Международно-правовые аспекты возмещения ядерного ущерба, причиненного аварией на АЭС "Фукусима-1"

(Кожеуров Я. С.) ("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 6) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО АВАРИЕЙ НА АЭС "ФУКУСИМА-1" <*>

Я. С. КОЖЕУРОВ

Кожеуров Ярослав Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Уроки из второго по катастрофичности (после Чернобыля) ядерного происшествия еще только предстоит уяснить и осмыслить. Тем не менее некоторые выводы, имеющие значение для развития международно-правовых механизмов ответственности за ядерный ущерб, из этого события, хотя и не имевшего значительных трансграничных последствий и произошедшего в стране, не участвующей ни в одном международном соглашении о компенсации ядерного ущерба, уже могут быть сделаны.

Ключевые слова: юриспруденция, ядерный, ущерб, международная, ответственность, компенсация, энергетика, АЭС, Фукусима-1, атомное.

International legal aspects of compensation of nuclear harm caused by the collapse of the Atomic Power Station "Fukushima-1" Y. S. Kozheurov

Kozheurov Yaroslav Sergeevich - PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Kutafin Moscow State Law University.

It is for us yet to understand and comprehend the lessons taught to us by the Fukushima catastrophe, which is second in danger only to the Chernobyl catastrophe. However, while this catastrophe did not have considerable trans-border effects and it took place in a state which is not a party to any treaty on compensation of nuclear (atomic) harm, one can make some conclusions, which are relevant for the development of international legal mechanisms of responsibility for the nuclear harm.

Key words: jurisprudence, nuclear, harm, international, responsibility, compensation, atomic, energy industry, APS "Fukushima-1".

11 марта 2011 г. произошло сильнейшее в истории Японии землетрясение магнитудой 9 баллов по шкале Рихтера, эпицентр которого находился в 150 км к северо-востоку от расположенной на восточном побережье Японии атомной электростанции "Фукусима-1". Сейсмические колебания станция выдержала, однако поднявшаяся в результате землетрясения огромная волна цунами высотой до 38 м вывела из строя основные и резервные средства электроснабжения, вызвав отключение систем охлаждения, что привело к расплавлению активной зоны реакторов 1, 2 и 3 энергоблоков. В результате в атмосферу и в морскую среду попало большое количество радиоактивных веществ (по оценкам парламентской комиссии Японии, более 900 петабеккерелей, что составляет примерно 1/6 часть выбросов ЧАЭС) <1>. В результате аварии, получившей 7 баллов по международной шкале INES, было заражено более 1800 кв. км территории Японии, эвакуировано около 150 тыс. жителей, объявлены закрытые для судоходства и полетов зоны. 14 тыс. жителей получили различные дозы радиации, 167 рабочих станции - дозы более 100 милизивертов <2>. -------------------------------- <1> The Official Report of the Fukushima Nuclear Accident Independent Investigation Commission. Executive Summary. The National Diet of Japan, 2012. P. 38 // Официальный сайт Парламента Японии // URL: (последнее посещение - 25.04.2013). <2> Ibid. P. 19, 38.

Расследовавшая причины аварии независимая парламентская комиссия Японии в июле 2012 г. пришла к выводу, что это была не природная, а техногенная катастрофа, которую можно было спрогнозировать и сделать все, чтобы предотвратить катастрофическое развитие событий: компания-оператор, регуляторы и правительство не смогли правильно обеспечить разработку и выполнение важнейших требований безопасности, таких, как оценка возможности ущерба, в том числе сопутствующего, в результате такой катастрофы, а также планы эвакуации населения в случае значительного радиационного заражения. Авария произошла в результате непринятия компанией-оператором требуемых превентивных мер при попустительстве контрольных органов Японии <3>. В марте 2013 г. компания-оператор (Токийская электроэнергетическая компания - "ТЭПКО") признала свою ответственность за случившееся: "Произошло стихийное бедствие, однако мы не смогли предотвратить инцидент, которого можно было избежать", - говорится в официальном заявлении "ТЭПКО" <4>. -------------------------------- <3> Ibid. P. 16. <4> Компания "ТЭПКО" взяла на себя ответственность за аварию на "Фукусиме-1". Российская газета. 29.03.2013 // URL: (последнее посещение - 25.04.2013).

