Международно - правовые акты: природа и способы влияния

(Тихомиров Ю. А.) ("Журнал российского права", N 1, 2002) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПРИРОДА И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ

Ю. А. ТИХОМИРОВ

Тихомиров Юрий Александрович - первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Происходящая в современном мире интеграция государств, усиление их взаимозависимости и совместное решение глобальных проблем приводят к новому соотношению национального и международного права. Оно является многоуровневым, касается ли соотношения двух суперправовых систем, источников права - внутреннего и международного - в целом и их отраслей либо способов взаимного влияния <*>. Важно поэтому проанализировать системы норм международного и внутреннего права и способы влияния первых на вторые. Здесь много трудностей и практического свойства, поскольку акты каждой страны по-разному отражают международные акты. -------------------------------- <*> См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. М.: Зерцало, 2001. С. 185 - 228.

Основы соотношения норм международного и национального права

Международное право влияет на национальное в разных государствах по-разному. Например, в немецком праве общие проблемы их соотношения, исследуемые в рамках направления "Право и правовая наука", сочетаются с анализом в отраслях права соответствующих отраслевых международных норм <*>. -------------------------------- <*> См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 8 - 14.

Тенденция динамичного соотношения национального и международного права приобрела в современных условиях значение универсальной. Она проявляется как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во все большем "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. Для нашей страны легальное "пересечение" норм регулируется положениями п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В более широком плане следует вести речь не об одностороннем примате первых, а о строгих национально - государственных критериях такого признания. К ним можно отнести, во-первых, признание в качестве основополагающего принципа национального и международного права суверенитета народа и государства. Противопоставлять ему доктрину защиты прав человека нельзя. Во-вторых, конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами. В-третьих, принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений <*>. -------------------------------- <*> См., например: Белов А. П. Основания отказа в исполнении иностранных арбитражных решений // Право и экономика. 2001. N 10.

В-четвертых, используется широкий спектр правотворческих, правоприменительных и структурно - компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы <*>. Международные договоры применяются непосредственно, кроме случаев, когда требуется издание внутригосударственного акта (ч. 2 ст. 7 ГК РФ). Нужны также действия по изменению и отмене актов. -------------------------------- <*> См., например: Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 1998.

В-пятых, следует учитывать установление коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия между нормами национального и международного права <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М.: Юринформцентр, 2000.

Значит, в процессе правотворчества и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права. Но при этом возникают немалые трудности, поскольку и национальные, и международные нормы сопоставляются, сравниваются и применяются не изолированно, а в контексте своих правовых систем. Известная трактовка "мягкого права" не отрицает признания юридической силы за всеми международно - правовыми актами, хотя высокой степенью юридического оформления обладают именно международные договоры <*>. Среди них выделим учредительные договоры как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы. Согласие на их действие дается страной в официальном порядке <**>. Определение масштабов их применения разным количеством государств по степени охвата интересов стран - задача сложная. Ведь не все государства признают эти нормы и реализуют их, не везде одинакова правовая практика <***>. -------------------------------- <*> См.: Решетов Ю. А. К вопросу о "мягком праве" // Московский журнал международного права. 1999. Вып. 2. <**> См.: Толстых В. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Ежегодник российского права. 2000. М., 2001. <***> См.: Рамашов Ю. С. Об условиях формирования общепризнанных норм // Ежегодник российского права. 2000. М., 2001.

И сами нормы международного права "построены" с учетом системной взаимозависимости. Нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей - в пределах акта, института подотрасли, отрасли. Юридическая сила характеризует как бы внутреннюю соотносимость этих актов, но возникает вопрос о применении данного понятия ко взаимоотношениям международных и национальных норм. Разновидности первых вызывают различные "реакции" вторых, иными словами, инициируемые ими перемены в национальном правовом массиве неодинаковы. Конституция допускает необходимые изменения, а закон служит "первым мостом" для перехода норм. При этом в полной мере следует учитывать особенности структуры и содержания национальных и международно - правовых норм. Для первых характерна трех - или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Второй группе норм присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Нормы - дефиниции, нормы - принципы, нормы - цели, коллизионные нормы, презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление регулирования. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем. Каковы критерии правильного использования международно - правовых норм? Видимо, их несколько: а) верное понимание международных нормативных понятий и терминов; б) обоснованное "приложение" принципов международного регулирования к предметам национально - правового регулирования; в) строгое применение нормативных "связок", "ссылок", "отсылок" к национальным актам и действиям; г) сочетание международных и национальных норм для согласованного регулирования однородных или смежных отношений; д) соотносимость между международными нормами по их юридической силе, времени и сферам действия; е) легальность применения международных норм после их прохождения "через" конституционные процедуры ратификации; ж) правильное и своевременное корректирование национальных норм. В оценке соотношения международно - правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Нами уже отмечалась функция международно - правовых принципов и норм как интегратора, своего рода общего знаменателя в развитии национальных норм <*>. С одной стороны, ими создаются условия для все более активного использования "правовых образцов" других стран, а с другой - гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и "внешних" норм <**>. -------------------------------- <*> См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996. <**> См.: Международное частное право. Иностранное законодательство. М.: Статут, 2001.

