Конституционные гарантии международной безопасности

(Осипян Б. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2005, N 5) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Б. А. ОСИПЯН

Осипян Б. А., генеральный директор ООО "Парамаунт Логистикс", кандидат юридических наук, доцент.

В течение многих веков человечество делало множество разного рода тщетных попыток создать надежный механизм для предупреждения и разрешения региональных и глобальных международных проблем и конфликтов, и многие из этих попыток в конечном счете сводились к идее формирования международного правительства или создания наиболее авторитетных и мощных международных правительственных организаций. Сама же идея создания международного правительства проистекала из гордого и суетного стремления "сильных мира сего" к самообольстительному, безбожному или языческому экуменизму, организационно-техническому и социально-экономическому объединению людей под властью единого международного органа правления, призванного проводить свою политику в масштабе всего человечества посредством применения присущих всякой земной власти средств идеологического идолопоклонства, насилия и принуждения. О причинах и возможных разрушительных последствиях подобных бесовских инициатив говорилось еще в общеизвестной библейской истории о строительстве "вавилонской башни" <*>. Образ такого предполагаемого миропорядка в свое время был живописно предвосхищен также Ф. М. Достоевским в легенде о великом инквизиторе. На практике же установление тотального "нового порядка" в условиях однополярного, моноцентрического мирового господства не раз предусматривалось и предпринималось различными национальными и интернациональными лидерами-борцами за счастье человечества: императорами, коммунистами, фашистами, одержимыми разноцветными глобалистическими помыслами демократами и т. п. -------------------------------- <*> Бытие, 11:1-9.

