Развитие института экологических прав и обязанностей в эколого-правовых исследованиях

(Ефимова Е. И.) ("Экологическое право", 2004, NN 2, 3, 2005, N 2) Текст документа

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

/"Экологическое право", 2004, N 2/

Е. И. ЕФИМОВА

Ефимова Е. И., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Рассматривая эволюцию названного института экологического права, необходимо обратить внимание на то, что тема экологических прав и обязанностей не обсуждалась в научных исследованиях 60-х годов XX столетия. В законах об охране природы, принятых в союзных республиках в период 1957 - 1963 гг., в том числе в Законе РСФСР "Об охране природы в РСФСР" <*>, принятом 27 октября 1960 года, об экологических правах и обязанностях в сфере "общество-природа" не упоминалось. -------------------------------- <*> Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 586.

В работах конца 70-х - начала 80-х годов XX столетия, специально посвященных развитию эколого-правовых исследований <*>, не упоминается о группе научных работ, посвященных экологическим правам и обязанностям, в общем, и праву граждан на благоприятную окружающую среду, в частности, что позволяет сделать вывод о неразработанности этого эколого-правового института в тот период времени. -------------------------------- <*> См., например: Колбасов О. С. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. М.: ВИНИТИ, 1978. 184 с.; Петров В. В. Становление и развитие эколого-правовых исследований // Правовые проблемы экологии. М., 1980. С. 35 - 79.

Формирование института экологических прав и обязанностей началось с права человека на благоприятное состояние окружающей природной среды. Впервые в истории правовой науки эта тема на монографическом уровне была затронута О. С. Колбасовым (1976 г.) <*>. Рассматривая право человека на благоприятное состояние окружающей природной среды, О. С. Колбасов указал, что это право не нашло "еще достаточно полного позитивного правового закрепления ни в международных правовых документах, ни в законодательстве отдельных стран" <**>. -------------------------------- <*> См.: Колбасов О. С. Экология: политика-право. М.: Наука, 1976. С. 78 - 91. <**> Колбасов О. С. Указ. соч. С. 80.

Первым документом, заложившим основы современного института экологических прав, О. С. Колбасов назвал Декларацию ООН о правах человека (далее - Декларация о правах человека) <*>, принятую в декабре 1948 года <**>. Той же точки зрения придерживался В. В. Петров (1995 г.) <***>. В этой декларации не нашло отражения право на благоприятное состояние окружающей среды, однако в статье 3 говорилось о смежном с указанным праве человека на жизнь. -------------------------------- <*> См.: Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 460 - 464. <**> См., например: Колбасов О. С. Указ. соч. С. 80. <***> См., например: Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. М.: БЕК, 1995. С. 119.

Впервые на международном уровне проблема права человека на благоприятную окружающую среду была обсуждена в ходе Стокгольмской конференции ООН 1972 года, результатом проведения которой явилось принятие 16 июня Декларации по окружающей среде (далее - Стокгольмская декларация) <*>. О. С. Колбасов назвал Стокгольмскую декларацию вторым по значимости документом для развития института экологических прав <**>. -------------------------------- <*> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 682 - 687. <**> См.: Колбасов О. С. Указ. соч. С. 81.

Изначально при подготовке проекта в Декларации было предложено закрепить право на безопасную и здоровую окружающую среду <*>, однако в результате работы Конференции в первом принципе Декларации нашло отражение следующее положение: "Человек имеет право на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений" <**>. -------------------------------- <*> См.: Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989. С. 12. <**> Действующее международное право. Т. 3. С. 682 - 687.

В конце 80-х годов Ю. С. Шемшученко (1989 г.) заявил уже о том, что право человека на благоприятную окружающую среду представляет собой правовой институт <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 15.

Ю. С. Шемшученко (1989 г.) <*> считал, что исторические корни этого института и права на благоприятную окружающую среду содержатся в Уставе Организации Объединенных Наций 1945 года <**>, где был зафиксирован принцип осуществления международного сотрудничества на основе уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 1 п. 3). -------------------------------- <*> См.: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 11. <**> См.: Международное публичное право. Т. 1. С. 252 - 260.