Япония не является стороной ни одной из международных конвенций, посвященных ответственности за ядерный ущерб <5>, однако ее законодательство, основанное на принятых в 1961 г. (с поправками 2009 г.) законах, - Законе N 147 о компенсации за ядерный ущерб <6> и Законе N 148 о соглашениях о гарантиях компенсации ядерного ущерба <7> - в целом соответствует международно-правовым стандартам и даже в некоторых аспектах превышает их. -------------------------------- <5> Принятые в рамках ОЭСР Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (Парижская конвенция 1960 г.), дополненная соглашением 1963 г. (Брюссельская конвенция 1963 года) с не вступившими в силу изменениями, предусмотренными Протоколом 2004 г., разработанные под эгидой МАГАТЭ Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Венская конвенция 1963 года), Протокол 1997 года о внесении поправок в Венскую конвенцию 1963 г. (Венская конвенция 1997 г.), Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г. Среди причин неучастия наиболее часто указывается особое географическое положение Японии (удаленность от других государств и отсутствие сухопутной границы), а также неясная позиция относительно участия в международных конвенциях других крупных ядерных держав региона - Китая и Южной Кореи. <6> Nuclear Energy Agency // URL: (последнее посещение - 25.04.2013). <7> Nuclear Energy Agency // URL: (последнее посещение - 25.04.2013).

Целью Закона N 147 является защита жертв ядерного ущерба и содействие "здоровому развитию" ядерной промышленности путем установления основ системы компенсации ущерба, причиненного в результате деятельности ядерной установки и иной связанной с ней деятельностью (производство, переработка, хранение, перевозка и утилизация ядерного топлива). Под ядерным ущербом понимается любой ущерб, причиненный процессами расщепления ядерного топлива, или радиационным излучением ядерного топлива или иных материалов, или токсичной природой таких материалов (воздействующей на человеческое тело в результате их поглощения или вдыхания). Оператором является лицо, в ведении которого находится ядерная установка, получившее лицензию на осуществление соответствующей деятельности (в случае перевозки между операторами - грузоотправитель). Закон N 147 предусматривает эксклюзивную (ответственность иных причастных лиц - перевозчиков, проектировщиков, строителей, и др. - исключается), строгую (без необходимости доказывания вины) и неограниченную в размере ответственность оператора ядерной установки. Оператор обязан поддерживать финансовое обеспечение (страхование в пуле ядерных страховщиков или депозит) своей ответственности в объеме не менее 120 млрд. иен (примерно 1200 млн. долларов США) <8> за каждую установку или станцию <9>. Помимо страховки, оператор заключает с правительством соглашение о гарантиях компенсаций, согласно которым в обмен на периодические гарантийные платежи <10> правительство возмещает оператору выплаченные суммы компенсаций в пределах финансового обеспечения (Закон N 148), если согласно японскому законодательству ущерб не покрывается страховкой (как в случае землетрясений и цунами). Оператор освобождается от ответственности в случае причинения ущерба в результате тяжелого природного бедствия исключительного характера <11> или восстания (военных действий из-за рубежа или гражданской войны). В этом случае правительство должно предпринять меры для оказания необходимой помощи жертвам и уменьшения ущерба. -------------------------------- <8> Размер финансового обеспечения повышен в результате поправок 2009 г. <9> Размер обеспечения от количества энергоблоков не зависит - общий объем обеспечения по АЭС "Фукусима-1" (6 энергоблоков) составляет 120 млрд. иен. <10> 36 млн. иен в год, с 01.04.2012 - 240 млн. иен в год за одну установку (360 тыс. и 2400 тыс. долларов в год соответственно). <11> При этом, согласно обсуждению в Парламенте при принятии закона, под такими ситуациями понимаются не просто стихийные бедствия, а ситуации, которые совершенно выше всяких ожиданий, которые человечество еще не знало в своей истории (Nomura T., Hokugo T., Takenaka Ch. Japan's Nuclear Liability System // Japan's Compensation System for Nuclear Damage. As Related to the TEPCO Fukushima Daiichi Nuclear Accident. OECD, 2012. P. 18). После аварии на "Фукусиме-1" правительство Японии, несмотря на тяжесть последствий катастрофы, исключило ссылку на указанное обстоятельство. Окончательное решение по вопросу, если компания "ТЭПКО" сошлется на это основание для исключения своей ответственности, может принять только суд. Однако в свете сравнения восточно-японского землетрясения и цунами 2011 г. с другими аналогичными стихийными бедствиями, а также особенно в свете заявлений комиссии японского парламента и компании "ТЭПКО" о техногенном характере аварии и возможности предотвратить катастрофический ущерб такое развитие событий представляется крайне маловероятным.

