Создание юридического лица с участием российской организации на территории иностранного государства
(Щербинин С. С.) ("Право и экономика", NN 1, 2, 2002) Текст документаСОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА <*>
/"Право и экономика", N 1, 2002/
С. С. ЩЕРБИНИН
Щербинин Сергей Сергеевич Специалист по гражданскому, конституционному праву. Родился 26 января 1975 г. в Москве. В 1997 г. окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Ныне возглавляет юридический отдел ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ", директор Информационно - консультационного центра НП "Аудиторская палата России".
Правовое регулирование (по законодательству Российской Федерации) порядка создания юридического лица с участием российской организации, представительства или иного подразделения российской организации на территории иностранного государства: вопросы выбора организационно - правовой формы, гарантии прав учредителей и налогообложения деятельности.
Организационно - правовые формы функционирования российской организации за рубежом
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. <*> российские инвесторы вправе создавать организации со своим участием на территории стран - участников Соглашения, в том числе на Украине. -------------------------------- <*> В отношении России данное Соглашение временно применяется с момента его подписания и окончательно вступит в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Под инвесторами согласно ст. 2 Соглашения понимаются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством одной из сторон Соглашения и правомочные осуществлять инвестиции. Статья 3 Соглашения устанавливает, что под инвестициями понимаются все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения социального эффекта. В силу названного Соглашения инвесторы вправе осуществлять инвестирование на территории других государств путем: создания предприятий, полностью принадлежащих инвесторам, в том числе филиалов таких предприятий; долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами по месту инвестирования; приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций, а также ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством; реализации иной деятельности по осуществлению инвестиций, не противоречащей законодательству, действующему на территории государства по месту инвестирования. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 8 февраля 1995 г. в ст. 5 для целей налогообложения вводит понятие "постоянное представительство" организации юридического лица на территории иностранного государства. Данный термин означает постоянное место деятельности организации, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, т. е. фактически ведет хозяйственную деятельность. Под постоянным представительством понимается место управления; филиал (отделение); контора; фабрика; мастерская; склад или другое сооружение, используемое для продажи товаров, и др. Причем строительная площадка, монтажный или сборочный объект являются постоянным представительством, только если они существуют более 12 месяцев. Вместе с тем указанная статья содержит некоторые исключения из числа субъектов и объектов, подпадающих под понятие постоянного представительства. К таковым не относятся: - использование сооружений и содержание запасов товаров и изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации; - содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно в целях переработки другим предприятием; - содержание постоянного места деятельности исключительно в целях закупки товаров или изделий либо в целях сбора информации для предприятия; - содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера; - содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в предыдущих пунктах. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом <*>, действует от имени предприятия, имеет и обычно использует в договаривающемся государстве полномочия заключать контракты или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих предприятию, из которых производится регулярная поставка этих товаров и изделий от имени предприятия, то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в данном государстве относительно любой деятельности, которую указанное лицо осуществляет для предприятия, за тем исключением, когда деятельность лица подпадает под перечисленные ограничения. -------------------------------- <*> Понятие "агент с независимым статусом" по отношению к резиденту договаривающегося государства означает юридическое лицо, созданное по законодательству другого договаривающегося государства, в управлении, имуществе и контроле над которым не участвует такой резидент, а также физическое лицо - резидент другого договаривающегося государства, не состоящее в трудовых отношениях с первым упомянутым резидентом.
Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом договаривающемся государстве, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом. Тот факт, что предприятие одного договаривающегося государства контролирует или контролируется предприятием другого договаривающегося государства либо осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом договаривающемся государстве, сам по себе не превращает одно из этих предприятий в постоянное представительство другого предприятия. Кроме того, в силу подп. "д" п. 5 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты - российские организации вправе создавать на территории иностранных государств свои филиалы и представительства. Таким образом, деятельность российской организации на территории Украины в соответствии с международными соглашениями и законодательством Российской Федерации может осуществляться, как правило, через фактически управляемые, но при этом самостоятельно функционирующие юридические лица (статус которых приравнен к статусу юридического лица в российском законодательстве) или же через постоянные представительства (приравненные по своему статусу к представительствам, филиалам в российском законодательстве). Под юридическим лицом в соответствии со ст. 48 ГК РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. На территории иностранного государства такое юридическое лицо может: заново создаваться российской организацией путем внесения вклада, формирования органов управления, оформления учредительных документов и соответствующей регистрации; приобретаться российской организацией как уже созданный на территории иностранного государства имущественный комплекс с соответствующей его перерегистрацией на нового владельца; создаваться на основании договора о совместной деятельности (целесообразно, чтобы доля (процент акций) российского участника давала ему право управления такой организацией); попадать в сферу управления и контроля российского юридического лица за счет покупки преимущественной доли или пакета акций (более 51%). Создаваемые российскими организациями на территории иностранного государства управляемые ими юридические лица относятся к дочерним или зависимым обществам. Дочерним согласно ст. 105 ГК РФ признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу (в том числе по договору с ним) обязательные для него указания, отвечает солидарно <*> с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную <**> ответственность по его долгам. -------------------------------- <*> Солидарная ответственность в данном случае предполагает возможность предъявления кредитором требования о погашении обязательства (целиком или в части) как к дочернему, так и к основному обществу - по выбору кредитора. <**> Субсидиарная ответственность основана на том, что до предъявления требования к основному обществу кредитор должен предъявить требование к дочернему обществу. Если дочернее общество откажется удовлетворить требование кредитора или кредитор не получит от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть представлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.
Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законом о хозяйственных обществах. Согласно ст. 106 ГК РФ зависимым признается хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Преобладающее общество обязано незамедлительно публиковать сведения о приобретении акций или уставного капитала в порядке, предусмотренном законодательством об акционерных обществах. Организационно - правовые формы и порядок создания дочерних и зависимых обществ определяется законодательством страны, где они создаются. При создании российской организацией на территории иностранного государства дочернего или зависимого общества целесообразно иметь долю в капитале этого общества, позволяющую принимать решения по наиболее важным вопросам его деятельности. В других случаях приобретение одним из участников дочерней компании долей других ее участников может позволить такому участнику обрести функцию непосредственного управления компанией. Размер доли участия материнской фирмы в дочерней компании имеет принципиальное значение при принятии некоторых наиболее важных для компании решений. Существуют случаи, когда по отдельным вопросам требуется квалифицированное или единогласное принятие решения участниками компании. В соответствии с российским законодательством решение акционерного общества по таким вопросам, как внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; приобретение обществом размещенных акций, принимается общим собранием акционеров АО большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании. Решения о внесении изменений в учредительный договор, о реорганизации или ликвидации общества принимаются всеми участниками общества с ограниченной ответственностью единогласно. Законодательство иностранного государства может содержать аналогичные российскому законодательству положения квалифицированного и единогласного принятия решения участниками общества. Непринятие нужного решения в случае отказа от должного голосования одного из участников такого общества может парализовать деятельность всей организации, наложить на нее санкции, предусмотренные национальным законодательством. В целях предотвращения подобной ситуации идеальным будет соблюдение следующего условия: всей долей дочерней компании владеет материнская компания, если таковое допускает законодательство иностранного государства по месту деятельности дочерней компании. Приобретение иностранной компании или долей участия в ней отличается от создания новой компании (в том числе и по договору о совместной деятельности) тем, что приобретается, как правило, определенный имущественный, производственный комплекс с устоявшимся механизмом функционирования, рыночным и правовым статусом. Это позволяет ему эффективно включиться в хозяйственную деятельность материнской компании. В то же время профиль деятельности приобретаемой дочерней компании по технологическим и иным признакам может не соответствовать целям и задачам материнской компании. Кроме того, вместе с компанией к приобретателю обычно переходят и обязательства (долги) приобретаемого общества. Таким образом, выбор способа приобретения дочерней компании (покупка уже существующей фирмы или ее создание) зависит от целей материнской организации, а также состояния дел непосредственно в приобретаемой компании. Что касается постоянных представительств (представительств, филиалов) российской организации на территории иностранного государства, то главная их особенность состоит в том, что они не приобретают статуса юридического лица и действуют, как правило, от имени организовавшей их компании на правах ее структурного подразделения. В отношения с третьими лицами вступает само юридическое лицо, хотя фактически в лице своего филиала или представительства. В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Из приведенных определений видно, что полномочия филиала охватывают не только его представительские, но и производственные, распределительные и иные функции. Представительства и филиалы наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом и действуют, как правило, на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о представительствах и филиалах вносятся в учредительные документы создавшего их юридического лица. Деятельность российской организации посредством создания на территории иностранного государства своих постоянных представительств, как правило, связана со снижением контроля за функционированием управленческих структур филиала или представительства, что обусловлено территориальной удаленностью постоянного представительства от самого юридического лица и самостоятельностью управления в представительстве. С учетом того, что за их действия несет ответственность сама компания - юридическое лицо, такое положение вещей для нее неприемлемо. Создание же самостоятельного и при этом контролируемого юридического лица на территории иностранного государства (дочерней компании), как правило, возлагает ответственность за неисполнение его основных обязательств на саму дочернюю фирму, что снижает риск ответственности материнской компании. Вместе с тем создание дочерней компании на территории иностранного государства чревато снижением доходной части материнской компании, так как часть прибыли может уходить на развитие дочерней организации и на выплаты другим ее участникам. Таким образом, выбор организационно - правовой формы создаваемой российской организацией на территории иностранного государства компании (постоянного представительства) определяется экономическими, организационными, юридическими условиями и целями деятельности конкретной российской организации.