По мнению автора, этот международный документ необходимо расценивать как оформившееся и нашедшее закрепление в законодательстве осознание международной общественностью необходимости защиты всех естественных прав человека. После Декларации прав человека 1948 года следующими документами, повлиявшими на историю становления права на благоприятную окружающую среду, Ю. С. Шемшученко называет Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах <*> и Международный пакт о гражданских и политических правах <**>, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году <***>. -------------------------------- <*> См.: Международное публичное право. Т. 1. С. 464 - 470. <**> См.: Международное публичное право. Т. 1. С. 483 - 485. <***> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 11.

Ученый подчеркивал, что в указанных документах ничего не говорилось о праве человека на благоприятную окружающую среду, однако "на момент их принятия уже существовала определенная заинтересованность в этом, которая проявилась в опосредованном признании права человека на благоприятную окружающую среду через закрепление его права на жизнь" <*>. -------------------------------- <*> Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 11.

Подчеркивая значение Стокгольмской декларации 1972 года, Ю. С. Шемшученко указывал, что в ней прямо не говорилось о праве человека на благоприятную окружающую среду, хотя фактически было отражено именно это право через конструкцию права человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 12.

Следующим документом Ю. С. Шемшученко называет одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 году доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под названием "Наше общее будущее", в котором было закреплено право человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей природной среды <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 15.

В. В. Петров и М. М. Бринчук особо отмечают значение для становления института экологических прав Международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию 1992 года <*>, которая подтвердила незыблемость права человека на здоровую и благоприятную среду <**>. -------------------------------- <*> В результате работы Конференции была принята Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и устойчивому развитию / Международное публичное право. С. 135 - 138. <**> См., например: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 137; Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. С. 119.

О. С. Колбасов (1976 г.) подробно рассмотрел историю становления права на благоприятные условия окружающей среды в СССР. Можно сказать, что им была построена модель права человека на благоприятные условия окружающей среды. Суть предложенной модели заключалась в следующем. Право на благоприятные условия окружающей среды в СССР закреплено на конституционном уровне опосредованно. Существование этого права доказывается отражением в статьях 4, 6, 11 Конституции СССР 1936 года социалистических основ государственной собственности на главные природные объекты и статьей 135, закрепляющей обязанность граждан беречь и охранять социалистическую собственность, а, следовательно, и природные объекты, являющиеся собственностью государства <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Колбасов О. С. Экология: политика-право. М.: Наука. 1976. С. 87.

В 1979 г. О. С. Колбасовым была создана схожая с предыдущей моделью социалистическая конструкция закрепления в законодательстве стран социалистического лагеря права на благоприятную природную среду, суть которой заключалась в аккумуляции в конституциях указанных стран широкого комплекса положений, закрепляющих общие предпосылки охраны окружающей среды <*>. -------------------------------- <*> См.: Социализм и охрана окружающей среды / Под ред. О. С. Колбасова. М.: Юрлит, 1979. С. 55.

Основной особенностью права на благоприятную природную среду в социалистических странах был его двойственный характер: с одной стороны, отсутствие его прямого закрепления в законодательстве, с другой стороны, отражение его существования в научных исследованиях. Для обозначения рассматриваемого права ученые с 80-х годов XX века используют понятие "право на благоприятную окружающую среду" <*>. Ю. С. Шемшученко (1989 г.) впервые предложил теоретическую конструкцию этого права, выведенную им на основе предпринятого анализа принципа 1 Стокгольмской декларации 1972 года, в которой нашли отражение "концептуальные идеи права человека на благоприятную окружающую среду" <**>. -------------------------------- <*> См.: Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. С. 10. <**> Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 14.

Суть теоретической конструкции сводилась к следующим тезисам <*>. -------------------------------- <*> Краткая суть теории (пункты 1 - 6) изложена по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 12 - 14, 25 - 29.

