Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве

(Пожидаева М. В.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 4) Текст документа

ПРАВА НЕГРАЖДАН И ЗАПРЕЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

М. В. ПОЖИДАЕВА

Пожидаева М. В., аспирантка Института государства и права РАН.

Устав ООН - основополагающий международный договор современного международного права - закрепил принцип "уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (п. 3 ст. 1). Этот принцип получил дальнейшее развитие во Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст. 1). Они должны "обладать всеми правами и всеми свободами ... без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" (ст. 2). Интересно отметить, что Всеобщая декларация не проводит различий между гражданами и негражданами. Все ее статьи, перечисляющие те или иные права и свободы, начинаются словами "каждый человек". Это относится не только к гражданским и социальным правам, но и политическим правам. В ст. 21 Всеобщей декларации употребляется выражение об участии каждого человека в управлении "своей страной", а также о равном доступе каждого человека к государственной службе "в своей стране". Это означает, что каждый человек, независимо от наличия гражданства, проживая постоянно в той или иной стране, имеет политические права. Однако дальнейшее развитие современного международного права и принятие новых международных документов приводит к закреплению определенных различий в обладании правами между гражданами и негражданами. При этом одновременно запрещается какая-либо дискриминация.

Права неграждан и их ограничения

Если Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека не проводят различий в отношении пользования основными правами и свободами, то уже Пакты о правах человека содержат определенные ограничения в этом отношении. Пакт об экономических, социальных и культурных правах устанавливает права, которые распространяются на всех, независимо от гражданства. Это право на труд (ст. 6); право каждого на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7); право каждого на создание профессиональных союзов (ст. 8); право каждого на социальное обеспечение (ст. 9); защита, помощь семье и детям без какой-либо дискриминации (ст. 10); право каждого на достаточный уровень жизни (ст. 11); право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12); право каждого на образование (ст. 13); право каждого на участие в культурной жизни (ст. 15). Пакт допускает лишь единственное исключение из этого общего правила. Согласно этому международному договору "развивающиеся страны могут с надлежащим учетом прав человека и своего народного хозяйства определять, в какой мере они будут гарантировать признаваемые в настоящем Пакте экономические права лицам, не являющимся их гражданами" (п. 3 ст. 2). Более значительные ограничения прав неграждан предусмотрены в Пакте о гражданских и политических правах. В силу естественного характера прав человека Пакт предоставляет каждому основные права и свободы, которые государства обязаны гарантировать каждому независимо от каких-либо обстоятельств (п. 1 ст. 2). Такой подход характерен и для ст. 4 Пакта, перечисляющей фундаментальные права. Это право на жизнь (ст. 6); право на достойное обращение (ст. 7); свобода от рабства (ст. 8); право не быть лишенным свободы из-за неспособности выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); свобода от применения законодательства ex post facto (ст. 15); право на признание правосубъектности (ст. 16) и право каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). Предоставляя каждому человеку основные права и свободы, в том числе во время чрезвычайного положения, Пакт допускает ограничения в отношении пользования политическими правами. Статья 25 Пакта прямо предусматривает, что только "каждый гражданин" имеет право принимать участие "в ведении государственных дел", "голосовать и быть избранным", а также "допускаться в своей стране к государственной службе". Определенные ограничения в свободе передвижения предусмотрены в ст. 12 Пакта. В п. 1 ст. 12 говорится о "праве на свободное передвижение и свободе выбора места жительства", которые предоставляются только тем лицам, которые "законно находятся на территории какого-либо государства". Также ограничения могут устанавливаться для различных категорий лиц, включая неграждан. Наконец, в п. 4 ст. 12 указывается, что "никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну". Комитет по правам человека дал широкое толкование понятия "своя собственная страна". Он указал, что въезжать в нее могут и неграждане, проживающие в данном государстве и поддерживающие с ним связь на протяжении длительного времени <*>. -------------------------------- <*> Doc. E/CN4/Sub.2/2003/23/Add. l, para. 33.