/"Право и экономика", N 2, 2002/
Правовое регулирование порядка инвестирования российскими компаниями средств для создания и деятельности их дочерних обществ и постоянных представительств за рубежом
Статьей 6 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности предусмотрено, что отношения, связанные с инвестициями сторон, регулируются соответствующими нормами законодательства государства по месту инвестирования, установленными для инвесторов этого государства, данным Соглашением и соглашениями между его участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют стороны. При этом в ходе дальнейшего совершенствования законодательства стороны будут исходить из того, что правовой режим инвестиций сторон, а также деятельность инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 г. термин "инвестиции" означает все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются инвестором одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством. К таковым относятся: движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права; денежные средства, а также ценные бумаги, обязательства, вклады и другие формы участия; права интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права, товарные знаки, права на изобретения, промышленные образцы, модели, а также технологические процессы и ноу - хау; права на осуществление хозяйственной деятельности, включая права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов. Ввоз и вывоз валюты, платежных документов, ценных бумаг регламентируются законодательством о валютном регулировании государства по месту инвестирования. Создание (участие в создании) и приобретение предприятия или его доли инвесторами сторон (далее - предприятие с инвестициями сторон) осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства по месту инвестирования. Вклады в уставный фонд предприятия с инвестициями сторон оцениваются по согласованию между его участниками, а в случае создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору (инвесторам), - самостоятельно. При необходимости обоснованность произведенной оценки подтверждается заключением аудиторских организаций, получивших в соответствии с законодательством государства по месту инвестирования разрешение на проведение такой оценки. Предприятие с инвестициями сторон может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории государства по месту инвестирования и за ее пределами с соблюдением условий, установленных законодательством соответствующих государств. Филиалы и представительства предприятий с инвестициями сторон действуют на основании соответствующих положений, утверждаемых создавшим их предприятием. Они имеют право открывать счета в банковских учреждениях в государстве по месту их нахождения. Предприятие с инвестициями сторон может определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг), включая цену на нее, в соответствии с законодательством государства по месту инвестирования. Оплата предприятием с инвестициями сторон поставок товаров и услуг, в том числе плата за пользование земельными участками, жильем и нежилыми помещениями на территории государства по месту инвестирования, производится на общих основаниях, действующих для юридических и физических лиц указанного государства. Страхование имущества и рисков предприятия с инвестициями сторон осуществляется в соответствии с законодательством государства по месту инвестирования. Предоставление инвесторам сторон и предприятиям с инвестициями сторон права пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами регулируется законодательством, действующим на территории государства по месту инвестирования. Прибыль и другие суммы, полученные инвесторами сторон в любой валюте из источников на территории государства по месту инвестирования, могут на его территории реинвестироваться или использоваться в других целях в соответствии с законодательством этого государства. Предприятия с инвестициями сторон экспортируют продукцию собственного производства и импортируют продукцию для собственных нужд в соответствии с законодательством государств, на территории которых находятся эти предприятия. Каждая из договаривающихся сторон гарантирует инвесторам другой договаривающейся стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств в соответствии с законодательством этих сторон беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с инвестициями, в том числе: сумм первоначальных инвестиций и дополнительных сумм для поддержания и увеличения инвестиций; доходов; сумм, выплачиваемых в погашение займов, относящихся к инвестициям; сумм, полученных инвестором в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей инвестиций. Перевод платежей должен осуществляться без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода, в соответствии с законодательством о валютном регулировании той договаривающейся стороны, на территории которой инвестиции осуществлены. Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, на предприятиях с инвестициями сторон регулируются в соответствии с законодательством государства по месту инвестирования. Социальное страхование работников предприятий с инвестициями сторон и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения работников из других государств) регулируются законодательством государства по месту инвестирования. Пенсионное обеспечение указанных работников и членов их семей в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. осуществляется в соответствии с законодательством государств их постоянного проживания. При этом платежи на пенсионное обеспечение работников из других государств предприятия с инвестициями сторон перечисляют в соответствующие фонды государств постоянного проживания этих работников. Споры инвесторов сторон и предприятий с инвестициями сторон с государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также между инвесторами и предприятиями, в которые произведены инвестиции, решаются по согласованию между ними или подлежат рассмотрению в установленном порядке в судах по месту инвестирования либо по договоренности участников спора в третейском суде. Порядок разрешения указанных споров излагается в учредительных документах. Любой спор между одной из договаривающихся сторон и инвестором другой договаривающейся стороны, возникающий в связи с инвестициями, включая споры, касающиеся размера, условий или порядка выплаты компенсации либо порядка осуществления перевода платежей, должен быть предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробными комментариями, которые инвестор направляет договаривающейся стороне, участвующей в споре. Стороны в споре должны будут стремиться урегулировать такой спор по возможности путем переговоров. Если спор не будет разрешен в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, он передается на рассмотрение в: компетентный суд или арбитраж договаривающейся стороны, на территории которой осуществлены