Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение

(Самсонов В. А.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В. А. САМСОНОВ

Самсонов В. А., старший преподаватель кафедры уголовного права Голицынского пограничного института ФСБ России.

История правового регулирования отношений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне берет свое начало в XX в. Принятая 28 сентября 1945 г. вторая прокламация президента США Трумэна "Политика Соединенных Штатов в отношении прибрежного рыболовства в некоторых районах открытого моря" предусматривала, что США ввиду острой необходимости в сохранении и защите рыбных ресурсов создают зоны сохранения в районах открытого моря, прилегающих к побережью Соединенных Штатов, в которых рыболовство развито или может быть в будущем развито и поддерживаться на значительном уровне. Устанавливались два правовых режима рыболовства в таких районах открытого моря: 1) если рыболовство ведут только граждане США, Соединенные Штаты оставляют за собой исключительное право регулирования такого рыболовства и контроля за ним; 2) если рыболовство в таком районе ведут граждане как США, так и других государств, то регулирование таких рыбных промыслов осуществляется по соглашению США с соответствующими государствами <*>. -------------------------------- <*> См.: Extavour, Winston C. Op. cit. P. 66 - 67.

За прокламацией Трумэна последовала череда односторонних притязаний на прилегающие к территориальному морю районы открытого моря, континентального шельфа под ним и минеральные живые природные ресурсы в этих районах: Аргентины - на континентальный шельф и покрывающие его воды (1946 г.); Панамы - на продукцию морского промысла в пределах континентального шельфа (1946 г.); Чили - на 200-мильную зону шельфа и лежащих вод в целях использования естественных ресурсов (1947 г.); Перу - на 200-мильную зону континентального шельфа (1947 г.) и др. Ввиду такого широкого подражания примеру США, провозгласивших свои права на континентальный шельф, саму правовую идею и юридическое понятие континентального шельфа часто связывают с прокламацией Трумэна. Однако история правового вопроса о континентальном шельфе начинается значительно раньше. Как справедливо отмечал С. В. Молодцов, защищая суверенитет "на некоторые острова в Северном Ледовитом океане (Генриетты, Уединения и др.), Россия в 1916 г. заявила, что эти острова являются продолжением на север Сибирской континентальной платформы" <*>. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г. <**>, Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей (Ямайка), 10 декабря 1982 г.) <***>. -------------------------------- <*> Молодцов С. В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа. М., 1960. С. 241. <**> Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 28. Ст. 329. <***> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. называют "Хартия морей". Конвенция вступила в силу в 1994 г. На 1 мая 2002 г. ее участниками являются 138 государств <*>. По количеству участвующих в этом международном договоре государств Конвенция уступает только Уставу ООН. -------------------------------- <*> Гаврилин Д. А. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Континентальный шельф - это прибрежное морское или океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. С точки зрения международного права и континентальный шельф, и исключительная экономическая зона относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации не являются государственной территорией, но в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации "Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права" <*>. -------------------------------- <*> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российские вести. 1993. 25 декабря.

Статья 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. дает следующее определение континентального шельфа: "1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. 2. Континентальный шельф прибрежного государства не простирается далее пределов, предусмотренных в пунктах 4 - 6. 3. Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. 4. а). Для целей настоящей Конвенции прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, с помощью: (i) линии, проведенной в соответствии с пунктом 7 путем отсчета от наиболее удаленных фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере один процент кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона; либо (ii) линии, проведенной в соответствии с пунктом 7 путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона; b). Если нет доказательств об обратном, подножие континентального склона определяется как точка максимального изменения уклона в его основании. 5. Фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, проведенную в соответствии с пунктом 4 "а" (i) и (ii), должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. 6. Несмотря на положение пункта 5, на водных хребтах внешней границы континентального шельфа не выходят за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Настоящий пункт не применяется к горным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материковой окраины, таким, как ее плато, поднятия, вздутия, банки и отроги" <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. С. 9701.

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ в ст. 1 дал определение и определил границы континентального шельфа Российской Федерации, соответствующие указанной Конвенции. С учетом положений ст. 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Статья 5 Конвенции дает определение нормальной исходной линии: "...Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба" <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. С. 9673.

