Условия и основания отказа в выдаче
(Строганова А. К.) ("Российский следователь", N 3, 2002) Текст документаУСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ
А. К. СТРОГАНОВА
А. К. Строганова, кафедра уголовного процесса Московской юридической академии МВД Российской Федерации.
Выдача преступников, которую принято еще называть экстрадицией, - один из наиболее древних правовых институтов, целью которого является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления <*>. В России институт выдачи наиболее активно начинает реализовываться в начале - середине XIX века. Так, в 1826 г. правительство Николая I обратилось в Королевство Великобритания о выдаче Николая Тургенева в связи с его политической деятельностью. Другое нашумевшее дело было связано с экстрадицией в 1872 г. Швейцарией России русского революционера - эмигранта Сергея Нечаева, совершившего убийство своего товарища по московскому революционному кружку. После выдачи Нечаев был приговорен к 20 годам каторги. В 1880 г. Россия затребовала у французских властей выдачи народовольца Льва Гартмана, участвовавшего в покушении на Александра II. -------------------------------- <*> Подробно о возникновении и формировании института выдачи, а также подробный перечень библиографических источников по данному вопросу см.: Антипов С. Л. Участие ОВД России в розыске лиц, подлежащих экстрадиции. М., 1997; Беляев С. С. Экстрадиция в уголовном праве: Дис. к-та юрид. наук. М., 1999; Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве (основные проблемы). Свердловск, 1974; Волженкина В. М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. к-та юрид. наук. М., 1999; Карасева Е. В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия МВД РФ. М., 2000; Колибаб К. Е. Выдача обвиняемых и осужденных по международным договорам России // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1996. N 2; Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно - практич. пособие. М., 1998; Павлова И. В. Выдача преступников в современном международном праве как средство борьбы с уголовными преступлениями международного характера (правовые проблемы). М., 1984.
В настоящее время вопросы выдачи преступников приобрели особую актуальность, о чем свидетельствует статистика. За последние 3 года количество запросов об экстрадиции увеличилось более чем в 1,5 раза. В 2000 году было рассмотрено свыше 4250 ходатайств о выдаче преступников, поступивших из других государств. Из них около двух тысяч запросов было удовлетворено (ежедневно выдается примерно 20 - 25 человек). Россией за этот же период выдано иностранных преступников в десятки раз больше. Правовое регулирование экстрадиции осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров Российской Федерации, которые, как известно, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции являются частью правовой системы России. В частности, в соответствии со ст. 63 Конституции выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Ст. 13 Уголовного кодекса РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Впервые в развитии российского уголовно - процессуального законодательства в УПК РФ включены нормы, определяющие основания, условия и порядок выдачи, объединенные в самостоятельную главу 54. В соответствии со ст. 15 Конституции и ст. 460 УПК порядок выдачи регулируется также международными договорами РФ. В отношении граждан государств - членов СНГ экстрадиция осуществляется в соответствии со ст. ст. 60 - 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 с дополнительным протоколом к ней от 28 марта 1997 г. <*>; в отношении граждан государств - членов Совета Европы - Европейской конвенцией о выдаче от 13.12.1957 с дополнительным протоколом и вторым дополнительным протоколом к ней <**>. Кроме того, выдача производится на основе двусторонних международных договоров РФ <***>. Несмотря на позитивную тенденцию в развитии правовых основ экстрадиции, законодательство в этой сфере и правоприменительной практике нуждается в оптимизации. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1472. Конвенция вступила в силу для России 10.12.1994, ратифицирована ФЗ от 04.08.1994 N 16-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 15. Ст. 1684. Протокол вступил в силу для России 09.01.2001 / Вестник ВАС РФ. N 8. 1997, ратифицирован ФЗ от 08.10.2000 N 124-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 41. Ст. 4036. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 23. Ст. 2348. Конвенция и протоколы вступили в силу для России 09.03.2000, Россия подписала Конвенцию и дополнительные протоколы 07.11.1996 с оговорками и заявлениями, указанными в распоряжении Президента РФ от 03.09.1996 N 458-рп / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 37. Ст. 4286, а затем ратифицировала их с оговорками и заявлениями ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5129. <***> Россия является участницей более 40 двусторонних международных договоров, предусматривающих экстрадицию.