Этим роль государства в возмещении ущерба не ограничивается. Правительство, если признает это необходимым в свете целей закона, оказывает оператору запрошенную им помощь для компенсации ущерба, превышающего размер финансового обеспечения. Помощь оказывается в объеме, определенном парламентом Японии (ст. 16 Закона N 147). Закон N 147 предусматривает создание ad hoc <12> Согласительного комитета при министерстве образования, культуры, спорта, науки технологий, который состоит из 10 членов из числа лиц, обладающих богатым опытом и знаниями в области права, медицины, ядерной инженерии. Функциями Комитета является посредничество при разрешении споров относительно компенсации ядерного ущерба, разработка в целях содействия внесудебному урегулированию споров руководств и рекомендаций, касающихся размера и правил определения подлежащего возмещению ущерба, а также проведение расследований и определение ядерного ущерба для вышеуказанных целей. -------------------------------- <12> До аварии на "Фукусиме-1" Комитет работал с 1999 по 2010 гг. в связи с инцидентом на заводе "Токаимура". Это относительно небольшой инцидент (4 балла по шкале INES), то есть преимущественно без внешних последствий, произошедший на небольшом заводе по подготовке ядерного топлива для экспериментального реактора, в результате которого 119 работников получили небольшие дозы радиации, а трое - высокие. Был эвакуирован 161 человек из 39 домов в радиусе 350 м от завода. Всего было заявлено около 7000 претензий, подавляющая часть которых была урегулирована мировыми соглашениями с оператором, 2 человека обратились в Согласительный комитет, менее 20 - в суды. Общая сумма компенсаций составила порядка 15 млрд. иен (150 млн. долларов США). Ibid. P. 23.

Жертвы ядерного ущерба могут направлять свои претензии непосредственно оператору; в Согласительный комитет или местный суд в течение 3-х лет с момента, когда они узнали о причинении ущерба и об ответственном лице, но в любом случае в течение не более 20 лет с момента инцидента. В случае подачи иска иностранцем в японский суд дело будет рассмотрено на недискриминационной основе согласно общим принципам японского законодательства независимо от того, где был причинен вред, если ответчиком является японский оператор и инцидент имел место на территории Японии. В случае подачи иска в иностранный суд в связи с ущербом, причиненным инцидентом на территории Японии <13>, признание решения иностранного суда на территории Японии будет осуществляться по общим правилам японского законодательства (например, Верховный суд Японии признает противоречащими публичному порядку Японии штрафные убытки). -------------------------------- <13> По сообщению информагентств, 8 моряков ВВС США, несших службу на авианосце "Рональд Рейган", принимавшем участие в ликвидации последствий аварии на "Фукусиме-1", предъявили иски в федеральный суд Сан-Диего (США), требуя взыскания с компании "ТЭПКО" по 40 млн. долларов каждому (10 млн. - компенсация ущерба за ущерб здоровью, 30 млн. - штрафные убытки за то, что компания "ТЭПКО", зная об истинном уровне радиации, скрыла эти данные от истцов и ВМС США), а также перечисления 100 млн. долларов в фонд для оплаты лечения истцов (Japan's Tepco sued by US sailors over radiation. 28.12.2012. BBC News // URL: (последнее посещение - 25.04.2013).