1) Право на благоприятную окружающую среду - фундаментальное право человека наряду с такими его правами, как право на свободу и равенство. Оно также имеет решающее значение для осуществления всех основных прав человека, включая право на жизнь. 2) Под благоприятной окружающей средой подразумевается среда, качество которой позволяет человеку вести достойную и процветающую жизнь. Иными словами, речь идет об окружающей среде, обеспечивающей нормальное физическое существование человека и предоставляющей ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. 3) Благоприятная окружающая среда - это среда безопасная в военном отношении. 4) Право человека на благоприятную окружающую среду находится в непосредственной связи с концепцией обеспечения экологической безопасности как составной части всеобъемлющей системы международной безопасности. 5) Право на благоприятную окружающую среду предоставляет не только права, но и корреспондирующую этому праву обязанность - ответственность человека за охрану и улучшение этой среды на благо нынешнего и будущих поколений. Человек должен не только охранять среду, но и активно действовать по формированию ее благоприятного качества. 6) Для реализации на практике права на благоприятную окружающую среду необходим обширный перечень гарантий. Важнейшими в системе гарантий являются экономические гарантии, затем - политические, идеологические и юридические гарантии. Причем специфика юридических гарантий состоит в том, что в конечном счете система экономических, политических и идеологических гарантий работает лишь через юридические гарантии. В конце 80-х годов ученые единодушны во мнении о необходимости прямого закрепления права, гарантирующего человеку проживание в экологически благоприятных условиях, на законодательном уровне. Ю. С. Шемшученко (1989 г.) отметил назревшую необходимость непосредственного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции и будущем Законе СССР об охране окружающей среды <1>. А. Тарнавский (1988 г.) предложил закрепить в Общесоюзном акте об охране природы право граждан на охрану и благоприятное состояние природного окружения <2>, позднее (1990 г.) - право граждан на благоприятную окружающую среду <3>. С. А. Боголюбов (1990 г.) указал на обязательность закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции <4>. -------------------------------- <1> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 30. <2> См.: Тарнавский А. Право граждан охранять природу // Советская юстиция. 1988. N 20. С. 21. <3> См.: Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду // Советское государство и право. 1990. N 9. С. 103 - 110. <4> См.: Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. С. 11.

Наряду с преобладающим понятием права на благоприятную окружающую среду в этот период в научных исследованиях появляется понятие права на здоровую окружающую среду. Г. Н. Шеварнадзе (1985 г.) раскрыла понятие этого права через право человека жить в здоровой окружающей среде, пользоваться чистым воздухом, чистой водой, иметь благоприятное для здоровья и гармоничного развития личности естественное окружение. Особенностью этого права является то, что своим действием оно распространяется на будущие поколения <*>. Причем она рассматривала это право как составную и существенную часть права граждан на охрану здоровья <**>. -------------------------------- <*> См.: Шеварнадзе Г. Н. Охрана права граждан СССР на здоровую окружающую среду // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1985. N 6. С. 22. <**> См.: Шеварнадзе Г. Н. Указ. соч. С. 22.

А. Тарнавский (1990 г.) утверждал, что весьма спорно рассматривать указанное право в качестве составной и существенной части права на охрану здоровья <*>. Он рассматривал право на благоприятную окружающую среду как самостоятельное конституционное неотъемлемое право человека и гражданина <**>. -------------------------------- <*> См.: Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду. С. 106. <**> См.: Тарнавский А. Г. Указ. соч. С. 103 - 105, 108.

