К вопросу о создании международного договора о правах пожилых людей
(Солнцев А. М., Кебурия К. О.) ("Социальное и пенсионное право", 2013, NN 2, 3) Текст документаК ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА О ПРАВАХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
/"Социальное и пенсионное право", 2013, N 2/
А. М. СОЛНЦЕВ, К. О. КЕБУРИЯ
Солнцев Александр Михайлович, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, доцент, кандидат юридических наук.
Кебурия Кристина Отаровна, магистр кафедры международного права Российского университета дружбы народов.
Долгое время правовому регулированию прав пожилых людей не уделялось должного внимания ни на национальном, ни на международном уровне. Сегодня представляется возможным констатировать возрастание внимания к этой уязвимой категории населения. Международные механизмы в области защиты прав человека рассматривают положение пожилых людей как одной из наиболее уязвимых групп населения. В настоящей статье оценивается необходимость конкретных подходов обеспечения прав пожилых людей, рассматривается проблематика прав пожилых людей в рамках такого явления, как фрагментация прав человека.
Ключевые слова: международное право, пожилые люди, дискриминация по признаку возраста, проблемы старения, права человека, фрагментация прав человека, договоры, комитеты ООН по правам человека.
On the issue of creation of an international agreement on the rights of old persons. A. M. Solntsev, K. O. Keburiya
For a long time the legal regulation of rights of old people was not in the focus of attention both at the national and the international levels. At present it is possible to acknowledge the growth of attention to this hurtable category of the population. The international mechanisms in the sphere of protection of human rights consider the status of old people as one of the most hurtable groups of the population. The present article evaluates the necessity for concrete approaches to ensuring the rights of old people within the framework of such a phenomenon as a fragmentation of human rights.
Key words: international law, old people, age discrimination, problems of aging, human rights, fragmentation of human rights, contracts, the UN human rights committees.
До недавнего времени международное сообщество не уделяло достаточного внимания правам пожилых людей. Ситуация начала постепенно меняться только в 80-х гг. XX в., и главной причиной стало возрастание количественного показателя доли пожилых людей в общей массе населения всего мира. Приведем следующие показатели: в середине XX в. доля пожилых людей составляла всего 8%, с начала 2000-х гг. этот показатель возрос до 10%, а к 2050 г. ожидается увеличение до 20 - 22% [32]. По данным ООН, общая численность населения Земли возрастает на 1,2% в год, при этом количество пожилых людей увеличивается на 2 - 3% [46]. Уже сейчас каждый пятый житель Европы старше 60 лет, в Африке - каждый двадцатый. Представляется возможным констатировать, что темпы роста пожилого населения в развивающихся странах в два раза опережают показатели развитых (62% пожилых людей живут в развивающихся странах). Возросло количество лиц старше 80 лет, или престарелых, число женщин преклонного возраста превышает число мужчин, примерно в соотношении 2 к 1 по всему миру (с некоторыми изменениями по различным регионам). Недостаток внимания к проблемам данной, весьма уязвимой категории населения стал очевидным в последние годы, особенно в условиях возросшей необходимости международно-правового регулирования и создания специальных механизмов по правам человека в отношении различных групп населения. Данные факторы указывают на принятие всеобъемлющего международного договора по правам пожилых людей, однако реализация этой идеи сталкивается с рядом препятствий. Первая проблема, вставшая на пути международного движения по созданию специального документа по правам пожилых людей, - это сложность в самом определении того, кто же является пожилым, а следовательно, можно ли вообще выделять пожилых в качестве отдельной категории населения. Основная сложность, конечно, в том, что сама старость является весьма относительным понятием, и это делает практически невозможным установление пожилых людей как отдельной категории. Пожилые люди отличаются от остальной части населения главным образом естественно, возрастом, что, к примеру, схоже с положением детей, в отношении которых уже действуют свои международные документы и правовые механизмы. Однако, в отличие от детей, определить категорию пожилых людей гораздо сложнее. Возникает некий психологический барьер, иначе говоря, самовосприятие входящих в эту группу лиц. Так, человек, достигший 60-летнего возраста, обществом признается пожилым, но для него самого нередко это вовсе и не абсолютный факт (как говорится, он может быть молод душой), т. е. индивиды не хотят сами подпадать под категорию пожилых людей. Таким образом, существует проблема определения понятия "пожилой человек" только лишь на основе определенных качеств или характеристик, устойчиво сложившихся в общественном сознании и чаще всего связанных с процессом старения [48]. Сама старость, как правило, наступает при достижении определенного физического состояния, но и здесь сложно дать четкий ответ на вопрос: а когда она начинается? Однако не стоит забывать о наличии медицинских и статистических реалий понятия старости. К примеру, Фонд ООН действует в отношении лиц старше 60 лет, а Международная организация труда (МОТ) связывает понятие старости с наступлением возраста выхода на пенсию [44, ст. 26; 45, ст. 15.1]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет возраст наступления старости - 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионным устанавливается именно этот возраст. Еще одна проблема состоит в том, что международный договор о правах пожилых людей и основанный в соответствии с ним международный механизм защиты прав пожилых людей должны быть приняты на основе консенсуса при учете различных национальных и региональных особенностей понятия пожилого возраста. Данный факт в первую очередь связывается с возрастом выхода на пенсию (к примеру, в Российской Федерации пенсионный порог составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, в Великобритании - 65/60 лет, в США - единый порог - 65 лет, в Японии - также единый, но составляет 70 лет и т. д.), а также с гендерными особенностями (во многих странах женщины достигают пенсионного возраста раньше мужчин). Таким образом, весьма затруднительно дать какой-то определенный универсальный возрастной минимум, подходящий абсолютно для всех государств. Пожилые люди - это скорее категория населения, чем просто общая группа лиц, причем эта категория населения внутренне намного разнообразнее и контрастнее, чем просто группа с общими интересами. Опыт пожилых людей, отношение к ним в обществе различаются в зависимости от пола, расы и их социального положения. Пожилые люди заслуживают особого внимания к своим правам, которые должны обеспечиваться одинаково для всех. Законные опасения по поводу дискриминации пожилых людей могут возникнуть, даже когда есть единый подход к защите их прав. К примеру, есть риск определять пожилых людей заранее установленным комплексом характеристик и в конечном итоге на базе таких представлений объединить их в одну группу. Как верно отметил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "пожилые люди представляют собой неоднородную группу, которая, с одной стороны, вносит особый вклад в развитие общества, а с другой стороны, нуждается в особой защите и поддержке" [54]. Таким