Особая роль Организации Договора о коллективной безопасности по углублению интеграции в рамках СНГ (международно-правовые проблемы)

(Саматов О. Ж.) ("Право и политика", 2005, N 4) Текст документа

ОСОБАЯ РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО УГЛУБЛЕНИЮ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ)

О. Ж. САМАТОВ

Саматов Орозбай Жусупбаевич - кандидат юридических наук, докторант Института государства и права Российской академии наук.

Вступление всего мира в ХХI в. ознаменовалось новыми потрясениями в связи с последними событиями в мире, в частности в странах Содружества, которые привели к радикальным изменениям в современных международных отношениях. Все эти потрясения в той или иной степени касаются стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Сегодня государства-члены Содружества оказались перед дилеммой: обеспечить коллективную безопасность государств-членов СНГ на основе Устава Организации Договора о коллективной безопасности <*> (далее - ОДКБ), подписанного 7 октября 2002 г., и действуя в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, СНГ и укрепления ОДКБ, руководствуясь общепризнанными принципами международного права, или бороться с терроризмом или другими угрозами извне (как насильственное изменение конституционного строя) в одиночку. -------------------------------- <*> См.: Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 3 - 9. Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 26 мая 2003 года N 56-ФЗ - БМД N 7 за 2003 г.). Устав ОДКБ вступил в силу для Российской Федерации 18 сентября 2003 года.

Помимо всеобщей системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН. Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами. Имеющиеся в практике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций. Об этом свидетельствуют, в частности, документы, принятые Содружеством и в рамках ОДКБ. В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Бороться с международным терроризмом и обеспечивать коллективную безопасность на пространстве СНГ возможно лишь в контексте укрепления ОДКБ и соблюдения, неукоснительного выполнения Устава ОДКБ, СНГ и других учредительных соглашений военно-политического сотрудничества. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений, укрепления международного правового порядка. После событий 11 сентября 2001 года, с которых Джорж Буш-младший начал свою речь перед Конгрессом: "Сегодня каждое государство, где бы оно ни находилось, должно принять решение. Либо вы с нами, либо с террористами" <*>. -------------------------------- <*> См.: Текст речи президента США доступен в сети Интернет на официальном сайте Белого Дома по адресу http: www. whitehouse. gov/news/releases/2001/09/20010912-4/html.

Для президента Буша события 11 сентября стали откровением. Он с изумлением сделал для себя вывод: мир изменился настолько, что серьезной угрозе отныне подвергается не только безопасность, но и само существование Соединенных Штатов Америки. Следствием этого стало вскоре принятие рокового решения о принципиальном отходе от внешнеполитической линии, которой Вашингтон придерживался более полувека. На смену "Доверимся альянсу" пришел другой: "Спасемся упреждением". Значение силового удара перевесило важность непростых дипломатических, международно-правовых усилий, а давно сложившиеся отношения подверглись пересмотру <*>. -------------------------------- <*> См.: Мадлен Олбрайт - Государственный секретарь США с 1997 по 2001 год. Данная статья была опубликована в журнале Foreign Affairs N 5 (сентябрь/октябрь) за 2003 год // РОССИЯ в глобальной политике. Том 1. 2003. N 4. С. 32 - 52.

