Американский опыт установления контроля над преступностью

(Быков А. В.) ("Российский следователь", 2013, N 13) Текст документа

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ПРЕСТУПНОСТЬЮ <*>

А. В. БЫКОВ

Быков Андрей Викторович, начальник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор.

В статье представлены результаты анализа деятельности органов государственной власти США по установлению контроля над преступностью с 1980 до 2012 г.

Ключевые слова: полиция, ФБР, организованная и насильственная преступность.

The results of the analysis of the activities of the U. S. government to control the crime from 1980 to 2012.

Key words: the police, the FBI, organized and violent crime.

Впервые за всю историю существования Соединенных Штатов на протяжении более чем 30 лет американцам удается неуклонно снижать уровень преступности в стране. Возникает вопрос: "Как им это удалось в традиционно высококриминогенной стране с огромным количеством огнестрельного оружия на руках у населения?" После выборов президента США Рональда Рейгана в 1980 г. им были в разы увеличены средства на проведение тайных операций ФБР - в 1981 г. денег на эти цели выделили на 480% больше, чем в 1978 г. <1>. -------------------------------- <1> Николайчик В. М. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 114.

По мнению бывшего тогда министром юстиции США У. Смита, "тайные операции - один из наиболее эффективных и успешных инструментов расследования, во многих делах этот инструмент является единственным методом борьбы со злом" <2>. -------------------------------- <2> Departament of Justice: Press Release. 1984, Aug. 17.

При этом, по заявлению директора ФБР, тайные операции не только приводят к возмещению нанесенного преступниками материального ущерба, но и в сотни раз окупают выделенные на эти цели средства. Так, в 1979 г. ФБР истратило на тайные операции 3600000 долларов, а возместило в казну в результате их проведения 190000000 долларов <3>. -------------------------------- <3> Николайчик В. М. Указ. соч. С. 114.

Ярким примером успешной и эффективной борьбы с коррупцией и организованной преступностью в США стали операции "Абскам" и "Брайлэб", проведенные ФБР в конце 1970-х годов и получившие широкое освещение в прессе <4>. -------------------------------- <4> U. S. News and World Rep. 1980. Feb. 18. P. 19; Time. 1980. Feb. 18. P. 10; June 10. P. 16 - 17; New York Times. 1980. Sept. 28. P. 1.

В операции "Абскам" участвовало до 100 агентов ФБР, она продолжалась около двух лет, стоимость составляла примерно 800000 долларов, охватив Вашингтон, Филадельфию и Майами. Ключевой фигурой операции был тайный агент ФБР, выступавший в роли ближневосточного шейха-миллионера, якобы желавшего вложить свои деньги в казино в штате Нью-Джерси, а также в бизнес, связанный с разработкой американских залежей титана и других полезных ископаемых. "Шейх" и его помощники (также агенты ФБР) стремились с помощью взяток получить содействие некоторых коррумпированных конгрессменов в осуществлении этих мероприятий. Встречи и переговоры с конгрессменами, а также с их представителями и иными "объектами" операции происходили в специально оборудованном необходимой аппаратурой доме - резиденции "шейха". Все происходившее в доме фиксировалось с помощью видеозаписи и транслировалось по закрытому телеканалу, который постоянно наблюдал один из помощников министра юстиции США (одна из форм контроля за работой ФБР). Все полученные таким образом доказательства легли в основу обвинения и были предъявлены в суде (в соответствии с решением Верховного суда США, вынесенным в 1972 г., не считаются провокацией ("ловушкой"), случаи, когда "лицам, намерившимся совершить преступление, предоставляется возможность осуществить свой противоправный замысел") <5>. -------------------------------- <5> Николайчик В. М. Указ. соч. С. 121.

