Взаимодействие национального права России и международного права

(Хижняк В. С.) ("Современное право", N 7, 2002) Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В. С. ХИЖНЯК

В. С. Хижняк, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной академии права.

В современном мире существуют и постоянно развиваются различные правовые системы. Несмотря на то что каждая из них создается суверенным государством и действует на ограниченной территории, невозможно исключить их взаимного влияния. В отличие от них система международного права создается путем согласования воли и внешней политики всех участников международных отношений, поэтому она является наиболее открытой для влияния извне. Такая система способна оказывать гораздо большее влияние на внутригосударственные системы права, чем все они друг на друга, - это обусловлено устойчивой взаимосвязью между национальными правовыми системами и международным правом. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права имеет давнюю историю. Большой вклад в его разработку внесли философы Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гегель и др. К нему обращались Д. Анцилотти, Я. Броунли, Г. Кельзен <*> и др. Тема взаимодействия международного и национального права была популярна и в советской юридической литературе <**>. На современном этапе этому также уделяется большое внимание <***>. -------------------------------- <*> Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961; Броунли Я. Международное право: В 2 т. М., 1977; Kelsen H. General Theory of Law and State. Cambr., 1945; Kelzen H. Principles of International Law. N. Y.: Rinehart, 1952. <**> См.: Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1961; Буткевич В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981; Мюллерсон Р. А. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М., 1980. <***> См.: Марочкин С. Б. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998; Лукашук И. И. Внешняя политика России и международное право. М., 1997; Он же. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000; Он же. Международное право в судах государств. СПб., 1993 и др.

В настоящее время рассматриваемая область стала особенно интересной в связи с изменениями, произошедшими за последнее десятилетие в обществе и в международных отношениях. С расширением интеграции государств, увеличением сфер совместного правового регулирования изменилось и отношение к взаимосвязи международного и национального права. С точки зрения практики рассмотрение вопросов взаимодействия международного права и национального права России обусловлено тем, что Конституция РФ дает правоприменителю возможность (а иногда и создает для него обязанность) реализовать во внутригосударственной сфере нормы международного права: нормы международных договоров РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права. Между тем следует обратить внимание на слабую разработанность этих аспектов. Большую теоретическую и практическую значимость имеют и такие вопросы, как характер отношений между национальным правом России и международным правом, применение самоисполнимых договоров, временное исполнение нератифицированных договоров и правовые последствия их применения, ситуации, когда правоприменитель может применять норму международного договора и когда он должен применить ее в совокупности с нормой национального права. Заметим, что каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Каково будет соотношение определенной национальной правовой системы с системой международного права, во многом зависит от законодательства государства (т. е. от предписаний самой правовой системы). Наиболее распространены два варианта: 1) закрытость национальной правовой системы и 2) относительная ее открытость. Первый вариант соотношения был характерен для периода "холодной войны", причем к какому бы лагерю страны ни относились, необходимость обособления своих правовых систем от влияния норм международного права они обосновывали одинаково. В этом случае государство желает, чтобы его право оказывало как можно большее влияние на международное, и в то же время закрывает свое право от обратного воздействия. Второй вариант достаточно широко распространен в настоящее время во многих европейских государствах. Характерен он и для Российской Федерации. В этом случае устанавливается равновесие между национальным и международным правом. Национальное право довольно восприимчиво к влиянию международного права, но при этом существуют законодательно установленные "фильтры", препятствующие проникновению тех норм международного права, которые противоречат основам конституционного строя государства. Если для законодательства какого-либо государства характерен второй вариант, очевидна необходимость в определении механизма взаимодействия правовых систем. Взаимодействие национального и международного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Первое из них, в свою очередь, делится на взаимодействие в правоприменительной и в законодательной сферах (процессуальное взаимодействие). В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. Вывод о том, что отношения между современным российским и международным правом характеризуются взаимодействием, можно сделать на основе анализа Конституции РФ, в п. 4 ст. 15 которой определено, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Кроме того, нормы договоров страны имеют приоритет над теми нормами законодательства РФ, которые им противоречат. То же закреплено в ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах). Взаимодействие международного и национального права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Среди задач согласования В. Г. Буткевич выделяет такие, как устранение противоречивых предписаний, установление общей формы предписаний и избежание такой реализации норм одной системы права, которая противоречила бы нормам другой системы <*>. Взаимодействие международного и национального права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений. -------------------------------- <*> См.: Буткевич В. Г. Теоретические основы взаимодействия международного и внутригосударственного права: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Киев, 1980. С. 29 - 30.