Трагические события 11 сентября 2001 года в США, гибель в результате этого террористического акта, самого крупного в истории страны, почти 5000 человек со всей очевидностью показали хрупкость и ненадежность систем как международной, так и национальной безопасности государств современного мира, беззащитность их граждан перед лицом угрозы со стороны международного терроризма, потребовали разработки и осуществления совместных мер по борьбе с этой угрозой и в связи с этим пересмотра доктринальных основ политики безопасности и внешней политики всех государств-субъектов международного права, в том числе и государств-членов СНГ. Атаку международного терроризма Президент США Дж. Буш назвал "первой войной XXI в." ("the first war of the 21-st centry") <*>. Терроризм многогранен и интернационален, например, в Испании - Национальная армия басков. Интерес представляет изучение деятельности тех организаций, специфический опыт которых позволяет лучше понять проблематику терроризма в целом. Выделяется среди них баскская националистическая организация ЭТА ("Эускади Та Аскатасуна" - Страна басков и свободы) - своего рода долгожитель в мире терроризма, которая была создана в 1959 г. В Испании, где удалось совершить мирный и бескровный переход к демократии, тем не менее до сих пор льется кровь. Главный источник насилия - действия ЭТА, уже несколько десятилетий держащей страну в напряжении и вызывающей порой острые политические кризисы, используя террор в борьбе за независимость басков. Монография испанского ученого И. Санчеса-Куэнки "ЭТА против государства. Стратегия терроризма" в определенной степени восполняет существующие пробелы. Для автора ЭТА отнюдь не безумцы и психопаты, за их чудовищными преступлениями стоит определенная цель - добиться отделения Страны Басков от Испании <**>. Далее и в других странах: в Ирландии - Ирландская национальная армия, в Италии - Красные бригады, в России - чеченские террористические группы, в Японии - деятельность группы АОМ Сенреке; вторгшиеся в Кыргызстан (1999 г.) религиозные экстремисты или боевики так называемого "Исламского движения Узбекистана" (далее - ИДУ), созданного в 1996 - 1997 гг. узбекскими эмигрантами, принадлежащими к различным религиозно-политическим группировкам. ИДУ занесено Государственным департаментом США в список наиболее опасных международных террористических организаций. -------------------------------- <*> См.: Seeing the world anew // The Economist. 2001. October 27 - November 2. P. 20. <**> Цитата по: Хенкин С. М. Терроризм против государства // Современная Европа. 2003. N 2 (14). С. 126.

Нормативно-правовой базе для определения подходов к урегулированию коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству государств Содружества посвящен специальный раздел Устава СНГ (разд. III). Среди основополагающих положений (разд. III) Устав предусматривает обязательства, близкие к тем, которые приняты участниками Договора о коллективной безопасности: "государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы..." При этом не определялся четкий порядок принятия решений относительно использования вооруженных сил в целях отражения агрессии. Оговаривалось лишь, что такое решение принимается главами государств-участников. Например, для реализации целей ОДКБ государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Следует особо сказать, что государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ОДКБ, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами (ст. 7 Устава ОДКБ) <*>. Организация Договора о коллективной безопасности также может сотрудничать с государствами, не являющимися ее членами, поддерживать отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности, заключать с ними международные договоры. -------------------------------- <*> См.: Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 4.

Процесс становления военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм проходит через определенные испытания и годы. Первые многосторонние усилия государств Содружества на этом направлении начались к концу 1991 г. и в начале 1992 г. В свое время в учредительных документах СНГ его участники-главы государств 30 декабря 1991 г. подписали Соглашение по стратегическим силам <*>. Этот договор также подтвердил предыдущие решения глав государств СНГ о том, что управление стратегическими силами и контроль над ядерным оружием будут едиными. -------------------------------- <*> Текст см.: Дипломатический вестник. 1992. N 2. С. 10.

Новым и основополагающим этапом военно-политического сотрудничества государств в этой области стал Договор о коллективной безопасности, в котором к 1999 г. ДКБ объединял 9 государств-членов СНГ <1>. На новый пятилетний срок участвуют 6 государств СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан <2>. Причины для неучастия в Договоре у каждого государства свои. Следует подчеркнуть, что "оговорки" к Уставу ОДКБ не допускаются (ст. 27) <3>. Во исполнение Договора о коллективной безопасности (от 15 мая 1992 г.) главы государств СНГ 7 октября 2002 года приняли Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности <4>. Основной целью коллективной безопасности является борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов. Важными составляющими являются межгосударственные органы ОДКБ: Совет коллективной безопасности (далее - Совет); Совет министров иностранных дел (далее - СМИД); Совет министров обороны (далее - СМО); Комитет секретарей советов безопасности (далее - КССБ). Постоянно действующим рабочим органом ОДКБ является Секретариат Организации (далее - Секретариат), возглавляемый Генеральным секретарем этой международной, региональной организации, назначаемый Советом коллективной безопасности. -------------------------------- <1> Договор подписан 15 мая 1992 г. Не вошли в ОДКБ: Молдова, Туркменистан и Украина. <2> См.: Протокол о пролонгации Договора о Коллективной безопасности // БМД. 2000. N 12. С. 9. <3> См.: Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 9. <4> См.: Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 10 - 17.