Содержание "внешних" - относительно национальной правовой системы - норм зависит и от природы их субъектов. Проведем здесь водораздел между нормами обычных международных организаций и нормами межгосударственных объединений как сравнительно нового феномена в публичной сфере. Правоведами уже разработаны типичные характеристики международной организации. Это - объединение стран, обладающее организационным и функциональным единством, учредительным актом, правоспособностью <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Ушаков Н. А. Государство в системе международного регулирования. М., 1997.

Межгосударственное объединение - более высокая форма интеграции государств. Это признано в конституциях ряда стран (в том числе в Конституции РФ, что вытекает из смысла ее ст. 79). Во-первых, их органы построены по аналогии с национальными законодательными, исполнительными и судебными органами, во-вторых, их акты имеют форму прямого действия, то есть сходны с законами.

Универсальные и специализированные организации и их акты

Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Сегодня типичные положения в данной сфере изложены в известных Венских конвенциях о праве международных договоров, касается ли это трех стадий принятия международных обязательств или классического принципа "договоры должны соблюдаться". В нашей стране действует Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" <*>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации". Комментарий. М.: Спарк, 1996.

В российской правовой системе подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации. При этом важны оговорки и заявления о применении вместо положений какой-либо статьи договора норм национальных законов, о совместимости обязательств, о намерении признать международные стандарты. Федеральные и иные структуры должны принимать меры по его выполнению. Правительство РФ принимает постановления по выполнению обязательств российской стороны, вытекающих из международных договоров. В частности, определяется министерство или другое ведомство как национальный (административный) орган по соблюдению данного договора, даются поручения о принятии конкретных решений, правил и т. п. Заключаются хозяйственные соглашения. Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях. Успешно действуют специальные Комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всего служат стандартом для применения в национально - правовых системах. Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 года принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран - участниц. В декабре 1991 года представители государств - участников Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии приняли текст Хартии. В ней определены цели и сферы деятельности в соответствии с многосторонними соглашениями и обязательствами, в частности создание постоянных и открытых правовых рамок для разработки энергетических ресурсов. Предусмотрена возможность конкретных соглашений. И все это в пределах государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы. Своеобразным является процесс унификации права в странах Латинской Америки. Первоначально был сделан упор на подготовке кодексов международного публичного и частного права. В послевоенный период возрастает роль "кодексов поведения", "стандартов регулирования", "общих принципов регулирования", вводимых с помощью конвенций. Унифицированные нормы, в основе которых лежат международные договоры, обладают приоритетом в иерархии норм. Межамериканские конвенции, ратифицированные государствами - членами Организации американских государств, формируют единое право. Таковы конвенции о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте), о получении свидетельских показаний за границей 1975 г., о судебных поручениях 1975 г., об экстерриториальном действии иностранных судебных и арбитражных решений 1979 г. и др. <*>. -------------------------------- <*> См.: Унификация права стран Латинской Америки (часть I и II). М., 1991.

В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача - содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно - правовых актов и собственных решений. Так, МОТ в соответствии с Уставом принимает декларации (об основополагающих принципах и правах в сфере труда и др.), конвенции, резолюции, рекомендации (например, о процедурах определения условий занятости на государственной службе, о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе). Есть своего рода соподчиненность между этими актами, которая учитывается государствами - членами в процессе их реализации. После ратификации конвенций ими осуществляются законодательные меры, меняется практика, распространяется информация <*>. -------------------------------- <*> См.: Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы - стандарты. Комментарии специалистов // Библиотека "Российской газеты". Вып. N 22 - 23. 1999, 2000.

