Выборы в Европейский парламент

(Лафитский В. И.) ("Журнал российского права", 2005, N 4) Текст документа

ВЫБОРЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

В. И. ЛАФИТСКИЙ

Лафитский Владимир Ильич - заведующий отделом конституционного и административного законодательства иностранных государств ИЗиСП, доктор юридических наук.

Правовое регулирование выборов в Европейский парламент является предметом совместного ведения Союза и входящих в его состав государств. Поэтому материал этой статьи разделен на две части, посвященные двум уровням регулирования.

1. Основы правового регулирования на уровне Европейского союза

О формате правового регулирования. Договор об учреждении Европейского Сообщества содержит ряд норм, которые определяют допустимые пределы правового регулирования выборов в Европейский парламент: "Европейский парламент должен разработать предложения о проведении выборов на началах всеобщего и прямого избирательного права в соответствии с единообразными процедурами для всех государств-участников либо в соответствии с принципами, общими для всех государств - участников Союза" (абз. 1 ч. 4 ст. 190). Из двух указанных форм - единообразных процедур и общих принципов - применяется последняя. Объясняется это тем, что Договор предусматривает крайне усложненную процедуру принятия актов о выборах в Европейский парламент: "Совет должен по единогласному решению и после одобрения Европейского парламента большинством голосов его членов представить соответствующие проекты, которые он рекомендует государствам-участникам для принятия в соответствии с действующими в них конституционными требованиями" (абз. 2 ч. 4 ст. 190). Европейский парламент неоднократно предлагал детализированные проекты избирательных законов. Но ни один из них Совет так и не смог одобрить единогласно. В результате, правовое регулирование выборов в Европейский парламент ограничивается только "принципами, общими для всех государств-участников". В этом формате разработан и продолжает действовать основной нормативный акт - Акт о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием от 20 сентября 1976 г., с теми поправками, которые были внесены решением Совета 25 июня и 23 сентября 2002 г. В преамбуле указанного решения Совета пределы правового регулирования Союза определены следующим образом: "Акт о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием должен быть изменен таким образом, чтобы обеспечить избрание депутатов Парламента всеобщим прямым голосованием в соответствии с принципами, общими для всех государств-участников, что позволит государствам-участникам свободно применять нормы национального законодательства к тем вопросам, которые не урегулированы настоящим решением". Численный состав и сроки избрания. Договор об учреждении Европейского Сообщества устанавливает, что Европейский парламент избирается на пять лет и что его численный состав не должен превышать 732 депутатов (ч. 1 ст. 190). При этом закреплен общий принцип "соответствующего представительства народов тех государств, которые объединены в Сообщество" (ч. 2 ст. 190). "Соответствующее представительство" определяется по соглашению между государствами - участниками Европейского союза с учетом двух факторов: численности населения и надлежащего представительства малых стран. В настоящее время (с 2004 по 2009 гг.) места в Европейском парламенте распределены в нисходящей пропорции следующим образом: (см. табл. 1).

Таблица 1

Австрия 18

Бельгия 24

Великобритания 78

Венгрия 24

Германия 99

Греция 24

Дания 14

Ирландия 13

Испания 54

Италия 78

Кипр 6

Латвия 9

Литва 13

Люксембург 6

Мальта 5

Нидерланды 27

Польша 54

Португалия 24

Словакия 14

Словения 7

Финляндия 14

Чехия 24

Швеция 19

Эстония 6

Итого: 732 депутата

С принятием Конституции Европейского союза численность депутатского корпуса, а также нормы представительства изменятся. В Европейский парламент будут избираться не более 750 депутатов. При этом установлены следующие нормы представительства: не менее 6 и не более 96 депутатов от каждого государства - участника Союза (ч. 2 ст. I-20 проекта Конституции Европейского союза). Избирательная система. Поправки, внесенные в Акт о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием, устанавливают, что Европейский парламент должен избираться на основе пропорционального представительства, при котором распределение депутатских мест будет осуществляться по спискам или по правилу единого передаваемого голоса. При этом установлено, что законодательство государств-участников может предоставить избирателям право указывать в списках тех кандидатов, которым они отдают предпочтение (ч. 1 и 2 ст. 1 Акта о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием). При выборах в Европейский парламент допускается формирование единого избирательного округа, который охватывает всю территорию государства-участника, либо нескольких избирательных округов, но при условии, что при этом не будет нарушена "общая природа пропорциональности избирательной системы" (там же: ст. 2). Распределение депутатских мест может осуществляться с учетом того избирательного порога, который установлен законодательством государств-участников. Предусмотрено только одно ограничение: избирательный порог не должен превышать пять процентов от общего числа избирателей по единому избирательному округу (там же: ст. 2А). Европейский парламент избирается на всеобщих прямых выборах при свободном и тайном голосовании (там же: ч. 3 ст. 1). Порядок проведения выборов. Право Европейского союза ограничивается закреплением только самых общих требований к порядку проведения выборов. Выборы в Европейский парламент проводятся в последний год пятилетнего срока полномочий Европейского парламента предыдущего созыва. Если выборы в этот год не могут быть проведены, Совет может по единогласному решению, согласованному с Европейским парламентом, назначить проведение выборов в период не более чем за два месяца до начала либо в течение одного месяца после окончания указанного года (там же: ч. 2 ст. 10). Даты проведения выборов в Европейский парламент определяются каждым из государств-участников в пределах тех четырех дней (с четверга по воскресенье), которые установлены решением Совета. Решение Совета о назначении четырехдневного периода проведения выборов в Европейский парламент может быть принято только единогласно по согласованию с Европейским парламентом (там же: ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10). В 2004 году выборы в Европейский парламент были проведены в следующие даты: 10 июня - Великобритания, Нидерланды; 11 июня - Ирландия, Чехия <*>; -------------------------------- <*> В Чехии выборы проводились в течение двух дней - 11 и 12 июня 2004 г.

