Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества

(Кобец П. Н.) ("Конституционное и муниципальное право", N 1, 2004) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

П. Н. КОБЕЦ

Кобец П. Н., кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается <*>. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью. -------------------------------- <*> См.: Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С. 26.

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Лица без гражданства (апатриды). Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России действует административная процедура так называемого выяснения гражданства. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) составляют категорию иностранцев, входящую в состав населения Российской Федерации. Термин "иностранец" поддерживается далеко не всеми российскими учеными. Законодательство Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации, связанные с регулированием правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, и т. п.) избегает применения термина "иностранец" вследствие его неопределенности и неоднозначности. В отдельных случаях отделение иностранных граждан от апатридов при рассмотрении их статуса обоснованно. В то же время во многих случаях отечественное законодательство и международные обязательства России не устанавливают различий в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволяет, по нашему мнению, с некоторыми оговорками употреблять термин "иностранец". В юридической литературе понятие "иностранец" имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы, например Л. Н. Галенская, трактуют термин "иностранец" как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л. Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М. М. Богуславский и С. С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства <*>. А. А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящих в гражданстве другого государства <**>. -------------------------------- <*> Богуславский М. М., Гридин С. С. Статус иностранцев в СССР. М., 1984. С. 24. <**> Богуславский М. М., Рубанов А. А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962. С. 4.

По мнению Т. Н. Кирилловой, иностранцем является "лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами" <*>. В данном случае напрашивается вывод, что постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев нельзя относить к этой категории, так как их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна. -------------------------------- <*> Кириллова Т. Н. Общее положение гражданской правосубъективности иностранцев в СССР // Правоведение. 1966. N 1. С. 105.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. N 30. С. 3032. Статья 2.

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания. На это обстоятельство указывает Н. В. Витрук, который пишет: "Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно иностранца. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин" <*>. -------------------------------- <*> См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. С. 162.

Правовой статус - это емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т. д. То же самое можно сказать и об иностранцах. Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации" <*>. -------------------------------- <*> См.: Конституция Российской Федерации. 1993. С. 22.

В России в специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года. Статья 1 Федерального закона гласит, что данный Закон определяет правовое положение иностранных граждан, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. N 30. С. 3032. Статья 1.

С учетом вышеизложенного под понятием "иностранный гражданин" подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" содержится объединяющий эти категории лиц признак - они не имеют гражданства Российской Федерации. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство иностранный гражданин должен подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность вступления этих лиц в российское гражданство. На основании ст. 13 и 14 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. обычным условием получения гражданства нашей страны является проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением следующих случаев: а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР; б) состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации; г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; д) предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации; е) признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом; наличие хотя бы одного из перечисленных положений дает основание для сокращения срока проживания на территории Российской Федерации и приема в гражданство Российской Федерации до одного года <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. N 22 от 3 июня 2002 г. С. 2031.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации помимо внутреннего законодательства определяется международными соглашениями и договорами. Это ряд международных договоров в области правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о которых будет упомянуто далее. Исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлено прежде всего политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств. Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике <*>. -------------------------------- <*> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 68 - 69.

Согласно п. 4 статьи 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 50. С. 4872.

Предусматривается, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законодательством, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах допускается возможность ограничения передвижения иностранных граждан и свободы выбора ими места жительства в случаях, если это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Статья 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. Таковым является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. N 30. С. 3032. Статья 10.

Законодательное урегулирование основных вопросов въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан определено в Федеральном законе "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Федеральный закон N 7-ФЗ от 10 января 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" направлен на ужесточение отдельных положений, касающихся порядка пересечения государственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию. Законом устанавливаются виды виз (обыкновенная, дипломатическая, служебная и так далее), основания и порядок их выдачи и продления. При этом постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства смогут свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию без виз на основании документов, удостоверяющих их личность, и видов на жительство либо разрешений на временное проживание. Кроме того, расширяется перечень оснований, по которым иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен (не разрешается) въезд в Российскую Федерацию (если при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они депортировались или выдворялись за пределы Российской Федерации и так далее). Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты. По действующей Конституции Российской Федерации гарантируется соблюдение прав и свобод личности. Как гласит ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией <*>. -------------------------------- <*> См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 9.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется объемами их правоспособности и дееспособности, важнейшими составляющими которых являются гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность. По нашему мнению, к иностранным гражданам применяются национальный и специальный режимы пребывания, и применение одного режима не исключает применения другого. Эти режимы действуют одновременно и в совокупности составляют правовой режим пребывания в стране иностранных граждан, который определяет действие их правового статуса. Как было отмечено, действующее законодательство целиком опирается на основополагающий принцип национального режима, в связи с чем дифференциация между гражданами России и иностранными гражданами имеет важное значение ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Так, ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяет действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными правовыми актами <*>. Статья 62 Конституции Российской Федерации не только формулирует этот принцип, но и устанавливает механизм его действия в случае необходимых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором. -------------------------------- <*> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995. С. 16.