образом, пожилых людей можно представить как особо влиятельную часть общества, наделенную жизненным опытом, мудростью. С другой стороны, пожилые люди могут рассматриваться как особо уязвимый слой населения. Стоит напомнить, что пожилые люди зачастую становятся жертвами самых ужасных злодеяний. Даже в мирное время пожилые люди сталкиваются с нищетой, дискриминацией и изоляцией. Старость делает их более уязвимыми не только в отношении болезней, но и различных форм насилия и эксплуатации. Пожилые нуждаются, в различном объеме, в помощи, как семьи, так и государства. Отметим, что они особенно уязвимы в периоды экономического спада, вооруженных конфликтов, крупных стихийных бедствий и т. п. Они также уязвимы для определенных видов преступлений, к примеру мошенничества, страдают от бедности, отчуждения, маргинализации. На уровне государств ситуация с пожилыми людьми весьма разнообразна. Так, в ряде государств существуют специальные законы, запрещающие дискриминацию по признаку возраста и в целом направленные на поддержание достойного уровня жизни пожилых людей, но в иных странах можно заметить явное пренебрежение к данной категории населения (в основном это развивающиеся страны). К примеру, в законодательстве США Акт о недискриминации по возрастному принципу заложил основу для дальнейших изменений в гражданском праве, в судебном процессе со ссылкой на положение пожилых людей [55]. В Канаде большое внимание стало уделяться вопросу предупреждения случаев дискриминации по возрасту после принятия Хартии прав и свобод 1982 г. [30], а в Великобритании были осуществлены имплементация норм международного права в национальное и, как следствие, создание Акта о правах человека 1998 г. [42]. В ряде стран права пожилых людей закреплены конституционно. В региональных системах защиты прав человека уделяется внимание правам пожилых людей. К примеру, Протокол N 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. говорит о запрете дискриминации по признаку возраста [20, ст. 1]. Статья 25 Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г. "признает и уважает право пожилых людей вести достойную и независимую жизнь и участвовать в социальной и культурной жизни" [27, ст. 25]. Статья 23 пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. предоставляет пожилым людям право на социальную защиту, но лишь в общих чертах [10, ст. 23]. На региональном уровне, пожалуй, интереснее всего опыт Африканской комиссии по правам человека и народов, которая взяла на себя инициативу по исследованию прав пожилых людей. Дело в том, что в Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. уже содержатся нормы, направленные на защиту пожилых лиц: "...престарелые и нетрудоспособные также имеют право на специальные меры защиты, которые требуются им в силу их физического и морального состояния" [2, ст. 18 (4)] и "поддерживать гармоничное развитие семьи и работать по укреплению и уважению семьи; всегда уважать своих родителей, помогать им в случае нужды" [2, ст. 29 (1)]. Африканская комиссия также назначила рабочую группу по правам пожилых людей, которая заменила ранее существовавший пост координатора по этим вопросам [24]. На 41-й сессии Африканской комиссии, проходившей в г. Аккра (Гана) с 16 по 30 мая 2007 г., была принята Резолюция по правам пожилых людей в Африке [23; 41]. Цель данного документа - инициировать принятие Протокола по правам пожилых людей к Африканской хартии прав человека и народов. Протокол основывается на рекомендациях, заложенных в Политике Африканского союза по вопросам старения, Плане действий по проблемам старения 2002 г. [18], а также в Мадридском международном плане действий по проблемам старения 2002 г. [15]. По итогам 42-й сессии Африканской комиссии, проходившей 15 - 28 ноября 2007 г. в г. Браззавиль (Республика Конго), был образован Координационный центр по правам пожилых людей в Африке, одной из задач которого является подготовка проекта Протокола по правам пожилых людей [19]. Координационный центр был преобразован в рабочую группу по правам пожилых людей и людей с ограниченными возможностями [1] в ходе 45-й сессии Африканской комиссии, проходившей в г. Банжул (Гамбия) с 13 по 27 мая 2009 г., которая занимается подготовкой проекта Протокола [19]. На момент написания статьи (весна 2013 г.) Протокол не принят, дискуссии продолжаются. На универсальном международном уровне ситуация несколько сложнее, так как все усилия в достижении какого-либо единого специального механизма по правам пожилых людей пока не имели успеха. В 1982 г. была проведена Первая Всемирная ассамблея по проблемам старения, по итогам которой был принят так называемый Венский международный план действий по проблемам старения, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 5 августа того же года. В данном документе содержатся рекомендации, касающиеся действий мирового сообщества по вопросам старения и обеспечения защиты прав пожилых людей, в рамках следующих семи направлений: право на здоровье и питание, обеспечение пожилых людей достойными жилищными условиями, право на семью, защита прав пожилых потребителей, социальное обеспечение, получение пожилыми достойного дохода, вопросы занятости и образования. Хотя государства-участники, подписывая данный план действий, "торжественно подтверждают свою уверенность в том, что основные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в полной мере и безоговорочно относятся к стареющим" [преамбула, 4], изначально этот документ не рассматривался как обязательный к исполнению, так как носил рекомендательный характер. Однако Венский международный план действий по проблемам старения представляет собой первый шаг к признанию вопроса прав пожилых людей на таком высоком уровне, определенно заслуживающий особого внимания со стороны не просто одного конкретного государства или региона, а всего мирового сообщества. Дополним, что на своей 45-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 45/106 от 14 декабря 1990 г., провозгласившую установление Международного дня пожилых людей, отмечаемого 1 октября. 16 декабря 1991 г. Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Принципы ООН в отношении пожилых людей 1991 г. [17] под девизом "сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста". Принципы установили общие стандарты по положению пожилых людей (18 принципов, которые можно сгруппировать в пять основных категорий): 1) независимость - данный принцип указывает на обязанность предоставления пожилым людям доступа к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию, обеспечение дохода, поддержки семьи, общины и самопомощи и т. д.; 2) участие - принцип участия направлен на вовлечение пожилых людей в активную жизнь общества, а также право на создание движений или ассоциаций; 3) уход - право пожилых людей на уход и защиту со стороны семьи и общества, право на доступ к медицинскому обслуживанию и на пользование услугами специализированных учреждений; 4) реализация внутреннего потенциала - возможность пожилых людей всесторонне реализовать свой потенциал и доступ к образованию, культуре, духовной жизни и отдыху; 5) достоинство - пожилые люди должны иметь возможность вести достойный образ жизни, не подвергаться физическому или психологическому насилию и проч. Следующим шагом стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции 47/5 от 16 октября 1992 г. "Декларация по проблемам старения" [6]. Декларация подтвердила положения Венского международного плана действий по проблемам старения и Принципы ООН в отношении пожилых людей, а также установила стратегию действий на десятилетие (1992 - 2001 гг.) и провозгласила 1999 г. Международным годом пожилых людей [58]. Как и все предыдущие документы, Декларация носила рекомендательный характер. Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения проходила в Мадриде с 8 по 12 апреля 2002 г. [61], итогом ее стало принятие Мадридского международного плана действий по проблемам старения [15], который внес изменения в Венский план 1982 г. Мадридский план больше акцентирован на права человека и в целом представляет собой попытку решить глобальные проблемы старения. Важнейшими целями по Мадридскому плану являются: 1) полное осуществление всех прав человека и основных свобод в отношении пожилых людей и 2) обеспечение осуществления экономических, социальных и культурных прав, равно как и гражданских и политических прав человека, а также ликвидация всех форм жестокого обращения и дискриминации в отношении пожилых людей [15, ст. 12 (a), (e)]. Иные международно-правовые документы также затрагивают права пожилых людей, к примеру, Гаагская конвенция 2000 г. "О международной защите совершеннолетних" [5]. Конвенция направлена на усиление международной защиты совершеннолетних, не способных защитить свои интересы самостоятельно [66]. К ситуациям, когда необходимо оказание такой защиты, относят следующие: смену места жительства, статус иностранца или беженца. Принятие Конвенции было необходимо и в свете такого заболевания, как болезнь Альцгеймера, что отразило очевидное влияние прав человека на защиту прав пожилых людей [38]. Однако этот документ не до конца отразил такие понятия, как "независимость", "участие", "забота", "самореализация" и "достоинство", отраженные в Принципах ООН в отношении пожилых людей. Комитет по экономическим социальным и культурным правам принял замечание общего порядка касательно пожилых людей, в котором выразил сожаление по поводу того, что государства "не предоставляют систематическую информацию о положении пожилых людей в соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах" [30, п. 14]. Вероятно, это одно из самых знаковых признаний того, что состояние пожилых людей является действительно проблемой для договорных органов по правам человека, действующих при системе ООН. Основные универсальные международные документы по правам человека не содержат специальных положений по правам пожилых людей, за исключением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которой упоминает право социального страхования, включающее и право на пенсионное обеспечение по старости [16]. Вместе с тем представляется возможным констатировать, что международные органы постепенно включают в рамки своего мониторинга и обеспечения соблюдения международных соглашений по правам человека проблемы статуса пожилых людей. Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. предусматривает обязанность государств обеспечивать "соответствующие возрасту коррективы" [11, ст. 13] и "учитывать возрастную специфику помощи и поддержки" [11, ст. 16]. Кроме того, Международная конвенция о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. запрещает дискриминацию по признаку возраста [12, ст. 7]. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в 2010 г. принял общую Рекомендацию N 27 "Пожилые женщины и защита прав человека", основанную на разделении пожилых людей по гендерному признаку [29]. Несмотря на все эти успешные шаги, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем послании по случаю Международного дня пожилых людей, отмечаемого ежегодно 1 октября, привел ряд убедительных доказательств того, что все еще существует нормативный пробел в сфере регулирования прав пожилых людей, о чем говорится, в частности, в отчетах органов по правам человека [49]. В том же докладе генеральный секретарь ООН указал на то, что с 2000 по 2008 гг. из 124 отчетов государств в Комитет по правам человека только 3 включали положения о правах пожилых людей, в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - 24 доклада из 122, в Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - 32 из 190 [54, п. 19]. Тем не менее в докладе Генерального секретаря ООН был сделан общий вывод, что представляется достаточно сложным проследить соответствие информации, данной в докладах государств, и реальной ситуации. В целом возросшее внимание к проблеме прав пожилых людей на международном уровне разделяется не всеми государствами. Существующие положения по правам пожилых бессистемны и разбросаны в различных региональных и универсальных международных документах, и это наводит на мысль о том, что данный вопрос не рассматривается достаточно серьезно и всесторонне, как следовало бы. На наш взгляд, права пожилых людей можно условно поделить на две группы: 1) общепризнанные права человека, имеющие особое значение и для пожилых людей; 2) специальные права пожилых людей. Рассмотрим их подробнее. Право на и здоровье и право на жизнь. Право на здоровье представляет собой особую ценность для пожилых людей, и нарушение его кем бы то ни было способно повлечь тяжелые, часто необратимые последствия. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. обратил особое внимание на обеспечение пожилым людям доступа к первичной медико-санитарной помощи [15, п. 70]. Особую роль в обеспечении здоровья пожилых людей играет ВОЗ. Отметим, что ВОЗ также внесла весомый вклад в создание Мадридского международного плана по проблемам старения 2002 г. ВОЗ регулярно проводит общемировые и региональные исследования воздействия процесса старения на здоровье человека, разрабатывает методы профилактики хронических заболеваний, создание благоприятной окружающей среды для пожилых людей, обеспечивает доступ к первичной медико-санитарной помощи, готовит программы и принципы, применимые в различных странах мира, к примеру, обеспечение медицинских учреждений необходимыми условиями для нужд пожилых людей, повышение квалификации медицинского персонала, работающего с пожилыми людьми, вакцинация и профилактика инфекционных заболеваний и проч. [62; 63]. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам особое внимание обратил на обязанность государств обеспечить пожилых людей не только первой медицинской помощью, но решить проблемы, связанные с хроническими заболеваниями, что весьма актуально в отношении пожилых людей [30, ст. 12, п. 35]. Наконец, необходимо сделать медицинское страхование доступным для пожилых людей, с учетом покрытия расходов на лиц, осуществляющих за ними уход (помощники, сиделки). Более того, право на здоровье пожилых людей должно включать проведение обязательного лечения после достижения определенного возраста. В международном праве формируется норма о запрете на смертную казнь в отношении лица, достигшего на момент совершения преступления определенного возраста. Например, п. 5 ст. 4 Американской конвенции о правах человека 1969 г. устанавливает запрет применения смертной казни к лицам, достигшим на момент совершения преступления возраста 70 лет. К сожалению, не все государства поддерживают формирование этой нормы обычного права. Вопрос о применении смертной казни к пожилым людям был затронут при исследовании ситуации в США <1>, где в камере смертников оказались достаточно пожилые люди (их число увеличилось на 10% за последние 55 лет). К примеру, в 2006 г. был казнен 76-летний практически глухой, слепой диабетик, прикованный к инвалидному креслу Кларенс Рэй Ален, и это самый пожилой человек, когда-либо подвергшийся смертной казни. Кстати, накануне исполнения приговора он перенес сердечный приступ [36]. -------------------------------- <1> США не являются стороной Американской конвенции о правах человека 1969 г.
