Применение в РФ международных норм, регламентирующих вопросы выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора

(Курушина Е. В.) ("Российский следователь", N 11, 2002) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ В РФ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ВЫДАЧИ ЛИЦ ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Е. В. КУРУШИНА

Курушина Е. В., адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Среди международных источников, определяющих и регламентирующих нормы выдачи лиц, можно выделить международные конвенции и соглашения РФ, которые предусматривают возможность выдачи лиц, совершивших преступления, в соответствии с порядком и на условиях, закрепленных установленными нормами договаривающихся сторон, а также внутреннее законодательство РФ (Конституция РФ, УК, УПК РФ), нормативные акты, в одностороннем порядке определяющие общие правила выдачи преступников, и учреждения, связанные с организацией выдачи лиц. Исследование и оценка норм, закрепленных в международных документах, показывают, что унифицированных правил выдачи практика РФ и зарубежных государств не имеет. Основания, порядок и условия выдачи могут быть определены согласно заключенным соглашениям, а также в соответствии с принципами взаимности, если между договаривающимися сторонами не существует соответствующего международного договора. В международном праве предусматривается три вида выдачи лиц: для уголовного преследования - привлечение к уголовной ответственности; для исполнения приговора; выдача лица на время. Нормативно-правовая база РФ, затрагивающая вопросы обеспечения выдачи лиц, достаточно несовершенна. Нормы о выдаче можно встретить в различных актах РФ, но определяются данные нормы не совсем в соответствии с международными актами. С учетом исследований российских и зарубежных ученых, посвященных данной проблематике, предлагается разработать и принять консолидированный нормативный акт в виде федерального закона о выдаче, о международном сотрудничестве и взаимодействии или закон по отдельным направлениям взаимодействия в данной сфере. Представляется целесообразней и эффективней доработать УПК РФ, в котором должны содержаться дополнительные правила о выдаче, затрагивающиеся международными актами (см. далее). Согласно ст. 61 Конституции РФ российские граждане выдаче иностранному государству не подлежат. Нормами Конституции РФ не предусматривается обеспечение выдачи для исполнения приговора. В них объявлены только самые основные основания отказа в выдаче аналогичных нормам различных международных соглашений: невыдача российских граждан, невыдача лиц за совершение деяний, не являющихся преступлениями, и невыдача лица, преследуемого за политические убеждения <*>. -------------------------------- <*> См.: Конвенция о борьбе с захватом заложников от 1979 г. // Сб. международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Изд-во "Спарк", 1996.

Уголовно-процессуальный, уголовный законы РФ пошли по пути объединения, установления и последующей реализации международных норм, регулирующих область вопросов выдачи в своих непосредственных законах и нормативных актах, в частности гл. 54 УПК РФ, ст. 13 УК РФ. Исследуя ст. 13 УК РФ, можно прийти к выводу, что правила указанной статьи не совсем совпадают с международными положениями. Норма, закрепленная в ч. 2 ст. 13 УК РФ, нуждается в уточнении и вступает в противоречие с положениями международных документов. В ней говорится: "...иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству..." Некоторые международные акты предусматривают случаи выдачи иностранцев и лиц без гражданства за совершение преступления не только за пределами России - в иностранном государстве, но и на ее территории <*>. -------------------------------- <*> См.: ст. 9 Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., ст. 16 Конвенции о преступлениях и некоторых других деяниях, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. // Сб. международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Изд-во "Спарк", 1996.