Следует проводить четкие различия между ограничением прав и дискриминацией. В международных договорах по правам человека это происходит не всегда. В них иногда взаимозаменяемо употребляют понятия "различия" и "дискриминация". Такой подход не способствует ясному и четкому толкованию их отдельных положений. Более того, взаимозаменяемое употребление указанных понятий, которые не являются тождественными, создает определенную путаницу. Так, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гарантирует, что права, провозглашенные в Пакте, будут "осуществляться без какой бы то ни было дискриминации" (discrimination), в то время как Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует права, признаваемые в Пакте, "без какого бы то ни было различия" (distinction). В статье 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно равного пользования всеми правами и свободами без дискриминации, закрепленными в Конвенции, в английском варианте используют термин "discrimination", а во французском - "distinction". В этой связи Европейский суд по правам человека при рассмотрении дела "Belgian Linguistics" сделал характерное заявление: "Несмотря на весьма общую формулировку во французском языке ("sans distinction aucune"), статья 14 не запрещает проведения любого различия в обращении при осуществлении признанных прав и свобод. Этот вариант надлежит толковать с учетом более ограничительного текста в английском варианте ("without discrimination")" <*>. -------------------------------- <*> European Court on Human Rights. Belgian Linguistics Case, 23 June 1988, ser. A. P. 34.

Таким же образом Комитет по правам человека в своем замечании общего порядка по ст. 26 Международного пакта о правах человека, в котором изложен принцип недискриминации, особо подчеркнул, что равное пользование правами и свободами "вовсе не означает одинакового обращения в любом случае" <*> и что "не всякое различие в обращении представляет собой дискриминацию при условии, что критерии такого различия являются разумными и объективными" <**>. -------------------------------- <*> Doc. HRI/YEN/1/Rev 7, para. 8. <**> Doc. HRI/YEN/1/Rev 7, para. 13.

В общей рекомендации XXX, принятой Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, отмечается, что "различия в обращении должны применяться только с законной целью и быть соразмерны с нею" <*>. -------------------------------- <*> Doc. CERD/C/64/11.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в ряде других международных документов термин "дискриминация" используется для обозначения "незаконных" или "несправедливых различий". В то же время определенные ограничения прав, различия и даже предпочтения, которые государства проводят в отношении определенных категорий лиц, не рассматриваются как дискриминационные. В п. 2 ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации подчеркивается, что "настоящая Конвенция не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства - участники настоящей Конвенции проводят или делают между гражданами и негражданами". Равенство не означает одинакового обращения. Ограничения прав не всегда ведут к дискриминации, не являются и противозаконными с точки зрения современного международного права предоставления определенных преимуществ отдельным категориям лиц. Принятие особых мер в целях, например, обеспечения надлежащего развития определенных расовых и этнических групп или создания для женщин преимущественных условий, направленных на установление фактического равенства с мужчинами, не может рассматриваться как дискриминация. В литературе по международному праву такой комплекс мер, направленных на исправление положения определенной группы людей и достижения ими равенства с остальной частью населения, рассматривается как позитивные действия, не имеющие дискриминационного характера. Используемый в этих целях некоторыми учеными термин "позитивная дискриминация" лишен логики и здравого смысла и не находит обоснования в существующих международных документах. Поэтому совершенно справедливо Подкомиссия по поощрению и защите прав человека назначила специального докладчика и поручила ему подготовить исследование "Концепция и практика позитивных действий" <*> (Резолюция 1998/5). Такие действия, как подчеркивается в докладе, носят специальный характер и направлены на улучшение положения определенных слоев общества и достижения ими равенства с остальной частью населения. Одной из форм позитивных действий являются особые права, направленные на то, чтобы, к примеру, меньшинства могли сохранить свои особенности и традиции, причем эти права так же важны для обеспечения равного обращения, как и для недискриминации. Процесс обретения меньшинствами равноправного статуса может начаться лишь тогда, когда они будут иметь возможность пользоваться родным языком, управлять своими школами, принимать участие в политической и экономической жизни государства. -------------------------------- <*> Окончательный доклад специального докладчика М. Боссайта "Предупреждение дискриминации. Концепция и практика позитивных действий". Doc. E/CN4/Sub.2/2002/21, 17 June 2002.

