Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки

(Каменков В. С., Каменков А. В.) ("Юрист", 2007, N 8) Текст документа

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ДОГОВОРЕ ПЕРЕВОЗКИ

В. С. КАМЕНКОВ, А. В. КАМЕНКОВ

Каменков В. С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель ОО "Белорусский республиканский союз юристов".

Каменков А. В., Белорусский государственный университет.

Интересна динамика представления об участниках договора перевозки и научно-правового исследования субъектного состава данной группы правоотношений. Длительное время многими правоведами роль истинных субъектов правоотношений по перевозке отводилась лишь грузоотправителю и перевозчику. В большей степени это можно объяснить тем, что в качестве договора перевозки как такового рассматривался прежде всего реальный договор перевозки грузов. Таким образом, грузополучатель в таком случае оставался в качестве своего рода третьего лица в правоотношении. На сегодняшний день структура правоотношений по перевозке настолько сложна, построена посредством взаимодействия и взаимозависимости различных этапов единого процесса, что цель данного процесса - непосредственно доставка объекта перевозки в пункт назначения - уже зачастую не может быть достигнута при участии лишь двух этих субъектов. По этой причине к числу субъектов правоотношений по перевозке будет справедливо причислить и других лиц (многочисленные аэропорты, порты, пограничные железнодорожные станции и др.). Немалая роль в этом разнообразии понимания и регулирования статуса участников перевозочных отношений отводится международным договорам, а также актам национального законодательства. Например, в Конвенции ООН (Гамбург, 31 марта 1978 г.) о морской перевозке грузов число участников договора перевозки ("перевозчик", "грузоотправитель", "грузополучатель") увеличивается за счет фактического перевозчика. В ст. 1 этой Конвенции мы встретим следующие определения: "Перевозчик" означает любое лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор морской перевозки груза. "Фактический перевозчик" означает любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части перевозки, и включает любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки. "Грузоотправитель" означает любое лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки. "Грузополучатель" означает лицо, управомоченное на получение груза" <1>. -------------------------------- <1> Закон. 2000. N 6.

А в Конвенции ООН от 24 мая 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов, естественно, возникает еще один фигурант: "Оператор смешанной перевозки" означает любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора" <2>. -------------------------------- <2> Из архива Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При этом международная смешанная перевозка означает в названной Конвенции перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой. Дефиниции же понятий "грузоотправитель" и "грузополучатель" в этой Конвенции схожи с их дефинициями в Конвенции о морской перевозке грузов. В Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа содержится свое понятие "перевозчик". Под ним понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее международные перевозки пассажиров и багажа и зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности согласно законодательству государства местонахождения (ст. 1) <3>. -------------------------------- <3> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. N 27. Ст. 457.

В Воздушном кодексе Республики Беларусь (далее - ВК) мы обнаружим некоторое своеобразие в отношении участников перевозочных отношений. Здесь встречаются такие дефиниции, как: "Авиационная организация - организация, имеющая целями своей деятельности выполнение и (или) обслуживание воздушных перевозок, выполнение авиационных работ, осуществление иных видов деятельности в области авиации; перевозчик - эксплуатант воздушного судна, имеющий в соответствии с законодательством право на выполнение воздушных перевозок; аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания, а также для обслуживания воздушных перевозок; эксплуатант воздушного судна - организация, гражданин или иной субъект гражданского права, имеющие воздушное судно (воздушные суда) на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на основании договора аренды, договора фрахтования или иного договора и использующие воздушное судно (воздушные суда) для полетов" (ст. 1 ВК) <4>. -------------------------------- <4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 78, 2/1214.