Кыргызская Республика была в числе стран из числа бывших союзных республик, наравне с другими подписавшей Договор о коллективной безопасности, вставшей на путь активных международно-правовых, военно-политических и экономических реформ. Страна расположена в самом центре Средней Азии <*> и граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. В своей статье "Куда идет Центральная Азия?" А. А. Акаев - Президент Кыргызской Республики <**> (с 5 апреля 2005 г. уже бывший президент КР) отмечает: "Не все в Афганистане идет гладко, но позитивные итоги действий коалиции налицо. Снижение давления особенно очевидно в Центральной Азии. Страны региона приняли верное решение, присоединившись вместе с Россией к широкой международной коалиции, предоставив свою инфраструктуру в ее распоряжение. Это своего рода образец коллективных действий на глобальном уровне". -------------------------------- <*> В Советский период данный регион назывался: Средняя Азия и Казахстан. В течение исторического периода на этом пространстве или в регионе возникали и распадались разные государства. На современном этапе Центральная Азия - это особое пространство. Это как маленькая часть Европы в Азии. К сожалению, представители европейских стран практически не обращали на это своего внимания до терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Дело в том, что на Западе интерес к постсоветскому пространству был вообще очень низок. <**> См.: Акаев А. А. Куда идет Центральная Азия? // Россия в глобальной политике. Том 1. 2003. N 4. Октябрь-декабрь. С. 89.

Анализ международно-правовой, историко-правовой литературы, архивных материалов показывает, что проблема безопасности СССР была отражена в Постановлении Политбюро ЦК ВКП (б) от 19 декабря 1933 года о развертывании борьбы за создание системы коллективной безопасности в Европе в целях сохранения мира и предотвращения агрессии <*>. В соответствии с этим Постановлением Наркоминдел разработал план создания системы коллективной безопасности в Европе. Этот план предусматривал согласие Советского Союза с вступлением в Лигу наций, разработку в рамках Лиги регионального соглашения о взаимной защите от агрессии со стороны Германии, оказание участниками соглашения дипломатической, моральной и по возможности материальной помощи друг другу в случае военного нападения. Ранее, в ноябре 1933 года, СССР внес предложение о заключении регионального Тихоокеанского пакта с участием Японии, США, СССР, Китая и других государств <**>. В современный период эта проблема актуальна и для стран СНГ. -------------------------------- <*> См.: Документы внешней политики СССР. Т. ХVI. М., 1970. С. 876 - 877. <**> См.: История внешней политики СССР. Т. 1. М., 1976. С. 308 - 309.

Поэтому само понятие "сотрудничество" стран СНГ в военно-политической области следует понимать скорее как взаимодействие в попытках обеспечить контроль за процессами распада советской военной инфраструктуры, сохранить целостность стратегических ядерных сил, объекты которых были разбросаны по территории различных государств. Особый вопрос - контроль за большим советским ядерным потенциалом, проблемы контроля за нераспространением оружия массового уничтожения, компонентов и технологий двойного применения <*>. -------------------------------- <*> По данному вопросу См.: Федоров Ю. Ядерное оружие и проблемы безопасности СНГ: Политика России, Украины, Беларуси и Казахстана в отношении ядерных вооружений. - Москва, 1993; Zagorski A. Post-Soviet Nuclear Proliferation Risks // Security Dialogue. 1992. Vol. 23. N 3. September. P. 27 - 39.