Далее ч. 2 ст. 13 УК РФ содержит норму: указанные категории граждан выдаются иностранному государству "для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ". Однако международно-правовыми положениями о выдаче допускаются определенные случаи экстрадиции для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, а не для отбывания наказания. Согласно международным конвенциям лицо может быть передано (а не выдано) другому государству для отбывания наказания в случае осуждения к лишению свободы. Из этого следует вывод, что уголовно-процессуальный закон должен закреплять данное международное положение, и его необходимо дополнить правилом, что выдача лица производится и для приведения приговора в исполнение. УПК РФ в главе 54 "Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора" регламентирует аспекты, связанные с экстрадицией. Уголовно-процессуальный закон РФ устанавливает аналогичные международным нормам основания, порядок и условия обеспечения и проведения всех выделенных ими видов выдачи лиц, совершивших преступления. Тем не менее не все уголовно-процессуальные нормы отвечают требованиям международных обязательств в рамках осуществления выдачи и нуждаются в доработках и уточнениях. Для РФ существенное значение в вопросах обеспечения выдачи лиц имеют положения Минской конвенции 1993 г. и Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней. Указанные Конвенции содержат перечень общих оснований, условий и порядка выдачи, но в некоторых вопросах не совпадают. Нормы Конвенций предусматривают выдачу лиц в связи с уголовным преследованием и для исполнения вынесенного приговора, вступившего в законную силу, а также обязательную выдачу, выдачу на время и на определенных условиях. Конвенция вобрала в себя требования международных актов и отразила общие условия обеспечения выдачи. Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. основания для выдачи ограничены несколькими видами преступлений и другими условиями. В случае отказа в выдаче по просьбе страны, возбудившей уголовное преследование, предусматривается возбуждение уголовного дела органами государства, отказавшего в выдаче, по материалам уголовного дела, переданного запрашивающей стороной. Здесь применяется норма о невыдаче собственных граждан, установленная в ч. 1 ст. 7 Конвенции. Выдаче подлежит также лицо, совершившее ряд преступлений, если хотя бы одно из них наказуемо лишением свободы на срок, отвечающий условиям выдачи. Отсюда следует, что запрашивающее государство заранее получает разрешение на выдачу лица и последующее привлечение его к уголовной ответственности за совершение деяния, не влекущего за собой выдачу. Документом, влекущим возникновение международного взаимодействия между странами по вопросам выдачи, для правоохранительных органов РФ является запрос о выдаче лица для привлечения его к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории другой стороны, или для приведения приговора в исполнение. Занимаясь мероприятиями, связанными с удовлетворением требования о выдаче, важно установить наличие или отсутствие оснований, влекущих выдачу, в частности выдачу обязательную, на время или отсрочку в выдаче. Итоговое решение в связи с данным вопросом принимается постановлением, которое после утверждения надзирающим прокурором вместе с другими материалами по делу направляется в Генеральную прокуратуру РФ для принятия решения о выдаче лица. Согласно международным нормам к запросу об обеспечении выдачи должны прилагаться: заверенные копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого, приговора суда, вступившего в законную силу, и справка о неотбытом сроке наказания, оригинал или заверенная копия постановления следователя или определения суда об избрании меры пресечения - заключения под стражу с указанием обстоятельств преступления и его юридической квалификации. Требуется также постановление об этапировании, санкционированное прокурором <*>. -------------------------------- <*> См.: Бирюков П. Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации. Воронеж, 2000. С. 115 - 116.