Данную ситуацию усложняют еще и неутихающие дискуссии об эвтаназии, которая особенно касается пожилых людей. Больные пожилые люди оказываются в положении, когда им не предоставляют необходимую помощь. Споры о нормировании вопросов здоровья часто пересекаются с проблемой прекращения жизни. До сих пор вопрос эвтаназии рассматривается как категория уголовного права или в рамках медицинской этики, а не прав человека, хотя такое положение сейчас начало меняться [57]. В качестве примера можно привести известное дело "Претти против Соединенного Королевства" [35], рассматривавшееся в Европейском суде по правам человека. Данное дело, не связанное напрямую с правами пожилых людей, касалось вопроса добровольного ухода из жизни, иначе говоря, применения эвтаназии к женщине, длительное время страдавшей от неизлечимой болезни. С подобной ситуацией, к сожалению, сталкиваются пожилые люди. Отсюда и неутихающие дискуссии, развернувшиеся между теми, кто за проведение добровольной эвтаназии (на основе права свободы мысли и выбора) и их оппонентами (настаивающими на святости жизни) [56]. Право на семью. Состояние пожилых людей зависит от отношений внутри семьи, в особенности от их общения со своими детьми и внуками. Проблема возникает, когда пожилые супруги разделены, например, в случае, когда по медицинским показаниям один из них должен быть изолирован в специализированном учреждении, что существенным образом влияет на психологическое и эмоциональное состояние. К тому же есть опасность, что помещенные в такие учреждения пожилые не смогут в достаточной мере поддерживать связь со своей семьей. Хотя подобными вопросами занимаются социальные службы, тенденция такова, что данная проблематика может рассматриваться и в рамках прав человека. Рекомендация 29 Мадридского международного плана действий постановила "необходимость поощрять правительства и неправительственные организации к учреждению социальных услуг в поддержку семей, в которых имеются престарелые, и осуществлять меры прежде всего в интересах семей с низким доходом, желающих оставить престарелых в семье" [15]. Право на неприкосновенность частной жизни. На данный момент недостаточное внимание уделяется праву на неприкосновенность частной жизни пожилых людей. Часто они являются объектом чрезмерного видео - или GPS-наблюдения [37]. Таким образом, даже законы, имеющие в основе своей благие цели, могут ущемлять права человека. Например, Закон "Об отчетности всех злоупотреблений прав пожилых людей" США подвергся критике в связи с "незаконным вторжением в жизнь пожилых людей и, как следствие, нарушением их права на неприкосновенность частной жизни" [47]. Конечно, данная проблема актуальна для пожилых людей, находящихся в специализированных учреждениях, таких как пансионаты и дома для престарелых. В тех же США право на неприкосновенность частной жизни в домах престарелых может ограничиваться только в случаях крайней необходимости. Наконец, существует подозрение, что слишком радикальные законы в отношении нарушения прав пожилых людей повлекут условия чрезмерного вмешательства в их жизнь. Запрет пыток и бесчеловечного обращения. Пытки причиняют огромный ущерб человеку, независимо от возраста, но в пожилом возрасте люди наиболее уязвимы, в частности, к жестокому и бесчеловечному обращению. Система прав человека может значительно помочь разработать вопросы по защите пожилых людей от подобных злоупотреблений. Наиболее очевидной формой жестокого обращения является насилие, но оно также включает небрежное отношение (например, плохое питание или недостаточное медицинское обслуживание) и насилие психологического характера (запугивание или унижение). В некоторых случаях имеет место сексуальное насилие над пожилыми людьми [39]. ВОЗ говорит о 4 - 6% пожилых людей, испытывающих на себе плохое обращение, причем данный показатель касается только развитых стран, подсчитать же какие-либо данные о случаях жестокого обращения с пожилыми людьми в развивающихся странах представляется весьма затруднительным. ВОЗ выделяет два уровня возможного жестокого обращения с пожилыми людьми: индивидуальный, в рамках семьи (плохое обращение с пожилыми людьми в связи с физическими или психологическими слабостями последних) и в обществе (отсутствие необходимых стандартов защиты пожилых людей и их социального статуса, включая изоляцию) [58]. Данная ситуация обостряется зависимостью пожилых людей от других людей, их физическими или психическими слабостями и страхами, неспособностью защитить себя самим. Право на справедливый и скорый судебный процесс. Хотя право на справедливое судебное разбирательство одинаково для всех, требования к гражданскому и уголовному процессу в отношении дел, истцами или ответчиками в которых являются пожилые люди, должно уделять внимание такому аспекту, как старость. К примеру, Европейский суд по правам человека учитывает риски, связанные с затягиванием судебного разбирательства ввиду преклонного возраста сторон или стороны процесса. Можно привести следующий пример: на момент разбирательства дела "Яблонская против Польши" истице был 71 год и Европейский суд по правам человека указал, что "учитывая ее преклонный возраст и слабое здоровье... чрезмерная длительность судебного разбирательства может повлечь эмоциональные и физические нагрузки... польские суды должны с большим усердием рассмотреть это дело" [34]. Конечно, не всегда судебное разбирательство считается затянутым лишь по причине преклонного возраста участника процесса, но все же само по себе знаменательно, что данный момент получил освещение на таком высоком уровне, а именно в международном суде. Политические права. Ограничение гражданских прав иногда возможно при проведении выборов, не только прямо, но, к примеру, при непредоставлении им допуска к избирательным участкам. В частности, Комиссия по положению женщин ООН отметила следующее: "...длинные очереди избирателей... могут принести массу неудобств пожилым женщинам-избирателям" [51]. В некоторых странах проводятся мониторинги по выявлению нарушения избирательных прав пожилых людей (как и инвалидов). В целом большее вовлечение пожилых людей в общественные процессы позволит избежать вышеназванных нарушений [52]. Принципы ООН в отношении пожилых людей 1991 г., например, поощряют право пожилых людей участвовать в движениях и объединениях. "Расширение прав и возможностей" пожилых людей (не только в рамках медицинского аспекта) также способствует вовлечению их в политическую жизнь [40].
Список использованных источников
1. Абашидзе А. Х., Алисиевич Е. С., Солнцев А. М. Региональные системы защиты прав человека: Учебное пособие / Под ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2012. 2. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. 3. Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г., Сан-Хосе). 4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). 5. Гаагская конвенция "О международной защите совершеннолетних" 2000 г. URL: http://www. hcch. net/ index_en. php? act= conventions. text&cid=71. 6. Декларация по проблемам старения ООН 16 октября 1992 г. (принята Резолюцией 47/5 Генеральной Ассамблеи от 16 октября 1992 г.). URL: http://www. un. org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/declold. shtml. 7. Договор о функционировании Европейского союза в редакции Лиссабонского договора 2007 г. (подписан в г. Риме 25 марта 1957 г., вступил в силу 1 января 1958 г., действует в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). 8. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека от 2012 г. E/2012/51. URL: http://dac-cess-dds-ny. un. org/doc/ UNDOC/GEN/G12/420/73/ PDF/G1242073.pdf?0penElement. 9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Рим, 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г.). 10. Европейская социальная хартия (пересмотренная) 3 мая 1996 г. URL: http://conventions. coe. int/Treaty/rus/ Treaties/Html/163.php; URL: http://www. coe. int/ t/dghl/monitoring/ socialcharter/ Presentation/ESCRBooklet/ ESCR Booklet_en. asp. 11. Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.). 