В результате распада Советского Союза в 1991 году пять среднеазиатских республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - стали полностью независимыми государствами. Провозглашение независимости открыло перед республиками новые возможности и поставило перед ними новые международно-правовые, военно-политические задачи, что явилось началом новой эры для каждой из этих стран. Изменился и геополитический статус Центральной Азии, где создаются новые региональные "оси", "многоугольники", продолжается столкновение интересов мировых и региональных держав, ведется новая "большая игра" за доступ к энергоносителям этого стратегически важного региона, расположенного между Россией, Китаем и мусульманским миром. Однако не все государства, военно-политические и финансовые силы обладают достаточным для установления своего влияния в регионе экономическим потенциалом. В этой связи отдельные из них выбирают менее цивилизованные и более опасные способы достижения своих целей, в том числе под прикрытием лозунгов ислама. Эти пять стран занимают 4 млн. квадратных километров, что равно практически половине территории США, а численность населения этих стран составляет свыше 58,7 млн. человек. На эти страны приходится приблизительно одна пятая населения и территории бывшего СССР. Значительную долю земли составляют пустыни и полупустыни. Если не считать столиц государств и некоторых крупных городов, плотность населения является довольно низкой. Страны обладают богатым культурным наследием и поддерживают тесные связи с другими странами Азии, в частности с ближневосточными странами. Языки народов Средней Азии принадлежат к тюркской языковой семье, за исключением таджикского языка, близкого к фарси, на котором говорят в Иране. Абсолютное большинство населения стран региона исповедует ислам. Регион богат природными ресурсами. В частности, в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане находятся основные месторождения нефти и газа; Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан располагают значительными запасами других полезных ископаемых, причем Кыргызстан и Таджикистан также имеют мощный гидроэнергетический потенциал. Для региона характерны различные виды сельскохозяйственных земель от пустынь Туркменистана до обширных хлопковых полей Узбекистана и плодородной Ферганской долины. Кроме того, страны региона располагают образованной и высококвалифицированной рабочей силой. Показатели грамотности среди взрослого населения и уровень образованности во многом схожи с аналогичными показателями по новым промышленно развитым странам Восточной Азии. Среди всех стран бывшего СССР экономические системы этих стран являлись наиболее специализированными, в силу того что страны были основными поставщиками сырьевых ресурсов. Однако географическое положение стран Центральной Азии таково, что они практически изолированы от основных международных рынков. До распада Советского Союза более 80 процентов общего объема торговли этих республик приходилось на межреспубликанскую торговлю в рамках СССР. Все эти республики в значительной степени зависели от дотаций (субвенций), предоставляемых союзным правительством в порядке финансирования республиканских бюджетов. Теперь же для мобилизации необходимых средств приходится полагаться на внутренние источники финансирования и международных доноров. 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к соглашению о создании СНГ и подтверждающую его Алма-Атинскую декларацию, которая была продолжением и завершением попыток создать новый союзный договор. Содержащееся в Алма-Атинской декларации положение, а также Соглашение о взаимопонимании государств-участников СНГ по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего СССР от 6 июля 1992 г., согласно которому "государства-участники гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР", означает, что Кыргызская Республика и другие государства-члены СНГ установили свой статус в качестве правопреемников бывшего СССР по международным соглашениям и обязательствам проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями. Советом глав государств СНГ принято решение об участии государств Содружества в Договоре между СССР и США <*> об ограничении систем противоракетной обороны (26 мая 1972 г.) и в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (8 декабря 1987 г). Известно, что правопреемство рассматривается как переход прав и обязанностей от одного государства к другому "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории"; оно регулируется нормами международного права, в частности нашедшими выражение в Венской конвенции "О правопреемстве государств в отношении договоров" от 23 августа 1978 г. Данное положение полностью распространяется и на Кыргызскую Республику как правопреемника СССР и ныне самостоятельного субъекта международного права. -------------------------------- <*> См.: Бюллетень международных договоров. 1994. N 11. С. 3 - 4.

В статье "Куда идет Центральная Азия?" А. А. Акаев - Президент Кыргызской Республики <*> (с 5 апреля 2005 г. уже бывший президент КР) пишет: " Историческую судьбу пяти постсоветских государств, образующих Центрально-Азиатский регион, предопределила география. Им навеки суждено строить свою совместную жизнь с учетом того, что по соседству расположены две великие державы - Россия и Китай. Но в современных условиях к ним добавляется третья - США, государство, которое, исходя из характера его внешней политики, можно назвать "соседом всех стран на всех континентах мира". -------------------------------- <*> См.: Акаев А. А. Указ. соч. С. 88.

Бывший Государственный секретарь Мадлен Олбрайт в своей статье "Соединенным Штатам давно пора относиться к европейцам как к взрослым" пишет: "По окончании Второй мировой войны США, как и сегодня, оказались на вершине могущества и точно так же столкнулись с новыми, беспрецедентными угрозами. И все же Трумэн и его коллеги не сочли излишним сесть за стол переговоров с представителями менее могущественных держав и до мелочей обсудить с ними правила новой игры на международной арене. Нынешняя администрация, напротив, повела себя так, как будто ей безразлично мнение других стран, чем вызвала сильную неприязнь со стороны мирового сообщества" <*>. -------------------------------- <*> См.: Олбрайт М. Указ. соч. С. 38 - 39.

