Юридические лица в Европейском Союзе: вопросы правового регулирования

(Кашкин С. Ю., Кондратьев А. В.) ("Юрист-международник", 2004, N 4) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

С. Ю. КАШКИН, А. В. КОНДРАТЬЕВ

С. Ю. Кашкин, заведующий кафедрой "Право Европейского Союза", Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

А. В. Кондратьев, Генеральный директор Международного Центра партнерства и развития РусЕС (Россия - Европейский Союз).

На фоне все возрастающего значения многостороннего сотрудничества России с Европейским Союзом усиливается не только теоретический, но и сугубо практический интерес к вопросам правового регулирования юридических лиц в этой уникальной наднациональной государствоподобной организации. На данный момент в названную организацию входит уже 25 стран с совокупной территорией около 5 млн. кв. км и почти 500 млн. граждан. Европейский Союз превратился в крупнейшего внешнеторгового и политического партнера России. Свобода учреждения является неотъемлемой составляющей функционирования и правового регулирования юридических лиц в Европейском Союзе. По мере его расширения эти вопросы приобретают все большее значение, в том числе и для российских юридических и физических лиц, сотрудничающих с Европейским Союзом. Содержание свободы учреждения или свободы передвижения юридических лиц раскрывает ст. 43 Договора о ЕС (далее - Договор). Указанная статья запрещает ограничения на свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом государстве-члене (так называемая "первичная свобода учреждения"). Запрет в равной степени охватывает ограничения, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государства-члена, обосновавшимися в другом государстве-члене (так называемая "вторичная свобода учреждения"). При этом в соответствии с решением Суда по делу С-212/97 "Centres ltd." (1999 г.) вторичная свобода учреждения осуществляется независимо от ведения бизнеса в принимающем государстве-члене, хотя разумные ограничения с его стороны в данном вопросе в целом могут быть оправданы. Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов ее осуществляющих, включает в себя: - свободу передвижения предпринимателей; - свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ). Абзац 2 ст. 48 Договора дает легальную дефиницию понятия "общества" <*>. Под ним понимаются общества, учрежденные на основе гражданского или коммерческого права, в том числе кооперативы, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением юридических лиц, не преследующих цели получения прибыли. -------------------------------- <*> Или "компаний и фирм", как следует из английского аутентичного текста Договора.

Для целей реализации положений о свободе учреждения Договор приравнивает общества, учрежденные в государствах-членах, имеющие на территории ЕС зарегистрированное местонахождение и преимущественно осуществляющие на его территории предпринимательскую деятельность, к гражданам государств-членов, то есть к физическим лицам Подобное уравнивание в статусе не создает основы для сколь бы то ни было значительной дифференциации правового регулирования между обеспечением свободы передвижения предпринимателей и свободы создания обществ в смысле права Европейского Союза. Договор содержит два ограничения свободы учреждения (ст. 45 и 46). Во-первых, положения о свободе учреждения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. Прецедентное право свидетельствует о том, что Суд Европейских сообществ стоит на позиции, согласно которой данная деятельность эквивалентна понятию государственной службы. Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Право Европейского Союза / Под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2003.

