Последствия вступления России в ВТО в рамках регулирования банковской системы
(Туркиашвили А. М.) ("Современный юрист", 2013, N 3 (Июль-Сентябрь)) Текст документаПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО В РАМКАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ <1>
А. М. ТУРКИАШВИЛИ
Туркиашвили Анна Михайловна, студентка юридического факультета ФГОБУ ВПО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В работе рассматривается вопрос о последствиях вступления России в ВТО исключительно для национального банковского сектора, а именно определяются основные положительные и негативные стороны, проводятся аналогии с другими государствами, анализируются возможные потери и в заключение подводится итог исследования.
Ключевые слова: ВТО, банковский сектор, иностранный капитал, государственная поддержка, стандарты, условия конкуренции.
The consequences of Russia's Accession to the WTO under the regulation of the banking system A. M. Turkiashvili
Observing consequences of Russia's WTO accession for national banking system is the main issue of this article. Particularly an author determines both negative and positive effects, makes analogy with other countries, and analyzes possible losses. In conclusion summarizes all investigation.
Key words: WTO, banking, foreign investment, government support, standards, competition.
Россия вела переговоры по вопросу своего возможного вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) с 1994 г. Эта процедура была достаточно непростой из-за различных внешних факторов. Однако в середине 2012 года России все-таки удалось стать ее полноправным членом. Этот факт вызвал множество вопросов и споров относительно последствий внедрения системы ВТО для экономического развития нашего государства. После более детального рассмотрения некоторых аспектов, касающихся прогнозируемых результатов этой "ярой" борьбы, у многих специалистов возникает вопрос: а стоила ли игра свеч? Выявленные в ходе исследования возможные негативные последствия (далее они будут последовательно обозначены) вступления России в ВТО, к сожалению, приводят к опасениям, не получим ли мы на выходе итог, который с незапамятных времен характеризуют простыми, но точными словами знаменитой русской пословицы: "За что боролись - на то и напоролись"? Именно такому вероятному исходу будут посвящены предлагаемые положения статьи в рамках рассмотрения деятельности банков и банковской системы. Уже в период существования Древнего Рима использовалось такое понятие, как "banco", которым обозначали место, где обменивали деньги. Историками были обнаружены еще более ранние сведения о "первых шагах" в направлении банковского дела, однако с тех пор современная банковская структура приобрела куда большее значение. На сегодняшний день она представляет собой достаточно сложно устроенную организацию, наделенную множеством функций по оказанию финансовых услуг клиентам (физическим лицам, юридическим лицам и т. д.). А именно банки правомочны выдавать кредиты, аккумулировать денежные ресурсы, проводить их накопление, сбережение и активно включаться в процессы производственного оборота. Видится абсолютно справедливым считать банки значительной единицей и тончайшим инструментом развития экономики и связанных с ней сфер деятельности человека в масштабах всей страны. Следовательно, вступление в ВТО по многим прогнозам неминуемо оказывает влияние на их дальнейшую работу и устойчивость. В настоящей статье раскрываются положительные и отрицательные последствия, которые могут возникнуть от вступления России в ВТО. Во-первых, важное значение имеет договоренность о запрете открытия филиалов иностранных банков на территории нашей страны. Во-вторых, одно из привилегированных условий вступления - это предел допустимости иностранного капитала в отечественном банковском секторе, который не должен превышать 50-процентного уровня [1]. 