Исключение доказательств, полученных в других государствах, из процесса доказывания

(Комлев Б.)

("Законность", N 3, 1998)

Текст документа

ИСКЛЮЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ

В ДРУГИХ ГОСУДАРСТВАХ, ИЗ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ

Б. КОМЛЕВ

Б. Комлев, старший прокурор организационно - методического управления Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ.

Вопрос об исключении доказательств из процесса доказывания в связи с нарушением порядка их получения в других государствах в достаточной степени проблематичный.

Порядок получения доказательств в других государствах не регламентирован в уголовно - процессуальном законодательстве России. В конвенциях и международных соглашениях об оказании правовой помощи он изложен недостаточно полно и при этом различается в зависимости от того, к какому международному сообществу относится государство, которому направляется поручение об оказании правовой помощи: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств. Если государство относится к Совету Европы, то содержание правового поручения определяется международными соглашениями России с этим государством, а при отсутствии таких соглашений поручения направляются на основе взаимности и доброй воли договаривающихся сторон-государств. Ссылки при подготовке поручений об оказании правовой помощи на Европейскую Конвенцию 1959 г. о взаимной правовой помощи по уголовным делам следует признать несостоятельными, так как Конвенция до настоящего времени не ратифицирована Государственной Думой Российской Федерации. Если государство относится к Содружеству Независимых Государств, то правовое поручение составляется в соответствии с положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г.

Согласно ст. 5 этой Конвенции компетентные учреждения юстиции договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если Конвенцией не установлен иной порядок сношений. В ст. 80 конкретизируется, что сношения по вопросам исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами договаривающихся сторон.

Способы получения доказательств излагаются в правовом поручении: запрос документа из учреждения, организации, проведение следственного действия, требующего составления протокола в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие. Так, в порядке ст. 6 Конвенции договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования и т. д.

В поручении об оказании правовой помощи (ст. 7 Конвенции) должны быть указаны: наименования запрашиваемого и запрашивающего учреждений, наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена и фамилии свидетелей, подозреваемых, потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение, содержание поручения и другие сведения, необходимые для его исполнения, описание и квалификация совершенного деяния, данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния. В поручении о вручении документа указываются точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны (ст. 8 Конвенции). По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое должно своевременно сообщать ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

При направлении запрашивающей стороной возбужденного уголовного дела расследование по нему продолжает запрашиваемая договаривающаяся сторона в соответствии со своим законодательством. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения юстиции запрашивающей стороны (ст. 73 Конвенции).

Договаривающиеся стороны обязаны по просьбе передавать друг другу: а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица в соответствии с Конвенцией, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом; б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена.

Процедура направления и выполнения поручений об оказании правовой помощи конкретизирована в Указаниях Генеральной прокуратуры РФ от 9 марта 1992 г. N 5/20 "О порядке выполнения ходатайств об оказании правовой помощи" и от 20 января 1993 г. N 1/20 "Об изменении порядка выполнения ходатайств об оказании правовой помощи". В соответствии с ними ходатайство об оказании помощи должно быть подписано полномочным прокурором, скреплено печатью и содержать: наименование прокуратуры, от которой исходит ходатайство, наименование прокуратуры, к которой обращено ходатайство, наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена и фамилии лиц, в отношении которых совершаются те или иные действия, их занятия, постоянное место жительства либо место пребывания, если эти сведения установлены, конкретное содержание ходатайства, а также имеющаяся информация, необходимая для его исполнения, описание и квалификация деяния и данные о размере ущерба.

Для выполнения отдельных следственных действий или иных действий правовой помощи стороны сносятся друг с другом только через центральные органы. Ходатайства, поступившие или направленные в нарушение принятого порядка, подлежат возврату с указанием необходимости сделать это через Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Самостоятельное выполнение процессуальных действий в Российской Федерации органами дознания и следствия других государств не допускается. Во взаимоотношениях по вопросам оказания правовой помощи республики пользуются своим государственным языком с обязательным переводом текста на русский язык. Перевод должен быть заверен подписью правомочного лица и печатью.

Аналогичные положения содержатся в инструкции "О порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола", являющейся приложением к Приказу МВД России от 11 января 1994 г. N 10 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола".

Вместе с тем перечень нарушений, влекущих исключение доказательств из процесса доказывания, отсутствует как в уголовно - процессуальном законодательстве России, так и в конвенциях, международных соглашениях об оказании правовой помощи. В связи с этим на практике нарушение порядка получения доказательств в другом государстве признается влекущим исключение доказательств из процесса доказывания с учетом всех обстоятельств нарушения. Ряд таких нарушений можно отнести к типичным.

