Информационная составляющая в договоре на возмездное оказание оценочных услуг: теоретические и практические аспекты

(Ситдикова Л. Б.) ("Российский судья", 2007, N 9) Текст документа

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДОГОВОРЕ НА ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений г. Москвы, кандидат юридических наук.

Одной из потребностей современных систем хозяйствования, организованных на принципах рыночной экономики, в том числе рынка товаров, работ и услуг, сложившегося в РФ, является наличие института оценки. Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) <1>. Данным Законом определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Рыночная стоимость определена как наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией. Имея в виду, что под общее понятие оценки подпадает достаточно большой спектр разнообразных по своей природе процедур, для наиболее полного понимания механизма правового регулирования отношений, складывающихся в области оценки, необходимо выделить ее основные виды. Наиболее традиционным основанием, как отмечает С. А. Максимова <2>, для выделения видов оценки является ее объект. -------------------------------- <2> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 2002. С. 280.

Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен ее владелец. Это могут быть: - отдельные материальные объекты (вещи); - совокупность вещей, составляющих имущество лица, включая имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); - право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; - право требования, обязательства (долги); - работа, услуги, информация и др. В отношении ряда объектов ст. 8 Закона об оценочной деятельности предусматривает случаи обязательности проведения оценки. К ним относятся: 1) проведение оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе: - при определении стоимости таких объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или передачи в аренду; - при использовании объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве предмета залога; - при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; - при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; - при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы или фонды юридических лиц; 2) проведение оценки при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: - при национализации имущества; - при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о стоимости предмета ипотеки; - при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества; - при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; - при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Приведенный в Законе об оценочной деятельности перечень не является исчерпывающим. Требования об обязательной оценке объектов закреплены также и в других законодательных актах. Так, например, Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" <3> определяет порядок привлечения независимого оценщика для оценки вкладов в уставный капитал общества в случае, если его номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) оплачивается не денежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ). Аналогичная норма содержится и в Законе "Об акционерных обществах" <4>, а также в Федеральном законе "О производственных кооперативах" <5>, где оценка паевого взноса, превышающая 250 установленных МРОТ, должна быть подтверждена независимым экспертом. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 8 августа 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. <4> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. <5> Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

В соответствии со ст. 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) <6> в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, при этом оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Закон об ипотеке (залоге недвижимости) <7> регулирует отношения, возникающие из договора залога недвижимости, при этом ст. 9 данного Закона содержит существенные условия, что в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400

Таким образом, в соответствии с Законом об оценочной деятельности объектами оценки могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота. Основанием для проведения оценки является договор, заключаемый между оценщиком и заказчиком. Данный договор по правовой природе относится к договорам на возмездное оказание услуг <8>, в котором основу процесса оценки объекта составляет информационное обеспечение (информационная составляющая. - Л. С.). Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать определенным требованиям. Авторы А. Г. Грязнова и М. А. Федотова к таким требованиям относят: достоверность, точность, комплексность <9>. -------------------------------- <8> Ершова И. В. Предпринимательская деятельность: правовые проблемы повышения эффективности // Библиотечка "Российской газеты". 2005. N 13. С. 111. <9> Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М., 2007. С. 113.

