Правовое обеспечение льготного транзита в международных автоперевозках
(Слюсарь Н. Б.) ("Транспортное право", 2005, N 2) Текст документаПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЬГОТНОГО ТРАНЗИТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗКАХ
Н. Б. СЛЮСАРЬ
Слюсарь Н. Б., руководитель Правового департамента Секретариата Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), кандидат юридических наук.
В ходе осуществления международных автомобильных перевозок грузов по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) таможенные органы транзитных государств предъявляют к грузам различные требования в соответствии с их национальным законодательством. Эти требования могут отличаться друг от друга, предполагают досмотр грузов и транспортных средств, обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, в виде депозита, гарантии или залога, для покрытия возможного ущерба в случае нарушения правил перевозки транзитных грузов. Подобные меры, применяемые в каждой стране транзита, ведут к значительным финансовым расходам перевозчиков и участников ВЭД, задержкам и простоям автотранспортных средств на границах этих государств. С целью исключения этих трудностей в 1949 году несколькими европейскими государствами было подписано первое Соглашение о международном таможенном транзите. В 1959 году Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН была разработана и принята первая редакция Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, которая была доработана в 1975 году с учетом накопленного в процессе ее использования опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил. В настоящее время 65 государств являются участниками Конвенции МДП, в том числе все страны - участники ЕврАзЭС. Система МДП - это система международного таможенного транзита, предназначенная для максимального упрощения таможенных процедур. Товары, перевозимые по процедуре МДП, освобождаются от уплаты, а также обеспечения уплаты ввозных или вывозных пошлин, налогов и сборов в промежуточных таможнях государств транзита. Сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются. Важным элементом системы МДП является принцип признания государствами транзита и назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления. Товары, перевозимые по процедуре МДП в запломбированных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Это является самым важным преимуществом для перевозчиков, использующих процедуру МДП. Конечно, сказанное выше не исключает возможности выборочного досмотра, если у таможенных органов есть основания предполагать нарушения таможенных правил, однако такие случаи должны рассматриваться как исключения из правил. Этот принцип предполагает, что таможенные органы государств транзита и назначения доверяют качеству таможенного контроля государства отправления. Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает стандарты конструкций транспортных средств и процедуру допуска транспортных средств для перевозки грузов под таможенными пломбами и печатями. Грузы должны перевозиться в запломбированных грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа туда, без оставления видимых следов вскрытия или повреждения пломб. Если грузовое отделение транспортного средства (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор, контейнер) по своей конструкции отвечает всем требованиям Конвенции МДП, таможенные органы выдают владельцу этого транспортного средства Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. Система МДП гарантирует уплату национальными гарантийными объединениями таможенных пошлин и налогов по фактам нарушений процедуры МДП национальными или иностранными перевозчиками на территории страны - участника Конвенции МДП, если перевозчик не может быть привлечен к ответственности. Все национальные гарантийные объединения стран - участников Конвенции МДП составляют гарантийную цепь. Главным ее звеном является Всемирная организация автомобильного транспорта (IRU), которая находится в Женеве (Швейцария). IRU представляет интересы автомобильных перевозчиков по всему миру. Гарантийная цепь включает в себя также пул международных страховщиков. Национальными гарантийными объединениями, в частности, для государств - членов ЕврАзЭС являются: - в Республике Беларусь - Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП); - в Республике Казахстан - Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО); - в Кыргызской Республике - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Кыргызстана (КыргызАСМАП); - в Российской Федерации - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП); - в Республике Таджикистан - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Таджикистана (АВВАТ). Указанные организации защищают интересы перевозчиков государств Сообщества, допущенных к системе МДП. Для получения допуска к системе МДП национальные гарантийные объединения устанавливают правила для вступления в члены, сумму финансовой гарантии, размеры вступительных и ежегодных членских взносов. Отличительными особенностями системы МДП являются наличие на автотранспортных средствах, спереди и сзади, прямоугольных табличек с надписью "TIR" и использование книжек МДП при осуществлении таможенных процедур. Самым главным элементом системы МДП является книжка МДП (carnet TIR) - международный таможенный документ. Книжки МДП распространяются IRU национальным гарантийным объединениям, которые, в свою очередь, выдают книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларациях - обязательствах, одним из важных условий которых является