Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика

(Романов А. К., Лысягин О. Б.) ("Право и политика", 2005, N 3) Текст документа

ИНСТИТУТ ЭКСТРАДИЦИИ: ПОНЯТИЕ, КОНЦЕПЦИИ, ПРАКТИКА

А. К. РОМАНОВ, О. Б. ЛЫСЯГИН

Романов Александр Константинович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического факультета им. М. М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Лысягин Олег Борисович - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса.

В современных условиях институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Не меньшее влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью. Все это не может не приводить к тому, что вопросы экстрадиции привлекают к себе внимание юристов, ученых и практиков. Нормативно-правовое регулирование экстрадиции, ее теоретические и практические проблемы не обойдены вниманием в монографических <*> и диссертационных <**> исследованиях. Не меньше внимания вопросам экстрадиции уделяется в периодической печати <***>. Несмотря на это, нельзя не отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему отказывается в праве на самостоятельное существование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с выдачей. Вместе с тем, как показывает наш анализ, вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Также безосновательно выглядит сужение тех возможностей, которыми на сегодня реально располагает институт экстрадиции. Это приводит к искаженным представлениям о формах, содержании и результатах экстрадиционной деятельности. Недостаточно исследованными остаются также вопросы, связанные с понятием экстрадиции, ее принципами и концепциями. -------------------------------- <*> См.: Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Международное уголовное право / Под общ. ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 237 - 247; Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004, и др. <**> См., например: Минкова Ю. В. Институт выдачи преступников в современном международном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М.: МГИМО МИД РФ, 2002; Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2003. <***> См.: Лукашук И. Выдача обвиняемых // Российская юстиция. 1997. N 1. С. 50 - 51; Богачева Е. Экстрадиция // Законность. 2000. N 5. С. 24 - 25; Тесленко А. М. Об институте выдачи // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 98; Адельханян Р., Наумов А. Принципы экстрадиции и квалифицирующие обстоятельства совершения преступления // Российская юстиция. 2004. N 3. С. 51 - 52, и др.

Следует отметить, что нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как и экстрадиционная практика в целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс свою посильную лепту. В настоящее время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется договорной работой как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как формирование экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи. На практике экстрадиция уже давно не сводится лишь к выдаче преступников. Тем не менее вопросы экстрадиции продолжают обсуждаться преимущественно в терминах выдачи, существование института экстрадиции не получает признания и экстрадиция определяется как выдача. Вследствие этого дальнейшее совершенствование нормативной регламентации института экстрадиции, как и решение многих других практических вопросов экстрадиционной деятельности, во многом осложняется из-за приверженности к старым взглядам, понятиям и концепциям. Учитывая изложенное, представляется актуальным обратиться к анализу института экстрадиции, его роли и места в современном праве, а также дифференцировать понятие экстрадиции от понятия выдачи. Не менее важно, на наш взгляд, уточнить современную концепцию экстрадиции и формы ее реализации, которые она приобретает в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и иными нормативно-правовым документами, действующими в этой важной сфере межгосударственного сотрудничества и права.

Экстрадиция как самостоятельный институт права

Следует согласиться с утвердившимся в литературе мнением о том, что как объект анализа институт выдачи "представляет собой достаточно разработанный материал" <*>. Вместе с тем этого нельзя сказать об институте экстрадиции. Институт экстрадиции как самостоятельный институт права - это относительно новое явление в международной практике государств и новообразование в праве. Вследствие этого институт экстрадиции продолжает оставаться малоисследованной областью научного анализа. -------------------------------- <*> Васильев Ю. Г. Указ. соч. С. 68.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что, вырастая из института выдачи, институт экстрадиции претерпел значительные изменения. Нормы, относящиеся к институту экстрадиции, явно не вписываются в те границы, которыми располагает институт выдачи. Так, доктринальная позиция по вопросу об институте выдачи достаточно четко представлена в ряде монографических и других исследований. Согласно, например, точке зрения проф. Р. М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора <*>. -------------------------------- <*> Валеев Р. М. Указ. соч. С. 28 - 29.