В наше время почти все международные организации и инициированные ими различного рода периодические организационные мероприятия (разработка тех или иных международно-правовых и политических стандартов, созыв международных конференций, совещаний глав государств и т. д.) в основном преследуют цель создания единого международного механизма политико-правового управления и принуждения. Однако, как показывает жизнь и особенно опыт последних десятилетий, все старания так называемого международного сообщества не имеют существенных и тем более необратимых положительных результатов, поскольку эти попытки изначально основаны на зыбком песке различных противоречивых идей и предположений, на теориях преимущественно политико-экономического насилия и принуждения, а не на твердом камне объективных, неизменных и животворящих законов и императивов Создателя всего живого и предметного мира, не на основании признания очевидных фактов и познания причин возникновения тех или иных конфликтов. Ввиду того что всякие отношения, в частности экономические и политико-правовые отношения, между различными народами, как правило, возникают из их мировоззрения, религиозно и исторически сложившегося характера и свойств, национальных, демографических и иных особенностей восприятия жизни, представляется, что самой действенной гарантией всеобщего и международного мира, безопасности и порядка является достижение мира и порядка внутри каждого человека и социальных объединений: семей, трудовых коллективов, политических партий и общественных движений, которые определяют образ жизни того или иного национально-государственного дома. Иными словами, без мира, порядка и благополучия внутри каждого дома невозможны сотрудничество и мир между соседями и представителями человеческих объединений в целом. Эта простая идея наставляет нас искать несколько иные (помимо уже давно применяемых) механизмы мирного и бескровного урегулирования международных конфликтов, а именно конституционно гарантированные механизмы раннего, так сказать, преддоговорного предупреждения многообразных международных разногласий. Такие механизмы (например, система определенных духовно, научно и практически проверенных правовых и политических ценностей, целей, принципов, институтов и функций, которые могут позволить конфликтующим и иным заинтересованным сторонам совместно разработать и принять конкретные решения и реализовать их для взаимного блага и перспективного сотрудничества) целесообразно закреплять в содержании основных законов современных государств - конституций народов, которые в отличие от временно наделенных государственной властью изменчивых людей могут содержать в себе долговременные и общеобязательные предписания, устанавливающие упреждающий, так сказать, преддоговорный порядок по мирному разрешению тех или иных потенциальных споров между собой. Как известно, большинство международных конфликтов, которые угрожают всеобщей безопасности и миру, имеют своим источником либо внутригосударственную, либо региональную нестабильность, вызванную различными экономическими (стремление к переделу энергоресурсов, продуктов питания, питьевой воды и т. д.), политическими (борьба за власть и сферы влияния), этническими (чувство национального превосходства, зависти или иной вражды и неприязни), религиозными (недостаток духовной и нравственной зрелости конфликтующих народов) и иными факторами. Стало быть, предполагаемый конституционно запрограммированный и гарантированный механизм раннего предупреждения и мирного (правомерного) решения международных конфликтов и проблем должен быть основан прежде всего на понимании причин и природы всякого рода противостояний и очагов опасности. Иногда своевременное выявление, признание и диагностика национальных и региональных проблем, которые могут стать началом тех или иных глобальных конфликтов, могут оказаться не менее сложным делом, нежели их правомерное и мирное разрешение. Дело в том, что любая глобальная проблема для своего разрешения, как правило, требует обязательного участия и правомерной и согласованной воли всех заинтересованных и вовлеченных в данный конфликт государств. Мера эффективности предупреждения и своевременного решения глобальных проблем, связанных с сохранением международного мира и безопасности, в основном зависит от успеха поддержания состояния постоянного диалога между территориально или политически сопряженными государствами, от выработки общих оснований и долговременных интересов в их многообразной религиозной, политической и экономической жизни, а также способов их ежедневного сосуществования. Наиболее характерные свойства бытия каждого народа и его социально-политической жизни в большей или меньшей мере отражены в его конституции и действующем законодательстве, в заключенных им двусторонних и региональных договорах и соглашениях с соседними или иными заинтересованными народами. Эти международные договоры обладают обязательной юридической силой и в определенной мере имеют предсказуемые последствия. Недостаток или отсутствие конституционных и иных нормативно-институциональных и функциональных гарантий при недостаточно высоком уровне правосознания руководителей государств и правительств, особенно находящихся на ранних стадиях своего духовного, правового, политического и экономического развития, нередко становится поводом и достаточным условием для возникновения большинства международных разногласий, которые реально угрожают мирной и безопасной жизни различных государств. Именно поэтому национальные конституции и законы должны содержать в себе необходимый минимум таких правоположений, которые систематически и постоянно предупреждали и тем самым гарантировали бы заинтересованные государства от всевозможных и особенно военных противостояний. С этой целью в преамбулах национальных конституций должна быть закреплена идея создания правомерного, или эвномического (благозаконного), государства (Lawful State, or the State of Eunomy) на основании императивов традиционной для каждого государства религии, нравственных принципов и добрых обычаев, а также общепризнанных принципов и норм международного права, солидарности и сотрудничества, внутреннего и внешнего мира и стабильности. Для того чтобы в последующем стать фактически способным для реализации этой цели, каждое национальное государство конституционно должно взять на себя ответственность на принципах добрососедства, взаимности и стремления к общему благу признавать определенные правовые ограничения, касающиеся его суверенитета и которые необходимы для реального действия приоритетного принципа мирной жизни и взаимовыгодного сотрудничества. Наряду с этим оно также должно конституционно гарантировать свою готовность к реальному содействию деятельности всех международных правительственных и неправительственных организаций, стремящихся к постоянной реализации этой цели. Далее должен быть конституционно закреплен принцип, согласно которому международные договоры и соглашения, которые противоречат положениям самой конституции и внутригосударственного законодательства, должны быть подписаны и ратифицированы только после введения в силу соответствующих конституционных и законодательных поправок. При этом весьма важно также то, чтобы национальные судьи и представители других правоохранительных органов получили бы правомочие не применять в своей правоприменительной практике такие юридические нормы, которые противоречат идее права (пути к праведной, порядочной земной жизни каждого человека и его спасения в вечной жизни), конституционной системе критериев (духовных, нравственных, исторических, экономических и иных измерений), правомерности и сообразным с ними общепризнанным принципам и положениям международных договоров и соглашений. Важно также то, чтобы в процессе законотворчества, направленного на признание и решение региональных и глобальных проблем, законодатели предварительно определили фундаментальные обязанности всех потенциально причастных правовых субъектов и только потом находили основания и условия для декларации и реализации их прав и свобод. В частности, каждое национальное правительство должно конституционно взять на себя обязательство всевозможными правовыми средствами (просвещения, убеждения, организации, предупреждения, принуждения) защищать безопасность окружающей среды, разумно использовать природные и энергетические ресурсы, гарантировать реализацию прав, свобод и обязанностей человека, которые необходимы каждому для ведения достойного образа жизни и следования своему личному призванию. Каждое национальное правительство конституционно обязано обеспечивать также необходимый минимум условий для существования и развития религиозных, языковых, национальных и иных социальных меньшинств, которые в своем стремлении к правомерной жизни сочли целесообразным сохранить свои исторические и культурные особенности и продолжают проживать в пределах их государственных территорий. Для гарантии достаточно интенсивных ознакомительных связей и сотрудничества между различными народами каждое государство обязано в определенной мере конституционно предусмотреть для иностранных граждан возможность несения ими государственной службы, если это целесообразно для укрепления порядка в собственной стране, поддержания регионального мира, безопасности, доверительного общения и согласования своих интересов с соседними и другими заинтересованными странами. Исторический опыт показывает, что во все времена правители государств (фараоны, императоры, цари, президенты и т. п. всегда имели при своих дворцах в качестве ближайших своих советников мудрых и просвещенных мужей-иностранцев, благодаря которым их страны могли совершать существенный рывок в своем развитии). Потому всякая правомерная конституция и приводящее ее в действие законодательство не должны исключать такой возможности участия мудрых и опытных иностранцев в деле государственно-правового строительства. Эта идея может быть закреплена в конституции каждого государства также в форме "непрерывного законодательного сотрудничества", которая призвана стать частью упомянутого механизма преддоговорного решения и раннего предупреждения международных споров и конфликтов. В отличие от ныне действующих форм периодического межпарламентского сотрудничества предлагаемая форма "непрерывного законодательного или, так сказать, внутрипарламентского сотрудничества" дает законодателям дополнительную возможность фиксации нарождающихся и уже ощутимых межгосударственных трений на самых ранних стадиях, а также своевременного установления причин потенциальных споров и профилактического устранения условий, которые способствуют их возникновению и развитию. Согласно данной правовой гипотезе конституция каждого государства должна предусмотреть возможность для совместного создания в национальных парламентах комитетов и/или депутатских групп по раннему предупреждению межгосударственных конфликтов, которые будут состоять из приглашенных из соседних или иных заинтересованных стран специалистов-депутатов, правомочных полноценно обсуждать конкретные проблемы непосредственно на заседаниях парламента и, возможно, даже голосовать за совместно разрабатываемые законопроекты. Представители-эксперты (скажем, в области права, экологии, экономики, истории, психологии, военного дела и т. д.) соседних стран должны быть сведущи и опытны в разрешении соответствующих межгосударственных локальных и региональных проблем, чтобы их депутатский статус и деятельность пошли на пользу государств каждого конкретного региона. Иностранные депутаты в национальных парламентах должны быть правомочны обсуждать и использовать конституционно гарантированные им возможности изложения своей позиции и особого мнения по поводу вопросов, представляющих взаимный интерес. Очевидно, что основанная на принципах взаимного обмена и пользы форма непрерывного внутрипарламентского сотрудничества или системы открытого парламента ("парламента без границ") может стать фундаментальной, или же по выбору каждого конкретного государства, в зависимости от конкретных обстоятельств, дополнительной конституционной гарантией для предупреждения всякого рода политических и военных противостояний. В целях раннего предупреждения и решения международных конфликтов кроме подобных парламентских преобразований необходимо произвести также другие не менее важные нормативные, институциональные и функциональные конституционные преобразования, связанные с законодательным учреждением различных правительственных и неправительственных организаций, скажем, национальных центров по исследованию причин и условий возникновения региональных и глобальных конфликтов, учреждения процедур по предварительной разработке и открытому обсуждению соответствующих двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, а также комплексных программ по совместному преодолению локальных или региональных стихийных бедствий (наводнений, землетрясений, лесных пожаров и т. д.), которые в перспективе могут приобрести характер глобальных проблем. Государства-соседи могут разработать также законодательную базу для создания необходимых благоприятных условий в целях непрерывного близкого общения и взаимного ознакомления с системой религиозно-духовных и традиционных ценностей, национальными языками, историей и культурой друг друга, постепенно превращаясь из бывших конфликтующих соперников в деятельно сотрудничающих партнеров. Хороший пример в этом смысле показали всему миру некоторые европейские страны (Великобритания, Германия, Франция, Италия и другие), которые на протяжении веков воевали друг с другом как яростные противники и, наконец, нашли в себе мудрость и добрую политическую волю постепенно перейти на путь мирного созидания в рамках Европейского Союза. Такой процесс в масштабе отдельных регионов Земли, будучи основой всякого мира и безопасности, в перспективе может перерасти в глобальное и сбалансированное сотрудничество развитых и отсталых государств, в сотрудничество, которое может быть обеспечено также дополнительной организационно-финансовой и технической поддержкой специализированных международных организаций. Предложенная нами конституционная система-механизм раннего, т. е. преддоговорного, предупреждения региональных и глобальных конфликтов и проблем по сравнению с ныне используемыми механизмами может стать не менее важной гарантией поддержания международной безопасности и мира. По своей действенности она даже может иметь ряд существенных преимуществ перед теми механизмами, которые ныне установлены нормами международного права на уровне ООН и других авторитетных международных организаций. И дело состоит не столько и не только в отсутствии достаточных материальных и организационно-технических средств у международных правительственных и неправительственных организаций для предотвращения международных противостояний. Известно, что в наше время ООН для решения подобных задач может из относительно скромного своего бюджета тратить на мирное урегулирование международных конфликтов не более одного процента. Дело в том, что, как показывает практика международных отношений и правоприменения, никакая международная организация изначально не вправе, да и не в силах выступить в качестве судьи или основного участника (решающей стороны) в процессе мирного регулирования международных конфликтов, стать постоянным и достаточным гарантом доверительных отношений между конфликтующими народами, если между враждующими друг с другом народами не достигнут определенный уровень доверительного общения и общее мировоззренческое основание. А всякие иные полумеры (организационно-техническая и финансовая помощь) сами по себе, без установления духовных и конституционных гарантий в ежедневной жизни каждого народа, не способны принципиально вывести соревнующиеся народы из состояния вековой вражды и возвести их до осознания долговременной пользы деятельного добрососедства и конструктивного сотрудничества. Таким образом, представляется, что предложенная нами конституционно закрепленная программа раннего, или преддоговорного, предупреждения международных споров и конфликтов, закрепляя полицентрическое устройство современного мира, могла бы стать ощутимой гарантией для сохранения и укрепления правомерной и долговременной стабильности в каждом национально-государственном доме и, как следствие, стать краеугольным камнем для закладывания правовых и производных от них политических основ международной безопасности, мира и правопорядка.

Название документа