Исполнение Россией международно - правовых обязательств в уголовно - правовой сфере
(Цепелев В.) ("Российская юстиция", N 10, 2000) Текст документаИСПОЛНЕНИЕ РОССИЕЙ МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
В. ЦЕПЕЛЕВ
В. Цепелев, докторант Академии управления МВД РФ, кандидат юридических наук.
Российская Федерация как суверенное независимое государство и правопреемник Советского Союза имеет около 600 действующих международных договоров разного уровня, регламентирующих различные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности: многосторонние (в рамках ООН, СЕ, СНГ и др.) и двусторонние; межгосударственные, межправительственные и межведомственные (между органами прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции, таможни, юстиции и др.). Только МВД РФ участвует в выполнении обязательств, вытекающих из более чем 300 международных договоров. В последнее время в стадии проработки (изучения и внесения предложений) в Министерстве находилось около 100 договоров по вопросам, касающимся компетенции органов внутренних дел. Важное место в общей системе названных договоров занимают обязательства России, вытекающие из европейских международно - правовых документов. Эта важность обусловлена не только масштабностью и значимостью европейских конвенций, но и самим фактом членства страны в Совете Европы. К настоящему моменту из 179 европейских конвенций Россия подписала 42, впрочем, ратифицировала пока значительно меньше. Вместе с тем можно сказать, что реализация Россией взятых на себя при вступлении в Совет Европы обязательств начата. Ратификация 25 октября 1999 г. Европейской конвенции о выдаче (1957 г.) и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.) с дополнительными протоколами к ним, которые вступили в силу с 9 марта 2000 г., - подтверждение движения в данном направлении. Впереди предстоит длительная и кропотливая работа по выполнению ратифицированных конвенций и по присоединению к другим европейским договорам. Данной проблеме уделили большое внимание участники проведенного 8 июня 2000 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в России". В частности, в итоговом документе этого обсуждения содержатся рекомендации: а) Федеральному Собранию РФ ускорить ратификацию подписанной Россией Европейской конвенции о пресечении терроризма (1977 г.) <*>; -------------------------------- <*> Ратифицирована Федеральным законом от 7 августа 2000 г.
б) Правительству РФ (в лице МИД) внести на ратификацию подписанные Россией: - Европейскую конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.); - Европейскую конвенцию по контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (1978 г.); - Европейскую конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). в) Правительству РФ активизировать работу по подписанию Конвенции о гражданско - правовой ответственности за коррупцию (1999 г.). Исполнение Россией, впрочем, как и большинством государств - участников Совета Европы, положений заключенных международных договоров сопряжено с рядом проблемных ситуаций. В частности, среди них можно выделить следующие. Во-первых, обилие конвенций и соглашений, их несистемность (разноуровневость, несоответствие). Причем большую часть (80%) этого массива составляют двусторонние договоры, заключенные не только на межгосударственном и межправительственном уровнях, но и между правоохранительными ведомствами. В этой связи заслуживает внимания предложение ряда специалистов об укрупнении договоров и о заключении, например, Конвенции ООН о правовой помощи по уголовным делам. Более того, назрела необходимость систематизации и унификации международно - правовой основы сотрудничества в борьбе с преступностью, которая образует самостоятельную комплексную отрасль - международное уголовное право. Здесь следует учесть опыт подготовки модельных законов (УК, УПК, УИК и др.) СНГ. Во-вторых, несостыкованность отдельных положений международных договоров друг с другом. Например, выдача лиц для исполнения приговора осуществляется: по Европейской конвенции - при наказании в виде лишения свободы на срок не менее 4 месяцев; по Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (для стран СНГ) - при наказании на срок не менее 6 месяцев. Для выхода из таких коллизий и их предупреждения необходимо, на мой взгляд, при разработке и заключении договоров исходить из принципа системного соответствия, т. е. подчинения двусторонних договоров региональным, а региональных конвенций - глобальным (на уровне ООН) соглашениям. Кроме того, целесообразно привлекать к разработке конвенций и других международно - правовых документов соответствующих специалистов - юристов, а не только международников. В-третьих, зависимость исполнения международных договоров от полноты и своевременности имплементации положений этих договоров в национальное уголовное законодательство, а также от качества норм УК государств - членов Совета Европы. Уже сейчас можно предположить, что для России проблему создадут обязательства, вытекающие из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции об отмывании доходов от преступной деятельности, поскольку не все положения этих конвенций обеспечиваются нормами УК РФ и особенно УПК РСФСР. Здесь следует в целом решить концептуальный вопрос: что первично - ратифицированная конвенция и необходимость приведения в соответствие с ней внутреннего (национального) законодательства либо готовность этого законодательства к подписанию конвенций. Хотя следует признать, что действующий УК РФ достаточно прогрессивен и учитывает большинство обязательств, вытекающих из международных договоров. Проект УПК РФ содержит целую главу, посвященную вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. В-четвертых, возникновение в ряде случаев коллизии между международно - правовыми обязательствами России и положениями Конституции РФ. Хотя согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и пользуются преимущественной силой по сравнению с нормами внутреннего законодательства, ч. 1 той же статьи устанавливает: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ". Данное положение означает, что не будут действовать те положения международных договоров, которые в какой-то части противоречат, не соответствуют Конституции РФ. В частности, такая ситуация возникает по поводу обязательств об отмене смертной казни и ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, которая допускает наличие в уголовном законе исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Поскольку в основе разрешения подобных ситуаций лежит проблема компромисса между суверенитетом государств и его ограничением в целях совместной борьбы с преступностью, то эти трудности согласования интересов имеют перманентный характер. Так, несмотря на признание целесообразности создания Международного уголовного суда (МУС), некоторые государства (например, Китай и США) Статут МУС до сих пор не подписали и не присоединились почти к 80 государствам мира, поскольку не хотят передавать своих граждан под уголовную юрисдикцию этого судебного органа, не готовы отказаться от части своего суверенитета. Кроме того, следует признать, что положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не могут быть реализованы в уголовно - правовой сфере, так как нормы международного права и договоров не содержат санкций за деяния, признаваемые преступными. В-пятых, наличие в науке и практике взглядов о том, что монистическая доктрина примата международного права над внутригосударственным (национальным), идея создания некоего "всемирного" права выгодна лишь крупным капиталистическим государствам и служит им для закрепления процессов глобализации экономики, политики и социальной жизни. Надо сказать, что различные подходы стран к оценке событий в мире способствуют сохранению подобных взглядов. В-шестых, неподготовленность работников правоохранительных органов России к непосредственному применению положений международных договоров, что обусловлено плохой информированностью о наличии и содержании конвенций, недостаточной профессиональной подготовкой, психологической неготовностью к применению положений конвенций в повседневной практической деятельности. Все названное ставит перед правоохранительными органами соответствующие их компетенции задачи. Одним из направлений их решения является подготовка кадров в учебных заведениях системы МВД России. В частности, в Академии управления будущим руководителям органов внутренних дел преподается курс "Организация международного сотрудничества в борьбе с преступностью". Проводятся диссертационные исследования по этой тематике. Издаются информационные сборники для практических работников. Таким образом, выявление перечисленных сложностей, их знание и преодоление дает основание рассчитывать, что это повлияет на повышение действенности выполнения Россией обязательств, вытекающих из международных договоров в уголовно - правовой сфере. Именно этим вопросам был посвящен международный семинар "Эффективное выполнение международных конвенций в России", состоявшийся 15 - 16 июня 2000 г. в Санкт - Петербурге, в котором приняли участие представители правоохранительных ведомств России.
Название документа