Одно из них - недоброкачественное выполнение следственного действия в другом государстве по международному правовому поручению следователя России. Следственное действие может быть признано недоброкачественным, если достоверность информации, содержащейся в протоколе следственного действия, вызывает сомнение. Например, в силу отсутствия указания на источник осведомленности свидетеля об известной ему информации об обстоятельствах преступления или если показания допускают их неоднозначное толкование.

Качество следственного действия, в свою очередь, производно в большинстве случаев от качества подготовки правового поручения и означает, что следователь обязан изложить в правовом поручении все действия, подлежащие исполнению следователем другого государства, и последовательность их проведения. Так, в поручении о допросе свидетеля надлежит дать фабулу расследуемого преступления и сформулировать необходимые вопросы. С учетом того, что следователь другого государства не знает всех обстоятельств дела, целесообразно спрогнозировать возможные ответы и поставить дополнительные вопросы.

На качество правовых поручений влияет также знание законов государства, которому адресуется поручение. В некоторых государствах на ряд следственных действий нужна санкция суда. Санкция прокурора субъекта Российской Федерации на обыск для правоохранительных органов этих государств юридического значения не имеет. Кроме того, суд другого государства не санкционирует обыск, не наложит арест на банковские счета без исследования доказательств, подтверждающих основание для его производства. Так, на поручение прокурора Воронежской области из США сообщили, что если российские власти хотят, чтобы правовая помощь была оказана, то надо представить дополнительную информацию об обстоятельствах дела и доказательства того, что подозреваемое лицо совершило инкриминируемое ему деяние и что между этим деянием и банковскими счетами существует связь.

Другое нарушение - отсутствие надлежащего заверения протоколов следственных действий и документов, поступивших в Россию. Это означает, что в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами - членами Содружества Независимых Государств 22 января 1993 г. в Минске, каждая страница протокола следственного действия, документа должна быть заверена гербовой печатью. Если каждая страница протокола следственного действия не будет заверена гербовой печатью, то протокол следственного действия может быть исключен из процесса доказывания.

К нарушениям относится и неправильный перевод как правовых поручений, так и протоколов следственных действий, составленных при исполнении правовых поручений. Например, управление международных связей Департамента юстиции США через НЦБ Вашингтона уведомило Генеральную прокуратуру Российской Федерации о своем отказе выполнить поручение по делу по обвинению Зверева в мошенничестве в связи с невозможностью понять из-за плохого перевода, какая конкретно правовая помощь необходима.

Нарушением является получение доказательств, минуя Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Все правовые поручения подлежат направлению в другие государства только через нее. Вместе с тем есть случаи, когда правовые поручения направляются непосредственно в то звено правоохранительного органа другого государства, которому надлежит выполнить поручение, и получают от него материалы исполненных поручений. Такое нарушение порядка получения доказательств также может повлечь исключение доказательств из процесса доказывания. При необходимости выезда, например, работников уголовного розыска или следователя для присутствия при проведении следственных действий на территории другого государства нужно получить на это письменное согласие того государства. В то же время иногда работники органов внутренних дел в нарушение установленного порядка проводят следственные действия на территории другого государства. В связи с нарушением приведенного порядка получения доказательств результаты следственных действий могут быть также исключены из процесса доказывания.

К нарушениям следует отнести проведение следственных действий за пределами срока предварительного следствия. Например, по общему правилу, сложившемуся на практике, если следственное действие проведено после того, как предварительное следствие завершено, то протокол следственного действия подлежит бесспорному исключению из процесса доказывания. Это правило, на наш взгляд, ошибочно не распространяется на протоколы следственных действий, составленные во исполнение правового поручения в другом государстве после того, как предварительное следствие приостановлено по одному из оснований ст. 195 УПК РСФСР. Протоколы следственных действий приравнивают по правовому статусу к документам без учета того, что правовой статус протоколов следственных действий и документов принципиально различен, поскольку протоколы следственных действий составляются только в рамках срока предварительного следствия и только специально уполномоченными на то лицами (дознавателями, следователями, прокурорами), а на составление документов эти требования не распространяются. Для того, чтобы избежать возможного исключения доказательства из процесса доказывания, необходимо продлевать срок следствия по делу до тех пор, пока не будет проведено следственное действие в другом государстве.

Принципиальное значение для использования доказательств, полученных в других государствах, при расследовании уголовных дел в России имеет соответствие процедуры получения доказательств требованиям уголовно - процессуального законодательства другого государства. Этому вопросу до настоящего времени не уделяется внимания. Однако ст. 15 Конвенции государств СНГ содержит положение о том, что центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции. Следовательно, для предотвращения возможного исключения доказательства из процесса доказывания целесообразно в поручениях об оказании правовой помощи излагать просьбу о приложении к протоколу следственного действия копии положения Уголовно - процессуального кодекса государства, регламентирующего производство данного следственного действия.

Приведенный перечень нарушений, влекущих исключение доказательств из процесса доказывания, не является исчерпывающим.

Название документа