В целях достижения полноценного осуществления положений о свободе учреждения Европейским Сообществом реализуются две группы мероприятий: - гармонизация положений о признании дипломов и квалификаций; - гармонизация и унификация норм права компаний. Признание дипломов и квалификаций является жизненно необходимым условием функционирования не только физических, но и юридических лиц на территории Европейского Союза. Основу для гармонизации признания дипломов и квалификации закладывает ст. 47 Договора. Признание дипломов и квалификаций наряду с признанием лицензий составляют две основные формы взаимного признания в государствах-членах Сообщества. Первоначально гармонизация требований по признанию дипломов и квалификаций осуществлялась применительно к каждой профессии. Так, с конца 70-х гг. XX века были гармонизированы требования к квалификации врачей, ветеринаров, архитекторов и т. д. Однако к концу 1980-х гг. данный процесс вышел на более значимый уровень, в Сообществе была проведена успешная попытка создать общую систему признания дипломов и квалификации. Первым шагом на этом пути стало принятие Директивы Совета 89/48/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. об общей системе признания дипломов о высшем образовании, выданных по окончании профессионального образования и обучения, получаемого в течение минимум трех лет. Название Директивы полностью отражает главную идею, заложенную в ней. Лицо, получившее диплом по окончании вуза и обучавшееся там не менее трех лет, если подобное позволяет заниматься профессиональной деятельностью на территории его государства-члена, имеет право заниматься на законных основаниях этой профессией или деятельностью в другом государстве-члене. В случае если продолжительность курса минимального образования по конкретной профессии в принимающем государстве-члене превышает трехлетний период более чем на год, то оно может истребовать от лица подтверждения профессиональной пригодности в виде соответствующего квалификационного экзамена, либо наличия практического опыта (по выбору лица). Схожую систему в отношении профессий и квалификаций, для которых не требуется получения высшего образования, устанавливает Директива Совета 92/51/ЕЭС от 18 июня 1992 г. о второй общей системе признания профессионального образования и обучения и поправка к Директиве 89/48/ЕЭС. Механизм признания квалификации в целях обеспечения свободы учреждения заложен в положениях Директивы Европейского парламента и Совета 1999/42/ЕС от 7 июня 1999 г. об учреждении механизма по признанию квалификаций профессиональной деятельности, охватываемой директивами о либерализации, переходных мероприятиях и дополнении общей системы признания квалификации. Названная Директива содержит в себе перечень видов деятельности, по которым государства-члены должны провести мероприятия в отношении признания квалификации лиц, получивших ее в других государствах-членах. Переходя к рассмотрению процесса гармонизации и унификации права компаний, необходимо отметить, что историческое развитие правового регулирования юридических лиц складывалось таким образом, что оно касалось прежде всего коммерческих юридических лиц. Исходя из положений гл. 2 раздела III части Третьей Договора можно выделить шесть следующих основных целей регулирования юридических лиц в праве Европейского Союза: обеспечение свободы учреждения юридических лиц, а также снятие препятствий на пути открытия филиалов, представительств и дочерних обществ на территории любого государства-члена на условиях национального режима данного государства; установление единых минимальных требований к юридическим лицам, в первую очередь, предоставление одинаковой защиты на всей территории Европейского Союза участникам и кредиторам юридических лиц; облегчение деятельности трансъевропейских компаний при помощи снятия барьеров, вытекающих из различий, существующих между национальными правовыми системами; поощрение сотрудничества между юридическими лицами различных государств-членов во всех сферах экономической деятельности; диверсификация видов юридических лиц для повышения эффективности их функционирования на расширяющейся территории Европейского Союза; демократизация системы управления юридическими лицами и привлечение рабочих к процессу принятия решений. Увеличению масштабов и географии деятельности юридических лиц препятствовали различия их регулирования законодательством разных стран. Это приводило к тому, что например, для перемещения акционерного