Другие способы определения прямых исходных линий даны в ст. 7 Конвенции. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в ст. 4 также дает определение исходных линий: "1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: - линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах; - прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; - прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; - прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; - система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. 2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям". 3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200000 - 1:300000, а в случае отсутствия таких карт - на карты масштаба 1:100000 или 1:500000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами" <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

"Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней подводной окраиной материка, определяемой в соответствии с нормами международного права" <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ; от 08.08.2001 N 126-ФЗ; от 22.04.2003 N 50-ФЗ; от 30.06.2003 N 86-ФЗ; от 11.11.2003 N 148-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999. N 7. Ст. 879; 2001. N 33. Ст. 3429; 2003. N 17. Ст. 1557; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 46 (ч. I). Ст. 4444.

В п. 7 ст. 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. содержится следующее положение: "Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные точки, определяемые с помощью координат широты и долготы" <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются соответствующим сопредельным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. В соответствии с п. 8 ст. 76 Конвенции Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны. Согласно ст. 4 Приложения II Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. "в случае если прибрежное государство намеревается установить в соответствии со ст. 76 внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные такой границы наряду с дополнительными научно-техническими данными в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет со времени вступления в силу для этого государства настоящей конвенции" <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Советский Союз в числе 119 государств подписал Конвенцию 10 декабря 1982 г. 11 апреля 1997 г. после принятия Федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву" она вступила в силу для Российской Федерации. Таким образом, у России остается совсем немного времени для решения вопросов, связанных с оформлением внешних границ континентального шельфа. Работа по защите заявки, обосновывающей внешние границы континентального шельфа России, продолжается. 24 - 29 июня 2002 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН прошла 11-я сессия Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Основной темой сессии было представление подготовленных специальной Подкомиссией рекомендаций по предоставленной Россией заявке относительно внешних границ континентального шельфа России, выходящих за пределы 200-мильной зоны. Комиссия согласилась с тем, что участки морского дна в районах Баренцева, Берингова и Охотского морей являются российским континентальным шельфом. Что же касается точных координат их внешних границ, то они должны быть определены после окончательного урегулирования вопросов о разграничении морских пространств с Норвегией и США, а также с Японией в Охотском море. Истинность наших построений внешней границы континентального шельфа в Арктическом бассейне может быть определена после изучения Комиссией данных о рельефе дна Северного Ледовитого океана. Это позволит Российской Федерации юридически закрепить за собой в Северном Ледовитом океане континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны площадью более 1,2 млн. кв. км. По прогнозным оценкам, ресурсы нефти этого участка континентального шельфа превышают 4,6 млрд. тонн <*>. -------------------------------- <*> См.: http://www. iftr. ru/news/prime/2002/04/11/?id=213869.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" разделение континентального шельфа, установление условных границ между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права в процессе делимитации. Большая советская энциклопедия дает следующее определение делимитации: "Делимитация границ (от лат. Delimitatio - установление границ) в междунар. праве - определение положения и направления гос. границы по соглашению между сопредельными гос-вами. Фиксируется в соответствующих договорах, которые обычно содержат довольно подробное описание прохождения линии границы на местности, а также могут отсылать к др. документам о Д. г. В соответствии с определенным в договоре положением линии границы она наносится на геогр. карту, к-рая, как правило, является составной частью договора о Д. г. и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы" <*>. -------------------------------- <*> Большая советская энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Т. 8. Дебитор-Евкалипт. 1972. 592 с. 22 л. ил., 1 карта вклейка.

Так, например, 28 марта 1986 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N 4374-XI "О ратификации Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой о разграничении экономической зоны и континентального шельфа" <*>. -------------------------------- <*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 13; СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2386.

Этот Договор, подписанный в Пхеньяне 22 января 1986 г., принимал во внимание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., подписанную обеими договаривающимися сторонами. Граница экономической зоны и континентального шельфа между СССР и КНДР согласно Договору начинается в точке пересечения линии государственной границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой с линией внешнего предела советских и корейских территориальных вод с географическими координатами 42°09,0' северной широты и 130°53,0' восточной долготы, которая установлена договором от 17 апреля 1985 г. о прохождении линии советско-корейской государственной границы. От этой точки граница проходит по прямой линии сначала в юго-восточном направлении до точки, имеющей географические координаты 39°47,5' северной широты и 133°13,7' восточной долготы, а затем поворачивает на восток и идет до точки с географическими координатами 39°39,3' северной широты и 133°45,0' восточной долготы. Подобные договоры Российская Федерация как правопреемница Советского Союза имеет со всеми граничащими с ней государствами. В частности, есть Указ Президиума ВС СССР от 3 февраля 1981 г. N 3859-Х "О ратификации Соглашения между Правительством СССР и Правительством Турецкой Республики о разграничении континентального шельфа между СССР и Турецкой Республикой в Черном море" <*>. -------------------------------- <*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 6.

