Международно-правовая регламентация автомобильных сообщений и перевозок

(Алиев Этибар Али оглы)

("Международное публичное и частное право", 2005, N 4)

Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

СООБЩЕНИЙ И ПЕРЕВОЗОК

ЭТИБАР АЛИ ОГЛЫ АЛИЕВ

Алиев Этибар Али оглы, кандидат юридических наук.

В системе современных внешнеэкономических связей государств автомобильный транспорт, как и морской и воздушный, выполняет роль услуг, связанных с обслуживанием этих связей. Автомобильный транспорт, как и другие его виды, обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя и более государствами.

Одна из главных особенностей международного автомобильного сообщения (перевозок) заключается в том, что автотранспортные средства одной страны пересекают государственную границу и следуют по дорогам другой страны. В этой связи для развития международного автомобильного сообщения (перевозок) и обеспечения его безопасности необходимо осуществление ряда важных межгосударственных мероприятий на основе взаимовыгодного сотрудничества. К числу таких мероприятий следует отнести такое, как например, установление единообразных правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов. Во-вторых, получение соответствующей санкции, разрешения и лицензии со стороны компетентных органов государства для осуществления перевозок грузов и пассажиров иностранного государства по его территории является одним из важных условий для современных международных автомобильных сообщений. В третьих, особую роль играет вопрос об урегулировании таможенных и налоговых условий и вопрос об оказании технической помощи иностранным автотранспортным средствам.

Другой важной проблемой в международных автомобильных сообщениях (перевозках) является вопрос о создании определенных правовых гарантий для следования по отечественным дорогам автомобильных средств других государств, например, в связи с причинением ущерба пассажирам и другим субъектам. В этом случае определенное значение приобретает вопрос об обязательном страховании автотранспортных средств, в частности, от гражданско-правовой ответственности, что предусмотрено как внутринациональным законодательством подавляющего большинства современных государств, так и положениями международных договоров, соглашений и конвенций в этой области.

Современная международно-правовая доктрина располагает, на наш взгляд, достаточной разработанностью системы норм, касающихся не только понятия международного транспортного права, но и относящихся к понятию организации и особенностям международных автомобильных сообщений (перевозок). В эту систему норм входят положения, регламентирующие, в частности, дорожное движение, дорожные знаки и сигналы, положения ряда международных соглашений (об установлении международных автомобильных сообщений; об организации регулярных международных автомобильных линий; о договоре автомобильной перевозки груза; об автомобильных перевозках пассажиров; об облегчении международного автомобильного сообщения и др.).

Относительно быстрые темпы развития и совершенствования автомобильной промышленности и автотранспортных средств способствовали и сейчас продолжают способствовать активизации внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности современных, в том числе или особенно, новых суверенных государств, которые пытаются интегрировать в мировые хозяйственные связи не только на региональном, но и в масштабах международных экономических отношений. В этом процессе, а также в деле развития международных автомобильных перевозок и сообщений, важное значение имеет деятельность следующих международных специализированных организаций: по предотвращению дорожных происшествий - МОПДП, создана в 1901 г.; автодорожная федерация - ФИА, основана в 1904 г.; автотранспортная федерация - МАФ, союз автомобильного транспорта - МАС, основанные в 1948 г.; по перевозке скоропортящихся продуктов - ТРАНСФИГОРУТ Европа, создана в 1955 г.; союз водителей грузовиков дальнего следования, создан в 1957; Комиссия по транспорту Европейского Экономического Сообщества и др.

Это особенно характерно для европейских государств, для которых в настоящее время автомобильные перевозки, помимо их приемно-распределительных функций, служат основным видом транспортировки при предоставлении услуг не только по обычной и срочной доставке грузов, но и по перевозке пассажиров.