Такая отсылочная природа данной дефиниции, направляющая читателя к нескольким определениям различных, но связанных терминов, обусловлена в большей части тем, что на сегодняшний день именно воздушные перевозки носят наиболее многогранный характер, что связано и с особенностями вида транспорта, а отсюда и степенью опасности данного вида перевозок для всех лиц, в нем участвующих. Следовательно, такой вид деятельности, как воздушная перевозка, несомненно, нуждается в тщательном и эффективном правовом регулировании. Именно потому перевозчиком в воздушной перевозке не является просто юридическое или физическое лицо, осуществляющее перевозку пассажиров, груза и багажа на основании договора перевозки, а эксплуатант воздушного судна, ибо таковым является лицо, фактически обладающее воздушным судном для использования его по назначению, практически независимо от титула, которым он обладает на это воздушное судно. Эксплуатантом может быть как юридическое лицо, являющееся транспортной организацией, так и индивидуальный предприниматель, прошедший в соответствии с законодательством все необходимые процедуры по регистрации и получению соответствующих специальных разрешений (лицензий). В Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (далее - КВВТ) встречается понятие "грузовладелец" - он же грузоотправитель и (или) грузополучатель. Иначе определяются грузоотправитель"- юридическое или физическое лицо, которое от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяет перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю; грузополучатель - юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях; перевозчик - юридическое или физическое лицо, выполняющее на основании договора перевозки или на иных законных основаниях доставку пассажиров, грузов, багажа, а также плавучих объектов в пункт назначения; порт - специально отведенный участок сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, предназначенный для обслуживания пассажиров и судов, приема, погрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов и багажа, а также выполнения иных работ и услуг, обычно оказываемых в порту; порт общего пользования - порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам" (ст. 1 КВВТ) <5>. -------------------------------- <5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 76, 2/867.

В Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь (далее - КТМ) также имеются свои особенности упомянутых дефиниций: "Отправитель - лицо, которое от своего имени либо на основании договора морской перевозки груза вверяет перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи уполномоченному на получение груза лицу (получателю); перевозчик - лицо, самостоятельно либо иным образом осуществляющее морскую перевозку пассажиров, грузов и багажа в соответствии с договором морской перевозки; порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту; фактический перевозчик - лицо, которому перевозчиком поручено осуществление морской перевозки или ее части, либо иное лицо, которому поручено осуществление морской перевозки или ее части" (ст. 2 КТМ) <6>. -------------------------------- <6> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 90, 2/96.

И в Уставе железнодорожного транспорта общего пользования (далее - УЖТОП) содержатся некоторые отличительные признаки этих участников перевозки: "Грузоотправитель (отправитель) - осуществляющее отправление груза или багажа физическое или юридическое лицо и указанное в перевозочных документах; грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза или багажа и указанное в перевозочных документах; железнодорожная станция - подразделение железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющее технологические операции с поездами и другими транспортными средствами (прием и отправление, маневровая работа и т. п.), а также операции по приему и выдаче грузов и багажа, обслуживанию пассажиров" (ст. 2 УЖТОП) <7>. -------------------------------- <7> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. N 1196 (ред. от 16.03.2005) "Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 67, 5/1506.

В Законе об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках - свои особенности: "Грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза; грузополучатель - юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора автомобильной перевозки груза или на иных законных основаниях" (ст. 1) <8>. -------------------------------- <8> Закон Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. N 50-З (ред. от 24.07.2002) "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 71, 2/793.

Таким образом, в зависимости от вида перевозок при определении понятия "перевозчик" в национальных актах законодательства, являющихся основными источниками правового регулирования различных видов перевозок в Республике Беларусь, и в международных договорах прослеживаются как схожие дефиниции, так и определения, имеющие существенные различия. Они обусловлены особенностями характера объекта перевозки, вида транспорта, субъектного состава отношений, различным подходом к правовому регулированию и т. д. Очевидно также, что в этих определениях можно усмотреть множественность субъектов правоотношений по перевозке и многогранность самих отношений. Еще одна специфическая особенность присуща для отдельных участников перевозочных отношений - перевозчиков - лицензирование их деятельности. Общее правовое регулирование лицензирования перевозок наряду с иными видами деятельности осуществляется, безусловно, Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9>. Однако специальные условия для получения лицензии на осуществление, в частности, перевозок грузов и пассажиров предусмотрены Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1388 <10> (далее - Положение о лицензировании перевозок) во исполнение упомянутого выше Декрета. Итак, согласно Положению о лицензировании перевозок выдача лицензий на осуществление перевозок указанными выше видами транспорта осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс). Выдаваемые лицензии действуют на всей территории Республики сроком пять лет, который, в свою очередь, может быть по его истечении продлен по заявлению лицензиата. При этом п. 7 Положения о лицензировании перевозок содержит ряд требований, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче: -------------------------------- <9> О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 (ред. от 31.12.2006) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 4, 1/8208. <10> Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1388 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 5/13286.

