Пенсионное обеспечение лиц, прибывающих в Российскую Федерацию из стран - бывших республик СССР
(Чупрова Е. В.) ("Адвокат", N 2, 2001) Текст документаПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ, ПРИБЫВАЮЩИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН - БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СССР
Е. В. ЧУПРОВА
Е. В. Чупрова, кандидат юридических наук.
Пенсионное обеспечение этой категории граждан регулируется законодательством Российской Федерации и зависит от того, является государство, откуда прибыл гражданин, участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. <*> или нет. К числу государств - участников этого Соглашения относятся, кроме России, республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Гражданам этих государств, прибывшим на постоянное место жительства в Россию, назначение пенсии производится по нормам российского законодательства; причем если ранее гражданин проживал в России и уже получал пенсию по нормам российского законодательства, ему пенсия не назначается, а возобновляется. -------------------------------- <*> Пенсионное законодательство: Сборник нормативных актов и документов. М.: Издательство "Спарк", 1996.
К числу самых необходимых для назначения пенсии документов относится пенсионное дело с отметкой о дате прекращения выплаты пенсии или соответствующая справка органов социальной защиты населения по прежнему месту жительства. Это необходимо для того, чтобы одна и та же пенсия не выплачивалась дважды. Однако с учетом сложностей, возникающих зачастую при получении таких документов, в основном бюрократических, если гражданин в течение длительного срока не может представить данные документы <*>, у него истребуется заявление, в котором он сам указывает дату прекращения выплаты пенсии и обязуется в случае переплаты пенсии (при поступлении соответствующих сведений) переполученные суммы возвратить. -------------------------------- <*> Согласно ст. 118 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. (с изменениями и дополнениями) гражданину для представления недостающих документов дается трехмесячный срок. Обычно органы социальной защиты населения основываются на этой норме при представлении любых документов, необходимых для назначения пенсии.
При назначении пенсии гражданин, прибывший из страны - бывшей республики СССР, должен подтвердить факт постоянного проживания на территории России. Доказательствами этого могут быть отметка в паспорте, национальный паспорт в совокупности со свидетельством о регистрации по месту жительства, удостоверение беженца в совокупности со свидетельством о регистрации по месту пребывания. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о назначении и выплате пенсий гражданам из числа беженцев и вынужденных переселенцев во внимание принимаются удостоверения, выдаваемые только органами Федеральной миграционной службы. Назначение пенсии по случаю потери кормильца, а также надбавки на нетрудоспособных иждивенцев производится только при условии регистрации иждивенцев по месту жительства в России. Что же касается лиц, получавших пенсию по инвалидности в бывшей республике СССР и прошедших переосвидетельствование в этом же государстве, то при назначении пенсии в России может приниматься во внимание выписка из акта освидетельствования, имеющаяся в пенсионном деле, только если инвалидность установлена на срок и с причиной, соответствующей российскому законодательству. В случае несоответствия акта освидетельствования российскому законодательству гражданин направляется в орган медико-социальной экспертизы с сопроводительным письмом, где указывается причина, по которой ему не может быть назначена пенсия по инвалидности. Если гражданин прошел освидетельствование на территории государства - бывшей республики СССР, однако пенсия ему не была назначена, и первое обращение происходит в России, независимо от того, соответствует выписка из акта освидетельствования российскому законодательству или нет, назначение пенсии по инвалидности возможно только в случае освидетельствования в соответствующем органе медико-социальной экспертизы. В том случае, если гражданину зачет трудовой деятельности в стаж производился на основании свидетельских показаний и в пенсионном деле имеется справка о несохранности архива и протоколы опроса свидетелей, орган социальной защиты населения производит повторную оценку этих документов уже в соответствии с требованиями российского законодательства и заново выносит решение о зачете этих периодов деятельности в стаж или об отказе в зачете. Вместе с тем, если пенсия назначалась по нормам союзного законодательства <*> и решение о зачете принималось в соответствии с нормами этого законодательства, периоды деятельности могут быть включены в стаж без вынесения нового решения. Также для исчисления пенсии может быть принята и справка о заработке при условии ее соответствия требованиям российского законодательства или, по крайней мере, присутствия в ней необходимых в таких случаях реквизитов (указание оснований выдачи, подпись руководителя организации и главного бухгалтера, печать). Участникам Великой Отечественной войны пенсионные льготы предоставляются на основании удостоверения единого образца, выданного соответствующими органами государства - бывшей республики СССР, без перерегистрации его на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., предусмотрены более льготные правила. Так, для установления права на пенсию, в том числе льготную, им учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государства-участника, независимо от того, когда протекала эта деятельность - до распада СССР или после. Причем наряду с трудовой деятельностью в общий трудовой стаж указанным лицам засчитываются и иные периоды общественно полезной и иной деятельности по тем же правилам, что и российским гражданам <**>. -------------------------------- <*> До 1 декабря 1991 г. <**> Эти правила указаны, в частности, в ст. ст. 89 - 95 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
При решении вопроса о зачете деятельности в специальный стаж применяются Списки производств, цехов, профессий, должностей и учреждений, утвержденные Правительством РФ. Исходя из этого исчисление пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка за периоды, засчитываемые в стаж. Справка о заработке, имеющаяся в пенсионном деле, принимается во внимание только в том случае, если она соответствует российскому законодательству <*>. -------------------------------- <*> Согласно ст. 102 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией) за 24 последних месяца перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Если в справке размер заработка указан в национальной валюте, необходим перерасчет помесячно по текущему курсу этой валюты к рублю, установленному Центральным банком РФ на день обращения за назначением пенсии. В том случае, когда курс валюты Центральным банком не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета, и тогда пенсия может быть исчислена из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты), либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если оплата производилась не в национальной, а в иностранной валюте, такой заработок вообще не может применяться для исчисления пенсии. Пенсия гражданину государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России или признания его в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем. Однако если между датой регистрации и датой обращения за пенсией проходит длительное время, то пенсия выплачивается за период не более чем 3 года, предшествующие обращению <*>. -------------------------------- <*> Ст. 123 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Если же после переселения на территорию Российской Федерации гражданин работал и за назначением пенсии по новому месту жительства своевременно не обратился, назначение пенсии должно быть произведено в порядке, предусмотренном законодательством РФ, включая сроки назначения пенсии. Государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. договорились о том, чтобы была исключена возможность получения двух пенсий одновременно. Именно поэтому в Соглашение было включено правило, согласно которому выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера <*>. -------------------------------- <*> Часть 1 ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г.