Не вдаваясь в экономический аспект проблемы, можно отметить, что другая особенность современных европейских транспортных перевозок заключается в том, что направление транспортных потоков (к центру сортировки, например) и концентрация в них грузов позволяют повысить производительность, так как многочисленные клиенты (субъекты этих перевозок) имеют возможность воспользоваться в общем порядке потенциалом транспортировки и обработки грузов. Вместе с тем рационализировать в такой же степени приемно-распределительные функции невозможно и, кроме того, продолжительность времени, затрачиваемого на осуществление этих операций, должна соответствовать планам перевозок из конкретных центров и пунктов. Гибкие приемно-распределительные системы разрабатываются для сокращения времени перевозки, поскольку в рамках услуг (по срочной доставке) в пределах территории данного государства обычно действует правило о максимально ранней доставке на следующий день.

Для современных автотранспортных перевозок грузов (не только для европейских государств), оперативных или срочных перевозок характерно использование определенных принципов (методов) транспортировки - это поступление грузов в соответствующие центры (пункты), где они сортируются и перенаправляются далее, в том числе с идентификацией индивидуальных отправлений и их отслеживаний в процессе всех транспортных операций. Это, в свою очередь и как свидетельствует практика международных автомобильных перевозок, имеет важное значение для обеспечения, гарантированности не только надежности транспортных (автоперевозочных) услуг, но и возможности постоянного информирования грузоотправителя и грузополучателя о местонахождении груза.

Как видно, почти вековой период, охвативший развитие международных автомобильных сообщений и перевозок, характеризовался не только появлением и формированием соответствующих принципов и норм в этой области, но и ее международно-правовой унификацией. Основа такой унификации, после принятия Женевской конвенции 1931 г., нашла свое дальнейшее развитие и укрепление в положениях другой Женевской конвенции о дорожном движении и в Протоколе о дорожных знаках и сигналах (1949 г.), которые представляют собой одни из важнейших международно-правовых документов межгосударственных отношений в сфере регламентации дорожного движения, дорожных знаков и сигналов, и рассчитанная на участие государств в планетарном масштабе.

Новым этапом процесса регламентации международных автомобильных сообщений и перевозок транспортными средствами являются Венские конвенции (1968 г. о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, вступившие в силу соответственно в 1977 и 1978 гг.). Среди отдельных новаций Венских конвенций можно отметить более определенные и динамичные обязательства участников. Речь идет, например, о необходимости принятия мер в отношении того, чтобы действующие на территории государств-участниц правила дорожного движения по своему существу соответствовали бы положениям, требованиям Конвенции (п. 1 ст. 3). Согласно п. 3 той же статьи, государства-участники обязаны допускать к международному движению на своей территории автомобили и прицепы, отвечающие требованиям Конвенции, а также признавать свидетельства о регистрации и водительские удостоверения, выдаваемые в соответствии с положениями Конвенции.

В новой редакции Конвенции закреплено правило, согласно которому автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, содержащее определенный минимум сведений, регистрационный номер, отличительный знак государства регистрации, а также опознавательные знаки, соответствующие установленным Конвенцией требованиям.

Можно отметить, что эти правила в конечном счете исходили из необходимости упрощения регламентации международных автомобильных сообщений и перевозок путем облегчения определенных процедур и формальностей.

Следующим международно-правовым основанием для выпуска к международному движению согласно п. 1 ст. 41 является наличие или национального, или международного водительского удостоверения. Кроме того, в Конвенции о дорожном движении предусмотрены требования к форме и содержанию таких удостоверений (приложения 6 и 7) и установлено, что договаривающиеся стороны могут не признавать на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (п. 3 "б" ст. 41). В ст. 42 установлена процедура лишения водительских удостоверений у тех, кто серьезно нарушил правила дорожного движения.

Согласно ст. 30 определены нормы о перевозках грузов и введены общие требования о порядке размещения и крепления транспортируемых грузов и некоторые специальные правила в отношении перевозок негабаритных грузов. Как видно, эти и другие положения Венских конвенций характеризовались более высоким уровнем разработанности норм, регламентирующих правила международных автомобильных сообщений и перевозок, носили более совершенный вид, соответствующий как уровню развития автомобильной промышленности, так и состоянию международных автотранспортных инфраструктур.