- наличие квалифицированных специалистов для организации лицензируемой деятельности; - соответствие специалистов, ответственных за выполнение лицензируемой деятельности, требованиям профессиональной компетентности; - соответствие финансового состояния соискателя лицензии на осуществление международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом требованиям международных договоров, действующих для Республики Беларусь; - применение на автомобильных транспортных средствах моделей кассовых суммирующих аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь; - соответствие транспортных средств соискателя лицензии требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта, действующих для Республики Беларусь. Кроме того, для получения лицензии на осуществление соответствующего вида перевозок соискатель лицензии должен представить в Минтранс определенные документы, в дополнение к тем документам, которые он должен представить в соответствии с Декретом. Перечни дополнительных документов в зависимости от вида транспорта, посредством которого соискатель лицензии намеревается осуществлять перевозки, приведены соответственно в приложениях к Положению о лицензировании перевозок. Таким образом, учитывая значительный и специальный отраслевой характер отличий в приведенных выше определениях понятия "перевозчик", можно вывести универсальное, наиболее широкое и общее его определение. Итак, перевозчик - это лицо, осуществляющее в соответствии с законодательством предпринимательскую деятельность по перевозкам на основании договора перевозки или на иных законных основаниях непосредственно либо посредством сотрудничества с иными субъектами гражданского оборота. В числе сторон договора перевозки наряду с перевозчиком значительное место занимает грузоотправитель. Надо сказать, что четкого и единого, общепринятого определения понятия "грузоотправитель", как и понятия "перевозчик", белорусское законодательство не предусматривает. Большой энциклопедический словарь "Экономика и право" содержит несколько определений данного понятия. Однако наиболее подходящим из них является следующее: "Грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции по отправке груза в соответствии с заключенным договором конкретному адресату" <11>. Действительно, данная дефиниция достаточно полно охватывает наиболее характерные свойства одной из сторон договора перевозки, если в понятие "груз" включить и багаж, также перевозимый на основании договора перевозки. -------------------------------- <11> Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. Серия "Библиотека высшего управленческого персонала" / В. Г. Гавриленко, П. Г. Никитенко, Н. И. Ядевич. Мн.: Издательство "Право и экономика", 2001. 1364 с. С. 193.

Как уже отмечалось выше, в теоретическом отношении в качестве грузоотправителя может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Однако на практике наибольшая доля в удельном весе всех перевозок, осуществляемых на территории большинства современных государств, происходит по инициативе коммерческих организаций, которые зачастую вступают с перевозчиками в договорные отношения по перевозке грузов (произведенной продукции и пр.) для доставки иным лицам во исполнение своих договорных обязательств по поставке товаров и др. Изучая правовой статус грузополучателя в структуре правоотношений по перевозке грузов, необходимо отметить, что в юридической литературе еще с дореволюционных времен ведется дискуссия на предмет отнесения грузополучателя к определенной категории субъектов данной группы правоотношений. Некоторые ученые-правоведы полагают, что грузополучателя следует считать третьим лицом в договоре перевозки, некоторые характеризуют договор перевозки груза как договор о вручении исполнения третьему лицу (К. К. Яичков <12>), иные авторы и вовсе считают грузополучателя и грузоотправителя одной стороной в договоре перевозки грузов (Л. И. Рапопорт, М. К. Александров-Дольник <13>). Тем не менее наиболее сформированными и аргументированными и в то же время совершенно противоположными по своей сути принято считать две существующие на сегодняшний день концепции: а) концепция, утверждающая, что договор перевозки является договором в пользу третьего лица; б) концепция, согласно которой грузополучатель является полноценной стороной договора, а сам договор перевозки грузов - не дву-, а многосторонним. -------------------------------- <12> Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 144. <13> Рапопорт Л. И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. Вып. VI. Харьков, 1957. С. 171 - 173; Александров-Дольник М. К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. N 4. С. 107.

