Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Ситуация, когда товар выходит из строя в пределах гарантийного срока, знакома большинству покупателей. Однако как правильно повести себя в этой ситуации, какие требования предъявить продавцу, какими доказательствами подтвердить правомочность своих требований, известно далеко не каждому. Этим в настоящее время и пользуются недобросовестные поставщики (изготовители) товаров.
При заключении договора купли-продажи (поставки) покупатель не всегда может адекватно оценить качество товара, поэтому порой приобретенная вещь не оправдывает ожиданий, оказываясь некачественной. Какие права предоставляет гражданское законодательство покупателю, обнаружившему неисправность товара до окончания гарантийного срока?
Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель вправе, руководствуясь ст. 475 ГК РФ, по своему выбору потребовать от продавца: а) соразмерного уменьшения покупной цены; б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; в) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: а) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; б) потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии со ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, может предъявлять поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Таким образом, поставщик сразу после получения уведомления о выявленных неисправностях, не ожидая от покупателя требований, связанных с обнаружением недостатков товара, вправе незамедлительно осуществить его замену. Однако если покупатель устранит недостатки своими силами или с привлечением третьих лиц до момента замены некачественного товара, то он вправе отказаться от замены и потребовать возмещения своих расходов.
Теперь проанализируем перечисленные способы защиты покупателя от ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств.
Под соразмерным уменьшением покупной цены понимается возврат покупателю части уже уплаченных за товар денежных средств или уменьшение суммы, которую покупатель должен заплатить по договору продавцу.
Данное требование заявляется покупателем, как правило, когда приобретенный товар, несмотря на недостатки, может использоваться по назначению, однако его отдельные характеристики не соответствуют указанным в договоре или технической документации параметрам. В результате покупатель частично не получает того, на что рассчитывал, планируя покупку.
Например, приобретается промышленный тестомес, который по техническим условиям должен производить до 1 000 кг теста за один раз. Однако при проведении приемочных испытаний покупатель выяснил, что при замесе 1 000 кг тесто получается некачественным, и лишь при уменьшении массы продуктов до 800 кг тестомес работает нормально. Данный показатель в момент покупки устраивает покупателя, но впоследствии, когда возникнет необходимость увеличить объемы производства, такой мощности будет недостаточно. В связи с этим покупатель вправе предъявить продавцу требование о соразмерном уменьшении цены приобретаемого товара.
При обращении в суд размер такого уменьшения покупатель может определить самостоятельно, а суд при рассмотрении дела на основании представленных сторонами доказательств установит, подлежит ли иск удовлетворению и какую сумму следует взыскать с ответчика. Решение вопроса о том, насколько следует уменьшить цену товара, требует специальных технических знаний, следовательно, необходима экспертиза. Только эксперт сможет определить процент уменьшения полезных свойств товара по отношению к заявленным в технической документации. Предположим, что, по заключению эксперта, процент утраты тестомесом полезных качеств составил 15%. Значит, на 15% должна быть уменьшена и стоимость товара.
Возможны и другие способы расчета уменьшения цены некачественного товара. Так, в ст. 50 Конвенции ООН от 11 апреля 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров" определен следующий порядок уменьшения стоимости товара, качество которого не соответствует договору: "Покупатель может снизить цену товара в той же пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот момент имел бы товар, соответствующий договору". Для составления данной пропорции необходимо определить стоимость товара с недостатками и сопоставить ее с договорной ценой товара без недостатков. Для определения стоимости поставленного товара с недостатками необходимо произвести его оценку с привлечением профессионального оценщика.