М. И. Васильева <*> (1989 г.) настаивала на закреплении в законодательстве именно права на здоровую окружающую среду <**>. По мнению автора, право на здоровую окружающую среду носит внеклассовый и наднациональный характер. Под указанным правом автор понимал "закрепляемую в законе, охраняемую государством, непосредственно реализующуюся возможность потребления и использования безопасных для здоровья естественных благ, обеспеченная обязанностью всех противостоящих субъектов (юридических, физических лиц, государства) по охране здоровья населения при осуществлении природопользования и иной экологически значимой деятельности, защищаемую в случае нарушения в судебном, административном, ином порядке" <***>. -------------------------------- <*> Благодаря кандидатской диссертации М. И. Васильевой "Право граждан СССР на здоровую окружающую среду" проблемы экологических прав и обязанностей были впервые исследованы на диссертационном уровне. <**> См.: Васильева М. И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду / Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 9. <***> Васильева М. И. Указ. соч. С. 9.

Право на благоприятную окружающую среду проблематично идентифицировать в качестве объекта субъективного права при современном уровне правового регулирования. Его использование будет возможно в будущем, когда станет возможным регулирование более широкого спектра общественных отношений <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Васильева М. И. Указ. соч. С. 11.

По мнению Ю. С. Шемшученко (1989 г.), концепция права граждан на благоприятную окружающую среду представляется более емкой по содержанию в сравнении с концепцией права граждан на здоровую окружающую среду, так как здоровая и благоприятная окружающая среда - это не одно и то же. Благоприятная окружающая среда характеризуется не только признаками здоровой (незагрязненной), но и ресурсоемкой, экологически устойчивой, эстетически богатой и разнообразной среды обитания человека. В таком комплексе все элементы важны, поскольку с ними связано оптимальное удовлетворение многообразных потребностей людей и общественного производства <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 22.

Характеризуя право человека на благоприятную окружающую среду, многие ученые указывали, что это право относится к числу естественных прав человека <*>. -------------------------------- <*> См., например: Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. С. 27; Васильева М. И. Указ. соч. С. 8 - 10; Петров В. В. Экологическое право и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1990. N 3. С. 11; Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. С. 10 - 11; др.

В. В. Петров выделил три вида (аспекта) прав человека, связанных с окружающей средой: право человека на благоприятную окружающую среду; право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды; право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды; причем ученый отметил, что все "три аспекта экологических прав человека находятся в зачаточном состоянии" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Экологическое право и реальность. С. 12.

С начала 90-х годов XX столетия под влиянием кардинальных перемен в правовой системе страны происходят изменения в отраслях права, связанные с переосмыслением и изменением их основополагающих принципов, норм, институтов. Одним из ярких примеров может служить рассматриваемый институт экологических прав, содержание которого было подвергнуто большим изменениям. Например, М. М. Бринчук (1998 г.) говорит об институте экологических прав как об "одной из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства" <*>. -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). С. 133.

Изменения, произошедшие с начала 90-х годов с указанным институтом, в первую очередь, были связаны с принятием 19 декабря 1991 года Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", во втором разделе которого были закреплены право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды, гарантии экологических прав граждан и общественных объединений (статьи 11 - 14). Во вторую очередь, произошедшие изменения были связаны с принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, которая, продолжая идеи международных документов, "провозгласила право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Экологическое право России. С. 120.

Помимо изменений, произошедших в законодательстве, существует ряд изменений, на которые обратили внимание ученые в своих исследованиях. В. В. Петров (1995 г.) объяснил происходящие изменения следующим образом: "Постепенный переход от охраны окружающей природной среды к охране окружающей среды делает человека непосредственным объектом охраны. В отличие от природных объектов, предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы. Точнее, экологические права и интересы" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Указ. соч. С. 119.

М. М. Бринчук (1996 г.) указывал, что в России проблема экологических прав и обязанностей должна решаться на основе того, что человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью. "Гражданин - главный субъект экологического права." <*> -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Экологические права граждан в контексте развития природоохранительного законодательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1996. N 1. С. 15.

В 1996 году вышли в свет две монографии, посвященные защите экологических прав граждан: С. А. Боголюбова "Защита экологических прав граждан", в которой были подробно исследованы вопросы создания общественных экологических организаций и формы их деятельности, освещена судебная практика по защите экологических прав граждан и юридических лиц, и М. И. Васильевой "Судебная защита экологических прав: правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда", посвященная формам возмещения и предупреждения экологического вреда <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Боголюбов С. А. Защита экологических прав / Предисловие. М., 1996. С. 5.