При этом сторонники первой концепции доказывают ее истинность тем, что договор перевозки грузов сам по себе служит достижению целей, на которые направлены первоначальные обязательства - договоры поставки и другие. Следовательно, договор перевозки выполняет своего рода посредническую функцию в процессе исполнения основного обязательства. Кроме того, потенциальный грузополучатель, выступающий непосредственно в договоре перевозки груза в качестве третьего лица, уже в момент заключения основного договора выражает свое согласие на последующее заключение договора перевозки, то есть выражает свое согласие стать конечным получателем груза. В свою очередь, приверженцы другой концепции аргументируют свою правоту тем, что договор перевозки является не дву-, а многосторонним, в котором грузополучатель выступает в роли полноправной стороны. Фактически все стороны договора - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель - имеют в данном процессе одну общую цель - доставку груза в пункт назначения и вручение (получение) его грузополучателем либо уполномоченным им лицом. Немало сторонников такой трактовки этого вопроса и среди наших современников. "Участником договора перевозки является также грузополучатель (получатель). Иногда грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом. Однако чаще всего в качестве грузополучателя (получателя) выступает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа. Его наименование указывается в перевозочных документах" <14>. -------------------------------- <14> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 5-е, испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Под ред. О. Н. Садикова. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский дом "ИНФРА-М", 2006.

Рациональное зерно присутствует в обеих приведенных выше точках зрения на этот неоднозначный вопрос. Действующее законодательство также неоднозначно трактует эту проблему. Например, в ГК (ст. 739) закреплено понятие договора перевозки грузов, в котором в числе лиц, обремененных соответствующими обязанностями, то есть в числе непосредственно сторон этого договора, называются лишь грузоотправитель и перевозчик. В то же время другие нормы ГК содержат права и обязанности грузополучателя по отношению к перевозчику. Так, в ст. 751 ГК указано, что "до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок". В Воздушном кодексе Республики Беларусь стороной договора перевозки груза называется и грузополучатель: "По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений" (ст. 95) <15>. А в последующих нормах ВК права и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, вытекающие из договора перевозки, взаимно увязываются. При этом грузоотправитель и грузополучатель рассматриваются как равные участники договора перевозки. Так, в части 2 ст. 103 ВК указано: "В случае изменения условий воздушной перевозки груза, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя и грузополучателя в порядке, определенном авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком". -------------------------------- <15> Кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. N 117-З "Воздушный кодекс Республики Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 78, 2/1214.

В ст. 104 ВК оговорены права и обязанности грузополучателя, которые могут изменяться самим договором перевозки: "Грузополучатель обязан принять и вывезти груз в срок, определенный авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением". Отсюда вытекает вывод, что грузополучатель в данном виде договора перевозки груза должен участвовать в заключении самого договора перевозки и в этой связи, бесспорно, является стороной самого договора. Иначе как можно предусмотреть иные права и обязанности грузополучателя в договоре без его участия? Другое дело, что это правило не урегулировано ни в ВК, ни в другом законодательстве о воздушных перевозках. Почти аналогичное определение договора перевозки груза, с упоминанием грузополучателя в качестве стороны договора, содержится в ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее - КВВТ) <16>. И здесь мы найдем нормы о правах и обязанностях грузополучателя, которые могут изменяться самим договором перевозки (ст. 74, 80, 82 КВВТ). Однако далее такого упоминания правовое регулирование не продвинулось. -------------------------------- <16> Кодекс Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. N 118-З (ред. от 20.07.2006) "Внутреннего водного транспорта Республики Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 76, 2/867.

