Конституционно-правовая ответственность Правительства Республики Таджикистан
(Гафуров М. С.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 7) Текст документаКОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН <*>
М. С. ГАФУРОВ
Гафуров Мехриддин Садридинович, адъюнкт Академии управления МВД России.
В статье анализируется проблема отсутствия четкого законодательного регулирования оснований конституционной ответственности Правительства РТ; предлагается внести соответствующие изменения как в Конституцию РТ, так и в Конституционный закон о Правительстве РТ с целью закрепления основных деликтов (оснований конституционной ответственности) в отношении Правительства РТ, а также условий и оснований освобождения Правительства РТ от ответственности.
Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность; Правительство РТ; конституционные деликты; конституционно-правовые санкции; конституционное правонарушение; освобождение от ответственности.
This article analyzes the problem of lack of clear legislative regulation of the constitutional responsibility of the Government of the Republic of Tajikistan, it is proposed to amend, because the Constitution of the Republic of Tajikistan, as well as the constitutional law of the Republic of Tajikistan in order to consolidate the major offenses (the constitutional responsibility) in respect of the Government of the Republic of Tajikistan, and as the grounds and conditions for exemption from liability of the Government of the Republic of Tajikistan.
Key words: constitutional and legal responsibility; the Government of RT; constitutional torts; constitutional and legal sanctions; the constitutional violation; the release from liability.
Статус Правительства РТ определен в Конституции РТ (глава 5), где сказано, что исполнительную власть в РТ осуществляет Правительство РТ. Основные положения о деятельности Правительства РТ закреплены в Конституционном законе от 12 мая 2001 г. N 28 "О Правительстве Республики Таджикистан" <1>. В соответствии с данным Конституционным законом Правительство Республики Таджикистан является органом исполнительной государственной власти. Правительство РТ, коллегиально осуществляя свою деятельность, возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их функционирование и согласованное взаимодействие (ст. 1). -------------------------------- <1> Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (в редакции Закона от 22.06.2003).
Ответственность Правительства РТ названа в качестве одного из принципов его деятельности (ст. 3 Конституционного закона о Правительстве РТ), однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа, немного. К числу данных норм можно отнести отмену актов Правительства РТ Президентом РТ (ст. 74 Конституции РТ, ст. 29 Конституционного закона о Правительстве РТ), признание нормативных актов Правительства РТ, которые не соответствуют Конституции РТ (ст. 89 Конституции РТ). Конституция РТ 1994 г. определяет ответственность Правительства РТ в целом, которая отображает относительно Правительства РТ такую санкцию, как его отставка. Принимает решение об отставке Президент РТ (ст. 74 Конституции РТ и ст. 10 Конституционного закона о Правительстве РТ). Сам по себе факт, что такое решение принимает глава государства, не вызывает возражений. Однако спорным является вопрос об основаниях привлечения Правительства РТ к ответственности. В частности, безусловное право Президента РТ по собственной инициативе без каких-либо оснований, состоящих в совершении тех или иных действий (в том числе и по поводу нарушения конституционных норм - что должно быть непременным признаком ответственности), отправить Правительство РТ в отставку подвергается справедливой критике <2>. Это несомненный пробел законодательства РТ: отсутствие четких оснований и порядка привлечения к конституционно-правовой ответственности Правительства оставляет слишком большое поле для усмотрения лица, применяющего меры ответственности, создает почву для злоупотреблений, нивелирует важнейший принцип неотвратимости наступления ответственности <3>. В научном мире существуют различные взгляды на характер подобного рода взаимоотношений между главой государства и Правительством. Для изменения ныне существующего положения Н. М. Колосова предлагает для отставки Правительства РФ по решению Президента РФ в качестве основания признать неисполнение или ненадлежащее исполнение Правительством своих конституционных обязанностей или злоупотребление ими <4>. А. В. Зиновьев полагает: в том случае, если инициатива отставки Правительства исходит от самого Правительства или Президента, включить в обсуждение данного вопроса парламент, мнение которого должно быть достоянием гласности <5>. -------------------------------- <2> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. N 4. Ст. 215; 2003. N 4. Ст. 152; 2008. N 1. Часть 1. Ст. 1; 2009. N 12. Ст. 50. <3> См.: Зиновьев А. В. Конституционная ответственность // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. N 4. С. 11. <4> Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. С. 77. <5> См.: Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 т. Т. 1: Основы теории конституционного права. М.: Весь мир, 2005. С. 293.