12 июня - Латвия, Мальта; 13 июня - Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Кипр, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция и Эстония. Гарантии всеобщего избирательного права. Правовые акты Европейского союза не раскрывают содержания принципа всеобщего избирательного права. Отчасти это объясняется тем обстоятельством, что в большей части государств - участников Союза действуют единые конституционные нормы о равном и всеобщем избирательном праве для всех граждан, достигших возраста 18 лет. По этой причине Акт о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием ограничивается только общей формулой о всеобщности избирательного права (ч. 3 ст. 1) и указанием на то, что на выборах избиратели могут осуществить свое право голоса только один раз (ст. 8). Более подробно регламентируется право граждан Европейского союза на участие в выборах в тех государствах - участниках Союза, гражданами которых они не являются. Так, ст. 39 Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г. и ст. II-99 проекта Конституции закрепляют это право в следующих нормах: "Каждый гражданин Союза имеет право голосовать и быть кандидатом на выборах в Европейский парламент в том государстве-участнике, где он или она проживает, на тех же началах, что и граждане этого государства. 2. Члены Европейского парламента должны избираться на прямых всеобщих выборах при свободном и тайном голосовании". О праве граждан Европейского союза участвовать в выборах в другом государстве - участнике Союза по месту постоянного проживания. Порядок осуществления и гарантии осуществления указанного права закреплены в отдельном акте - Директиве Совета N 93/109 EC от 6 декабря 1993 г. "О детальных условиях осуществления права избирать и права быть кандидатом на выборах Европейского парламента для граждан Союза, которые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются". Чтобы осуществить право голоса по месту постоянного проживания, гражданин Европейского союза должен заявить о своем желании участвовать в выборах (ч. 1 ст. 8 Директивы Совета от 6 декабря 1993 г.). Для регистрации в списках избирателей должны быть представлены те же документы, которые государство - участник Союза может потребовать от собственных граждан. Кроме того, должно быть представлено заявление, где будет указано: "(a) гражданство лица и адрес его постоянного проживания на территории государства-участника Европейского союза; (b) если такая информация запрашивается - избирательный участок, где его имя в последний раз было внесено в списки избирателей на территории того государства, гражданином которого он является; (c) что он будет участвовать в выборах только по месту своего постоянного проживания". Директива Совета допускает ограничение права граждан Европейского союза участвовать в выборах Европейского парламента по месту своего постоянного проживания, если количество таких граждан превышает 20% от общей численности избирателей, зарегистрированных в государстве - участнике Союза. В этом случае право на участие в выборах может быть предоставлено только тем лицам, которые проживают в этом государстве длительное время. Но такой ценз оседлости не должен превышать пяти лет (ч. 1 ст. 14 Директивы Совета от 6 декабря 1993 г.). На выборах 2004 г. указанным правом воспользовался Люксембург. Оценивая Директиву Совета от 6 декабря 1993 г., следует отметить фрагментарность ее регулирования, что не позволяет должным образом не только обеспечить права избирателей, но и исключить возможные злоупотребления с их стороны. Так, Директива оставляет нерешенным вопрос об осуществлении избирательного права теми лицами, которые имеют гражданство двух государств - участников Европейского союза. Не определяется в Директиве и что понимается под "местом постоянного проживания". В результате, многие потенциальные избиратели лишаются возможности осуществить свое право голоса. К дефектам правового регулирования следует отнести также несовершенство существующей информационной системы обмена данными об избирателях, действующей между государствами - участниками Европейского союза. О проблеме обеспечения активности избирателей. Все возрастающая пассивность избирателей - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед Европейским союзом. Касаясь этой темы после выборов 1999 г., Европейская комиссия, в частности, рекомендовала следующие меры: "Комиссия призывает все государства-участники, в которых еще нет такой практики, рассылать по почте приглашения участвовать в выборах тем избирателям Союза, которые постоянно проживают на их территории. Там, где это возможно, государства-участники должны позволять гражданам регистрировать себя в списках избирателей только посредством заполнения формы и отправки такой формы по почте. Комиссия полагает, что должны быть изучены любые иные возможности, в частности, по вручению гражданам Союза форм заявок о включении в списки избирателей в любых случаях, когда они обращаются по каким-либо вопросам к местным или центральным органам власти. Сейчас необходимо сконцентрировать усилия на поощрении избирателей и на оказании им помощи при регистрации в качестве избирателей в том государстве - участнике Европейского союза, где они проживают, а также на информировании избирателей о праве избирать и быть избранными на выборах..." (Коммюнике Комиссии о применении Директивы от 6 декабря 1993 г. на июньских 1999 г. выборах Европейского парламента). Предпринятые Комиссией меры заметного успеха не принесли. Более того, проблема обеспечения участия избирателей в выборах Европейского парламента еще более усугубилась. Так, если на первых выборах 1979 г. участвовало 63% избирателей, то на последующих выборах этот показатель неуклонно падал: 1984 г. - 61%; 1989 г. - 58,5%; 1994 г. - 56,8%; 1999 г. - 49,8%; 2004 г. - 45,7% избирателей. В отдельных странах Европейского союза показатель участия избирателей в выборах 2004 г. был следующим: (см. табл. 2).