общества, учрежденного во Франции, в Германию приходилось сначала его ликвидировать на родине, а затем вновь создавать его в соответствии с законодательством нового места нахождения. Для преодоления указанной преграды сначала пытались использовать привычные международно-правовые инструменты. В частности, в 1971 г. была принята Конвенция о взаимном признании обществ, которую, к сожалению, так и не удалось ратифицировать. Ввиду неэффективности таких механизмов Европейским Сообществом был избран другой путь - сначала подготовка при помощи директив и регламентов достаточно единообразного общеевропейского правового поля, а затем - создание так называемых "европейских юридических лиц", а именно, единых организационно-правовых форм в масштабах всего Союза. Разработанные и частично принятые в течение более чем тридцати лет директивы принято именовать в соответствии с их порядковыми номерами, отражающими очередность представления подготовленных проектов. Из разработанных проектов директив на данный момент вступили в силу девять (5-, 9-, 10- и 13-я директивы все еще не одобрены). Можно выделить три основных направления гармонизации законодательства по 1-й Директиве 1968 г.: открытость основных документов хозяйственного общества, действительность обязательств общества, условия и последствия недействительности самого общества - все эти задачи направлены на наибольшую защиту кредиторов аукционных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. 2-я Директива 1976 г. также предусматривает установление общего уровня гарантий со стороны торговых обществ в отношении их участников и третьих лиц и регулирует вопросы создания товариществ и изменения их уставного капитала. В законодательстве государств-членов должен быть определен минимальный уставный капитал для учреждения и функционирования акционерного общества в размере не менее 25 тыс. евро, который может быть оплачен только имеющими экономическое выражение активами. К двум первым директивам ЕС в области корпоративного права примыкает 11-я Директива 1989 г., которая установила обязательное раскрытие торговыми товариществами информации о своих филиалах, находящихся на территории другого государства-члена. Для российских юристов интерес представляет распространение требований об обязательной публикации сведений о филиалах, открытых на территории Европейского Союза торговыми товариществами из третьих стран. 3-я Директива 1978 г. регулирует некоторые вопросы, связанные со слиянием акционерных обществ, и направлена на защиту акционеров таких обществ. В 1982 году вступила в силу 6-я Директива, гармонизовавшая законодательство о разделении акционерных обществ. Защита прав акционеров обеспечивается предоставлением им максимально объективной информации о предстоящей реорганизации. Кроме того, директивы обеспечивают охрану имущественных интересов третьих лиц, прежде всего, кредиторов компании, владельцев ее облигаций. Особое место среди директив ЕС о торговых обществах стоит принятая в 1989 г. 12-я Директива, предусматривающая обязанность государств-членов признавать возможность учреждения и существования обществ, в которых участвует лишь один субъект права. Торговые общества могут напрямую создаваться одним лицом или приходить к такому состоянию при объединении всех долей участия у одного участника. Основную роль в выработке и осуществлении политики ЕС в области корпоративного права играют политические институты: Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия. Первоначально для принятия директив в соответствии с § 2 ст. 44 ДЕС (в прежней нумерации: § 3 ст. 58 Договора о ЕЭС) применялась консультативная процедура, которая в настоящее время заменена процедурой совместного принятия решения. Важно отметить, что для принятия директивы в области корпоративного права достаточно квалифицированного большинства в Совете (§ 3 ст. 47 ДЕС). Для принятия решения необходимо также получить заключение Экономического и Социального комитетов. В структуре Европейской комиссии проблематика корпоративного права, бухгалтерской отчетности и аудита отнесена к ведению Генерального директората по вопросам внутреннего рынка. Суд Европейских сообществ неоднократно обращался в своих решениях к проблематике юридических лиц, хотя судебная практика по данному вопросу весьма фрагментарна <*>. -------------------------------- <*> В первую очередь недавнее важнейшее решение Суда по делу Centres Ltd v. Erhvervs - og Selskabsstyrelsen (C-212/97) // Rec. 1999, I-1459.