Концепция позитивных действий или специальных мер обсуждалась еще в ходе разработки Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Индия предлагала включить в текст ст. 2 положение о принятии специальных мер в социальной области и в сфере образования в интересах отсталых слоев общества <*>, однако по формальным основаниям это предложение, несмотря на поддержку ряда делегаций, было снято с рассмотрения <**>. Впоследствии концепция позитивных действий или принятия специальных мер получила признание и закрепление в целом ряде международных документов. В этой связи можно сослаться на замечание общего порядка N 18 "Недискриминация" Комитета по правам человека. В этом замечании подчеркивается, что "принцип равенства иногда требует, чтобы государства-участники предпринимали активные практические меры с целью сглаживания или устранения условий, которые влекут за собой или же поощряют осуществление дискриминации. Такие меры могут предполагать предоставление на какое-то время данной части населения некоего преференциального режима в конкретных областях по сравнению с остальной частью населения. Когда такие меры являются необходимыми для исправления фактической дискриминации, различие является законным" <***>. -------------------------------- <*> Doc. UN A/C 3/SR. 1182, para. 17. <**> Doc. UN A/C 3/SR. 1183, para. 12, 29. <***> Doc. HRJ/YEN/1/Rev. 7. P. 217 - 219.

Концепция позитивных действий или принятия специальных мер была подтверждена в целом ряде решений Комитета по правам человека при рассмотрении индивидуальных жалоб <*>. -------------------------------- <*> Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 48-я сессия. См., например, Документ N 40 (А/48/40).

Вместе с тем следует отметить, что как в Пакте о гражданских и политических правах, так и в Пакте об экономических, социальных и культурных правах нет никаких ссылок на правомерность каких-либо позитивных действий. В этом отношении четкие положения содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В первой же статье Конвенции подчеркивается правомерность позитивных действий. "Принятие особых мер, - говорится в этой статье, - с исключительной целью обеспечения надлежащего прогресса некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, которая может оказаться необходимой для того, чтобы обеспечить таким группам или лицам равное использование или осуществление прав человека и основных свобод, не рассматривается как расовая дискриминация при условии, однако, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав для различных групп и что они не будут оставлены в силе по достижении тех целей, ради которых они были введены" (п. 4 ст. 1). В последнее время наблюдается возросший интерес Европейского суда по правам человека к проблеме дискриминации и недостаткам конвенционного механизма защиты прав человека в этом отношении. В связи с чем Комитет министров Совета Европы в 2000 г. открыл к подписанию государствами - участниками СЕ Протокол N 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который содержит общее запрещение дискриминации. Большой прорыв данного Протокола заключается в распространении защиты от дискриминации на права и свободы, гарантированные национальным законодательством, на действия/бездействие публичной власти, т. е. сфера действия Протокола выходит за рамки самой Конвенции <*>. Судебная же практика пока сосредоточена на ст. 14 Конвенции, которая предусматривает запрещение дискриминации и гласит, что "пользование правами и свободами... обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам". -------------------------------- <*> Пояснительный доклад к Протоколу N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Совет Европы и Россия. С. 33. Gaygusuz v. Austria // Reports of Judgments and Decisions 1996 - IV, para. 50 - 52.