Таблица 2

Страна Количество Процентное соотношение зарегистрированных избирателей, принявших избирателей участие в выборах

Австрия 6049129 42,43

Бельгия 7552240 90,81

Великобритания 44157400 38,83

Венгрия 8046247 38,5

Германия 61682394 43,0

Греция 9909955 63,4

Дания 4012663 47,9

Ирландия 3131540 58,8

Испания 34706044 45,1

Италия 49854299 73,1

Кипр 483311 71,19

Латвия 1397736 41,34

Литва 2654311 48,38

Люксембург 214318 89,0

Мальта 304283 82,37

Нидерланды 12168878 39,3

Польша 29986109 20,87

Португалия 8821456 38,6

Словакия 4227987 16,96

Словения 1628918 28,3

Финляндия 4227987 39,4

Франция 17752582 42,76

Чехия 8283485 28,32

Швеция 6827870 37,8

Эстония 873809 26,83

Всего 352703427 45,7 избирателей

Такие данные дают основание для вывода о том, что законодательство о выборах неэффективно. Более того, можно отметить, что даже такой относительно низкий уровень участия избирателей был обеспечен в основном усилиями самих государств-участников. Так, наиболее высокая явка избирателей была обеспечена в Бельгии, Греции и Люксембурге, поскольку в этих странах законодательство содержит жесткие требования, обязывающие граждан участвовать в выборах. Активно проходили выборы в Италии и Греции, что объясняется как усилиями правительств этих государств по привлечению избирателей, так и резким обострением внутриполитической борьбы. Высокую активность проявили избиратели Ирландии, Кипра и Мальты. В Ирландии это стало в основном признанием заслуг национального Правительства, проводившего на редкость эффективную внутреннюю и общеевропейскую политику. На Кипре и Мальте высокая явка избирателей объяснялась ожиданиями экономического роста и благоденствия вследствие вхождения в Европейский союз. Намного хуже дело обстояло в других государствах - участниках Европейского союза. В некоторых из них изначально прогнозировалась крайне низкая явка избирателей. Поэтому правительствам этих стран пришлось прибегнуть к таким искусственным мерам, как одновременное проведение выборов в Европейский парламент, в национальные, региональные или муниципальные органы власти. Так дело обстояло в Великобритании, Германии, Испании, Австрии, ряде других государств. Совершенно обескураживающими оказались результаты выборов в таких новых государствах - участниках Европейского союза, как Словакия, Польша, Словения, Чехия, что стало следствием не только тревоги за будущее, но и разочарованности значительной части избирательного корпуса в той политике, которую проводили национальные правительства, выполняя условия вступления этих стран в Европейский союз. О сроках избрания, возрастном цензе и несовместимости депутатских мандатов. Депутаты Европейского парламента избираются на срок в пять лет, который исчисляется со дня открытия первой сессии вновь избранного состава (ч. 1 ст. 3 Акта о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием). Правовые акты Европейского союза не устанавливают возрастной ценз. Решение этого вопроса остается в ведении отдельных государств - участников Европейского союза. Акт о выборах депутатов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием содержит достаточно обширный перечень должностей, несовместимых с депутатским мандатом. Депутатом Европейского парламента "не может быть: - член правительства государства-участника; - член Комиссии; - судья, генеральный адвокат, секретарь Суда Европейских Сообществ либо Суда первой инстанции; - член Совета директоров Европейского центрального банка; - член Аудиторской палаты Европейских Сообществ; - Омбудсмен Европейских Сообществ; - член Экономического и Социального комитета Европейского экономического сообщества и Европейского Сообщества по атомной энергии; - член комитетов или других органов, учрежденных Договорами о создании Европейского экономического сообщества и Европейского Сообщества по атомной энергии для целей управления фондами этих Сообществ либо осуществления постоянных и непосредственных функций управления; - член Совета директоров, Управляющего комитета или аппарата Европейского инвестиционного банка; - действующие должностные лица либо служащие институтов Европейских Сообществ либо специализированных органов, созданных при них, либо Европейского центрального банка". Кроме того, начиная с выборов 2004 г., членами Европейского парламента не могут быть депутаты национальных парламентов. Исключение сделано только для двух стран - Ирландии и Великобритании (до 2009 г.). Граждане Европейского союза имеют право быть избранными не только в государстве своего гражданства, но и в том государстве, где они постоянно проживают. Это право закреплено в вышеприведенных нормах ст. 39 Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г., ст. II-99 проекта Конституции, Директивы Совета N 93/109 EC от 6 декабря 1993 г. Об обеспечении сбалансированного представительства в Европейском парламенте мужчин и женщин. Проблема обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в политической жизни была предметом регулирования многих актов Европейского союза. Ей были посвящены нормы ст. 2, 3 и 141 Договора об учреждении Европейского Сообщества, нормы ст. I-2, I-58, II-81, II-83 проекта Конституции Европы, многие другие акты Европейского союза. В их ряду особое место занимает Резолюция Европейского парламента от 6 ноября 2003 г. об обеспечении сбалансированного представительства мужчин и женщин на выборах 2004 г.: "Европейский парламент... 1. Обращается к правительствам всех государств - участников Союза и тех государств, которые к нему присоединяются, с настойчивым призывом изучить вопрос о влиянии систем преференцированного голосования на представительство женщин в выборных органах и рассмотреть вопрос об уточнении либо изменении этих систем и там, где это необходимо, установить в законодательном порядке и (или) поощрить политические партии вводить системы квот, такие как попеременное указание кандидатов (zipper system), а также предпринять иные меры, направленные на обеспечение сбалансированного участия. 2. Призывает политические партии, действующие на национальном и общеевропейском уровне, пересмотреть существующие партийные структуры и процедуры с целью устранить все барьеры, которые прямо или косвенно дискриминируют женщин, препятствуя их участию, и разработать адекватные стратегии по достижению лучшего соотношения женщин и мужчин в выборных органах. 3. Призывает политические партии прислушаться к рекомендациям Сиракузской конференции министров о достижении общей цели обеспечения в партийных списках на европейских выборах не менее 30% женщин-кандидатов...". Меры, направленные на повышение представительства женщин в Европейском парламенте, оказались в целом успешными. После выборов 2004 г. из 732 депутатских мест 222 принадлежат женщинам. Фракции Европейского парламента. Регламент Европейского парламента следующим образом определяет порядок формирования партийных фракций: "1. Депутаты могут объединяться во фракции в соответствии с их политическими интересами. 2. Политическая фракция должна формироваться из депутатов, по меньшей мере, одной пятой части государств-участников. Минимальное число депутатов, необходимое для формирования парламентской фракции, - девятнадцать. 3. Депутат не может состоять более чем в одной фракции. 4. Председателю направляется заявление о формировании политической фракции. В заявлении должны быть указаны наименование фракции, имена ее членов, состав бюро фракции. 5. Заявление публикуется в "Официальном журнале" Европейского союза" (правило 29)". Партийные фракции играют исключительно важную роль в организации деятельности Европейского парламента. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к полномочиям Конференции председателей, в которую входят Председатель Парламента и председатели партийных фракций: - организация работы Парламента; - планирование законотворческой деятельности; - сотрудничество с другими институтами и органами Европейского союза, а также с парламентами государств - участников Союза; - сотрудничество с другими государствами, а также теми институтами и организациями, которые не подпадают под юрисдикцию Союза; - составление повестки заседаний Европейского парламента; - определение состава и полномочий постоянных комитетов, следственных и совместных комитетов, а также постоянных и временных делегаций; - распределение мест в зале заседаний; - разрешение на подготовку докладов Парламента; - подготовка предложений по оказанию содействия и финансированию фракций (правило 23 Регламента Европейского парламента). Беспартийные депутаты также представлены в составе Конференции председателей двумя депутатами, но они лишены права решающего голоса. После выборов 2004 г. в Европейском парламенте были сформированы следующие фракции: "Европейская народная партия - Европейские демократы" (268 депутатов); "Европейские социалисты" (200 депутатов); "Союз либералов и демократов Европы" (88 депутатов); "Зеленые - Европейский свободный альянс" (42 депутата); "Конфедерация объединенных левых Европы - Левые зеленые Северной Европы" (41 депутат); "Независимость и демократия" (37 мест); "Союз за Европу наций" (27 мест). 29 депутатов из 732 не вошли в состав каких-либо фракций Европейского парламента.

