Сети ЕС для неплательщиков НДС

(Мироненко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2013, N 28)

Текст документа

СЕТИ ЕС ДЛЯ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС

Ю. МИРОНЕНКО

Юлия Мироненко, магистр права, г. Варшава.

В последние годы на территории Европейского союза наблюдается рост правонарушений, связанных с неуплатой и уклонением от уплаты налогов в бюджеты стран - членов ЕС. В целях предотвращения налоговых правонарушений в Европейском союзе принят ряд нормативных актов об обмене информацией между странами - членами ЕС. В настоящее время в объем предоставляемой информации предлагают включить дивиденды, доходы с капитала, обороты по счетам.

В отчетах Европейской комиссии отмечается, что теперь, в условиях постоянной миграции рабочей силы на территории ЕС, одним из способов уклонения от уплаты налогов является сокрытие доходов, полученных гражданином в другом государстве ЕС. При этом по предварительным подсчетам в результате налоговых правонарушений бюджеты стран - членов ЕС теряют миллиарды евро.

В целях предотвращения налоговых правонарушений в Европейском союзе был принят ряд нормативных актов, обязывающих каждое государство ЕС передавать информацию о полученных на его территории доходах в отношении лиц, постоянно проживающих на территории иного государства ЕС. Например, в Директиве 2003/48/EC от 03.06.2003 затрагиваются вопросы обмена информацией о доходах в виде полученных процентов. Директива от 15.02.2011 об обязательном автоматическом обмене информацией в сфере налогообложения предусматривает с 2015 года автоматический обмен между государствами ЕС информацией по 5 категориям доходов, таким как заработная плата, вознаграждение ЕИО, доходы, связанные со страхованием, получаемые пенсии и доходы от владения и использования недвижимости. Кроме того, на рассмотрение Европейского совета был представлен проект изменений в Директиве 2011/16/EU, целью которого является расширение объема предоставляемой информации. В частности, в проекте предусмотрен обмен информацией между государствами по таким категориям доходов граждан стран ЕС, как дивиденды, прибыль и иные доходы с вложенного капитала, обороты по счетам.

Усовершенствования в сфере обмена информацией на территории ЕС производятся в соответствии с планом мероприятий по борьбе с уклонением от уплаты налогов, представленным Европейской комиссией в декабре 2012 года. Указанный план предусматривает налаживание контактов и совместной работы налоговых органов с правоохранительными органами (органами юстиции, судами, органами по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем), изменение законодательства ЕС в области налогообложения, внесение изменений в существующие нормативные акты. Европейская комиссия планирует обращение к Европейскому совету за получением согласия на проведение переговоров с другими странами по вопросу заключения двусторонних соглашений по вопросам налогообложения. На это есть причины.

Некоторые налогоплательщики используют смешанные системы налогообложения, которые предусматривают переход обязанностей по уплате налогов за пределы конкретного государства или территории Европейского союза. В результате расхождений в законодательстве разных стран налогоплательщики получают возможность уклонения от уплаты налогов либо необоснованного использования более низкой процентной ставки. Во избежание указанных злоупотреблений Комиссия предложила государствам - членам ЕС включать соответствующие нормы в заключаемые ими соглашения об избежании двойного налогообложения.

В результате проведенного анализа Комиссия сделала вывод, что члены ЕС несут потенциальные и фактические убытки и в результате несоблюдения некоторыми третьими государствами минимальных требований в сфере регулирования налогообложения (это также касается так называемых офшорных зон). Комиссия рекомендовала государствам - членам ЕС выработать критерии, позволяющие установить, какие государства не исполняют минимальные требования в сфере регулирования налогообложения, и систему санкций, которая может включать ведение так называемых черных списков, заключение, изменение и приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения, а также иные меры, не нарушающие законодательство Европейского союза. В то же время установлена обязанность членов ЕС направлять своих экспертов в те государства, которые нуждаются в технической помощи для приведения своей системы налогообложения в соответствие с установленными стандартами.

Рассмотрим конкретные предложения Еврокомиссии по противодействию уходу от уплаты налогов.

Совершенствование механизма Система контроля за крупными сделками

реагирования

В прошлом году, 31 июля, Необходимо усовершенствовать контроль денежных

Комиссия представила в оборотов. На основе опыта отдельных стран - членов

Европейском совете проект ЕС и финансового анализа Комиссия разработает

создания механизма быстрого общую методику и рекомендации в целях облегчения

реагирования на мошенничества налоговым органам доступа к информации, касающейся

в сфере НДС. В случае принятия денежных оборотов по счетам, например к расчетам

проекта Комиссия получает по кредитным картам и банковским счетам,

полномочия указать государству производимым в зоне ЕС и за ее пределами.