Раздел УПК РФ, посвященный международному сотрудничеству, во многом соответствует Минской конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Дополнительным протоколам N 86 1975 г. и N 98 от 1978 г. и другим договорам РФ с зарубежными государствами. Вместе с тем УПК РФ не закрепил некоторые важные положения, касающиеся выдачи. Из содержания ч. 1 ст. 460 УПК РФ не совсем ясно: в отношении каких категорий граждан Россия может направить запрос о выдаче, в каких предусмотренных международными нормами случаях? Правоохранительными органами РФ запрос о выдаче направляется при наличии у лица гражданства РФ, а также в отношении лиц без гражданства или иностранцев, но только если они не имеют гражданства государства, в котором они находятся, являются гражданами третьего государства и совершили деяния, направленные против интересов России. Запрос о выдаче может направляться в отношении совершения преступлений не только на территории РФ, но и когда Россия может осуществлять в отношении лица уголовную юрисдикцию, когда российские граждане являются потерпевшими от преступления. До направления запроса о выдаче по делу необходимо назначить экспертизы, получить заключения экспертов. Обоснование выдачи должно содержать необходимые ссылки на доказательства совершения преступления именно этим лицом и достоверные сведения о его местонахождении. Ч. 4 ст. 460 УПК РФ в числе реквизитов запроса о выдаче не предусматривает всех элементов. В частности, наименование и адрес компетентного органа запрашиваемого государства, сведения о полученных доказательствах, указания на необходимые нормы законов запрашивающего государства с достаточными ссылками и некоторые другие сведения. Ч. 5 ст. 460 УПК РФ не перечисляет в числе требуемых к запросу дополнительных документов: мотивированное заключение ПВС службы ОВД о наличии у лица гражданства, постановление об этапировании, санкционированном прокурором, а при необходимости возможности предоставления дополнительных документов, материалов и сведений. Некоторые затруднения у сотрудников правоохранительных органов вызывает применение на практике международных норм, определяющих основания отказа в выдаче лиц, так как не все абсолютные и относительные основания отказа закреплены в ст. 464 УПК РФ. В международном праве существует два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные - при наличии данного вида оснований выдача никогда не может быть произведена; и относительные - вопрос о выдаче оставлен на усмотрение органов запрашиваемой страны <*>. Сложившаяся международная практика отличается большим разнообразием оснований отказа в выдаче <**>. -------------------------------- <*> См.: ст. 3 - 11 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. // Сб. международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Изд-во "Спарк", 1996. <**> Ст. 61, 62 Минской конвенции стран СНГ 1993 г.; ст. 70 Международного договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова 1993 г.; ст. 11 Международного договора между РФ и КНР о выдаче 1995 г.

Сложным для практики является вопрос о соблюдении прав лица, подлежащего выдаче, на защиту и порядок взятия лица под стражу для обеспечения выдачи. Реализация и применение этих действий в уголовно-процессуальном праве затруднены. Не предусматриваются процедуры по обеспечению защиты и порядку избрания меры пресечения для обеспечения возможной выдачи и в международных договорах РФ. Нормы международного права различают два вида взятия лица под стражу для обеспечения выдачи - для привлечения к ответственности и исполнения приговора. Выдачу следует считать одним из оснований для ареста лица на территории иностранного государства, так как там его вправе заключить под стражу в связи с выдачей. Зарубежная страна в указанной ситуации является лишь исполнителем запроса другой страны. Выданное лицо подпадает под действие юрисдикции запрашивающей стороны. Согласно ст. 60 Конвенции 1993 г. предусматривается: по получении требования о выдаче запрашиваемая сторона немедленно принимает меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена. К запросу о выдаче должна быть приложена копия постановления о применении меры пресечения - взятия под стражу с описанием деяния, составляющего преступление, или ордер на арест, заверенная копия приговора - в выдаче для исполнения приговора. Европейская конвенция о выдаче 1957 г. устанавливает, что предварительное задержание может быть прекращено, если в течение 18 дней после ареста запрашиваемая сторона не получила запроса о выдаче и документов, предусмотренных ст. 12. В любом случае этот период не превышает 40 дней с момента такого задержания. Возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемая сторона принимает любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица. Лицо, требуемое для выдачи, по запросу может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче. Основанием для ареста в таких случаях является розыск обвиняемого в связи с совершением им тяжкого преступления, влекущего выдачу. В запросе должна содержаться ссылка на постановление об избрании меры пресечения (ареста) или на приговор, вступивший в законную силу. Обязательным условием применения заключения под стражу является немедленная передача ходатайства об аресте лица кратчайшим методом в ограниченные сроки, в котором указывается, что запрос о выдаче будет дополнительно направлен незамедлительно. О задержании и аресте лица до получения запроса о выдаче необходимо уведомить запрашивающие государства <*>. -------------------------------- <*> Сб. международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Изд-во "Спарк", 1996.

В соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и другими международными договорами лицо, взятое под стражу до получения запроса о выдаче, должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение одного месяца со дня ареста. Указанный срок может быть продлен на 10 - 15 дней, если до его истечения от запрашивающего государства поступит соответствующее мотивированное ходатайство. Задержанное лицо до получения требования о выдаче должно быть освобождено, если запрос не поступит в течение срока, предусмотренного для задержания законом страны, где такое лицо задержано. Вопросы, касающиеся оснований, условий и порядка задержания в Российской Федерации, урегулированы в ст. ст. 91, 92 УПК РФ. Статья 91 устанавливает четко определенное число оснований для задержания. Основания задержания, содержащиеся в международных договорах, в уголовно-процессуальных нормах РФ не перечисляются. Рассматривая содержание указанной нормы УПК РФ, видим, что в РФ лицо, совершившее преступление на территории иностранного государства, может быть задержано только тогда, когда оно пыталось скрыться или не имеет постоянного места жительства либо если не установлена личность подозреваемого, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В данном случае возникает коллизия внутригосударственных уголовно-процессуальных норм с международно-правовыми нормами. В УПК РФ в качестве основания заключения под стражу и задержания среди прочих оснований для избрания меры пресечения, перечисленных в ст. 91, 97 УПК РФ, должно быть указано о наличии "любых сведений, свидетельствующих о том, что лицо совершило преступление, влекущее за собой его выдачу по запросу иностранного государства". Вместе с тем, как мы видим, ст. 466 УПК РФ учитывает далеко не все необходимые обязательства по международным договорам о правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства. В уголовно-процессуальном законе отсутствуют нормы о возможном применении запроса о выдаче, в качестве основания для заключения лица под стражу, задержании подозреваемого, не предусматривается право заключенного лица на судебное обжалование ареста, производимого в целях выдачи, и судебную проверку законности и обоснованности ареста. Устанавливается срок содержания под стражей, не превышающий предельный срок, - ст. 109 УПК РФ. Тем не менее там не закреплены сроки содержания лица под стражей, согласно Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Минской конвенции 1993 г., не гарантируется исполнение обязанности Генерального прокурора освобождать лицо из-под ареста в случае, если выдача не состоится. УПК не реализует и такого права арестованного лица, предоставленного ему международными актами, как встреча и разговор с представителем государства, гражданином которого он является. Таким образом, представляется возможным установить в УПК РФ дополнительные нормы, затрагивающие права выдаваемого лица: - при получении от иностранного государства запроса о выдаче Генеральный прокурор РФ или его заместитель немедленно решает вопросы о необходимости избрания меры пресечения лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, за исключением тех случаев, когда согласно Конституции РФ и международным обязательствам РФ выдача не может быть обеспечена; - если в течение 30 суток выдача не состоялась, лицо, содержащееся под стражей, подлежит освобождению по постановлению прокурора; - в случае если запрос о выдаче не включает в себя всех необходимых для осуществления выдачи данных, Генеральная прокуратура РФ должна направить запрос о передаче дополнительных данных. Если компетентные органы иностранного государства не предоставят дополнительных данных в течение 30 дней, лицо, заключенное под стражу, должно быть освобождено; - в необходимых случаях, согласно международным договорам РФ, выдаваемое лицо может содержаться под стражей до получения запроса о выдаче - по просьбе иностранного государства. Просьба может быть передана по почте, телеграфу или телефаксу. В ней должно быть указано, что запрос о выдаче будет выслан в ограниченные сроки (незамедлительно); - лицо, заключенное под стражу в целях обеспечения его возможной выдачи, имеет право на обжалование в судебном порядке законности и обоснованности избранной в отношении его меры пресечения - ареста с последующим утверждением, изменением или отменой судьей данной меры. Арестованное по просьбе иностранного государства лицо должно быть освобождено, если в течение одного месяца с момента заключения под стражу от иностранного государства не поступит запрос о выдаче. В течение 5 дней после получения просьбы о выдаче компетентные органы запрашиваемого государства должны сообщить органам юстиции запрашивающего государства о результатах ее рассмотрения. Предполагаем, что нормативно-правовая база для регулирования уголовно-процессуальных правоотношений между участниками уголовного судопроизводства РФ, возникающих в процессе оказания правовой помощи, должна быть четко сформулирована, ограничена имеющими законодательную основу, первостепенное значение и общеобязательную юридическую силу законами и правовыми актами РФ, а также международными нормами и правилами международных договоров РФ.

Название документа