Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша
(Ермолович Я. Н.) ("ЭНИ "Военное право", 2013, Выпуск N 2) Текст документаСРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША <1>
Я. Н. ЕРМОЛОВИЧ
Ермолович Я. Н., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Военного университета.
В статье анализируется структура польского военно-уголовного законодательства, выявляются ее отличия от российского военно-уголовного законодательства, в том числе проводится детальный анализ общих положений об уголовной ответственности военнослужащих, системы наказаний, применяемых к военнослужащим, а также проводится сравнительный анализ отдельных составов и видов преступлений против военной службы по законодательству России и Польши. В результате проведенного анализа автор выделяет ряд характерных черт, присущих польскому военно-уголовному законодательству, отмечает положительные и отрицательные стороны польского уголовного законодательства в сравнении с российским, выявляет ряд положений, которые могли бы быть использованы в российской практике.
Ключевые слова: уголовная ответственность, военнослужащие, военно-уголовное законодательство, Республика Польша.
Comparative analysis of the military-criminal legislation of Russian Federation and Republic of Poland Y. N. Ermolovich
In the article the author has analyzed the structure of the Polish military and criminal legislation, highlighted its differences from the Russian military and criminal legislation, including the detailed analysis of general principles of criminal liability of the militaries and systems of the punishments applied to the militaries. Also the comparative analysis of separate structures and types of crimes against military service according to the legislation of Russia and Poland is carried out. As a result of the analysis the author shows up a number of the characteristic features of Polish military criminal legislation, highlights positive and negative sides of the Polish criminal legislation in comparison with the Russian one and reveals a number of principles which could be used in the Russian practice.
Key words: criminal liability, militaries, military and criminal legislation, Republic of Poland.
Почему именно Польша? Во-первых, до 1918 г. большая часть польских земель, включая Варшаву, входила в состав Российской империи, во-вторых польское уголовное законодательство во многом сформировано на основе русского дореволюционного или советского уголовного законодательства, в-третьих, польская теория уголовного права, особенно в советский период, развивалась в тесном сотрудничестве с советской уголовно-правовой наукой. Таким образом, польское уголовное законодательство представляет интерес для научного анализа с точки зрения российской уголовно-правовой науки, в том числе представляют интерес подходы польского законодателя к решению аналогичных российским проблем военно-уголовного законодательства. Для того, чтобы приступить к рассмотрению польского военно-уголовного законодательства, необходим небольшой экскурс в историю уголовного законодательства Польши. После обретения независимости и до 1 сентября 1932 г. на различных частях территории Польши (бывшей русской, австрийской и германской) действовали соответственно уголовные законы: русское Уголовное уложение 1903 г. (то самое, которое так и не было введено полностью на территории России, в Польше оно еще называлось Кодексом Таганцева), австрийский Уголовный кодекс 1852 г. и Уголовное уложение Германской империи 1871 г. В 1919 г. в Польше был введен в действие переработанный немецкий Военно-уголовный кодекс 1872 г., который действовал наряду с Уголовным уложением до 1932 г. В 1932 г. была проведена кодификация польского уголовного законодательства. Вступили в силу новый Уголовный кодекс и Военно-уголовный кодекс 1932 г., последний действовал до 1944 года. Судя по его тексту, за основу Военно-уголовного кодекса 1932 г. был взят русский Воинский устав о наказаниях 1869 г. последних редакций, по крайней мере наблюдаются явные аналогии между этими двумя правовыми актами. После Второй Мировой войны кодекс 1932 г. с изменениями продолжил действовать вплоть до 1969 г. Военно-уголовный же кодекс 1932 г. был заменен Уголовным кодексом польской армии 1944 г., который также действовал до введения единого Уголовного кодекса Польской Народной Республики 1969 г., включавшего раздел о воинских преступлениях. Несмотря на то что Уголовный кодекс польской армии был по структуре похож на Военно-уголовный кодекс 1932 г., он предусматривал ответственность за более широкий круг преступлений, включая посягательства на независимость Польши, преступления против действующих органов государственной власти, государственную и военную измену, а также ряд воинских преступлений. Уголовный кодекс польской армии являлся одним из первых уголовно-правовых актов, вступивших в силу на территории Восточной Европы после ее освобождения советскими войсками, кроме того, он частично выполнял функцию общего уголовного законодательства, распространяясь и на гражданское население. В последующие годы подход к военно-уголовному законодательству в Польше был пересмотрен. В Уголовном кодексе Польской Народной Республики 1969 г. военно-уголовное законодательство было инкорпорировано в состав общего уголовно-правового акта в виде отдельной части наряду с Общей и Особенной. В современной Польше в 1997 г. на основе Уголовного кодекса 1969 г. был принят новый Уголовный кодекс, который с рядом изменений действует и в настоящее время. При этом подход к военно-уголовному законодательству был сохранен и в современном польском уголовном законодательстве. С момента введения Уголовного кодекса 1997 г. в него были внесены не менее 51 изменения, что довольно скромно по российским меркам. При анализе в настоящей статье был использован как первоначальный текст Кодекса, так и актуальная редакция по состоянию на 28 июня 2012 г. Итак, в отличие от российского законодательства в Уголовном кодексе Республики Польша 1997 г. (далее - УК РП) наряду с Общей и Особенной частью выделена Воинская часть, которая состоит из 7 глав: общие положения об уголовной ответственности военнослужащих (гл. XXXVIII, ст. ст. 317 - 337); преступления против обязанности прохождения военной службы (гл. XXXIX, ст. ст. 338 - 342); преступления против правил воинской дисциплины (гл. XL, ст. ст. 343 - 349); преступления против правил обращения с подчиненными (гл. XLI, ст. ст. 350 - 353); преступления против правил обращения с вооружением и военным снаряжением (гл. XLII, ст. ст. 354 - 355); преступления против правил несения службы (гл. XLIII, ст. ст. 356 - 357); преступления против военного имущества (гл. XLIV, ст. ст. 358 - 363). Такая же структура была и в Кодексе 1969 г. Польское военно-уголовное законодательство имеет довольно развитую Общую часть. В частности, в ст. 317 указывается, что положения Общей и Особенной частей УК РП применяются к военнослужащим, если Воинская часть не содержит положений, их изменяющих. К общим положениям также относятся нормы о действии военно-уголовного законодательства по кругу лиц, обстоятельствах, исключающих преступность деяния военнослужащего, наказаниях и уголовно-правовых мерах, применяемых к военнослужащим, положения о замене уголовных наказаний дисциплинарными взысканиями, отсрочке исполнения приговора, освобождении от наказания, нормы о судимости военнослужащих. Польское военно-уголовное законодательство распространяется не только на военнослужащих, но и на сотрудников армии (польск. wojska), очевидно, имеется в виду гражданский персонал, в случае совершения преступлений против правил несения службы и военного имущества, а также на других лиц, если есть соответствующее указание в законе. Интерес представляет норма, которая ранее содержалась в Уголовном кодексе 1969 г.: "положения, касающиеся преступников молодежного возраста, применяются к военнослужащим, которым в момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, а в момент постановления приговора - 21 года". В Уголовном кодексе 1997 г. эта норма отсутствует, законодатель просто ограничился указанием о том, что военнослужащим, совершившим менее тяжкие преступления в возрасте от 17 до 18 лет, наказание может быть заменено дисциплинарным взысканием. В российском военно-уголовном праве проблема уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих остается нерешенной. Поскольку отсутствует конкретное указание в законе, военными судами такие лица не признаются субъектами воинских преступлений, что противоречит положениям теории военно-уголовного права. Введение аналогичной нормы в российское уголовное законодательство позволило бы решить эту проблему. Помимо исполнения приказа, к воинским обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относится также принятие мер для наведения порядка (не совершает преступления военнослужащий, когда в случае неповиновения или сопротивления принимает необходимые меры с целью заставить повиноваться приказу, на выполнение которого он был управомочен, если обстоятельства требуют безотлагательного противодействия, а исполнение приказа невозможно осуществить иным способом). Помимо этого, предусматривается смягчение наказания или освобождение от наказания за совершение воинского преступления, если виновный "в момент совершения деяния был не в состоянии нести воинскую службу". Польское уголовное законодательство предусматривает всего 5 видов уголовных наказаний: штраф, ограничение свободы, лишение свободы, лишение свободы на срок 25 лет и пожизненное лишение свободы. Все указанные виды наказаний могут быть применены к военнослужащим, при этом некоторые виды наказаний имеют воинскую специфику. Так, применяемое к военнослужащим наказание в виде воинского ареста признается разновидностью лишения свободы. Воинский арест назначается на срок от 1 месяца до 2 лет, отбывается в специальном военно-пенитенциарном учреждении и сопряжено с прохождением военной подготовки. Наказание в виде ограничения свободы имеет существенную специфику применения к военнослужащим, делающего его похожим на предусмотренное УК РФ ограничение по военной службе. Так, в период отбывания наказания в виде ограничения свободы: осужденный не может быть повышен в воинском звании, назначен на более высокую должность; не может участвовать в торжествах и парадах, организованных в воинской части или проводимых с ее участием; на кадрового военнослужащего возлагается обязанность оставаться в определенном месте до 4 часов после окончания служебных занятий в течение 2-х дней в неделю, также с него может быть удержано от 5 до 15% месячного оклада; военнослужащие по призыву отбывают ограничение свободы в специальной воинской части. В отличие от общего наказания в виде ограничения свободы военнослужащим не устанавливается запрет на изменение места жительства и не возлагается обязанность выполнять работу по указанию суда. По общему правилу ограничение свободы может быть назначено на срок от 1 до 12 месяцев. В отличие о российского уголовного законодательства польское содержит развитый институт уголовно-правовых мер, применяемых наряду с наказанием, к которым относятся: лишение публичных прав; запрещение занимать определенную должность, исполнять определенную профессию или заниматься определенной хозяйственной деятельностью; запрещение управлять средствами передвижения; конфискация предметов; обязанность возместить вред; денежная компенсация; денежная выплата; доведение приговора до публичного сведения. Все указанные меры применяются к военнослужащим в полном объеме, за исключением денежной выплаты (назначается при освобождении от наказания в размере трехкратной месячной заработной платы и расходуется на общественные цели), не применяемой к военнослужащим по призыву. Кроме этого, польским уголовным законодательством предусмотрены также уголовно-правовые меры, применяемыми в отношении военнослужащих. В первоначальной редакции Уголовного кодекса Польши было предусмотрено три таких уголовно-правовых меры: понижение в воинском звании; увольнение с кадровой воинской службы; разжалование. Позже понижение в воинском звании как уголовно-правовая мера было исключено из Уголовного кодекса. Понижение в воинском звании заключалось в утрате воинского звания, которое имел виновный, и возврате "к непосредственно предшествующему низшему званию", однако в пределах состава военнослужащих: офицеров, хорунжих (русск. эквивалент - прапорщиков), подофицеров (русск. эквивалент - сержантов). Увольнение с кадровой воинской службы, помимо собственно увольнения, заключается также в лишении наград и почетных знаков, выданных соответствующим командиром. Разжалование заключается в утрате воинского звания, в котором состоял виновный, и переводе его в рядовые. Общая часть польского военно-уголовного законодательства содержит развитую систему институтов замены уголовных наказаний: 1) несовершеннолетнему военнослужащему (от 17 до 18 лет), совершившему менее тяжкое преступление, суд может вместо назначения воспитательных или исправительных мер передать дело соответствующему командиру с целью назначения наказания, предусмотренного воинским дисциплинарным уставом; 2) суд может заменить лишение свободы на воинский арест, если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 5 лет, а назначенное наказание не превышает 2 лет лишения свободы; 3) суд может заменить наказание в виде воинского ареста на ограничение свободы, если срок назначенного наказания в виде воинского ареста не превышает 1 года; 4) при освобождении от уголовного наказания суд может обратиться к соответствующему командиру о назначении дисциплинарного наказания, предусмотренного воинским дисциплинарным уставом; 5) в случае применения "условного прекращения уголовного преследования" (русск. эквивалент - условного осуждения) в отношении военнослужащего суд может также обратиться к соответствующему командиру о назначении наказания, предусмотренного в воинском дисциплинарном уставе. Существующие в польском уголовном законодательстве институты условного неприменения наказания: "условное прекращение уголовного преследования" (применяется, если за преступление предусмотрено наказание на срок до 3 лет) и "условная отсрочка исполнения наказания" (применяется, если за преступление назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, ограничение свободы или штраф) имеют определенную специфику применения к военнослужащим. Так, помимо общих положений, предусмотренных Общей частью, при применении отсрочки приговора или условного осуждения суд учитывает условия воинской службы. Суд может возобновить уголовное преследование в случае, когда условно осужденный грубо нарушает воинскую дисциплину. Суд также может постановить об исполнении отсроченного наказания, если осужденный в период отсрочки грубо нарушает правопорядок или воинскую дисциплину. Кроме того, военнослужащим по призыву суд может отсрочить исполнение наказания в виде лишения свободы на срок не свыше 6 месяцев до окончания службы. Впоследствии, с учетом мнения командира части, суд может освободить такого военнослужащего от наказания с погашением судимости по истечении 6 месяцев, если в этот период военнослужащий "особенно отличился при выполнении служебных обязанностей либо проявил смелость", а также при наличии особо важных причин. Положения о судимости также имеют специфику применения к военнослужащим. Так, военнослужащему по призыву, совершившему воинское преступление и осужденному к штрафу, ограничению свободы либо лишению свободы на срок не свыше 1 года, суд может погасить судимость после увольнения осужденного в запас, если наказание или назначенная уголовно-правовая мера были исполнены. В целом положения Общей части польского военно-уголовного законодательства не претерпели принципиальных изменений по сравнению с Уголовным кодексом 1969 г. Следует признать Общую часть польского военно-уголовного законодательства более проработанной и унифицированной по сравнению с российским уголовным законодательством. Особенная часть польского военно-уголовного законодательства состоит из 6 глав, посвященных отдельным видам воинских преступлений. Основанием классификации послужил объект или предмет преступного посягательства. Следует отметить, что в российском уголовном законодательстве преступления против военной службы не делятся на главы, такая классификация существует только в теории военно-уголовного права. Первая группа воинских преступлений, выделяемая в отдельную главу, содержит составы преступлений против обязанности прохождения военной службы (польск. przeciwko wojskowej). Первый состав можно условно назвать "самовольное оставление части или места службы" (ст. 338), поскольку в польском Уголовном кодексе не указываются названия статей. В первой редакции Уголовного кодекса 1997 г. объективная сторона этого преступления заключалась в самовольном оставлении своей воинской части или установленного места пребывания либо самовольном нахождении за их пределами. В настоящее время действует редакция Уголовного кодекса с существенными изменениями. Преступным признается самовольное оставление (или пребывание вне) своего подразделения или установленного места пребывания 2 или более раза в течение 3 месяцев, либо один раз на срок до 48 часов. Как видно из текста статьи, законодатель при конструировании состава применил административную преюдицию, поскольку уголовный закон налагает на правоприменителя обязанность зафиксировать факт самовольного отсутствия первый, второй и последующие разы