К вопросу о раскрытии акционерными обществами информации об аффилированных лицах
(Городулин К. В.) ("Юридический мир", 2007, N 9) Текст документаК ВОПРОСУ О РАСКРЫТИИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ
К. В. ГОРОДУЛИН
Городулин К. В., заместитель начальника ОРЧ при отделе по налоговым преступлениям УВД по ЦАО г. Москвы.
Одним из важных условий адекватного регулирования корпоративных отношений, эффективной работы в этом направлении контролирующих и надзорных органов является наличие своевременной и достаточной информации. Поэтому в целях поддержания здоровой конкурентной среды и соответственно ограничения монополистической деятельности в корпоративном законодательстве закреплены требования о раскрытии акционерными обществами определенной информации. Одним из разделов такой информации являются сведения об аффилированных лицах, которые, в соответствии с действующим законодательством, определяются как "физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность" <1>. -------------------------------- <1> См.: ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ред. от 26.07.2006) // Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2 - 3.
На сегодняшний день нет единого нормативно-правового акта, устанавливающего общие требования по учету и раскрытию информации об аффилированных лицах, а также ответственность за нарушение указанных требований. Тем не менее соответствующие правовые нормы содержатся в отраслевых законодательных актах. Для акционерной формы собственности общий порядок установлен Федеральными законами "Об акционерных обществах" <2> и "О рынке ценных бумаг" <3>, анализ которых позволяет сделать вывод, что требования устанавливаются для самих аффилированных лиц и непосредственно обществ, с которыми лица находятся в состоянии аффилированности. Так, в соответствии со ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить его о принадлежащих им акциях данного общества с указанием их количества и категорий не позднее 10 дней с даты приобретения акций. В случае если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет ответственность в размере причиненного ущерба. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. <3> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 17.05.2007) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Сами общества, независимо от типов, получая сведения об аффилированных лицах, обязаны раскрывать подобную информацию с момента государственной регистрации общества. Обязанность возникает в силу признания лица аффилированным в соответствии с действующим законодательством. При этом под раскрытием информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" <4>, понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Здесь же сказано, что общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законом. К общедоступной информации, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <5>, относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Следовательно, информация об аффилированных лицах подпадает под режим общей доступности. -------------------------------- <4> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 17.05.2007) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. <5> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Непосредственный порядок раскрытия информации установлен Положением "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) <6>. Так, список аффилированных лиц представляется акционерными обществами в территориальные органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляющие государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в данном списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала. Все сведения приводятся по состоянию на дату окончания отчетного периода. -------------------------------- <6> См.: Приказ ФСФР РФ от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (ред. от 14.12.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4.
Кроме того, для акционерных обществ, осуществляющих раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, установлено требование об опубликовании на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц. Такая норма отвечает современным способам получения информации, тем более что государственная политика в сфере регулирования возможностей применения информационных технологий предусматривает создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей <7>. -------------------------------- <7> См.: ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Сам список публикуется не позднее 2 рабочих дней с момента окончания отчетного квартала, а тексты произошедших в списке аффилированных лиц изменений - не позднее 2 рабочих дней с даты их внесения в этот список. Доступность к списку, расположенному на странице в сети Интернет, должна быть обеспечена в течение не менее 3 лет с момента его опубликования. Положение устанавливает также требования к форме списка аффилированных лиц, который содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и код эмитента, присвоенный во время регистрации выпуска ценных бумаг. Список аффилированных лиц, представляемый акционерным обществом в регистрирующий орган, подписывается уполномоченным лицом, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. В случае если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Одновременно с представлением списка аффилированных лиц акционерного общества в регистрирующий орган представляется магнитный носитель, содержащий текст указанного списка в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Причем необходимо обратить внимание, что местожительство физического лица, являющегося аффилированным лицом общества, указывается только с его согласия <8>. -------------------------------- <8> См.: Коряковцев В. Новый старый порядок // ЭЖ-Юрист. 2007. N 7.
