Российские перспективы антикоррупционной конвенции
(Сухаренко А.) ("ЭЖ-Юрист", 2013, N 26) Текст документаРОССИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОНВЕНЦИИ
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
Достижение поставленных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) целей требует решения государствами-членами ряда задач, направленных на свободное развитие торговли и инвестиций в условиях международной конкуренции, к числу которых относится совместное противодействие коррупции. Каковы же последствия ратификации Россией антикоррупционной Конвенции ОЭСР, присоединение к которой является обязательным условием приобретения членства в этой организации?
39-я по счету
Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция) была принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года. Данная Конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Присоединение к Конвенции является одним из условий вступления в ОЭСР. Сегодня участниками Конвенции являются не только все государства - члены ОЭСР (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония), но и Аргентина, Болгария, Бразилия и ЮАР, которые не являются ее членами. Несмотря на столь обширную географию, не все страны применяют положения Конвенции. За все время ее действия лишь в 13 странах имели место случаи привлечения к уголовной ответственности за подкуп иностранного должностного лица: 164 физических и 59 юридических лиц <1>. -------------------------------- <1> Хамраев В. Дума одобрила международную борьбу с подкупом иностранцев // Коммерсант. 14.01.2012.
В соответствии с Конвенцией государства-члены обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за "умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ" иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки. Наряду с этим должна быть также установлена ответственность юрлиц за подобные действия. Для ее реализации необходим эффективный механизм оказания взаимной правовой помощи при осуществлении уголовного расследования в отношении физических лиц и не уголовного судебного преследования юрлиц за преступления и административные правонарушения, касающиеся подкупа иностранных должностных лиц. МИД России 6 февраля 2009 года уведомил генсека ОЭСР А. Гурриа о намерении России присоединиться к Конвенции и направил в ОЭСР соответствующую заявку. Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок признала, что российское законодательство соответствует положениям Конвенции с учетом Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". При этом были приняты во внимание пояснения российской делегации по следующим вопросам: 1) максимальное наказание за дачу взятки иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника - штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки; 2) предусмотренное п. 1 ст. 1 Конвенции предложение или обещание предоставления иностранному должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества либо услуг имущественного характера, иных имущественных прав по российскому законодательству является деянием, создающим условия для совершения преступления, и подлежит уголовному преследованию как приготовление к даче взятки; 3) в соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции в России ответственность юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц установлена ст. 19.28 КоАП РФ; 4) под неправомерными имущественными или иными преимуществами, указанными в ст. 1 Конвенции, понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество либо услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление турпутевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.), либо иные имущественные права (занижение стоимости передаваемого частным компаниям имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т. п.); 5) в соответствии с Рекомендациями Совета ОЭСР от 25.05.2009 средства, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц или используемые для этих целей, и любые другие расходы, понесенные в связи с совершением правонарушений, предусмотренных Конвенцией и законодательством РФ, не освобождаются от налогообложения (ст. ст. 171, 217 НК РФ). На 50-й, юбилейной, министерской конференции ОЭСР, которая прошла 25 мая 2011 года, состоялся обмен письмами о вступлении РФ в Рабочую группу. Президент России 1 февраля 2012 года подписал Федеральный закон N 3-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок". В свою очередь, 17 февраля заместитель главы МИД России А. Денисов передал генсеку ОЭСР А. Гурриа акт о присоединении России к Конвенции ОЭСР, а спустя 60 дней РФ стала 39-й страной - участницей данной Конвенции. Реализация Конвенции потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в сумме до 100 тыс. евро ежегодно в качестве взносов для обеспечения участия России в деятельности Рабочей группы. Уплата указанных взносов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МИД России в федеральном бюджете на соответствующий год <2>. -------------------------------- <2> Граник И. Борьба с коррупцией начнется издалека // Коммерсант. 20.02.2012.
Существующие риски
Как результат присоединения России к Конвенции - возникновение рисков, связанных с изменением важнейших правовых институтов, пересмотром ряда ключевых положений российского уголовного законодательства и отказом от ряда устоявшихся подходов к его применению. С этой точки зрения наиболее проблемными представляются следующие рекомендации: - введение уголовной ответственности юрлиц; - недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц; - увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам <3>. -------------------------------- <3> Здесь и далее доклад НИУ - ВШЭ "Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий". М., 2013.
