Внешнеторговые сделки в области экспорта продукции военного назначения (анализ законодательства)
(Кудашкин В. В.) ("Законодательство и экономика", N 1, 2000) Текст документаВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СДЕЛКИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
В. В. КУДАШКИН
В. В. Кудашкин, заместитель начальника отдела Государственной компании "Росвооружение".
Нормы, регулирующие внешнеторговые сделки по экспорту продукции военного назначения, отличает то, что, во-первых, многие из них содержатся в международных договорах, заключаемых Правительством РФ с иностранными государствами <*>. Во-вторых, российское законодательство в рассматриваемой области в значительной степени подвержено воздействию императивных регуляторов нецивилистического характера. -------------------------------- <*> Порядок заключения международных договоров о военно-техническом сотрудничестве определен ст. 14 Закона о военно-техническом сотрудничестве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о военно-техническом сотрудничестве <*>) к источникам внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения относятся: 1) международные договоры и 2) внутреннее законодательство. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ // Российская газета. 23.07.1998.
Международные договоры о военно-техническом сотрудничестве подписываются в соответствии с решением Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут заключать международные договоры межведомственного характера в целях реализации международных договоров РФ при условии, что возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве. Решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества принимает Правительство РФ. По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды: 1) двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве; 2) соглашения между Правительством РФ и правительствами государств - участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности; 3) двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества; 4) Вассенаарские договоренности по экспортному контролю над обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. В настоящее время во исполнение решений Президента РФ Правительство РФ заключило международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с Анголой (1996 г.), Болгарией (1997 г.), Венгрией (1996 г.), Гамбией (1997 г.), Германией (1996 г.), Грецией (1995 г.), Италией (1996 г.), Индией (1994 г.), Йеменской Республикой (1996 г.), Камбоджей (1995 г.), Катаром (1996 г.), Кипром (1996 г.), Китаем (1992 г.), Колумбией (1996 г.), Кувейтом (1993 г.), Лаосом (1997 г.), Малайзией (1997 г.), Монголией (1997 г.), Намибией (1996 г.), Объединенными Арабскими Эмиратами (1993 г.), Перу (1996 г.), Польшей (1996 г.), Сирией (1994 г.), Словакией (1997 г.), Словенией (1996 г.), Францией (1994 г.), Эквадором (1997 г.), Эритреей (1997 г.), Эфиопией (1995 г.), ЮАР (1994 г.), Белоруссией (1993 г.), Казахстаном (1994 г.), Молдавией (1997 г.), Таджикистаном (1994 г.), Туркменистаном (1995 г.), Узбекистаном (1995 г.), Украиной (1993 г.). В заключенных международных договорах определены основные направления военно-технического сотрудничества между Правительством РФ и соответствующим иностранным государством. Так, в ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 4 февраля 1994 г. предусмотрено, что стороны в соответствии со своим национальным законодательством будут оказывать содействие российским и французским предприятиям, организациям и учреждениям в области военно-технического сотрудничества по следующим направлениям: подготовка предложений и выработка рекомендаций по совместному проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военно-технической области; подготовка предложений и рекомендаций по организации совместного производства новых и модернизации ранее разработанных систем вооружений; определение потребностей и организация при необходимости взаимных поставок вооружения, военной техники и услуг; координация действий по совместной реализации в третьих странах произведенной на основе кооперации военной продукции. Существенными условиями международных договоров о военно-техническом сотрудничестве являются обязательства сторон: защита информации, полученной в ходе реализации соглашений, и гарантии, что она не будет использоваться в ущерб интересам сторон; отказ от передачи и реэкспорта третьим странам военной продукции, полученной в ходе сотрудничества; разрешение споров по толкованию и выполнению соглашений путем переговоров между сторонами; соблюдение процедуры прекращения действия соглашения. В области производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Российская Федерация присоединилась к Соглашению о принципах обеспечения вооруженных сил государств-участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1992 г.). Правительство РФ заключило двусторонние соглашения <*> о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности с Белоруссией (1994 г.), Казахстаном (1994 г.), Украиной (1993 г.) и Кыргызстаном (1992 г.). Названными соглашениями предусмотрен более упрощенный порядок совершения внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения, чем с другими иностранными государствами, без применения мер нетарифного регулирования и специальных решений Правительства РФ. -------------------------------- <*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 1. С. 63; N 7. С. 57; N 4. С. 36.