инвестиции; Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты; арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая из договаривающихся сторон обязуется привести такое решение в исполнение в соответствии со своим законодательством. Инвестиции, производимые российскими инвесторами, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законами случаях (ст. 7 Соглашения от 24 декабря 1993 г.). Решения о национализации и реквизиции принимаются в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования. В таких случаях государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам сторон быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения об удовлетворении претензий инвестора в случае национализации и реквизиции могут быть разрешены по соглашению сторон или обжалованы в суды государства по месту инвестирования. Инвесторы сторон имеют право на возмещение убытков (включая упущенную выгоду), причиненных им в результате таких действий государственных органов либо должностных лиц, которые противоречат законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего исполнения такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам сторон или предприятиям с этими инвестициями. Если в случае изменения законодательства стороны инвестирования, касающегося инвестиций, или денонсирования Соглашения от 24 декабря 1993 г. условия деятельности ранее созданных сторонами предприятий на территории данного государства ухудшаются, то в течение последующих пяти лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации этого предприятия. В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием относятся к прямым инвестициям, связанным с движением капитала. Согласно ст. 6 того же Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Положением Банка России от 24 апреля 1996 г. N 39 определен перечень валютных операций, осуществляемых без разрешений Центрального Банка. К ним относятся: переводы иностранной валюты в пользу юридических лиц - резидентов в оплату недвижимого имущества, признаваемого таковым в соответствии с российским законодательством и находящегося на территории Российской Федерации, передаваемого нерезидентам в собственность по договору купли - продажи или иным сделкам об отчуждении этого имущества; получение резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней на основании кредитных договоров с уполномоченными банками и возврат уполномоченным банкам указанных кредитов с уплатой процентов на сумму кредита; купля - продажа через уполномоченные банки резидентами и нерезидентами иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых (покупаемой и продаваемой иностранных валют) к рублю устанавливается Банком России; расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения; переводы иностранной валюты в оплату установленных в Российской Федерации налогов и сборов в иностранной валюте в случаях, предусмотренных федеральными законами; переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в оплату налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством иностранных государств; переводы иностранной валюты, связанные с возвратом сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и сборов, а также иных обязательных платежей. Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, определен Положениями Банка России от 20 июля 1999 г. N 82-П и от 21 декабря 2000 г. N 129-П. Данные Положения распространяются на следующие инвестиционные операции. Осуществление инвестором (не являющимся кредитной организацией) инвестиционной операции на сумму свыше 1 млн. долл. США или эквивалентную сумму в других валютах (по курсу на день подписания заявки). Инвестор - юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации, осуществляющее перевод иностранной валюты или валютных ценностей за границу для внесения в уставный капитал нерезидента Российской Федерации или в целях осуществления совместной деятельности. Инвестиционная операция - осуществление инвестором взноса в уставный капитал нерезидента в иностранной валюте или валютными ценностями. Осуществление инвестором взноса в уставный капитал оффшорной компании. Взнос инвестора в уставный капитал нерезидента: - осуществление резидентом - инвестором взноса в уставный капитал нерезидента в иностранной валюте (валютными ценностями); - приобретение резидентом - инвестором за иностранную валюту (валютные ценности) доли в уставном капитале нерезидента, пая в имуществе нерезидента; - приобретение резидентом - инвестором за иностранную валюту (валютные ценности) акций (за исключением привилегированных акций), эмитированных нерезидентами, а также ценных бумаг, конвертируемых в указанные акции. Оффшорная компания представляет собой юридическое лицо - нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы, и которое уполномочено осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения оффшорной компании. Осуществление инвестором взноса в уставный капитал нерезидента - финансовой компании. Финансовая компания - юридическое лицо - нерезидент, не являющееся зарубежным кредитным институтом, но в то же время осуществляющее один или несколько следующих видов деятельности: финансовый лизинг; операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, а также за счет и по поручению клиентов; операции с производными и другими финансовыми инструментами, включая инструменты срочного рынка; привлечение средств в любых формах и их размещение; операции на фондовых, валютных и других биржах; выпуск ценных бумаг, производных и финансовых инструментов; оказывающее другие финансовые услуги. Осуществление инвестором, не являющимся кредитной организацией, взносов в уставный капитал кредитной организации за границей. Осуществление инвестором совместной с нерезидентом деятельности за границей. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий инвестиционная операция подпадает под действие упомянутых положений. Порядок выдачи разрешений Банка России на вывоз капитала на основе решений, принимаемых Комитетом банковского надзора (далее - КБН). Разрешения Банка России на проведение инвестиционных операций подготавливаются Департаментом валютного контроля (далее - ДВК) и выдаются только на основе решений, принимаемых КБН. В отношении инвестиционных операций действует следующий порядок подготовки разрешения Банка России (отказа в выдаче разрешения) на вывоз капитала. Инвестор направляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по инвестиционной операции, пакет документов, куда входит заявка, оформленная в установленном порядке. При этом он несет ответственность за достоверность содержащейся в представленных документах информации в соответствии с федеральным законодательством. Для получения разрешения Банка России на вывоз капитала инвестором, не являющимся кредитной организацией, в пакет документов включается положительное заключение Министерства экономического развития и торговли РФ, подготовленное по установленной форме. Без указанного заключения разрешение Банка России не выдается. В соответствии с Положением о Министерстве экономики РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 844, означенное министерство является органом, который "организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по размещению инвестиций за рубежом, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества". ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 N 844 "Об утверждении Положения о Министерстве экономики Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.02.2000 N 111 "Об утверждении Положения о Министерстве экономики Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 09.02.2000 N 111 "Об утверждении Положения о Министерстве экономики Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 990 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ Уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней проверяет представленные инвестором документы и при их соответствии требованиям российского валютного законодательства и данного Положения подписывает заявку и направляет документы в ДВК. При наличии замечаний к оформлению документов либо в случае представления инвестором неполного пакета документов уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней с даты получения документов возвращает их на доработку. Документы направляются в адрес инвестора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются под роспись его представителю, имеющему надлежащим образом оформленную доверенность. Договором, заключенным между уполномоченным банком и инвестором, может быть предусмотрен иной способ обмена документами. После получения документов ДВК проверяет их соответствие требованиям валютного законодательства и данного Положения. В случае представления неполного комплекта документов, документов, оформленных с нарушением требований данного Положения, или если содержание документов противоречит валютному законодательству, ДВК направляет инвестору (копию - уполномоченному банку) уведомление об отказе в их рассмотрении с указанием причин. После доработки документов с учетом требований валютного законодательства и Положения инвестор направляет документы в уполномоченный банк, а тот, в свою очередь, после проверки и подписания заявки - в Банк России для получения разрешения. В этом случае срок рассмотрения документов в ДВК, составляющий тридцать рабочих дней, исчисляется с даты регистрации в Банке России доработанного пакета документов. При необходимости для рассмотрения документов, представленных инвестором, не являющимся кредитной организацией, ДВК может направить запрос на получение заключения в Минторговли, МИД и Минимущество России, а также в другие государственные органы управления в зависимости от характера проводимой инвестиционной операции, уведомив о том инвестора. Помимо этого он может запросить дополнительную информацию непосредственно у инвестора. Запросы направляются в течение 30 рабочих дней с даты регистрации документов в Банке России. В этом случае упомянутый срок рассмотрения документов в ДВК исчисляется с даты представления в Банк России последнего запрошенного документа. Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ определен порядок, согласно которому рассмотрение вопроса о выдаче резиденту разрешения, требуемого в соответствии с валютным законодательством, осуществляется органами валютного контроля в пределах их компетенции в двухмесячный срок с даты подачи заявления о выдаче указанного разрешения. Не позднее указанного срока орган валютного контроля обязан выдать резиденту соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ. КБН принимает решение о выдаче разрешения (отказа в выдаче) Банка России на вывоз капитала, на основании которого ДВК в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет инвестору разрешение (мотивированный отказ) Банка России на вывоз капитала за подписью Председателя КБН или уполномоченного им лица. Для получения разрешения Банка России на вывоз капитала инвесторы обязаны представить следующие документы: заявку, оформленную по установленной форме; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации; справку из налогового органа о постановке на учет и об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; нотариально удостоверенные копии учредительных документов; копии выписки из соответствующего реестра иностранного государства о регистрации нерезидента с информацией об учредителях и собственниках (если нерезидент уже зарегистрирован) с приложением заверенного перевода на русский язык (для уже зарегистрированных нерезидентов) или нотариально заверенные копии проектов учредительных документов нерезидентов с приложением заверенного перевода на русский язык (для нерезидентов, находящихся в стадии регистрации). Если нерезидент зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в оффшорной зоне, сведения о собственниках не указываются; копию соглашения (проекта соглашения), регулирующего порядок приобретения инвестором акций (долей в уставном капитале) нерезидента, на государственном языке оригинала (учредительный договор, договор купли - продажи и т. д.), подписанного обеими сторонами либо завизированного руководством инвестора, с приложением заверенного инвестором перевода на русский язык; разрешение контрольного органа страны местонахождения нерезидента на отчуждение акций, доли в уставном капитале нерезидента (если выдача такого документа предусмотрена законодательством иностранного государства), с приложением заверенного перевода на русский язык; выписку из протокола общего собрания или иного органа управления инвестора, имеющего на то полномочия, подтверждающую принятие решения об участии в капитале нерезидента. Инвесторы, не являющиеся кредитными организациями, помимо перечисленных документов обязаны представить: справку из уполномоченного банка, осуществляющего расчетное обслуживание по данной инвестиционной операции, о достаточности средств в иностранной валюте на текущем валютном счете инвестора для осуществления перевода, а также об источнике средств в иностранной валюте; справку из уполномоченных банков, в которых у инвестора открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и об имевших место нарушениях (устраненных и неустраненных) валютного законодательства на момент обращения в Банк России с просьбой о выдаче разрешения; заключение Минэкономики России для представления в Банк России; при использовании для осуществления инвестиционной операции средств из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования инвестор обязан представить документ из Минфина России или иного органа, ответственного за распределение бюджетных ресурсов, о согласовании с ним цели расходования средств из соответствующего бюджета, а также справку, подтверждающую включение расходов на инвестирование в бюджет в соответствующей сумме на соответствующий год; справку о наличии у инвестора текущих валютных счетов в уполномоченных банках.
