Консультации как средство разрешения споров в ВТО
(Вахания Т. В.) ("Внешнеторговое право", 2005, N 2) Текст документаКОНСУЛЬТАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В ВТО
Т. В. ВАХАНИЯ
Всемирная торговая организация (далее - ВТО) была учреждена на Уругвайском раунде переговоров в период с 1986 по 1994 годы (Пунта-дель-Эсте-Марракеш) в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ). Эта организация обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее участниками в вопросах, относящихся к соглашениям и связанных с ними правовыми документами, включенными в приложения к Соглашению об учреждении ВТО, в том числе выполняет административные функции Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее - ДРС), содержащихся в приложении 2 к Соглашению об учреждении ВТО <*>. -------------------------------- <*> Шепенко Р. А. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
Цель системы разрешения споров - обеспечить позитивное решение спора. В ДРС прослеживается мысль о преимуществе решений, взаимоприемлемых для сторон спора, а не решений, вынесенных третейской стороной. Поэтому каждому процессу третейской группы должны предшествовать консультации между стороной, подающей жалобу, и ответчиком в споре с тем, чтобы достигнуть взаимосогласованного решения. ДРС предусматривает, что в ходе консультаций и перед обращением в суд стороны должны попытаться достичь взаимно удовлетворительного решения спора. ДРС требует, чтобы члены провели консультации в добром духе, в попытке решить спор на дружеской основе перед тем, как спор будет передан в третейскую группу. Урегулировать спор посредством консультаций, очевидно, дешевле и более желательно для долгосрочных торговых отношений с другой стороной спора, чем выносить решение третейской группой <*>. -------------------------------- <*> Course on dispute settlement of Worlde trade Organization. 3.2. Panels. N. Y. Geneva. 2003. P. 3.
Консультации позволяют спорящим сторонам лучше понять фактическую сторону и правовые требования в отношении спора. Такое понимание может позволить решить спор без дальнейшего процессуального производства, если позволить стороне узнать больше о фактах и правовых аргументах, которые другая сторона, вероятно, будет использовать, когда спор пойдет для вынесения решения. Консультации могут служить неформальным предсудебным механизмом. Их главная цель - решить спор на дружеской основе. Консультационная процедура. Любой член, который считает, что ему причинен ущерб или его преимущество аннулировано мерами, предпринятыми другим членом ВТО, может просить консультации у другого члена. Для членов ВТО требуется предоставить благожелательное рассмотрение и предоставить адекватную возможность для консультации относительно любых представлений, сделанных другим членом, касающихся мер, воздействующих на функционирование охваченного соглашения действующим на территории другого. О всех таких просьбах о консультациях оповещаются орган по разрешению споров (далее - ОРС) и соответствующие советы и комитеты членом, который просит консультации. Данная просьба о консультации должна быть в письменной форме, с указанием подачи просьбы, включая идентификацию мер и правовую основу жалобы. Стороны имеют широкую дискрецию в отношении манеры проведения дискуссий. ДРС предусматривает немного правил о проведении консультаций. Консультационный процесс представляет собой существенный политико-дипломатический процесс. Консультации не должны наносить вред правам какого-либо члена в дальнейшем процессе. Во время консультации члены должны обращать внимание на особые проблемы и интересы развивающихся сторон. Если не согласовано иное, член, которому направлена просьба о консультации, должен ответить на просьбу в течение 10 дней после даты ее получения и войти в консультации в течение периода не свыше 30 дней после даты получения просьбы. Необходимо войти в консультации с добрым намерением и с тем, чтобы достичь взаимно удовлетворяющего решения. Если член не отвечает в течение периода не более чем 30 дней после получения просьбы или не вступает в консультации в течение периода 30 дней или периода, согласованного путем, то после этого член, который попросил консультации, может просить непосредственно образовать третейскую группу. В то время как о просьбе о консультациях извещен ОРС, консультации сами по себе конфиденциальны. Консультации