На практике существует огромное несоответствие между теоретическим принципом и его практическим применением. Так, международные отношения законно основаны на равенстве, но это не значит, что на практике некоторые государства не могут играть более влиятельную роль на политической арене и в мировой экономике. Согласно современному международному праву, Кыргызстан равен США, но они не играют одинаковой роли в международной жизни. Правовое равенство не может скрыть неравного распределения богатства между странами. Отмечая важную роль региональных объединений, учрежденных в рамках СНГ, Президент России В. В. Путин сказал, что Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Договор о коллективной безопасности, Центральноазиатское экономическое сообщество вполне могут дополнять сотрудничество в общем формате и даже могут становиться своего рода лабораторией обкатки определенных вариантов взаимодействия для дальнейшего внедрения в рамках всего СНГ. Главное и принципиально важное - это то, чтобы региональные объединения работали на укрепление Содружества в целом и на решение тех задач, которые стоят перед государствами СНГ <*>. -------------------------------- <*> Заявление В. В. Путина после встречи глав государств СНГ 2 августа // Дипломатический вестник. 2001. N 9. С. 20 - 22.

25 марта 2005 г. Президент РФ В. В. Путин, прибывший в Ереван по случаю открытия года России в Армении, на итоговой пресс-конференции назвал СНГ "формой цивилизованного развода". Это заявление прозвучало в связи с последними событиями в Киргизии, нанесшими Содружеству новый удар. "Если кто-то ожидал особых достижений во всех областях в СНГ, то их не было и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому. Главная цель была для СНГ - наиболее мягко расстаться после распада СССР... если в Европе Европейский Союз создавался для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода... на сегодня на какую роль может реально претендовать СНГ в дальнейшем - весьма полезным клубом для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера... что же касается реальной интеграции бывших союзных республик, то она прежде всего может идти в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ" <*>. -------------------------------- <*> Заявление В. В. Путина после встречи с Р. Кочеряном // Российская газета. 2005. 26 марта.

В рамках СНГ со 2 по 6 апреля 2005 г. прошла активная фаза командно-штабных учений ОДКБ "Рубеж-2005". Первоначально проведение этих маневров планировалось в Киргизии, но из-за известных событий они были перенесены в Таджикистан. Фактически "Рубеж-2005" <*> является отработкой возможного подавления революции в СНГ с учетом опыта событий в Бишкеке. По сценарию маневров боевые действия развернутся в горной местности между "красными" и "синими". В роли первых выступят армейские подразделения стран-участниц ОДКБ, которые будут противостоять вооруженным формированиям международных террористов. В ходе маневров был разыгран один из возможных вариантов развития событий, напоминающих произошедшие недавно в Киргизии: "синие", используя недовольство населения результатами прошедших выборов, будут стремиться захватить власть, а "красные" планируют "отработать вопросы принятия решения на применение сил и средств коллективной безопасности по защите суверенитета и территориальной целостности Таджикистана, планирования и подготовки совместной операции, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления". Со стороны "красных" будут задействованы входящие в состав коллективных сил быстрого развертывания (КСБР, штаб которых, кстати, находится в Бишкеке, насчитывают 4 тыс. военнослужащих). Командование ими будет осуществлять министр обороны Таджикистана. Военные Армении и Белоруссии приняли участие лишь в планировании учений, а в дальнейшем будут выступать в роли наблюдателей. Завершатся учения 6 апреля боевыми стрельбами на полигоне на юге Таджикистана. Чтобы понаблюдать за завершающей фазой маневров, в Таджикистан прибудут министр обороны России и главы военных ведомств стран ОДКБ. -------------------------------- <*> Какие силы привлекаются к участию в "Рубеже-2005" ОДКБ? Таджикистан выставит горный десантно-штурмовой батальон, Кыргызстан - группу спецназа на двух транспортно-боевых вертолетах Ми-8МТ. Казахстан будет представлен десантно-штурмовой ротой и звеном истребителей Су-27. А больше всех войск привлечет на учения Россия. Это батальонная тактическая группа из состава дислоцированной в Таджикистане 4-й военной базы (бывшей 201-й мотострелковой дивизии), отряд спецназа из Приволжско-Уральского военного округа, а также до 10 боевых самолетов и вертолетов из состава 670-й авиагруппы, 303-й отдельной вертолетной эскадрильи (обе базируются в Душанбе) и 999-й авиабазы (Кант, Кыргызстан).

Актуальность Договора о коллективной безопасности применительно к странам Центральной Азии особенно очевидна на фоне новой неустойчивой и взрывоопасной ситуации в мире и в регионе, а также на этапе становления молодых независимых государств им необходимы внешние условия для проведения преобразований, реформ, содействия созданию полноценных вооруженных сил и систем коллективной безопасности.

Название документа