с наложением, по всей видимости, дисциплинарных взысканий. Кроме того, в отличие от российского законодательства в польском самовольное оставление части является формальным составом и окончено с момента оставления части. Длительность совершения преступления (до 48 часов) указывается как альтернативная разновидность объективной стороны преступления. Такая формулировка состава преступления делает его похожим на существовавший в советском уголовном законодательстве состав преступления "самовольная отлучка". Квалифицированный состав этого преступления в первой редакции Уголовного кодекса заключался в самовольном оставлении части на срок свыше 48 часов, но не более 14 суток. В действующей редакции Уголовного кодекса законодатель дифференцировал уголовную ответственность в зависимости от продолжительности самовольного оставления части до 7 суток и более 7 суток. Следует отметить интересную особенность: в первой редакции Уголовного кодекса 1997 г. субъектами указанного преступления являлись только военнослужащие по призыву, и указанные положения не распространялись на военнослужащих кадровой службы, а также лиц, призванных на военные сборы; в настоящее время эта норма распространяется на всех военнослужащих. Еще одной особенностью является возбуждение уголовного преследования за самовольное оставление части на срок до 7 суток только по заявлению командира воинской части. Указанное положение схоже с советским военно-уголовным законодательством, допускавшим привлечение к уголовной ответственности за воинские преступления только с согласия командира воинской части. Наказуемость за самовольное оставление части дифференцируется следующим образом: на срок до 48 часов - ограничение свободы, до 7 суток - ограничение свободы, воинский арест или лишение свободы на срок до 1 года, свыше 7 суток - воинский арест или лишение свободы на срок до 3 лет. Как видно, польский законодатель предоставляет довольно широкие рамки для судейского усмотрения, устанавливая альтернативные санкции за совершение преступления. Особенностью законодательной техники является указание в отдельных случаях лишь на вид наказания без указания его размера. Если сравнивать с российским уголовным законодательством, то польское, с одной стороны выглядит более мягким, поскольку устанавливает в целом более мягкое наказание за самовольное оставление части, ограниченное лишь 3 годами лишения свободы, в то время как российское уголовное законодательство предусматривает максимальное наказание до 5 лет лишения свободы за это преступление, с другой стороны, польское законодательство является более строгим, поскольку устанавливает уголовную ответственность за деяния, которые не являются преступлениями по российским законам (самовольная отлучка на срок до 2 суток, самовольное оставление части военнослужащим по контракту на срок до 10 суток). Кроме того, российское уголовное законодательство более дифференцировано, поскольку предусматривает разграничение уголовной ответственности за самовольное оставление части на срок от 2 до 10 суток, до 1 месяца и свыше 1 месяца. Получается, что польский законодатель признает одинаковой общественную опасность самовольного оставления части на срок, например, в 14 суток и 2 месяца. Следующий состав преступления можно условно назвать "дезертирство" (ст. 339), под которым в польском законодательстве понимается практически то же самое, что и в российском: самовольное оставление воинской части или установленного места пребывания в целях постоянного уклонения от военной службы или самовольное пребывание за их пределами в тех же целях. Квалифицированными составами дезертирства являются самовольное оставление части совместно с другими военнослужащими и самовольное оставление части с оружием. Особо квалифицированным составом является дезертирство с выездом за границу Польши, пребыванием за границей или сопряженное с уклонением от возвращения на родину. Особо оговаривается уголовная ответственность за приготовление к дезертирству. В отдельной статье указывается на привилегированный состав (ст. 340): если лицо, совершившее дезертирство, добровольно возвратилось и его отсутствие продолжалось не более 14 дней, суд может применить чрезвычайное смягчение наказания. Следует отметить, что состав дезертирства не претерпел никаких изменений с момента вступления в силу Уголовного кодекса Польской Республики 1997 г. Наказуемость дезертирства по польскому законодательству заключается в следующем: за основной состав - лишение свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, за квалифицированный состав - лишение свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет, за особо квалифицированный состав - от 1 года до 10 лет, за приготовление к преступлению - воинский арест или лишение свободы на срок до 2 лет. Таким образом, польское уголовное законодательство, при всей его схожести с российским, предусматривает большее количество дифференцирующих признаков, заключающихся в наличии особо квалифицированного состава дезертирства с выездом за пределы Польши, отсутствующего в российском законодательстве. При этом российское законодательство следует признать более строгим, поскольку за основной состав дезертирства предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 2 месяцев до 7 лет, а за квалифицированный состав - до 10 лет. За приготовление к дезертирству по российскому законодательству устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок до 3,5 или 5 лет (половина максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части). Кроме того, в польском законодательстве отсутствуют основания освобождения от уголовной ответственности за дезертирство и самовольное оставление части для военнослужащих, впервые совершивших указанные преступления вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Следующая разновидность уклонения от военной службы, предусмотренная польским уголовным законодательством, - отказ от военной службы (ст. 341), отсутствует в современном российском уголовном законодательстве, однако этот состав содержался в советском уголовном законодательстве. Уголовное преследование за указанное преступление возбуждается по заявлению командира воинской части. Объективная сторона указанного преступления заключается в отказе от прохождения воинской службы либо от выполнения обязанностей, вытекающих из этой службы. Субъектом данного преступления, помимо военнослужащего, может быть и "военнослужащий иной службы" ( innej ), который упорно не исполняет обязанности, вытекающие из этой службы. Очевидно, имеется в виду военнослужащий внутренних или пограничных войск или иного военизированного формирования. Рассматриваемое преступление наказывается воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет. Следующую разновидность уклонения от военной службы можно условно назвать "уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем членовредительства или обмана". В отличие от уголовного законодательства Российской Федерации, уголовная ответственность за указанное преступление дифференцируется без учета цели совершения преступления. Так, основной состав заключается в уклонении от несения воинской службы либо от выполнения обязанностей, вытекающих из этой службы, путем причинения себе тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью или путем обмана для введения в заблуждение военного командования в целях полного или частичного освобождения от обязанностей военной службы. Привилегированный состав предусматривает ответственность за то же деяние, но малозначительное, не повлекшее общественно опасных последствий. Российским законодательством предусматривается большее количество способов совершения преступления: симуляция болезни, причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлог документов, иной обман. Кроме того, российское законодательство дифференцирует уголовную ответственность в зависимости от продолжительности уклонения от военной службы - временно или полностью. Наказуемость указанного преступления устанавливается: за основной состав - воинский арест либо лишение свободы на срок до 3 лет; привилегированный состав - ограничение свободы, воинский арест на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года. Если привилегированный состав по характеру наказуемости сопоставим с преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 339 УК РФ, то в основном составе предусмотрено гораздо более мягкое наказание, чем по ч. 2 ст. 339 УК РФ, где установлено наказание до 7 лет лишения свободы. Если сравнивать с Уголовным кодексом 1969 г., то новый польский Уголовный кодекс 1997 г. содержит довольно мало нововведений. По УК 1969 г. система преступлений против обязанностей несения военной службы включала: 1) для военнослужащих по призыву: а) самовольная