Все перерасчеты пенсий <*> осуществляются исходя из даты назначения пенсии именно на территории Российской Федерации. -------------------------------- <*> В частности, предусмотренные ст. ст. 106 и 107 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" в связи с увеличением общего трудового стажа и увеличением заработка.
Практически все сказанное выше о гражданах государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. можно отнести и к лицам, прибывающим в Российскую Федерацию из Республики Молдова. Между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова 10 февраля 1995 г. было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения <*>, согласно которому для установления права на пенсию, включая льготную, учитывается трудовой стаж (как собственно трудовая, так и другая общественно полезная и иная деятельность, указанная в Законе РФ "О государственных пенсиях в РФ"), приобретенный на территории государств - республик бывшего СССР за время до распада СССР (31 декабря 1991 г.) и после этой даты. Что же касается исчисления пенсий, то для прибывающих из Молдовы установлен порядок даже более льготный, чем для прибывающих их государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. Особые правила, предусмотренные Соглашением от 10 февраля 1995 г. <**>, предусматривают три периода, за которые может определяться заработок для исчисления пенсии: -------------------------------- <*> Вступило в силу с 4 декабря 1995 г. <**> Пункт 3 ст. 6 Соглашения от 10 февраля 1995 г.
1) из заработка (дохода) после переселения - для граждан, переселившихся из Молдовы и работавших после переселения на территории России. Если граждане после переселения не отработали 24 месяца <*>, то по их желанию исчисление пенсии может производиться из заработка, полученного до 31 декабря 1991 г., за периоды работы, предусмотренные действующим российским законодательством, так как за это время учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, входивших в состав СССР; -------------------------------- <*> Минимальный период по российскому законодательству, из которого может быть исчислена пенсия.
2) из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации (имеется в виду последняя перед переселением профессия) - для лиц, которые после переселения не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы для назначения пенсии, на основании сведений органов по труду или профсоюзных органов; 3) из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии в России - в случае невозможности определения среднемесячного заработка в вышеизложенном порядке, на основании сведений органов государственной статистики о размере среднемесячного заработка в целом по Российской Федерации за период времени, непосредственно предшествующий назначению пенсии на территории Российской Федерации. Столь льготные правила исчисления среднемесячного заработка для назначения пенсии не установлены даже для российских граждан. Часть 2 ст. 99 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает, что тем гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий. При этих же условиях граждане Республики Молдова и члены их семей могут, исходя из изложенных статей Соглашения от 10 февраля 1995 г., получать пенсию в максимальных размерах. Более целесообразным было бы закрепить порядок, предусмотренный Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г.: исчисление пенсий производится только из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, в том числе выплаченного в национальной валюте, исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии <*>. -------------------------------- <*> В отношении других граждан, работавших за границей, действуют правила ст. 105.1 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г., согласно которой в среднемесячный заработок для исчисления пенсии оплата за работу за границей не включается.
В связи со сложившейся ситуацией, целесообразно, на мой взгляд, закрепить обязательную процедуру прохождения предварительной экспертизы международных договоров, готовящихся к ратификации. Причем использовать эту процедуру надо и в отношении принимаемых в России законов, и заключаемых с участием России международных договоров, так как несоблюдение этой процедуры может повлечь порой непредвиденные и самые неблагоприятные последствия прежде всего для российских граждан. Пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Республики Молдова, назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства на территории России в установленном порядке или в случае признания в установленном порядке гражданина беженцем либо вынужденным переселенцем. Что же касается пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992 г. <*>, то им включаются периоды трудовой, общественно полезной и иной деятельности в общий и специальный трудовой стаж только до 1 декабря 1991 г., а после этой даты их работа считается работой за границей <**>. -------------------------------- <*> Азербайджанская Республика, Грузия, Литовская, Эстонская и Латвийская Республики. <**> Согласно ст. 89 Закона РФ "О государственных пенсиях" в общий трудовой стаж может засчитываться только собственно трудовая деятельность (иные периоды не включаются).
Исчисление пенсий указанным категориям граждан производится по разным правилам в зависимости от того, где и когда протекала их деятельность: 1) если сведения о заработке предоставлены в рублях за периоды до введения национальной валюты - то пенсия исчисляется в том же порядке, что и российским гражданам; 2) если граждане работали в российских или международных организациях, то пенсия может исчисляться из среднемесячного заработка работников соответствующей профессии и квалификации в России ко времени назначения пенсии; 3) всем другим категориям граждан пенсия назначается на общих основаниях с исключением работы за границей <*>. -------------------------------- <*> Статьи 105 и 105.1 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Заработок, выплаченный в национальной валюте, не учитывается.
Название документа