К международным договорам, регулирующим отдельные направления военно-технического сотрудничества, можно отнести Соглашение Правительства РФ с Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности (1994 г.); Соглашение с Финляндией о поставках специмущества в 1996 - 1998 гг. и расчетах за это имущество (1996 г.). Соглашением между Правительством РФ и Правительством США об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из Российской Федерации в Соединенные Штаты Америки предусмотрен запрет Правительства РФ на экспорт в США любого огнестрельного оружия и боеприпасов, кроме указанных в приложении. В силу наличия мощного военно-промышленного комплекса в США существуют значительные ограничения на импорт военной продукции из иностранных государств. Этим обстоятельством обусловлен ограниченный характер названного Соглашения. Российская Федерация является участником многостороннего соглашения в области контроля над экспортом обычных вооружений и товаров двойного назначения (Вассенаарские договоренности) - специального международного режима, который объединяет 33 государства. 12 июня 1996 г. на встрече государств - участников Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения принято решение о введении в действие Вассенаарских договоренностей с сентября 1996 г. <*>. -------------------------------- <*> Боголюбов В. Новая организация по контролю над экспортом обычных вооружений // Зарубежное военное обозрение. 1996. N 7.
Цель Вассенаарского соглашения - не допустить дестабилизирующих накоплений обычного оружия и конкретных технологий двойного назначения и тем самым содействовать укреплению региональной и международной безопасности и стабильности. В рамках данного соглашения страны-участницы обмениваются информацией и обсуждают политические подходы. Однако они не имеют права принятия коллективных решений. Решения принимаются государствами-членами самостоятельно и реализуются на основе национальных процедур <*>. -------------------------------- <*> Wassenaar Arrangement on Export Controls for Conventional Arms and Dual-Use Goods and Technologies: Initial Elements, Press Statement, 12 July 1996.
Государствам - участникам Вассенаарских договоренностей регламентируется передача информации о поставках обычных вооружений, определенных Регистром обычных вооружений ООН, в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей. Государства-участники обмениваются информацией о поставках каждые 6 месяцев. Эта информация включает в себя название государства-импортера, данные о количестве поставленных в указанное государство за отчетный период обычных вооружений по категориям Регистра обычных вооружений ООН и сведения о моделях и типах этих вооружений. Информация передается по дипломатическим каналам с учетом требований, установленных в РФ для передачи такой информации, а также при обязательном согласии импортеров на ее предоставление. Информация о поставках является конфиденциальной на всех этапах ее сбора, обработки и передачи. В пределах РФ информация о поставках регистрируется под грифом "секретно" <*>. -------------------------------- <*> Порядок предоставления информации определен Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ информации о поставках обычных вооружений в соответствии с Вассенаарскими договоренностями" от 3 августа 1996 г. N 923 // Собрание законодательства РФ. 1996. N 33. Ст. 3997.
Отдельно необходимо остановиться на источниках международного частного права, регулирующих внешнеторговые сделки в отношении продукции военного назначения. Международное частное право является составной частью российского внутригосударственного права, к которой относятся: 1) нормы коллизионного права, разъясняющие вопросы регулирования правоотношений по внешнеторговым сделкам; 2) нормы материального права, которые, в отличие от коллизионных, непосредственно регулируют поведение участников правоотношений и определяют их права и обязанности <*>. -------------------------------- <*> См.: Богуславский М. М. Международное частное право. М.: Юристъ, 1998. С. 22; Звеков В. П. Международное частное право. М.: Норма, 1999. С. 24.