В то же время другая позиция состоит в том, чтобы усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о правовой помощи и сотрудничестве между государствами, понимаемых в более широком плане. В этом случае понятие экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т. д. <*>. -------------------------------- <*> Эта позиция, например, находит отражение в работах по международному уголовному праву. Так, авторы учебника "Международное уголовное право" под ред. В. Н. Кудрявцева в главе "Выдача преступников" справедливо обращают внимание на то, что "договоры о правовой помощи в принципе шире соглашений о выдаче".

Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции позволяет говорить о том, что в последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Понятие экстрадиции и реалии экстрадиционной практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять этот институт институтом выдачи. На наш взгляд, следует признать, что институт экстрадиции в современных условиях утвердился как самостоятельный, востребованный и общепризнанный институт международного права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара. Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г.) и межгосударственные договоры. Сегодня уже можно говорить о том, что жизнеспособность, эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверку временем. Следует, однако, отметить, что лишь международно-правовыми аспектами задачи и цели института экстрадиции не исчерпываются. Многие вопросы, возникающие в рамках института экстрадиции, решаются на уровне национального законодательства, в том числе на уровне ведомственного нормативного регулирования. Они опираются на принципы международного сотрудничества - добровольности и взаимности. Отдельные нормы института экстрадиции в Российской Федерации реализованы положениями уголовного законодательства (ст. 13 УК РФ), а также в положениях уголовно-процессуального законодательства. В УПК РФ этим вопросам отведена отдельная часть 5 (главы 53 - 55). Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что институт экстрадиции представляет собой самостоятельный и комплексный институт международного права. Задачи, цели и функции института экстрадиции не дублируют и не поглощаются задачами, целями и функциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают более широкий, чем у выдачи, круг вопросов. Содержание института экстрадиции не сводится только к вопросам выдачи преступников, но предусматривает также регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между государствами по уголовным и гражданским делам.

Экстрадиция и выдача

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания <*>. Во многом под влиянием этого подхода в юридическом обиходе закрепилось определение экстрадиции как "отдельного института выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников" <**>. В научной, учебной и методической литературе концепция экстрадиции, лежащая в основе анализа ее понятия, целей, содержания, нормативной регламентации и процедур, нередко ограничивается аспектами выдачи лиц, объявленных в международный розыск в связи с совершенными преступлениями, или передачи одним государством другому осужденных для отбывания наказания. -------------------------------- <*> См.: Богачева Е. Экстрадиция // Законность. 2000. N 5. С. 24 - 25; Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 442; Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2005. С. 703, и др. <**> Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права // Государство и право. 2003. N 3. С. 69. См. также: Волженкина В. К вопросу о разработке закона "О выдаче (экстрадиции)" // Уголовное право. 2002. N 1. С. 6 - 9; Тесленко А. М. Об институте выдачи // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 98, и др.

Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным. Во-первых, экстрадиция и выдача - не тождественные понятия. Экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Как известно, процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче. Кроме того, нормы уголовно-процессуального законодательства выделяют, с одной стороны, выдачу для уголовного преследования (этим вопросам посвящена гл. 54 УПК РФ), а с другой - передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания (регламентируется в гл. 55 УПК РФ). Передача осужденных из одного государства в другое для отбывания назначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 г., которыми, в частности, предусматривается не только передача, но также такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями <*>. -------------------------------- <*> Подробнее см.: Данилов Е. П. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Постатейные материалы. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 830.

Кроме того, ст. 78.1 Минской конвенции предусматривается передача на время лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы. В настоящее время Российской Федерацией заключено 5 международных договоров о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, в том числе: с Азербайджаном (1995), Грузией (1996), Латвией (1993), Туркменистаном (1995), Финляндией (1990). В настоящее время проводится подготовительная работа по присоединению Российской Федерации к Страсбургской конвенции о передаче осужденных (1983 г.) <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук, проф. А. Я. Сухарева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2004. С. 468.