Оценщик, будучи организационно и имущественно независимым от заказчика самостоятельным субъектом, по своему усмотрению организует проведение оценки и отвечает за ее выполнение. Для достижения поставленной цели оценщик руководствуется всей необходимой информацией для наиболее объективного расчета стоимости объекта оценки. Для реализации комплексного подхода к объекту оценки необходимо провести сбор и анализ большого количества информации. Однако оценка объекта является сложным и трудоемким процессом, так как без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения невозможно правильно провести и составить отчет об оценке. Предварительный анализ объема информации включает в себя сбор и систематизацию общих данных (внешняя информация. - Л. С.), сбор и анализ специальных данных (внутренняя информация. - Л. С.), а также анализ наилучшего и эффективного его использования. Как правило, сбор и систематизация общих данных заключается в том, что, собрав и систематизировав информацию, в дальнейшем ее можно использовать в качестве базы данных для оценки других объектов. Таким образом, объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. В то время как специальные данные включают в себя информацию о конкретном объекте, указанном в договоре. Если заказчик договора незнаком с объектом оценки, он вправе получить максимально полную и точную информацию, чтобы правильно понять особенности оцениваемого объекта. Поэтому в договоре на возмездное оказание оценочных услуг в соответствии со ст. 10 Закона об оценочной деятельности существенным условием выступает предмет, с точным указанием на объект оценки и его описание, т. е. договор должен содержать полную и исчерпывающую информацию об объекте оценки, а также договор должен содержать: вид определяемой стоимости объекта оценки, денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. Определив предмет договора, оценщик осуществляет сбор, обработку и анализ правоустанавливающих документов, сведений и обременений объекта оценки, данных бухгалтерского учета и отчетности, технических и эксплуатационных, количественных, качественных характеристик, а также иной информации об объекте оценки. Кроме этого, оценщик определяет и анализирует рынок, конъюнктуру и тенденции объекта оценки. Например, если предметом договора выступают предприятия, то такие специальные данные включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т. д. При проведении оценки объекта оценщик вправе самостоятельно выбирать методы или один из методов оценки в рамках каждого из подходов к оценке. Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов к определению объекта оценки: доходный - представляет собой процедуру оценки стоимости, исходящую из принципа непосредственной связи стоимости бизнеса компании с текущей стоимостью его будущих доходов; затратный - оценка на основе анализа активов; рыночный (сравнительный), базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке <10>. На основании полученных результатов оценщик определяет итоговую стоимость объекта оценки. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности). Президиум ВАС РФ считает отчет независимого оценщика документом, содержащим сведения доказательственного значения <11>. Таким образом, при составлении отчета следует показать, что информационная база, собранная и изученная оценщиком, является необходимой и достаточной для проведения оценки. Тем самым на законодательном уровне отчет оценщика определен как важнейший источник объективной информации о величине стоимости объекта оценки. В то же время Закон об оценочной деятельности вводит правило оспоримости стоимости объекта, содержащейся в отчете оценщика. -------------------------------- <10> Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. СПб., 2007. С. 73 - 74; Ершова И. В. Указ. соч. С. 110 - 111. <11> Информационное письмо Президиума ВАС РФ "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" от 30 мая 2005 г. N 92 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

С учетом изложенного представляется необходимым проанализировать следующее дело. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2002 г. удовлетворен иск ОАО "АКБ "СВА" к ЗАО "Независимая компания АРТ-Консалт" о признании недействительным отчета от 1 февраля 2002 г. N 2-02/8ТР "Об оценке рыночной стоимости предлагаемого к обращению взыскания имущества". Суд, удовлетворяя иск, полно и всесторонне изучив доказательства по делу, отметил, что ответчиком при составлении отчета бухгалтерский баланс фактически не изучался, приложенные к нему отчеты не анализировались, иные требования закона к составлению отчета также не соблюдались. Суд кассационной инстанции не нашел оснований к отмене решения суда <12>. -------------------------------- <12> Постановление ФАС Московского округа по делу от 19 августа 2002 г. N КГ-А40/5404-02 // СПС "КонсультантПлюс".

Анализируемое нами дело содержит в себе конкретный пример, что информационная база, используемая оценщиком при составлении отчета, явилась недостаточной, что привело к нарушению требований достоверности, точности и комплексности оценочной информации. В договоре на возмездное оказание оценочных услуг потребителем или пользователем информации, содержащейся в отчете оценщика, не всегда выступает заказчик. В получении такой информации могут быть заинтересованы органы исполнительной власти РФ, ее субъектов, муниципальные образования, иные лица, являющиеся потенциальными покупателями оцениваемого имущества, залогодержатели, страховщики, акционеры и др. Заказчик оценки не обязательно будет являться конечным потребителем информации о величине стоимости имущества. Примером может служить кассационная жалоба, рассмотренная Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа, где в качестве третьего лица привлекалось Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области - заказчик оценки принудительно реализуемого имущества, в рамках исполнительного производства. Требования истца - ОАО "Полет" о признании недействительным отчета по оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Полет" мотивировалось несогласием с результатами и критериями произведенной оценки, отраженными в отчете. Решением Арбитражного суда Ивановской области, оставленным без изменения апелляционной инстанций, требования истца не были удовлетворены, при этом суды исходили из того, что оценка имущества произведена в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Стандартами оценки, с учетом ограниченного срока реализации арестованного имущества в процессе исполнительного производства. Изучив материалы дела и заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции также не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, при этом суд исходил из того, что из материалов дела следует, что реализация имущества ОАО "Полет" производилась не в обычных условиях открытого рынка, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а в принудительном порядке в рамках исполнительного производства, ограниченного сроком <13>. -------------------------------- <13> Судебная практика по хозяйственным делам (текст) / Составитель И. В. Ершова. М., 2006. С. 484 - 486.

Как видно из анализа данного дела, заказчиком оценки выступает не конечный потребитель информации о величине стоимости имущества, а третье лицо - Управление Министерства юстиции РФ. Из вышеизложенного следует, что объектом оценочной деятельности является информация. Обеспечение необходимой информацией заказчика-потребителя происходит на основании договора на возмездное оказание оценочных услуг, при этом информация выступает в качестве информационной составляющей, в то время как в договоре на оказание информационных услуг информация выступает в качестве самостоятельного объекта регулирования.

Название документа