запрет на передачу книжек МДП третьим лицам. Конвенцией МДП допускается использование книжек МДП для перевозки любых грузов, за исключением табачных и алкогольных изделий. В случае перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в открытых транспортных средствах на обложке и отрывных листах книжки МДП ставится штамп "HEAVY OR BULKY GOODS". Такие книжки МДП называются "открытыми книжками". При перевозке грузов повышенного таможенного риска (мясные изделия, молочные изделия, масло, жиры, сахар и изделия из сахара) в грузовом манифесте (неотрывной лист) книжки МДП проставляется штамп красного цвета "MHR/HVG". Данный штамп говорит о том, что данная книжка имеет двойное гарантийное покрытие, а среди перевозчиков такие книжки МДП получили название "красный карнет". Контроль за доставкой товаров и транспортных средств по процедуре МДП осуществляется таможенными органами аналогично процедуре ВТТ. Таможня места отправления досматривает груз на основе информации, указанной в книжке МДП, заполненной перевозчиком и грузоотправителем. Таможенный орган накладывает пломбу на грузовое отделение транспортного средства и описывает ее в пункте 16 на всех оформленных листах книжки МДП, оставляет у себя белый отрывной лист N 1 и заверяет соответствующий корешок, где указывается, когда и кем было произведено изъятие оформленного отрывного листа N 1. Книжка МДП возвращается перевозчику, который приступает к выполнению транспортной операции по установленному маршруту. Груз должен быть доставлен в таможенный орган назначения в установленный срок в целости и сохранности. При пересечении границы в пункте выезда из этой страны таможенный орган проверяет печати и пломбы, изымает из книжки МДП зеленый отрывной лист N 2 и заверяет соответствующий корешок. Если в каждой транзитной стране остаются оба корешка книжки МДП, заверенных таможенными органами без каких-либо замечаний и оговорок, то считается, что операция МДП была выполнена надлежащим образом. Последним важным элементом системы МДП является контролируемый доступ к ней. Вступившие в силу 17 февраля 1999 года поправки к Конвенции МДП предусматривают необходимость получения разрешения для лиц, желающих пользоваться системой МДП. Эти меры были введены для профилактики нарушений, совершаемых, в частности, международной организованной преступностью. В приложении 9 Конвенции МДП приведены минимальные условия и требования, которые должны соблюдаться национальными объединениями для получения разрешения от национальных компетентных органов на выдачу книжек МДП. Компетентным органом по Конвенции МДП в Белоруссии является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в России - Федеральная таможенная служба Российской Федерации, в Казахстане - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, в Кыргызстане - Комитет по доходам при Министерстве финансов Кыргызской Республики, в Таджикистане - Министерство государственных доходов и сборов Республики Таджикистан. В соответствии с вышеназванным приложением таможенные органы должны контролировать доступ к системе МДП всех пользователей книжек МДП, т. е. перевозчиков. Минимальные условия и требования включают в себя устойчивое финансовое положение, отсутствие серьезных нарушений таможенного или налогового законодательства, наличие опыта и знаний в области применения Конвенции МДП и представление национальному объединению, выдающему книжки МДП, письменной декларации с гарантийными обязательствами перевозчика. В рамках ЕврАзЭС подготовлен проект соглашения о регулировании и контроле при временном ввозе и вывозе легковых автотранспортных средств на таможенной территории государств - членов Евразийского экономического сообщества на основании гарантийного документа. Данный проект служит аналогом вышеназванной Конвенции ООН 1959 г. Представляется, что в процессе реализации данное соглашение создаст условия для осуществления единой системы учета въезда и выезда транспортных средств. Немаловажным фактором внедрения и принятия данного гарантийного документа является то, что бюджеты наших стран <*> получат дополнительно те средства, которые недополучал в результате невозвращения автотранспортных средств из соседних государств и потерей сумм таможенных пошлин и сборов, как если бы данное автотранспортное средство было ввезено в страну для свободного обращения. -------------------------------- <*> Государствами - членами ЕврАзЭС являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Статус наблюдателей имеют: Армения, Молдова и Украина.
Инициатором внедрения данного гарантийного документа выступает Евразийский Альянс Автомобилистов, который на данный момент объединяет представителей автомобилистов шести государств: 1. Всероссийское общество автомобилистов; 2. Всеукраинский союз автомобилистов; 3. Союз водителей транспортных средств Республики Казахстан; 4. Белорусское общество автолюбителей; 5. Союз автомотоводителей Республики Молдова; 6. Союз водителей транспортных средств Кыргызстана. Эти объединения существуют на протяжении 30 лет, имеют свои материальные и технические базы. При этом следует отметить, что между данными организациями существует тесная связь в осуществлении своей деятельности, объединении и защите интересов всех автовладельцев. Работы клубов направлены на защиту и решение любых вопросов в интересах автолюбителей. Исходя из этого представляется, что предлагаемый гарантийный талон также будет служить интересам автовладельцев - членов клуба по аналогу практики стран Европы и мирового сообщества на основании документа МДТ.
Название документа