проходят в Женеве, и в них принимают участие дипломаты, находящиеся здесь, а также торговые представители сторон спора. Секретариат ВТО не присутствует и никаким образом не охвачен консультациями. О консультациях можно просить либо в соответствии со ст. XXII ГАТТ-1994, или в соответствии с положениями других охваченных соглашений, или в соответствии со ст. XXIII ГАТТ-1994, или в соответствии с положениями других соглашений. Во время консультаций стороны могут договориться просить о добрых услугах, примирении, посредничестве, предусмотренных в ст. 5 ДРС. Генеральный директор ВТО может, действуя в качестве ex officio, предложить добрые услуги, примирение или посредничество, с тем чтобы помочь членам решить спор. До сегодняшнего дня такая возможность не использовалась, хотя в 2001 г. Генеральный директор предлагал сделать это. С 1995 г. значительное количество споров было разрешено с использованием консультаций сторонами без необходимости вынесения решения третейской группой. В некоторых случаях спор просто не продолжался, в других случаях было достигнуто взаимосогласованное решение. Все совместно согласованные решения должны быть совместимы с соглашениями BTО и не должны аннулировать или причинять ущерб преимуществам, извлекаемым каждым членом по этим соглашениям, не препятствовать достижению какой-либо цели этих соглашений. О всех взаимосогласованных решениях должен быть извещен ОРС и все соответствующие Советы и Комитеты. Другие члены могут поднять любой вопрос, относящийся к решениям, достигнутым в ОРС, в других соответствующих органах BTО. Требование извещать о взаимосогласованном решении, однако, нечасто не соблюдается. Если консультации не завершаются урегулированием спора в течение 60 дней после даты получения просьбы о консультациях, сторона, подавшая жалобу, может попросить ОРС об учреждении третейской группы. Она может подать эту просьбу в течение 60 дней, если стороны, принимавшие участие в консультациях, считают, что консультация не завершилась урегулированием спора <*>. -------------------------------- <*> Шепенко Р. А. Механизм разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 9. С. 142.
В срочных случаях, включая те, в которых речь идет о скоропортящихся товарах, участники начинают консультации не позднее 10 дней после даты получения просьбы. Если консультации не завершаются урегулированием спора в течение 20 дней после даты получения просьбы, то сторона, подавшая жалобу, может потребовать учреждения третейской группы. Жесткие сроки проведения консультаций, как, впрочем, и других процедур, являются одной из положительных черт механизма разрешения споров ВТО. Для сравнения, например, в статье ХХII ГАТТ, посвященной консультациям, вообще отсутствует какое-либо упоминание о сроках, а в статье ХХIII.2, регламентирующей вопросы аннулирования и сокращения выгод, используются такие обороты, как "в течение разумного периода времени" и "быстрое рассмотрение вопроса". Естественно, с этим подходом говорить об эффективности каких-либо правил не приходится, что, в частности, подтверждается практикой. В 1985 г. представители Европейского сообщества потребовали проведения консультаций с Японией на предмет устранения импортных ограничений на алкоголь. После двух раундов переговоров представители Европейского сообщества расценили консультации как неудавшиеся и потребовали учреждения третейской группы, но японская сторона заявила, что возможности консультаций еще не исчерпаны <*>. -------------------------------- <*> Шепенко Р. А. Там же.
Следует, однако, отметить, что консультации между сторонами с целью разрешения спора могут и продолжают сохраняться во время процесса третейской группы. ДРС предусматривает, что третейские группы должны регулярно консультироваться со сторонами спора и давать им адекватную возможность достичь взаимоприемлемого решения. Есть ряд споров, в которых взаимосогласованное решение было достигнуто в то время, когда спор уже оказался перед третейской группой <*>. -------------------------------- <*> См., например: European Communities Trade Description of Scallops by Canada, Peru and Chile, Wt/DS7, WT/DS12) WWT/DS12 и European communities-measures Affecting Butter Products, complaints by New Zealand, Wt/DS72.
Итак, консультационный метод представляет собой в целом более выгодный метод разрешения споров, чем рассмотрение его в третейской группе.
Название документа