Интересно, что если обратиться к законодательству, регулирующему перевозки необычных грузов, где не должно и не может быть неопределенности, то мы обнаружим более четкую регламентацию вопроса участия грузополучателя в договоре перевозки. Так, в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (п. 181) указывается: "Ответственным за правильное оформление товарно-транспортной документации является грузоотправитель (грузополучатель) или уполномоченное им лицо (декларант, экспедитор), за оформление путевой документации - перевозчик или уполномоченное им лицо (декларант)" <17>. А оформление товарно-транспортной документации имеет непосредственное отношение к заключению самого договора перевозки. -------------------------------- <17> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. N 38 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 194, 8/11762.

В российском законодательстве можно найти и прямую установку на необходимость согласования условий договора перевозки с грузополучателем. Например, в Правилах перевозки железнодорожным транспортом грузов на особых условиях говорится следующее: "В случаях, если свойства груза или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их перевозку и сохранность. При этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза на особых условиях должен согласовать данные условия с грузополучателем (п. 2)" <18>. -------------------------------- <18> Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 41 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях" (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.06.2003 N 4825) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 42.

Приведенные примеры свидетельствуют в пользу того, что грузополучатель может рассматриваться в качестве стороны договора перевозки. А теперь обратимся к Уставу железнодорожного транспорта общего пользования <19>, где также достаточно определенно звучат права и обязанности грузополучателя в договоре перевозки. "Устав железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между Белорусской железной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, определяет их права, обязанности и ответственность. -------------------------------- <19> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. N 1196 (ред. от 16.03.2005) "Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 67, 5/1506.

Уставом регламентируются порядок составления, заключения и выполнения договоров на железнодорожные перевозки, основные условия перевозок пассажиров, грузов и багажа, основные правила эксплуатации подъездных путей, а также взаимоотношения Белорусской железной дороги, ее предприятий с предприятиями и организациями других видов транспорта" (п. 1). "По договору на перевозку груза предприятия Белорусской железной дороги обязуются доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (п. 29). "Если перевозка или выдача груза задерживается из-за непредставления грузоотправителем, грузополучателем необходимых документов для выполнения таможенных и других процедур, неправильности или недостаточной оформленности представленных ими документов, то за время задержки вагонов (контейнеров) железной дороги на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной дороги взимается плата за пользование вагонами, контейнерами или соответственно плата за нахождение на указанных путях вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, а также сбор за хранение груза. Накладная составляется на определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом" (п. 30). Казалось бы, эти нормы тоже подтверждают положение грузополучателя как стороны договора перевозки. И в то же время "накладная является обязательной формой договора на перевозку груза, который заключается между грузоотправителем и предприятием Белорусской железной дороги в пользу третьей стороны - грузополучателя" (п. 3). Последняя правовая норма подтверждает теоретическую концепцию взглядов на договор перевозки как на договор в пользу третьего лица <20>. -------------------------------- <20> См., в частности: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Кн. 4. Издательство "Статут", 2003.

Совокупность приведенных концепций, примеров правового регулирования и их анализ позволяют, на наш взгляд, следующим образом решить указанную проблему об участниках договора перевозки. Во-первых, представляется необходимым на законодательном уровне определиться и четко обозначить, "кто есть кто" в договоре перевозки, как, например, в договоре транспортной экспедиции: "По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза" (ст. 755 ГК). Тем более что возникла потребность урегулировать правовой статус других участников перевозочных отношений (о них говорилось в начале настоящей статьи). Кстати, попытки такого регулирования или упоминание о них уже имеются. Например, в тех же Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь говорится, что "если грузополучатель прибегает к услугам других участников перевозки (разгрузчик, предприятие по очистке, станция обеззараживания, экспедитор, декларант), они должны принять меры для обеспечения соблюдения требований настоящих Правил" (п. 197) <21>. -------------------------------- <21> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. N 38 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 194, 8/11762.