Некоторые материалы операции "Абскам" позволили параллельно провести другую операцию - "Брайлэб". С этой целью ФБР учредило фиктивную страховую фирму в городке миллионеров Калифорнии - Беверли Хиллз. Глава одной из семей мафии согласился по просьбе "фирмы" дать крупную взятку большим чиновникам в штате Луизиана для получения выгодных страховых контрактов. В результате операции были осуждены на длительные сроки лишения свободы несколько руководителей одного из ведущих преступных кланов США и их покровители в одном из штатов. Мы не случайно приводим примеры из времени, уже ставшего историей, - 8 лет руководства Соединенными Штатами президента Р. Рейгана. Во-первых, ФБР крайне неохотно раскрывает секреты своей деятельности - о современных операциях напишут не раньше чем через 20 - 30 лет. И это, по нашему мнению, абсолютно правильно. Из соображений "национальной безопасности" ФБР старается не раскрывать механику своей контрразведывательной работы <6>. То же самое правило действует и в отношении подразделений бюро по борьбе с организованной преступностью: ФБР дает необходимую информацию и тесно сотрудничает лишь с очень узким кругом специально отобранных журналистов, исключая утечку о тактике проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. И хотя методы ОРД во всем мире универсальны, в США их никогда не предают огласке - хороший пример для некоторых российских руководителей прокуратуры и полиции, чья излишняя откровенность и желание "засветиться" перед СМИ на различных пресс-конференциях приводят к ненужным осложнениям при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. -------------------------------- <6> Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 471.

Во-вторых, именно при Р. Рейгане американцы первоначально приняли комплекс всесторонних и хорошо продуманных правовых, организационных и финансовых мер в самых различных сферах жизнедеятельности государства, позволивших сначала стабилизировать криминогенную ситуацию в стране в 1980 - 1990 гг., а затем добиться неуклонного снижения преступности - с 1991 г. и по настоящее время она впервые в истории США снизилась более чем на 30%. Небывалый успех в установлении контроля над преступностью за последние 33 года в Соединенных Штатах достигнут благодаря обеспечению преемственности в проводимой политике - вне зависимости от партийности главы государства (республиканец Дж. Буш-старший, демократ Б. Клинтон, республиканец Дж. Буш-младший, демократ Б. Обама) каждый из них последовательно реализовывал сформулированные еще при Р. Рейгане программные установки, направленные на усиление борьбы с организованной и насильственной преступностью. Важной составляющей успешной реализации поставленных целей являлось необходимое законодательное и финансовое обеспечение: "...только для реализации одного закона 1994 г. "О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах" было выделено на 6 лет 30200 млн. долларов (на нужды правоприменяющих органов - 13,5 млрд. долларов; тюрьмы - 9,8; программы превенции - 6,9)" <7>. Указанный закон резко ужесточил санкции за насильственные преступления и распространил наказание в виде смертной казни более чем на 50 составов федеральных преступлений. При подписании закона президент США Б. Клинтон заявил: "Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком" <8>. -------------------------------- <7> Лунеев В. В. Предисловие ко второму русскому изданию книги Р. Кларка "Преступность в США". М., 2002. С. 23. <8> Российская газета. 1995. 28 марта. С. 3.

Очевидные успехи, достигнутые в США за последние 33 года в сфере установления контроля над преступностью, по нашему мнению, обусловлены следующими обстоятельствами: 1) хорошо продуманной системой уголовно-правовых норм, обеспечивающих необходимую жесткость и неотвратимость уголовного преследования опасных преступников в сочетании с гибкостью, позволяющей значительно снижать сроки наказания, а в некоторых случаях вообще его не применять, если преступник оказал реальную и значительную помощь правоохранительным органам в раскрытии еще более опасных, чем он совершил, преступлений, а также выступил в суде в качестве свидетеля обвинения. За период с 1992 по 1996 г. в США с помощью таких свидетелей раскрыто 157 убийств <9>; -------------------------------- <9> См.: FBI Law Enforcement Bulletin. Washington, 1997. 8 August.

