Конституционный механизм взаимодействия национального и международного права
(Хижняк В. С.) ("Конституционное и муниципальное право", N 4, 2004) Текст документаКОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
В. С. ХИЖНЯК
Хижняк В. С., доцент кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной академии права.
Конституция - Основной закон государства, в котором наряду с основами внутригосударственной жизни закреплены и основы других правовых процессов, происходящих в государстве и за его пределами. Основы соотношения национального права России и международного права закреплены в главе 1 Конституции РФ, которая посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. В этой главе содержатся нормы, регулирующие не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность этих правовых норм образует конституционно-правовой институт "основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России. Эти же нормы лежат в основе правовой политики Российской Федерации по вопросу взаимодействия национального права России и международного права. Механизм взаимодействия национального и международного права - малоизученная современной правовой наукой категория. С развитием процесса глобализации и возникновением у международного и национального права все большего количества точек соприкосновения и общих сфер действия его теоретическое исследование приобретает актуальность. Взаимодействие внутригосударственного и международного права можно определить как согласованное действие двух правовых систем, обусловленное существованием общих для них целей и необходимое для их взаимного развития, а также предполагающее или не исключающее возможности существования у них общих сфер деятельности. Кроме того, взаимодействие характеризуется взаимным влиянием правовых систем. Можно выделить нормативно-правовой и организационно-правовой механизмы взаимодействия, которые могут быть реализованы как на национальном, так и на международном уровне. Механизм взаимодействия - такое же правовое явление, как механизм правового регулирования, механизм защиты прав и свобод и т. д. Термин "механизм", как правило, означает модельную логическую схему специально-юридического воздействия на социальные отношения (например, механизм правового регулирования) <*> или используется для характеристики инструментально-процедурных конструкций, таких, как механизм реализации права или механизм правоприменения <**>. -------------------------------- <*> Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Малько А. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. N 3. <**> Завадская Л. Н. Механизм реализации права. М., 1992; Решетов Ю. С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. Казань, 1980.
Следует согласиться с К. В. Шундиковым, что правовые механизмы - это объективно существующие регулятивные явления, достаточно распространенные в правовой системе. Они есть во многих отраслях законодательства. Можно говорить о механизмах подачи искового заявления, судебного разбирательства, формирования правительства, разработки законодательства и т. п. Любой правовой механизм - это комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме. Все элементы правового механизма находятся в логической взаимосвязи <*>. -------------------------------- <*> Шундиков К. В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Проблемы теории государства и права. 2002. N 3. С. 83.
Таким образом, можно говорить о том, что механизм взаимодействия национального и международного права также представляет собой систему взаимосвязанных элементов - юридических феноменов. Особенностью рассматриваемого механизма является то, что он использует элементы различных правовых систем, и от возможности их гармоничного сочетания зависит эффективность действия этого механизма. Реализация интересов государств достигается путем сближения юридических средств правового характера, т. е. сближения содержания нормативных предписаний обеих правовых систем. В происходящем в современном мире процессе глобализации такое сближение - необходимое явление. Интересы государств - основных субъектов также сближаются, "обрастают" взаимными связями. В свете этого необходимостью становится и унификация норм обеих правовых систем или же как минимум создание благоприятных условий для их взаимодействия в правоприменительной сфере. Что касается таких субъектов, как физические и юридические лица, то их интересы также могут быть достигнуты в ходе реализации механизма взаимодействия. Данные субъекты могут участвовать только в некоторых международных отношениях и при условии, что возможность их участия предусмотрена международным договором, а государство, гражданами которого они являются, выразило свое согласие на обязательность для него этого договора. Нормы международного права могут прямо применяться на территории государства, если это предусмотрено его конституцией. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрена такая возможность (ч. 4 ст. 15). В этом случае нормы международного права могут быть применены и к отношениям с участием физических и юридических лиц, реализуемых на территории государства. Таким образом, интересы субъектов могут быть реализованы на территории государства при урегулировании отношений с их участием нормами международного права или совместном урегулировании соответствующих отношений нормами международного и внутригосударственного права. Физических и юридических лиц можно рассматривать как бенефициариев, которые получают определенную выгоду от заключения государствами международных договоров. Для начала процесса взаимодействия международного и внутригосударственного права необходимо наличие юридического факта, т. е. наступление обстоятельств, при которых будет возможно такое взаимодействие. То есть значимым является возникновение условий, при которых, например, возможно регулирование отношений на внутригосударственном уровне нормами международного права и т. п. В правоотношениях, возникающих между государствами в процессе взаимодействия, у субъектов также есть права и обязанности. Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей <*>. Например, у государств могут быть обязанности по реализации норм международных договоров на своей территории или по приведению своего законодательства в соответствие с предписаниями норм международного права. У контрагента по международному договору, которым может быть и государство, и международная организация, есть право требовать добросовестного выполнения договора. Кроме того, определенные права могут закрепляться и за индивидами. -------------------------------- <*> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 478.
