Криминальная иммиграция как угроза национальной безопасности России

(Нечевина Н. Д.) ("Российский следователь", 2005, N 8) Текст документа

КРИМИНАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Н. Д. НЕЧЕВИНА

Нечевина Н. Д., ВНИИ МВД России.

Распад СССР и сопровождающие его вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический кризис на постсоветском пространстве интенсифицировали иммиграционные процессы, изменив при этом саму природу миграций. В силу более прочного экономического положения России и гораздо более высокого уровня жизни как в рамках СНГ, так и в сравнении со многими странами дальнего зарубежья, прозрачности национальных границ, а также слабости российского миграционного законодательства и отсутствия эффективного иммиграционного контроля наша страна стала объектом миграционного тяготения. Современные миграционные потоки в Российскую Федерацию из стран СНГ и дальнего зарубежья (Ближнего и Среднего Востока, Африки, Азии), в том числе со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носят, без преувеличения, масштабный характер. И хотя из года в год фиксируется существенное снижение числа прибывших в Россию из зарубежных стран (если в 1994 г. этот показатель составлял 1191355 чел., то в 2004 г. - 193450 чел.), число въехавших в Россию иностранных граждан стабильно превышает количество выехавших граждан. Несмотря на то что в миграционных потоках доминируют представители русского этноса (их потенциал в бывших союзных республиках формировался не один десяток лет), число прибывающих в Россию представителей иных национальностей, пытающихся в новой иноэтнической среде реализовать свой потенциал и определиться со своим будущим, тоже весьма внушительно. При этом значительные объемы миграционных потоков иностранцев далеко не во всех случаях носят вынужденный характер. После введения Закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие нелегальная миграция представителей различных государств мира (порядка 60 стран), масштабы которой оцениваются в 1 - 1,5 млн. человек. В настоящее время это самая многочисленная категория иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории нашей страны. Ее в том числе составляют беженцы из Афганистана, стран Африки и др., а также трудовые мигранты из Китая и Вьетнама. К примеру, только граждан Афганистана, по экспертным оценкам, нелегально находится более 60 тыс. чел. Вместе с тем по состоянию на 1 января 2003 г. легально пребывает в России их не более 10 тыс. чел., в том числе: имеют разрешение на временное пребывание около 2 тыс. человек; рассматриваются ходатайства об убежище и жалобы на отрицательные решения по ходатайствам также около 2 тыс. человек; имеют статус беженца 399 человек; временное убежище - 1095 человек. Крайне неоднозначная ситуация складывается на российском Дальнем Востоке. С учетом возрастающей экономической и демографической мощи Китая, а также чрезвычайно льготных условий въезда в Россию именно граждан КНР особую тревогу вызывает нелегальная миграция граждан этой страны в приграничные регионы России. Пользуясь правилом безвизового въезда в Россию по туристическому каналу, с краткосрочными служебными паспортами, в том числе и при наличии российских виз, большинство китайцев занимаются как минимум полулегальными видами деятельности. Исследовательские оценки единовременного присутствия китайцев в нашей стране составляют 200 - 400 тыс. человек. И хотя в основной своей массе китайцы приезжают в качестве "челноков", эта армия маятниковых мигрантов прокладывает дорогу для формирования оседлой постоянной общины. Одним из факторов, способствующих незаконной миграции в Российской Федерации, является заключение бывшими республиками СССР, в основном Средней Азии, соглашений о безвизовом въезде-выезде, в том числе с Китаем, Ираном, Пакистаном и Турцией, а также наличие слабо контролируемых участков государственной границы. На этой основе в настоящее время сложилась отработанная система переправки иностранных граждан в страны Западной Европы, включающая прием, размещение, адаптацию и снабжение их документами. При пересечении внешней границы стран - участников СНГ и границы Российской Федерации на законных основаниях в пунктах пропуска используются действительные документы, однако заявленная цель прибытия в страну не соответствует истинным намерениям либо после въезда иностранцы самостоятельно изменяют свое правовое положение и избегают контактов с органами власти и управления. При незаконном пересечении государственной границы в обход постов и нарядов правоохранительных органов чаще всего используются проводники из числа местных жителей, которые связаны с организаторами каналов незаконной переправки на различных участках маршрута. Большинство незаконных мигрантов, не имея реальной возможности легализоваться в Российской Федерации, испытывая трудности, такие, как нехватка денег или отказ в разрешении на въезд в желаемую страну, задерживаются в России на весьма длительный период. Они пополняют криминальную среду, на почве которой распространяется наркобизнес, торговля оружием, незаконная коммерческая деятельность, что служит в том числе оплатой за дальнейшую переправку незаконных мигрантов в страны Западной Европы. На рубеже XX и XXI веков произошла существенная трансформация приоритетов в миграционной политике, коренным образом изменились подходы и методы решения миграционных проблем. Однако к настоящему моменту заложены лишь базовые основы правового регулирования миграционных процессов, отвечающие требованиям современной социальной практики. Вместе с тем внимание государства к миграционным процессам сегодня является необходимым условием, с одной стороны, упрочнения демократии и соблюдения прав человека, интеграции России в мировое сообщество, а с другой - укрепления безопасности страны. В связи с нарастающим динамизмом миграционных потоков проблема противодействия нелегальным проявлениям миграции приобрела на ближайшую перспективу непреходящую актуальность. Отметим, что в большинстве своем существующие научные разработки, так или иначе связанные с миграцией, отвечая изначально заданным параметрам, рассматривают данный феномен с позиции демографии и экономики. Однако неблагоприятные тенденции ее развития требуют новых теоретико-методологических подходов к изучению феномена миграции, осмыслению процессов иммиграции в криминологическом и уголовно-правовом контексте. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что данный феномен не следует рассматривать в качестве побочного эффекта процесса либерализации, устранить который возможно без наращивания на системной основе целенаправленных усилий всего общества. Отсутствие должных результатов работы диктует необходимость обращения к этой теме с целью осмысления накопленной практики в этой области и развития системы мер противодействия данному явлению. И это особенно важно сегодня, когда созданы новые законодательные и организационные предпосылки для общего и специального предупреждения различных проявлений нелегальной миграции. Требуют дальнейшего совершенствования федеральное законодательство, государственная миграционная политика, региональная практика в данной области, система взаимодействия между различными структурами, имеющими отношение к противодействию нелегальной миграции. Особо актуальными в настоящий момент являются вопросы: о формировании полноценного комплекса уголовно-правовых мер противодействия нелегальной миграции; об ужесточении экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающим нелегальных работников; о формировании единого информационного пространства и рынка труда стран СНГ; об организации взаимодействия МВД России с заинтересованными ведомствами других государств по совместному выявлению и пресечению деятельности преступных групп, занимающихся организацией каналов незаконной иммиграции. Целесообразность использования в изучении негативных проявлений понятия "криминальная иммиграция" обусловлена тем, что оно представляет собой интегральный феномен, аккумулирующий в себе дефекты в структуре общественных отношений, видов деятельности, общения и личностной позиции. В данном понятии воедино сливаются теоретическая модель и живая действительность, объективные обстоятельства и субъективные условия, практические действия и поступки людей, их помыслы и устремления, цели и установки. Оно обладает максимально широким спектром возможностей для использования его в изучении криминологических проблем преступности (как случайной, так и рецидивной) на различных уровнях. То есть на уровне обусловленности ее (преступности) явлениями социального порядка и на уровне криминальной иммиграции. Данные обстоятельства указывают на универсальность названного понятия и определяют возможность использования его в криминологических исследованиях преступности, носящих комплексный характер. Таким образом, изучение криминальной иммиграции является важным этапом изучения, включающим, с одной стороны, разработку теории рассмотрения данного вопроса, а с другой - методологических проблем исследования его детерминант. Это необходимый этап для решения научно-прикладных задач и выработки рекомендаций по профилактике данного вида преступлений. И наконец, методологический анализ системы детерминант позволяет полнее раскрыть понятие криминальной иммиграции, включив в него не только признаки, раскрывающие антиобщественное содержание самих форм жизнедеятельности, но и признаки, характеризующие детерминанты. В этой связи было бы уместно заявить о внесении некоторых изменений в традиционно изучаемые криминологией элементы ее предмета. В частности, криминология изучает не только саму личность преступника, мигранта, иммигранта, а и ее образ жизни, который представлен системой присущих этой личности форм жизнедеятельности, наполненную аморальным и противоправным содержанием, детерминированную социальными, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Кроме того, изучаются общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения преступности на территории федеральных округов России в соответствии с особенностями показателей образа жизни, а также дифференцированные по сферам жизнедеятельности меры профилактики преступлений и особенности их использования в конкретных федеральных округах Российской Федерации, факторы, оказывающие наиболее существенное воздействие на профилактическую функцию региональных органов внутренних дел и пути совершенствования процессов предупреждения различных видов преступлений, и особенно криминальная иммиграция. Кроме того, миграция и иммиграция - неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции и иммиграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе ее незаконной составляющей. Эти неправовые, но тем не менее имеющие глобальный характер процессы вовлекают в "демографический оборот" миллионы людей, обеспечивая тем самым функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка. Международные миграционные процессы являются неотъемлемой составляющей современного общества. Использование труда мигрантов из других государств часто играет важную роль в экономике страны. Вместе с тем при перемещении людей между государствами могут быть нарушены нормы международного и внутригосударственного права соответствующих стран и нанесен вред различным сферам общества. В научной литературе сложилось широкое и узкое толкование понятия миграции. В широком смысле слова под миграцией понимается совокупность всяких перемещений людей в пространстве. В данном случае к числу миграционных процессов относят различные виды внеэкономических миграций (например, связанных с войнами и политическими решениями), ежедневную маятниковую миграцию, а также сезонную миграцию. В узком значении слова миграция интерпретируется как совокупность территориальных перемещений, связанных со сменой места жительства на относительно продолжительный срок. Более того, согласно позиции некоторых исследователей, в частности В. В. Покшишевского, следует "решительно исключить из явления миграции населения так называемые маятниковые поездки на работу, по культурно-бытовым надобностям и прочее" <*>. -------------------------------- <*> Статистика миграции населения. М., 1973. С. 14.