Постоянное и поступательное развитие этих факторов имеет принципиальное значение для национального законодательства всех государств, особенно тех, которые заинтересованы в осуществлении кардинальных экономических перемен, активизации своей внешнеторговой деятельности и укреплении взаимовыгодного сотрудничества в области автомобильного транспорта.

Как известно, любая форма современной внешнеэкономической деятельности государств осуществляется, главным образом, на основе международных соглашений, которые были и продолжают рассматриваться в качестве основного источника регламентации, в том числе и для международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров. Данные соглашения имеют важное значение для обеспечения этих перевозок и сообщений поскольку, например, способствуют выработке и созданию единообразных норм и правил, которые, как известно, не могут быть приняты внутринациональным законодательством, а должны быть кодифицированы на международно-правовом уровне путем принятия конвенций, договоров (соглашений).

Одним из таких международно-правовых документов в области автомобильных сообщений и перевозок является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанная в Женеве в 1956 г.

Конвенция 1956 г., руководствуясь соответствующими положениями Конвенции о дорожном движении 1949 г. (согласно ее ст. 4 под "автомобилем" в данном случае следует понимать автомобили (т. е. грузовики), автомобили с полуприцепом, прицепы и полуприцепы), применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных государств (ст. 1). Пункт 3 данной статьи особо оговаривает, что настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Специально предусмотрено, что при применении данной Конвенции транспортер (т. е. участвующая в КДПГ сторона) несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Среди других важных обязанностей транспортера - его ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. Специально этому вопросу посвящена гл. IV (ст. ст. 17 - 29) КДПГ, которая в целом состоит из восьми глав и 51 статьи.

Главным перевозочным документом, согласно конвенции, является накладная. Конвенция регламентирует оформление реквизитов накладной международного образца, которая составляется обычно в трех экземплярах (отправителю, получателю, перевозчику). Однако чаще всего накладная оформляется в большом количестве экземпляров, что связано с тем, что на каждом таможенном пограничном переходе оставляются по одному ее экземпляру в целях учета перемещения грузов (товаров), хотя их копии юридической силы не имеют.

Отсутствие, неправильное заполнение или утеря накладной при этом не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки. Форму накладной КДПГ не устанавливает, она вырабатывается международным союзом автомобильного транспорта.

Об условиях и требованиях по ее содержанию говорится в ст. ст. 4 - 6, 9, 11 и др. Точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест (разметки и номеров), а также внешнее состояние груза и его упаковки являются основной обязанностью автоперевозчика (транспортера) при принятии груза.

Одной из особенностей, как видно из анализа этой и других конвенций, является то, что отношения конкретно транспортных организаций и их клиентуры, связанные с международными автоперевозками (грузов, пассажиров и багажа), и многие другие вопросы регулируются как нормами международного частного права, закрепленными в международных договорах (соглашениях), так и в нормах внутринационального транспортного законодательства, к которым при необходимости могут быть применены нормы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Так, комплекс гражданско-правовых вопросов, касающихся материально-имущественных отношений между транспортером и клиентом и регулируемых нормами международного частного права, затронут положениями ст. 31.

Относительно претензий и исков сторон п. 1 данной статьи содержит предписание, согласно которому по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых с применением настоящей Конвенции, истец может обратиться, помимо компетентных судов, участвующих в Конвенции стран, совместно указанных сторонами, к суду страны, на территории которой находятся: а) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или б) место принятия груза к перевозке или указанное для сдачи его, и может обратиться лишь к этому суду.

Открытый характер Конвенции о договоре международной перевозки грузов КДПГ выражается, как видно, в том, что ее положения распространяются на договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом, если место назначения и отправления груза находятся в двух государствах, из которых хотя бы одно состоит участником Конвенции.

Другая особенность заключается в том, что при перевозке грузов в европейские и азиатские страны в автомобильную накладную должна включаться оговорка о подчинении перевозки положениям Конвенции.