В. В. Петров (1995 г.) выделил две группы экологических прав граждан: право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного антропогенным влиянием человека <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Петров В. В. Указ. соч. С. 119.

М. М. Бринчук (1998 г.) предложил классификацию экологических прав, согласно которой они делятся на основные конституционные экологические права и иные экологические права. Экологические права также могут быть подразделены по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные права и экономические права <*>. -------------------------------- <*> См.: Бринчук М. М. Указ. соч. С. 133.

О. И. Крассов (2001 г.) выделил три группы экологических прав граждан: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М.: Дело, 2001. С. 122, 130, 143.

Причем право на благоприятную окружающую среду раскрывается автором через серию составляющих: право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право на благоприятную среду жизнедеятельности, право на экологическую безопасность, право на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Крассов О. И. Указ. соч. С. 122 - 128.

М. М. Бринчук (1998 г.) дал определение экологических прав человека как "признанных и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой" <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Бринчук М. М. Указ. соч. С. 131.

Исследовав соотношение российских законов, в которых закреплены экологические права граждан, с международно-правовыми документами, М. М. Бринчук пришел к выводу о том, что "объем и содержание экологических прав граждан, предусмотренных в Конституции Российской Федерации, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавливает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды <*>. -------------------------------- <*> См.: Бринчук М. М. Указ. соч. С. 139.

В настоящее время в научной литературе появились статьи аспирантов и молодых ученых по проблемам экологических прав и обязанностей <*>, что позволит в будущем создать теоретические конструкции экологических прав граждан, тем самым устранив пробел в научных исследованиях, на который обратил внимание еще Ю. С. Шемшученко. -------------------------------- <*> См., например: Миняев О. А. Конституционное право на благоприятную окружающую среду: теоретические конструкции // Экологическое право России. Вып. 2. С. 264 - 270; Третьякова А. А. Регулирование экологических прав граждан в странах Африки (на примере ЮАР) // Экологическое право России. Вып. 2. С. 82 - 85.

/"Экологическое право", 2004, N 3/

В монографии "Экология: политика-право" О. С. Колбасов (1976 г.) подробно рассмотрел историю становления права на благоприятные условия окружающей среды в СССР. Можно сказать, что им была построена модель права советского человека на благоприятные условия окружающей среды, которая доказывала существование этого права в законодательстве СССР того периода времени. Суть предложенной модели заключалась в следующем. Право на благоприятные условия окружающей среды в СССР закреплено на конституционном уровне опосредованно. Существование этого права доказывается отражением в статьях 4, 6, 11 Конституции СССР 1936 года социалистических основ государственной собственности на главные природные объекты и статьей 135, закрепляющей обязанность граждан беречь и охранять социалистическую собственность, а следовательно, и природные объекты, являющиеся собственностью государства <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Колбасов О. С. Экология: политика-право. М.: Наука, 1976. С. 87.

В коллективной монографии "Социализм и охрана окружающей среды" (1979 г.) под редакцией О. С. Колбасова была создана схожая с предыдущей моделью социалистическая конструкция закрепления в законодательстве стран социалистического лагеря права на благоприятную природную среду, суть которой заключалась в аккумуляции в конституциях указанных стран широкого комплекса положений, закрепляющих общие предпосылки охраны окружающей среды <*>. -------------------------------- <*> См.: Социализм и охрана окружающей среды / Под ред. О. С. Колбасова. М.: Юрлит, 1979. С. 55.