отлучка на срок свыше 2 суток; б) либо до 2 суток, военнослужащим ранее судимым за самовольную отлучку или которые были подвергнуты дисциплинарному взысканию за то же деяние в течение предыдущих 6 месяцев; в) самовольное оставление части на срок свыше 14 суток; г) то же деяние, если виновный забрал с собой оружие; 2) для всех категорий военнослужащих: а) дезертирство (те же квалифицирующие признаки, что и в УК 1997 г.); б) отказ от военной службы; в) уклонение от военной службы путем членовредительства или обмана. При этом наказания были существенно строже, чем в современном польском законодательстве. Так, самовольное оставление части наказывалось максимум лишением свободы на срок до 8 лет, основной состав дезертирства - до 10 лет лишения свободы, отказ от военной службы - лишение свободы от 6 месяцев до 5 лет, уклонение путем обмана или членовредительства - лишением свободы от 6 месяцев до 8 лет. Второй группой воинских преступлений, выделяемой в польском уголовном законодательстве, являются преступления против правил воинской дисциплины (польск. przeciwko zasadom dyscypliny wojskowej). Указанная группа составов преступлений аналогична выделяемым в российском военно-уголовном праве преступлениям против порядка воинских уставных взаимоотношений. Статьи 343 и 344 УК РП 1997 г. посвящены неисполнению приказа. В отличие от российского уголовного законодательства в польском этот состав преступления является формальным и предусматривает несколько отличные признаки объективной стороны. Так, преступным по польским уголовным законам признается неисполнение приказа, отказ от исполнения приказа или исполнение приказа не в соответствии с его содержанием, в отличие от российского законодательства, где преступным признается неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы. Квалифицированный состав неисполнения приказа предусматривает ответственность за преступление, совершенное группой лиц, повлекшее причинение значительного имущественного ущерба или другого "серьезного вреда", а также неизвестный российскому уголовному законодательству признак совершения преступления в присутствии группы военнослужащих. По этому поводу следует отметить, что несмотря на отсутствие такого признака в российском законодательстве, в теории военно-уголовного права любое воинское преступление, совершенное в присутствии других военнослужащих, признается более общественно опасным. Польскому уголовному законодательству не известен состав неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе. Особо оговаривается уголовная ответственность за приготовление к преступлению - военнослужащий, который вступил в сговор с другими военнослужащими с целью совершения запрещенного деяния, и освобождение от уголовной ответственности за неисполнение незаконного приказа, а также смягчение наказания или освобождение от него в случае исполнения незаконного приказа "не в соответствии с его содержанием с целью существенного уменьшения вредности деяния". Уголовное преследование в случае приготовления к преступлению и совершения деяния без отягчающих обстоятельств осуществляется по заявлению командира части. Неисполнение приказа наказывается: основной состав - воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет; квалифицированный - лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет; приготовление - ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет. По российским законам неисполнение приказа наказывается: основной состав - ограничением по военной службе на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, квалифицированный состав - лишением свободы на срок до 5 лет. Таким образом, польские военно-уголовные нормы о неисполнении приказа являются более строгими, чем российские, поскольку предусматривают ответственность за деяние, не являющееся преступным по российским законам и более строгое наказание. Следующий состав преступления аналогичен российскому "насильственные действия в отношении начальника", однако, как и другие составы воинских преступлений, по польскому законодательству предусматривает иные квалифицирующие признаки. Так, основным составом является сам факт нападения на начальника (очевидно, сюда включаются и личные мотивы, не связанные с военной службой); квалифицированный состав предусматривает нападение на начальника в связи с исполнением им служебных обязанностей либо совместно с другими военнослужащими или в присутствии группы военнослужащих; особо квалифицированный - нападение с использованием оружия или других опасных предметов, а также повлекшее причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью начальника. В то время как российское законодательство предусматривает только нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей. Квалифицированный состав также отличается о польского аналога: предусматривается наступление тяжких последствий и не предусматривается совершение преступления в присутствии других военнослужащих и использование иных предметов в качестве оружия. Насильственные действия в отношении начальника по польскому законодательству наказываются: основной состав - воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет; квалифицированный - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет (против российского основного состава, предусматривающего ограничение по военной службе на срок до 2 лет, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет); особо квалифицированный - лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет (против российского квалифицированного состава, предусматривающего лишение свободы на срок до 8 лет). И в этом случае польские военно-уголовные нормы являются более строгими по сравнению с аналогичными российскими. Следующий состав воинского преступления по польскому законодательству схож с российским "сопротивлением начальнику или принуждением его к нарушению обязанностей военной службы". Объективная сторона польского состава преступления заключается в применении насилия или противозаконной угрозе с целью воспрепятствования начальнику в осуществлении служебной деятельности либо с целью принуждения начальника к определенным действиям либо к прекращению служебной деятельности. По российским законам наказуемым является, кроме этого, и сопротивление иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы. Хотя в ст. 348 УК РП отдельно указывается, что нормы о насильственных действиях в отношении начальника, сопротивлении начальнику и оскорблении начальника применяются соответственно к военнослужащему, который совершает эти деяния в отношении военнослужащего, не являющегося его начальником, но в связи с исполнением им служебных обязанностей. Такое указание исходя из положений о юридической технике, принятых в российской науке, выглядит не совсем корректным. Квалифицированный состав по польскому законодательству включает совершение преступления совместно с другими военнослужащими или в присутствии группы военнослужащих. Российский же аналог предусматривает квалифицирующие признаки, такие же как и в случае насильственных действий в отношении начальника. Сопротивление начальнику, предусмотренное польским законодательством, наказывается: основной состав - воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет; квалифицированный - лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет. Российский аналог предусматривает одинаковую наказуемость рассматриваемого преступления с "насильственными действиями в отношении начальника", что является логичным и обоснованным. Установление разных квалифицирующих признаков и разной наказуемости за сопротивление и насильственные действия в отношении начальника в польском законодательстве выглядит нелогичным и необоснованным. Последний состав из рассматриваемой группы преступлений можно условно назвать "оскорбление начальника", поскольку, в отличие от российского состава "оскорбление военнослужащего", предусматривает ответственность за оскорбление военнослужащим своего начальника, а с учетом положений ст. 348 - оскорбление иного военнослужащего, не являющегося его начальником, но в связи с исполнением им служебных обязанностей. Формулировка российского закона представляется более точной, поскольку предусматривает ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. По польскому законодательству, оскорбление начальника наказывается ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет. По российскому законодательству за аналогичное преступление предусматриваются более мягкие наказания: ограничение по военной службе или содержание в дисциплинарной воинской части. Кроме того, по польскому законодательству уголовное преследование за оскорбление возбуждается по заявлению потерпевшего или командира части. В польском уголовном законодательстве отдельно