Передача, таким образом, не сводится к выдаче. Различна у них и нормативно-правовая база. Нормами уголовно-процессуального законодательства вопросы передачи и выдачи регламентируются как вполне самостоятельные формы экстрадиционной деятельности государства. Передача - это передача, а выдача - это выдача, и такова позиция отечественного законодателя по данному вопросу. С этим обстоятельством необходимо считаться также и в теории. Поэтому есть все основания к тому, чтобы относить передачу наряду с выдачей к самостоятельным формам экстрадиции. С учетом выделения передачи как самостоятельной формы экстрадиции трудно согласиться также и с тем, что в литературе термин "экстрадиция" все еще используется в качестве синонима к термину "выдача". Дело тут, однако, не в словах, а в том, что понятие экстрадиции оказывается много шире понятия выдачи. Достаточно сказать, что экстрадиция, как мы видели выше, предусматривает теперь не только выдачу, но и передачу, а передача не охватывается понятием выдачи. В соответствии с ч. 4 ст. 462 УПК РФ решение о выдаче принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем, а для передачи необходимо решение суда (ч. 1 ст. 469 УПК РФ). Кроме того, выдача и передача предполагают не только разные юридические процедуры и основания, но и разные компетентные органы государства, на которые возлагается их исполнение. Эти обстоятельства также не позволяют связывать экстрадицию лишь с выдачей преступников, а институт экстрадиции - с институтом выдачи: это разные институты. Следовательно, экстрадиция шире выдачи преступников, она выходит за рамки выдачи, охватывает собой также и такую форму реализации, как передача осужденных. Далее, хорошо известно, что не всякая процедура экстрадиции обязательно заканчивается выдачей запрашиваемых лиц. В этих случаях процедура экстрадиции налицо, но реальная выдача отсутствует. Следовательно, экстрадиция не равнозначна выдаче еще и по той причине, что она может завершаться как выдачей, так и отказом в выдаче. Это еще один аргумент, не позволяющий рассматривать выдачу как самостоятельный институт права. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции. Анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы экстрадиции, а также данные практики показывают, что экстрадиция отличается от выдачи и передачи прежде всего по своему содержанию, поскольку включает в себя стадию возбуждения инициативы о передаче (выдаче) лица; процесс принятия решения данного вопроса компетентными органами двух государств; стадию обжалования принятого решения; собственно процесс передачи (выдачи) лица; легализацию приговора судом того государства, которое приняло лицо, и др. Каждое из перечисленных составляющих экстрадиции имеет свое реальное выражение. Так, в 2004 г. Минюстом РФ в общей сложности направлено 902 запроса (в том числе повторных и уточняющих) компетентным органам других государств по вопросам приема и передачи осужденных. Из компетентных органов других государств в Минюст РФ поступило 970 запросов о передаче и приеме осужденных. Реально в 2004 г. в соответствии с решениями судов состоялась передача в другие государства 46 осужденных и принято в Российскую Федерацию - 23. В течение этого же периода судами Российской Федерации отказано в передаче по 17 случаям. От иностранных компетентных органов получено 22 отказа. В этой связи, на наш взгляд, следует выделять формы реализации экстрадиции. К их числу относятся: 1) выдача, 2) отказ в выдаче, 3) отсрочка выдачи, 4) временная выдача, 5) экстрадиционный транзит <*>, 6) передача. Все они связаны с экстрадицией, охватываются ее нормами, но к выдаче преступников не сводятся. Вследствие этого представляется достаточно спорной высказанная в диссертационных исследованиях и в юридической литературе точка зрения, согласно которой именно выдача представляет собой отдельный институт права <**>. На наш взгляд, более обоснованным было бы говорить об экстрадиции как об отдельном комплексном и самостоятельном институте права. -------------------------------- <*> В частности, вопросам экстрадиционного транзита посвящены ст. ст. 16 - 17 Берлинской конвенции 1978 г. Подробнее см.: Данилов Е. П. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Постатейные материалы. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 24. <**> См.: Минкова Ю. В. Институт выдачи преступников в современном международном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М.: МГИМО МИД РФ, 2002; Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2003, и др.