8 апреля 2013 года Минфин на официальном сайте опубликовал соответствующее уведомление о разработке поправок к ст. 18 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 29.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013). В соответствии с ним, 50-процентный размер суммарного уставного капитала зарубежных банков предлагается закрепить на законодательном уровне взамен отмененной в 2002 году 12-процентной квоты [2]. В-третьих, уже открытые и действующие на территории России филиалы иностранных кредитных организаций правомочны осуществлять свою деятельность, основываясь на российском праве, что следует из ст. 18 вышеназванного Закона "О банках и банковской деятельности" [3; 4]. Со вступлением в ВТО российским банкам придется организовать свою работу в соответствии с принятыми мировыми нормами банковского законодательства, в частности с Соглашением "Базель", который дает определенные методические рекомендации для ведения банковской деятельности. Однако уже на этой стадии прослеживаются проблемы. В первую очередь - сроки. Видится нецелесообразным внедрение стандартов "Базель III" в утвержденные сжатые сроки. Переход на новую систему должен быть планомерным и последовательным, с учетом экономического положения, в первую очередь самих банков. Так, аналитики Альфа-Банка провели собственную оценку влияния внедрения стандартов "Базель III" на российский банковский сектор и экономику страны в целом и получили весьма неутешительные данные. Они рассчитали, что нехватка основного капитала составит от 5 до 10% от размера собственных средств банковского сектора (0,5 - 1 триллион рублей) [5]. Кроме того, это приведет к снижению кредитного портфеля юридических лиц порядком на 3 - 5%, повышению ставок на 2 - 3 процентных пункта, а также снижению темпов роста ВВП на 1 - 2 процентных пункта. Более того, проводя аналогию с зарубежными странами, можно констатировать, что Россия существенно отстает от них по указанным показателям. В частности, отношение банковских активов к ВВП в Швейцарии составляет 628%, в Великобритании около 498%, в Германии чуть больше 266%, а в США почти 95%, в то время как в России эта отметка значительно ниже (рис. 1). Председатель правления Альфа-Банка Андрей Соколов высказал, как считаю, совершенно логичное предположение о том, что поэтапное введение положений Базеля позволит избежать серьезных "потрясений" для российского банковского сектора. А они непременно будут, поскольку национальные банки сильно уступят иностранным конкурирующим организациям, работа которых полностью соответствует мировым стандартам. Тем не менее председатель ЦБ РФ на пресс-конференции, состоявшейся 15 февраля текущего года, подтвердил неизменность сроков введения Базеля вне зависимости от других стран.
Рис. 1. Активы банковской системы РФ, % к ВВП [6. С. 13]
Отсюда следует новая проблема - неравные условия конкуренции банковских организаций: самостоятельно "подогнать" свою деятельность под требуемые стандарты за счет собственных средств - крайне сложно, а на государственную поддержку, как показывает опыт прошлых лет, рассчитывать не приходится. Стоит обратить внимание на существующие статистические данные относительно объемов государственной помощи финансовому сектору в период кризиса 2007 - 2009 гг. [7]. Анализ приведенных показателей указывает на то, что на поддержание финансовой сферы наше государство выделяет из бюджета весьма скромные средства даже на фоне стран с развивающейся экономикой. Однако 15 марта 2013 года Советом директоров Банка России была одобрена "Стратегия национальной платежной системы", согласно п. "б" ч. 5 которой ЦБ РФ учитывает процесс внедрения национальной экономики в мировую, в частности и вступление в ВТО [8]. Принятый документ в перспективе может скорректировать сложившуюся ситуацию в плане поддержания финансового сектора со стороны государства.