В качестве примера рассмотрим постановление ФАС Северно-Кавказского округа от 21 марта 2006 г. по делу N Ф08-1009/062. В мотивировочной части постановления указывается, что по договору поставки сельхозпродукции от 3 марта 2005 г. N 18-п поставщик обязался поставить, а покупатель - принять и оплатить 2 тыс. т продовольственной пшеницы 3 класса ГОСТ 9353-90 урожая 2004 г. с массовой долей клейковины 26-27%. Цена за тонну товара была установлена в размере 3 900 руб. с учетом НДС. При проверке качества поставленной пшеницы, произведенной с участием Управления Росгосхлебинспекции по Ростовской области и ЗАО "СЖС Восток-Лимитед", было выявлено, что поставлена пшеница с показателем клейковины не более 24%. Из ответа Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 7 октября 2005 г. на судебный запрос следует, что среднерыночная цена на продовольственную пшеницу 3 класса с массовой долей клейковины 24% в Ростовской области на момент заключения договора между покупателем и продавцом составляла 2 950-3 150 руб. за 1 т. Суд на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ пересчитал цену поставленной пшеницы, которая составила 3 050 руб. (это среднее арифметическое цены, указанной в ответе Торгово-промышленной палаты Ростовской области, и цены, предусмотренной в договоре - (3 150 руб. + 2 950 руб.) : 2). Руководствуясь ст. 475 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об уменьшении цены приобретенной пшеницы на 850 руб. за 1 т (3 900 руб. - 3 050 руб.).
Не всегда эксперт, установивший несоответствие качества поставленного товара оговоренным требованиям, в состоянии определить и возможную величину уменьшения цены такого товара. Поэтому в некоторых случаях приходится прибегать к комплексной экспертизе.
Как было упомянуто, покупатель может предъявить продавцу и требование о безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок. Как правило, это происходит, когда недостатки не относятся к существенным и могут быть быстро ликвидированы. Теоретически продавец, получив соответствующее требование от покупателя, обязан предпринять меры к скорейшему удовлетворению претензий. Однако в реальности так бывает далеко не всегда. Этому способствует отсутствие в ГК РФ определения термина "разумный срок", как и специальной ответственности за нарушение указанного правила, кроме возмещения убытков.
Под разумным сроком, полагаем, следует подразумевать минимальный период времени, необходимый продавцу для выполнения возложенных на него законом или договором обязательств, касающихся устранения выявленных недостатков товара, с учетом его технических и экономических возможностей при соблюдении интересов покупателя.
Как показывает практика, продолжительность "разумного срока" для устранения недостатков товара стороны договора часто трактуют неодинаково. С точки зрения покупателя, недостатки должны быть устранены в срочном порядке, например, в течение суток. Продавец же может считать, что предварительно необходимо выявить причину возникновения недостатков, и лишь потом, в случае установления его вины, предпринимать шаги к их устранению. При этом за нарушение срока устранения недостатков товара законодательством никакой неустойки не предусмотрено, а убытки, причиненные такой задержкой, доказать чрезвычайно сложно.
Для предупреждения возможных спорных ситуаций сторонам следует еще на стадии заключения договора согласовывать сроки устранения недостатков товара, если они будут выявлены в течение гарантийного срока, и ответственность в виде неустойки (штрафа, пени) за нарушение таких сроков.
Покупатель также может потребовать возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Данное требование применяется, как правило, при наличии у покупателя возможностей ликвидировать выявленный изъян своими силами или с привлечением третьих лиц. При этом покупателю необходимо оформить акт о недостатках товара в порядке, предусмотренном договором, с указанием причин возникновения недостатков и виновного лица. В противном случае при предъявлении покупателем требования о возмещении расходов, понесенных при устранении недостатков, продавец может отказаться их компенсировать, аргументируя это тем, что неисправность возникла не по его вине. Доказать обратное после устранения неисправности будет практически невозможно.
Также нужно учитывать, что изготовители товара (поставщики) нередко в качестве одного из условий гарантии на товар в договоре, правилах эксплуатации товара или в другой технической документации указывают, что внесение технических изменений в товар, доработка, ремонт и другие действия, осуществляемые покупателем в гарантийный период без согласия поставщика, аннулируют действующую гарантию. Поэтому в договоре целесообразно записать, что если продавец по требованию покупателя в установленные договором сроки не устранит выявленные недостатки товара, то покупатель вправе устранить их самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет продавца без ущерба для своих прав по гарантии.