Для выполнения автотранспортных сообщений и перевозок между государствами необходимо урегулирование ряда не только административных и технических вопросов, связанных, в частности, с организацией автомобильного движения, определением правил его осуществления, но и касающихся некоторых других специальных вопросов. В первом случае к числу таких международных договоров (соглашений) можно отнести, к примеру, Конвенцию ряда латиноамериканских стран (Аргентину, Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай - 1966 г.) о международном наземном транспорте. К ней имеется приложение о международном автомобильном сообщении, в котором установлены: а) порядок выдачи разрешения на перевозки, распределение их объемов между сторонами в равных долях, б) соответствие технических характеристик перевозимых средств требованиям внутригосударственного законодательства в этой области, в) порядок осуществления технического надзора и контроля, г) обязанность уплачивать налоги и сборы, установленные в каждом из этих государств, а также д) гарантий на случай причинения ущерба третьим лицам, так называемое "страхование ответственности", и др.

Характерно то, что за последние десятилетия в практике ряда государств других континентов вышеотмеченные вопросы также явились предметом двусторонних договоров (соглашений) в области международных автотранспортных сообщений и перевозок, которым свойственна однотипная структура (общие положения, пассажирское сообщение, грузовое положения).

Анализ содержания этих договоров (соглашений) свидетельствует не только об их однотипности, тождественности, но и определенных различиях в некоторых вопросах.

Так, обычно общие положения содержат указания о предмете договора (соглашения), определение основных используемых терминов и регулируют определенный круг вопросов (о документах водителей и обслуживающего персонала; условия снабжения автотранспортных средств горючим и запасными частями; порядок таможенного досмотра; запрещение для иностранных автоперевозчиков осуществлять внутренние перевозки, и др.). Отдельно может предусматриваться взаимное освобождение от налогов и сборов, связанных с осуществлением международных автотранспортных сообщений и перевозок. В этих договорах (соглашениях) могут содержаться и указания о страховании иностранным автоперевозчиком гражданско-правовой ответственности (на случай причинения вреда или ущерба).

Характерно и то, что подавляющее большинство договоров (соглашений) о современных международных автотранспортных сообщениях и перевозках особо отмечают, что их осуществление должно соответствовать требованиям внутринационального законодательства государств-участников (если в них не предусмотрен иной порядок).

Что касается разделов, посвященных только автоперевозкам пассажиров, то они обычно делятся на регулярные (осуществляемые по установленным маршрутам согласно опубликованным расписаниям и тарифам) и на нерегулярные, как правило, туристические.

При международных автоперевозках грузов необходима выдача разрешения (лицензии) другой стороны, порядок которых может быть определен не только положениями самого договора (соглашения), но и внутренним законодательством государства-участника. Наряду с этим могут быть определены и некоторые другие условия международного грузового сообщения, например, требования к автотранспортным средствам и транспортной документации, порядок провоза грузов в обратном направлении и другие вопросы.

Во втором случае к такого рода международно-правовым документам в области автомобильных сообщений и перевозок можно отнести Европейскую конвенцию о международных последствиях лишения прав управления автомототранспортными средствами, подписанную в Брюсселе в 1976 г. и вступившую в юридическую силу в 1983 г.

Развитие и активизация современного международного автомобильного сообщения и перевозок как в планетарном, так и региональном масштабах, реализация проектов по созданию межконтинентальных транспортных коридоров, в частности, Европа - Кавказ - Азия, а также реконструкция и строительство стратегических автомобильных трасс в рамках проекта восстановления Великого шелкового пути - "ТРАСЕКА" - сочетается с национальными внешнеторговыми интересами и интересами взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества государств.

Другой важный международно-правовой акт, регламентирующий международные автомобильные перевозки и сообщения, - это Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Это соглашение и протокол о подписании были совершены в Женеве в 1957 г., а вступило в силу в 1968 г. Особую роль в соблюдении транспортной безопасности при международных автоперевозках играют положения двух соответствующих приложений к ДОПОГ, которые являются его неотъемлемой частью.