К сожалению, положения международных договоров и соглашений иногда просто дублируются в текстах национальных правовых актов. В некоторых случаях их вообще игнорируют. Нарастающая информационно - технологическая идентичность многих видов деятельности государств настоятельно требует ее единообразной и даже "жесткой" регламентации. Иначе неизбежны катастрофы, потери, убытки, жертвы из-за неправильной эксплуатации технических средств. Регламентные нормы, регулирующие вопросы авиационного и морского движения, иные аналогичные нормы имеют обязательную силу <*>. Признанием и подтверждением ее являются соответствующие нормы, содержащиеся в Воздушном кодексе и Кодексе торгового мореплавания нашей страны. -------------------------------- <*> См.: Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правовая природа административно - регламентационных актов, издаваемых межгосударственными организациями // Правоведение. 1999. N 2.

В русле этих процессов можно отметить и повышение удельного веса правил, норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых независимыми международными структурами. Высокое качество документов и авторитет этих структур придают их рекомендательным актам значение универсальных регуляторов. Конвенции, кодексы, общие принципы УНИДРУА (например, о международном финансовом лизинге), ЮНСИТРАЛ, принципы Европейского контрактного права <*>, типовые финансовые правила расчетов, кодексы корпоративного поведения и управления все шире используются для нормативной ориентации в процессе правотворчества и правоприменения при осуществлении финансово - экономических операций. -------------------------------- <*> См.: Журнал международного частного права. 1999. N 1.

Так, в марте и ноябре 2001 года в Государственной Думе проходили парламентские слушания по вопросам корпоративного права и управления. Подготовленный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг проект корпоративного кодекса получил поддержку и после доработки будет представлен в Правительство РФ, возможно, в виде рекомендательного акта. Но нельзя допускать давления и тем более ультимативных требований специализированных организаций. Иллюстрацией служит жесткое требование ОПЕК к России сократить добычу и переработку нефти в конце 2001 года.

Акты межгосударственных объединений и их реализация

Вступление государства в международную организацию сопровождается, как правило, комплексом мер по его подготовке независимо от того, идет ли речь об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов, принятии новых или о перестройке национально - государственных институтов, о направлениях и приоритетах деятельности. Так было в 1994 - 1995 гг. в связи со вступлением России в Совет Европы. Сложный подготовительный процесс предшествует вступлению России в ВТО. В частности, 8 августа 2001 года распоряжением Правительства РФ был утвержден План мероприятий по приведению законодательства страны в соответствие с нормами и правилами ВТО. Подлежит оценке общая готовность государства выполнять обязательства члена этой организации. В мире сложились или формируются самые разные межгосударственные объединения. Их акты, как отмечалось выше, более четко структурированы и приближены по форме к национальным актам. Отсюда и более "податливая" реакция последних. Значительную роль играет Европейский Союз, имеющий различные институты для принятия правовых решений. Их разделяют по объему и характеру регулирования на регламенты (Договоры о ЕЭС, Евроатоме и др.) и общие решения. Первая группа - это акты права ЕС, обладающие одинаковой юридической силой на территории всех государств ЕС и применяемые странами - участниками полностью. Вторую группу актов с обязательной силой образуют директивы. В соответствии с ними адресаты должны принимать меры для решения определенных задач в установленные сроки. К необязывающим актам относятся заключения и рекомендации. В них выражены позиция и оценка органов ЕС, побуждающие адресатов к определенным действиям. В процессе реформы европейских институтов большое внимание уделяется подготовке к принятию "Европейской конституции". Большую работу по формированию демократических ценностей и институтов в Европе проводит Совет Европы <*>. В его структуру входят Комитет министров, принимающий решения, Парламентская Ассамблея, организующая анализ и обсуждение проблем развития демократии, Конгресс региональных и местных властей - рупор низовых структур и населения. Принимаемые конвенции и хартии, а их около 200, служат как бы эквивалентом более 80 тысяч двусторонних соглашений и образуют правовой фундамент для государств - членов и внесения изменений в национальные законодательства и их гармонизации. Круг вопросов охватывает различные сферы: от защиты компьютеризированных данных, насилия во время спортивных мероприятий и охраны природы до деятельности средств массовой информации, культурного сотрудничества, предотвращения пыток и защиты национальных меньшинств. -------------------------------- <*> См.: Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2000.