оговаривается применение норм о преступлениях против правил воинской дисциплины в отношении военнослужащих союзного государства, если это государство гарантирует взаимность. Указанные положения схожи с существовавшим в советском уголовном законодательстве принципом социалистического интернационализма, который закреплял тождественность уголовной ответственности за особо опасные государственные преступления, совершенные как против СССР, так и против другого государства трудящихся. В главе о преступлениях против правил воинской дисциплины отсутствует состав преступления, аналогичный российскому нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. По поводу составов преступлений против правил воинской дисциплины следует отметить, что за время действия Уголовного кодекса 1997 г. они не претерпели никаких изменений. Если сравнивать с ранее действовавшим Уголовным кодексом ПНР 1969 г., то все изменения в основном касаются дифференциации уголовной ответственности в зависимости от характера наступивших общественно опасных последствий и других квалифицирующих признаков, в целом же наказания остались теми же (например, за неисполнение приказа по УК 1997 г. предусмотрено максимальное наказание до 5 лет лишение свободы, по УК 1969 г. предусмотрено такое же наказание, но ранее действовавший кодекс предусматривал уголовную ответственность только за формальный состав преступления без учета последствий). Кроме того, из польского уголовного законодательства был изъят состав неисполнения приказа в боевой обстановке, предусматривавший смертную казнь, и специфический состав преступления: "военнослужащий, который публично своим поведением порочит воинскую честь или честь мундира", который наказывался лишением свободы на срок до 3 лет. Следующий раздел польского военно-уголовного законодательства включает "преступления против правил обращения с подчиненными" (польск. przeciwko zasadom ). В российском уголовном законодательстве такая группа преступлений не выделяется. По принятым в отечественной теории военно-уголовного права взглядам указанные общественно опасные действия являются разновидностью должностных преступлений, а также нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Следует отметить, что несмотря на название главы, субъектами указанных преступлений помимо начальников могут быть и иные военнослужащие, которые совершают указанные действия в отношении военнослужащего, младшего либо равного по званию, но который отбыл меньший срок несения воинской службы, о чем особо оговаривается в отдельной статье (ст. 353). Применение насилия в отношении военнослужащего с равным сроком военной службы при отсутствии отношений подчиненности, очевидно, по взглядам польского законодателя, охватывается составами сопротивления или насильственных действий в отношении начальника. К указанной группе относятся три состава преступления, которые условно можно назвать: унижение или оскорбление подчиненного, побои или причинение вреда здоровью подчиненного и физическое или психическое запугивание подчиненных. Первый из указанных составов преступления заключается в унижении или оскорблении подчиненного. При этом уголовное преследование возбуждается по заявлению потерпевшего или командира части. Объективная сторона следующего преступления заключается в нанесении ударов (побоях) или нарушении его телесной неприкосновенности (причинении вреда здоровью, судя по санкции, имеется в виду легкий вред здоровью или менее тяжкий по польской классификации). Для описания третьего состава преступления из этой группы используется специфический польский юридический термин - , который можно перевести на русский язык как "запугивание". В польском уголовном праве этот термин определяется как физическое или психическое насилие над близким человеком или над человеком, который находится в постоянной или временной зависимости от правонарушителя, а также в отношении несовершеннолетнего или беспомощного, в силу его психического или физического состояния, лица. По своему содержанию этот термин схож с английским понятием bullying или mobbing, т. е. травля, запугивание, задирание и т. д., который из социологии и этологии "перекочевал" постепенно в уголовное право. Как социальное явление bullying заключается в агрессивном преследовании одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива, которое заключается в оскорблении, угрозах, физической агрессии, постоянной негативной оценке жертвы и ее деятельности, отказе в доверии и т. п. Термин mobbing имеет примерно то же значение, однако впервые был описан как вариант поведения животных в этологии (науке о поведении животных), а впоследствии "перенесен" на социальные отношения. В российском уголовном праве и криминологии наиболее близким по значению является термин "дедовщина" или "неуставные взаимоотношения". Квалифицированной разновидность данного преступления является его совершение с особой жестокостью. Особо квалифицированный состав предусматривает наступление общественно опасных последствий в виде покушения потерпевшего на свою жизнь. Говоря о наказуемости этих деяний, следует отметить, что унижение или оскорбление подчиненного наказывается ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет (по ч. 2 ст. 336 УК РФ это деяние наказывается ограничением по военной службе на срок до 1 года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок); насилие в отношении подчиненного - наказывается воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет (по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ - лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, по ч. 1 ст. 335 УК РФ - содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет или лишением свободы на срок до 3 лет); запугивание подчиненного наказывается: основной состав - лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, квалифицированный состав - лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет, особо квалифицированный - лишением свободы на срок от 2 до 12 лет (по ч. 3 ст. 286 УК РФ - лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, по ч. 3 ст. 335 УК РФ - лишением свободы на срок до 10 лет; по ст. 110 УК РФ - ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок). В польском уголовном законодательстве ответственность за насильственные действия в отношении подчиненных, в отличие от российского, не дифференцируется по признакам совершения преступления с применением оружия или специальных средств, совершения преступления в отношении двух или более лиц, группового совершения преступления, а также с причинением средней тяжести вреда здоровью. Кроме того, с точки зрения российского правоприменителя, разграничение смежных составов преступления оскорбления, насилия и запугивания подчиненных выглядит спорным и неясным исходя из текста закона, а следовательно, требует дополнительных разъяснений. Исходя из текста польского уголовного закона состав преступления "запугивание подчиненных" пересекается с составами применения насилия или сопротивления начальнику, когда эти деяния совершаются в отношении равного по званию военнослужащего. В этом случае должна возникать конкуренция правовых норм и, как следствие, проблемы в квалификации преступлений. Таким образом, оскорбление подчиненных по польскому уголовному законодательству наказывается более строго, чем по российскому; насилие в отношении подчиненных по российскому законодательству наказывается более строго, чем по польскому. Рассматриваемые преступления, повлекшие тяжкие последствия, имеют примерно одинаковую наказуемость в российском и польском законодательстве. Наступление общественно опасных последствий в виде покушения на самоубийства или самоубийства по российским законам, скорее всего, не повлечет дополнительной квалификации по ст. 110 УК РФ, поскольку, исходя из российской теории уголовного права эти общественно опасные последствия входят в понятие тяжких последствий, поэтому польский особо квалифицированный состав следует признать более строгим, чем по российскому законодательству. Преступления против правил обращения с подчиненными в польском законодательстве не претерпели никаких изменений с момента вступления в силу Уголовного кодекса 1997 г. Система преступлений против правил обращения с подчиненными по УК 1969 г. существенно отличалась от современной. Она включала в себя: злоупотребление своими полномочиями в целях причинения страданий подчиненному или младшему по званию (наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет); оскорбление подчиненного при исполнении служебных обязанностей или в присутствии других военнослужащих (наказывалось лишением свободы на срок до 3 лет); насильственные действия в отношении подчиненного - удары или иное нарушение телесной неприкосновенности (наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет). Таким образом, следует констатировать, что польское военно-уголовное законодательство развивалось по пути дифференциации и пенализации ответственности за насильственные действия в отношении подчиненных, если не брать в расчет исключения признака совершения преступления в присутствии других военнослужащих. Следующая группа преступлений "против правил обращения с вооружением и военным снаряжением" (польск. przeciwko zasadom obchodzenia z uzbrojeniem i uzbrojonym wojskowym) включает всего два состава, которые условно можно назвать: "неосторожное обращение с оружием" и "нарушение правил управления механическим средством передвижения". В российском уголовном законодательстве сходная теоретически выделяемая группа преступлений называется "преступления против порядка использования военно-технических средств" и включает гораздо больше составов преступления: нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения. "Неосторожное обращение с оружием" в польском уголовном законодательстве заключается в неосторожном обращении (использовании) с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или иными средствами ведения боя, повлекшее по неосторожности расстройство здоровья другого лица. Российский аналог предусматривает в отличие от польского нарушение определенных правил обращения с оружием, кроме того, российское законодательство предусматривает гораздо более обширный круг предметов преступления, включающий радиоактивные материалы, вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих. Российское уголовное законодательство также предусматривает иные общественно опасные последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо и наступления иных тяжких последствий. Квалифицированный состав по польскому законодательству предусматривает причинение смерти или тяжелого вреда здоровью другому лицу. В российском законодательстве выделяется квалифицированный (то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека) и особо квалифицированный (то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) составы. "Неосторожное обращение с оружием" в польском уголовном законодательстве наказывается: основной состав - воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет; квалифицированный - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет. В российском законодательстве соответственно: основной состав - ограничением по военной службе на срок до 2 лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет; квалифицированный - лишением свободы на срок до 5 лет; особо квалифицированный - лишением свободы на срок до 10 лет. Таким образом, российское законодательство содержит больше обстоятельств, влияющих на дифференциацию уголовной ответственности, а польское законодательство следует признать более строгим, поскольку при равных квалифицирующих признаках оно предусматривает более строгое наказание. "Нарушение правил управления механическим средством передвижения" заключается в нарушении военнослужащим, управляющим механическим средством передвижения, правил безопасности движения на суше, водных путях или в воздушном пространстве, повлекшее по неосторожности аварию, в которой причинено другому лицу менее тяжкое телесное повреждение или значительный ущерб имуществу. Квалифицированный состав предусматривает наступление общественно опасных последствий в виде смерти другого лица или причинения тяжелого вреда его здоровью. Таким образом, польское законодательство в одной статье объединяет три состава преступления, предусмотренных в трех статьях российского законодательства. При этом по российскому законодательству ответственность наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека (по ч. 1 ст. 350 УК РФ), если деяние повлекло по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (по ч. 2 ст. 350, ст. 351, ст. 352), если деяние повлекло смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 350). По польскому законодательству "нарушение правил управления механическим средством передвижения" наказывается воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет, а при отягчающих признаках - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет. По российским законам то же преступление наказывается арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 350), лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 350), лишением свободы на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 350, ст. 351, ст. 352). Т. е. польское законодательство предусматривает ответственность за деяние, не являющееся преступным по российскому законодательству, а при сопоставимых квалифицирующих признаках предусматривает более строгое наказание. Кроме того, при совершении указанного преступления в состоянии опьянения или в случае, когда виновный скрылся с места происшествия, суд может постановить о запрещении виновному управления механическим средством передвижения, также в этом случае минимальный и максимальный пределы наказаний увеличиваются в полтора раза. Рассматриваемая группа преступлений "против правил обращения с вооружением и военным снаряжением" не претерпела никаких изменений с момента вступления в силу Уголовного кодекса 1997 г. В прежнем польском законодательстве по Уголовному кодексу 1969 г. неосторожное обращение с оружием наказывалось более строго - лишением свободы на срок до 5 лет, а при отягчающих обстоятельствах - до 10 лет. Нарушение правил управления механическим средством передвижения было разделено на 2 состава. Основной состав формулировался так же, как и в настоящее время, и предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, квалифицированный состав такой же, как и в настоящее время, и особо квалифицированный состав с признаком совершения преступления в нетрезвом состоянии, наказывалось лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет. Отдельно выделялся декриминализованный в современном польском законодательстве усеченный состав - нарушение военнослужащим, управляющим военным судном или военным самолетом, правил безопасности движения, создающее непосредственную опасность наступления последствий, предусмотренных в статье о нарушении правил управления механическим средством передвижения (наказывалось лишением свободы на срок до 3 лет). В этом случае следует констатировать тенденцию развития польского уголовного законодательства, выражающуюся в декриминализации и депенализации преступлений против правил обращения с вооружением и военным снаряжением. Следующей группой составов преступлений, предусмотренных польским уголовным законодательством, являются преступления против правил несения службы (польск. przeciwko zasadom ). В отличие от аналогичной группы преступлений, выделяемых в российской теории военно-уголовного права, включает всего два состава преступления: нарушение правил военной службы и добровольное приведение себя в состояние алкогольного или иного опьянения. В случае совершения преступления, предусмотренного в качестве основного состава нарушения правил военной службы, и добровольного приведения себя в состояние алкогольного или иного опьянения уголовное преследование возбуждается по заявлению командира части. Объективная сторона нарушения правил военной службы заключается в нарушении обязанностей, вытекающих из правил или распоряжений, регулирующих ход соответствующего вида военной службы, совершенное военнослужащим, который был назначен на службу или находился на службе. При этом состав преступления является усеченным, поскольку состав считается оконченным, если действиями военнослужащего была создана непосредственная опасность возникновения вреда, который указанная служба была призвана предотвратить. В российском законодательстве такая конструкция используется только в составах о нарушениях правил несения боевого дежурства и пограничной службы. В практике российских органов военной юстиции квалификация указанных преступлений представляет определенную сложность, поскольку довольно сложно оценить только возможность наступления вреда, для предотвращения которого была организованна эта служба. Правоприменителю приходится оценивать гипотетическую вероятность наступления общественно опасных последствий, которые могли наступить, но не наступили. В советском уголовном законодательстве все составы преступлений против порядка несения специальных видов военной службы были формальными, а наступление вредных последствий, в том числе причинение вреда охраняемым объектам, являлось квалифицированным составом. Из советского законодательства, судя по всему, и была заимствована конструкция польского состава преступления. Кроме того, в польском законодательстве, исходя из его содержания, признается одинаковая общественная опасность всех нарушений правил несения специальных служб, что