О приеме на работу граждан Республики Беларусь

(Строгович Ю. Н.)

("Кадры предприятия", 2005, N 5)

Текст документа

О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ю. Н. СТРОГОВИЧ

Строгович Ю. Н., главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ.

Помогите, пожалуйста, прояснить вопрос о трудоустройстве граждан Республики Беларусь в России. Никак не могу выяснить, является ли действующим решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, или оно утратило силу и для приема на работу граждан Беларуси необходимо иметь: работодателю - разрешение на привлечение иностранной рабочей силы; гражданину Беларуси - разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации?

В. В.Есина, г. Москва

Поясните, пожалуйста, как нам поступить с работницей - гражданкой Республики Беларусь? Она была принята на работу как гражданка Российской Федерации.

Работница представила свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное 16.08.2004 ОВД МУ "Богородское", в котором на вкладном талоне к паспорту гражданки Республики Беларусь стоит штамп "Без права на работу". В ОВД представить какие-либо объяснения отказались.

Как организации понимать указанный штамп: не будет ли она привлечена к ответственности за нарушение законодательства о привлечении труда иностранных граждан? Правомерно ли наличие данного штампа в свидетельстве о регистрации по месту пребывания?

И. И.Воронова, г. Москва

В настоящее время основным нормативным актом, закрепляющим правовое положение иностранных граждан, в том числе в сфере труда, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. на 02.11.2004). Согласно статье 3 названного Федерального закона законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. То есть для данной категории граждан предусмотрен особый порядок приема на работу, основанный на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест.

Напомним некоторые положения статьи 2 данного Федерального закона:

- под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

- разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника (в данном случае - на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности).

При этом согласно статьям 13 и 14 того же Федерального закона иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением некоторых перечисленных в нем иностранных граждан (граждане Республики Беларусь в их числе не названы).

Заметим также, что конкретные особенности приема на работу иностранных граждан в настоящее время регламентируются Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941, а в части, не урегулированной данным Постановлением Правительства РФ, - Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146.

Названными нормативными актами предусмотрены два вида разрешений: разрешение работодателю на привлечение и использование иностранных работников и разрешение иностранному гражданину на работу.

Выдача работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их исполнением осуществляются Федеральной миграционной службой России по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подтверждения на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации выдаются иностранным гражданам территориальными органами Федеральной миграционной службы России по ходатайству работодателя, получившего разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а в некоторых случаях - и без оформления такого разрешения. В частности, согласно пункту 18 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы названный порядок не применяется к иностранным гражданам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Как известно, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 08.12.1999 был заключен договор "О создании союзного государства", ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ. Статьей 14 названного Договора (пункты 5 и 9) установлено, что граждане Союзного государства пользуются и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников. Статьей 70 Договора (пункт 2) предусмотрено, что правовые акты, принятые ранее в рамках Сообщества и Союза, продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.

Так, согласно решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (пункт 1) действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

Далее, в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 (ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ, вступил в силу 22.07.1999):

- договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и получение других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси;

- граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений;

- трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде;

- договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Как видно из сопоставления приведенных выше нормативных актов, ряд их положений не в полной мере согласуется между собой, что, как правило, влечет различное истолкование при их применении.

Тем не менее представляется (и это подтверждается существующей правоприменительной практикой), что особый порядок приема на работу, установленный для иностранных граждан, в отношении граждан Республики Беларусь не применяется и их трудоустройство осуществляется по правилам, установленным для граждан России.

Что же касается второго вопроса, то в дополнение к уже сказанному необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, как следует из статьи 65 Трудового кодекса РФ, предъявления гражданином, поступающим на работу, документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания, не требуется.

Во-вторых, представляется, что вопрос о необходимости получения разъяснений относительно проставленного в свидетельстве о регистрации по месту пребывания штампа ("Без права на работу") либо о целесообразности обращения по данному вопросу в суд или в вышестоящий по подчиненности орган все же должен решаться самим работником - гражданином Республики Беларусь, а не работодателем.

Название документа