Первым шагом японского правительства на пути компенсации ущерба от аварии на АЭС "Фукусима-1" стало создание 11 апреля 2011 г. Согласительного комитета. Главным и наиболее ценным вкладом Комитета стала разработка им в соответствии с Законом N 147 руководств относительно определения состава и объемов подлежащего возмещению ядерного ущерба. Эти руководства не носят обязательного характера, но рассматриваются как авторитетное экспертное мнение, которое уважается всеми участниками процесса - компанией-оператором, регулирующими органами, судами, жертвами ущерба - и используется в качестве основы для урегулирования претензий. 28 апреля 2011 г. Комитет принимает предварительное руководство по определению объема ядерного ущерба, причиненного аварией на "Фукусиме-1", которое касается ущерба, возникшего в результате выполнения правительственных инструкций (эвакуация, запретные зоны и др.). 31 мая 2011 г. (с дополнением от 20 июня 2011 г.) принимается вторичное руководство, уточняющее некоторые категории ущерба (ущерб, вызванный паникой и слухами, а также моральный ущерб). Общая картина всего ущерба была определена Комитетом в принятом 5 августа 2011 г. Промежуточном руководстве по определению объема ядерного ущерба от аварии. 6 декабря 2011 г. и 16 марта 2012 г. к этому руководству были приняты дополнения, касающиеся включения в состав ущерба потерь от "добровольной эвакуации" из зон, не затронутых обязательными правительственными постановлениям, а также уточнения видов и размеров ущерба в связи с пересмотром правительством размеров и составов зон, пострадавших в результате аварии. Согласно наиболее полному Промежуточному руководству <14> от 5 августа 2011 г. ядерный ущерб от аварии подразделяется на 7 видов: 1) ущерб, вызванный выполнением инструкций правительства об эвакуации; 2) ущерб, связанный с установлением зон, запретных для судоходства и полетов; 3) ущерб, связанный с ограничением производства и поставок сельскохозяйственной, лесной, рыбной и пищевой продукции; 4) ущерб, вызванный исполнением иных правительственных постановлений; 5) ущерб, вызванный паникой и слухами; 6) косвенный ущерб; 7) ущерб от радиационного облучения. В руководстве отмечается, что компенсации может подлежать и иной ущерб, который находится с аварией в достаточной причинно-следственной связи, которая должна определяться с учетом конкретных обстоятельств причинения ущерба. -------------------------------- <14> Interim Guidelines on Determination of the Scope of Nuclear Damage Resulting from the Accident at the Tokyo Electric Power Company Fukushima Daiichi and Daini Power Plants // Japan's Compensation System for Nuclear Damage. As Related to the TEPCO Fukushima Daiichi Nuclear Accident. OECD, 2012. P. 123 - 161.

В связи с расходами от эвакуации Промежуточное руководство перечисляет затронутые инструкциями местности (зоны обязательной эвакуации, подготовки к эвакуации, добровольной эвакуации и др.), определяет понятие эвакуированного лица, а также перечисляет и поясняет различные категории ущерба: расходы на обследования, экспертизы и оценку (как здоровья, так и собственности); транспортные расходы, расходы на размещение; потеря заработка; расходы на лекарства и лечение; душевные страдания, вызванные расстройством здоровья, неудобствами, связанными с переселением и др.; ущерб бизнесу (сельскому хозяйству, лесной, рыбной и иной промышленности) в виде снижения доходов от продаж, расходов на утилизацию продукции, на перенос офиса и др.; ущерб, связанный с невозможностью работать; потеря или уменьшение стоимости имущества. К ущербу, связанному с установлением запретных для судоходства и полетов зон (в радиусе 30 км), отнесены ущерб бизнесу (увеличение операционных расходов, увеличение протяженности путей) и ущерб от невозможности работать. Ущербом, вызванным запретом на поставки продукции, являются снижение доходов, расходы на утилизацию продукции, расходы на экспертизы и оценки. К ущербу от иных постановлений отнесены расходы, связанные с ограничениями в использовании питьевой воды, дополнительная обработка в водоснабжении, мероприятия по снижению уровня радиации в школах и пр. В руководстве детально описывается ущерб, основанный на слухах ("rumour-related damage"). Под ним понимается ущерб, вызванный "разумным с точки зрения обычного лица физиологическим желанием избежать чего-либо, связанное с риском радиационного заражения", и отражающийся главным образом в виде падения доходов от продаж. Стандартные виды ущерба (бизнесу, от невозможности работать, экспертизы) подразделены в зависимости от области деятельности - производство сельскохозяйственной, рыбной и пищевой продукции; туризм; промышленность и сфера услуг; экспорт. Также в руководстве определяется косвенный ущерб как ущерб, производный от ущерба первичной жертве (например, убытки магазинов в связи с эвакуацией жителей, убытки производителей льда и торговцев в рыбных портах в связи с отсутствием уловов и пр.). В качестве срочной неотложной меры по компенсации ущерба 29 июля 2011 г. был принят Закон N 91 о чрезвычайных мерах относительно причиненного ядерной аварией 2011 г. ущерба <15>, согласно которому правительство производит временные выплаты жертвам. Объем полученных временных компенсаций засчитывается в общий объем компенсаций со стороны оператора, при этом к правительству переходит право требования в части выплаченных временных сумм. -------------------------------- <15> The Act on Emergency Measures Relating to Damage Caused by the 2011 Nuclear Accident (Act No. 91 of 2011) // Japan's Compensation System for Nuclear Damage... P. 237 - 241.