Поскольку ГК РФ не уточняет срок исполнения продавцом требования покупателя о возмещении расходов на устранение недостатков товара, в договоре такой срок необходимо предусмотреть (например, "в течение пяти дней с даты получения продавцом соответствующего требования и документов, подтверждающих понесенные расходы").
Чтобы доказать понесенные расходы, покупатель должен представить продавцу дефектные ведомости, договоры с третьими лицами о ремонте, договоры о приобретении запасных частей, необходимых для устранения неисправностей товара, сметы, калькуляции, акты приемки выполненных работ и доказательства оплаты работ (платежные поручения с отметкой банка и др.).
Как показывает практика, при устранении недостатков собственными силами покупателю весьма сложно доказать свои расходы, поэтому нужно оформлять все действия документально, например, нарядами на выполнение работ по устранению неисправностей, накладными о получении со склада необходимых материалов и др.
Сказанное подтверждается постановлением ФАС Северно-Западного округа от 11 февраля 2004 г. по делу N А56-18072/033. Стороны заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым ООО "Энерго-Комплекс" продает, а ЗАО "Энергостройсервис" покупает дизель-генератор марки "Шкода 160-3/400". По условиям указанного договора продавец обязан передать покупателю товар, прошедший испытания под нагрузкой. Также продавец гарантировал исправную работу генератора на протяжении 2 000 час. в течение одного года с момента сдачи изделия покупателю. При запуске электродвигателя он не завелся в связи с выходом из строя стартера, приобретенного истцом впоследствии за 12 000 руб., затем произошла остановка указанного агрегата, о чем специализированной организацией был составлен соответствующий акт. Ввиду отказа продавца от безвозмездного устранения недостатков истец заключил со сторонней организацией договор о капитальном ремонте дизель-генератора и оплатил ремонтные работы, что подтверждается двумя платежными поручениями. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции посчитал правильным решение судов первой и апелляционной инстанций о взысканий с ответчика всей суммы затрат на устранение недостатков товара.
В случае выявления существенных недостатков товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Отказ от исполнения договора целесообразно оформить письменно, направив продавцу соответствующее требование и доказательства, подтверждающие правомерность требования (акт обнаружения недостатков товара, акт установления причин выхода товара из строя в пределах гарантийного срока, заключение экспертизы и др.), заказным письмом с уведомлением.
Подобная ситуация отражена в постановлении ФАС Восточного округа от 11 июля 2006 г. по делу N А78-15067/2005-с1-4/388-Ф02-3332/06-С2. Приведем цитату из материалов дела: "Индивидуальный предприниматель Твердохлебова Л.В. по договору поставки обязалась поставить индивидуальному предпринимателю Зражевскому С.А. торгово-холодильное оборудование. На приобретенное оборудование ответчик установил гарантийный срок продолжительностью один год (п. 8.1 договора поставки). При установке оборудования и в процессе его эксплуатации были обнаружены недостатки: витрины не выдерживали температурных режимов, задаваемых для конкретной модели в рамках соответствующих паспортных температурных режимов. Покупатель неоднократно обращался к продавцу с претензиями на работу поставленного оборудования и просьбами произвести замену холодильных витрин ненадлежащего качества нахолодильники, температурные параметры которых соответствуют указанным в паспортах, а также с уведомлениями об одностороннем отказе от исполнения договора поставки и требованиями возврата оплаченной стоимости товара. Требование истца о возврате стоимости товара в предложенный срок ответчик не удовлетворил, что и послужило основанием для обращения в суд с иском. Стороны неоднократно проводили экспертизы, при проведении которых присутствовали представители ответчика, в ходе которых установлено наличие дефектов производственного характера: утечка фреона, отклонение от установленных режимов работы (температура охлаждения), несоответствие требованиям технических условий изготовителя. Доказательств того, что недостатки холодильного оборудования возникли после его передачи вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром, суду не представлено. Таким образом, кассационная инстанция постановила, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика суммы, уплаченной за товар".
Возможен ли отказ от исполнения договора после окончания срока его действия?
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств (ст. 425 ГК РФ). В договорах стороны, как правило, используют стандартную формулировку: "Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания и действует до (указывается дата)".