Анализ норм международных конвенций и российского законодательства позволяет сделать вывод, что между некоторыми из них наблюдается противоречие, что значительно затрудняет процедуру выдачи. Например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г. содержит положение о возможности отказа в выдаче в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, или с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого отношения (ст. ст. 3, 11). В Минской же конвенции 1993 г. таких положений нет. В данном случае следует учитывать ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. <*>, которая определила, что ее нормы имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу между любыми государствами - участниками данной Конвенции. Государства - участники Конвенции могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положения настоящей Конвенции или облегчить применение содержащихся в ней принципов. -------------------------------- <*> В число ратифицировавших Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. входят три государства - члена СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова).
Вместе с тем Европейская конвенция о выдаче 1957 г. допускает использование сторонами не положений конвенции, а своего "единообразного законодательства" или "специальной системы". Данную норму использовали скандинавские страны (Финляндия, Дания, Исландия, Швеция и Норвегия), а также Ирландия и Соединенное Королевство, применяющие при решении вопросов экстрадиции свое национальное законодательство. В число ратифицировавших Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. входят три государства - члена СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова). При рассмотрении вопроса об использовании Россией, Украиной и Молдовой своей специальной системы на основе Минской конвенции 1993 года необходимо учитывать указанное выше положение о том, что не все положения этого многостороннего договора соответствуют содержащимся в Конвенции стандартам, соблюдать которые Российская Федерация обязалась при их ратификации. В связи с этим видится необходимым принятие отдельного Федерального закона Российской Федерации ("О выдаче"), в котором следует урегулировать применение подобных норм. Будучи участником многих конвенций и договоров, все положения которых невозможно закрепить в национальном законодательстве Российской Федерации, при решении конкретных вопросов приходится учитывать положения многих международных конвенций и двусторонних договоров. Глава 54 нового УПК РФ представляет собой некий синтез положений Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Минской конвенции 1993 г. и по своей сути соответствует основным международным принципам осуществления выдачи (экстрадиции) преступников. В частности, ст. 464 УПК РФ, посвященная отказу в выдаче, состоит из двух частей: 1) когда выдача не допускается; 2) когда в выдаче может быть отказано. В первом случае нормы императивно запрещают возможность выдачи, во втором - право принятия окончательного решения возлагается на компетентный орган Российской Федерации (Генеральную прокуратуру РФ). Положение данной статьи об отказе в выдаче собственных граждан независимо от характера совершенного лицом правонарушения и установленного за него наказания вытекает и полностью соответствует ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, а также п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.1999 N 190-ФЗ о ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Гражданство определяется на момент принятия решения в отношении выдачи. Однако тут кроется весьма серьезная проблема. В связи с несовершенством института регистрации в Российской Федерации наше гражданство получить сейчас легче, чем любое другое (не надо никаких "Грин кард" или видов на жительство). На практике встречаются примеры, когда человек после совершения преступления в другой стране получал российское гражданство (например, в результате заключения брака) и уже в качестве гражданина России обретал защиту своих конституционных (российских) прав. Так, гражданин Таджикистана путем мошеннических действий похитил там 14 миллионов долларов, после чего получил российское гражданство в посольстве в Таджикистане. В связи с этим целесообразно разработать и принять новый закон о гражданстве, в котором следует урегулировать в том числе и указанные вопросы. Выдача также не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. В связи с тем что российское законодательство не содержит понятия "политические преступления", при определении данных преступлений следует руководствоваться положениями порядка 17 международных конвенций <*>. -------------------------------- <*> Данные конвенции указаны в Дополнительном протоколе к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ратифицированном ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ (Собрание законодательства. 2000. N 23. Ст. 2348).
