Субъект административной ответственности за нарушения таможенных правил по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан

(Орлов И. В.) ("Административное право и процесс", 2013, N 8) Текст документа

СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

И. В. ОРЛОВ

Орлов Игорь Владимирович, заведующий кафедрой административного и муниципального права, заместитель декана юридического факультета по научной работе Орловского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются субъекты административной ответственности за нарушения таможенных правил в государствах - участниках Таможенного союза (Республика Казахстан, Российская Федерация), на основе проведенного анализа обосновывается вывод о необходимости унификации правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил, содержащихся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: Таможенный союз, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, административно-правовой статус, административная ответственность за нарушение таможенных правил, виды административных санкций.

Subject of responsibility for customs offence in the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan I. V. Orlov

In the article the subjects of administrative responsibility for customs offence in the member states of the Customs Union (Kazakhstan and Russia) are considered. Based on the analyses made the argumentation of conclusion of necessity of unification of legal norms that establish responsibility for customs offence stated in the Code of administrative offences of the Republic of Kazakhstan and the Code of administrative offences of the Russian Federation is given.

Key words: the Customs Union, Belarus, Kazakhstan, Russia, administrative and legal status, administrative responsibility for customs offence, kinds of administrative sanctions.

С июля 2010 г. <1> Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действие нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) <2>, а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса. -------------------------------- <1> Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принятом Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17). Республикой Казахстан и Российской Федерацией был ратифицирован 1 июля 2010 г., Республикой Беларусь - 6 июля 2010 г. <2> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. В соответствии со ст. 7 ТК ТС "таможенные органы государств - членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза". Приведенное выше позволяет сделать вывод, что субъект внешнеэкономической деятельности, совершивший нарушение таможенных правил в Российской Федерации, и субъект внешнеэкономической деятельности, совершивший аналогичное нарушение таможенных правил в Республике Казахстан, будет привлекаться к административной ответственности по различным основаниям и к нему будут применяться различные административные санкции. Одной из первых обративших внимание на необходимость унификации норм, предусматривающих применение административной ответственности за нарушения таможенных правил, была профессор О. Ю. Бакаева, которая в своем докладе на 15-й Конференции по внешнеэкономическому праву, посвященной правовым вопросам Евразийского таможенного союза, отмечала: "Для участников ВЭД и для таможенных органов одной из существенных проблем следует признать отсутствие единообразия норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за правонарушения в таможенной сфере... Представляется, что нормативная основа, устанавливающая юридическую ответственность за нарушения таможенных правил, должна быть единой" <3>. -------------------------------- <3> Правовые вопросы Евразийского таможенного союза = Rechtsfragen der Eurasischen Zollunion: Пер. с нем. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 368 с.

В контексте приведенного выше укажем на отдельные определенные особенности правового статуса субъектов административной ответственности за нарушения таможенных правил, содержащихся в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РК) <4> и КоАП РФ. -------------------------------- <4> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. N 5-6. Ст. 24; N 21-22. Ст. 281; 2002. N 4. Ст. 33; N 17. Ст. 155 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2013).

В качестве лиц, подлежащих административной ответственности за нарушения таможенных правил, установлены: - в КоАП РК: 1) физическое лицо, 2) должностное лицо, 3) индивидуальный предприниматель, 4) юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства, 5) юридическое лицо, являющиеся субъектом крупного предпринимательства; - в КоАП РФ: 1) физическое лицо, 2) должностное лицо, 3) юридическое лицо. Содержащиеся в КоАП РК и КоАП РФ (в ст. 32 и ст. 2.3 соответственно) нормы устанавливают возраст физического лица для наступления административной ответственности - 16 лет, аналогично в отношении установления административной ответственности должностных лиц - они привлекаются к ней при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 34 и ст. 2.4 соответственно). Таким образом, законодательство об административной ответственности и в Республике Казахстан, и в Российской Федерации практически идентично определяет основную характеристику таких субъектов правонарушения, как физическое лицо и должностное лицо. Вместе с тем наблюдается совершенно иной подход к установлению административной ответственности юридических лиц, а именно в КоАП РК юридическое лицо как субъект правонарушения подразделено на три субъекта: индивидуальный предприниматель; юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства; юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, а в КоАП РФ одно юридическое лицо. При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 34 КоАП РК физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, а в примечании 1 статьи 16.1 главы 16 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Также совершенно различен подход к определению субъекта ответственности - юридическое лицо, в КоАП РК это коммерческие организации, подразделенные на группы по критериям численности работников и среднегодовой стоимости активов <5> на малые, средние и крупные субъекты предпринимательства, а в КоАП РФ субъект ответственности - юридическое лицо - установлен без каких-либо изъятий. -------------------------------- <5> См.: Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 г. N 123-III ЗРК "О частном предпринимательстве" // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2006. N 3(2460). Ст. 21.