Ответственность резидентов за нарушение валютного законодательства
В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем российском валютном рынке не позднее семи календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Банком России. В силу ст. 14 того же Закона резиденты, осуществляющие валютные операции без надлежаще оформленных разрешений, несут ответственность в виде взыскания в доход государства необоснованно приобретенного в результате незаконных действий. Как резиденты, в том числе уполномоченные банки, так и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение данного учета с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена либо учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном подобном нарушении, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты несут ответственность в виде: взыскания в доход государства сумм, полученных в результате незаконных действий, и штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Банком России в соответствии с законодательством; приостановления действия или лишения резидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений. Взыскание указанных санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе вынесенному на основании представления агентов валютного контроля. Причем с физических лиц санкции взыскиваются в судебном порядке, а с юридических лиц - в порядке, установленном КоАП РСФСР. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства, может обжаловать его в судебном порядке. Жалоба на указанное постановление либо на предписание об устранении нарушения валютного законодательства может быть подана в течение десяти дней со дня вручения такого постановления или предписания. Правомочный на то орган обязан рассмотреть ее в течение десяти дней со дня поступления. На этот срок приостанавливается исполнение указанного постановления или предписания. Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства, а при обжаловании указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления жалобы без удовлетворения. В случае если постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства не обжаловано и взыскиваемые суммы добровольно не уплачены в установленные сроки, взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры. Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с российским законодательством.
Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями. Устранение двойного налогообложения
Статьей 18 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что предприятия с инвестициями сторон и инвесторы сторон уплачивают налоги в соответствии с межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, а при отсутствии таких соглашений - в соответствии с законодательством, действующим в государствах - участниках данного Соглашения. Для предприятий с инвестициями сторон в приоритетных отраслях хозяйства и в отдельных регионах может устанавливаться льготный порядок налогообложения. Упомянутое ранее российско - украинское Соглашение об избежании двойного налогообложения распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые в соответствии с законодательством договаривающегося государства, независимо от способа их взимания. Налогами на доход и на имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода и стоимости имущества или с элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых каким-либо лицом. В отношении юридических лиц данное Соглашение распространяется: в Российской Федерации - на налоги, взимаемые в соответствии с Федеральными законами "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Налоговый кодекс РФ) и "О налоге на имущество предприятий" (далее - российские налоги); на Украине - на налог на доходы предприятий и организаций (далее - украинские налоги). Указанное Соглашение распространяется также на любые идентичные или по существу аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из договаривающихся государств. Под резидентом, подлежащим налогообложению в соответствии с Соглашением от 8 февраля 1995 г., понимается лицо, которое по законодательству этого договаривающегося государства подлежит налогообложению в нем на основании постоянного местопребывания, места регистрации или другого аналогичного признака. Это понятие вместе с тем не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом государстве, только если это лицо получает доходы из источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем имущества. В случае если юридическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того государства, в котором расположен его фактический руководящий орган. В том же Соглашении <*> устанавливаются следующие виды источников дохода и соответствующие процедуры налогообложения. -------------------------------- <*> В Соглашении в целях различения его сторон и применяемого к их резидентам (нерезидентам) законодательства используются понятия договаривающегося (или этого договаривающегося) государства и другого договаривающегося государства.