Кроме этого, для акционерных обществ, за исключением кредитных организаций, Положением по бухгалтерскому учету 11/2000 <9> (далее - ПБУ) установлен отдельный порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности. Во-первых, ПБУ к информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относит данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом <10>, а во-вторых, в качестве операций с аффилированным лицом, подпадающих под действие настоящего ПБУ, рассматриваются следующие: -------------------------------- <9> См.: Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000" (ред. от 30.03.2001) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 21. <10> Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
- приобретение и продажа товаров, работ, услуг; - приобретение и продажа основных средств и других активов; - аренда имущества и предоставление имущества в аренду; - передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций; - предоставление и получение гарантий и залогов; - другие операции. Так, в соответствии с настоящим ПБУ для целей бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность, другой организацией или физическим лицом, или организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию. В данном случае критерием подконтрольности одной организации другой является наличие у такой организации следующего права: распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества или более чем пятьюдесятью процентами уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью; распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем двадцатью процентами голосующих акций акционерного общества или более чем двадцатью процентами уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью и иметь возможность определять решения, принимаемые в этих обществах. ПБУ также выделяет блоки информации, раскрытие которой в бухгалтерской отчетности не обязательно. Это информация о следующих операциях: - головной организации с дочерними обществами и между дочерними обществами, входящими в одну и ту же группу взаимосвязанных организаций <11>, - в сводной бухгалтерской отчетности; -------------------------------- <11> Под группой взаимосвязанных организаций понимается объединение дочерних и зависимых обществ.
- головной организации с дочерними обществами - в бухгалтерской отчетности головной организации, когда эта отчетность представляется или публикуется вместе со сводной бухгалтерской отчетностью; - дочернего общества с головной организацией - в бухгалтерской отчетности дочернего общества, когда выполняются одновременно следующие условия: головная организация и дочернее общество являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; 100 процентов голосующих акций или уставного капитала дочернего общества принадлежат головной организации; головная организация публикует сводную бухгалтерскую отчетность. Перечень аффилированных лиц устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой. Причем информация об аффилированных лицах включается в пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела. Отметим, что на сегодняшний день контроль операций с аффилированными лицами является одной из первостепенных задач учета каждого акционерного общества, поскольку это помогает устанавливать взаимосвязь между лицами внутри группы аффилированных лиц, а также операции и сделки, заключаемые такими лицами непосредственно с обществом. Поэтому информация об аффилированных лицах общества является необходимой, в частности, для соблюдения требований законодательства в части установленного порядка заключения сделок с аффилированными лицами. Например, в соответствии со ст. 81 и 82 Федерального закона "Об акционерных обществах" <12> при наличии заинтересованности аффилированных лиц в совершении сделки последняя может быть признана недействительной на основании искового требования общества или акционера. Следовательно, информация об аффилированных лицах должна быть полной и достоверной. -------------------------------- <12> См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
В то же время, на наш взгляд, в российском законодательстве предусмотрено недостаточно оснований для раскрытия акционерными обществами информации об аффилированных лицах. Следует расширить перечень оснований для раскрытия подобной информации, что в ряде случаев может упростить работу органов регулирования и контроля. Решение данной проблемы видится в принятии нормативно-правового акта.
Название документа Вопрос: ООО собирается провести стимулирующую смс-лотерею, выдача призов будет осуществляться в денежном выражении. Розыгрыш будет осуществляться с использованием номеров мобильных телефонов участников. Об участнике известен только номер мобильного телефона, с которого производился розыгрыш. 1. Как правильно должен организатор стимулирующей лотереи исчислять и удерживать сумму НДФЛ? ("Налоги" (газета), 2007, N 32) Текст документа
Вопрос: ООО собирается провести стимулирующую смс-лотерею, выдача призов будет осуществляться в денежном выражении. Розыгрыш будет осуществляться с использованием номеров мобильных телефонов участников. Об участнике известен только номер мобильного телефона, с которого производился розыгрыш. 1. Как правильно должен организатор стимулирующей лотереи исчислять и удерживать сумму НДФЛ?
Ответ: По данному вопросу сообщаем следующее. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Таким образом, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ о самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами. Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется организацией - налоговым агентом. В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), суммы в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов. Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Соответственно организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. При этом организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/253, письме Минфина России от 18 июля 2006 г. N 03-05-01-04/215.
Название документа