В отношении проблем, не подходящих для разработки конвенций, Комитет министров принимает рекомендации, содержащие предложения по основным направлениям политики для национальных правительств. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду. Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т. д. Она гарантирует двадцать три основных права. Европейская культурная конвенция является базисом для межправительственного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики. Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов. В рамках СНГ за десять лет принято 1194 документа, 84 процента вступили в силу со дня подписания, а 16 процентов - после ратификации и т. п. Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) принимает разные акты - постановления, заявления и др. Особое место занимают модельные акты, которые разрабатываются в целях создания единого правового пространства СНГ, сближения законодательных решений его государств - участников по наиболее важным, принципиальным вопросам, требующим унификации правового регулирования, устранения противоречий и расхождений между правовыми нормами разных государств - участников СНГ, которые могут нанести существенный вред регулированию общественных отношений. К видам модельных законодательных актов относятся Общие (основные) принципы, Основы единой политики, модельный закон как типовой законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи, содержащий нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений; модельный кодекс. Подготовка модельного акта возможна в виде научной концепции законодательного акта; проекта законодательного акта; проекта определенной части законодательного акта. Модельный акт рассматривается на пленарном заседании МПА и принимается ее постановлением. Он направляется парламентам государств - участников МПА для рассмотрения в рамках их процедур без какой-либо ратификации. Однако опыт реализации более 100 модельных актов свидетельствует о низкой степени их действия. На это неоднократно обращалось внимание МПА и участниками международного консультативного семинара "Модельный законодательный акт и национальный закон" Центра публичного права МПА, состоявшегося в апреле 2000 года. В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 г.) предусмотрены решения и рекомендации, принимаемые Межгосударственным Советом и Интеграционным Комитетом. Межпарламентская Ассамблея вправе разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимать типовые проекты для последующей разработки актов национального законодательства. В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве есть глава V "Сближение и унификация законодательства", в соответствии с которой стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов Сторон, которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение Сторонами положений настоящего Договора. К ним относятся: а) координация деятельности по подготовке проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты; б) заключение международных договоров; в) принятие модельных актов; г) принятие соответствующих решений Межгосударственным Советом либо Советом глав правительств; д) иные меры, которые Стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом. В случаях, когда, по общему мнению Сторон, это является необходимым и оправданным, Межгосударственный Совет вправе принимать: а) решения, устанавливающие единые для государств - участников настоящего Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами - участниками; б) резолюции, являющиеся обязательными для государства - участника или государств - участников, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы выбора форм и методов действий; в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Предложения о принятии мер по гармонизации законодательства, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который после консультаций с Межпарламентским Комитетом вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Данное положение не ограничивает право Межпарламентского Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в ст. 22 Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года. Новой ступенью правовой интеграции является раздел VI "Акты Союзного государства" Договора о Союзном государстве России и Белоруссии. Установлено, что для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно - правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы, основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения. По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. Декреты и постановления принимаются органами Союзного государства на основании настоящего Договора и законов Союзного государства. По предметам совместного ведения Союзного государства и государств - участников принимаются Основы законодательства, директивы и резолюции. Нормативно - правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно - правовых актов государств - участников по соответствующим вопросам. Законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства - участника. В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства - участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Однако данное положение не применяется к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств - участников. Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы. Директивы являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий. Резолюция - акт, посредством которого обеспечивается текущая деятельность органов Союзного государства.

О судебных процедурах защиты международных норм

В последние десятилетия все шире применяются принципы и процедуры международного правосудия. Оно служит средством обеспечения исполнения международных норм, которые должны учитываться и в национальном законодательстве, и национальными государственными органами. В частности, национальные суды могут и должны учитывать решения международных судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований собственных решений. В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция по делам, где сторонами могут быть только государства. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Государства - участники могут в любое время заявить, что они признают, без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам. Это споры по поводу: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. При разрешении споров Суд применяет: а) международные конвенции, признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм (ст. 59). Другой разновидностью судебных органов является Экономический Суд СНГ, статус которого утвержден Соглашением Совета глав государств СНГ в 1992 году. К его ведению относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных решением институтов Содружества, о соответствии нормативных и других актов государств - участников СНГ по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества. В решении Суда устанавливается факт нарушения государством соглашений и других актов Содружества и его институтов и определяются меры, рекомендуемые соответствующему государству. Количество рассмотренных дел невелико. Кроме того, Суд дает толкование применения актов Содружества. Добавим к сказанному и положения о Суде Сообщества, содержащиеся в Договоре о Евразийском экономическом сообществе. В рамках Всемирной торговой организации действует Генеральный Совет как орган по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет. Наконец, напомним о международном коммерческом арбитраже. Сближение национального и международного права происходит на основе признания публичного интереса - универсального, всеобщего и общего. Взаимоотношения норм служат обеспечению суверенитета народов, государств и охране прав человека, решению общих задач в современном мире.

Название документа