Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в сфере торговли энергоресурсами в условиях вступления России в ВТО

(Салиева Р. Н.) ("Энергетическое право", 2013, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Р. Н. САЛИЕВА

Салиева Р. Н., заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, доктор юридических наук, профессор.

В торговом обороте России существенное место занимает торговля энергетическим сырьем. В целях регулирования международной торговли отдельными сырьевыми товарами заключены многосторонние соглашения и созданы международные организации. В связи с вступлением России в ВТО <1> национальное законодательство, регламентирующее торговую деятельность в целом и торговлю энергетическим сырьем в частности, не должно расходиться с требованиями ВТО и должно находиться в рамках правового поля всемирной торговой системы; и законодательство, и практика должны быть приведены в соответствие с требованиями документов единого пакета <2>. -------------------------------- <1> В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ [1] Россия ратифицировала Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. См.: Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 30. Ст. 4177. <2> Составными частями пакета являются ГАТТ-1994 и смежные соглашения, ГАТС и ТРИПС. Большинство этих документов было выработано в рамках Уругвайского раунда. См.: Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей, принятых в рамках ВТО // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2001.

В связи с этим целесообразно рассмотреть основные положения всемирной торговой системы, касающиеся торговли энергетическим сырьем. В частности, важно, как нам представляется, рассмотреть следующие элементы торговой системы и, соответственно, национального законодательства: понятие энергетического сырья как товара; технические регламенты, определяющие характеристики энергетического сырья как товара; положения о тарифах и транзите; вопросы экологии и безопасности в сфере торговли энергетическим сырьем. Энергетические ресурсы: понятие. В юридической и экономической литературе по проблемам торговли энергоресурсами встречаются термины "энергетические ресурсы", "энергетическое сырье". В частности, энергетические ресурсы определяются как все доступные для промышленного и бытового использования источники энергии: механической, гидравлической, тепловой, химической, электрической, ядерной, ветровой, солнечной <3>. В словаре "Правовой режим минеральных ресурсов" уточняется, что к энергетическим материалам и продуктам относятся те природные ресурсы, которые включены в приложение ЕМ Договора к Энергетической хартии, где наряду с другими (руды и концентраты урановые или горные, уголь каменный и др.) называются газ природный, нефть и нефтепродукты <4>. -------------------------------- <3> Кривцов А. И., Беневольский Б. И., Минаков В. М., Морозов И. В. Термины и понятия отечественного недропользования: Словарь-справочник / Под ред. Б. А. Яцкевича. М.: Геоинформмарк, 2000. С. 150. <4> Правовой режим минеральных ресурсов: Словарь / Под ред. А. А. Арбатова, В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина, Л. А. Тропко. М.: Геоинформцентр, 2002. С. 247.

Надо отметить, что в праве ВТО содержится определение понятия "сырьевой товар". Так, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) определено, что для целей раздела B под сырьевым товаром понимается любой продукт сельского хозяйства, лесного хозяйства или рыболовства, а также любое минеральное сырье в естественном виде либо подвергшееся такой обработке, которая обычно требуется для того, чтобы подготовить их для реализации в существенном объеме на международном рынке <5>. -------------------------------- <5> Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г. // СПС "Гарант".

В действующем российском законодательстве понятие "энергетические ресурсы" содержится в ст. 2 Закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6>. В соответствии с указанной статьей энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии); вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса. На наш взгляд, наиболее приемлемым представляется толкование понятий энергетических материалов и продуктов, данное в приложении ЕМ к Европейской энергетической хартии. Согласно этому приложению в энергетические материалы и продукты включены: -------------------------------- <6> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012, с изм. от 05.04.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.

- материалы и продукты в сфере ядерной энергетики (например, руды и концентраты урановые и ториевые, уран природный и его соединения, тяжелая вода (дейтерий) и др.); - уголь каменный, газ природный, нефть, нефтепродукты, электроэнергия, среди которых выделены подробно природные материалы и продукты их переработки, такие как уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива и полученные из каменного угля; газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов; нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород; газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие: сжиженные (газ природный, пропан, бутан, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие); в газообразном состоянии (газ природный и прочие) и др. <7>. -------------------------------- <7> Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы. Правовая основа для международного энергетического сотрудничества. Секретариат Энергетической хартии. 2004. С. 107 - 109.

