Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства

(Ромодановский К. О.)

("Российский следователь", 2005, N 9)

Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ

УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

К. О. РОМОДАНОВСКИЙ

Ромодановский К. О., начальник ДСБ МВД России, генерал-лейтенант милиции.

Совет Европы проводит значительную работу в области правосудия. Эта организация является по своей форме межправительственной и межпарламентской организацией, ориентированной на выработку общих для всех стран, входящих в ее состав, принципов и стандартов защиты прав и свобод человека, в том числе участников уголовного судопроизводства. Советом Европы принято более 160 конвенций, большинство из которых открыты для присоединения любых европейских государств.

В 1996 году Россия получила официальный статус члена Совета Европы, а следовательно, обязана признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами и основными свободами.

Российское государство взяло на себя ряд обязательств в борьбе с преступностью, которые она стремится выполнить как участник этой международной организации. Сотрудничество нашей страны с европейскими партнерами существенно расширяет возможности цивилизованного и эффективного осуществления правовых преобразований.

Принципы и стандарты, вырабатываемые Советом Европы, должны являться основополагающими для России. Эти принципы сформулированы в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, и следовательно, российские граждане наделены неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались с учетом стандартов, определенных данной Конвенцией. Последняя не только закрепляет субъективные права, но и обязывает страну - участника Совета Европы защищать своих граждан. Поэтому ратификация данного документа Россией приведет к очень серьезным юридическим последствиям, связанным с внедрением этих принципов и стандартов в законодательную и практическую правовую жизнь нашей страны.

Совет Европы разработал ряд основополагающих международных документов, непосредственно касающихся государственной защиты участников уголовного процесса.

Особое внимание в принятых Советом Европы конвенциях и рекомендациях по защите участников уголовного судопроизводства уделяется повышению доверия участника, подлежащего государственной защите, к уголовному правосудию и поощрению сотрудничества потерпевших и свидетелей с правоохранительными органами.

В этой связи Советом Европы были выработаны 16 руководящих принципов, рекомендованных правительствам государств для пересмотра национального законодательства и практики его применения. Среди таких принципов следует отметить следующие:

- повышение профессионального уровня полиции, позволяющего обращаться с потерпевшими конструктивно, ободряюще и с сочувствием;

- информирование полицией потерпевшего о возможностях получения содействия, практической и правовой помощи, компенсации со стороны правонарушителей и государства, а также о результатах полицейского расследования;

- осуществление производства допроса потерпевшего с учетом его личного положения, уважения его прав и достоинств;

- освобождения правонарушителя от уголовной ответственности только после решения вопроса о компенсации потерпевшему;

- информирование судом потерпевшего о дате и месте проведения разбирательства, его возможности получения возмещения и компенсации в ходе уголовного процесса, правовой помощи и способах, с помощью которых он может узнать об итогах рассмотрения дела;

- закрепление в национальном законодательстве положения, согласно которому компенсация может устанавливаться либо в виде уголовной санкции, либо в виде меры, ее заменяющей, или может назначаться в добавление к уголовной санкции;

- повышение уровня защиты потерпевшего от разглашения любых фактов, которые могут неоправданно затронуть частную жизнь или оскорбить достоинство потерпевшего;

- обеспечение эффективной защитой потерпевшего и его семьи от запугивания и возможной мести со стороны преступников...

Комитетом министров Совета Европы 17 сентября 1987 года разработаны Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации. В этом документе содержатся положения, относящиеся к потерпевшим, которые еще официально не заявили о преступлении в полицию. Государствам - членам Совета Европы рекомендовано определить, на какие из существующих общественных (правозащитные или иные) и частных организаций необходимо возложить функцию оказания содействия жертвам преступлений, в том числе физическую защиту от мести преступников.

В конце двадцатого столетия европейское общество стало уделять проблеме государственной защиты участников уголовного процесса повышенное внимание, это связано прежде всего с усилением террористической напряженности и активизации организованной преступности. Со стороны организованной преступности предпринимались активные действия, направленные на развал системы уголовной юстиции. Широко использовались угрозы насилием, подкуп следователей, сотрудников прокуратуры, других важных участников уголовного процесса, оказывавших содействие судопроизводству. В этих условиях необходимо было поставить эффективную защиту свидетелей и иных участников уголовного процесса, а также их родственников и имущества. Показания очевидцев преступлений зачастую являлись решающими для вынесения преступникам обвинительного приговора.