Во-вторых, сложившееся в отечественной правовой науке понятие экстрадиции во многом неадекватно той общей концепции экстрадиции, которая лежит в основе экстрадиционной практики государств в сфере международного сотрудничества и взаимопомощи по уголовным и гражданским делам. Концепция выдачи преступников оторвалась также и от того развития, которое за последние годы претерпело законодательное, договорно-правовое и ведомственное регулирование вопросов экстрадиции не только за рубежом, но и в нашей стране. Так, общая концепция экстрадиции, ее содержание и цели, задачи и принципы сегодня не исчерпываются лишь идеей выдачи преступников. Известная из истории права концепция "aut dedere, aut punire" составляет основу выдачи преступников, но она не распространяется на реалии практики экстрадиции. Эта практика много богаче и не сводится к "или выдай, или накажи". Сегодня практика экстрадиции утратила свой служебный, ограниченно-репрессивный характер. Экстрадиция перестала быть полем, "игроками" на котором выступают лишь заинтересованные государства, а в качестве результата засчитывается лишь наказание. В новых условиях понятие экстрадиции и ее концепция должны с большей полнотой отражать происходящие процессы демократизации и гуманизации правовых стандартов, принятых международным сообществом государств и воспринятых практикой, в том числе нашего государства. В-третьих, как показывает изучение, реальные цели, стоящие перед практикой экстрадиции, много шире не только целей выдачи, но и правовой помощи и международного сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства и исполнения наказаний. Вообще говоря, цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит, чья выдача нарушала бы права и свободы, а также интересы государства. Однако только этим цели экстрадиции не исчерпываются. Пожалуй, не меньшее значение имеет такая цель экстрадиции, как создание международно признанного режима правовых гарантий и обеспечения соблюдения международно-правовых актов в области прав и свобод человека со стороны государств. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о том, что цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, охватывающего собой разные государства и позволяющего обеспечивать процедурные и иные юридические гарантии соблюдения международно признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Следовательно, именно экстрадиция, а не выдача гарантирует предоставление процессуально-правовых гарантий в соответствии с законами и правилами государства, на территории которого находится запрашиваемое лицо.

Концепции экстрадиции

Анализируя общее понятие экстрадиции, нельзя не отметить, что изменения, произошедшие в практике экстрадиции, во многом объясняются изменениями общей концепции, лежащей в основе этого института. Так, основополагающие международно-правовые документы об экстрадиции (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.) были приняты в послевоенное время. Понятие экстрадиции, которое используется в указанных документах, опирается в основном на концепцию выдачи преступников. Практика экстрадиции действительно поначалу опиралась на концепцию выдачи. Однако концепция выдачи отражала реалии экстрадиционной деятельности государств в тех международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушли в прошлое. Своими корнями концепция экстрадиции, сводящая ее к выдаче преступников, уходит во времена феодализма. Латинским термином "extradere" обозначалось, как известно, принудительное возвращение беглого подданного своему суверену. Сегодня смысл и значение данного термина применительно к экстрадиции изменился. Современные граждане не рассматриваются как собственность и принадлежность государства. Они не могут передаваться одним государством другому в силу факта принадлежности и гражданства. Вследствие этих обстоятельств концепция выдачи преступников как концепция экстрадиции постепенно уточняется и модифицируется. Она приобретает иной вид. Новую концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определить как концепцию правовой помощи. Переход на новую концепцию способствовал дальнейшему развитию практики экстрадиции, вывел ее за пределы выдачи преступников, вследствие чего экстрадиция распространилась на более широкую область международно-правового сотрудничества между государствами. Концепция правовой помощи позволила существенно обогатить практику экстрадиции. Происходит значительное расширение круга участников экстрадиционной деятельности. Объединяются усилия государств, координируется и повышается эффективность их международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Вместе с тем в современных условиях концепция правовой помощи стремительно приобретает новые черты. Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции, которая идет на смену концепции правовой помощи. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм. Как видим, концепция выдачи преступников - действительно достаточно узкая концепция. Она сводит экстрадицию лишь к выдаче. Эта концепция преследовала цель обеспечить неотвратимость ответственности и наказания лиц, виновных в совершении преступлений. Экстрадиционная практика, основанная на концепции выдачи, ориентируется на неотвратимость наказания и уголовной ответственности. В рамках этой концепции отказ в выдаче рассматривается как неудача экстрадиции. Принцип "Нет выдачи, нет экстрадиции" а также принцип "Или выдай, или накажи" составляют универсальные принципы этой концепции. Концепция правовой помощи преследует уже более широкий круг целей. На смену принципу "Или выдай, или накажи" приходит новый принцип: "Или выдай, или суди сам". Эта концепция стремится обеспечить не только наказание преступника, но и справедливость уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и тем самым повысить эффективность международных усилий в борьбе с преступностью и в сфере уголовного судопроизводства. Нормы об экстрадиции, основывающиеся на концепции правовой помощи, не рассматривают невыдачу как неудачу экстрадиции. Теперь уже выдаче противостоит не отсутствие экстрадиции, а иная форма реализации экстрадиции. Причем как выдача, так и невыдача в равной мере рассматриваются в аспекте гарантии соблюдения прав и свобод. Это позволяет обогатить экстрадиционную практику и ее нормативно-правовое регулирование. Третья концепция экстрадиции - концепция гарантий прав и свобод - еще только формируется. Своей целью она имеет создание единых сравнимых международно-правовых стандартов и юридических процедур, позволяющих обеспечить соблюдение неотъемлемых прав и свобод не только в сфере уголовного судопроизводства, но и юрисдикции по гражданским делам. Этой концепцией предусматривается более широкий круг форм реализации процедур экстрадиции. Экстрадиция окончательно порывает с концепцией выдачи преступников и перестает быть выдачей, хотя и не исключает последней.