Указанные выше различные подходы национального законодателя к установлению субъекта административной ответственности приводят к нарушению общих принципов возложения административной ответственности за нарушения таможенных правил, совершенные в государствах - членах Таможенного союза. Помимо того что в законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации существуют различия в установлении субъекта административной ответственности за нарушения таможенных правил, имеются и различия в применении различных (неодинаковых) административных санкций. В качестве примера можно взять аналогичные статьи из КоАП РК и КоАП РФ. Аналогично статье 403 КоАП РК "Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы" названа ст. 16.6 КоАП РФ "Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы". В целях наибольшей наглядности составим таблицу.

Номер статьи Статья 403 КоАП РК Статья 16.6 КоАП РФ

Состав Непринятие в случае аварии Непринятие перевозчиком в или действия непреодолимой случае аварии, действия силы мер для обеспечения непреодолимой силы или сохранности принятых к возникновения иных доставке в определенное обстоятельств, таможенным органом препятствующих доставке Республики Казахстан место товаров и (или) транспортных или перемещаемых транзитом средств в место прибытия товаров и транспортных либо в место пересечения средств, допущение таможенной границы какого-либо неразрешенного их Таможенного союза, использования, несообщение осуществлению остановки или в ближайший таможенный посадки водного или орган Республики Казахстан воздушного судна в об обстоятельствах дела, установленных местах либо месте нахождения таких перевозке товаров в товаров и транспортных соответствии с таможенным средств либо необеспечение транзитом, мер по их перевозки в ближайший обеспечению сохранности таможенный орган Республики товаров и (или) транспортных Казахстан или доставки средств, за исключением должностных лиц этого органа случаев безвозвратной утраты к месту нахождения товаров товаров и (или) транспортных и транспортных средств средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

Субъект физическое лицо; гражданин; правонарушения индивидуальный должностное лицо; предприниматель; субъект малого или среднего предпринимательства; юридическое лицо субъект крупного предпринимательства

Виды санкций 1) штраф от 5 до 10 месячных 1) штраф в размере от 1500 расчетных показателей <*>; рублей до 2000 рублей; 2) штраф от 10 до 15 месячных 2) штраф от 3000 рублей до расчетных показателей; 4000 рублей; 3) штраф от 10 до 15 месячных 3) штраф от 30 000 рублей до расчетных показателей; 40 000 рублей 4) штраф от 20 до 25 месячных расчетных показателей

Таким образом, к лицу, обладающему аналогичным административно-правовым статусом в Республике Казахстан и в Российской Федерации, за совершенное аналогичное правонарушение будет применен различный размер административной санкции - штрафа. На физических лиц при совершении ими правонарушения в Республике Казахстан может быть наложен максимальный штраф в размере 10 месячных расчетных показателей, что составляет 3466 российских рублей (Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2012 г. N 54-V "O республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы" месячный расчетный показатель установлен в размере 1731 тенге, курс ЦБ РФ казахского тенге по отношению к российскому рублю на 18 февраля 2013 г. составляет 100 KZT - 20,02 RUR), в Российской Федерации - 2000 рублей. Для индивидуального предпринимателя в случае совершения им правонарушения в Республике Казахстан максимальный штраф будет составлять 15 месячных расчетных показателей, что составит 5199 рублей, а в Российской Федерации - 40 000 рублей. В свою очередь, при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, совершенном юридическим лицом в Республиках Казахстан, Беларусь, максимальный штраф составит 8665 рублей, а в Российской Федерации - 40 000 рублей. Следует признать, что несоответствие в административно-правовых статусах субъектов административной ответственности прослеживается во всех составах главы 26 КоАП РК и главы 16 КоАП РФ, аналогичным образом существует несоответствие в применении административных санкций, причем различия наблюдаются как в размере денежных сумм в соответствующих кодексах, так и в применении различных санкций. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, связанная с привлечением равностатусных, но зарегистрированных в различных государствах - членах Таможенного союза субъектов внешнеторговой деятельности Таможенного союза к административной ответственности. Также следует принимать во внимание и закрепленные в ТК ТС определенные термины, которые должны использоваться при реализации таможенных правоотношений в Таможенном союзе (ст. 4 ТК ТС). Прежде всего это такие термины и определения, как лицо; лицо государства - члена Таможенного союза; иностранное лицо. Под термином лицо понимается физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из Таможенного кодекса Таможенного союза, лицо государства - члена Таможенного союза определяется как юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, к иностранному лицу относится лицо, не являющееся лицом государства - члена Таможенного союза (выделено нами. - И. О.). Приведенные выше дефиниции следует рассматривать в неразрывной связи с нормой ст. 150 ТК ТС, согласно которой: "Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза" (выделено нами. - И. О). Таким образом, устанавливая единые для всех субъектов внешнеэкономической деятельности права и обязанности, необходимо устанавливать и единый порядок и единую процедуру привлечения их к административной ответственности за нарушения таможенных правил, т. е. за неисполнение ими своих обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза. Следовательно, физические и юридические лица, имеющие устойчивую правовую связь с любым из государств - участников Таможенного союза, должны привлекаться к административной ответственности на общих основаниях, и к ним должны применяться одинаковые административные санкции за аналогичные административные правонарушения. Изложенное выше позволяет поставить на обсуждение вопрос о необходимости унификации установления административной ответственности за нарушения таможенных правил в государствах - участниках Таможенного союза.

Название документа