2. Сравнительно-правовой анализ законодательства о выборах в Европейский парламент государств - участников Европейского союза

Модели избирательных систем. На выборах в Европейский парламент во всех 25 государствах - участниках Европейского союза действовала пропорциональная система. Избирательные округа. При проведении выборов в Европейский парламент формируется либо единый избирательный округ, охватывающий всю территорию страны, либо несколько избирательных округов. По единому избирательному округу выборы 2004 г. были проведены в 19 государствах - Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Кипре, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Чехии, Швеции и Эстонии. По нескольким избирательным округам выборы проводились в шести государствах - Бельгии, Великобритании, Ирландии, Италии, Польше и Франции. Большая часть государств - участников Европейского союза в силу ряда причин избрали модель единого избирательного округа. Прежде всего отметим, что она дает возможность более точно учесть волю избирателей при распределении депутатских мест. Во-вторых, она усиливает роль общенациональных партий. В-третьих, она избавляет от необходимости вводить весьма сложные процедуры "раскройки" избирательных округов и перераспределения депутатских мест. В шести государствах - участниках Европейского союза на выборах 2004 г. были сформированы отдельные избирательные округа. "Раскройка" таких округов осуществлялась, в основном, таким образом, чтобы обеспечить по возможности равное представительство избирателей и вместе с тем учесть существующие границы административно-территориальных либо национальных образований. В ныне действующей редакции Закона Франции от 7 июля 1977 г. о выборах представителей в Европейский парламент от Франции предусмотрено, что состав избирательных округов закрепляется в приложении к Закону и что депутатские места между ними должны распределяться "пропорционально численности населения по правилу наибольшего остатка". Количество депутатских мест по каждому избирательному округу устанавливается декретом Президента Франции (ст. 4 в редакции Закона от 11 апреля 2003 г.). Отметим, что до недавнего времени во Франции выборы проводились по единому избирательному округу. Несколько иной порядок "раскройки" избирательных округов установлен Законом Ирландии от 2 ноября 1997 г. Закон непосредственно определяет состав избирательных округов и количество депутатов, избираемых по каждому из них (приложение N 3). Вместе с тем в ст. 15 Закона установлено, что пересмотр избирательных округов должен осуществляться, по меньшей мере, раз в десять лет национальным Парламентом по представлению ответственного министра (в настоящее время министра по вопросам окружающей среды). Следует отметить, что деление территории страны на несколько избирательных округов менее демократично, чем формирование единого избирательного округа, поскольку оно создает предпосылки для нарушения общего принципа равного представительства избирателей. Но еще в большей степени этот принцип нарушается при установлении избирательного барьера. Избирательный барьер. По законодательству десяти государств - участников Европейского союза установлен избирательный барьер. В том случае, если партии либо независимые кандидаты его не преодолевают, они не участвуют в распределении мест в Европейском парламенте. Уровень избирательного барьера в процентном отношении к общему числу зарегистрированных избирателей варьируется в следующих пределах: 3% - Греция; 4% - Австрия, Швеция; 5% - Венгрия, Германия, Литва, Польша, Словакия, Франция, Чехия. Избирательные барьеры позволяют сохранить монопольное положение существующих партий, препятствуют их расколу, искусственно укрупняют их представительство в Европейском парламенте. Списки кандидатов. Во всех странах выборы проводятся по спискам кандидатов, в основном политических партий. В ряде государств - участников Европейского союза допускается выдвижение независимых кандидатов. Так, только по партийным спискам выборы проводятся в Латвии. Статья 9 Закона о выборах Европейского парламента это требование формулирует следующим образом: "Список кандидатов может быть представлен: (1) политической организацией, зарегистрированной в Республике Латвия; (2) объединением политических организаций (партий), зарегистрированных в Республике Латвия". Иная модель установлена законодательством Польши: "1. Избиратели и политические партии имеют право представлять списки кандидатов в депутаты Европейского парламента. 2. Политические партии могут формировать предвыборные коалиции с целью представления общих списков кандидатов в депутаты Европейского парламента" (ст. 47 Закона о выборах Европейского парламента от 23 января 2004 г.). Участие независимых кандидатов допускается рядом других государств. Так, ч. 1 ст. 12 Закона Ирландии о выборах Европейского парламента содержит следующую норму: "На Европейских выборах лицо может выдвинуть себя кандидатом, либо оно, с его или ее согласия, может быть выдвинуто другим лицом (которое является зарегистрированным Европейским избирателем в том избирательном округе, где он предлагает выдвижение кандидата)". Списки кандидатов, как было указано выше, являются общенациональными либо региональными в зависимости от того, какие избирательные округа формируются при выборах Европейского парламента. Исключением из этого общего правила является Германия, где могут быть представлены как общенациональные, так и региональные списки кандидатов. Методики распределения депутатских мест. Используется несколько методик распределения депутатских мест. Наиболее распространенной является методика Д'Ондта или правило наибольшей средней. По этой методике голоса избирателей, полученные каждым списком кандидатов, делятся последовательно на числа 1, 2, 3, 4 и т. д. Результаты деления распределяются по убывающей: от большего к меньшему. То частное, которое занимает в ряду убывающих чисел порядковое место, равное числу депутатских мест, является квотой. Соответственно, количество мест, полученных списком кандидатов, определяется