Так, Европейским судом по правам человека была установлена дискриминация на основании гражданства в деле "Gaygusuz v. Austria" (16 September 1996), где гражданин Турции в лице заявителя лишился права на социальную выплату в виде чрезвычайного пособия по безработице по причине отсутствия у него австрийского гражданства, хотя он уплачивал взносы в Фонд социального страхования по безработице наравне с гражданами Австрии. Правительство Австрии, обосновывая такое различие в обращении, заявило, что в области социального обеспечения указанным пособием оно не несет ответственность за граждан Турции, потому что с Турцией не было заключено договора по данному вопросу. Суд в отношении этого дела вынес решение, в котором пояснил, что такое различие в обращении не основывалось ни на какой "законной цели и разумном обосновании", и признал нарушение ст. 14 в сочетании со ст. 1 Протокола N 1 <*>. -------------------------------- <*> Декларация и Программа действий, ООН, Нью-Йорк, 2002.

Выводы, которые можно сделать из существующих международных соглашений, исследований, проводимых Подкомиссией по поощрению и защите прав человека, судебной практики, мнений ученых и государственных деятелей, сводятся к следующему: 1) понятие дискриминации относится только к произвольным и незаконным различиям в обращении; 2) запрещается не различное обращение, а лишь то, что приводит к дискриминации; 3) равенство в обращении является общепризнанным принципом, а различия - исключением; 4) различное или неодинаковое обращение должно применяться не произвольно, а иметь объективное и разумное оправдание; 5) такие различия должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, существующих международных договорах и принципе справедливости; 6) различия в обращении должны быть направлены на достижение целей, предусмотренных соответствующими международными соглашениями; 7) неодинаковое обращение, применяемое в отношении определенных групп населения, должно носить временный характер и при достижении поставленных целей быть прекращено. Все перечисленные принципы должны применяться и к негражданам. В этом отношении главным является временный характер применяемых к ним ограничений. По мере развития международных отношений и перехода к глобальному миру все различия между отдельными группами населения будут сглаживаться и все они получат равные права и свободы.

Права неграждан и недискриминация

Как уже отмечалось, современное международное право запрещает дискриминацию и обязывает государства предоставлять всем лицам, проживающим на их территории, равные права. В этом отношении допустимы только определенные ограничения, основанные на существующих международных соглашениях. Между тем во многих странах все еще существует открытая и скрытая дискриминация, проводимая в отношении неграждан. Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости признала, что ксенофобия в отношении неграждан, особенно мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища, является одним из основных источников современного расизма и что большинство нарушений прав человека в отношении этих лиц совершается именно в контексте дискриминационных, ксенофобных и расистских видов практики <1>. Многие из этих групп населения, проживая на территории того или иного государства всю свою жизнь, не могут получить гражданства. Учитывая широкое распространение во многих странах мира дискриминации в отношении неграждан, Комитет по ликвидации расовой дискриминации на своих шестьдесят четвертой и шестьдесят пятой сессиях в 2004 г. рассматривал вопрос о принятии общей рекомендации по дискриминации неграждан. Первая такая общая рекомендация была принята еще на сорок второй сессии Комитета в 1993 г. и содержала лишь толкование ст. 1 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации <2>. В этой рекомендации было отмечено, что хотя п. 2 ст. 1 Конвенции и не запрещает различия между гражданами и негражданами, государства-участники не имеют права проводить дискриминацию в отношении лиц какой-либо определенной национальности из числа неграждан. Более того, в рекомендации специально подчеркивалось, что "п. 2 ст. 1 Конвенции не должен толковаться как каким бы то ни было образом умаляющий права и свободы, признанные и закрепленные в других международных договорах, особенно во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах" <3>. Общая рекомендация XXX "Дискриминация "неграждан", принятая Комитетом в 2004 г. в результате широкого обсуждения вопросов, относящихся к негражданам, является развернутым международным документом. В ней прежде всего подчеркивается обязанность государств-участников соблюдать основные права и свободы неграждан в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах. В этой связи особенно интересным представляется вывод Комитета о том, что "хотя некоторые из этих прав, такие, как право участвовать в выборах, голосовать и выставлять свою кандидатуру, могут предоставляться только гражданам, права человека в принципе должны быть доступны всем лицам. Государства-участники обязаны гарантировать равенство между гражданами и негражданами в осуществлении этих прав в той мере, в какой они признаны в соответствии с международным правом" <4>. -------------------------------- <1> Общая рекомендация XI о правах неграждан. Doc. HRI/YEN/1/Rev. 7, 12 May 2004. P. 308. <2> Там же, P. 308. <3> Декларация и Программа действий, ООН, Нью-Йорк, 2002. <4> Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят девятая сессия. Дополнение N 18 (А(59/18). С. 125 - 131.