Основанием для признания возможности действия норм международного права во внутригосударственной сфере можно признать инкорпорацию, которая выражается в действиях органов государственной власти, подтверждающих возможность применения норм международного права на территории государства иными государственными органами, должностными, а также физическими и юридическими лицами. Инкорпорация предполагает включение чего-либо во что-либо. Но могут возникнуть трудности: положение договорных норм обычно ниже, чем положение норм конституции, но выше, чем у других законов. Проблемы возникают с положением общепризнанных норм и принципов международного права, особенно в тех случаях, когда об этом нет прямого указания в конституции. Что касается Конституции РФ, то она относит нормы и принципы международного права, а также нормы международных соглашений к своей правовой системе. Таким образом, в правовой системе России есть два блока норм: блок внутригосударственных норм и блок инкорпорированных норм международного права. Любые из них можно применять в РФ, причем если между нормами есть несоответствия, применяется норма международного права. Поэтому есть возможность их взаимодействия в правоприменительном процессе. Следовательно, применение норм международного права во внутригосударственной сфере основывается на факте их инкорпорации во внутригосударственную правовую систему или систему национального права, в зависимости от положения конституции. Реализацию норм международного права во внутригосударственной сфере иногда называют имплементацией. При имплементации главным является вопрос о тех нормах международного права, которые можно применять на территории Российской Федерации. В преамбуле Закона о международных договорах написано о неукоснительном соблюдении Россией договорных и обычных норм, основополагающего принципа международного права - принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. На это же указывает и одно из положений преамбулы Конституции РФ, в котором говорится, что многонациональный народ Российской Федерации принимает Конституцию, "осознавая себя частью мирового сообщества". Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств подразумевает, что государства должны принимать все меры для их соблюдения и реализации, а также имеют право требовать друг от друга исполнения этих обязательств. За нарушение международных обязательств могут последовать меры международно - правовой ответственности. Международные обязательства могут возникать не только из международных договоров, но и из общепризнанных норм и принципов международного права. Следует учитывать, что они обладают не меньшей, а иногда и большей юридической силой, чем нормы международных договоров. Один из наиболее важных вопросов, с которым связан процесс реализации норм международного права, - какие именно договоры подлежат реализации на территории России. Как в Конституции РФ, так и в Законе о международных договорах говорится об опубликованных договорах. Если учитывать, что имплементация происходит главным образом на основании отсылочной нормы внутригосударственного права, то правоприменитель может применить нормы только опубликованных договоров, поскольку именно в этом случае можно презюмировать то, что ему известно, какие договоры заключены от имени государства и внесены в его правовую систему. Опубликование является общепризнанным основанием для применения нормативно - правовых актов. В п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах записано, что положения официально опубликованных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Непосредственное применение (действие) договоров иногда толкуется его противниками как сквозное, автоматическое, помимо воли государства действие норм международного права на его территории. Пожалуй, никто из сторонников прямого действия международных норм не имеет этого в виду. В силу суверенитета государства в его правовой системе юридическим значением обладают только те нормы, действие которых санкционировано им самим. В этом смысле непосредственное действие норм международного права во внутригосударственной сфере, как настаивают сторонники теории "трансформации", - это опосредованное действие нормы международного права во внутригосударственной сфере. Непосредственное действие норм международного права не означает их применения помимо национальной правовой системы. В п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах подразумевается то, что ратифицированные и опубликованные договоры Российской Федерации разделяются на две категории в зависимости от порядка их реализации. Одни из них могут действовать непосредственно, а для осуществления положений других необходимо принятие внутригосударственного нормативно - правового акта. В ходе правоприменительной деятельности государственные органы могут прямо ссылаться на нормы договоров, относящихся к первой группе, и должны ссылаться на внутригосударственный нормативно - правовой акт во втором случае. Существует также мнение, что по смыслу п. 3 ст. 5 все договоры Российской Федерации делятся на две группы: 1) самоисполнимые, 2) несамоисполнимые <*>. -------------------------------- <*> Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996. С. 18.

Рассматривая вопрос о том, какие международные соглашения могут применяться на территории РФ, следует отметить тот факт, что в ст. 23 Закона о международных договорах говорится о возможности временного применения нератифицированных договоров, ратификация которых по законодательству Российской Федерации является обязательной. Такие договоры получили в юридической литературе название "временно самоисполнимые". Этой категории договоров уделяется крайне мало внимания. В российском законодательстве нет терминов "самоисполнимый договор" и "временно самоисполнимый договор". Тем не менее обозначаемые ими реалии существуют и применяются. Отличие временно самоисполнимого договора от исполнимого состоит прежде всего в том, что последний действует на основе акта его ратификации или изъявления государством согласия на обязательность его исполнения иным правомерным способом. Временное применение заканчивается либо ратификацией, либо отказом от нее, в то время как устная договоренность о применении норм договора может быть и в том случае, когда договор не подлежит ратификации. Если временное применение предусмотрено в самом тексте договора, то отдельного решения об этом не принимается. Решение о подписании договора в этом случае включает в себя и решение о его временном применении, так как проект договора одобряется распоряжением президента или постановлением правительства. Если соглашение о временном применении договора оформляется отдельно, решение принимается тем же органом, который принял решение о подписании договора. В настоящее время в международном праве существует тенденция к переходу дел, входивших во внутреннюю компетенцию государств, в сферу их общих интересов. Международное право регулирует и отношения негосударственного характера, в которых государство является лишь одним из участников либо не участвует совсем (например, обеспечение и защита прав человека). В результате этого международное и внутригосударственное право обладают схожими приоритетами. Однако это вовсе не означает наличия примата международного права, поскольку добросовестное выполнение государствами международных обязательств ни в коей мере не сопряжено с отказом от суверенитета или созданием "интернационального" права. Для достижения своих целей обеим правовым системам необходимо координировать свои действия. Они выступают факторами взаиморазвития - в этом и состоит сущность их взаимодействия. Лучшим примером и доказательством этого является развитие системы прав и свобод человека, которое проходило и проходит как на национальном, так и на международном уровнях.

Название документа