Если исключить расширительное толкование права Президента РТ отправлять в отставку Правительство РТ и основываться на положениях ст. 8 Конституционного закона о Правительстве РТ, определяющей основания освобождения Премьер-министра РТ от должности и освобождения от должности членов Правительства РТ (ст. 74 Конституции РТ), то можно сделать вывод, что у Президента РТ есть право отправить Правительство РТ в отставку на основании ст. 10 Конституционного закона о Правительстве РТ. В Конституционном законе о Правительстве РТ относительно конституционной ответственности следует предусмотреть следующие основания для отставки Правительства РТ решением Президента РТ: - неоднократное нарушение Конституции РТ, подтвержденное постановлениями Конституционного Суда РТ о признании актов Правительства РТ не соответствующими Конституции РТ; - систематическое нарушение законодательства и указов Президента РТ в течение шести месяцев, если о таких нарушениях было вынесено соответствующее решение Конституционного Суда РТ; - неоднократное неисполнение предписаний Конституционного закона о принятии в соответствующие сроки мер, необходимых для реализации закона, если не будет доказана невозможность исполнения закона по причинам, не зависящим от Правительства РТ, подтвержденная решением Конституционного Суда РТ; - непредставление Правительством РТ в недельный срок после назначения предложения о структуре государственных органов исполнительной власти Президенту РТ; - непредставление Правительством РТ кандидатур на должности первого заместителя и заместителей Премьер-министра РТ и министров Президенту РТ; - ненадлежащее выполнение функциональных обязанностей Правительства РТ. Таким образом, основанием для отставки Правительства РТ должно быть признано нарушение конституционных норм, а не личностные отношения между Президентом РТ и членами Правительства. Благодаря данному ограничительному механизму привлечения к ответственности Правительства РТ государственный орган исполнительной власти будет защищен от необоснованных мер ответственности. К тому же четко обозначенные основания для привлечения к ответственности будут способствовать стремлению Правительства РТ к выполнению возложенных на него обязанностей. Как уже было сказано, в качестве одного из оснований конституционно-правовой ответственности Правительства РТ должно быть неисполнение (ненадлежащее исполнение) данным органом власти своих конституционных обязанностей. Конституция РТ называет ряд обязанностей Правительства РТ, причем некоторые из них могут осуществляться совместно с Президентом РТ. Н. М. Колосова при привлечении Правительства к конституционно-правовой ответственности предлагает рассматривать только те обязанности Правительства (и соответственно их неисполнение), которые являются индивидуальными, не зависящими от воли Президента <6>. -------------------------------- <6> См.: Колосова Н. М. Указ. соч. С. 77.
При формулировании деликтов конституционно-правовой ответственности Правительства необходимо иметь в виду, что Правительство как орган исполнительной власти несет конституционно-правовую ответственность лишь в тех случаях, когда речь идет о нарушении им конституционно-правовых норм; возникновение правоотношений ответственности в сфере управления, не регулируемой нормами конституционного права, является реализацией административно-правовой ответственности <7>. -------------------------------- <7> Зиновьев А. В. Указ. соч. С. 11.