Помимо рассматриваемых в настоящей публикации нормативных актов, относимых к собственно корпоративному праву ЕС, деятельность юридических лиц в Европейском Союзе подпадает под регулирование других отраслей права. Так, важнейшие положения установлены в обширном своде антимонопольного законодательства, которое должны учитывать многие предприятия, в первую очередь, крупные. Кроме того, ряд положений национального законодательства о прямом налогообложении юридических лиц гармонизирован директивами в области налогового права ЕС <*>. Наконец, по вопросам регулирования трудовых отношений и прав трудового коллектива приняты нормативные акты, относящиеся к сфере социального (трудового) права Европейского Союза. -------------------------------- <*> См.: Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. М., 2001. С. 78 - 80, 201 - 221.

Европейские юридические лица учреждаются на основании законодательства ЕС (регламентов и директив) и свободны размещать свой юридический адрес на всей территории Европейского Союза. С использованием права Европейского Союза в зависимости от задач и функций происходило формирование и диверсификация наднациональных юридических лиц. Появляется все больше новых видов наднациональных юридических лиц, аналогичных государственным. Исторически первой (1985 г.) такой организационно-правовой формой стало Европейское объединение с общей экономической целью (далее - ЕОЭЦ <*>). ЕОЭЦ создано по модели существующего в праве Франции объединения с общей экономической целью и имеет черты полного товарищества и частично ассоциации (союза) юридических лиц. -------------------------------- <*> Франц. Groupement europeen d'interet economique, GEIE, англ. - European Economic Interest Grouping, EEIG.

Объединение может быть направлено на достижение какой-либо экономической цели у участников, которая заключается, например, в продвижении на рынок товаров и услуг, их рекламе, проведении совместных научно-исследовательских работ, решении возникающих юридических вопросов. Деятельность ЕОЭЦ должна быть связана с хозяйственной деятельностью его участников, но ни в коем случае не должна полностью заменять ее - иначе речь будет идти о совместном предприятии. Кроме того, препятствием, направленным на недопущение превращения ЕОЭЦ в концерн, является установление максимальной численности сотрудников - не более пятисот. Европейское объединение с общей экономической целью не является коммерческой организацией и не должно быть направлено на получение прибыли. В случае если его деятельность все же приносит прибыль, она распределяется между участниками. Вопрос придания ЕОЭЦ статуса юридического лица отдан на усмотрение национального законодателя. Тем не менее ЕОЭЦ должно на всей территории Европейского Союза обладать способностью приобретать права и нести обязанности от собственного имени, заключать сделки и выступать в суде в качестве истца или ответчика. Важным фактором, отличающим ЕОЭЦ от классического юридического лица, служит его имущественная необособленность от участников. Важно иметь в виду, что учредители ЕОЭЦ несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам Объединения. С наступлением третьего тысячелетия развитие правового регулирования юридических лиц в Европейском Союзе резко активизировалось. Еще в 1970 г. Европейская комиссия предложила принять статут нового, наднационального юридического лица - Европейского акционерного общества (далее - ЕАО) <*>. Работа над данным проектом продолжалась более тридцати лет, и только в октябре 2001 г. Совет Европейского Союза единогласно одобрил регламент, содержащий Статут ЕАО (вступил в силу 8 октября 2004 г.), и директиву, дополняющую статут ЕАО по вопросам участия работников в управлении <**>. -------------------------------- <*> Англ. - European Company, франц. - societe europeenne, нем. - Europaische Gesellschaft. <**> Regulation N o 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE); Directive 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company with regard to the involvement of employees.

Для создания Европейского акционерного общества требуется, чтобы все объединяющиеся в данной форме или учреждающие ЕАО юридические лица были созданы в соответствии с законодательством государств-членов, были зарегистрированы в соответствующих государствах и их головные конторы находились на территории Европейского Союза. Кроме того, для придания акционерному обществу европейского характера его учредители должны быть зарегистрированы по крайней мере в двух различных государствах-членах или должны иметь на протяжении двух лет дочернее общество или филиал в другом государстве-члене. Общеевропейский характер ЕАО подчеркивается тем требованием, что фирменное наименование ЕАО, независимо от того, на каком языке оно приводится, должно содержать аббревиатуру SE <*>. Статут предусматривает значительный минимальный уставный капитал: не менее 120 тыс. евро. Европейское акционерное общество должно быть зарегистрировано по месту нахождения, причем юридический адрес ЕАО должен совпадать с местом нахождения головной конторы. -------------------------------- <*> От лат. Societas Europaea.