В юридической литературе были высказаны различные точки зрения о составе материального права. Так, по мнению Л. А. Лунца, включение в состав международного частного права источников материального права, предназначенных регулировать внешнюю торговлю, приведет к стиранию граней между этим правом и гражданским правом <*>. -------------------------------- <*> См.: Лунц Л. А. Международное частное право. М.: Юрид. лит., 1970. С. 26 - 27.
Согласно другой точке зрения, убедительно обоснованной в трудах И. С. Перетерского, М. М. Богуславского, В. П. Звекова <*>, к материальным нормам международного частного права относятся как нормы международных договоров, так и нормы внутреннего законодательства, специально установленные государством для регулирования внешнеэкономических отношений, в том числе по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. -------------------------------- <*> См.: Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право. М.: Госюриздат, 1959. С. 7 - 8; Богуславский М. М. Международное частное право. М.: Юристъ, 1998. С. 21; Звеков В. П. Международное частное право. М.: Норма, 1999. С. 27.
Международно-правовыми источниками международного частного права в сфере военно-технического сотрудничества являются: 1) международные договоры; 2) международные обычаи. Основным международным договором, регулирующим сделки в этой сфере, является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (подписана в Вене 11 апреля 1980 г., ратифицирована СССР 23 мая 1990 г.; после распада СССР участницей Конвенции стала Россия в результате международного правопреемства). При совершении внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения Венская конвенция: 1) дает юридическое понятие международной купли-продажи товаров; 2) закрепляет порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами (здесь необходимо сделать существенную оговорку: данный порядок касается исключительно процедурных аспектов совершения таких сделок - оферты, акцепта, момента заключения договора и т. д. - и не касается предмета таких договоров, их субъектов, правоспособности и субъективных прав при исполнении сделок); 3) определяет форму контрактов, основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, возникающих непосредственно из сделки, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов. Венская конвенция не касается: 1) действительности самого договора в отношении продукции военного назначения (каких-либо его положений) или любого обычая; 2) последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на продукцию военного назначения. Конвенция применяется к договорам купли-продажи военной продукции между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: 1) когда эти государства являются участниками Конвенции (например, Китай, являющийся крупнейшим импортером российской военной продукции); 2) когда согласно нормам международного частного права применимо право договаривающегося государства (например, если сделка совершена с Индией, Алжиром, Ираном, Вьетнамом, имеющими тесные связи в сфере военно-технического сотрудничества с Россией и не являющимися участниками Венской конвенции). Наравне с международными договорами РФ формирующиеся в межгосударственной жизни международные обычаи, которым следует Российская Федерация, определяют общность исходных начал международного публичного и международного частного права в российской доктрине и практике. В соответствии со ст. 38 Статута Суда ООН международный обычай - это "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы" <*>. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Существенную роль играют кодифицированные международные обычаи, к наиболее значимым из которых относятся Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 1990 - документ Международной торговой палаты. Правила, содержащиеся в ИНКОТЕРМС, являются факультативными и применяются при наличии ссылки на них в контракте, предметом которой является продукция военного назначения. -------------------------------- <*> См.: Звеков В. П. Международное частное право. М.: Норма, 1999. С. 92; Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 1990. Публикация Международной палаты. 1990. N 460 / Пер. Н. Г. Вилковой. М., 1996.