Учитывая важность и актуальность вопроса организации государственной защиты участников уголовного процесса, под эгидой Европейского комитета по проблемам преступности в 1993 году был создан Комитет экспертов по проблемам запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты. В результате многогранной работы были выработаны Рекомендации по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты (приняты Комитетом министров Совета Европы 10 сентября 1997 г.).

Указанные рекомендации дают четыре ключевых определения.

Термин "запугивание" - это прямая, непрямая или потенциальная угроза свидетелю, которая может создать помеху свидетелю исполнять свой гражданский долг, связанный с дачей показаний.

Определение "свидетель" - это любое лицо, которое обладает информацией и чьи показания принимаются во внимание судебными органами при рассмотрении обвинения. Этот термин следует понимать и в более широком смысле. В ряде случаев он охватывает подозреваемых и обвиняемых, содействующих уголовному судопроизводству, а также иных участников уголовного процесса, располагающих информацией о преступлении. Среди них могут быть: понятые, специалисты, переводчики, эксперты.

Понятие "анонимность". Оно прежде всего относится к свидетелям, чья личность должна быть скрыта в целях ее безопасности и не известна обвиняемому. При этом установочные данные "анонимного" свидетеля могут быть сообщены адвокату обвиняемого на условиях соблюдения последним принципа конфиденциальности.

Термин "лицо, содействующее правосудию" используется в отношении обвиняемых и осужденных, которые располагают информацией о структуре и деятельности преступных организаций, о их местных и международных преступных связях и которые согласились сотрудничать с органами уголовной юстиции. При таких условиях взаимодействия обвиняемый или осужденный могут рассчитывать на определенные меры защиты (например, установление специального режима отбывания наказания, включение в программу защиты свидетелей, материальную компенсацию и др.).

Указанные выше Рекомендации предлагают странам-участникам семь принципов, на которые должны опираться национальные законодательства при решении проблем, связанных с запугиванием свидетелей в рамках уголовного процесса либо при разработке мер, связанных с их защитой вне пределов суда. К этим принципам относятся следующие:

- право давать показания свободно и без опасения подвергнуться запугиваниям;

- обязанность государства защищать свидетелей;

- установление ответственности за запугивание свидетелей;

- влияние запугивания на результат уголовного процесса;

- обязанность сообщать и давать показания;

- предоставление альтернативных способов дачи показаний;

- осуществление специальной подготовки персонала.

Рассматривая вопросы стратегии и тактики защиты участников уголовного процесса, проводимых под эгидой Совета Европы, следует также обратить внимание на другую международную организацию - Содружество Независимых Государств. "Прозрачность" государственных границ между странами Содружества позволяла преступным группам активно объединяться и сотрудничать на постсоветском пространстве на международном уровне.

Возникавшие проблемы ранее пытались решить за счет подписания двухсторонних договоров и соглашений, и лишь в январе 1993 года в г. Минске главами государств - членов СНГ была подписана "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", в которой содержится ряд международных принципов в борьбе с преступностью. К сожалению, в данном документе отсутствуют какие-либо положения, направленные на проведение совместных действий, направленных на защиту участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, ведущимся в отношении членов международных организованных преступных групп и сообществ.

Справедливости ради следует отметить, что в рамках СНГ ведется определенная работа, направленная на подготовку и принятие специального законодательства, способствующего повышению активности субъектов судопроизводства в деле борьбы с организованной преступностью, не признающей границ между странами СНГ. К таким правовым актам можно отнести следующие: Модельный закон о государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов (принят в 1998 году Межпарламентской ассамблеей СНГ), в 1999 г. разработан Модельный закон о защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству. В 2000 году разработано Соглашение между государствами - участниками СНГ о защите участников уголовного процесса. В них учтены международные принципы в данной области.

Вместе с тем принятые странами-участниками законодательные акты не учли в большей степени опыт зарубежных стран, где уже содержатся механизмы защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений. Модельные законы очень близко напоминают редакции ряда федеральных законов. Кроме того, реализация положений модельного законодательства стран - участников СНГ будет зависеть от экономических возможностей и состояния национального законодательства и соответствия последнего общепризнанным международным стандартам. Государственная власть должна прилагать максимум усилий для более эффективного сотрудничества стран - участников СНГ в создании надлежащих механизмов защиты свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Название документа