В то же время в п. 4 ст. 425 ГК РФ сказано, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Следовательно, продавец независимо от окончания срока действия договора при обнаружении недостатков товара в пределах гарантийного срока или двухлетнего срока, предусмотренного п. 5 ст. 477 ГК РФ, обязан устранить недостатки товара или выполнить иные требования покупателя согласно ст. 475 ГК РФ и условиям договора.
Само понятие "отказ от исполнения договора" говорит о том, что договор исполняется, а значит, действует. В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Расторгнуть или изменить можно только действующий договор. Таким образом, при выходе товара из строя по окончании действия договора поставки (купли-продажи) у покупателя по действующему законодательству отсутствует право требовать отказа от исполнения договора.
Данное положение представляется несправедливым по отношению к покупателю, в связи с чем п. 2 ст. 475 ГК РФ следует дополнить следующим абзацем: "При прекращении действия договора покупатель вправе возвратить некачественный товар продавцу и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств".
Вместе с тем при возврате продавцу товара, бывшего в эксплуатации, необходимо учитывать тот факт, что товар мог нормально функционировать в течение определенного времени в пределах гарантийного срока, когда покупатель извлекал прибыль из его эксплуатации, начислял амортизацию, тем самым уменьшая свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом при обнаружении существенных нарушений к качеству товара покупатель по действующему законодательству вправе потребовать от продавца возврата всей уплаченной за товар суммы.
Это уже не совсем справедливо по отношению к продавцу, поэтому предлагается в п. 2 ст. 475 ГК РФ включить такое положение: "При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец вправе удержать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара за время его использования, за исключением потери им товарного вида и других подобных обстоятельств. Размер понижения стоимости товара рассчитывается исходя из оставшегося срока полезного использования имущества".
В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ под сроком полезного использования понимается "период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ". Для тех видов основных средств, которые не указаны в составе амортизационных групп, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
При существенном нарушении требований к качеству товара покупатель вправе также потребовать от продавца замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим условиям договора. Данное требование применимо лишь при наличии у поставщика товара, аналогичного товару, имеющему недостатки. Если покупатель знает об отсутствии у продавца другого такого же товара, нецелесообразно предъявлять требование о замене товара, так как при подтверждении данной информации в удовлетворении иска истцу может быть отказано.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 августа 2006 г. по делу N Ф08-3543/065 отмечено, что, несмотря на доказанность факта поставки некачественного товара и существенных недостатков его качества, апелляционная инстанция правомерно отказала истцу в удовлетворении требования о замене товара ненадлежащего качества. Суд апелляционной инстанции установил, что у ответчика нет возможности осуществить замену ввиду отсутствия товара надлежащего качества, а из смысла ст. 182 АПК РФ следует, что решение суда должно быть исполнимым. Иные способы защиты своего нарушенного права истец не использовал. В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В ГК РФ ничего не сказано о дальнейшей судьбе неисправного товара, замененного продавцом на исправный. Применительно к договору розничной купли-продажи п. 3 ст. 503 ГК РФ предусматривает, что покупатель по требованию продавца и за его счет при отказе от договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. В связи с отсутствием аналогичной нормы при регулировании поставки товаров, используемых в предпринимательской деятельности, в договоре купли-продажи (поставки) целесообразно оговаривать возврат покупателем неисправного товара.
При замене некачественного товара (его частей), поставленного согласно контракту иностранным поставщиком, возврат дефектного товара может осуществляться поставщику в соответствии со ст. 242 Таможенного кодекса РФ в таможенном режиме реэкспорта. Товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по качеству и по этим причинам возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия: а) указанный товар не использовался и не ремонтировался в Российской Федерации за исключением случаев, когда использование товара было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товара; б) товар может быть идентифицирован таможенными органами; в) прошло не более шести месяцев со дня выпуска товара для свободного обращения.
Все указанные условия реэкспорта соответствуют случаю возврата товара в связи с обнаружением дефектов в рамках действия гарантийного срока, если такой срок не превышает шести месяцев с даты декларирования товара.