При решении вопросов о выдаче следует учитывать также п. "г" ч. 1 ст. 57 Минской конвенции 1993 г., который императивно запрещает осуществлять выдачу, если преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего), в то время как п. 4 ч. 2 ст. 464 УПК РФ предоставляет в данном случае Генеральной прокуратуре Российской Федерации право выбора при решении вопроса об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поступившего запроса о выдаче. Данные Конвенции указаны в Дополнительном протоколе к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ратифицированном ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2000. N 23. Ст. 2348). В соответствии с оговорками к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., утвержденными п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ, Российская Федерация оставила за собой право отказывать в выдаче дополнительно по следующим основаниям: - если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах <*> и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <**>; -------------------------------- <*> Вестник ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291. Пакт вступил в силу для СССР 23.03.1976, ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII / Вестник ВС СССР. 1973. N 40. Ст. 564. <**> Дипломатической вестник. 1998. N 9. С. 13 - 15. Протокол N 7 вступил в силу для России 01.08.1998, ратифицирован с оговоркой и заявлениями ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 14. Ст. 1514.
- если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные нормами международных договоров, указанными в предыдущем абзаце; - исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; - если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России. При вынесении решения об отказе в выдаче лица следует исходить из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Российская Федерация может отказать в выдаче лица в связи с совершением им преступления, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве территории России. Территорией Российской Федерации считается территория в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК), а местом, рассматриваемым в качестве территории Российской Федерации, признается: континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации; судно, приписанное к порту Российской Федерации, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); военный корабль или военное воздушное судно Российской Федерации независимо от места их нахождения (ч. 3 ст. 11 УК). В остальных случаях, когда преступление было совершено за пределами территории Российской Федерации, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон Российской Федерации не предусматривает судебного преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последней или не допускает выдачи за указанное преступление. При исполнении запроса о выдаче лица, совершившего финансовые преступления, следует иметь в виду, что в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство Российской Федерации не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающего иностранного государства (ст. 5 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. в редакции ст. 2 Второго дополнительного протокола к ней 1978 г.). В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, наказуемо в запрашивающем иностранном государстве смертной казнью (Российская Федерация при вступлении в Совет Европы взяла на себя обязанность отменить смертную казнь) <*>. Такая формула не обязывает государство отказать в выдаче, однако положения о смертной казни постепенно утрачивают значение для взаимоотношений членов Совета Европы по мере принятия ими протокола N 6 о запрещении применения этого вида наказания. При наличии возможности применения к лицу смертной казни после его выдачи Российской Федерации запрашивающее иностранное государство должно предоставить гарантии, что этот вид наказания в данном случае применяться не будет. -------------------------------- <*> 27 февраля 1997 г. российской стороной был подписан протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни). Во исполнение обязательства по отмене смертной казни Президентом РФ издан Указ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".
Помимо вышеуказанных оснований выдача не допускается, если: 1) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; 2) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; 3) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации. Помимо вышеуказанных оснований Российская Федерация также может отказать в выдаче по следующим основаниям: 1) если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации; 2) если имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 3) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не признается в Российской Федерации преступлением. 27 февраля 1997 г. российской стороной был подписан протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни). Во исполнение обязательства по отмене смертной казни Президентом РФ издан Указ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Анализ положений действующего международного законодательства и ст. 464 УПК РФ показывает, что в целом положения УПК РФ соответствуют международным стандартам. Тем не менее круг оснований для отказа в выдаче, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, более широк, чем это указано в УПК РФ, и правоприменитель при решении вопросов в удовлетворении соответствующих ходатайств о выдаче должен учитывать положения международных конвенций и договоров, регулирующих вопросы выдачи. Несмотря на большое количество международных договоров, регулирующих вопросы выдачи преступников, Российская Федерация имеет соответствующие договоры не со всеми странами, в связи с этим возможность выдачи лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора на основе принципа взаимности приобретает все большую практическую значимость. Осуществление выдачи на основе принципа взаимности закреплено в ч. 2 ст. 462 УПК РФ и означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.
Название документа