Важнейшим достоинством нового вида торгового товарищества, помимо унифицированного правового статуса, является упрощенный порядок трансграничного переноса места регистрации ЕАО внутри Сообщества без изменения юридического лица. Кроме того, особое внимание уделяется должному соблюдению прав миноритарных акционеров и кредиторов ЕАО. Одним из самых интересных положений Статута ЕАО является решение вопроса относительно его органов управления. Достигнутый компромисс заключается в том, что учредители ЕАО смогут сами избрать тип внутренней организации общества, выбрав между двухзвенной (без отдельного совета директоров) и трехзвенной системой управления. В июле 2003 г. был принят Регламент Совета (ЕС) N 1435/2003 о статусе Европейского кооператива, которому корреспондирует одновременно с ним принятая Директива об участии работников в управлении Европейским кооперативом. Таким образом, практика показала стремление включать в законодательство о коммерческих юридических лицах элементы производственной демократии, выработанные в отдельных наиболее передовых в этом вопросе государствах-членах, и распространять их в масштабах всего Союза. В мае 2003 г. был принят План действий Европейской Комиссии по совершенствованию права компаний и корпоративного управления в Европейском Союзе (далее - План действий) до завершения текущего десятилетия. Он предусматривает принятие регламентов об учреждении новых наднациональных юридических лиц, таких, как: Европейское общество с ограниченной ответственностью, Европейское общество взаимного кредитования, Европейский фонд, Европейская ассоциация. План действий предусматривает также продолжение усилий, направленных на гармонизацию корпоративного законодательства государств-членов, в частности, адаптацию существующих директив о гармонизации к изменившимся в последнее время условиям предпринимательской деятельности, таким, например, как расширение использования в экономической жизни и корпоративном управлении электронных средств и демократизация корпоративного управления. Разработан проект 14-й Директивы о праве компаний, предусматривающий возможность свободного трансграничного перемещения головного офиса юридических лиц государств-членов в границах Сообщества (в уведомительном порядке). План действий предусматривает также предложения по совершенствованию 2-, 3-, 6- и 10-й директив и по достижению компромисса по проекту 5-й Директивы о праве компаний, которую планируется принять до 2010 г. Все это, безусловно, обеспечит более глубокую гармонизацию корпоративных отношений в Европейском Союзе. Европейское объединение с общей экономической целью (с 1985 г.) предоставляет возможность создания некоммерческих юридических лиц (правда, государства-члены могут не признавать их в качестве юридических лиц). Конституционализация положения политических партий в Союзе предусмотрена в новеллах вступившего в силу 1 февраля 2004 г. Ниццкого договора и Регламенте Европейского Парламента и Совета "О статусе политических партий на европейском уровне". Эти положения вошли в Конституцию Европы 2004 г. В нее также включен целый раздел о юридических лицах. В ходе развития правового регулирования юридических лиц в Европейском Союзе отчетливо проявила себя тенденция к взаимному заимствованию положений законодательства различных государств-членов, развитию таких положений на надгосударственном уровне и возвращению их в уже усовершенствованном виде в национальное право. В рамках наиболее передовых в данном процессе коммерческих юридических лиц наблюдается тенденция движения от более общего регулирования (в Договоре о ЕС) к его детализации, большей специализации и постоянной корректировке правового регулирования деятельности коммерческих организаций. В европейской законотворческой сфере приоритет, по возможности, отдается не жесткой унификации на основе регламентов, а более гибкому и "мягкому" методу - гармонизации законодательства при помощи директив. На данный момент, как уже указывалось, из 14 проектов директив в сфере правового регулирования юридических лиц Совет принял 9 директив и 3 регламента, а на перспективу до 2010 г. планируется принятие еще 15 директив и 3 регламентов. Большое значение будет также иметь вступление в силу после 2006 г. Договора, устанавливающего Конституцию Европы, который поднимет правовое регулирование юридических лиц на новый, конституционный уровень.

Название документа