Таблица 1
Государственная поддержка финансового сектора
Группа стран Всего В том числе
Пополнение Покупка Выдача уставных активов и государственных капиталов кредитование гарантий по (кроме банковским кредитования обязательствам центральными банками)
Экономически 43,1 2,9 5,2 19,7 развитые страны
Страны 27,9 1,9 3,3 12,4 "большой двадцатки"
Страны с 2,3 0,2 0,1 0,1 развивающейся экономикой
Россия 7,1 0,1 0,4 0,5
Кроме того, неравные условия конкуренции наблюдаются в том числе и на внутреннем российском рынке. В частности, всем известные ОАО "Сбербанк", ОАО "ВТБ", ОАО "Газпромбанк" получают достаточно большой объем привилегий со стороны государства по сравнению с коммерческими банками, что нарушает принцип равенства не только между ними, но и по сравнению с региональными отделениями. Так, по состоянию на 1 января 2013 года в указанных банках было сосредоточено более 60% вкладов физических лиц, это достаточно серьезный перевес, если принять во внимание, что количество таких крупных банков совсем невелико в сравнении с остальными функционирующими по стране. Разумеется, стоит учитывать стратегическую задачу таких организаций, работающих на привилегированном положении, поскольку с их помощью государство проводит экономическую политику, а также стимулирует оборот финансовых потоков на рынке. Но тем не менее видится логичным несколько сократить существующий экономический отрыв между указанными организациями и банками коммерческого типа для достижения стабильности и большей устойчивости банковской системы страны [9]. Возвращаясь к статистическим данным, нельзя не заметить определенной динамики банковских процессов, стабильно развивающихся во времени. Так, в подтверждение проблемы сильной конкуренции отметим, что по состоянию на 1 января 2003 г. сумма собственных средств банков, контролируемых иностранцами, составляла порядком 7,1%, 1 января 2012 г. она увеличилась до 9,3%, а к 1 октября того же года цифра достигла отметки 12,6%. Таким образом, все снижающемуся капиталу российских банков активно противостоит возрастающий капитал иностранцев. Параллельно с этим прослеживаемый стабильный рост капитала стопроцентно иностранных банков также вызывает серьезные опасения: в 2003 г. цифра занимала планку в 5,4%, в январе 2012 г. она закрепилась на 9-процентном уровне, а к октябрю возросла еще на 0,8% [10]. Если рассмотреть уровень капитала в денежном эквиваленте, то банковская система России располагает суммой 317 млрд. долларов. Для сравнения в Англии эта цифра равна 8650, в Германии - 8660, в США - 8990 [11]. Кроме того, эти процессы происходят на фоне сокращения числа банков при отсутствии новых замен. Рынок медленно, но верно истощается при отсутствии "свежих сил". В цифрах это выглядит так: в 2009 году появилось всего девять новых банковских организаций, в 2010 вообще только одна, в 2011 году ситуация практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, по состоянию на 2012 год функционировало девятьсот двадцать две банковские организации. При этом отметим, что подобный спад наблюдался во многих государствах, в их число не вошли лишь Швеция и Италия [12]. Между тем при оценке изменений по вопросам выдачи потребительских кредитов рассматривалось предположение, что для граждан нашей страны процентная ставка кредитования снизится до уровня европейских государств. Однако такая перспектива, на мой взгляд, крайне туманна. Безусловно, в странах Запада процентная ставка по кредиту приемлема практически для всего местного населения, но вместе с тем не стоит забывать, что Россия на мировой арене - это главным образом отличный рынок сбыта, в том числе и для банковского сектора. По этой причине не стоит ожидать масштабных положительных изменений. Более того, большинство специалистов развеивают миф и о дальнейшей доступности ипотечных кредитов, снижение процента которого также маловероятно. Это связано с уровнем ставки рефинансирования, которая по прогнозам не снизится до европейского показателя в 1%. Заместитель председателя Центробанка Алексей Симановский объяснил низкую вероятность ее снижения в связи с высоким уровнем инфляции, которые находятся в прямой зависимости друг от друга. Развивая тему банковских кредитов, обозначим еще одну проблему, влекущую крайне негативные последствия для иных отраслей, прежде всего для отечественной промышленности и сельского хозяйства, для которых вступление в ВТО куда более губительно. Это связано со снижением ввозных пошлин по множеству позиций, что сделало промышленные