При определении понятия "энергетические ресурсы" необходимо учитывать правовой режим энергетических ресурсов, находящихся в недрах, установленный специальным законодательством о недрах. В соответствии с Законом "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в т. ч. энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Энергетические ресурсы, добытые из недр, приобретают правовой режим товара. Торговля добытыми энергетическими ресурсами регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <8>, при этом должны соблюдаться требования технических регламентов, а также таможенные правила, правила о транзите и нормы, направленные на обеспечение экологической и иных видов безопасности. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Технические регламенты, определяющие характеристики энергоресурсов. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) возникает потребность в унификации российского законодательства с зарубежным в сферах правового обеспечения безопасности, качества продукции (товаров), процессов производства и т. д. В техническом законодательстве государств ЕС содержатся, в частности, нормы, регламентирующие безопасность машин и оборудования, безопасность окружающей среды, промышленную безопасность, безопасность эксплуатации зданий и установок, противопожарную безопасность, а также санитарно-эпидемиологическую безопасность и др. Техническое регулирование должно сопровождаться принятием и введением в действие соответствующих нормативных правовых актов. В идеале по объектам регулирования должны быть приняты: 1) технический регламент - это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо указ Президента Российской Федерации; 2) стандарт - это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг; 3) декларация о соответствии или сертификат соответствия - это документальное удостоверение того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров. К объектам технического регулирования относятся продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Разновидности энергоресурсов (добытые нефть, газ, продукты переработки) по своим свойствам должны отвечать соответствующим требованиям. Например, добытая (сырая) нефть согласно определению ГОСТ Р 51858-2002 - это жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битумов и кокса. Нефть и газ как добытые полезные ископаемые (энергетические товары) являются объектом многих правоотношений, однако на законодательном уровне определения не установлены. Положения о тарифах и транзите. В национальном законодательстве России обеспечивается свобода транзитных перевозок на территорию членов ВТО или с территории членов ВТО. Так, ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусматривает в качестве основного принципа свободу транзита через территорию Российской Федерации. Основные положения о таможенном регулировании содержатся в специальном Законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" <9>. В соответствии со ст. 2 названного Закона таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил таможенного дела в России. В ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза определено понятие "таможенный транзит" применительно к процедурам, осуществляемым на территории Таможенного союза. В частности, установлено, что таможенный транзит - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в т. ч. через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 48. Ст. 6252.

Надо также отметить, что одной из задач Энергетической стратегии России является снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки. Задачи Энергетической стратегии требуют соответствующего правового обеспечения. В целях совершенствования законодательства целесообразно определить на законодательном уровне понятие "транзит". Такое определение можно найти в международных соглашениях <10>. -------------------------------- <10> Это Барселонская конвенция о свободе транзита 1921 года; Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Договор к Энергетической хартии; Договор об образовании Европейского экономического сообщества и Директивы ЕС по транзиту.

В ст. 7 Договора к Энергетической хартии установлено, что транзит означает перемещение через территорию Договаривающейся Стороны либо в портовые сооружения или из портовых сооружений на ее территории для погрузки или разгрузки энергетических материалов и продуктов, происходящих на территории другого государства и предназначенных для территории третьего государства, при условии, что либо другое государство, либо третье государство является Договаривающейся Стороной; или перемещение через территорию Договаривающейся Стороны энергетических материалов и продуктов, происходящих на территории другой Договаривающейся Стороны и предназначенных для территории этой другой Договаривающейся Стороны, если только обе заинтересованные Договаривающиеся Стороны не решат иначе и не зарегистрируют свое решение путем совместно сделанной записи. В литературе отмечается признание транзита в международном праве еще с XVII в., когда Гроций утверждал, что существует общее право транзита через территорию другого государства в интересах сообщества наций <11>. Отмечается также, что есть доктрина территориального суверенитета, в соответствии с которой государства обладают суверенными правами над своей территорией, и это наделяет их правом не допускать строительства или использования средств, предназначенных для транзита людей и товаров. Поэтому свобода транзита характеризуется как попытка найти баланс между потребностями международных перевозок и интересами отдельных государств. -------------------------------- <11> Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада / Под ред. Т. Вальде - англ. изд., А. Коропляника - рус. изд. М.: Международные отношения, 2002. С. 437.

17 декабря 1994 г. Россия подписала Договор к Энергетической хартии, который представляет собой рамочное соглашение о правилах международного сотрудничества в областях торговли энергоресурсами, их транзита и инвестиций в сфере энергетики. В соответствии с указанным Договором государства принимают на себя обязательства предоставлять иностранным инвесторам те же условия, что и собственным производителям, включая недискриминационный доступ к своим трубопроводным системам. Несмотря на то что этот Договор до настоящего времени Россией не ратифицирован, в соответствии со ст. 45 его положения применяются в нашей стране на временной основе в части, не противоречащей российскому законодательству. Требуется также дальнейшее совершенствование законодательства в сфере регулирования тарифов на оказание услуг транспортировки энергоресурсов. Вопросы экологии и безопасности. Вопросы обеспечения экологической и иных видов безопасности в сфере торговли энергоресурсами связаны с вопросами технического регулирования. Правовую основу национального законодательства составляют технические регламенты, стандарты и системы оценки соответствия, принимаемые на уровне стран ЕврАзЭС или Таможенного союза. Указанные положения разрабатываются в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле (Соглашение по ТБТ). Технические регламенты применяются с целями защиты жизни и (или) здоровья людей, имущества, окружающей среды, здоровья животных и (или) растений, предотвращения действий, которые могут ввести потребителей в заблуждение, а также с целью обеспечения энергетической эффективности и сохранения ресурсов. Подводя итог, можно отметить, что в связи с вступлением России в ВТО требуется дальнейшее совершенствование национального законодательства в сфере торговли энергоресурсами по следующим направлениям: 1) необходимо установление основных принципов правового регулирования в сфере торговли энергоресурсами и единообразного терминологического аппарата; 2) требуется дальнейшее совершенствование таможенного законодательства, регламентирующего транзит энергоресурсов; 3) необходимо дальнейшее развитие технического регулирования.

Название документа