Другой пример международного обычая, применимого факультативно к внешнеторговым сделкам в отношении продукции военного назначения, - "Принципы международных коммерческих договоров", разработанные Международным институтом унификации частного права в Риме ("УНИДРУА") <*>. -------------------------------- <*> См.: Принципы международных коммерческих договоров / Пер. с англ. А. С. Комарова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
К общим положениям "Принципов", применяемым при регулировании внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества, относятся: 1) свобода сторон вступать в договор и определять его условия (последнее действует с определенными ограничениями по предмету договоров, субъектам и их правоспособности); 2) обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон; 3) приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями "Принципов"; 4) право сторон, кроме прямо оговоренных в "Принципах" случаев, исключить применение "Принципов", отступить от любых их положений или изменить их действие; 5) учет при толковании "Принципов" их международного характера и их целей, включая достижения единообразия в применении; 6) решение вопросов, прямо не разрешенных в "Принципах", в той мере, в какой этой возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами; 7) обязательность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле; 8) связанность сторон любым обычаем и любой практикой, которые широко известны и постоянно соблюдаются в международном обороте в соответствующей области торговли, за исключением случаев, когда применение таких обычаев было бы неразумным; 9) порядок извещения сторонами друг друга, если такие извещения требуются. Для применения "Принципов" к конкретному контракту необходимо соглашение об этом сторон. Основанием для применения "Принципов" может служить и соглашение сторон о регулировании контракта "общими принципами права" ("General principal of Law"), торговым правом ("lex mercatoria") или включение в контракт подобных выражений. Предусмотрено применение "Принципов" и в некоторых других случаях (например, при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения пробелов международных унифицированных правовых документов) <*>. -------------------------------- <*> См.: Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 3-е изд. М.: Книжный мир, 1998. С. 23 - 24.
Вторым видом источников международного частного права, регулирующих военно-техническое сотрудничество, является внутреннее законодательство. Важнейший источник внутреннего права - Конституция РФ (Основной закон). Конституцией определено, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения (п. "к" ст. 71), внешнеэкономические отношения (п. "л" ст. 71), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м" ст. 71). Конституцией РФ на Президента РФ возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности (одной из мер является государственное управление военно-техническим сотрудничеством РФ с иностранными государствами), определять основные направления внутренней и внешней политики (ст. 80). Важное значение для правового регулирования военно-технического сотрудничества имеет Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ <*>, который является рамочным для регулирования системы военно-технического сотрудничества в целом. Статьей 6 Закона в ведении Российской Федерации закреплено: определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения; оказание технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, в передаче технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказание других услуг в области военно-технического сотрудничества. Законом определен основной субъект военно-технического сотрудничества. В ст. 12 Закона записано, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами регулирует сотрудничество в военно-технической области. Фундаментальной для определения характера и содержания государственного управления экономическими отношениями военно-технического сотрудничества является ст. 16 Закона, где закреплено, что в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники в Российской Федерации действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений и военной техники определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" от 27 декабря 1994 г. N 213-ФЗ <*> определен порядок исполнения экспортной части государственного оборонного заказа в рамках выполнения Российской Федерацией международных обязательств и погашения внешнего долга. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 6.
23 июля 1998 г. в "Российской газете" опубликован Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <*>. Этот законопроект был разработан и передан на рассмотрение парламента еще в августе 1992 г., но лишь в 1995 г. принят в первом чтении. Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", принятый Государственной Думой 20 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации, 22 июля 1997 г. был отклонен Президентом РФ как противоречащий Конституции РФ, федеральному законодательству и нормам международного права <**>. И лишь после работы согласительной комиссии в течение июля 1998 г. Закон принят обеими палатами Федерального собрания и утвержден Президентом РФ. -------------------------------- <*> Законодательное регулирование правоотношений экспорта оружия является характерной чертой для военно-экспортной политики всех ведущих государств - экспортеров оружия. С 1976 г. в США действует Закон о контроле за экспортом вооружений. В Германии - Закон о контроле за вооружениями (1951 г.). Законодательной основой французской системы государственного контроля экспорта оружия является Закон-декрет, определяющий режим в отношении военных материалов, оружия и боеприпасов (1939 г.). В Италии в 1994 г. принят Закон, определяющий порядок организации экспорта, импорта и транзитных проходов через страну вооружения, боевой техники и материалов стратегического назначения. <**> Письмо Президента РФ Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу от 22 июля 1997 г. N Пр-1248.