12. Конвенция ООН о защите всех прав трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г. (принята Резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 г.). 13. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г.). 14. Международный (Венский) план действий по проблемам старения 1982 г. (одобрен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 г. Резолюцией 37/51). URL: http://www. un. org/russian/ topics/socdev/ elderly/oldactio. htm. 15. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. (принят Второй Всемирной ассамблеей по проблемам старения, Мадрид, 8 - 12 апреля 2002 г.). 16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.). 17. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей 1991 г. (приняты Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.). URL: http://www. un. org/ru/ documents/decl_conv/ conventions/old-princ. shtml. 18. План действий по проблемам старения 2002 г. URL: http://www. un. org/ ageing/ documents/ implementation/ AUFrameworkBook. pdf. 19. Проект Протокола по правам пожилых людей в Африке от 2007 г. Resolution ACHPR/Res.118 (XXXXII) 07. URL: http://www. achpr. org/files/ sessions/46th/ inter-actreps/ 129/achpr46_ specmec_older_ actrep_2009_eng. pdf. 20. Протокол N 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 2000 г. (Рим, 4 ноября 2000 г.) ETS N 177. Резолюция ГА ООН A/RES/45/106/ от 14 декабря 1990 г. об установлении Международного дня пожилых людей, отмечаемого 1 октября. 21. Резолюция ГА ООН 65/182 от 21 декабря 2010 г. 22. Резолюция по правам пожилых людей в Африке от 2007 г. Resolution ACHPR/Res. 106 (XXXXI). 23. Резолюция ГА ООН 37/51, 3 декабря 1982, A/Res/37/51. 24. Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся". URL: http://www. ilo. org/dyn/ normlex/en/ f? p=1000:12100:0: :N0::P12100_INSTRU-MENT_ID:312500 Older Workers Recommendation, 1980 (N 162). 25. Факультативный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г. (вступил в силу 16 ноября 1999 г.). 26. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. (принята в г. Ницце 07.12.2000). 27. Argentinean Draft Resolution on a Declaration of Old Age Rights, 1948. URL: http://www. aoa. gov/ AOA-Root/ AoA_Programs/ Special_Projects/ Global_Aging/ resources_rights_int_07.aspx. 28. CEDAW, General recommendation N 27 - forty-seventh session, 2010. Older women and protection of their human rights, CEDAW/C/GC/27. URL: http:// daccess-dds-ny. un. org/doc/ UNDOc/GEN/G10/472/55/PDF/ G1047255.pdf? OpenElement. 29. CESCR, General Comment 6. Rights of older persons, E/C. 12/1995/16/Rev. 1 (1995). URL: http://www. un. org/ ru/documents/ ods. asp? m=E/C. 12/1995/16. 30. Constitution Act, 1982 of Canada (Schedule B of the Canada Act 1982 (UK)). Part I of the Constitution, Ch. 11. 31. Department of Economic and Social Affairs Population Division, World population ageing: 1950 - 2050. URL: http://www. un. org/esa/ population/publications/ worldageing19502050/. 32. Detrick Sh. A Commentary on the United Nations Convention on the Rights of the Child. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1999. 33. ECtHR. Jablonska v. Poland, application no. 60225/00, decision, 9 March 2004. 34. ECtHR. Pretty v. United Kingdom, Application no. 2346/02, decision 29 July 2002. 35. Elderly US killer is put to death, BBC News, 17 January 2006, URL: http://news. bbc. co. uk/2/ hi/4617902.stm. 36. Essen A. The Two Facets of Electronic Care Surveillance: An Exploration of the Views of Older People Who Live With Monitoring Devices // (2008) Social Science & Medicine. P. 128 - 136. 37. Fagan A. R. An Analysis of the Convention on the International Protection of Adults // (2002) 10 Elder Law Journal 334. P. 1070 - 1478. 38. Faulkner L. R. Mandating the Reporting of Suspected Cases of Elder Abuse: An Inappropriate, Ineffective and Ageist Response to the Abuse of the Older Adults // (1982) 16 Family Law Quarterly 69. 39. Fenge L. A. Empowerment and Community Care-Projecting the 'Voice' of Older People' // (2001) 23 Journal of Social Welfare and Family Law 427. 40. Final Communique of the 45th ordinary session of the African Commission on Human and People's Rights held in Banjul, The Gambia, 13 to 27 May 2009, EX. CL/5 29(XV). URL: http://www. achpr. org. 41. Human Rights Act 1998 (Designated Derogation) Order 2001 [United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland], Statutory Instrument 2001 N 3644, 13 November 2001. URL: http://www. unhcr. org/refworld/ docid/46e5564f2.php. 42. International Conference on Population and Development, Chapter VI(C), (Draft) Programme of Action of the Conference, 13 May 1994, A/CONF.171/L.1. 43. International Labour Organization, Convention N 102 concerning Social Security (Minimum Standards) 1952 // 210 UN TS 132. 44. International Labour Organization, Convention N 128 concerning Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits 1967. 45. Kalache A., Barreto S. M. and Keller I. Global Ageing: The Demographic Revolution in all Cultures and Societies // The Cambridge Handbook of Age and Ageing. Cambridge University Press, 2005. 46. Kohn N. Outliving Civil Rights // (2009) 86 Washington University Law Review 1053. 47. Megret F. The Human Rights of Older Persons: A Growing Challenge // Human Rights Law Review. Vol. 11. 2011. Pp. 37 - 66. 48. Report of the Secretary-General "Follow-up to the Second World Assembly on Ageing", July 2009. URL: http://www. un. org/esa/ socdev/documents/ reports/Ageing. pdf. 49. Resolution on the Transformation of the Focal Point on the Rights of Older Persons in Africa into a Working Group on The Rights of Older Persons and People with Disabilities in Africa ACHPR/ Res143(XXXXV)09. 50. URL: http://old. achpr. org/english/ resolutions/ Resolution%20on%20WGOP. pdf. 51. Sabbagh A. A. Women's Equal Participation in Conflict Prevention, Management and Conflict Resolution and in Post-Conflict Peace-building. Paper submitted to the Commission on the Status of Women, 48th session, 1 - 12 March 2004. URL: http://www. un. org/ womenwatch/osagi/ meetings/2004/ CSW48Panel/PD1-Amal%20Sabbagh. pdf. 52. Schindler R. Empowering the Aged A Postmodern Approach // (1999) 49 The International Journal of Aging and Human Development 165. 53. Schuck P. H. The Graying of Civil Rights Law: The Age Discrimination Act of 1975 // (1979) 89 Yale Law Journal 27. 54. Second World Assembly on Ageing, Report of the Secretary General, 6 July 2009, A/64/127. 55. The Age Discrimination in Employment Act, 1967, amended in 1986. 56. Van Bueren G. The Protection of the Human Rights of Older Persons in Europe: A Legal Perspective in International Symposium on the Rights of Older People, January 2009. 57. Zdenkowski G. The International Covenant on Civil and Political Rights and Euthanasia // (1997) University of New South Wales Law Journal, The, Vol. 20. N 1. Apr. 1997. Pp. 170 - 194. 58. Плохое обращение с пожилыми людьми. Информационный бюллетень. N 357. Август 2011 г. URL: http://www. who. int/mediacentre/ factsheets/ fs357/ru/index. html. 59. Older Workers Recommendation, 1980 (N 162). URL: http://www. ilo. org/dyn/ normlex/en/f? p= 1000:12100:0: :NO::P12100_ INSTRUMENT_ID:312500. 60. Сайт Международного года пожилых людей: URL: http://www. un. org/russian/ topics/socdev/ elderly/yearold. htm. 61. Сайт Второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения, Мадрид, Испания, 8 - 12 апреля 2002 г. // URL: http://www. un. org/russian/ conferen/age-ing/. 62. Сайт ВОЗ: URL: http://www. who. int/ru/. 63. Старение мирового населения. Онлайновые вопросы и ответы. Октябрь. 2010 г. // URL: http://www. who. int/ features/qa/ 72/ru/index. html. 64. Плохое обращение с пожилыми людьми. Информационный бюллетень. Август 2011 г. N 357. URL: http://www. who. int/ mediacentre/factsheets/ fs357/ru/index. html. 65. The United Nations and the Question of Ageing. URL: http://www. unac. org/ iyop/unquest. html. 66. The Open-Ended Working Group on Ageing. URL: http://social. un. org/ ageing-working-group/.
