Международные правовые аспекты интеграционных процессов в Европе, предшествовавших подписанию Болонского соглашения

(Иванова В. И.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 3) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИХ ПОДПИСАНИЮ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

В. И. ИВАНОВА

Иванова В. И., Тульский государственный университет.

В статье в обзорном порядке рассматривается ряд международных правовых соглашений общеевропейского масштаба, принятых в поддержку интеграционных процессов в области образования и тесно связанной с ней области экономики. Развитие Болонского процесса в Европе предполагает наличие механизмов признания и идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в различных странах, что, безусловно, требует серьезной законодательной базы. Уже более пяти лет европейское образовательное сообщество существует под знаком так называемого Болонского процесса, цель которого - добиться гармонизации европейских систем образования за счет взаимообогащения этих систем. После двух мировых войн и глубокого экономического кризиса европейское сообщество осознало необходимость интеграции для обеспечения мира и безопасности, а также повышения благосостояния государств. Переломным моментом в экономическом развитии Европы стало подписание в 1957 г. Римского договора. В значительной степени существование США вынуждало к сотрудничеству и появлению Европейского Сообщества. Интеграционные процессы в области экономики: создание Европейского экономического сообщества, введение единой денежной единицы "евро" - способствовали значительному увеличению территориальной мобильности рабочей силы, следовательно, возникла необходимость в механизмах признания и идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в различных странах. Болонский процесс начинается с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. [8]. В системах высшего образования европейских стран во второй половине XX в. имело место чрезвычайное разнообразие курсов обучения, программ и степеней. Причины тому помимо исторически сложившихся традиций были следующие: - различный тип, широта и продолжительность среднего образования с точки зрения возраста и подготовки к дальнейшему обучению; - наличие или отсутствие подсистем высшего образования, их роль и масштаб, взаимоотношения между ними и возможность перехода из одной подсистемы в другую; - различный доступ к высшему образованию (от открытого выбора до различных форм отбора и ограничения при приеме); - оплата обучения (от пособий до дифференцированных или обобщенных систем оплаты учебы); - календарная организация обучения (от годовых курсов до блоковых модулей), выбора (от установленного учебного плана до практически свободного выбора), периодичности и типа экзаменов (постоянные экзамены, итоговые экзамены, блок экзаменов после нескольких семестров учебы); - структура, число и тип присваиваемых степеней и продолжительность учебы для их получения. В таких условиях сравнение между степенями и структурами степеней является содержательным только в определенных пределах и бесполезно в том случае, если игнорируются различные факторы, определившие существование этих степеней в данной национальной системе. Определенные шаги к сближению были сделаны с подписанием на общеевропейском уровне ряда документов. Прежде всего это Европейская конвенция, подписанная Советом Европы, об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты (Париж, 11 декабря 1953 г.) <*>. Согласно Конвенции "каждая Договаривающаяся сторона будет признавать с целью зачисления в университеты, прием в которые контролируется государством, эквивалентность дипломов, выданных на территории других Договаривающихся сторон, если эти дипломы дают доступ к аналогичным учебным заведениям в стране, где эти дипломы были выданы..." [2]. В числе других немаловажных документов можно перечислить подписанные Советом Европы Европейскую конвенцию об эквивалентности университетских периодов обучения от 15 декабря 1956 г., Европейскую конвенцию об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. [2]. -------------------------------- <*> Россия ратифицировала Конвенцию 8 июля 1999 г.

В развитии высшего образования в Европе второй половины XX в. условно выделяют три периода [6]. Первый период начался с подписания Римского договора в 1957 г. Конференция министров образования в 1971 г. обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного <*> и высшего образования; создание Европейского центра развития образования и формирование не ограниченных государственными границами вненациональных институтов высшего образования. В 1976 г. была представлена первая программа действий, которая содержала шесть пунктов, касающихся высшего образования: доступ в вузы, признание дипломов, совместные учебные программы, краткие курсы подготовки, информационная политика и Европейский университет. -------------------------------- <*> Согласно ISCED - МСКО (Международной стандартной классификации образования), к вторичному относится второй этап среднего образования, или третий уровень. В Российской Федерации этот уровень охватывает среднее (полное) общее образование.