- члену ЕС принять срочные Планируется также совершенствование системы

меры по противодействию контроля крупных (существенных) сделок. Первый шаг

неуплате (уклонению от уплаты) в этом направлении был сделан во время встречи в

НДС, влекущей причинение рамках программы FISCALIS в октябре 2012 года.

значительного финансового

ущерба.

Кодекс налогоплательщика ЕС Информирование Проработка норм

налогоплательщиков уголовного права

В целях предотвращения

налоговых правонарушений В каждом государстве ЕС Составы некоторых

Европейская комиссия планирует планируется создание пунктов налоговых

на основании опыта государств комплексного обслуживания, в преступлений, а

- членов ЕС разработать кодекс которых налогоплательщики, в также

налогоплательщика ЕС, в том числе не являющиеся административных и

котором будет представлен резидентами, смогут получать уголовных санкций

положительный опыт в сфере информацию обо всех видах за совершение всех

сотрудничества, развития налогов. Это должно, с одной видов налоговых

доверия между налоговыми стороны, облегчить правонарушений и

органами и трансграничные операции через преступлений

налогоплательщиками, устранение налоговых должны быть

обеспечения прозрачности прав препятствий, с другой - унифицированы.

и обязанностей обеспечить соблюдение норм Комиссия

налогоплательщиков. налогового права. Первый шаг в предложила

Планируется, что данный кодекс этом направлении был сделан в изменить нормы

поможет усовершенствовать декабре 2012 года, когда в уголовного права в

взаимоотношения между рамках реализации программы целях

налогоплательщиками и FISCALIS на территории ЕС усовершенствования

налоговыми органами, обеспечит проводились консультирования. механизмов борьбы

прозрачность налоговых норм, со

уменьшит риск возникновения злоупотреблениями

налоговых ошибок, а также в финансовой сфере

поможет предотвратить Европейского

нарушения в сфере союза. При этом

налогообложения. Комиссия отметила,

Единая система налогообложения что указанные

вопросы, а в

Выявление неплательщиков НДС Будут пересмотрены нормы особенности

принятых директив, касающиеся унификация

База данных Eurofisc начисления процентов и правовых норм на

обеспечивает быстрый обмен лицензионных выплат, создания всей территории

информацией в случаях юридических лиц, доминирующих ЕС, требуют

злоупотреблений в области НДС. и зависимых компаний. Также дальнейшей

Предполагается планируется изменение проработки в

усовершенствовать эту систему Директивы 2011/96/EU от процессе

таким образом, чтобы она 13.11.2011 о единой системе разработки

выполняла такие же функции в налогообложения, которая антикриминальной

отношении прямых налогов. Это применяется в отношении политики

делается прежде всего в целях доминирующих и зависимых Европейского

выявления повторяющихся компаний государств - членов союза.

тенденций и схем ЕС. Изменения должны коснуться

злоупотреблений, случаев расхождений в вопросах

агрессивного налогового регулирования смешанных

планирования. Расширение кредитов и смешанных субъектов

системы планируется после и отличий их квалификации в

получения и анализа различных юрисдикциях.

результатов работы Eurofisc.

Единый уникальный номер вместо ИНН

Планируется введение на территории Европейского союза единого

идентификационного номера налогоплательщика. В настоящее время

ИНН присваиваются каждым государством ЕС в соответствии с

внутренними нормами, которые существенно различаются между

собой, что, в свою очередь, создает сложности при

идентификации иностранных налогоплательщиков и затрудняет

обмен информацией о полученных доходах. Предполагается, что

введение единого идентификационного номера позволит решить

указанные проблемы. Решается вопрос, будут ли отдельно

присваиваться уникальные идентификационные номера

налогоплательщикам на территории ЕС или идентификационные

номера будут созданы путем добавления к существующим номерам

специального идентификатора ЕС. Хотя концепция введения

единого идентификационного номера налогоплательщика достаточно

проста, ее реализация на территории ЕС является достаточно

сложным процессом и будет проводиться поэтапно.

Таким образом, в ближайшие годы налоговая система Европейского союза не только будет существенно модифицирована, но и подвергнется унификации, что, в свою очередь, повлияет на развитие экономических отношений членов ЕС с другими государствами.

Название документа