Современная пенитенциарная модель Австрии: сравнительно-правовой анализ

(Овчинников С. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 4) Текст документа

СОВРЕМЕННАЯ ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ МОДЕЛЬ АВСТРИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ <*>

С. Н. ОВЧИННИКОВ

Овчинников Сергей Николаевич, научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ "Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации", кандидат социологических наук.

Настоящая статья посвящена компаративному анализу некоторых аспектов пенитенциарной модели Австрии. Особое внимание уделяется актуальным организационно-правовым мерам уголовно-исполнительной политики при регулировании численности лиц в местах принудительного содержания.

Ключевые слова: осужденный, уголовное наказание, отбывание наказания, тюрьма, Австрия.

The article is devoted to the comparative analysis of some aspects of the penal system model in Austria. Particular attention is given to the urgent organizational and legal measures of the penal policy in regulating the number of persons in places of detention.

Key words: condemned, criminal punishment, punishment serving, prison, Austria.

Современные процессы глобализации приводят к формированию единого международного не только экономического, но и правового пространства. Наиболее интенсивно эти процессы затрагивают европейские страны, в т. ч. в связи с расширением экономического и политического партнерства со странами Восточной Европы. Интеграция в европейское сообщество предполагает сотрудничество стран-участниц на базе общих стандартов в торговой, финансовой, образовательной и иных сферах. Европейские отраслевые стандарты можно рассматривать как сформировавшийся эволюционным путем комплекс единых специальных требований, облеченных в форму правовых предписаний. На наш взгляд, при использовании подобной терминологии особого внимания заслуживает свойство эволюционности отраслевых стандартов, которые возникли не как некая императивная данность, а развивались пропорционально уровню национальных экономик и мировой конъюнктуры, качеству жизни населения и других ключевых индикаторов. В то же время страны Восточной Европы, в т. ч. и Россия, после глобальных геополитических изменений на рубеже 90-х гг. прошлого века столкнулись с необходимостью имплементации в национальные правовые системы норм международного права, при верховенстве требований последних. Одной из опор правового государства и гражданского общества выступает правовая система, базирующаяся на признании прав и свобод человека и гражданина, а также располагающая эффективно функционирующим механизмом их правовой защиты. Особое внимание уполномоченные международные организации уделяют надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Именно в этом контексте в настоящее время возрастает потребность компаративного анализа действующего уголовно-исполнительного законодательства стран Западной Европы и сложившихся практик исполнения уголовных наказаний, в особенности связанных с лишением свободы. Современная пенитенциарная модель Австрии представляет собой типичную европейскую систему исполнения уголовных наказаний, имеющую в том числе свои национальные особенности. Правовую основу исполнения уголовных наказаний в Австрии составляют: Уголовный кодекс от 23.01.1974; Закон о порядке уголовного судопроизводства от 09.12.1975; Закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и иных мер, связанных с изоляцией осужденных (далее - Закон) от 26.03.1969; иные подзаконные нормативные правовые акты. В действующем законодательстве устанавливается организационная структура пенитенциарной системы Австрии, включающая 27 учреждений, предусмотренных для содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу. В ст. 8 Закона учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, разделяются на две группы: общие и специальные места лишения свободы. Согласно п. 2 ст. 8 Закона специализированные учреждения исполняют наказание: в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы; в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; в отношении лиц, болеющих туберкулезом; в отношении лиц с психическими расстройствами. Общие места заключения, в соответствии со ст. 9 Закона, дифференцируются в зависимости от назначенного срока лишения свободы: учреждения для отбывания наказания сроком свыше 18 месяцев; учреждения для отбывания наказания сроком менее 18 месяцев; судебная тюрьма, предусмотрена для отбывания краткосрочного лишения свободы и содержания лиц, заключенных под стражу. Одним из индикаторов, отражающих состояние пенитенциарной системы, является численность лиц в местах принудительного содержания. По абсолютной численности этой категории лиц Австрию можно отнести к странам с относительно низким уровнем данного показателя. Так, согласно World Prison Population List по состоянию на 2010 г. количество лиц в местах принудительного содержания некоторых стран Западной Европы составляло: Англия и Уэльс - 84883 чел., Бельгия - 10561 чел., Германия - 69358 чел., Греция - 11547 чел., Испания - 73459 чел., Италия - 67615 чел., Нидерланды - 15604 чел., Норвегия - 3602 чел., Португалия - 12038 чел., Турция - 124074 чел., Финляндия - 3189 чел., Франция - 59655 чел., Швейцария - 6181 чел. <1>. В Австрии в 2010 г. количество лиц, в отношении которых применялись уголовно-правовые меры или санкции, связанные с изоляцией от общества, составило 8658 чел., причем их численность в следующем 2011 г. увеличилась до 8816 чел. (рис. 1). -------------------------------- <1> URL: http://ru. scribd. com/doc/77097293/World-Prison-Population-List-9th-edition.