Основной особенностью права на благоприятную природную среду в социалистических странах был его двойственный характер: с одной стороны, отсутствие его прямого закрепления в законодательстве, с другой стороны, отражение его существования в научных исследованиях. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что право на благоприятные условия окружающей среды - фундаментальное право, с которого началось формирование института экологических прав и обязанностей. Для обозначения рассматриваемого права ученые с 80-х годов XX века используют понятие "право на благоприятную окружающую среду" <*>. Большое значение для становления института экологических прав, выразившееся в научном обосновании права на благоприятную окружающую среду, сыграло монографическое исследование Ю. С. Шемшученко (1989 г.) "Правовые проблемы экологии". -------------------------------- <*> См.: Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989. С. 10.

В этой монографии Ю. С. Шемшученко впервые предложил теоретическую конструкцию этого права, выведенную им на основе предпринятого анализа принципа 1 Стокгольмской декларации 1972 года, в которой нашли отражение "концептуальные идеи права человека на благоприятную окружающую среду" <*>. -------------------------------- <*> Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 14.

Суть теоретической конструкции сводится к следующим тезисам <*>. -------------------------------- <*> Краткая суть теории (пункты 1 - 6) изложена по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 12 - 14, 25 - 29.

1) Право на благоприятную окружающую среду - фундаментальное право человека наряду с такими его правами, как право на свободу и равенство. Оно также имеет решающее значение для осуществления всех основных прав человека, включая право на жизнь. 2) Под благоприятной окружающей средой подразумевается среда, качество которой позволяет человеку вести достойную и процветающую жизнь. Иными словами, речь идет об окружающей среде, обеспечивающей нормальное физическое существование человека и предоставляющей ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. 3) Благоприятная окружающая среда - это среда безопасная в военном отношении. 4) Право человека на благоприятную окружающую среду находится в непосредственной связи с концепцией обеспечения экологической безопасности как составной части всеобъемлющей системы международной безопасности. 5) Право на благоприятную окружающую среду предоставляет не только права, но и корреспондирующую этому праву обязанность - ответственность человека за охрану и улучшение этой среды на благо нынешнего и будущих поколений. Человек должен не только охранять среду, но и активно действовать по формированию ее благоприятного качества. 6) Для реализации на практике права на благоприятную окружающую среду необходим обширный перечень гарантий. Важнейшими в системе гарантий являются экономические гарантии, затем - политические, идеологические и юридические гарантии. Причем специфика юридических гарантий состоит в том, что, в конечном счете система экономических, политических и идеологических гарантий "работает" лишь через юридические гарантии. В конце 80-х годов ученые единодушны во мнении о необходимости прямого закрепления права человека на благоприятную окружающую среду на законодательном уровне. Ю. С. Шемшученко (1989 г.) отметил назревшую необходимость непосредственного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции и будущем Законе СССР об охране окружающей среды <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 30.

А. Тарнавский (1988 г.) в статье "Право граждан охранять природу" предложил закрепить в общесоюзном акте об охране природы право граждан "на охрану и благоприятное состояние природного окружения" <*>, позднее в статье "Право граждан на благоприятную окружающую среду" (1990 г.) - одноименное с названием работы право <**>. -------------------------------- <*> Тарнавский А. Право граждан охранять природу // Советская юстиция. 1988. N 20. С. 21. <**> Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду // Советское государство и право. 1990. N 9. С. 103 - 110.

В докторской диссертации "Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР" С. А. Боголюбов (1990 г.) указал на обязательность закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции <*>. -------------------------------- <*> См.: Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. С. 11.

Наряду с понятием права на благоприятную окружающую среду в этот период в научных исследованиях появляется понятие права на здоровую окружающую среду. Г. Н. Шеварнадзе (1985 г.) в статье "Охрана права граждан на здоровую окружающую среду" раскрыла понятие этого права как "право человека жить в здоровой окружающей среде, пользоваться чистым воздухом, чистой водой, иметь благоприятное для здоровья и гармоничного развития личности естественное окружение. Особенностью этого права является то, что своим действием оно распространяется на будущие поколения" <*>. Причем она рассматривала это право как составную и существенную часть права граждан на охрану здоровья <**>. -------------------------------- <*> Шеварнадзе Г. Н. Охрана права граждан СССР на здоровую окружающую среду // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1985. N 6. С. 22. <**> Шеварнадзе Г. Н. Охрана права граждан СССР на здоровую окружающую среду. С. 22.