При реэкспорте товаров производится возврат уплаченных за него сумм таможенных пошлин и налогов.
Если прошло более шести месяцев с даты декларирования товара, дефектный товар можно вернуть поставщику в режиме экспорта. При этом таможенному органу необходимо доказать, что право на замену неисправного товара предусмотрено контрактом, а факт выхода из строя и вина поставщика подтверждаются соответствующими актами.
Режим экспорта не предусматривает возврата уплаченных таможенных пошлин за дефектный товар.
Замену некачественного товара рассмотрим на примере постановления ФАС Московского округа от 29 июля 1998 г. по делу N КГ-А40/1602-98. Истец по договору купли-продажи приобрел копировальный аппарат "SHARPSF-2027". В период гарантийного срока аппарат дважды ремонтировался. При таких обстоятельствах, по мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции правильно обязал ответчика заменить товар доброкачественным, поскольку "приобретенный истцом товар не отвечал требованиям качества, данные нарушения качества являются существенными, поскольку данные недостатки выявлялись неоднократно и не могли быть устранены без значительных затрат времени".
Теперь проанализируем такие существенные претензии к качеству товара, как наличие а) неустранимых недостатков или б) недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени.
К первой группе относятся недостатки, которые не могут быть устранены поставщиком даже при его желании и наличии у него соответствующих возможностей, например, когда устранить недостатки не позволяет конструкция товара или условия, цели предстоящей эксплуатации, о которых продавец знал или должен был знать.
Так, из постановления ФАС Московского округа от 28 февраля 2006 г. по делу N КГ-А40/588-067 следует, что между ООО "Акрон" (продавец) и ЗАО "Красногорская типография" (покупатель) был заключен договор, на основании которого истец приобрел у ответчика винтовой компрессор ВКУ-15-10. На приобретенное оборудование была установлена гарантия качества в течение 12 месяцев со дня продажи установки. Актами осмотра компрессора подтверждается, что в процессе эксплуатации оборудования в пределах гарантийного срока компрессор неоднократно выходил из строя. При этом из материалов дела не усматривается, что указанные недостатки оборудования возникли вследствие нарушения истцом правил пользования товаром и его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы, что подтверждается заключением эксперта и его пояснениями. Кроме того, согласно объяснениям эксперта, аварийное отключение компрессора при повышении температуры окружающей среды свыше 33°С является дефектом, который имеет неустранимый характер, что в соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ дает покупателю право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Истец воспользовался данным правом. На основании сказанного кассационная инстанция пришла к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца и взыскании с ответчика суммы, уплаченной истцом за товар, имеющий существенные недостатки.
При выявлении недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, нередко возникают практические трудности. Термин "несоразмерные" представляется излишне неопределенным, так как каждой из сторон он может быть истолкован по-разному, что ведет к возникновению спора. Целесообразно исключить из ГК РФ упоминание о несоразмерных расходах, поскольку величина расходов, необходимых для устранения недостатков товара, имеет значение исключительно для поставщика, а для покупателя основополагающим является время устранения недостатков. В связи с этим предлагается рассматриваемый признак существенного недостатка качества товара изложить в следующей редакции: "Недостатки, которые не могут быть устранены без существенной задержки. Задержка признается существенной, если недостатки не могут быть устранены в течение 30 дней с даты получения поставщиком уведомления о выявленных недостатках".
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при заключении договоров купли-продажи (поставки) стороны должны с учетом возможного предъявления к продавцу (поставщику) требований, связанных с недостатками товара, включать в договор положения о фактическом исполнении таких требований, включая сроки, ответственность за их нарушение и др. Требования об устранении недостатков должны заявляться только после тщательного анализа всех последствий такого шага. Залогом успеха в данном случае является правильное выполнение всей процедуры установления и фиксирования недостатков товара, неукоснительное следование нормам действующего законодательства и условиям договора.
А.Е. Сметанников,
кандидат юрид. наук,
начальник правового управления ОАО "Кузнецкие ферросплавы"
"Законодательство", N 4, апрель 2007 г.