Своего рода новеллой в сфере международных отношений и отношений, возникающих на континентальном шельфе, явилось подписание российско-литовского Договора о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море, подписанного в Москве 24 октября 1997 г. <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4966.

Федеральным законом N 70-ФЗ от 09.06.2003 данный Договор был ратифицирован Россией. С проблемой делимитации континентального шельфа столкнулись и государства СНГ. Делимитация континентального шельфа подразумевает согласно нормам международного права закрепление за прибрежными государствами определенных прав на континентальный шельф. Российская Федерация согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. осуществляет на континентальном шельфе следующие права: 1) суверенные права в целях разведки природных ресурсов континентального шельфа и их разработки. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа и не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать это без определенно выраженного согласия РФ. Понятие "природные ресурсы" дано в ч. 2 ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.: "...Природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", т. е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его поверхностью" <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. С. 9702.

Данное определение полностью совпадает с определением природных ресурсов, которое дает ст. 4 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации"; 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей (в соответствии со ст. 81 указанной Конвенции); 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. В соответствии со ст. 60 Конвенции ООН по морскому праву Российская Федерация осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами и сооружениями, в том числе исключительную юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности <*>. -------------------------------- <*> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. С. 9692.

Также в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Россия осуществляет: 4) юрисдикцию в отношении: - морских научных исследований; - защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; - прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и нормами международного права. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов. Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ; от 08.08.2001 N 126-ФЗ; от 22.04.2003 N 50-ФЗ; от 30.06.2003 N 86-ФЗ; от 11.11.2003 N 148-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999. N 7. Ст. 879; 2001. N 33. Ст. 3429; 2003. N 17. Ст. 1557; 2003. N 27 (I). Ст. 2700. N 46. Ст. 4444.

Понятия "суверенное право" и "юрисдикция" не равнозначны. "Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти... 1) государственный С. - верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С." <*>. -------------------------------- <*> Борихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2002. С. 720.

Юрисдикция (лат. jurisdictio - суд, судопроизводство, от jus - право и dictio - произнесение). "Юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией... Под территориальной понимается такая Ю. г., которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны" <*>. -------------------------------- <*> Борихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2002. С. 710 - 711.

Анализ международных договоров, нормативно-правовых актов, определяющих содержание понятия "юрисдикция государства на континентальном шельфе" и "суверенное право", позволяет сделать вывод о том, что они в правоприменительной практике фактически совпадают. Данный вывод полностью применим и к отношениям в исключительной экономической зоне. Все изъятия и исключения в объеме прав Российского государства, осуществляющего суверенные права или юрисдикцию, укладываются в требования ст. 15 Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 4 указанной статьи "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" <*>. -------------------------------- <*> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российские вести. 1993. 25 декабря.

В соответствии со ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации действие УК РФ распространяется не только на преступления, совершенные в пределах территории Российской Федерации, но и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954 (с изм. и доп.).

Государства за невыполнение их международных обязательств несут ответственность в соответствии с международным правом. Нормы международного права становятся обязательными для субъектов внутригосударственного права после их трансформации в нормы внутригосударственного права. Ответственность за нарушения на континентальном шельфе предусмотрена ст. 46 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом физические и юридические лица привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ; от 08.08.2001 N 126-ФЗ; от 22.04.2003 N 50-ФЗ; от 30.06.2003 N 86-ФЗ; от 11.11.2003 N 148-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999. N 7. Ст. 879; 2001. N 33. Ст. 3429; 2003. N 17. Ст. 1557; N 27 (ч. I). Ст. 2700. N 46 (ч. I). Ст. 4444.

В действующем УК РФ предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации в одной ст. 253 УК РФ.

Название документа