Принципы международно-правовой защиты прав ребенка
(Берлявский Л. Г., Манукян М. А.) ("Российская юстиция", 2013, N 7) Текст документаПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
Л. Г. БЕРЛЯВСКИЙ, М. А. МАНУКЯН
Берлявский Л. Г., доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета.
Манукян М. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета.
Ключевые слова: международная защита, права ребенка, международное право, принцип права, Конвенция о правах ребенка.
Институт международной защиты прав ребенка основывается на принципиальных правовых положениях отрасли международного публичного права "международное право прав человека". Данный институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение ребенка. В число специальных принципов включены принцип недопустимости дискриминации, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие, принцип особой защиты и охраны детей.
The institute of the international protection of the rights of the child is based on basic legal principles of the branch of the International Public Law "International Law of Human Rights". The given institute includes both main principles of the branch of Human Rights, and the special principles regulating exclusively a legal status of the child. The principle of inadmissibility of discrimination, principle of the best provision of interests of the child, principle of free expression by the child of own sights, principle of observance (provision) of the right of the child, principle of survival and healthy development, principle of special protection and protection of children are included in the number of special principles.
Как составная часть защиты прав человека система международно-правовой защиты прав ребенка сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава ООН. Выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: - в результате воздействия целого ряда исторических, экономических, политических факторов социальный статус детей ниже, чем у взрослых. Поэтому международно-правовая защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; - в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной правовой защиты. Актуальность международно-правовой защиты прав ребенка проявляется в том, что незаконная торговля детьми, контрабандный трансфер, экономическая и сексуальная эксплуатация детей, коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира. Существенными являются нерешенные проблемы международного усыновления несовершеннолетних. Отдельные проблемы международно-правовой защиты прав ребенка нашли отражение в работах российских специалистов Л. Б. Алексеева, В. В. Алешина, И. П. Блищенко, И. К. Городецкой, С. А. Егорова, В. А. Карташкина, Г. Е. Лукьянцева, Ю. М. Колосова, С. Ю. Колосовой, Л. В. Корбут, А. В. Кортунова, Э. Мельниковой, Р. А. Мюллерсона, А. М. Нечаева, О. И. Тиунова и др., а также зарубежных ученых Э. Давида, М. Дутли, А. Лопатки, М. Новака, Ф. Кальсховена, Ф. Крилл, Д. Платтнер, В. Раисмана и др. Институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств <1>. -------------------------------- <1> Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 5. С. 53 - 54.
Как справедливо указывает М. Ю. Калинкина, впервые мировое сообщество признало ребенка не только объектом защиты, но и субъектом прав человека <2>. Вместе с тем принципы международно-правовой защиты прав ребенка исследованы явно недостаточно. -------------------------------- <2> Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3. С. 16.
Становление системы принципов международно-правовой защиты прав ребенка началось в первой половине XX века. В частности, в 1924 г. по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Однако данная декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Поэтому в то время институт защиты прав детей еще не был сформирован, международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась <3>. -------------------------------- <3> Агушева Г. Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: международно-правовой аспект // Ювенальное право. Архангельск, 2005. С. 10.
В данный период международное сотрудничество государств, имевшее отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством, вопросы торговли женщинами и детьми, международное регулирование труда детей и подростков <4>. -------------------------------- <4> См.: Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от декабря 1953 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XVIII. С. 274 - 279; Международная конвенция от 30 сентября 1921 г. о борьбе с торговлей женщинами и детьми с изменениями, внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 октября 1947 г. // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс"; Конвенция Международной организации труда N 3 об охране материнства от 29.10.1919 - 27.01.1920 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1996. Т. 1. С. 15 - 18; Конвенция N 10 Международной организации труда "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 57 - 59; Конвенция N 6 Международной организации труда "О ночном труде подростков в промышленности" от 29.10.1919 - 27.01.1920 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. 1. С. 31 - 34; Конвенция N 7 Международной организации труда "Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 41 - 43 и др.
После Второй мировой войны развитие системы принципов международно-правовой защиты прав ребенка осуществлялось в направлении разработки международных стандартов в области защиты прав ребенка и учреждения специальных международных механизмов контроля за их соблюдением. Международная нормотворческая деятельность по защите прав ребенка велась по нескольким направлениям. Прежде всего, права ребенка получили закрепление в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. На основании Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (ст. ст. 3, 6, 8, ст. 2 Протокола 1) Европейским судом по правам человека были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве и, в частности, касающиеся их положения в семье <5>. -------------------------------- <5> Кравчук Н. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. N 6. С. 43.