Правовыми актами, содержащими основы регулирования защиты гражданских прав иностранных граждан и лиц без гражданства, выступают международно-правовые соглашения, заключенные еще СССР, а теперь Российской Федерацией в порядке правопреемства. Статья 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определяет, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации может определяться также на основании международных договоров Российской Федерации <*>. Эта статья служит подтверждением того, что законодательная норма, содержащаяся в ней, означает, что при наличии международного договора, определяющего правовой статус иностранных граждан, правовое положение иностранцев в нашей стране определяется положениями этого международного договора путем издания специального правового акта. Так, в ст. 19 Закона о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров на территории СССР подчеркивается, что международные договоры СССР подлежат неукоснительному соблюдению в соответствии с нормами международного права. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. N 30. С. 3032. Статья 3.

Таким образом, в формуле нормы, содержащейся в ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, практически содержится двойная общая (не привязанная к конкретному договору или закону) отсылка к международному договору и российскому законодательству, отсылка к международному договору через соответствующий российский законодательный или иной правовой акт. Статья 3 Закона прямо указывает, что международные договоры регламентируют правоохранительную деятельность, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а иногда и являются источниками права. В связи с неоднородностью различных групп иностранных граждан на территории России, отличиями в целях пребывания этих лиц, временем их пребывания и т. д. в юридической литературе делались попытки классифицировать группы иностранцев по тем или иным родовым признакам. Классификацию групп иностранцев дает Б. В. Щетинин <1>. Довольно полную классификацию проводит В. Д. Яворский, рассматривая три основные группы иностранцев <2>. Иностранцы могут быть подразделены на ряд основных групп с учетом использования конкретных критериев, утверждают А. М. Арбузкин и О. Ф. Мураметс и дают классификацию групп иностранцев <3>. Н. В. Витрук предлагает свою классификацию иностранцев только с точки зрения действия юрисдикции государства <4>. -------------------------------- <1> См.: Щетинин Б. В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1974. С. 197 - 198. <2> См.: Яворский В. Д. Правовое положение иностранцев в СССР. Автореф. канд. дис. Киев, 1977. С. 7 - 8. <3> См.: Арбузкин А. М., Мураметс О. Ф. Принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев. М., 1979. С. 5 - 6. <4> См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. С. 163 - 165.

Наиболее полная и объективная классификация дается В. Ф. Цепелевым, который всю совокупность находящихся в стране иностранцев классифицирует следующим образом <*>. -------------------------------- <*> См.: Цепелев В. Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 6.

1. По характеру правовой связи с государством гражданства (подданства) выделяются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). 2. По степени подчиненности юрисдикции государства пребывания различаются: а) иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции принимающего государства, в частности: иностранные граждане, не обладающие какими-либо иммунитетами и привилегиями; лица без гражданства; политические эмигранты; журналисты. Причем журналисты выделены в силу их особого социально-правового положения с учетом Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых документов; б) иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции государства пребывания. Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом; лица, обладающие иммунитетом частично в силу многосторонних соглашений; лица, обладающие иммунитетом частично на основе двусторонних соглашений с зарубежными странами. 3. По длительности пребывания иностранцев в стране можно выделить: а) кратковременно пребывающие в стране: иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического, культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации; члены бригад международных поездов; б) длительно пребывающие в стране: иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям; представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты; в) постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство и прописку, как правило работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты, получившие убежище в стране. 4. По цели пребывания иностранные граждане делятся на: а) прибывших по служебным делам с целью осуществления дипломатических или консульских функций, политических, деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, журналистских поручений, на учебу, стажировку, практику и т. д.; б) прибывших по общественным делам; в) прибывших по частным (личным) делам в качестве туристов, по приглашениям родственников, знакомых и т. п.; г) следующих транзитом через территорию бывшего СССР. Такой метод классификации, по нашему мнению, наиболее обоснован. Безусловно, таким делением нельзя охватить все многообразие правовых систем, существующих в мире, и всей сложной системы международных соглашений по вопросам правового статуса населения. И тем не менее это схематичное деление имеет важное значение при решении огромного числа вопросов, возникающих в области публичных и в области частных правоотношений, как на внутригосударственном, так и международном уровне. Основное значение такого разделения заключается, по нашему мнению, в установлении количества и конкретном определении правовых систем, распространяющих свое действие на иностранцев. С решением данного вопроса связана проблема определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, при рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и, следовательно, могут быть выделены условно-теоретически. С учетом этого и изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне Российской Федерации, а также иными актами международного права.

Название документа