и сельскохозяйственные товары зарубежных производителей более дешевыми для российских покупателей. В этой связи банки стали менее охотно давать кредиты российским производителям, опасаясь, что новое производство в условиях конкуренции в ВТО обречено на провал [13]. Несколько отходя от вопросов развития банковской системы РФ с учетом вступления в ВТО, важно сказать, что по данным опросов российских бизнесменов и предпринимателей, по истечении года в составе организации выявлено незначительное количество положительных изменений. Более того, как сообщает издание "Financial Times" (Великобритания), для некоторых важных секторов российской экономики ситуация, напротив, - даже ухудшилась. Негативные цифры были представлены также компанией по оказанию консалтинговых услуг (частично входящей в состав Сбербанка) Strategy Partners Group. По результатам суммарных опросов более двух тысяч крупных компаний с капиталом более 100 миллионов долларов было подсчитано, что больше половины участников опроса, предвосхищавших положительный эффект роста экономики после вступления в ВТО, не заметили прогрессивной динамики, а 32% высказались о негативном его воздействии. Вместе с тем специалисты высказываются о том, что положительные изменения можно прогнозировать, их отсутствие не перманентно [14]. Анализируя опыт постсоветских стран, находящихся в ВТО уже не первый год, прослеживается идентичная ситуация. Например, в Кыргызстане (участник ВТО с 1998 года) за время нахождения в составе Торговой организации так и не наблюдался приток иностранного капитала и рост экспорта продукции местного производства. Более того, по сведениям, представленным Национальным статистическим комитетом республики, уровень развития сельского хозяйства и промышленности снизился в связи с неконкурентоспособностью. Грузия находится в ВТО с 2000 года, однако и в этом государстве не наблюдается серьезных положительных изменений. Приток инвестиций наблюдался лишь в первом полугодии 2001 года, когда их показатели возросли с 11 до 41% [15]. Разумеется, такие данные были представлены мною неслучайно, так как банковская система страны зависит от других отраслей экономики, в частности и от сельского хозяйства, о чем ранее упоминалось на примере кредитных отношений. По мнению А. А. Куклина и А. Н. Дегтяревой, банковский сектор России, вступив на рельсы ВТО, может повторить судьбу Аргентины, Турции, Бразилии. Эти государства, получив статус участников Всемирной торговой организации, стали отличным экономическим "полем" для иностранных инвесторов, однако уже после первого кризиса массовый отток капитала со стороны "осторожных" иностранцев вызвал девальвацию и разорение банков [16]. Глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков на одной из пресс-конференций высказал, как видится, рациональное предложение по внедрению группы изменений, которые благоприятно скажутся на отечественном банковском секторе и позволят снизить риски для кредитных организаций после вступления в ВТО. Во-первых, по его мнению, необходимо увеличить Центральным банком продолжительность рефинансирования. На сегодняшний день такой срок не превышает одного года - это недостаточно для других банков, чтобы укрепить свои позиции, поэтому предлагалось увеличить этот период до трех лет. Следующей новацией заявлено введение так называемых безотзывных вкладов, суть которых заключается в невозможности возврата денежных средств в любое время по требованию вкладчика. За безотзывным вкладом должен быть закреплен определенный срок выдачи. Такой шаг позволит банку свободно использовать финансовые ресурсы с минимальным риском потери. Такая мера видится достаточно эффективной для поддержания банковских организаций. Прежде всего за счет приобретения правовой гарантии использования полученных денежных средств по своему усмотрению в рамках определенного временного периода. Банки же, в свою очередь, для привлечения максимального количества вкладов могут установить более высокие ставки. Следовательно, будет найден экономический компромисс, позволяющий каждой стороне получить наибольшую прибыль [17]. Таким образом, рассмотрев основные аспекты процесса вступления России в ВТО, мы видим ряд негативных последствий, касающихся российской банковской системы, которые при отсутствии необходимого адаптационного периода и стабильной государственной поддержки способны разрушить национальный банковский сектор, превратив исторически мощную Российскую державу в очередной "кормящий" сырьевой придаток Европы.