Вступая в дискуссию с Г. Н. Шеварнадзе, А. Тарнавский (1990 г.) в статье "Право граждан на благоприятную окружающую среду" утверждал, что весьма спорно рассматривать указанное право в качестве составной и существенной части права на охрану здоровья <*>. -------------------------------- <*> Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду. С. 106.

Наоборот, А. Г. Тарнавский рассматривает право на благоприятную окружающую среду как самостоятельное конституционное неотъемлемое право человека и гражданина <*>. -------------------------------- <*> Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду. С. 103 - 105, 108.

В этот период впервые на диссертационном уровне были исследованы правовые проблемы экологических прав и обязанностей. М. И. Васильева (1989 г.) в кандидатской диссертации "Право граждан СССР на здоровую окружающую среду" настаивала на закреплении в законодательстве права на здоровую окружающую среду. По мнению автора, право на здоровую окружающую среду носит внеклассовый и наднациональный характер. Под указанным правом автор понимает "закрепляемую в законе, охраняемую государством, непосредственно реализующуюся возможность потребления и использования безопасных для здоровья естественных благ, обеспеченная обязанностью всех противостоящих субъектов (юридических, физических лиц, государства) по охране здоровья населения при осуществлении природопользования и иной экологически значимой деятельности, защищаемую в случае нарушения в судебном, административном, ином порядке" <*>. -------------------------------- <*> Васильева М. И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду / Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 9.

Право на благоприятную окружающую среду проблематично идентифицировать в качестве объекта субъективного права при современном уровне правового регулирования. Его использование будет возможно в будущем, когда станет возможным регулирование более широкого спектра общественных отношений <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Васильева М. И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду / Автореф. дис... канд. юрид. наук. С. 11.

По мнению Ю. С. Шемшученко (1989 г.), концепция права граждан на благоприятную окружающую среду представляется более емкой по содержанию по сравнению с концепцией права граждан на здоровую окружающую среду, так как здоровая и благоприятная окружающая среда - это не одно и то же. Благоприятная окружающая среда характеризуется не только признаками здоровой (незагрязненной), но и ресурсоемкой, экологически устойчивой, эстетически богатой и разнообразной среды обитания человека. В таком комплексе все элементы важны, поскольку с ними связано оптимальное удовлетворение многообразных потребностей людей и общественного производства <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Шемшученко Ю. С. Указ. соч. С. 22.

Характеризуя право человека на благоприятную окружающую среду, многие ученые указывали, что это право относится к числу естественных прав человека <*>. -------------------------------- <*> См., например: Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. С. 27; Васильева М. И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду / Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 8 - 10; Петров В. В. Экологическое право и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1990. N 3. С. 11; Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. С. 10 - 11; др.

В. В. Петров в статье "Экологическое право и реальность" выделил три вида (аспекта) прав человека, связанных с окружающей средой: право человека на благоприятную окружающую среду; право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды; право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды, причем ученый отметил, что все "три аспекта экологических прав человека находятся в зачаточном состоянии" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Экологическое право и реальность / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1990. N 3. С. 12.

/"Экологическое право", 2005, N 2/

С начала 90-х годов XX столетия под влиянием кардинальных перемен в правовой системе страны происходят изменения в отраслях права, связанные с переосмыслением и изменением их основополагающих принципов, норм, институтов. Одним из ярких примеров может служить рассматриваемый институт экологических прав, содержание которого было подвергнуто большим изменениям. Например, в учебнике "Экологическое право" М. М. Бринчук (1998 г.) говорит об институте экологических прав как об "одной из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства" <*>. -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Экологическое право. С. 133.