посредством деления голосов по каждому из списков на квоту, установленную в вышеуказанном порядке. Методика Д'Ондта на выборах Европейского парламента 2004 г. использовалась в Австрии, Бельгии, Венгрии, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Португалии, Финляндии, Франции, Эстонии, некоторых других государствах - участниках Союза. Менее часто применялись иные методики распределения депутатских мест. Так, например, в Германии использовался метод Хейра-Нимейера, согласно которому квота определяется посредством деления общего числа поданных голосов на количество депутатских мест, а распределение мандатов между партиями осуществляется делением полученных ими голосов на квоту. В Словакии использовалась методика Друпа, по которой квота устанавливается посредством деления общего числа поданных голосов на количество мандатов плюс один, два, три и т. д. - до тех пор, пока не будет определена та квота, которая позволит распределить все мандаты без остатка. В Швеции и Латвии был применен метод Сент-Лагэ, который модифицирует методику Д'Ондта (квота определяется посредством деления на прогрессивно возрастающие ряды делителей - 1, 3, 5, 7 и т. д.). Значительно большим своеобразием отличается методика единого передаваемого голоса, которая на выборах 2004 г. была использована в Ирландии, Мальте, в одном из избирательных округов Великобритании - Северной Ирландии. В этих странах избиратель в бюллетенях проставляет против имен кандидатов свои предпочтения, указывая, кого он желает видеть избранным в первую, вторую, третью и т. д. очередь. Так, например, в Ирландии кандидаты размещаются в списках в алфавитном порядке. Каждый избиратель отдает свой голос за одного из кандидатов и, кроме того, указывает очередность более предпочтительного избрания других кандидатов, к которым его голос должен перейти, если тот кандидат, за которого он проголосовал, имеет избыточное (сверх квоты) число голосов либо не имеет шансов набрать установленную квоту. Как правило, квота определяется по методу Друпа. Объем избирательных прав. В ряде государств - участников Европейского союза допускается только голосование по спискам в целом. Избиратели не могут повлиять на порядок расстановки кандидатов в списке и, соответственно, на шансы их избрания. Так дело обстоит, например, в Венгрии, Германии, Греции, Испании, Португалии, Франции, Эстонии, ряде других государств. Закон о выборах представителей в Европейский парламент от Франции закрепляет это требование в следующих нормах: "Выборы проводятся по системе пропорционального представительства в соответствии с правилом наибольшей средней без панаширования и указания предпочтений... Места предоставляются кандидатам в порядке их расположения в каждом из списков" (ст. 3 в редакции Закона от 11 апреля 2003 г.). Более широкий объем избирательных прав закреплен законодательством Австрии, Дании, Италии, Литвы, Люксембурга, Польши, Словакии, Словении, Финляндии, Швеции, некоторых других стран. В них избиратель может голосовать и за список в целом, и за отдельных кандидатов. Так, например, в Словакии и Швеции избиратель имеет право, голосуя за список, указать того кандидата, которому он отдает предпочтение. В Люксембурге каждый из избирателей может указать шесть предпочтений - по числу депутатов, избираемых в Люксембурге. Эти голоса могут быть отданы одному кандидату либо распределены между несколькими кандидатами. При этом допускается панаширование, то есть голосование за кандидатов разных партий. Избиратели. В выборах Европейского парламента во всех 25 государствах - участниках Европейского союза могут участвовать все граждане, которые достигли возраста 18 лет и включены в списки избирателей в том порядке, который предусмотрен общим избирательным законодательством. И только в отдельных государствах законы о выборах в Европейский парламент содержат более подробное регулирование вопросов активного избирательного права граждан этих государств. Так, в Законе Польши от 23 января 2004 г. установлены следующие нормы: "1. Каждый гражданин Польши, который на день голосования достигнет возраста 18 лет, имеет право выбирать депутатов Европейского парламента. 1. Следующие лица не имеют права участвовать в выборах: 1) лица, лишенные свободы вступившим в силу решением суда; 2) лица, лишенные избирательных прав вступившим в силу решением суда; 3) лица, лишенные дееспособности вступившим в силу решением суда" (ст. 7). "1. Лица, имеющие право участвовать в выборах Европейского парламента в Польской Республике, должны быть зарегистрированы в списках избирателей. 2. Лицо может быть зарегистрировано только в одном списке избирателей" (ст. 32). Законы о выборах Европейского парламента всех 25 государств содержат нормы о предоставлении активного избирательного права гражданам других государств - участников Союза. Как правило, они предусматривают составление отдельных списков таких избирателей, что облегчает возможность обмена информацией между государствами с целью составления в будущем общего (сводного) списка избирателей Европейского союза и недопущения многократного голосования избирателей на одних и тех же выборах. О порядке осуществления права голоса. Избиратели могут осуществить свое право голоса в основном только лично. Голосование по доверенности не допускается (исключения предусмотрены в незначительном числе стран, например в Бельгии и Великобритании). Вместе с тем законодательство многих государств устанавливает нормы, позволяющие оказывать содействие тем лицам, которые не могут самостоятельно осуществить право голоса. Так, в Ирландии такая помощь оказывается "тем избирателям, зрение которых так нарушено, а также тем избирателям, которые страдают такими физическими недостатками либо не могут читать и писать в такой степени, что они лишаются возможности осуществить право голоса самостоятельно" (ч. 1 ст. 64 приложения N 2 к Закону о выборах Европейского парламента 1997 г.). Избиратели могут осуществить право голоса, как правило, только на том избирательном участке, к которому они прикреплены. Голосование в другом месте