Наиболее часто используемым в компаративном анализе является относительный показатель в расчете на 100000 чел. населения. В ряде зарубежных исследований применяется классификация стран на 4 категории <2>: -------------------------------- <2> International vergleichende Strafvollzugsforschung // Schneider H.-J. (Hrsg.): Internationales Handbuch der Kriminologie. Band 2: Besondere Probleme der Kriminologie. Berlin: de Gruyter 2009. S. 7.

Рис. 1. Динамика численности лиц в местах принудительного содержания в Австрии в период 1980 - 2011 гг. <3>

1) страны с низким относительным показателем до 80 человек на 100000 населения: Дания - 70 чел., Норвегия - 73 чел., Словения - 63 чел., Финляндия - 59 чел., Швейцария - 79 чел., Швеция - 78 чел.; 2) страны с относительной численностью от 80 до 100 человек: Бельгия - 97 чел., Германия - 85 чел., Нидерланды - 94 чел., Северная Ирландия - 90 чел., Франция - 96 чел.; 3) страны с уровнем показателя в диапазоне 100 - 160 человек: Австрия - 103 чел., Англия и Уэльс - 153 чел., Болгария - 120 чел., Греция - 102 чел., Испания - 159 чел., Италия - 111 чел., Португалия - 113 чел.; 4) страны, в которых относительный показатель превышает 160 человек: Белоруссия - 318 чел., Венгрия - 165 чел., Грузия - 547 чел., Латвия - 314 чел., Литва - 276 чел., Польша - 218 чел., Россия - 568 чел., Турция - 168 чел., Украина - 338 чел., Эстония - 254 чел. Как видно из вышеприведенных данных, Австрия балансирует с 2007 по 2011 гг. на грани между группами стран, с одной стороны, представляющими преимущественно Центральную Европу, с другой - государства Южной Европы. При этом следует обратить внимание на более чем пятнадцатилетний период с 1987 по 2004 гг., в течение которого относительный показатель численности лиц в местах принудительного содержания Австрии был ниже 100, достигнув в 1989 г. своего минимума (78 человек). Такое снижение и дальнейшая стабилизация явились результатом внесенных изменений в законодательство ( 1987, 1996; JGG 1988; 1993; StVG 1993; SMG 1997; StPO 1999), позволившие шире использовать возможности восстановительной и ювенальной юстиции, а также таких правовых институтов, как досрочное освобождение от отбывания наказания и замена лишения свободы наказанием, не связанным с изоляцией осужденных от общества <4>. -------------------------------- <4> , Morgenstern C., Dirk van Zyl Smit. , Kriminalpolitik, strafrechtliche Sanktionspaxis und Gefangenenraten im Vergleich. Band 2. , 2010. S. 699 - 700.

Таким образом, численность лиц в местах принудительного содержания в той или иной стране является одним из базовых показателей, характеризующий, в комплексе с иными индикаторами, особенности национальной уголовной и уголовно-исполнительной политики. В то же время рассматриваемый показатель лишь частично зависит от объективных социально-экономических изменений, являясь следствием управляемых политических процессов. Использование правовых инструментов при регулировании численности лиц в местах принудительного содержания создает необходимые условия для реализации международных стандартов обращения с осужденными и лицами, заключенными под стражу, что весьма актуально для целого ряда стран Восточной Европы.

Название документа