Имущество. Недвижимое имущество, являющееся собственностью резидента одного договаривающегося государства и расположенное в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве. Движимое имущество, являющееся частью постоянного представительства, которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, а также движимое имущество, связанное с постоянной базой, находящейся в распоряжении резидента одного договаривающегося государства и расположенной в другом договаривающемся государстве для целей оказания независимых личных услуг, может облагаться налогом в этом другом государстве. Имущество, представленное транспортными средствами, эксплуатируемыми в международных перевозках, принадлежащее резиденту одного договаривающегося государства, облагается налогом только в этом государстве. Все иные элементы имущества резидента договаривающегося государства облагаются налогом только в этом государстве. Доходы от недвижимого имущества. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от недвижимого имущества, находящегося в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Термин "недвижимое имущество" должен иметь то значение, которое ему придается в законодательстве договаривающегося государства, где находится данное имущество. Это понятие в любом случае должно включать имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу. Указанное положение применяется также к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме. Доходы от отчуждения имущества. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от отчуждения недвижимого имущества, расположенного в другом договаривающемся государстве, а также акций, выпущенных под такое имущество, или паев в товариществах, активы которых состоят из такого имущества, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Доходы, получаемые от отчуждения движимого имущества, составляющего часть имущества постоянного представительства, которое предприятие договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, или от движимого имущества, относящегося к постоянной базе, находящейся в другом договаривающемся государстве в распоряжении резидента первого договаривающегося государства для целей оказания независимых личных услуг, включая также доходы от отчуждения такого постоянного представительства (отдельно или в совокупности с целым предприятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от отчуждения транспортных средств, используемых в международных перевозках, движимого имущества, связанного с эксплуатацией этих транспортных средств, а также ценных бумаг, подлежат налогообложению только в этом договаривающемся государстве. Прибыль от предпринимательской деятельности. Прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, при условии, что данное предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если же предприятие осуществляет такую предпринимательскую деятельность, то прибыль предприятия облагается налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Если предприятие одного договаривающегося государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью в таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами. Такие расходы не должны включать суммы, которые выплачиваются (иначе, чем на покрытие затрат, которые действительно имели место) постоянным представительством предприятию или его другому подразделению как роялти, гонорары и другие подобные платежи за пользование патентами либо иными правами, или как комиссионные за предоставленные особые услуги, за управление, или как проценты за заем, предоставленный предприятием постоянному представительству (за исключением банков). Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если компетентные органы договаривающихся государств не придут к согласию, что причина изменения такого метода является достаточной и веской. Доходы от международных перевозок. Доходы, полученные резидентом договаривающегося государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, облагаются налогом только в этом государстве. Доходы от международных перевозок включают доход от сдачи в аренду морских, речных или воздушных судов и доход от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для перевозки товаров или изделий, при условии, если указанные виды деятельности являются неосновными по отношению к международным перевозкам. Те же положения применяются и к доходу от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств. Дивиденды, выплачиваемые предприятием одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Такие дивиденды в соответствии с законодательством договаривающегося государства могут также облагаться налогом в этом государстве, резидентом которого является предприятие, выплачивающее дивиденды. Но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, взимаемый в таком случае налог не должен превышать: 5% валовой суммы дивидендов, если резидент другого договаривающегося государства вложил в его акционерный капитал (уставный фонд) не менее 50 тыс. долл. США или эквивалентную сумму в национальных валютах договаривающихся государств; 15% валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях. Термин "дивиденды" для целей статьи означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми обязательствами, дающими право на участие в прибыли, равно как и доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как доходы от акций, в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является предприятие, распределяющее прибыль. Данные положения не применяются, если лицо, фактически имеющее право на дивиденды, будучи резидентом договаривающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, резидентом которого является предприятие, выплачивающее дивиденды, через расположенное в нем постоянное представительство или оказывает в этом другом государстве независимые личные услуги с находящейся в нем постоянной базы, и дивиденды действительно относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае, в зависимости от обстоятельств, применяются положения ст. 7 ("Прибыль от предпринимательской деятельности") или ст. 14 ("Доходы от независимых личных услуг") Соглашения. Проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты. Такие проценты могут также облагаться налогом в том договаривающемся государстве, в котором они возникают, в соответствии с национальным законодательством. Но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% от валовой суммы процентов. Термин "проценты" при использовании в данном случае означает доход от долговых требований любого вида, в частности доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши, выплачиваемые по этим облигациям или долговым обязательствам. Указанные положения не применяются, если лицо, фактически имеющее право на проценты, будучи резидентом одного договаривающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, расположенное в другом договаривающемся государстве, в котором возникают проценты, или оказывает с находящейся в нем постоянной базы независимые индивидуальные услуги. При этом долговое требование, на основании которого выплачиваются проценты, действительно должно относиться к такому постоянному представительству или к постоянной базе. В таком случае, в зависимости от обстоятельств, применяются положения ст. 7 или ст. 14 данного Соглашения. Если лицо, выплачивающее проценты по задолженности (независимо от того, является ли оно резидентом договаривающегося государства или нет), имеет в договаривающемся государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникла задолженность по выплате процентов, и расходы по их выплате несет постоянное представительство или постоянная база, считается, что такие проценты возникают в том государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты (или между ними обоими и любым третьим лицом), сумма выплачиваемых процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и указанным лицом, рассмотренные положения могут применяться только к последней упомянутой сумме процентов. В таком случае избыточная часть платежа может облагаться налогом в соответствии с законодательством каждого договаривающегося государства, с надлежащим учетом других положений данного Соглашения. Доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Вместе с тем указанные доходы могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, в соответствии с национальным законодательством, но при этом взимаемый налог не может превышать 10% валовой суммы доходов. Понятие "доходы от авторских прав и лицензий (роялти)" означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки (включая кинофильмы, любые фильмы и пленки, используемые для радиовещания, телевидения), любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы, процесса или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта. Данные положения не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи резидентом одного договаривающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное там постоянное представительство или предоставляет в этом другом государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связаны с этим постоянным представительством или постоянной базой. В подобном случае в зависимости от обстоятельств применяются положения ст. 7 или 14 данного Соглашения. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на доходы от авторских прав и лицензий (или между ними обоими и любым третьим лицом), сумма доходов от авторских прав и лицензий, относящаяся к использованию, праву или информации, на основании которых они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и указанным лицом, означенные положения могут применяться только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему может облагаться налогом в соответствии с законодательством каждого договаривающегося государства, с учетом других положений данного Соглашения. В то же время если лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является ли оно резидентом договаривающегося государства или нет, имеет в этом государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникло обязательство выплачивать доходы от авторских прав и лицензий, и затраты по выплате таких доходов несет постоянное представительство или постоянная база, то считается, что такие проценты возникают в государстве, в котором расположено постоянное представительство или постоянная база. Доходы от независимых личных услуг. Доход, получаемый резидентом одного договаривающегося государства от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, только если этот резидент располагает в этом другом государстве постоянной базой, используемой им для целей осуществления своей деятельности, и доход относится к этой постоянной базе, либо если доход выплачивается из источников в этом другом государстве. Понятие "профессиональные услуги" включает, в частности, независимую деятельность в области искусств, научную, спортивную, литературную, воспитательную или преподавательскую, а также независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, стоматологов, аудиторов и бухгалтеров. Доходы от работы по найму. Жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, при условии, что такая работа по найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Вознаграждение, получаемое резидентом договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если: получатель осуществляет работу в другом договаривающемся государстве в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 календарных дней в течение календарного года; вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого государства; расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом государстве. Гонорары директоров. Выплаты, получаемые резидентом одного договаривающегося государства в качестве члена совета директоров или аналогичного органа предприятия, которое является резидентом другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые из источников в одном договаривающемся государстве, могут облагаться налогом только в этом государстве. Другие виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом государстве. Если между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от рыночных, то любая прибыль, не начисленная одному из них из-за наличия этих условий, может быть включена договаривающимся государством в прибыль этого предприятия и соответственно обложена налогом. В Соглашении используется следующая методика устранения двойного налогообложения. Если резидент одного договаривающегося государства получает доход или владеет имуществом в другом договаривающемся государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход или имущество, уплаченная в этом другом государстве, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами первого государства. Если в соответствии с каким-либо положением Соглашения получаемый доход или имущество резидента договаривающегося государства освобождены от налога в этом государстве, это государство может при определении ставки и суммы налога на оставшуюся часть дохода или имущества этого резидента учесть освобожденный доход или имущество. Налогообложение постоянного представительства, которое предприятие договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, не должно быть менее благоприятным в этом другом государстве, чем налогообложение осуществляющих подобную деятельность предприятий этого другого государства. Предприятия договаривающегося государства, уставный фонд которых полностью или частично принадлежит или контролируется одним или несколькими резидентами другого договаривающегося государства, не будут подвергаться в первом упомянутом государстве какому-либо налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, которым подвергаются или могут подвергаться другие подобные предприятия первого упомянутого государства. Если резидент договаривающегося государства считает, что действия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями данного Соглашения, он может, несмотря на средства защиты, предусмотренные национальными законодательствами этих государств, представить свой случай для рассмотрения в компетентные органы договаривающегося государства, резидентом которого он является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения. Компетентный орган должен стремиться, если он сочтет возражение обоснованным и если он сам не способен принять удовлетворительное решение, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого договаривающегося государства с целью избежания налогообложения, не соответствующего данному Соглашению. Любая достигнутая договоренность должна выполняться независимо от каких-либо временных ограничений, предусмотренных внутренним законодательством договаривающихся государств.
Название документа