Библиография
1. Российская экономика и банковский сектор: что ожидать от вступления в ВТО // Сайт "Электронный банк". URL: http://int-bank. ru/ articles/457/ (дата обращения: 21.05.2013). 2. Уведомление о подготовке проекта Федерального закона "О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // Сайт Министерства финансов. URL: http://www1.minfin. ru/ru/ legislation/ projorders/ index. php? pg4=3 (дата обращения: 29.06.2013). 3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 07.05.2013) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://base. consultant. ru/ cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base= (дата обращения: 21.05.2013). 4. ВТО поможет банковской системе // Сайт Интеллектуального агентства Bankir. Ru. URL: http://bankir. ru/novosti/s/ vto-pomojet - bankovskoi-sisteme - rossii-1079012/ (дата обращения: 21.05.2013). 5. Вардуль Н. Сколько стоит Базель 3? // Сайт Финансовой газеты. URL: http://fingazeta. ru/ markets/ skolko-stoit-bazel-3-184596/ (дата обращения: 21.05.2013). 6. Аналитический бюллетень "Банковская система России: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 г." / Центр экономических исследований "РИА-Аналитика". Москва, 2011. N 10. 13 с. 7. Вардуль Н. Сколько стоит Базель 3? // Сайт Финансовой газеты. URL: http://fingazeta. ru/ markets/ skolko-stoit-bazel-3-184596 (дата обращения: 21.05.2013). 8. Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол N 4) // СПС "КонсультантПлюс". http://base. consultant. m/ cons/cgi/ online. cgi? req=doc; base=LAW;n=143984 (дата обращения: 29.06.2013). 9. Аналитический бюллетень "Банковская система России: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 г." / Центр экономических исследований "РИА-Аналитика". Москва, 2011. N 10. 38 с. 10. Центральный банк России. Обзор финансовой стабильности // Сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www. cbr. ru/analytics/ fin_stab/ fin-stab-2012_2-3r. pdf (дата обращения: 21.05.2013). 11. Что ждать от вступления в ВТО банкам, имеющим сети региональных точек продаж? // Сайт компании РегБлок. URL: http://www. regblok. ru/ index. php? new_div_id=4347 (дата обращения: 29.06.2013). 12. Петрикова В. А. Перспективы развития банковского сектора России в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию // Сайт сибирской компании консультантов. URL: http://sibac. info/ index. php/ 2009-07-01-10-21-16/ 4258-2012-10-19-10-03-00 (дата обращения: 29.06.2013). 13. Селянин С. Российские банки сменили приоритеты для развития бизнеса // Сайт Интеллектуального агентства Bankir. Ru. URL: http://bankir. ru/ publikacii/s/ reitingovyi-obzor - banki-stanovyatsya - vse-blizhe-10003303/ (дата обращения: 21.05.2013). 14. Бен Арис. Вступление России в ВТО: год прошел, а бизнес разочарован ("The Financial Times", Великобритания) // Сайт газеты "The Financial Times". URL: http://www. inosmi. ru/ russia/20130627/ 210435835.php (дата обращения: 29.06.2013). 15. Шурубович А. Страны СНГ в ВТО: проблемы и последствия // URL: http://trade. ecoaccord. org/ bridges/2/9.php (дата обращения: 29.06.2013). 16. Непп А. Н., Рущицкая О. А., Шишкин Н. В. Воздействие ВТО на отрасль страхования. Прогнозы на основе стран Восточной Европы // Сайт Аграрного вестника Урала. URL: http://avu. usaca. ru/ media/ BAhbBlsHOgZmSSIuMjAxMy8 wMy8wNi8wN18 wM18yMV80ODRfQVZVXzEwXzJfMjAxMi5 wZGYGOgZFVA (дата обращения: 29.06.2013). 17. Как смягчить негативные последствия для банков от вступления РФ в ВТО // Сайт издательской компании "Золотой рог". URL: http://www. zrpress. ru/ finance/ dalnij-vostok_ 26.09.2012_56750_ kak-smjagchit - negativnye - posledstvija - dlja-bankov - ot-vstuplenija - rf-v-vto. html (дата обращения: 29.06.2013).
Название документа