Следующим шагом японского правительства стало решение о выплате компании "ТЭПКО" в соответствии с Законом N 148 120 млрд. иен (1,2 млрд. долларов) в качестве возмещения расходов по компенсации в связи с тем, что они не покрывались страховкой, так как авария была вызвана землетрясением и цунами <16>. 10 мая 2011 г. компания "ТЭПКО" обратилась к правительству с просьбой об оказании помощи на основании ст. 16 Закона N 147. Выдвинув компании ряд условий <17>, которые были приняты, правительство 13 мая 2011 г. согласилось оказать такую помощь, разработав специальный план с целью обеспечения принятия всех возможных мер для надлежащего и адекватного возмещения ущерба, стабилизации ситуации на АЭС, а также обеспечения бесперебойных поставок электроэнергии населению. Концепция оказания помощи была утверждена решением Кабинета министров Японии 14 июня 2011 г. В соответствии с ней должен был быть учрежден специальный фонд для оказания помощи в выплате компенсаций, участниками которого должны стать все ядерные операторы Японии. Средства фонда должны формироваться за счет взносов участников и направляться для оказания помощи операторам в выплате ими компенсаций ядерного ущерба без ограничения верхнего предела и количества обращений. В случае необходимости правительство может оказывать фонду необходимую финансовую помощь (на возвратной основе), обусловливая ее оказание специальными требованиями к операторам. -------------------------------- <16> Перечислены 15 ноября 2011 г. <17> Не ограничивать размер компенсаций в целях полного возмещения причиненного ущерба, принять все возможные меры для стабилизации ситуации на ректоре, обеспечения безопасности работников, бесперебойных поставок электроэнергии, оптимизации управления и расходов и др.

На основе решения правительства был разработан Закон N 94 об учреждении Фонда содействия компенсации ядерного ущерба (далее - Фонд), который был принят Парламентом Японии 3 августа 2011 г. <18>. Следует отметить, что, будучи разработанной в связи с конкретной аварией на АЭС "Фукусима-1", система государственной помощи для выплаты компенсаций носит общий характер и предназначена для любых случаев причинения ядерного ущерба. -------------------------------- <18> The Act on Establishment of a Nuclear Damage Compensation Facilitation Corporation (Act No. 94 of 2011) // Japan's Compensation System for Nuclear Damage... P. 185 - 204.