При изучении проблемы миграции в России, как внешней, так и внутренней, следует исходить прежде всего из ясного понимания и осознания того факта, что упорядоченная и гуманитарная миграция населения, осуществляемая в строгих рамках государственной миграционной политики, - это объективное в современных условиях явление национальной и международной жизни. При уточнении общетеоретических вопросов миграции следует обратить внимание и на то, что по мере развития представлений об обществе взгляды исследователей на миграционные процессы, их сложность и многогранность влияния на жизнедеятельность социума претерпевали существенные изменения. С учетом этого факта, а также в связи с отраслевой спецификой к настоящему моменту в отечественной научной литературе представлены многочисленные подходы к изучению миграции, даны разнообразные характеристики ее содержания и сущности. С конца 80-х гг. прошлого века миграция перестала быть плановой и принудительной, и как следствие этого - существенно возрос ее криминогенный потенциал. Поэтому представляется вполне закономерным появление в современной научной литературе таких понятий, как "нелегальная миграция", "незаконная миграция", "криминогенная миграция" и "криминальная миграция". В соответствии с определением, принятым в международном праве, под незаконным ввозом мигрантов понимается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или в нем проживает постоянно на его территории. При этом "незаконный въезд" означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство <*>. -------------------------------- <*> Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сборник документов. М., 2001. С. 478 - 493.

В то же время понятие "незаконный мигрант" определяется национальным законодательством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. Так, Федеральная миграционная программа на 1998 - 2000 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1414, определяет незаконную миграцию как "въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации". К незаконным иммигрантам как субъектам незаконной миграции указанная программа относит: - иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; - иностранных граждан или лиц без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их действиям или намерениям; - иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР. При этом Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, подписанное 6 марта 1998 г., определяет незаконных мигрантов как "граждан третьих государств и лиц без гражданства, нарушивших правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории Сторон, а также граждан Сторон, нарушивших правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные ее национальным законодательством" <*>. -------------------------------- <*> Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1. С. 81 - 86. Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 24 августа 2000 г.

Таким образом, незаконная миграция представляет собой одну из форм территориального перемещения населения, специфика которой заключается в том, что в процессе такого перемещения или пребывания мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих стран. В частности, нарушенными могут быть нормы, устанавливающие порядок, во-первых, въезда и выезда из соответствующей страны или группы стран, в том числе визовый режим; во-вторых, пребывания на территории иностранного государства; в-третьих, порядок занятия трудовой, предпринимательской деятельностью и другие нормы <*>. -------------------------------- <*> Подшивалов В. Е. Незаконная миграция: международно-правовой подход // Правоведение. 2002. N 4. С. 185 - 191.