В течение второго периода, длившегося с 1983 по 1992 г., в большей степени наблюдалась кооперация на уровне Сообщества, отчасти благодаря ряду процессов в Европейском суде. Эти процессы привели к принятию положения о том, что студенты из других стран - членов ЕС имеют те же права, что и студенты данной страны. Свою роль сыграла и политическая воля, о которой свидетельствует ряд принятых в этот период меморандумов. Одним из важнейших документов было соглашение с целью содействия свободному перемещению преподавателей, студентов и исследователей и более тесного сотрудничества между институтами высшего образования. Это соглашение положило начало ряду программ (программам СОМЕТ, ERASMUS, Jean Monnet, LINGUA и TEMPUS). Третий период начался с Маастрихтского договора (1992 г.) [1]. Этот договор расширил Римский договор положениями о предоставлении гражданства, рядом новых политических областей и принципом субсидиарности. Это принцип, обосновывающий приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой (низкой) V-общности по сравнению с общностью более крупной (более высокого уровня). В соответствии с ним полномочия по реализации какой-либо компетенции должны передаваться на более высокий уровень лишь в том случае, если нижестоящий уровень не имеет возможности (экономической, социальной и прочей) для их реализации [4]. Принцип субсидиарности (по отношению к высшему образованию) имел две различные интерпретации. По одной интерпретации он препятствовал дальнейшей интеграции: образование, особенно базовое и университетское, рассматривалось как символ национального государства. Во многих странах Европы к европейской образовательной политике относились как к "вторжению из Брюсселя" во внутреннюю область суверенитета. С другой стороны, введенный принцип субсидиарности вел к ослаблению напряженности в сфере кооперации и интеграции, так как государства - члены ЕС не должны были бояться "диктата" Брюсселя. Парадоксально, что обе интерпретации были правомерны. Во многих отношениях европейская кооперация в высшем образовании более или менее выровнялась к 1993 г. Политика Сообщества развивалась по трем линиям: воспитание (SOCRATES), подготовка (LEONARDO), молодежь (Yugend fur Europa). Разрушение стены в Берлине ускорило ряд затянувшихся процессов в интеграции европейского образования. Это событие дало возможность не только реинтегрировать Центральную Европу, но и освободило силы глобализации экономики от традиционного разделения, такого, как Восток - Запад или капитализм - коммунизм. Кроме того, развитие Интернета, реальной и виртуальной мобильности радикально изменило положение вещей. Хотя имела место реакция неприятия и противостояние в обществе отказу от национальных символов и суверенитета, все больше людей приходили к убеждению, что развивающаяся Европа является не только Европой национальных государств, как бы они ни оставались важны. Подписанию Болонской декларации предшествовали в числе других три важных документа: университетская Хартия - Magna Charta Universitatum (1988), Лиссабонская конвенция (1997) и Сорбоннская Декларация (1998). Хартия была принята в Болонском университете на съезде европейских ректоров по случаю 900-летия этого старейшего учебного заведения Европы 18 сентября 1988 г. [8]. В Хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. К основным принципам отнесены: - автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований; - независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; - тесная связь преподавания и научных исследований; - соответствие потребностям экономики и общества; - отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентов, мотивированных к их освоению; - хранение ценностей европейского гуманизма; - реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур. В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов были отмечены: - наличие средств, отвечающих современным запросам; - отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности; - предоставление студентам гарантий (с учетом специфики обстоятельств) необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей; - развитие современных научных проектов между европейскими университетами; - стимулирование мобильности преподавателей и студентов; - достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным особенностям. Ссылка на провозглашенные в Хартии цели и инструменты их достижения делается в той или иной форме в итоговых документах любой более или менее авторитетной встречи, посвященной европейскому или мировому образованию. Другой исторический международно-правовой документ в развитие вышеописанных процессов интеграции был принят в мае 1997 г. в Лиссабоне под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Он имел целью "состыковку" всех национальных систем образования Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания. Это Конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Лиссабонская конвенция заложила важные основы развития тесного взаимодействия между частями Европы в сфере образования, которое являлось на тот момент наименее интегрированным и наиболее разобщенным сектором объединенной Европы. Участие представителей различных стран в работе над Лиссабонской конвенцией в новых политических и экономических условиях радикализировало взгляды на узконациональные функции образования [3]. Конвенция содержит соглашения об: - определениях основных терминов: высшее образование; высшее учебное заведение; период обучения; квалификация (квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию); - компетенции государственных органов; - основных принципах, относящихся к оценке квалификаций; - признании квалификаций, дающих доступ к высшему образованию; - признании квалификаций высшего образования; - признании периодов обучения; - информации об оценке высших учебных заведений и программ; - информации по вопросам признания; - механизмах осуществления и т. д. Одной из основополагающих идей Конвенции является призыв к уважению национальных образовательных систем: "...Большое разнообразие систем образования в Европейском регионе является отражением его культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, являющегося исключительным достоянием, которое требует всемерного уважения"... Стремление стран-подписантов состоит в том, чтобы "...предоставить всем людям данного региона возможность в полной мере пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений... к образовательным ресурсам других государств..." <*> [3]. -------------------------------- <*> Россия ратифицировала Лиссабонскую конвенцию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 384.