Одно из международно-правовых значений ДОПОГ заключается в том, что оно как бы заложило основы современной транспортной безопасности, распространяющейся, разумеется, и на международные автомобильные перевозки и сообщения пассажиров и грузов. В настоящее время для осуществления эффективной внешнеторговой деятельности, особенно для новых суверенных государств, важное значение имеет международно-правовое обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности, а также необходимость соблюдения международных соглашений о перевозке или транспортировке и условий, которые могут быть установлены заинтересованными государствами.

Как определено этим Европейским соглашением, когда речь идет о перевозке опасных и особо опасных грузов, то понятие и значение грузов сводится к определенной части, группе всех видов грузов, выделенных в самостоятельную группу опасных и особо опасных грузов.

Кратко характеризуя содержание приложений к ДОПОГ, можно отметить, что первое приложение определяет перечень опасных грузов, вообще не допускаемых к перевозке или же перевозимых с соблюдением определенных условий. Во втором - предусмотрены технические и коммерческие требования к автотранспортным средствам, которые используются для перевозки опасных грузов, установлен обязательный порядок их технического осмотра и выдача в государстве регистрации свидетельства о допущении к перевозке, срок которого составляет не более одного года.

Наряду с этим, согласно ст. 4 (п. 1), каждая договаривающаяся сторона сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать по причинам иным, чем безопасность в пути, ввоз на свою территорию опасных грузов. Важно и то, что ст. 5 закрепила норму, согласно которой перевозки, в отношении которых применяется настоящее соглашение, продолжают быть предметом внутригосударственных или международных предписаний, касающихся в целом дорожного движения, международных дорожных перевозок или международной торговли.

Можно отметить, что международно-правовая регламентация автотранспортных (грузовых, пассажирских) сообщений и перевозок осуществляется на основе достаточного количества международных соглашений, конвенций в данной области, содержащих необходимые правовые предписания, соблюдение которых способствует росту и совершенствованию современных внешнеторговых связей и взаимовыгодного экономического сотрудничества государств.

Есть еще один серьезный, главным образом в практическом плане, аспект проблемы международных сообщений и перевозок для новых суверенных государств, объективно кроме Российской Федерации, Украины и Беларуси. Если действующая в настоящее время система международных автомобильных перевозок в России достаточна гибка, либеральна и в значительной степени соответствует основным положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле услугами Всемирной торговой организации, то для системы автотранспортных перевозок и сообщений других новых суверенных государств, в том числе Азербайджанской Республики, характерно постепенное становление и развитие этой системы, поскольку для последних также имеет определенное значение совокупность некоторых объективных причин экономического становления и развития, усугубляемое, например, для Азербайджана наличием пока неразрешенной нагорно-карабахской проблемы.

Однако, существует и ряд проблем, имеющих общее значение и характер для всех постсоветских государств, например, неконкурентоспособность отечественных автотранспортных средств по перевозкам, что может привести, в частности, к уходу с рынка международных автоперевозок и серьезным потерям валютных источников, поскольку может быть утеряна не только выручка (для бюджета), но необходимы будут огромные валютные средства за оплату внешнеторговых операций иностранным партнерам по перевозке экспортно-импортных грузов.

Не последняя роль в эффективности этих операций принадлежит решению таких вопросов, как: а) удовлетворение международному уровню технических характеристик отечественных автотранспортных средств, б) повышение показателей качества сервисных услуг, в) улучшение состояния транспортно-дорожной инфраструктуры и других вопросов.

Таким образом, одним из условий эффективного функционирования автотранспортных систем всех без исключения новых суверенных государств, скорее всего, является сохранение сложившейся договорной системы двусторонних соглашений в области международных автотранспортных перевозок и сообщений с постепенным изменением и совершенствованием существующих законодательно-правовых основ, в том числе, касающихся вопросов налогообложения и таможенных пошлин в направлении либерализации внешнеэкономических отношений, согласующихся с принципами Всемирной торговой организации.

Название документа