде в мире не проходила безболезненно, но на постсоветском пространстве эти процессы отличаются особой запутанностью и противоречивостью. Многие авторы обозначают рассматриваемые процессы как разноуровневую, разноскоростную, многоступенчатую интеграцию. С ними нельзя не согласиться. Однако, на наш взгляд, нагромождение интегративных структур свидетельствует и об отсутствии реальной политической воли к единению. Синдром боязни "большого брата" затмевает порой реальные экономические выгоды и стремление к воссоединению многих братских народов. В сравнительно небольшой по объему работе авторам удалось осветить правовые вопросы интеграции практически всех основных интеграционных объединений современного мира: от Европейского Союза и региональной интеграции в Северной Америке до Африканского Союза и Лиги арабских государств. Однако при этом в большинстве статей особое внимание уделяется интеграционным объединениям на постсоветском пространстве, где, по нашему мнению, в центре любых интеграционных процессов должна находиться Россия с ее огромным экономическим потенциалом (около 80% совокупного ВВП стран СНГ), колоссальными золотовалютными резервами, сырьевыми ресурсами, промышленным потенциалом, еще имеющимися передовыми технологиями, интеллектуальными резервами. В рамках СНГ в зависимости от форм, темпов и направлений сотрудничества, а также взаимной заинтересованности различных государств - участников Содружества сформировались различные по составу и по уровню сотрудничества межгосударственные объединения: Содружество Независимых Государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (ЕврАзЭС); Центрально-азиатское экономическое сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (ЦАЭС); объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ); Союзное государство России и Беларуси; Единое экономическое пространство (ЕЭП) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. Комплексная структура образований на постсоветском пространстве, по мнению профессора В. Г. Вишнякова, дает простор доктринальному толкованию и позволяет говорить, в частности, о нахождении межгосударственных объединений не в составе Содружества, а в его рамках или, что еще более неопределенно с юридической точки зрения, - о развитии межгосударственных объединений "в общем русле" сотрудничества. Но такая неопределенность дает возможность выстраивать разные "модули" и "конфигурации" построения межгосударственных объединений на постсоветском пространстве. Ключевым вопросом для всех межгосударственных объединений является вопрос о суверенитете. Хотелось бы верить, что глобализация призвана сохранять суверенитет государств наряду с усилением их взаимозависимости и более тесным сочетанием национального и международного права. Однако многие авторы, особенно западные, подтачивают основу современного международного права - государственный суверенитет. Вместе с тем следует согласиться с авторами, которые пишут о том, что государство осуществляет свой суверенитет посредством деятельности международных объединений. В чем-то государство ограничивает себя, но одновременно и выигрывает, воздействуя через международные объединения на всех его участников. Передача части полномочий - не разделение власти, а ее организация, и ее особенность во взаимозависимости и сотрудничестве участников объединения. Суверенитет государства реализуется через его участие в деятельности международной организации. Суверенитет является не самоцелью, а средством обеспечения интересов государств. Оборотной стороной медали суверенитета является проблема наднациональности многих межгосударственных объединений. По мнению профессора Ю. А. Тихомирова, передача некоторых полномочий государств наднациональным структурам не означает отрицания или сужения суверенных прав. Их мандат остался главным, причем переданные полномочия компенсируются приобретением так называемых общесистемных, всеобщих полномочий. Радиус совокупного или совместного действия государств расширяется. И все же отдельные государства и их граждане болезненно относятся к ограничениям государственного суверенитета, в особенности когда это ведет к надгосударственным полномочиям. Прямым следствием надгосударственных полномочий в рамках Европейского Союза является применение принципов примата и прямого действия правопорядка Союза: "Учредительные договоры устанавливают новый правопорядок, в интересах которого государства-члены ограничивают свои суверенные права в определенных сферах общественной жизни, число которых постепенно увеличивается, и субъектами которого становятся не только государства-члены, но и их граждане. Наиболее важной отличительной чертой, характеризующей уже созданный правопорядок Сообщества, является, в первую очередь, его примат по отношению к национальным порядкам стран-членов, а также прямое действие целого ряда норм, непосредственно применяемых к ним и их гражданам" (мнение 1/91 Суда Европейского Союза от 14 декабря 1991 г.). В связи с рассмотрением вопроса наднациональности некоторых объединений на постсоветском пространстве профессор В. Г. Вишняков совершенно справедливо подметил, что международный договор не может содержать требований по изменению государственного устройства и правовой системы государства: это выходит за пределы международного права. Конституционный же акт может содержать такие требования. Соответственно международный договор не может обладать учредительной властью по созданию государства. Международный договор не может наделять создаваемую межгосударственную организацию признаками государства. Следовательно, для создания полностью легитимного Союзного государства России и Беларуси требуются референдумы народов двух стран, которые утвердят проект конституционного акта, обязательный для реализации двумя странами. Рассмотрение вопросов наднациональности в рамках межгосударственных объединений, будь то Европейский Союз или Союзное государство России и Беларуси, неизбежно наталкивает нас на такой фундаментальный вопрос правовой науки, как соотношение международного права и внутригосударственного права. Часть 4 ст. 15 Конституции предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В современном мире приведенная формулировка оказалась чрезвычайно опасной. В условиях, когда смещаются силовые центры, и в международных отношениях возможно доминирование одной сверхдержавы, и странам СНГ следует позаботиться о защите своих внутригосударственных интересов как в рамках межгосударственных объединений, так и вне их. Следует поддержать точку зрения, в соответствии с которой внутригосударственные правовые системы опираются прежде всего на конституции государств, конституционные нормы являются приоритетными по отношению к международным нормам, регулирующим деятельность международной организации. Конституции государств определяют процедуры прохождения международных актов, порядок их принятия, определяют способы реализации норм международного права, сочетания различных правовых систем - международных и национальных. Большинство норм международного права не имеет собственных механизмов их реализации. Одним из наиболее важных, сквозных вопросов межгосударственной интеграции является вопрос о формах межгосударственных объединений. В Рекомендациях расширенного заседания секции публичного права Ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ "Правовые проблемы межгосударственной интеграции", включенных в Сборник статей, особо отмечается разнообразие форм участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, что ставит вопрос о необходимости координации интеграционных процессов, развивающихся с разной скоростью на разных уровнях; согласования международно-правовых, межгосударственных и национальных интересов, преодоления их расхождения; принятия более четких процедур введения международных норм в межгосударственные и национальные правовые системы. Как справедливо отмечает профессор Ю. А. Тихомиров, самой простой и распространенной формой сотрудничества государств является установление между ними договорных отношений. Заключение, ратификация и выполнение международных договоров происходят на прочной международно-правовой и конституционной основах. Однако известная формула pacta sunt servanda нередко нарушается и более сильные контрагенты de-facto не выполняют своих договорных обязательств. О важности для современных международных отношений принципа добросовестного соблюдения международных обязательств пишет и профессор О. И. Тиунов. Этот принцип нашел закрепление в Уставе ООН, который и в XXI веке остается важнейшим международно-правовым актом - юридической базой поддержания международного мира и безопасности. В целом сборник подготовлен на высоком научно-практическом уровне и может быть использован работниками государственных и международных структур, учеными и преподавателями при решении как практических, так и чисто научных, теоретических вопросов.

Название документа