/"Социальное и пенсионное право", 2013, N 3/
Право на равенство и свободу от дискриминации. Дискриминация людей из-за их возраста, как правило, связана с негативным отношением в обществе к старости, которой, в отличие от расовой дискриминации, может быть подвергнут любой человек. Дискриминация лиц пожилого возраста существенным образом нарушает права пожилых лиц, в результате им могут отказать в доступе к медицинской помощи, к голосованию на выборах, на работу или учебу. Именно на рынке труда пожилые люди особенно часто сталкиваются с серьезными препятствиями. Международные соглашения по правам человека, как правило, не рассматривают возраст, как основание для дискриминации. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам так прокомментировал данную ситуацию: "во время подписания этих договоров проблема престарелых практически не рассматривалась" [30]. Действительно, международные договоры достаточно широко определяют понятие дискриминации, кроме того, Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. в преамбуле выражает озабоченность о судьбе пожилых людей с ограниченными возможностями и в ст. 8 настоятельно призывает государства принять меры по борьбе с предрассудками, в т. ч. в отношении их возраста [11]. Не лишним будет упомянуть в этой связи Рекомендацию МОТ N 162 "О пожилых трудящихся". Данная Рекомендация расширяет перечень причин дискриминации, включая возраст, и в целом направлена на обеспечение трудовых прав и социальной защиты пожилых людей, достигших пенсионного возраста, но продолжающих свою трудовую деятельность [25]. Статья 19 Договора о функционировании Европейского союза в редакции Лиссабонского договора 2007 г. [7; ст. 19 п. 1] прямо запрещает дискриминацию по возрастному принципу, то же закреплено и в ст. 21 Хартии основных прав ЕС [27; ст. 21 п. 1]. На национальном уровне принимаются законы по борьбе с такого рода дискриминацией, к примеру, законодательство США о недискриминации по возрасту в области труда [47; 53; 55]. Как правило, дискриминация в отношении престарелых возникает практически по всему спектру гарантированных прав человека, в частности, по определенным вопросам. Особенно это касается обязательного выхода на пенсию лиц, достигших определенного возраста, для того, чтобы "освободить дорогу" молодым работникам. Конечно, не все пожилые люди недовольны обязательным выходом на пенсию, особенно если при этом налажена эффективная система пенсионного обеспечения. С одной стороны, труд является определяющим элементом человеческого существования, соответственно, обязанность выйти на пенсию может травмировать человека, создав у него убеждение ненужности обществу. С другой стороны, достаточно сложно осуществлять надлежащий уход за пожилыми на рабочем месте. Пожилые женщины также могут пострадать от того, что их пенсии чаще всего меньше пенсии мужчин. И лишь меньшинство согласно продолжать работу и в старости, что, по сути, ограничивает их в правах, соответствующих их статусу. В ряде государств постепенно приходят к выводу, что обязательное условие выхода на пенсию является своеобразной дискриминацией прав пожилых людей. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам призывает государства ускорить изменение ситуации с дискриминацией и, в частности, в области обязательного выхода на пенсию. В рамках национальных правовых систем поднимается вопрос, является ли обязательный выход на пенсию необходимой мерой. Как правило, суды отказываются отменить обязательный выход на пенсию в целях сохранения достаточной гибкости рынка труда или управления всей массой работников. Экономические и социальные права. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в параграфе 1 ст. 25 устанавливает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам" [4]. Главное внимание к положению пожилых людей с точки зрения их прав сосредоточено на уязвимости перед бедностью и нарушении экономических и социальных прав пожилых. Это связано еще и со слабой способностью пожилых людей к социальным изменениям, адаптации в новых реалиях и т. д. Как уже отмечалось, Комитет по экономическим, культурным и социальным правам в замечании общего порядка подчеркнул необходимость "уделять особое внимание поощрению и защите экономических, социальных и культурных прав пожилых людей" [30]. Особое внимание праву на социальное обеспечение было уделено и в рамках обязательств, принятых по итогам международной конференции по народонаселению и развитию в Каире, они включали необходимость "разработать систему социального обеспечения, удовлетворяющую более высокому уровню справедливости и солидарности, как между странами, так и внутри поколений" [43]. Конституции некоторых стран закрепляют это положение, в то время как на международном уровне ст. 6 Факультативного протокола к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г. (Сан-Сальвадорский) предусматривает следующее: "Каждый имеет право на социальное обеспечение и защиту его от последствий старости и инвалидности, не позволяющих ему физически или умственно достичь средств достойного существования" [26; ст. 6]. В соответствии с положениями конвенций Международной организации труда (МОТ) государства-участники в рамках социальной безопасности обязаны "создать общую систему социального страхования по старости" [44]. Тем не менее Комитет по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что государства - стороны Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах "обязаны создавать в рамках имеющихся ресурсов системы пособий по старости, не предусматривающие пенсионных отчислений, и оказывать другие виды помощи пожилым людям, которые по достижению ими определенного возраста, установленного национальным законодательством, не имеют права на получение пенсии по старости или на другие виды помощи или льгот по социальному обеспечению и не располагают какими-либо иными источниками доходов, поскольку они не отвечают требованиям, касающимся выплатам взносов в течение минимального периода времени" [30; ст. 9 п. 30]. Большое внимание следует уделять праву на работу без дискриминации по возрасту. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам настоятельно призывает государства: "В годы, предшествующие выходу пожилых трудящихся на пенсию, необходимо осуществлять программы, призванные готовить их к этому новому для них положению, при участии организаций, представляющих работодателей и трудящихся, и других заинтересованных органов" [30; ст. 6, ст. 8 п. 24]. Право на "достаточный уровень жизни" схоже и с положениями Принципов ООН в отношении пожилых людей 1991 г. Венский международный план действий по проблемам старения 1982 г. особенно подчеркивает потребность пожилых людей в жилье. Жилье следует рассматривать как нечто большее, чем просто жилище, необходимо учитывать еще и психологический и социальный моменты. Необходимо позволить пожилым как можно дольше пользоваться собственным жильем [14; рекомендация 19]. В своем замечании общего порядка N 6 Комитет по экономическим, социальным и культурным правам особое внимание уделил правам пожилых женщин: "Государства-участники должны уделять особое внимание женщинам старшего возраста, которые, посвятив всю свою жизнь или ее часть заботам о семье, при этом не занимаясь какой-либо оплачиваемой деятельностью, дающей им право на получение пенсии по старости, а также не имея права на получение пенсий по случаю потери кормильца, зачастую оказываются в критической ситуации" [30; ст. 3 п. 20]. Комитет рекомендует государствам создать систему обеспечения пособиями по старости, не включающую пенсионные отчисления всем лицам, достигшим определенного возраста и определяемым как "пожилые люди", на равной основе, т. е. вне зависимости от пола, при этом учитывая тот факт, что продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин, но зачастую именно женщины не получают вообще никакой пенсии [30; ст. 3 п. 21]. Таким образом, проблема прав пожилых людей ранее рассматривалась в рамках общей системы прав человека и чаще всего касательно аспектов медицинского и страхового обеспечения. На данный момент, по сути, данная проблематика выносится из плоскости политической в сферу действия правового