Другой путь разрешения обозначенной проблемы видится в практическом подходе к ней. Это значит, что правоприменитель, и в первую очередь суд (хозяйственный суд), должен оценивать правовой статус каждого из участников договора перевозки исходя из конкретных обстоятельств дела. Предпосылки для такого подхода также имеются. Скажем, если грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом, то, безусловно, такой договор будет двусторонним и грузополучатель фактически будет стороной договора. Нужно также учитывать, что на практике договор перевозки может представлять собой не идеально классический перевозочный контракт, а сложную компиляцию из частей различных договоров с множеством участников, имеющих неодинаковый правовой статус. И здесь без учета конкретных обстоятельств никак не обойтись. Хозяйственные суды, как подтверждает судебная практика, именно так и поступают при разрешении споров, вытекающих из договора перевозки. Так, решением хозяйственного суда удовлетворен иск грузополучателя по следующим причинам. Суд установил, что перевозчик контролировал процесс погрузки груза ненадлежащим образом, а предпринятые грузоотправителем и водителем дополнительные действия по креплению груза не обеспечили его сохранности в пути следования, что привело к повреждению груза <22>. -------------------------------- <22> Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс" за 2006 год (Хозяйственный суд Гродненской области, дело N 271-9/2006).

Решением Хозяйственного суда г. Минска от 12 января 2006 г. отказано в иске перевозчику по следующим основаниям: "Если перевозчиком не выполнены условия договора перевозки (от заказчика поступила заявка на перевозку кирпича красного, а по недосмотру водителя перевозчика был загружен и доставлен грузополучателю кирпич желтый), требования перевозчика о взыскании провозной платы удовлетворению судом не подлежат" <23>. -------------------------------- <23> Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс" за 2006 год (дело N 523-6/5).

В случае получения груза в порядке переадресовки, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель обязан принять его от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Такое решение вынес Хозяйственный суд Гомельской области по делу N 305-5/2004 <24>. -------------------------------- <24> Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс" за 2005 год.

Несколько по-иному характеризуется субъектный состав договора перевозки пассажира, что, несомненно, обусловлено самой сущностью данного договора. Одной стороной в договоре перевозки всегда выступает перевозчик, а в договоре перевозки пассажира вторая сторона - всегда пассажир, то есть физическое лицо, зачастую участвующее в перевозке в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Наконец, весьма большой интерес вызывает вопрос о правовом статусе иных транспортных организаций, не являющихся непосредственно сторонами договора перевозки, однако принимающих в процессе транспортировки груза самое активное участие. То же самое относится и к организациям, участвующим в правоотношениях по доставке и выдаче грузополучателю грузов и (или) багажа. Безусловно, данный вопрос привлекает внимание многих правоведов, и на сей счет среди ученых также существует своего рода спор, который заключается в наличии нескольких различных по своей сущности концепций. Исторически сложилось, что приверженцы первой концепции - так называемой теории единого перевозчика - утверждают, что все перевозчики, фактически принимающие участие в процессе транспортировки груза (пассажира, багажа) в прямой или прямой смешанной перевозке в пункт его назначения, начиная с момента получения первым перевозчиком груза от грузоотправителя и заканчивая моментом получения груза непосредственно грузополучателем от последнего перевозчика, по сути, представляют собой единого перевозчика. Обусловлено это тем, что каждый промежуточный перевозчик в процессе выполнения своих договорных обязательств по транспортировке объекта перевозки на определенном участке всего маршрута в то же время несет ответственность за исполнение всего обязательства по перевозке груза (пассажира, багажа) из начального пункта в конечный. Сторонники противоположной концепции, напротив, полагают, что промежуточные перевозчики, несмотря на факт их прямого участия в процессе перевозки, не наделены никакими правами и, соответственно, не обременены никакими обязанностями в отношении грузоотправителя и грузополучателя, ибо они отвечают сугубо за процесс надлежащей транспортировки объекта перевозки в рамках того участка маршрута, в котором он должен этим заниматься, в соответствии с договором и товарно-транспортной накладной. Подводя итог, можно сделать вывод, что действующее законодательство о перевозке, в том числе по ее участникам (субъектам), нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Название документа