Россия на пути во Всемирную торговую организацию (ВТО)
(Очкасова И. В.)
("Внешнеторговое право", 2005, N 2)
Текст документа
РОССИЯ НА ПУТИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)
И. В. ОЧКАСОВА
Очкасова И. В., соискатель на ученую степень кандидата юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права; международного права Самарского государственного университета (юридический факультет), заместитель декана СамГУ.
Вступление в ВТО - один из центральных вопросов, который должно решить Правительство РФ при выработке экономической стратегии в условиях рыночной экономики. Проблему вступления России в ВТО обсуждает не только мировое экономическое сообщество, но и общество в целом. Последние годы средства массовой информации изобилуют заметками типа: "Торг начался", "Как вступить, чтобы не влипнуть?", "Рискованная ставка", "Фантом ВТО", "Стоит ли спешить в ВТО?" и т. п. Подобная подача информации в нашей стране сформировала образ ВТО как "банды наемников иностранных корпораций, которые методами шантажа и давления пытаются облегчить своим спонсорам захват российского рынка".
Что это за межправительственная организация, путь в которую для России так тернист? В чем проявляются позитивные и негативные моменты для РФ, если она станет участницей этой организации?
Всемирная торговая организация (далее - ВТО) является правопреемницей действующего с 1947 г. Генерального Соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ утверждала два основных принципа: свободу торговли и ликвидацию дискриминационных мер в мировой торговле, на основе которых регламентировались такие основные стороны внешнеторговой политики, как стандартизация и сертификация продукции, лицензирование и контингентирование экспорта и импорта, субсидирование экспорта и т. п.
Наряду с этими принципами важными оставались два условия: реализация многостороннего торгового договора, остающегося правовой основой для внешней торговли большинства стран, и выработка кодекса правил и норм международной торговли, которые должны были служить базой для формирования национальных механизмов регламентирования внешней торговли. За годы работы ГАТТ были достигнуты единообразие и совместимость этих механизмов, а структуры, препятствующие развитию международной торговли, сведены к минимуму.
Исходной посылкой, на которой строилась договорно-правовая система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран путем взаимной либерализации доступа на рынки государств-участников, предсказуемости условий деятельности фирм и компаний на иностранных рынках, а также регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Были разработаны особо значимые для развития торговли нормы lex mercatoria, которые содержались в отдельных документах либо в кодексах (сводах правил): по таможенной стоимости, по импортным лицензиям, по добросовестной конкуренции, по гармонизации стандартов (ГС).
На базе ГАТТ и по ее инициативе в рамках СТС (Совет таможенного сотрудничества) был разработан ряд конвенций, регламентирующих, например, действие таможенно-тарифного механизма и послуживших основой формирования национальных систем таможенного регулирования внешней торговли.
Важнейшим достижением ГАТТ накануне ее трансформации (в ВТО) в рамках пакета соглашений о взаимной либерализации торговли явилось провозглашение многостороннего регулирования не только торговли, но и услуг: финансовых, телекоммуникационных и связанных с воздушными перевозками.
В декабре 1994 года в результате более чем 8-летнего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.) о дальнейшей либерализации мировой торговли государствами было подписано Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). 1 января 1995 г. она начала свою деятельность. Штаб-квартира находится в г. Женеве (Швейцария). ВТО представляет собой организационно-правовую систему современной международной торговли, охватывающую все ее секторы. На сегодняшний момент эта организация насчитывает в своих рядах 145 государств-членов. Для современных развитых стран членство в ВТО является значимым, и неучастие в ее работе по своему торгово-политическому значению может в какой-то мере сравниться с неучастием в деятельности такой политической международной организации, как ООН. Тем более что ВТО входит в систему специализированных учреждений ООН и ее взаимодействие с последней осуществляется через Генеральную Ассамблею ООН.
СССР (ныне Россия) не входил в состав стран - участниц ГАТТ, а с 1992 г. Россия получила лишь статус наблюдателя. Официальную заявку на вступление в качестве полноправного участника РФ подала в июне 1993 года.
ВТО продолжает деятельность ГАТТ, в то же время нельзя утверждать, что эта организация способствует свободной торговле. "ВТО не является организацией свободной торговли хотя бы потому, что она допускает использование тарифов и при ограниченных обстоятельствах другие формы защиты. Правильнее ее назвать системой правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции".
Основополагающими принципами ВТО и ее правилами на сегодняшний день являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. Правовую базу ВТО составляют 54 документа. Таким образом, ВТО представляет собой многосторонний своеобразный контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединившихся государств, этот процесс занимает несколько лет.
На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. Затем начинаются переговоры и консультации об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные переговоры и консультации, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами - членами ВТО. Эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающим из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних экономических рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обратиться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС).
Одним из главных условий присоединения новых членов в ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с Положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Принятие решений в ВТО практикуется на основе консенсуса. Для принятия новых членов требуется набрать 2/3 голосов.
"Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. И это решение будет реализовано", - заявил В. Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в г. Москве (2001 г.), а в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 2002 г. им было подчеркнуто, что "ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент".