допускается только в виде исключения. Во многих государствах Союза в этом случае избиратель должен получить разрешение, в котором должен быть указан тот избирательный участок, где он может проголосовать (ст. 9 Закона Ирландии о выборах Европейского парламента). В Эстонии допускается голосование избирателей дома, если в день выборов они не могут его покинуть по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам (параграф 45 Закона от 18 декабря 2002 г. о выборах Европейского Парламента). В той же Эстонии допускается голосование по электронной почте. Избиратели, имеющие право на электронную подпись, могут проголосовать на сайте Национальной избирательной комиссии (параграф 43 указанного Закона). Во многих государствах - участниках Европейского союза допускается голосование по почте. Это право предусмотрено законодательством Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Финляндии и Швеции. В большей части указанных государств голосование по почте допускается для тех граждан, которые находятся как на территории государства, так и за его пределами. В Австрии, Латвии, Люксембурге, Нидерландах право голосовать по почте предоставлено только тем гражданам, которые проживают либо находятся за рубежом. Об обязательном голосовании. В большей части государств - участников Европейского союза законодательство не требует от избирателей участия в выборах. В четырех государствах - Бельгии, Люксембурге, Греции и Кипре - оно является обязательным. На Кипре законодательство устанавливает требование об обязательном участии в выборах, но не содержит каких-либо санкций к тем избирателям, которые не приняли участия в выборах. Иным образом дело обстоит в Люксембурге. Закон о выборах от 18 февраля 2003 г. устанавливает четкую норму: "Голосование является обязательным для всех избирателей, включенных в списки избирателей" (ч. 1 ст. 89). Исключение сделано только в двух случаях: - если избиратель не проживает в той коммуне, где он включен в список избирателей; - если избирателю исполнилось более 75 лет (ч. 3 ст. 89). Остальные избиратели должны участвовать в выборах. Если окружной прокурор выявляет случаи отказа избирателей от участия в выборах, он должен потребовать от них объяснений, а также указания тех обстоятельств, которые могут оправдать неучастие в выборах (ч. 2 ст. 89 в редакции Закона от 10 февраля 2004 г.). Дела о нарушении обязанности участвовать в выборах рассматривают мировые судьи в том порядке, который установлен законом. В случае первого необоснованного отказа от участия в выборах виновные лица привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 250 евро. При последующих необоснованных отказах от участия в выборах штрафы с виновных лиц взыскиваются в размере от 500 до 1000 евро (ст. 90). Кандидаты в депутаты. По законодательству всех государств - участников Европейского союза право быть избранным в депутаты Европейского парламента предоставлено всем лицам, которые наделены избирательным правом, достигли установленного законом возраста, не лишены права быть избранными. В настоящее время действуют следующие возрастные цензы для кандидатов в депутаты Европейского парламента: - 18 лет (Венгрия, Германия, Дания, Испания, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Швеция, Чехия, Финляндия, Эстония); - 19 лет (Австрия); - 21 год (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Словакия); - 23 года (Франция); - 25 лет (Италия, Греция, Кипр). Помимо возрастного ценза, законодательство многих государств - участников Союза содержит иные ограничения пассивного избирательного права. Так, согласно Закону Эстонии от 18 декабря 2002 г. кандидаты должны быть постоянными жителями Республики и не быть лишенными избирательных прав. Не имеют права баллотироваться лица, ограниченные в дееспособности по решению суда либо отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, а также лица, состоящие на действительной воинской службе (ч. 5 и 6 параграфа 4). В Польше пассивного избирательного права лишены лица, осужденные за умышленные преступления, а также те лица, которые не являются постоянными жителями и менее пяти лет состоят в гражданстве Польши либо иного государства Европейского союза (ст. 9 Закона о выборах Европейского парламента от 23 января 2004 г.). В целом следует отметить разрозненность (отсутствие унификации) в регулировании вопросов лишения пассивного избирательного права. Чаще всего законодательством государств-участников Союза предусмотрены такие основания, как отсутствие постоянного местожительства, лишение свободы, ограничение дееспособности по решению суда. В ряде государств предусмотрено такое основание лишения права быть избранным, как объявление банкротом (Великобритания, Ирландия, Италия, Мальта, Франция). В Дании не могут быть избраны те лица, которые утратили общественное доверие и которые по решению Фолькетинга - национального Парламента - признаны недостойными представлять Данию в Европейском парламенте (ст. 37 Закона о выборах представителей Дании в Европейском парламенте). В законодательстве большей части государств - участников Союза установлены нормы о несовместимости депутатских мандатов Европейского парламента с теми должностями либо видами деятельности, которые в нем определены (в дополнение к тем указанным выше единым основаниям несовместимости, которые закреплены общеевропейским Актом от 20 сентября 1976 г.). В двух государствах - Дании и Швеции - Законы о выборах Европейского парламента таких норм о несовместимости не содержат. Как правило, законодательство устанавливает одинаковые перечни несовместимых должностей либо видов деятельности для депутатов как Европейского парламента, так и национальных парламентов. Чаще всего в такие перечни включаются должности глав государств и правительств, членов парламентов, правительств и высших судов, выборных должностных лиц региональных либо местных органов, служащих вооруженных сил и полиции. В отдельных государствах (в частности, в Австрии, Греции, Испании) мандат депутата Европейского парламента несовместим с занятием некоторыми видами частной