Закон о военно-техническом сотрудничестве является специальным нормативным правовым актом, устанавливающим принципы внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в этой сфере, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков и производителей продукции военного назначения. Нормы этого Закона имеют преимущество перед общими нормами, к которым относятся положения Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Анализируя Закон о военно-техническом сотрудничестве, можно сделать вывод о существенных пробелах в предмете правового регулирования. Во-первых, понятие военно-технического сотрудничества ограничивается сферой международных экономических отношений, вследствие чего неоднозначно определен субъектный состав правоотношений. Такая ситуация неизбежно породит серьезные противоречия при практическом осуществлении международного обмена продукцией военного назначения, с одной стороны, между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами, с другой - между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление различными аспектами военно-технического сотрудничества (например, между Минторгом России и ГТК России при осуществлении экспортно-импортных операций). Во-вторых, в Законе широко употребляется понятие внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, однако само понятие не определено. Вследствие этого субъекты внешнеторговой деятельности определены как субъекты военно-технического сотрудничества. Из используемого в Законе понятийного аппарата можно сделать вывод, что внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения - это деятельность российских организаций, получивших на это право, направленная на перемещение за пределы (и на территорию) Российской Федерации продукции военного назначения, а не предпринимательская деятельность указанных лиц, направленная на международный обмен этой продукцией. Такая неопределенность может породить противоречия между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере внешней торговли и военно-технического сотрудничества, и ГТК России по вопросам предметов ведения и компетенции при осуществлении экспортно-импортных операций в отношении продукции военного назначения. Непонятна и отраслевая принадлежность правоотношений при их регулировании (регулируются они нормами внешнеторгового законодательства или же таможенного). В-третьих, неадекватность и неразвитость понятийного аппарата предопределили противоречия между отдельными правовыми установлениями Закона и общепринятыми положениями теории государственного управления. Так, цели военно-технического сотрудничества идентифицируют отношения в этой сфере как государственно-управленческие, а не международные экономические (ст. 3 Закона). В ст. 2 Закона сформулированы принципы не только государственного управления, но и внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, международных отношений. Неклассифицированность принципов значительно усложняет их применение в практической деятельности. В-четвертых, Закон о военно-техническом сотрудничестве внес еще большую путаницу в понятия экспорта-импорта и вывоза-ввоза, до настоящего времени однозначно не определенные в российском законодательстве. В тексте Закона неоднократно встречается понятие лицензирования одновременно в отношении вывоза-ввоза и экспорта-импорта продукции военного назначения, что также может породить противоречия между органами государственной власти, осуществляющими регулирование экспортно-импортных операций. В-пятых, ст. 5 Закона устанавливает разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества - один из фундаментальных принципов правоотношений в этой сфере. Введение этого порядка объективно предполагает установление перечня разрешений, являющихся исключением из общего запрета. Вследствие этого название ст. 6 Закона ("Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами") не отвечает общетеоретическим постулатам теории права и должно быть сформулировано как "Разрешения в сфере военно-технического сотрудничества". Таким образом, самый общий анализ Закона о военно-техническом сотрудничестве позволяет говорить о его противоречивости и неопределенности отдельных правовых установлений, обусловленных значительным влиянием субъективных факторов политической борьбы за контроль над экспортом вооружения и военной техники при его разработке и принятии. В результате некоторые нормы Закона имеют мало общего с формально-правовой реализацией объективно существующих общественных отношений. Весьма обширна подзаконная нормативная база, регулирующая военно-техническое сотрудничество. Необходимо отметить, что в ст. 9 Закона о военно-техническом сотрудничестве закреплен принцип исключительной президентской компетенции в этой сфере правоотношений. Президент РФ осуществляет руководство государственной политикой в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества, субъекты внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и их правоспособность, выполняет многие другие функции. Основополагающим подзаконным актом является Указ Президента РФ "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" от 6 сентября 1999 г. N 1164 <*>, который определяет: порядок осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами; порядок предоставления российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в этой сфере, их права и обязанности; порядок рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ и Правительства РФ о поставках продукции военного назначения; порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 37. Ст. 4448.
В развитие Закона о военно-техническом сотрудничестве и названного Указа Президента РФ изданы несколько десятков других нормативных правовых актов, в совокупности образующих законодательство о военно-техническом сотрудничестве, отличающихся сложностью и многослойностью правового регулирования и требующих четкого понимания и знания пределов действия конкретных регуляторов в этой сфере.
Название документа