Введение уголовной ответственности юрлиц. Реализация данной рекомендации потребует пересмотра действующего подхода к установлению уголовной ответственности. Сегодня обязательным условием для привлечения к ответственности является вина, понимаемая как психическое отношение лица к совершенному им деянию. Общим условием уголовной ответственности является вменяемость лица, то есть способность осознавать свои действия и руководить ими. В рамках принятой уголовно-правовой традиции юрлица такими свойствами не обладают. Отказ от этого принципа повлечет масштабный пересмотр всего законодательства с трудно предсказуемыми последствиями. Изменения также затронут УПК РФ, ориентированный исключительно на физических лиц. Следует учитывать, что возможность применения мер уголовной ответственности к юрлицам может быть использована в качестве инструмента недобросовестной конкурентной борьбы и, в свою очередь, стимулировать совершение коррупционных преступлений недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов. Недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц. Практика раскрытия и расследования коррупционных преступлений показывает, что институт деятельного раскаяния имеет большое значение. Латентная природа коррупционных преступлений значительно затрудняет их выявление. Поэтому содействие лиц, причастных к их совершению, позволяет не только получить труднодоступную информацию о деталях реализации коррупционных схем, но и осуществить ряд оперативно-розыскных мероприятий. Возможность освобождения от уголовной ответственности является важнейшим стимулом к сотрудничеству со следствием. Ликвидация указанного правового института может привести к отказам в содействии со стороны коррупционеров и, как следствие, к общему снижению эффективности работы правоохранительных органов на данном направлении. Увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам. Увеличение срока давности для отдельных преступлений в рамках действующего законодательства может быть осуществлено несколькими способами. Во-первых, для отдельных видов преступлений могут быть сделаны исключения из общих правил. Такой подход в целом противоречит принципам уголовного законодательства РФ и чреват несогласованностью подходов к применению мер уголовной ответственности. Во-вторых, сроки давности могут быть увеличены пропорционально для всех категорий преступлений. Принятие такого решения имеет непредсказуемые последствия, выходящие далеко за рамки противодействия коррупции (в частности, увеличение нагрузки на правоохранительную систему). В-третьих, для такого состава преступления, как дача взятки, может быть увеличено максимальное наказание в виде лишения свободы, что приведет к увеличению существующей нагрузки на пенитенциарную систему.
Конец черной бухгалтерии
В феврале 2013 года был опубликован законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Как следует из пояснительной записки, документ призван привести "в соответствие с Конвенцией по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21.11.1997 и пересмотренными рекомендациями Совета по мерам борьбы со взяточничеством в международных деловых операциях от 23.05.1997 (приложение к Конвенции) Закон о бухучете в части применения надлежащих мер в отношении организации ведения бухучета с целью эффективной борьбы с подкупом должностных лиц иностранных государств". Согласно проекту регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах не допускается. При этом под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), а под притворным - объект, отраженный в бухучете вместо другого с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Отвечать за эти и другие правонарушения придется не только бухгалтерам, но и сотрудникам предприятия, отвечающим за хозяйственные вопросы. Так, работник, ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Бухгалтеры в данном случае не несут ответственности за правильность оформления фактов хозяйственной жизни <4>. -------------------------------- <4> Бух по "черному" учету // Российская газета. 19.02.2013.
Российская практика
Несмотря на ряд громких зарубежных разоблачений <5>, российские власти весьма избирательно используют иностранные материалы. Так, Следственный комитет РФ продолжает расследование двух уголовных дел, возбужденных в ноябре 2010 года против должностных лиц МВД и спецгаража ФСО по фактам хищения денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием при заключении контрактов на поставку автомашин Mercedes-Benz для госнужд. В указанных делах фигурирует компания "ЗАО Даймлер-Крайслер Автомобили Россия" (ныне - "Мерседес-Бенц Россия"), ранее оштрафованная в США на 27,3 млн. долл. за подкуп российских чиновников. Общая сумма взяток, выплаченных компанией за 2000 - 2005 годы в России, превысила 5 млн. евро <6>. -------------------------------- <5> Оверченко М. Siemens отлучена от проектов ВБ за взятки // Ведомости. 03.07.2009; Старостина Н. Diebold заподозрили во взятках в России // РБК-Daily. 01.11.2010; Алексеев А. Panalpina заплатит штраф за взятки российским таможенникам // Ведомости. 08.11.2010. <6> Известия. 25.04.2012.
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы (Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297) Генеральной прокуратуре России совместно с заинтересованными федеральными госорганами предписано проанализировать практику применения законодательства в части, касающейся ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок. О результатах необходимо доложить в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Несмотря на указанные спорные моменты и риски, присоединение России к Конвенции ОЭСР, а также реализация значительной части рекомендаций ОЭСР по различным аспектам противодействия коррупции способны оказать позитивное воздействие на российское антикоррупционное законодательство. Принятие Россией соответствующих международных обязательств стимулирует к более детальной проработке правовых актов в данной сфере (например, в части урегулирования конфликта интересов) и к применению новых антикоррупционных инструментов (в частности, механизмов защиты заявителей о коррупции). Присоединение к Конвенции ОЭСР также способствует более активному внедрению антикоррупционных стандартов в частном секторе.
Название документа