предпринимательской деятельности. Самый обширный перечень несовместимых должностей и видов деятельности содержит законодательство Испании. Законодательство государств-участников Европейского союза устанавливает различные модели регулирования выдвижения кандидатов. Так, в Швеции, с учетом требований общего принципа свободы политической деятельности, установлен наиболее упрощенный порядок выдвижения списков кандидатов. Регистрируются все партийные списки, представленные с соблюдением формальных требований к их составлению. Такой же упрощенный порядок предусмотрен законодательством Литвы. Более усложненный порядок действует в других странах. Так, в Дании без каких-либо дополнительных условий регистрируются партийные списки, поданные теми партиями, которые представлены хотя бы одним депутатом в Фолькетинге или в Европейском парламенте. Партийные списки иных общественных объединений регистрируются, если в их поддержку будут собраны подписи не менее двух процентов от общего числа избирателей, принявших участие в последних парламентских выборах. В Испании списки кандидатов должны быть поддержаны подписями не менее 15000 избирателей либо 50 членов национального парламента и региональных советов (представительных органов). В Венгрии регистрация списков осуществляется, если собраны подписи 20000 избирателей. В Австрии, чтобы стать кандидатом, необходимо заручиться поддержкой трех депутатов национального Парламента либо одного депутата Европейского парламента либо подписями 2600 избирателей. Наибольшим своеобразием отличается порядок выдвижения кандидатов в Бельгии. Они должны быть выдвинуты: - 5 членами Парламента Бельгии той же лингвистической принадлежности; или - 5000 франкоязычных избирателей валлонского избирательного корпуса; или - 5000 фламандскоязычных избирателей фламандского избирательного корпуса; или - 200 германоязычными избирателями германского избирательного корпуса. Законодательство ряда государств - участников Европейского союза (Великобритании, Греции, Ирландии, Латвии, Литвы, Мальты, Нидерландов, Словакии, Чехии, Эстонии) предусматривает уплату избирательного залога. Так, в Великобритании избирательный залог выплачивается в размере 5000 фунтов при регистрации каждого партийного списка или независимого кандидата; в Греции - в размере 2934,7 евро. На Мальте размер избирательного залога составляет примерно 90 евро на каждого зарегистрированного кандидата. Наиболее высокий избирательный залог установлен законодательством Нидерландов - 11250 евро, но он взыскивается только с тех партий, которые не представлены в действующем составе Европейского парламента (во Франции до недавнего времени был предусмотрен более высокий залог в размере 15000 евро, но Законом от 12 апреля 2003 г. он был отменен). Иная система действует в Австрии. Вместо избирательного залога при регистрации списка кандидатов выплачивается регистрационный взнос в размере 3600 евро, который направляется на печатание избирательных бюллетеней. Избирательные кампании. Как правило, законы о выборах Европейского парламента большей части государств-участников Европейского союза не содержат норм, посвященных ведению избирательных кампаний. В основном они ограничиваются отсылкой к действующим общим избирательным законам либо включают только те нормы, которые регулируют вопросы ведения агитации в электронных средствах массовой информации. В большей части государств законодательство устанавливает общий принцип предоставления равных возможностей для всех партий, принимающих участие в выборах. Так, в Венгрии все партии имеют право на равные возможности ведения агитации на государственных и частных каналах радио - и телевещания. Несколько иным образом дело обстоит в Дании, где объем либо время распространения агитационных материалов определяются по соглашению между политическими партиями и владельцами электронных средств массовой информации. В Ирландии равное время в электронных средствах массовой информации предоставляется только на государственном (RTE) телевещании. В Словакии равное эфирное время предоставляется всем политическим партиям, участвующим в выборах. При этом установлено требование, согласно которому каждый государственный и частный радио - и телеканал должны резервировать 30 минут на предвыборные материалы политических партий. Общий принцип равных возможностей скорректирован в Бельгии, Германии, а также в ряде других государств, где партиям предоставляются те возможности ведения кампаний, которые соответствуют их политической значимости. Так, например, в Испании время вещания на радио и телевидении распределяется между партиями в той пропорции, которая соответствует количеству полученных депутатских мест на прошлых выборах Европейского парламента и национального Парламента. Во Франции во время предвыборной кампании 2004 г. были установлены следующие правила. Партии должны были представить свои заявки на участие в электронных средствах массовой информации до 11 мая 2004 г. Сводный список тех партий, которые представили свои заявки, был опубликован 14 мая 2004 г. Время вещания на государственных каналах радио и телевидении было распределено следующим образом: - два часа на телевидении и радио для тех партий, которые имели своих представителей в Национальном Собрании и в Сенате; - один час на телевидении и радио для остальных партий, которые выдвинули свои списки кандидатов, по крайней мере, в пяти избирательных округах. Своеобразная модель действует на Мальте. Там две ведущие партии владеют собственными телеканалами, поэтому не существует проблемы обеспечения равных возможностей в ведении избирательной кампании. Финансирование выборов. Законодательство большей части государств - участников Европейского союза содержит нормы, регулирующие вопросы финансирования выборов в Европейский парламент. Исключение - Великобритания, Венгрия, Кипр, Латвия, Швеция и ряд других государств, которые оставили эти вопросы вне рамок правового регулирования. Законодательство остальных государств - участников Союза может быть разделено на три категории. В первой из них предметом