противоречит российской теории военно-уголовного права и практике применения военно-уголовного законодательства. Как можно признать одинаковой общественную опасность нарушения правил боевого дежурства, караульной службы и внутренней службы? В зависимости от объекта посягательства и причиненного вреда в российском законодательстве дифференцируется и наказуемость деяния. Также в качестве дифференцирующего обстоятельства в российском законодательстве используется субъективная сторона преступления: умышленно или неосторожно были нарушены специальные правила военнослужащим, чего не наблюдается в польском законодательстве. Квалифицированным составом нарушения правил несения специальных видов военной службы в польском законодательстве является деяние, повлекшее причинение вреда, для предотвращения которого была назначена соответствующая служба. При этом вред не конкретизируется в отличие от российского законодательства, где предусмотрены составы с признаками причинения вреда охраняемым объектам, причинения вреда интересам безопасности государства, наступления тяжких последствий, причинения вреда правам и законным интересам граждан. Второй состав преступления из рассматриваемой группы в российском военном законодательстве является лишь грубым дисциплинарным проступком - исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Объективная сторона указанного преступления заключается в приведении себя в состояние алкогольного опьянения или одурманивания иными средствами, совершенное военнослужащим после назначения на службу или будучи на службе. Как и в ряде других случаев, в польском уголовном законодательстве преступлениями признаются деяния, которые не являются таковыми по российскому уголовному законодательству. Основной состав нарушения правил военной службы наказывается ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет, квалифицированный - лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет (в российском законодательстве варьируется в зависимости от различных квалифицирующих признаков от ограничения по военной службе на срок до 2 лет и содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок до лишения свободы на срок до 10 лет). Добровольное приведение себя в состояние алкогольного или иного опьянения наказывается ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет. Следует отметить, что по Уголовному кодексу 1969 г. нарушение правил военной службы при наступлении общественно опасных последствий наказывалось более строго: лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет. Добровольное приведение себя в состояние алкогольного или иного опьянения наказывалось лишением свободы на срок до 3 лет. Кроме того, в ранее действующем законодательстве признаком состава вышеуказанного преступления являлось приведение себя военнослужащим в состояние, в котором он неспособен исполнять служебные обязанности, в отличие от современного, где наказуемым является сам факт приведения себя в состояние алкогольного или иного опьянения. По Уголовному кодексу 1969 г. к группе преступлений против правил несения службы также относился очень специфический состав преступления, неизвестный российскому уголовному законодательству. Объективная сторона этого преступления заключалась в сообщении ложных сведений в рапорте, донесении или служебном докладе, относительно обстоятельств, имеющих значение для несения службы. Второй частью статьи была предусмотрена ответственность начальника, который в служебном порядке передает рапорт, донесение или доклад, не исправляя ложных сведений, несмотря на то что о ложности сообщаемых в них сведениях ему известно. По нашему мнению, этот состав преступления можно назвать "обман начальника". Оба состава наказывались одинаково: лишением свободы на срок до 3 лет. В Уголовном кодексе РП 1997 г. этот состав преступления был по каким-то причинам декриминализован. Последний раздел польского военно-уголовного законодательства называется - преступления против военного имущества (польск. przeciwko mieniu wojskowemu), и является наиболее развитым по количеству содержащихся составов преступлений в сравнении с другими разделами польского военно-уголовного законодательства. По нашим подсчетам, в этом разделе содержится 7 составов преступления в 6 статьях (для сравнения, в российском законодательстве к преступлениям против порядка сбережения военного имущества относятся всего 3 состава, 2 из которых являются разновидностью одного состава преступления: умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества, утрата военного имущества). Предметами рассматриваемых преступлений по польскому законодательству являются: 1) оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или иные средства ведения боя (ст. ст. 358, 359, 360 УК РП) - для краткости будем именовать указанную категорию "оружие"; 2) военный самолет или военное судно (ст. 361 УК РП); 3) военное механическое средство передвижения (ст. 362 УК РП); 4) предметы снаряжения военнослужащего (ст. 263 УК РП). По российскому законодательству, к предметам данных преступлений относятся только оружие, боеприпасы или предметы военной техники. Среди преступлений против военного имущества условно можно выделить группу преступлений против установленного порядка обращения "оружия". Объективная сторона указанных преступлений может выражаться: 1) в самовольном распоряжении военнослужащим "оружием" (очевидно, имеются в виду случаи самовольного использования или применения оружия за исключением его отчуждения, например, когда военнослужащий стреляет "по банкам" в целях развлечения); 2) самовольное изъятие (польск. zabiera - буквально забирать, брать, изымать, принимать) военнослужащим "оружия" (так буквально в тексте закона, очевидно имеется в виду незаконное присвоение оружия, иначе невозможно отграничить от предыдущего состава); 3) невыполнение обязанностей или превышение полномочий по охране или надзору за "оружием", повлекшее "хотя бы неумышленно" их утрату; 4) уничтожение, повреждение "оружия" или приведение его в непригодное к применению состояние. Следует отметить, что в российском законодательстве нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ), относится к преступлениям против порядка использования военно-технических средств и предусматривает не только их утрату, но и другие вредные последствия (уничтожение военной техники, вред здоровью человека, причинение смерти одному или нескольким лицам). Утрата военного имущества по российскому законодательству заключается в нарушении правил сбережения вверенных для служебного пользования предметов, если это повлекло по неосторожности их утрату, в отличие от польского состава, где указываются обязанности и полномочия по охране или надзору за "оружием". Таким образом, польский состав преступления ближе к российскому составу ненадлежащего исполнения обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ). Незаконное изъятие оружия по российскому законодательству, скорее всего, будет квалифицированно как хищение оружия (ст. 226 УК РФ). Уничтожение или повреждение оружия по российскому законодательству в отличие от польского дифференцируется в зависимости от формы вины. Получается, что при внешней схожести обе группы составов наделяются совершенно разным смыслом. Основанием для выделения воинских преступлений в российском законодательстве являлось наличие установленного порядка, обеспечивающего сохранность военного имущества, и необходимость обеспечения сохранности военного имущества уголовно-правовыми средствами. В польском законодательстве группа преступлений выделяется по предмету посягательства и включает ряд самовольных или незаконных манипуляций с оружием или невыполнение возложенных обязанностей. Главным в данном случае является самовольность или незаконность действий военнослужащих. В польском уголовном законодательстве отсутствует такой состав преступления, как "оставление погибающего военного корабля" (ст. 345 УК РФ). Следующие составы преступлений отсутствуют в российском уголовном законодательстве, хотя такие случаи имеют место в практической деятельности: самовольное использование военного самолета или военного судна для целей, не связанных с воинской службой (ст. 361 УК РП); самовольное использование военного механического средства передвижения с ущербом для интересов службы или с целью получения имущественной выгоды (ст. 362 УК РП). Последний состав преступления из рассматриваемой группы схож с существовавшем в советском уголовном законодательстве составом "промотание или утрата военного имущества", который был декриминализован в современном российском уголовном законодательстве. Объективная сторона польского состава преступления заключается в самовольном распоряжении (сбыт, заклад или передача в пользование другому