Согласно ст. 1 Закона N 94 целью создания Фонда является содействие выплате надлежащей и соответствующей компенсации ядерного ущерба и обеспечению бесперебойных поставок электроэнергии и другой деятельности оператора в случаях, когда размер компенсаций превышает установленный Законом N 147 размер финансового обеспечения оператора, путем предоставления средств и оказания иной помощи оператору, таким образом повышая стабильность жизни граждан и содействуя устойчивому развитию национальной экономики. Принимая во внимание "социальную ответственность" государства за продвижение ядерной энергетики, государство обязуется предпринимать все необходимые меры для содействия Фонду в достижении его целей (ст. 2). Средства Фонда формируются за счет взносов в уставный капитал, ежегодных и специальных взносов ядерных операторов, внешних займов у финансовых институтов, в случае необходимости - предоставления государственных средств и иной помощи в виде займов, грантов, гарантий. При учреждении Фонда в сентябре 2011 г. уставный капитал Фонда составил 14 млрд. иен (140 млн. долларов), 50% внесло правительство, 50% - ядерные операторы. Содействие выплате компенсаций осуществляется в двух основных формах: за счет средств операторов ("нормальная" финансовая помощь), а также за счет государственных средств ("специальная" финансовая помощь). Операторы обязаны платить ежегодные взносы в Фонд, рассчитываемые по специальным формулам в зависимости от ядерной мощности операторов. Эти взносы относятся на счет эксплуатационных расходов операторов и покрываются за счет тарифов на электроэнергию. Из этих средств в случае необходимости Фонд оказывает "нормальную" финансовую помощь в виде предоставления грантов, займов, подписки на акции, облигации и пр., которая может направляться как на выплату компенсаций, так и на поддержание самого оператора для обеспечения стабильных поставок электроэнергии. В случае значительного ущерба при нехватке средств Фонда государство оказывает специальную финансовую помощь в виде подписки на государственные облигации, которые могут предъявляться к оплате по мере необходимости <19>. Кроме того, если правительство придет к выводу, что средств государственных облигаций недостаточно для возмещения ущерба, он в рамках установленного бюджета может предоставить дополнительные гранты. Также Фонд может привлекать средства под гарантии правительства. -------------------------------- <19> Общая сумма возможных государственных облигаций не может превышать 5 триллионов иен (50 млрд. долларов).

Средства специальной финансовой помощи могут быть направлены только на компенсацию ядерного ущерба жертвам. Оператор, пользующийся специальной финансовой помощью, обязан платить дополнительные взносы. Эти специальные взносы уплачиваются за счет чистой прибыли и не включаются в состав эксплуатационных расходов, как ежегодные (регулярные). В свою очередь Фонд постепенно возмещает казначейству полученные за счет государственных облигаций средства (правительство может предоставить рассрочку или дополнительные средства для облегчения бремени взносов). Претендующий на специальную финансовую помощь оператор должен совместно с Фондом разработать и предоставить специальный бизнес-план, в котором отражаются обстоятельства ущерба, прогнозы относительно общей суммы компенсаций, меры в целях выплаты компенсаций, содержание и объем финансовой помощи, меры по оптимизации управления компанией, детализация ответственности менеджмента, меры по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами и др. Фонд при разработке бизнес-плана тщательно оценивает состояние оператора. Решение о предоставлении государственных средств принимается правительством после утверждение бизнес-плана. Государственная финансовая помощь компании "ТЭПКО" для компенсации ущерба, причиненного аварией на АЭС "Фукусима-1", оказывается в рамках специальной финансовой помощи. 4 ноября 2011 г. правительством был утвержден предоставленный компанией и Фондом чрезвычайный бизнес-план, рассчитанный на краткосрочную перспективу, а в мае 2012 г. - Всеобъемлющий бизнес-план. Общая сумма специальной финансовой помощи (с учетом изменений в бизнес-план, утвержденных в феврале 2013 г.) составляет 3243 млрд. иен (32,43 млрд. долларов) <20>. По состоянию на 25 апреля 2013 г. компания "ТЭПКО" получила от государства через Фонд в рамках специальной финансовой помощи 2454,8 млрд. иен (24,54 млрд. долларов), не считая 120 млрд. иен, полученных по Закону N 148 о соглашениях о гарантиях возмещения <21>. Из них уже выплачено жертвам в качестве компенсации ущерба 2187,9 млрд. иен (21,87 млрд. долларов) <22>. Кроме того, правительство выделило Фонду средства в размере 1000 млрд. иен (10 млрд. долларов) для подписки на акции компании "ТЭПКО", в результате чего она перешла, по крайней мере временно, под полный государственный контроль <23>. Также в рамках реализации бизнес-плана (оптимизация управления компанией) компания "ТЭПКО" обязалась снизить свои расходы на 3400 млрд. иен (34 млрд. долларов) в течение 10 лет. По оценкам правительства, Фонд сможет вернуть полученные средства в течение 10 - 13 лет. -------------------------------- <20> Tokyo Electric Power Company // URL: (последнее посещение - 25.04.2013). <21> Tokyo Electric Power Company // URL: (последнее посещение - 25.04.2013). <22> Tokyo Electric Power Company // URL: (последнее посещение - 25.04.2013). <23> Таким образом, общая сумма перечисленных государством средств по состоянию на 25.04.2013 уже превысила 35 млрд. долларов.

