Проблемы вступления России во всемирную торговую организацию

(Барсукова Н. В.)

("Безопасность бизнеса", 2005, N 1)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ

ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Н. В. БАРСУКОВА

Барсукова Н. В., кандидат экономических наук, доцент, директор Рязанского филиала Московского института права.

"Всемирный торговый клуб", или ВТО, был создан в 1947 г. (в Женеве) с целью либерализации мировой торговли путем постепенного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных ограничений. Более 9/10 мировой торговли осуществляется по его унифицированным и согласованным правилам: неуклонно снижается доля тарифной составляющей и усиливается акцент на нетарифном регулировании (антидемпинговые, специальные пошлины, квоты, технические и санитарные нормы).

Сейчас членами ВТО являются 148 государств, 7 бывших союзных республик СССР, и после вступления Китая Россия осталась одной из самых крупных стран вне ВТО.

В состав ВТО входят страны, различающиеся по общественно-политическому устройству и методам управления национальным хозяйством. Здесь сохраняется деление на развитые страны и отсталую периферию мирового хозяйства. Не затихают "торговые войны" между самими развитыми странами. Тем не менее все они выполняют единые нормы тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций.

Каждая из стран вступала в ВТО с учетом своей специфики. Например, Мексика на основе активизации двусторонних связей в рамках международной региональной группировки НАФТА (по их нормам и правилам, а не по договоренности в формате ВТО). Что касается Китая, то эта страна шла к членству в ВТО долгие 15 лет, учитывая микро - и макроэкономические условия. Польша смогла присоединиться к ВТО с минимальными потерями в связи с эффективной торговой политикой.

Россия в настоящее время имеет статус наблюдателя и стремится стать полноправным членом этой организации. Впервые наша страна обратилась в ГАТТ в 1993 г., затем в 1994 г. был передан Меморандум о внешнеторговом режиме России. Обсуждение длилось в течение четырех лет в основном по вопросам российского законодательства, регулирующего внешнюю торговлю и сопряженные с ней отрасли. Более того, проблема присоединения России осложнилась и трансформацией ГАТТ в ВТО, следствием чего стало ужесточение требований к странам-кандидатам. Очередной раунд переговоров России с членами рабочей группы состоялся в ноябре 2002 г., в этот раз снова обнаружился ряд противоречий.

Проанализируем слабые в места переговорной перспективе.

Сторонники быстрого вступления России в ВТО наиболее часто выдвигают аргументы о притоке прямых иностранных инвестиций и расширении присутствия российских производителей на международных рынках. По различным оценкам, до 70% положительного эффекта могут дать прямые зарубежные инвестиции в сферу услуг. В то же время приток инвестиций зависит и от общей политико-экономической ситуации в стране: государственной, промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлечения прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. С 1997 по 2000 г. Китай ежегодно привлекал более 40 млрд. долларов, а Россия - только около 7 млрд. долларов в год.

Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двусторонних соглашений. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров. Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

Представляется, что для современной России более важны следующие аспекты:

1. Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны.

В частности, к ним относится изменение законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных проблем, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Так как присоединение к ВТО будет означать в первую очередь фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики.

Другой проблемой для России могут стать требования стран - членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Речь идет о промышленных субсидиях, которые существенно влияют на условия конкуренции на рынках промышленной продукции. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровнях. Более того, к государственным субсидиям ВТО относит и использование результатов.

Не менее проблемными для России являются требования ряда стран - членов рабочей группы по присоединению к ВТО по приведению уровня тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировыми. Так как низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики.

Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики, и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают более 13% ВВП и 4% занятости от общего уровня по стране. В то же время большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. Поэтому главным фактором для определения уровня тарифов на продукцию естественных монополий должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обусловливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими, как, например, экологическая чистота.

Чтобы объективнее сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены.

2. Механизмы защиты российских производителей.

ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировом рынке продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей.

Россия существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - приблизительно 11%, а всего действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25%. Тем самым была ослаблена переговорная позиция России и сократились возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп.

Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Эта инфраструктура пока еще очень слаба в России. Также необходимы опытные юристы и юридические фирмы, способные защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО.

3. Неоднородность развития российских регионов.

Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой - ограничить возможности государства по компенсации последних. Наиболее серьезная ситуация может сложиться в обрабатывающих отраслях промышленности. Особенно в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В то же время структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет до 50% и более промышленного производства, при этом обеспечивая до 30% бюджета. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов.

Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В то же время маловероятно, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям, так как основная масса прямых иностранных инвестиций концентрируется в Москве и Московской области.

4. Обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а по существу о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России до половины от всего объема своего экспорта. А такие страны, как Таджикистан, Молдова и Беларусь, экспортируют в Россию более 40% своих товаров.

Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы (по оценкам, до 5 млрд. дол. в год).

В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Более того, уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в странах дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует приблизительно 10% всего экспорта гражданской машинно-технической продукции, то в страны СНГ в два раза больше. Для ряда отраслей машиностроения экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции.

Поэтому в случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов будет корректироваться, что в конечном счете может привести к резкому снижению конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также к свертыванию взаимного торгового оборота, появлению на рынке контрафактной продукции.

Конечно, актуальность присоединения России к ВТО несомненна, и сделано для этого уже немало. Ведущие страны Запада де-факто признали переход России в новое качество - из страны с автаркической экономикой в государство с достаточно открытой внешнему миру рыночной системой хозяйствования. Впереди еще предстоит отстаивать свою позицию по мерам защиты отечественных товаропроизводителей, а это более 10000 наименований промышленных и сельскохозяйственных товаров, и вырабатывать взаимные обязательства по торговле услугами; решать проблемы по модернизации оборудования, совершенствованию законодательства, стандартов и сертификатов, подготовке кадров специалистов, увеличению научного потенциала, улучшению страхового и кредитного сервиса.

Название документа