лицу) военнослужащим предметом своего снаряжения. Уголовное преследование в данном случае возбуждается по заявлению командира части. По поводу наказуемости деяний следует отметить: самовольное распоряжение оружием наказывается воинским арестом либо лишением свободы на срок до 3 лет (в российском законодательстве аналоги отсутствуют, по ранее действовавшему польскому законодательству это деяние наказывалось более строго - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет); самовольное изъятие оружия наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет (в ранее действовавшем польском законодательстве это преступление наказывалось так же, по российскому законодательству, если сравнивать со ст. 226, то основной состав наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, максимальное предусмотренное наказание при наличие отягчающих обстоятельств - до 15 лет лишения свободы); невыполнение обязанностей или превышение полномочий по охране или надзору за оружием наказывается воинским арестом либо лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет (в ранее действовавшем польском законодательстве такой состав отсутствовал, по российскому законодательству, если сравнивать со ст. 225, это деяние наказывается максимум лишением свободы на срок до 2 лет, а при наличии отягчающих обстоятельств - лишением свободы на срок до 7 лет, утрата военного имущества наказывается аналогично ч. 1 ст. 225); уничтожение или повреждение оружия наказывается штрафом, ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет, в случае причинения значительного ущерба имуществу - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет (по ранее действовавшему польскому законодательству такой состав отсутствовал, по российскому законодательству это преступление наказывается штрафом, либо ограничением по военной службе на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет, повлекшее тяжкие последствия (только за умышленный состав) - лишением свободы на срок до 5 лет); самовольное использование военного самолета или военного судна наказывается лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, при наличии смягчающих обстоятельств - штрафом, ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 1 года; самовольное использование военного механического средства - штрафом, ограничением свободы, воинским арестом либо лишением свободы на срок до 2 лет, при наличии смягчающих обстоятельств - штрафом либо ограничением свободы (по ранее действовавшему законодательству эти два состава были разновидностями одного преступления и наказывались одинаково - лишением свободы на срок до 3 лет); промотание военного имущества наказывается штрафом, ограничением свободы или лишением свободы на срок до 2 лет (по ранее действовавшему законодательству наказывалось лишением свободы на срок до 2 лет). Как видно из анализа, польское уголовное законодательство о преступлениях против военного имущества подверглось существенной трансформации: были криминализованы уничтожение или повреждение военного имущества и невыполнение обязанностей или превышение полномочий по охране или надзору за оружием, декриминализован состав утраты по неосторожности выданного по службе оружия, смягчена уголовная ответственность за самовольное распоряжение оружием и промотание военного имущества, усилено наказание за самовольное использование военного самолета или военного судна, а также дифференцирована ответственность за это преступление и за самовольное использование военного механического средства. По сравнению с российским уголовным законодательством, польское в ряде случаев устанавливает ответственность за деяния, не являющиеся преступлениями по УК РФ, в ряде случаев при сопоставимых квалифицирующих признаках польское законодательство предусматривает более строгую ответственность, чем российское. Таким образом, подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что подход польского законодателя к месту и роли военно-уголовного законодательства в системе уголовного права схож с принятым в России: оно входит в единый уголовно-правовой акт на правах отдельной части. Очень схожа с российским структура военно-уголовного законодательства по выделяемым разделам и составам преступлений. Тем не менее можно выделить ряд признаков, характерных для польского военно-уголовного законодательства. Так, широко применяется бланкетный метод изложения уголовно-правовых норм. В ряде случаев отсутствует дифференциация ответственности (отсутствуют дифференцирующие признаки и квалифицированные составы, характерные для российского законодательства) и альтернативность уголовных наказаний по сравнению с российским законодательством (основным наказанием является лишение свободы, предусмотренное практически за все составы преступлений). Во многих случаях устанавливается ответственность за деяния, не являющиеся преступными или декриминализованными в российском законодательстве. Высокая роль командования в осуществлении уголовного преследования, т. е. архаичный институт, характерный для советского и русского дореволюционного военно-уголовного законодательства, но от которого отказалось современное российское уголовное право, поскольку этот институт нарушает принцип равенства перед законом и единство оснований уголовной ответственности. Исходя из этого института преступность и наказуемость деяний определяется командиром части, а не уголовным законом. Широкое использование института замены уголовных наказаний дисциплинарными взысканиями - также устаревший институт, характерный для советского и русского дореволюционного военно-уголовного законодательства. При принятии Уголовного кодекса РФ 1997 г. от него также было решено отказаться, так как он нарушает единство оснований уголовной ответственности: за деяние, признаваемое преступным, назначается не уголовное наказание, а дисциплинарное взыскание, тем самым "размываются" границы преступления и дисциплинарного проступка, уголовного и административного законодательства. Кроме этого, можно отметить, что многие нормы польского законодательства логически противоречивы и не проработаны, применяется неудобная юридическая техника, когда правовые нормы дополняются в отдельных статьях, нередко изменяющих суть основного состава преступления, некоторые составы выглядят менее совершенными, чем по УК 1969 г. В целом в польском военно-уголовном законодательстве просматриваются большие аналогии с уголовным законодательством СССР. По сравнению с российским уголовным законодательством, в польском установлены в большинстве случаев более строгие наказания при одинаковых квалифицирующих признаках. Исключением является разве что применение насилия по отношению к подчиненным и дезертирство, наказываемые более строго по УК РФ. Если оценивать польскую военно-уголовную политику за последние 50 лет, то в данном случае просматриваются общие тенденции декриминализации и депенализации многих воинских преступлений, смягчения уголовной репрессии. В польском уголовном законодательстве были смягчены наказания за нарушение правил военной службы, за преступления против обязанности прохождения военной службы, преступления против правил воинской дисциплины. Но в то же время усилена уголовная ответственность за квалифицированные составы преступлений против правил обращения с подчиненными, против правил обращения с вооружением и военным снаряжением и против военного имущества. Глава о преступлениях против военного имущества подверглась существенной переработке в части дифференциации ответственности за эти преступления. Из этого можно сделать вывод о том, что польская военно-уголовная политика направлена прежде всего на борьбу с насильственными посягательствами со стороны начальников и старших по званию на жизнь и здоровье военнослужащих и обеспечение сохранности и порядка эксплуатации военного имущества. Среди положительных сторон польского уголовного законодательства, которые могли бы быть использованы в российской практике, следует отметить выделение в уголовном законодательстве Воинской части наряду с Общей и Особенной, выделение отдельной главы, в которой содержатся общие условия уголовной ответственности военнослужащих, наличие норм об уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих, наличие таких квалифицирующих признаков, как: совершение преступления в присутствии группы военнослужащих, покушение потерпевшего на свою жизнь как общественно опасное последствие совершения преступления, самовольное оставление части с выездом за границу, а также уголовная ответственность за использование военной техники для целей, не связанных с военной службой.
Библиографический список
Станик В. А. Уголовное право Польской Народной Республики / Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша.
Название документа