регулирования. Так, еще в 1948 г. Аргентина стала первым государством, предложившим создать международную декларацию, ориентированную на закрепление статуса пожилых людей, и хотя такой документ не был принят, это все же дало импульс развитию вопросов старения в рамках ООН [28; 65]. Осознание того, что старость неизбежна, может помочь понять неоценимое значение социального, экономического и политического опыта пожилых людей. Иными словами, старость сама по себе не создает трудностей в обеспечении правами. К примеру, права пожилых людей рассматриваются в основном в рамках государственного медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, многие правозащитные организации выступают за отмену такого подхода к правам пожилых людей, а предлагают больше ориентироваться на личную свободу и неприкосновенность данной категории людей. Первый подход понимается лишь в узком биологическом смысле, тогда как права человека основаны на социально-политических факторах. В этом плане серьезные дебаты разрастаются вокруг идеи создания отдельной международной конвенции по правам пожилых людей, т. к. пожилые люди обладают всеми признаками, присущими отдельной группе населения (как женщины, дети, коренные народы и т. д.), имеющей множество проблем, но не наделенной специальным механизмом защиты прав. Как было сказано выше, сложно дать определение старости и тому, в каком формате общество должно помочь пожилым людям. Исключая коренные народы и сексуальные меньшинства, пожилые люди, действительно, одна из последних групп населения, не имеющих своего специального международного договора. На наш взгляд, во времена существования различных инструментов по защите прав отдельных групп населения представляется оправданным создание международной конвенции по правам пожилых людей. Невозможность признания особого статуса пожилых людей ведет к недостаточному вниманию мирового сообщества к обеспечению и защите их прав. С другой стороны, с 80-х гг. XX в. наметились перемены в лучшую сторону в решении этой проблемы. Медицинский и биологический подход постепенно уступают свои позиции прямому действию непосредственно правовых механизмов. Не вызывает удивления, что создание международного договора с обязательной юридической силой заставит государства пересмотреть свою внутреннюю политику по отношению к данной группе населения, а также провести ряд необходимых реформ, особенно если эти процессы будут осуществляться под контролем договорного органа. Создание собственного контрольного органа, регулирующего соблюдение и исполнение норм конвенции, является обязательным условием. Правильным будет и создание не только механизма рассмотрения докладов государств в рамках договорного органа, но и системы подачи жалоб на нарушение не просто общих прав, но и специальных прав, принадлежащих только пожилым людям как особой категории населения. Очевидно и то, что принятие нового документа позволит привлечь внимание к проблеме пожилого населения, способствует поощрению активной политики в этой области и усилит принимаемые меры для решения проблем пожилых людей. Но довод в пользу создания такого международного договора намного шире, чем уже было сказано выше, что и было отражено в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека [8]. Так, создание подобного документа позволит поднять вопрос защиты прав пожилых людей на один уровень с аналогичной системой, действующей в отношении других групп населения. В докладе Верховного комиссара ООН по правам человека поднимаются такие проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, как: дискриминация по возрасту, равенство перед законом, необходимость длительного ухода, ситуации насилия и жестокого обращения с пожилыми, пожилые инвалиды, социальное обеспечение пожилых, доступ к работе, питанию и жилью, право на здоровье и уход (отметим, что доклад поднял такой редко рассматриваемый вопрос, как необходимость ухода за пожилыми людьми на дому), пожилые люди в местах лишения свободы и доступ к правосудию. В своих рекомендациях Верховный комиссар говорит о необходимости создания специального механизма по рассмотрению прав пожилых людей и укрепления уже существующих мер на национальном, региональном и международном уровне под эгидой Совета по правам человека по защите прав данной категории лиц. Усиление внимания к проблемам пожилых людей отражает факт создания Резолюцией ГА ООН 65/182 от 21 декабря 2010 г. [66] Рабочей группы открытого состава по проблемам старения "для усиления защиты прав человека пожилых людей посредством рассмотрения существующей международной системы прав человека пожилых людей, выявления возможных пробелов и определения наилучших путей их устранения, в том числе путем рассмотрения, при необходимости, вопроса о целесообразности разработки дополнительных документов и мер" [22, ст. 28]. Доводы за принятие договора главным образом направлены не на придание ему характера обязательного к исполнению, а просто на достижение необходимых усилий в обеспечении прав пожилых людей, как отражение их жизненного опыта и особого статуса. Несмотря на некоторые естественные трудности, международный договор, как и любой иной договор по правам человека, создаст возможности для решения насущных и будущих проблем пожилого населения. На данный момент главная задача состоит в дальнейшем совершенствовании существующих гарантий прав пожилых лиц. Такой международный договор, принятый под эгидой ООН, показал бы возможность включения более широкого ряда прав, целей, стандартов, что, естественным образом, пересмотрело само определение прав пожилых. Специальный международный договор, наделенный юридически обязательным характером, дал бы минимальный набор стандартов в отношении прав пожилых людей, а также внес бы значительный вклад в противодействие дискриминации по возрастному признаку. Однако без четкой воли государств нельзя говорить о каких-либо достижениях в области возможного принятия подобного документа. И первым делом необходимо признать пожилых как уязвимую группу, которой необходимо выделить особые права и защитить их, но еще важнее принять стандарты по превентивным мерам, чтобы не допустить, в принципе, нарушения прав пожилых. Несмотря на тот факт, что все еще находятся противники принятия единого договора по правам пожилых людей, уже сейчас принимаются конструктивные усилия по достижению согласия в этом вопросе, особенно в условиях глобального старения населения. Ведь этот вопрос, касающийся каждого, естественно вытекает из самой физиологии человека. Но как можно гарантировать то, что, не имея обязательного международного документа, права пожилых людей будут защищены в полной мере?
Литература
1. Абашидзе А. Х., Алисиевич Е. С., Солнцев А. М. Региональные системы защиты прав человека: Учебное пособие / Под ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2012. 2. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. 3. Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г., Сан-Хосе) 4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята Резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). 5. Гаагская конвенция "О международной защите совершеннолетних" 2000 г. // URL: http://www. hcch. net/ index_en. php? act= conventions. text&cid=71. 6. Декларация по проблемам старения ООН от 16 октября 1992 г. (принята Резолюцией 47/5 Генеральной Ассамблеи от 16 октября 1992 г.) // URL: http://www. un. org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/declold. shtml. 7. Договор о функционировании Европейского союза в редакции Лиссабонского договора 2007 г. (подписан в г. Рим 25 марта 1957 г., вступил в силу 1 января 1958 г., действует в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). 8. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека от 2012 г. E/2012/51 // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/GEN/ G12/420/73/PDF/ G1242073.pdf? OpenElement. 9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Рим, 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г.). 10. Европейская социальная хартия (пересмотренная) 3 мая 1996 г. // URL: http://conventions. coe. int/ Treaty/rus/Treaties/ Html/163.php, http://www. coe. int/t/ dghl/monitoring/ socialcharter/ Presentation/ ESCRBooklet/ ESCRBooklet_en. asp. 11. Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.). 12. Конвенция ООН о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (принята Резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 г.). 13. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г.). 14. Международный (Венский) план действий по проблемам старения 1982 г. (одобрен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 г. (Резолюция 37/51)) // URL: http://www. un. org/russian/ topics/socdev/ elderly/oldactio. htm. 15. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. (принят второй Всемирной ассамблеей по проблемам старения, Мадрид, 8 - 12 апреля 2002 г.). 16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.). 17. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей 1991 г. (приняты Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.) // URL: http://www. un. org/ru/ documents/decl_conv/ conventions/oldprinc. shtml. 18. План действий по проблемам старения 2002 г. // URL: http://www. un. org/ageing/ documents/implementation/ AUFrameworkBook. pdf. 19. Проект Протокола по правам пожилых людей в Африке от 2007 г. Resolution ACHPR/Res.118 (XXXXII) 07 // URL: http://www. achpr. org/files/ sessions/46th/ inter-actreps/129/ achpr46_specmec_ older_actrep_2009_eng. pdf. 20. Протокол N 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 2000 г. (Рим, 4 ноября 2000 г.) ETS N 177. 21. Резолюция ГА ООН A/RES/45/106/ от 14 декабря 1990 г. об установление Международного дня пожилых людей, отмечаемого 1 октября. 22. Резолюция ГА ООН 65/182 от 21 декабря 2010 г. 23. Резолюция по правам пожилых людей в Африке от 2007 г. Resolution ACHPR/Res.106 (XXXXI). 24. Резолюция ГА ООН 37/51, 3 декабря 1982, A/Res/37/51. 25. Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" // URL: http://www. ilo. org/ dyn/normlex/en/ f? p=1000:12100:0::N0::P12100_ INSTRUMENT_ID:312500. Older Workers Recommendation, 1980 (N 162). 26. Факультативный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г. (вступил в силу 16 ноября 1999 г.). 27. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. (принята в г. Ницце 07.12.2000). 28. Argentinean Draft Resolution on a Declaration of Old Age Rights, 1948 // URL: http://www. aoa. gov/AOARoot/ AoA_Programs/ Special_Projects/ Global_Aging/ resources_rights_int_07.aspx. 29. CEDAW, General recommendation N 27 - forty-seventh session, 2010 - Older women and protection of their human rights, CEDAW/C/GC/27 // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/ UNDOC/GEN/G10/ 472/55/PDF/ G1047255.pdf? OpenElement. 30. CESCR, General Comment 6: Rights of older persons, E/C.12/1995/16/Rev.1 (1995) // URL: http://www. un. org/ ru/documents/ ods. asp? m=E/C.12/1995/16. 31. Constitution Act, 1982 of Canada (Schedule B of the Canada Act 1982 (UK)) Part I of the Constitution, Ch. 11. 32. Department of Economic and Social Affairs Population Division, World population ageing: 1950 - 2050 // URL: http://www. un. org/esa/population/ publications/worldageing19502050/. 33. Detrick Sh. A Commentary on the United Nations Convention on the Rights of the Child. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1999. 34. ECtHR, Jablonska v. Poland, application N 60225/00, decision, 9 March 2004. 35. ECtHR Pretty v United Kingdom, Application N 2346/02, decision 29 July 2002. 36. "Elderly US killer is put to death", BBC News, 17 January 2006 // URL: http://news. bbc. co. uk/2/ hi/4617902.stm. 37. Essen A. The Two Facets of Electronic Care Surveillance: An Exploration of the Views of Older People Who Live With Monitoring Devices' // (2008) Social Science & Medicine. P. 128 - 136. 38. Fagan A. R. "An Analysis of the Convention on the International Protection of Adults" // (2002) 10 Elder Law Journal 334. P. 1070 - 1478. 39. Faulkner L. R. Mandating the Reporting of Suspected Cases of Elder Abuse: An Inappropriate, Ineffective and Ageist Response to the Abuse of the Older Adults // (1982) 16 Family Law Quarterly 69. 40. Fenge L. A. Empowerment and Community Care-Projecting the "Voice" of Older People" // (2001) 23 Journal of Social Welfare and Family Law 427. 41. Final Communique of the 45th ordinary session of the African Commission on Human and People's Rights held in Banjul, The Gambia, 13 to 27 May 2009, EX. CL/5 29(XV) // URL: http://www. achpr. org. 42. Human Rights Act 1998 (Designated Derogation) Order 2001 [United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland], Statutory Instrument 2001 N 3644, 13 November 2001 // URL: http://www. unhcr. org/refworld/ docid/46e5564f2.php. 43. International Conference on Population and Development, Chapter VI(C), (Draft) Programme of Action of the Conference, 13 May 1994, A/CONF.171/L.1. 44. International Labour Organization, Convention N 102 concerning Social Security (Minimum Standards) 1952 // 210 UNTS 132. 45. International Labour Organization, Convention N 128 concerning Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits 1967. 46. Kalache A., Barreto S. M. and Keller I. Global Ageing: The Demographic Revolution in all Cultures and Societies // The Cambridge Handbook of Age and Ageing. Cambridge University Press, 2005. 47. Kohn N. Outliving Civil Rights // (2009) 86 Washington University Law Review 1053. 48. Megret F. The Human Rights of Older Persons: A Growing Challenge // Human Rights Law Review. Vol. 11, 2011. P. 37 - 66. 49. Report of the Secretary-General "Follow-up to the Second World Assembly on Ageing", July 2009 // URL: http://www. un. org/esa/ socdev/documents/ reports/Ageing. pdf. 50. Resolution on the Transformation of the Focal Point on the Rights of Older Persons in Africa into a Working Group on The Rights of Older Persons and People with Disabilities in Africa ACHPR/Res143(XXXXV)09 // URL: http://old. achpr. org/ english/resolutions/ Resolution%20on%20WGOP. pdf. 51. Sabbagh A. A. Women's Equal Participation in Conflict Prevention, Management and Conflict Resolution and in Post-Conflict Peace-building. Paper submitted to the Commission on the Status of Women, 48th session, 1 - 12 March 2004 // URL: http://www. un. org/womenwatch/ osagi/meetings/2004/ CSW48Panel/ PD1-Amal%20Sabbagh. pdf. 52. Schindler R. Empowering the Aged "A Postmodern Approach" // (1999) 49 The International Journal of Aging and Human Development 165. 53. Schuck P. H. The Graying of Civil Rights Law: The Age Discrimination Act of 1975 // (1979) 89 Yale Law Journal 27. 54. Second World Assembly on Ageing, Report of the Secretary General, 6 July 2009, A/64/127. 55. The Age Discrimination in Employment Act, 1967, amended in 1986. 56. Van Bueren G. The Protection of the Human Rights of Older Persons in Europe: A Legal Perspective in International Symposium on the Rights of Older People, January 2009. 57. Zdenkowski G. The International Covenant on Civil and Political Rights and Euthanasia // (1997) University of New South Wales Law Journal. Vol. 20. N 1. Apr. 1997: 170 - 194. 58. Плохое обращение с пожилыми людьми // Информационный бюллетень. 2011. Август. N 357 // URL: http://www. who. int/mediacentre/ factsheets/fs357/ru/index. html. 59. Older Workers Recommendation, 1980 (N 162) // URL: http://www. ilo. org/dyn/ normlex/en/ f? p=1000:12100:0::NO::P12100_ INSTRUMENT_ID:312500. 60. Сайт Международного года пожилых людей // URL: http://www. un. org/russian/ topics/socdev/ elderly/yearold. htm. 61. Сайт Второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения, Мадрид, Испания, 8 - 12 апреля 2002 г. // URL: http://www. un. org/russian/ conferen/ageing/. 62. Сайт ВОЗ // URL: http://www. who. int/ru/. 63. Старение мирового населения. Онлайновые вопросы и ответы, Октябрь 2010 г. // URL: http://www. who. int/ features/qa/ 72/ru/index. html. 64. Плохое обращение с пожилыми людьми // Информационный бюллетень. 2011. Август. N 357 // URL: http://www. who. int/ media-centre/factsheets/ fs357/ru/index. html. 65. The United Nations and the Question of Ageing // URL: http://www. unac. org/ iyop/unquest. html. 66. The Open-Ended Working Group on Ageing // URL: http://social. un. org/ ageing-working-group/.
Название документа