Механизм взаимодействия, на наш взгляд, включает: 1) нормативное предписание, устанавливающее возможность взаимодействия; 2) юридический факт, который позволяет начать процесс взаимодействия; 3) правоотношение, в котором есть права и соответствующие им обязанности; 4) влияние норм одной системы права на нормы другой в правотворческом процессе; 5) взаимодействие норм обеих систем в правоприменительном процессе. Национальное право может влиять на международное право через: 1) использование суверенных прав государства для оказания влияния на создание норм международного права; 2) участие в создании структур и организаций, действующих в международном праве; 3) влияние на создание институтов и отраслей, в чем-то соответствующих нормам внутреннего права; 4) свои устойчивые правовые потребности. В случае если у большинства участников международных отношений они сходны, возникает общий интерес, в результате происходит международное укрупнение предметов национального регулирования. Кроме того, виды правовых актов государства иногда копируются в структуре межгосударственных объединений. Исследователи отмечают двоякое влияние национального права на международное путем: 1) предопределения сущности и содержания последнего через нормы о внутренней и внешней политике; 2) воздействия на создание и осуществление норм международного права (порядок заключения международных договоров и т. п. ) <*>. -------------------------------- <*> Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 2. С. 209 - 211.
С другой стороны, у международного права также есть свои пути влияния на внутригосударственное право через механизмы согласования и имплементации. Таким образом, составляющими механизма взаимодействия являются механизм имплементации и механизм согласования, которые реализуются на внутригосударственном уровне. На международном уровне можно выделить такую составляющую механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права, как механизм взаимовлияния. Кроме того, неотъемлемым элементом механизма взаимодействия как на внутригосударственном, так и на международном уровне являются органы, участвующие в процессе взаимодействия. К ним относятся внутригосударственные, зарубежные органы государства, а также международные органы. Остановимся подробнее на механизме имплементации. В большинстве случаев имплементация норм международного права - это прерогатива суверенных государств, использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм. Под механизмом имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне мы понимаем совокупность национальных правовых и организационных средств, применяемых государством в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых в соответствии с международным правом обязательств. Содержание правовых и организационных средств обеспечения осуществления нормативных предписаний, вытекающих из международного права, в каждом государстве зависит, во-первых, от характера международно-правовых норм, а во-вторых, от особенностей внутригосударственной правовой системы. Рассматривая влияние правового содержания норм международного права на процесс их реализации на внутригосударственном уровне, следует отметить, что по характеру нормативных предписаний и возможности их применения внутри государства в нем содержится два вида норм - самоисполнимые и применяемые только в совокупности с нормами национального права или при их помощи. Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутренней правовой системы. Однако ряд признаков, прежде всего характеризующих его структуру, является общим для любого государства. Структура национального механизма имплементации включает в себя следующие элементы: 1) закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне; 2) систему государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств; 3) национальную правоприменительную практику; 4) организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного гуманитарного права. Национальная система нормативного обеспечения имплементации международного права составляет правовую основу осуществления международно-правовых предписаний на внутригосударственном уровне и включает в себя: 1) нормативные правовые акты общего характера (например, о соотношении международного и внутригосударственного права, о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров, об осуществлении правотворческой деятельности, компетенции государственных органов в области имплементации); 2) национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам (имплементационные правовые акты). Правовое содержание этих средств зависит прежде всего от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. Механизм имплементации на внутригосударственном уровне включает в себя и государственные органы, уполномоченные реализовывать обязательства, вытекающие из международного права. Государства, как правило, в законодательном порядке определяют систему специальных органов имплементации и в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всеми государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами. Обычно это органы государств, которые в пределах своей компетенции осуществляют внешние сношения, - главы государств, парламенты, правительства. Система органов, чьей функцией является имплементация, определяется конституцией государства, а также иными актами законодательства, регулирующими отношения по заключению, исполнению и денонсации международных договоров, по осуществлению правотворческой деятельности. Важнейшими элементами национального имплементационного механизма являются организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного права. По своему содержанию они представляют не связанные с дополнительным внутригосударственным правотворчеством меры организационно-распорядительного характера, которые принимаются государственными органами, юридическими и физическими лицами государства - участника международного договора с целью выполнения его положений. Такие меры могут предусматриваться как самим международным договором, так и определяться на внутригосударственном уровне. К числу этих мер могут относиться: проведение анализа национального законодательства с точки зрения его соответствия нормам международного права, организация различного рода совещаний, семинаров, распространение различными способами знаний о международном праве, информирование о ходе выполнения тех или иных положений международного права, совершение материально-технических действий и т. п. В ряде случаев в целях содействия процессу имплементации норм международного права могут создаваться национальные межведомственные комиссии или другие органы по координации деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Наличие внутригосударственного механизма имплементации норм международного права позволяет обеспечить полную, всестороннюю и своевременную реализацию принимаемых государствами международных обязательств. Имплементационные механизмы, применяемые государствами, зависят от того, к приятию какой из теорий о соотношении международного и национального права предрасположено их право. Регламентация соотношения международного и национального права стала неотъемлемым элементом современного конституционного законодательства. Анализ российского законодательства (прежде всего Конституции РФ, ФЗ РФ "О международных договорах Российской Федерации" <*> и др.) дает основание полагать, что конституционный имплементационный механизм норм международного права в России основан на признании общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров России частью ее национальной правовой системы. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Название документа