Комитет обязал государств-участников представлять в своих периодических докладах "полную информацию в отношении своего законодательства о негражданах и о его применении" <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Особое внимание в общей рекомендации уделяется предоставлению негражданам экономических, социальных и культурных прав. Комитет потребовал от государств устранить ограничения, препятствующие им пользоваться этими правами, особенно в области образования, занятости и здравоохранения. В этой части рекомендации речь идет практически о гарантировании негражданам наравне с гражданами всего комплекса социально-экономических и культурных прав, включая равное пользование правом на труд и работу, условия труда, пользование правом на надлежащее жилье, адекватный уровень физического и психического здоровья, культурную самобытность, сохранение и развитие культуры, доступа к среднему и высшему образованию. Один из разделов рекомендации специально посвящен доступу к гражданству. Комитет потребовал от государств обеспечить, чтобы неграждане не подвергались дискриминации в отношении доступа к гражданству, им не чинились препятствия для натурализации, особенно в отношении тех лиц, которые длительно или постоянно проживают в той или иной стране. Также внимание было уделено вопросам сокращения уровня безгражданства, особенно среди детей, и предоставления обоим родителям равного права передавать гражданство своим детям. Интересно отметить, что Комитет специально обратил внимание на необходимость упорядочить статус бывших граждан государств-предшественников, которые ныне проживают под юрисдикцией государства-участника. При разработке общей рекомендации XXX поднимался вопрос о выработке понятия "неграждан". Однако Комитет по ликвидации расовой дискриминации ограничился лишь перечислением некоторых категорий неграждан, ссылаясь в этой связи только на мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища. Комитет выразил обеспокоенность положением и других групп неграждан, не имеющих соответствующих документов, и лиц, которые не могут получить гражданство государства, на территории которого они проживают, даже когда такие лица живут на одной и той же территории всю свою жизнь. Такая позиция Комитета была вызвана главным образом тем, что трудно дать исчерпывающее понятие неграждан, которое бы не вызвало и различные толкования. Более того, во многих международных документах понятия "иностранец" и "негражданин" употребляются как взаимозаменяемые. В литературе по международному праву первоначально публиковались работы, в которых речь шла не о правах неграждан, а о правовом положении иностранцев в тех или иных странах <*>. Затем статус иностранных граждан стал рассматриваться главным образом в контексте прав, предоставляемых им международным правом <**>. Определение понятия "иностранец" обычно заимствовалось из Декларации о правах и свободах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Согласно ст. 1 этой Декларации "иностранец" означает "любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится". За последние годы, однако, в целом ряде исследований, проводимых Организацией Объединенных Наций, и в различных документах ООН понятие "иностранец" стало заменяться понятием "негражданин". Однако зачастую понятия "негражданин" и "иностранец" продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Такой подход во многом определяется сложностью отнесения тех или иных лиц к негражданам и отсутствием общепринятых определений ряда категорий, связанных с ними. -------------------------------- <*> См., например: Богуславский М. М., Лазарев А. В., Марышева Н. И. Иностранцы в СССР: правовое положение. М.: Прогресс, 1981; Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М.: Наука, 1967. С. 90 - 100; Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982; Марочкин С. Ю. Правовое положение иностранных граждан в СССР на основании международных договоров // Правоведение. 1988. N 5. <**> См.: Международное право: Учебник для вузов. 2-е изд., М., 2002. С. 387 - 391; Международное публичное право. Учебник. 3-е изд. М., 2004. С. 276 - 281; B. Carter and Pb. Trimble "International Law", New-York 1991, P. 825 - 922.