Изменения, произошедшие с начала 90-х годов с указанным институтом, в первую очередь, были связаны с принятием 19 декабря 1991 года Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", во втором разделе которого были закреплены право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды, гарантии экологических прав граждан и общественных объединений (статьи 11 - 14). Во вторую очередь произошедшие изменения были связаны с принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, которая, продолжая идеи международных документов, "провозгласила право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Экологическое право России. С. 120.

Помимо изменений, произошедших в законодательстве, существует ряд изменений, на которые обратили внимание ученые в своих исследованиях. 1. В учебнике "Экологическое право России" В. В. Петров (1995 г.) объяснил происходящие изменения следующим образом: "Постепенный переход от охраны окружающей природной среды к охране окружающей среды делает человека непосредственным объектом охраны. В отличие от природных объектов предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы. Точнее, экологические права и интересы" <*>. -------------------------------- <*> Петров В. В. Указ. соч. С. 119.

М. М. Бринчук в статье "Экологические права граждан в контексте развития природоохранительного законодательства" (1996 г.), затрагивая тему, начатую В. В. Петровым, указывал, что в России проблема экологических прав и обязанностей должна решаться на основе того, что человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью. "Гражданин - главный субъект экологического права" <*>. -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Экологические права граждан в контексте развития природоохранительного законодательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1996. N 1. С. 15.

2. В 1996 году вышли в свет две монографии, посвященные защите экологических прав граждан: С. А. Боголюбова "Защита экологических прав граждан", в которой были подробно исследованы вопросы создания общественных экологических организаций и формы их деятельности, освещена судебная практика по защите экологических прав граждан и юридических лиц, и М. И. Васильевой "Судебная защита экологических прав: правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда", рассматривающая формы возмещения и предупреждения экологического вреда <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Боголюбов С. А. Защита экологических прав: Предисловие. М., 1996. С. 5.

3. В. В. Петров (1995 г.) в учебнике "Экологическое право России" выделил две группы экологических прав граждан: право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного антропогенным влиянием человека <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Петров В. В. Указ. соч. С. 119.

В учебнике "Экологическое право" (1998 г.) М. М. Бринчук предложил классификацию экологических прав, согласно которой они делятся на: основные конституционные экологические права и иные экологические права. Экологические права также могут быть подразделены по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные права и экономические права <*>. -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Экологическое право. С. 133.

О. И. Крассов в учебнике "Экологическое право" (2001 г.) выделил три группы экологических прав граждан: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М.: Дело, 2001. С. 122, 130, 143.

Причем право на благоприятную окружающую среду раскрывается автором через серию составляющих: право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право на благоприятную среду жизнедеятельности, право на экологическую безопасность, право на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Крассов О. И. Указ. соч. С. 122 - 128.

4. В учебнике "Экологическое право" (1998 г.) М. М. Бринчук дал определение экологических прав человека как "признанных и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой" <*>. -------------------------------- <*> Дано по: Бринчук М. М. Указ. соч. С. 131.

5. Исследовав соотношение российских законов, в которых закреплены экологические права граждан, с международно-правовыми документами, М. М. Бринчук пришел к выводу о том, что "объем и содержание экологических прав граждан, предусмотренных в Конституции Российской Федерации, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавливает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды <*>. -------------------------------- <*> Бринчук М. М. Указ. соч. С. 139.

6. В настоящее время в научной литературе появляются статьи аспирантов и молодых ученых по проблематике экологических прав и обязанностей, что позволит в будущем создать теоретические конструкции экологических прав граждан, тем самым устранив пробел в научных исследованиях, на который обратил внимание еще Ю. С. Шемшученко <*>. -------------------------------- <*> См. например: Миняев О. А. Конституционное право на благоприятную окружающую среду: теоретические конструкции // Экологическое право России. Вып. 2. С. 264 - 270; Третьякова А. А. Регулирование экологических прав граждан в странах Африки (на примере ЮАР) // Экологическое право России. Вып. 2. С. 82 - 85.

Название документа