Основания выдачи и поводы экстрадиции

Дифференциация понятий экстрадиции и выдачи позволяет поставить вопрос о различении их основания и поводов. В литературе было высказано мнение, что "основанием выдачи лица для уголовного преследования является наказуемость деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача, по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы (ст. 2 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. и ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.)" <*>. -------------------------------- <*> Адельханян Р., Наумов А. Принципы экстрадиции и квалифицирующие обстоятельства совершения преступления // Российская юстиция. 2004. N 3. С. 51.

Следует отметить, что Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., к которой присоединилась Российская Федерация 7 ноября 1996 г., ратифицирована Федеральным законом N 193-ФЗ от 25 октября 1999 г. Анализ положений указанной Конвенции, как и других международно-правовых документов по вопросам выдачи, показывает, что в них речь идет об основании выдачи. Между тем основания выдачи и повод для возбуждения экстрадиции не совпадают. Поводом для возбуждения процедуры экстрадиции служит соответствующая наказуемость деяния, а основанием для выдачи - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления и на запрашиваемое лицо как на лицо, его совершившее или участвовавшее в его совершении. Вследствие этого наличие повода для возбуждения процедуры экстрадиции не предопределяет выдачу как ее результат, а наказуемость деяния не может рассматриваться как основание для выдачи. Процедура экстрадиции позволяет запрашивающей стороне представить запрашиваемой стороне необходимые доказательства, подтверждающие наличие повода для экстрадиции и основания выдачи, а та не имеет права уклониться от их рассмотрения в установленном законом порядке. В частности, в указанной ст. 2 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. отмечается, что "выдача осуществляется в отношении преступлений". Следовательно, речь идет не о поводах экстрадиции, а о необходимости подтвердить основания выдачи. От запрашивающей стороны требуется представить убедительные доказательства того, что было совершено преступление и оно было совершено запрашиваемым к выдаче лицом или с его участием. Это значит, что в качестве основания выдачи служит не наказуемость преступного деяния, о котором идет речь в запросе, а его совершение, и лицо, требуемое к выдаче, причастно к его совершению. Отсюда ясно, что сама по себе наказуемость преступного деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача того или иного лица, по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы есть не что иное, как необходимое условие для экстрадиции. Наказуемость деяния на срок не менее одного года лишения свободы при этом не служит основанием выдачи в соответствии с международно-правовыми актами о выдаче.

Название документа