Действие уголовного закона по кругу лиц
(Коняхин В.)
("Законность", N 12, 2004)
Текст документа
ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ПО КРУГУ ЛИЦ
В. КОНЯХИН
В. Коняхин, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Кубанского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор.
Анализ ст. ст. 11 - 13 УК РФ позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса физических лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Граждане Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 апреля 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" "под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей". Гражданами РФ являются: 1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу названного Федерального закона; 2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Гражданство РФ приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 19 апреля 2002 г. или международным договором РФ. Гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражданства РФ; б) по иным основаниям, предусмотренным упомянутым Федеральным законом или международным договором РФ.
Уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ) либо принципа гражданства (при совершении его за границей). Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К ним, в частности, относятся Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и др.
Иностранные граждане. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается "физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства". Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 33 Закона от 21 июня 2002 г. устанавливает, что "иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации". Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако по общему правилу это никак не отражается на объеме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждого из них. Все они несут уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве: территориального (при совершении преступления на территории РФ), реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ).
Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся прежде всего дипломатические представители иностранных государств: главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; первые, вторые и третьи секретари атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами.
В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т. д.
К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т. д. Их иммунитет ограничен, так как распространяется только на служебную деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом при совершении этими лицами преступления на территории РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Перечисленные лица объявляются персонами "non grate" (незаслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, аккредитующее государство может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц, что дает основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).
Лица без гражданства (апатриды). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. "Безгражданство" может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Уголовный закон (ч. ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства: постоянно проживающие на территории РФ и не проживающие постоянно на ее территории.
К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.
С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы). Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институту экстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.
Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.
Бипатриды, имеющие российское гражданство, обладают статусом гражданина РФ, а не имеющие указанного гражданства - статусом иностранного гражданина. Такой вывод получил четкое нормативное обоснование. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 апреля 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" "гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом". В ч. 2 ст. 62 Конституции РФ зафиксировано, что "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" в редакции Федерального закона от 23 мая 1997 г. беженцы - это иностранные граждане или лица без гражданства, которые покинули страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергаются преследованиям или имеют обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не могут или не желают пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.
В отличие от беженцев вынужденные переселенцы в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. являются, как правило, гражданами РФ, которые по тем же причинам покинули иностранное государство и прибыли в РФ или переселились из одного субъекта РФ в другой. Вынужденными переселенцами могут признаваться также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на законных основаниях, но по указанным причинам изменившие место своего постоянного жительства.
Что же касается лиц, получивших политическое убежище в РФ, то такой статус в соответствии с общепризнанными нормами международного права предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ). Согласно п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изменениями от 1 декабря 2003 г.), к этой категории относятся лица, ищущие убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Указанные лица пользуются на территории Российской Федерации правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Лица, преследуемые за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением, другим государствам не выдаются (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).
Таким образом, в плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам; беженцы - к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ; вынужденные переселенцы - к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ; лица, получившие политическое убежище в РФ, - к гражданам РФ.
Название документа