В 1998 г. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека поручила одному из своих членов - Д. Вайсбродту подготовить рабочий документ по правам лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, а в 2004 г. Подкомиссия назначила его специальным докладчиком, возложив на него задачу подготовки всеобъемлющего исследования о правах неграждан. Окончательный доклад Д. Вайсбродта "Права неграждан" был подготовлен Подкомиссией в 2003 г. <*>. В этом докладе речь идет о правах неграждан с точки зрения международного права, которое предусматривает равное обращение между гражданами и негражданами за некоторыми исключениями. В то же время в этом докладе в ряде разделов все еще иностранцы и неграждане употребляются как взаимозаменяемые понятия. -------------------------------- <*> Doc. E/CN/Sub.2/2003/23.

На наш взгляд, в современном международном праве надо проводить различие между иностранцами и негражданами. Это необходимо не только с методологической точки зрения, но и в целях более четкого международно-правового регулирования прав неграждан. Согласно существующим международным документам к негражданам относятся беженцы и лица, ищущие убежище, иностранцы, рабочие-мигранты, иммигранты, национальные и этнические меньшинства. К особой категории неграждан относятся апатриды, международно-правовое положение которых регулируется Конвенцией о статусе апатридов. Согласно этой Конвенции апатрид, то есть лицо без какого-либо гражданства, имеет права и свободы, но в меньшем объеме, чем граждане, а в некоторых случаях - и неграждане. В Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей специально подчеркивается, что она не применяется к лицам без гражданства (ст. 3). Тем не менее, несмотря на определенные сложности и отсутствие ряда согласованных и общепринятых определений некоторых категорий лиц, относящихся к негражданам, надо разграничить прежде всего понятия "иностранный гражданин" и "негражданин". Иностранные граждане - это лица, которые временно находятся на территории государства пребывания и имеют документы о принадлежности к гражданству другого государства. Они не претендуют на весь комплекс социально-экономических прав и получение гражданства. Это обычно туристы, работники коммерческих и иных организаций и другие. Понятие "неграждане" значительно шире. К негражданам следует относить прежде всего лиц, имеющих гражданство какого-либо государства, но находящихся обычно постоянно или длительное время на территории другого государства. Это беженцы, лица, ищущие убежище, рабочие-мигранты, представители национальных, этнических, религиозных, языковых меньшинств. Многие из них, в отличие от иностранцев, стремятся постоянно остаться на территории государства пребывания и в конечном счете получить его гражданство. Эти категории неграждан обычно претендуют, в отличие от иностранцев, на широкий круг прав и свобод, включая социально-экономические права. К негражданам следует относить и тех лиц, которые временно оказались без гражданства в случае правопреемства государств, передачи территории, исчезновения государства и в ряде других случаев. К лицам, которые вообще не имеют никакого гражданства, относятся апатриды. Как уже отмечалось, современное международное право предоставляет гражданам и негражданам различный объем прав. Однако такое положение будет постепенно меняться. В эпоху глобализации неизбежно будет происходить сближение правовых систем различных стран мира, создание в конечном счете общеевропейского и мирового права. В этом процессе международное право будет играть решающую роль, а его принципы и нормы станут применяться ко всем людям на основе равенства и равноправия. Постепенно исчезнет и неравенство между гражданами и негражданами. Любое лицо, проживающее временно или постоянно на территории иностранного государства, будет обладать всеми правами - как социально-экономическими и культурными, так и гражданскими и политическими правами. Только тогда полностью воплотится идея, заложенная в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, о том, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Но этот процесс не будет проходить стихийно. Для его ускорения уже сейчас следует приступить к разработке международной конвенции о правах неграждан, в которой необходимо четко закрепить права неграждан и предусмотреть пределы законных мер по дифференциации в обращении между ними и гражданами. Только путем принятия соответствующих международных мер можно обеспечить равенство всех людей, невзирая на любые обстоятельства, в том числе и независимо от принадлежности к гражданству.

Название документа