Решение о вступлении в ВТО нашей страны принято на высшем уровне и поддерживается государствами - членами этой организации. Сроки принятия России в эту организацию с каждым раундом переговоров отодвигаются на неопределенный срок.
Вступление в ВТО для России неизбежно - это очевидно. В современном мире сопротивляться глобализации невыгодно и бессмысленно. Вопрос лишь в том, когда вступать, на каких условиях, а главное - как получить от вступления максимальный выигрыш, а не остаться проигравшей стороной. Рассмотрим аргументы pro и contra.
Сторонники вступления говорят, что это позволит снизить барьеры для российских экспортеров и привлечь иностранные инвестиции. Выиграют от вступления такие отечественные отрасли, как черная металлургия и химическая промышленность. Из производителей выживут те, кто имеет конкурентные преимущества, следовательно, отсталые отрасли прекратят свое существование. А конкуренция - это основной двигатель производственного рынка.
В самой ВТО заметно противостояние между "большой четверкой" (США, ЕС, Япония, Канада) и остальными членами ВТО. Страны, не входящие в "большую четверку", рассматривают Россию как дополнительный противовес.
К другим выгодам можно отнести:
- Россия получит выход в международное правовое пространство и будет защищена от дискриминации нашего экспорта другими странами;
- получит новые рынки услуг;
- сможет влиять на формирование правил международной торговли;
- произойдет адаптация нашего законодательства к международным нормам, что также является положительным фактором. В этом направлении уже сейчас проделывается огромная работа, которая направлена на принятие ключевых законов, которые заменят ныне действующие.
Так, в июне 2004 г. вступил в силу новый Закон о валютном регулировании и валютном контроле в РФ, в перспективе принятие Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, Таможенного кодекса и др.
Негативных моментов вскрывается намного больше, вот некоторые из них:
- проблемы могут появиться у таких отраслей, как автомобилестроение, банковский и страховой сектор, с/х производство и практически все производства импортозаменяющей продукции;
- снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин;
- либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа. Привлекательность инвестиций в производство снизится;
- вступление в ВТО не гарантирует применения против наших товаров антидемпинговых мер. А судебные издержки слишком велики, чтобы выиграть дело в судебных инстанциях ВТО. По правилам ВТО, компенсация пострадавшим от неправомерных санкций осуществляется не посредством выплаты наличности, а послаблениями в доступе на данный национальный рынок.
Опасения представителей российского бизнеса, науки, общественности основываются на том, что в ходе переговорного процесса недостаточно учитывается специфика развития экономики РФ и тот факт, что страна находится на стадии рыночных преобразований, а ряд секторов - в состоянии кризиса.
Единогласно мнение, что российская экономика пока не готова к работе в условиях жесткой конкуренции. Россия не сможет участвовать в мировом торгово-экономическом сообществе без ущерба для своих национальных интересов.
До настоящего времени не проведен объективный и независимый анализ последствий присоединения РФ к ВТО, как для каждой из отраслей экономики, регионов и социально-экономического развития страны в целом.
Вышеперечисленные положения - это только основные негативные моменты, которые чаще всего вызывают дискуссию о вступлении или невступлении РФ в ВТО.
РФ сейчас на стадии переговорного процесса, где главный вопрос - условия вступления в эту организацию. Китай около 15 лет "выторговывал" себе условия, наши сроки вступления пока еще не определены. Россия не утрачивает решимости вступить в ВТО даже при наличии огромных минусов, но не следует рассчитывать на сколько-нибудь существенные послабления при вступлении, так как логика всей системы ВТО основывается на принципе "единые правила для всех", и эта идея лежит в фундаменте ВТО. Бесспорным является то, что международный авторитет России после присоединения к этой организации существенно вырастет и появится теоретическая возможность усилить свое влияние на мировые экономические процессы, а для России это реальный шанс провести массовую переподготовку трудовых ресурсов и войти в новый век с конкурентоспособной постиндустриальной экономикой.
Откладывание вступления в ВТО превращает нашу страну в сырьевой придаток с низким уровнем жизни, так как часть доходов от экспорта сырья уничтожается и съедается неэффективными отраслями и производствами. Природные ресурсы невозобновляемы! А сама Россия неизбежно будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Санкции, квоты, поправка Джексона-Вэйника и прочие меры, ущемляющие интересы РФ, будут продолжаться, пока она не станет полноправным участником международного разделения труда.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Григорян С. А. Организационно-правовые основы и особенности ВТО // Хозяйство и право. 2000. N 2.
2. Григорян С. А. Цели, функции, задачи и принципы ВТО // Юридический вестник. 2000. N 1.
3. Ливенцов Н. Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М., 2002.
4. Материалы Всероссийской конференции "Россия и ВТО" // Аналитический журнал. 2002. N 3.
5. Россия и система ВТО. Правовые аспекты. Материалы конференции / ИГП РАН. М., 2000.
6. Скурко Е. В. ВТО: введение в правовую систему. М., 2003.
7. Шумилов В. М. "Право ВТО" и международное право. М., 2003.
Название документа