Еще раз подчеркнем, что незаконная иммиграция рассматривается нами как определенный демографический процесс в рамках криминологического пространства. Как социально-демографическому явлению ей присущи общие особенности и закономерности процессов территориальных перемещений, совершаемых людьми в межгосударственном масштабе. Вместе с тем незаконная иммиграция занимает особое место в системе социальных отношений, охраняемых законом, и прежде всего в силу своей повышенной общественной опасности. Присущие рассматриваемому феномену признаки придают ему качественное своеобразие, которое не может быть описано лишь с помощью социально-демографических параметров. Миграционные процессы во всем своем многообразии во многом отражают те реалии, которые имеют место в том или ином обществе (а также и в мировом сообществе), и являются одним из важнейших показателей уровня их развития. Основные факторы, вызывающие перемещение населения, известны: экономический, политический, этнический, экологический. Эти причины могут действовать и, как правило, действуют в сложном сочетании, но, как будет показано далее, не все они одинаково значимы. Феномен "незаконная миграция" составляют два взаимосвязанных процесса - нелегальный и криминальный виды миграции <*>. В данной статье будут более подробно проанализированы теоретические подходы к пониманию второй составляющей, т. е. криминальной миграции. -------------------------------- <*> Нельзя не отметить, что, по мнению ряда исследователей, категории незаконной и нелегальной миграции следует рассматривать как синонимы.

Термин "криминальная миграция" в последнее время получил достаточно широкое распространение в криминологической литературе. В демографии же такой вид миграции не выделяется, поскольку для нее важны главным образом формы движения населения, тогда как для криминологии более существенными являются факторы, стимулирующие и объясняющие миграцию. Считается, что криминальная миграция - это операциональное понятие, принятое криминологами для выделения контингентов мигрантов, прибывающих с преступными целями и требующих повышенного внимания со стороны правоохранительных органов <*>. -------------------------------- <*> Российская криминологическая энциклопедия. М.: НОРМА, 2000. С. 345.

В соответствии с предлагаемым подходом выделяется достаточное число категорий иностранных граждан, либо относящихся к криминальным иммигрантам, либо входящих в группу повышенного риска. Вместе с тем с криминологической точки зрения представляют повышенный интерес: - иностранцы из дальнего и ближнего зарубежья, въезжающие на территорию России легально и пребывающие на ней на законных основаниях, но занимающиеся при этом нелегальной или криминальной деятельностью; - иностранцы из дальнего зарубежья (в большинстве своем - граждане КНР и СРВ), попадающие и прибывающие на территорию России нелегально и занимающиеся нелегальной или криминальной деятельностью; - граждане стран СНГ, въезжающие в Россию на легальных основаниях, но в дальнейшем пребывая на ее территории нелегально, осуществляющие нелегальную или криминальную деятельность; - иностранные граждане и лица без гражданства, приехавшие на территорию другого государства в поисках убежища как беженцы, но не получившие статуса и проживающие нелегально. Один из первых разработчиков проблем криминальной миграции С. Е. Метелев дал следующее определение рассматриваемого явления. "Криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий" <*>. Примечательно, что спектр форм и видов криминальной миграции, по мнению указанного автора, чрезвычайно широк. В частности, в их число включены: агрессивные войны, морское пиратство, наемничество, шпионаж, транснациональная преступность, маятниковая криминальная миграция, преступность гастролеров и др. -------------------------------- <*> Метелев С. Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996. С. 10.

Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в странах вселения по сравнению со странами выезда. Сегодня потоки мигрантов, включая и ту категорию из них, которая изначально имеет незаконный статус, вызваны, как нами уже было отмечено выше, преимущественно особенностями экономического развития, которые в том числе и расширяют возможности криминального бизнеса. Не останавливаясь подробно на характеристике эмиграционных и иммиграционных процессов, лишь отметим, что с точки зрения криминогенной компоненты миграционной ситуации эмиграция не имеет острого проблемного характера. Однако с позиции обеспечения экономической безопасности процесс "утечки мозгов" несет реальную угрозу, поскольку социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество. Более ощутимо негативное воздействие на ситуацию внутри России со стороны иммиграции, которая во многом определяется экономическим положением России и государств - бывших республик Союза ССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в них и в ряде других иностранных государств. В отличие от эмиграционных потоков, которые преимущественно составляют так называемые "белые воротнички", основную массу иммигрантов составляют "синие воротнички", т. е. сравнительно низко квалифицированная рабочая сила, занятая, как правило, в промышленности, строительстве и сфере услуг. В силу неуправляемости и неконтролируемости иммиграционных потоков происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, с криминальными тенденциями рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона. Помимо этого, часть иммигрантов, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита и последующего выезда в государства Западной Европы, адаптировались в сфере малого бизнеса и коммерции, ныне занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды. Криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий через границы тех или иных территорий. С позиции криминологии сущность криминальной миграции главным образом определяется субъективным фактором (стремление совершить ряд преступлений или осуществить преступную деятельность). Именно по этому признаку криминальная миграция, с одной стороны, отличается от гуманитарной и трудовой миграции. С другой - выходит за рамки чисто социально-демографического процесса. Это обусловлено тем, что данное явление находится на "стыке" преступности и миграции. Разновидностью криминальной миграции является нелегальная экономическая миграция, которая представляет собой неконтролируемое государством перемещение групп легальных и нелегальных мигрантов, преследующих различные цели, в том числе такие, как: нелегальная, незаконная, преступная экономическая деятельность, контрабанда, совершение иных корыстных и насильственных преступлений. Отметим, что в криминологии в целом сложился подход к криминальной миграции как разновидности временной миграции <*>. В нашем же случае в силу особенностей объекта настоящего исследования речь пойдет о безвозвратной и временной миграциях. Обосновывая свою позицию, еще раз обратимся к основам теории миграционных процессов и напомним, что в научной литературе сложилось широкое и узкое толкование понятия миграции. В широком смысле слова под миграцией понимается совокупность всяких перемещений людей в пространстве. В данном случае к числу миграционных процессов относят различные виды внеэкономических миграций (например, связанных с войнами и политическими решениями), ежедневную маятниковую миграцию, а также сезонную миграцию. В узком значении слова миграция интерпретируется как совокупность территориальных перемещений, связанных со сменой места жительства на относительно продолжительный срок. Более того, согласно позиции некоторых исследователей, в частности В. В. Покшишевского, следует "решительно исключить из явления миграции населения так называемые маятниковые поездки на работу, по культурно-бытовым надобностям и прочее" <**>. -------------------------------- <*> Российская криминологическая энциклопедия. С. 345. <**> Статистика миграции населения. М., 1973. С. 14.

С учетом вышеизложенного криминальная иммиграция рассматривается нами как разновидность международной добровольной миграции, обусловленной факторами криминального характера, и определяется как совокупность перемещений граждан одного государства, поселяющихся постоянно или на длительное время на территории другого государства с целью осуществления нелегальной, незаконной или преступной деятельности, а также непосредственно сама эта деятельность и ее последствия. Отсюда криминальный иммигрант - лицо, поселяющееся на территории другого государства со сменой постоянного места жительства навсегда или на длительный срок с целью осуществления преступной деятельности. Определенную дискуссионность может вызвать наше утверждение о том, что понятием криминальной иммиграции охватывается преступная деятельность иммигрантов, а также ее последствия. В этой связи напомним, что большинство специалистов выделяют в процессе миграции населения несколько стадий: потенциальную миграцию; собственно миграцию; адаптацию к новым условиям жизнедеятельности; идентификацию <*>. Причем применительно к адаптации идет речь не только о психологической приспособляемости, но и о профессиональном самоопределении. -------------------------------- <*> См., напр.: Краткий словарь по социологии. М., 1998. С. 160; Федоров Г. М. Научные основы концепции геодемографической обстановки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 44.