2) высоким уровнем профессионализма и социальной защищенности сотрудников полиции, позволяющим осуществлять в ее подразделениях качественный отбор (до 400 кандидатов на 1 место рядового полицейского); 3) беспощадной борьбой с любыми формами организованной преступности, особенно в сфере наркоторговли; 4) высокой степенью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти штатов и органов местного самоуправления по целенаправленной реализации различных программ превенции, особенно среди молодежи, при самом широком привлечении институтов гражданского общества и талантливой рекламе здорового образа жизни. Один из примеров - широко пропагандируемый в СМИ образ: "Курят только бедные", а также рекламные ролики после терактов 11 сентября 2001 г. - "Покупая наркотики, вы помогаете террористам"; 5) отсечением рецидивистов от законопослушных граждан и иных категорий осужденных - совершение третьего насильственного преступления практически гарантирует 20-летний срок лишения свободы в специально построенных по новым проектам тюрьмах строгого режима. Именно поэтому в США к 2000 г. втрое увеличилось количество заключенных по сравнению с 1980 г. <10>. С начала XXI в. они являлись "абсолютным чемпионом" среди демократических стран мира по количеству заключенных в расчете на 100000 жителей: в 2002 г. в США этот показатель составил 681,9. Для сравнения: в Австрии этот показатель равен 87; Бельгии - 83; Франции - 81; ФРГ - 95; Норвегии - 58; Финляндии - 62; России - 609,8 <11>. В 2005 г. у нас на 100000 населения приходилось 605 осужденных, в США - 710 <12>; -------------------------------- <10> См.: Ермолович Г. П. Население и полиция: противостояние преступности в США. СПб., 2004. С. 14. <11> См.: Князев В. В., Верещагин В. А., Жмыхов А. А. Преступность за рубежом (1990 - 2002 гг.). М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 81. <12> URL: www. Newsru. Com. 15.10.2007. С. 9.

6) все проводимые мероприятия должным образом финансово обеспечены. Например, на различные программы по борьбе с наркоманией при президенте Р. Никсоне выделялось ежегодно 65 млн. долларов, при Р. Рейгане - 1650 млн. долларов, при Б. Клинтоне - 17900 млн. долларов, а после утверждения Дж. Бушем в феврале 2002 г. новой национальной стратегии по контролю за наркотиками на эти цели с 2003 г. расходуется не менее 19200 млн. долларов ежегодно. Только бюджет Агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ДЕА) - головной федеральной полицейской структуры по данной проблеме, организационно входящей в состав министерства внутренней безопасности и насчитывающей в своем составе более 9000 сотрудников, в 2003 г. составил 1600 млн. долларов <13>; -------------------------------- <13> Князев В. В., Верещагин В. А., Жмыхов А. А. Указ. соч. С. 76.

7) беспощадной борьбой с коррупцией и проявлениями протекционизма в любом звене аппарата государства и особенно в правоохранительных органах. Так, летом 1993 г. со скандалом был отправлен в отставку директор ФБР Уильям Сейшнс. Вся его вина состояла в том, что он взял с собой в служебную командировку в один из городов на служебном самолете ФБР жену - газетчики мгновенно оповестили все Соединенные Штаты о том, что супруга директора ФБР незаконно сэкономила на перелете чуть более 400 долларов; 8) эффективности в борьбе с коррупцией способствуют множественность элементов полицейской системы и вполне естественная конкуренция между ними, так как их полномочия часто пересекаются, а также четко определенные законом рамки дозволенного: любой государственный чиновник в США имеет право принимать подарки на сумму не более 50 долларов - все, что ее превышает, он обязан сдать государству. Кроме того, в соответствии с законом "О конфискации ценностей и имущества" 10% от суммы конфискации, полученной в результате расследования, завершившегося осуждением преступника, получает ФБР, иной федеральный полицейский орган, полиция штата или города, принимавшие участие в расследовании <14>. Имущество, конфискованное у правонарушителей, реализуется на государственных аукционах. С целью информации населения издаются каталоги, содержащие подробнейшие сведения о предметах, выставленных на продажу. В 1990 - 1996 гг. в США на таких аукционах продано ценностей на 2700 млн. долларов <15>. -------------------------------- <14> См.: Полиция и борьба с преступностью за рубежом. М.: ВНИИ МВД России, 2003. Вып. 1. С. 4. <15> Быков А. В. Указ. соч. С. 88.

Великий Аристотель еще 2347 лет назад, открывая собственную школу в Афинах - Ликей, сказал: "Закон есть разум, свободный от страсти". Российский законодатель в своей законотворческой деятельности должен учитывать все лучшее, что имеется у зарубежных коллег, чтобы обеспечить оптимальным правовым инструментарием все элементы полицейской системы Российского государства, - без такой законодательной базы деятельность правоохранительных органов по обеспечению безопасности в нашей стране не может быть эффективной.

Название документа