Уроки из второго по катастрофичности (после Чернобыля) ядерного происшествия еще только предстоит уяснить и осмыслить. Тем не менее некоторые выводы, имеющие значение для развития международно-правовых механизмов ответственности за ядерный ущерб, из этого события, хотя и не имевшего значительных трансграничных последствий и произошедшего в стране, не участвующей ни в одном международном соглашении о компенсации ядерного ущерба, уже могут быть сделаны. Во-первых, анализируя размер причиненного ущерба, становится ясно, что существующие международно-правовые стандарты возмещения, предусматривающие ограничение размеров ответственности операторов ядерных установок суммами примерно 5 млн. долларов США (Венская конвенция 1963 г. <24>), 15 млн. СПЗ <25> (Парижская конвенция 1960 г.), 300 млн. СПЗ (Венская конвенция 1997 г.) или даже 700 млн. евро (Парижская конвенция в ред. Протокола 2004 г.), явно недостаточны. -------------------------------- <24> Необходимо учитывать, что сумма установлена по золотому паритету (цена тройской унции золота) на 29 апреля 1963 г. С учетом изменения цен на золото по состоянию на 25 апреля 2013 г. минимальный предел ответственности оператора по Конвенции 1963 г. составляет около 208 млн. долларов США. <25> Специальные права заимствования, единица расчетов в рамках МВФ. На 26.04.2013. 1 СПЗ = 1,5 USD.

Во-вторых, учитывая интересы развития ядерной энергетики, без ограничения максимальной ответственности операторов тоже нельзя обойтись. С другой стороны, катастрофичные размеры возможного ущерба и интересы жертв диктуют необходимость разработки механизмов дополнительного возмещения. Возложение ответственности только на оператора явно не подходит для ядерной энергетики, государство также обязано нести свою долю ответственности, создавая механизмы возмещения в случае ущерба, превышающего размеры ответственности оператора, путем организации отраслевых и иных фондов, в том числе в порядке международного сотрудничества. В противном случае отсутствие таких механизмов приведет к тому, что все бремя возмещения ляжет на плечи государства, а значит, налогоплательщиков. В-третьих, пример Японии, богатого государства с развитой экономикой и системой возмещения ядерного ущерба, показывает, что такое бремя в одиночку нести сложно, что обусловливает необходимость участия государств в системах коллективного возмещения, например в Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г., которая пока не вступила в силу. В-четвертых, "Фукусима-1" еще раз продемонстрировала те сложности, которые возникают с определением состава, размера ядерного ущерба и причинно-следственной связи, поскольку последствия для здоровья и окружающей среды нередко носят отдаленный, многофакторный, а также длительный характер. В случае с "Фукусимой-1" ситуация усугубляется еще и тем, что сама авария была вызвана комбинацией факторов, а последствия собственно ядерного воздействия трудноотделимы от ущерба, причиненного землетрясением, цунами и наводнением как таковыми. В этой связи представляется чрезвычайно важным изучение опыта работы японского Согласительного комитета по определению размеров и состава ядерного ущерба, определению причинно-следственных связей, в том числе для совершенствования и уточнения соответствующих международных и национальных стандартов. В-пятых, случай с "Фукусимой-1" позволяет прояснить содержание такого имеющегося не только в законодательстве Японии, но и в международных конвенциях обстоятельства, освобождающего оператора от ответственности, как "серьезное стихийное бедствие чрезвычайного характера". Наконец, рассмотренная ситуация демонстрирует сложности с определением обладающего юрисдикцией суда, применимого права и признанием решений иностранных судов, которые могут возникнуть в связи с неучастием государства в международных конвенциях.

Библиография:

1. Japan's Compensation System for Nuclear Damage. As Related to the TEPCO Fukushima Daiichi Nuclear Accident. OECD, 2012.

References (transliteration):

1. Japan's Compensation System for Nuclear Damage. As Related to the TEPCO Fukushima Daiichi Nuclear Accident. OECD, 2012.

Название документа