Аналогичным образом подошли к этой проблеме и мы, выделяя в рамках криминальной миграции следующие стадии: 1) потенциальная криминальная иммиграция; 2) собственно иммиграция; 3) нелегальная, незаконная, преступная деятельность иммигрантов; 4) последствия этой деятельности. Подход к криминальной иммиграции как четырехстадийному процессу должен, на наш взгляд, стать каркасом теоретической модели данного социально-правового (а точнее - демоправового) явления. Подводя итог, можно сказать, что криминальная миграция - это перемещение людей через границы тех или иных территорий в целях совершения преступлений, как правило, в сфере экономической деятельности, что объективно представляет повышенную опасность для общества и существенно влияет на состояние криминогенной обстановки. В развитие этой мысли еще раз подчеркнем, что криминальная иммиграция рассматривается нами как определенный демографический процесс в рамках криминологического пространства. В определенном смысле можно утверждать, что характер и направленность криминальных иммиграций отражают особенности развития преступности. Поэтому на основе результатов изучения криминальных иммиграционных процессов можно судить о состоянии и признаках преступности в определенном региональном масштабе. С другой стороны, в силу наличия прямой связи между данными явлениями криминальная иммиграции приобретает основные характеристики преступности (и прежде всего в ее организованных формах), в числе которых такие признаки, как латентность и конспиративность. С криминологической точки зрения наиболее проблематичным является этап адаптации иммигранта (будь то беженец, вынужденный переселенец, переселенец, репатриант и т. д.) к новым условиям и обстоятельствам жизни, который по объективным причинам отличается особой сложностью. Вне зависимости от причин и форм переселения, а также от своих возможностей и устремлений, иммигрант испытывает определенные социально-бытовые и психологические трудности. Его статус, приобретенный ранее, в связи со сменой места жительства и работы, как правило, меняется. Предъявляемые к иммигранту требования могут не согласовываться с его интересами и вступать в противоречия, которые перерастают в латентные или открытые конфликты. Возникающие в новых условиях трудноразрешимые проблемы воздействуют на людей самым негативным образом, зачастую изменяя их ценностные ориентации и установки. Все это обусловливает повышенную криминогенность лиц данной категории. Эта криминогенность актуализируется даже в ситуациях, когда иммиграция населения носит организованный характер и осуществляется при участии государственных и/или общественных органов принимающей стороны, когда государством контролируется расселение иммигрантов, когда создаются первичные пункты приема и даже компактные поселения переезжающих, регулируется процесс их последующей адаптации, оказывается необходимая помощь. В современных миграционных потоках преимущество на стороне неорганизованных переселений, которые хоть и не обходятся без участия государственных институтов, все же дают большую степень свободы для граждан. Иммигранты вольны сами решать, что им делать в случае несовпадения их ожиданий с новыми реалиями их жизни. При этом к числу существенных недостатков такой формы миграции относится и то, что люди не получают вовремя социальную защиту и не всегда в полной мере обеспечены их гражданские права. Риск приобщения к криминальному бизнесу в случаях самостоятельного переезда, когда иммигранты пребывают вне жесткого контроля со стороны государственных органов, заметно увеличивается. Особенно это касается территориальных перемещений представителей тех национально-этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане <*>. -------------------------------- <*> Жуков Л. А. Миграция: ее плюсы и минусы // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза: Сборник статей. Ростов н/Д, 2003. С. 43.

С учетом вышеизложенного полагаем, что можно рассуждать о широком и узком толковании понятия криминальной иммиграции. Предложенное нами выше определение следует отнести к узкому толкованию рассматриваемого термина. Лицо, прибывшее на территорию другого государства с преступными намерениями - классический тип криминального иммигранта. В то же время в широком смысле слова можно говорить о криминальной иммиграции как совокупности перемещений граждан одного государства, поселяющихся постоянно или на длительное время на территории другого государства, с последующей преступной деятельностью. Далее следует отметить, что криминальная иммиграция - явление, стимулируемое антиобщественными интересами, мотивами совершения преступлений. И потом о данном феномене следует рассуждать с позиции ситуативно-функционального анализа поведения людей: начиная от принятия решения на переезд и заканчивая его результатами. Обстоятельства конкретного факта криминальной иммиграции описываются исключительно в терминах целерационального выбора: ее субъектом принимается взвешенное решение переехать на другое место жительства, более благоприятное для осуществления преступных замыслов по сравнению с предыдущим. За этим решением следуют целенаправленные, последовательные, избирательные действия по его реализации. Спектр движущих мотиваций, присущих криминальным иммигрантам, достаточно широк. Стремление овладеть новым криминальным пространством, расширить сферы криминального бизнеса, совершенствовать свое "профессиональное" мастерство, наладить организационные связи с преступными формированиями - все это характеризует цели, преследуемые такими иммигрантами, и дает возможность судить об общих результатах их действий. В структуре криминальной иммиграции могут быть выделены группы иммигрантов в зависимости: - от имеющегося криминального опыта, специализации, статуса в криминальном бизнесе, включенности в систему криминальных отношений; - от социально-демографических характеристик; - от национальной принадлежности; - от методов переправки; - от особенностей конечного пункта прибытия; - от мощности иммиграционных потоков. В заключение необходимо подчеркнуть что несмотря на разнообразие возможных негативных последствий незаконной миграции, это явление может иметь и существенный положительный эффект для государства-реципиента, прежде всего для его экономики. Занятость мигрантов на рынке труда в областях, в которых по тем или иным причинам граждане страны предпочитают не работать, может оказать существенное положительное воздействие на социальную ситуацию. Однако такие выгоды могут быть скорее получены тогда, когда нелегальный мигрант приобретет законные возможности для занятия экономической деятельностью, т. е. речь должна идти о предоставлении возможности легализовать свой статус в порядке и на условиях, определяемых компетентными органами государства.

Название документа