правового регулирования стало финансирование только из средств государственного бюджета. Так, в Словакии в 2004 году был определен только порядок государственной финансовой поддержки тех партий, которые участвовали в выборах. Соответствующий приказ был издан Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством финансов. Во второй группе представлено законодательство тех стран (например, Эстонии и Дании), которые ограничиваются вопросами финансирования избирательных кампаний за счет частных средств. В третью группу включены те законодательные акты, которые содержат комплексное регулирование этих вопросов (Ирландия, Испания, Польша, Португалия, Словения, Франция и т. д.). Законодательство тех государств - участников Европейского союза, которые предусматривают финансирование избирательных кампаний за счет государственных средств, отличается большим разнообразием. В некоторых странах средства, выделенные из государственного бюджета, распределяются между партиями поровну при условии, что они пользуются достаточной поддержкой избирателей. Так, в Греции они предоставляются тем партиям, которые набрали в свою поддержку не менее 1,5% избирателей либо имеют своих представителей в национальном Парламенте или Европейском парламенте. В Ирландии кандидаты, победившие на выборах либо набравшие не менее четверти голосов от установленной квоты, имеют право на возмещение понесенных расходов в пределах 39092,14 евро. В большей части других стран объем средств, выделенных из государственного бюджета каждой партии, зависит от того, какой поддержкой она пользуется у избирателей. Так, в Германии право на финансовую поддержку имеют те политические партии (объединения), которые получили на выборах, по меньшей мере, 0,5% голосов избирателей. При определении объема финансирования учитываются общее количество голосов избирателей, полученных партией (объединением), общий размер частных пожертвований, собранных на проведение избирательной кампании, и т. д. Предельная сумма, которая может быть предоставлена государством партии (объединению), составляет 0,85 евро за каждого избирателя из 4 миллионов избирателей и 0,70 евро за каждого из следующих избирателей, проголосовавших за ее (его) список. В Испании государство покрывает все расходы на избирательную кампанию в пределах до 18030,36 евро за каждое депутатское место, полученное партией в Европейском парламенте, и до 0,6 евро за каждый голос ее избирателя. В Люксембурге те партии, которые получили более 5% голосов избирателей, имеют право на компенсацию расходов на изготовление и рассылку одной агитационной листовки на каждого избирателя Люксембурга. Партии предоставляется также финансовая поддержка в размере: 12500 евро - за голоса, по меньшей мере, 5% избирателей; 25000 евро - за голоса, по меньшей мере, 10% избирателей; 37500 евро - за голоса, по меньшей мере, 15% избирателей; 50000 евро - за голоса, по меньшей мере, 20% избирателей; 74500 евро - за голоса, по меньшей мере, 25% избирателей. Кроме того, партиям выделяется дополнительная сумма в размере 12500 евро за каждое депутатское место, полученное в Европейском парламенте. В Польше размер финансовой поддержки партии рассчитывается по следующей формуле. Количество избирателей, которые приняли участие в выборах, делится на количество депутатских мест, которое Польша имеет в Европейском парламенте. Далее, полученная сумма умножается на количество тех депутатских мест, которое партия получила на выборах Европейского парламента. Во Франции те партии, списки которых получили поддержку более 3% избирателей, имеют право на возмещение расходов на изготовление и распространение материалов предвыборной агитации. Остальные расходы указанных партий компенсируются в пределах той максимальной суммы, которая может быть потрачена на проведение избирательной кампании (по Закону от 11 апреля 2003 г. - 1150000 евро). В Чехии право на финансовую поддержку государства имеют те партии, которые получили не менее 1% голосов избирателей. Размер такой поддержки определяется из расчета примерно 1 евро за 1 голос избирателя. В ряде государств - участников Союза законодательство не ограничивает возможный предел тех денежных средств, которые могут быть потрачены на проведение избирательных кампаний. Так дело обстоит, например, в Словакии, Эстонии, а также в тех государствах, которые не регулируют вопросы финансирования избирательных кампаний на выборах Европейского парламента. В Испании предельный размер финансирования, который партия может потратить на проведение избирательной кампании, определяется посредством умножения 0,12 евро на каждого жителя, постоянно проживающего в соответствующем избирательном округе. В Ирландии потолок допустимых расходов установлен на уровне 230000 евро на одного кандидата (в 1999 г. он составлял 190461 евро). В Литве законодательство не позволяет партии расходовать на свою избирательную кампанию сумму, которая превышает 1000-кратный размер среднемесячной заработной платы (в 2004 г. - примерно 340580 евро). В Польше максимальный размер расходов может составить примерно 0,0625 евро на одного избирателя. В Португалии на каждого кандидата может быть израсходована сумма, не превышающая 144-кратный размер среднемесячной заработной платы (на дату проведения выборов 2004 г. ее размер составил 365,6 евро). Во Франции законодательство требует, чтобы размер расходов каждой политической партии не превышал 1150000 евро.

Заключение

Выборы 2004 г. высветили много проблем, связанных с порядком проведения выборов. Однако вряд ли они будут решены в обозримом будущем. Даже проект Конституции Европейского союза сохраняет в основном тот же каркас избирательной системы, что и сейчас. Судя по всему, какие-либо кардинальные изменения в этой сфере станут возможными не скоро. Конечно, будут вноситься некоторые коррективы, уточняться определенные условия, совершенствоваться процедуры. Но они вряд ли затронут основу основ правового регулирования выборов, в котором ведущая роль принадлежит не Союзу, а государствам, которые входят в его состав.

Название документа