Нарушения Правительством РТ норм Конституции РТ и других источников конституционного права могут привести к следующим последствиям: - принятие Правительством РТ акта, противоречащего Конституции РТ, влечет признание Конституционным Судом РТ данного акта не соответствующим Конституции РТ и утратившим силу и (или) отмену данного акта Президентом РТ; - принятие Правительством РТ акта, противоречащего законам РТ и (или) указам Президента РТ, влечет отмену данного акта Президентом РТ и (или) признание Конституционным Судом данного акта не соответствующим вышестоящему по юридической силе акту и недействующим; - принятие Правительством РТ акта, противоречащего Конституции РТ и (или) законам, и (или) указам Президента РТ, повлекшего за собой массовые, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РТ, национальной безопасности РТ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РТ, влечет признание данного акта Конституционным Судом РТ не соответствующим Конституции РТ и утратившим силу или недействующим и (или) отмену данного акта Президентом РТ, а также возмещение причиненного ущерба в полном объеме за счет средств государственного бюджета. Помимо этого, могут быть и другие негативные последствия: - неисполнение бюджета РТ в точном соответствии с Законом Республики Таджикистан "О государственном бюджете Республики Таджикистан"; - незаконный отказ от осуществления полномочий, переданных органами государственной власти РТ на основе соответствующих соглашений; - непринятие в соответствии с законом мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; - неисполнение обязанности по обеспечению функционирования оборонного производства; - неисполнение обязанности по разработке и осуществлению мер по проведению единой политики цен; - неисполнение обязанности по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; - неисполнение обязанности по разработке и осуществлению мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; - неисполнение обязанности по организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечению материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РТ, других войск и воинских формирований РТ; - неисполнение обязанности по обеспечению социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РТ; - непринятие всех необходимых мер по охране Государственной границы РТ, повлекшее вооруженные столкновения и (или) гибель людей и (или) неоднократные незаконные массовые перемещения через границу; - неисполнение обязанности по официальному опубликованию постановлений Правительства РТ в соответствии с правилами, установленными законом; - отказ от представления информации Президента и Парламента РТ о ходе исполнения государственного бюджета в соответствии с конституционным законом или отказ от представления необходимой информации в установленные сроки Счетной палате РТ для осуществления ею контроля за исполнением государственного бюджета в порядке, установленном законом; - обеспечение исполнения судебных решений в недолжной мере, в том числе повлекшее за собой многочисленные обращения граждан в связи с неисполнением судебных решений; - неисполнение в соответствии с законом обязанности по осуществлению контроля над деятельностью министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти. Кроме обязанностей, установленных Конституционным законом о Правительстве РТ, в большинстве законов можно увидеть предписания к Правительству РТ об утверждении или принятии ряда правил. Конечно, неисполнение таких норм может стать основанием ответственности Правительства РТ. Необходимо четко определить еще ряд обязанностей Правительства РТ, за неисполнение которых должны последовать санкции. В качестве таковых можно назвать необеспечение финансирования в указанные Конституционным законом, законами сроки предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет государственного бюджета; нарушение сроков поступления финансовых средств в РТ в связи с исполнением закона о бюджете или иных финансовых обязательств Правительства РТ, предусмотренных Конституционным законом, законами, а также предоставления финансовых средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Санкцией должно стать признание работы Правительства РТ неудовлетворительной. Одной из важных обязанностей можно признать исполнение (реализацию) решения, принятого на референдуме. Конституционный деликт в отношении данной обязанности может быть представлен следующим образом. Неисполнение (нереализация) решения, принятого на референдуме, посредством принятия необходимых мер, направленных на реализацию данного решения, в том числе посредством внесения соответствующего законопроекта в Парламент, в срок не менее двух месяцев со дня официального объявления результатов референдума, влечет признание работы Правительства РТ неудовлетворительной. Таким образом, необходимо признать, что зафиксированные в Законе о конституционной ответственности конкретные нарушения обязанностей или злоупотребление правами являются безусловными основаниями ответственности. Причем необходимо предусмотреть и возможность обжалования предупредительной меры ответственности - признание работы Правительства РТ неудовлетворительной. Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: о присвоении Правительством властных полномочий следует говорить на основании фактов принятия им постановления, провозглашающего право Правительства РТ исполнять полномочия Президента РТ в ином порядке и (или) на ином основании, чем предусмотрено Конституцией РТ. При совершении указанного правонарушения Правительство РТ должно быть отправлено в отставку. Ответственность министров как членов Правительства должна быть дифференцирована по основаниям и правовой процедуре и отделена от ответственности иных должностных лиц ввиду огромного объема полномочий и особого характера деятельности членов Правительства. Одновременно это позволит защитить министров как от злоупотреблений со стороны главы государства, так и от политических нападок противников, которые могут инициировать их преследование по мнимым основаниям (особенно при "слабом" главе государства). А это, в свою очередь, способно гарантировать стабильность деятельности Правительства РТ и сделать его более независимым от произвола со стороны различных политических сил и высших должностных лиц государства. Необходимо законодательно определить основания конституционно-правовой ответственности Правительства РТ и его членов, ограничив эти основания нарушениями Конституции РТ, конституционных законов, иных нормативных актов, совершением уголовных преступлений, не дополняя размытыми и субъективными условиями, которые влекут за собой возможность злоупотреблений со стороны инстанций применения мер конституционно-правовой ответственности.
Название документа