Еще один важный документ, предшествующий Болонской декларации, был подписан 25 мая 1998 г. министрами четырех стран (Великобритания, Германия, Франция и Италия), собравшимися по случаю 800-летнего юбилея университета Сорбонны в Париже. Это так называемая Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования [5]. Ее главными тезисами стали: - международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; - ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признаний; - использование системы кредитов (ECTS); - предоставление выпускникам первой ступени возможности трудоустройства либо права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра или доктора в последовательном режиме; - подтверждение Лиссабонской конвенции; - стимулирование процесса выработки единых рекомендаций с целью достижения внешних признаний дипломов и квалификаций и трудоустройства выпускников; - сближение общих структур выдаваемых дипломов и циклов (ступеней, этапов, уровней, ярусов) обучения; - консолидация позиции, занимаемой Европой в мире, путем постоянного усовершенствования и обновления образования, доступного всем гражданам Евросоюза. Таким образом, общеевропейская интеграция в области образования - это длительный, сложный процесс, затрагивающий многие аспекты политической и экономической деятельности стран-участниц. Развитие этого процесса, безусловно, требует правового регулирования на международном уровне и наличия серьезной законодательной базы.

Библиографический список

1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) // Интернет: сайт стран Балтии в Европейском Союзе http://www. ruseu. org. 2. Европейские конвенции Совета Европы ETS N 15, 21, 32 // Сб. документов, касающихся международных аспектов высшего образования / Сост. Е. В. Шевченко. СПб.: ОРАКУЛ, 2000. 544 с. 3. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе / Отд. изд. на англ., франц., исп. и русск. языках. Paris: UNESCO Publishing, 1997. 75 с. 4. Энциклопедический словарь. Федерализм. М., 1997. С. 233. 5. Joint Declaration on Harmonization of the Architecture of the European Higher Education System // Интернет: сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу http://www. bologna-berlin2003. 6. Mertens Ferdinand, Frans de Vijlder. Hochschulbildung in einem grцЯeren, lebendigen Europa. Bonn, 1999. 7. The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education // Интернет: сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу http://www. bologna-berlin2003. 8. The Magna Charta of University // Интернет: сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу http://www. bologna-berlin2003.

Название документа