Помимо этого, права ребенка нашли нормативное закрепление в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев, апатридов), или в определенной области отношений: в сфере семейного, трудового права, образования <6>. Среди актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 г., а также Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер <7>. -------------------------------- <6> Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 230 - 243; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Ведомости ВС СССР 1982. N 25. Ст. 464; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. // Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 667 - 669; Конвенция от 17 июня 1999 г. N 182 Международной организации труда "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 20. Ст. 1924. <7> Иванов Д. В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006. С. 34 - 35.
Наконец, были разработаны декларации и многосторонняя конвенция, специально регулирующие права ребенка, в частности Декларация прав ребенка 1959 г. <8>, Конвенция о правах ребенка 1989 г. <9>. -------------------------------- <8> Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388. <9> Постановление от 13 июня 1990 г. N 1559-1 "О ратификации Конвенции о правах ребенка" // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
К настоящему времени Конвенция о правах ребенка 1989 г. является признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней все страны - члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. Пятьдесят четыре статьи Конвенции закрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии со ст. 1 Конвенции является "каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее". Конвенция 1989 г. объединила разнообразные права ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые права человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взыскании алиментов <10>. -------------------------------- <10> Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. 2009. N 1. С. 95 - 96.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Несмотря на то что момент возникновения этого права не определен, Конвенцией подтверждено право ребенка на надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения (преамбула). Страны согласились, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться интересам ребенка (ч. 1 ст. 3), что подразумевает приоритет его прав и интересов и в случаях их противоречия правам и интересам любых других лиц <11>. -------------------------------- <11> Минаева М. М. Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка до и после рождения // Международное публичное и частное право. 2010. N 6. С. 11.
Институт международной защиты прав ребенка основывается на принципиальных правовых положениях отрасли международного публичного права "международное право прав человека" <12>. К основным принципам права прав человека относятся принцип уважения прав и свобод человека, принцип недискриминации и равенства, принцип универсальности прав человека, принцип равноправия и самоопределения народов и наций <13>. Помимо основных, данный институт регулируется специальными принципами международной защиты прав ребенка. -------------------------------- <12> Берлявский Л. Г. Международное право: Сборник научных трудов и учебно-методическое пособие. Saarbrucken: Lambert, 2012. С. 321. <13> Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова. М., 2007. С. 479 - 480.
Так, применительно к правам ребенка принцип недопустимости дискриминации наиболее полно раскрыт в ст. 2 (1) Конвенции о правах ребенка 1989 г., в которой установлено, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком "без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств". Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка. Впервые этот принцип упоминается в Декларации прав ребенка 1959 г., в которой указано, что при издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка (принцип 2). В отношении права ребенка на образование принцип 7 Декларации права ребенка сводится к тому, что "наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение". Данный принцип был отражен и в ст. 5(b) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. В статье 16 (1(d), (f)) данной Конвенции предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, "интересы детей являются преобладающими". Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г., также раскрывает данный принцип: при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 5). Непосредственно в качестве принципа данная норма закреплена в ст. 3(1) Конвенции о правах ребенка 1989 г.: во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Этот принцип нашел отражение и в других статьях Конвенции: 9(1, 3), 18(1), 21, 37(с), 40(2iii). На региональном уровне подобный принцип закреплен в статье 4(1) Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., в которой указано, что во всех действиях в отношении детей, предпринятых государственными властями или частными лицами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка <14>. Следует отметить, что реализация данного принципа на Африканском континенте осуществляется исключительно в отдельных странах. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. также воспроизвела данный принцип в статье 24(2) <15>. -------------------------------- <14> Африканская хартия прав и благополучия ребенка 11 июля 1990 г. // Официальный сайт Африканского союза http://www. africa-union. org/Official_documents/Treaties_Conventions_fr/CHARTEAFRICAINE-DROITSENFANTnew. pdf. <15> Хартия основных прав Европейского союза от 7 декабря 2000 г. // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 - 314.
Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. В качестве принципа эта норма нашла свое выражение в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 12(1) государства обязуются гарантировать ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст. 13). Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию. Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка. Этот принцип впервые появился в Конвенции о правах ребенка 1989 г., в соответствии с которой государства должны обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6(2)). Принцип особой защиты и охраны детей разрабатывался с довоенного времени. После Второй мировой войны данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь" (ст. 25(2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Международных пактах о правах человека 1966 г. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст. 10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст. 24(1)). Декларация прав ребенка 1959 г. предусматривает, что "ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита" (принцип 2). Конвенция о правах ребенка 1989 г. обязывает государства обеспечить ребенку "такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия" (ст. 3(2)). Вышеуказанные специальные принципы являются правовой основой, на которой базируются конкретные международно-правовые нормы по защите прав детей. Вместе с тем международные механизмы защиты прав ребенка нуждаются в постоянном совершенствовании, что подтвердила, в частности, неэффективная реализация Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г.
Название документа