Африканский суд справедливости и прав человека и Международный суд ООН: сравнительно-правовой очерк

(Ржевская В.) ("Международное правосудие", 2013, N 2) Текст документа

АФРИКАНСКИЙ СУД СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОЧЕРК

В. РЖЕВСКАЯ

Ржевская Валентина Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

В статье анализируются наиболее существенные аспекты Статутов Африканского суда справедливости и прав человека и Международного суда ООН с целью указания на традиционные черты и особенности Африканского суда справедливости и прав человека. Согласно своему Статуту, Африканский суд справедливости и прав человека в целом должен основываться на модели международного судебного органа, воплощенной Международным судом ООН, однако он должен усовершенствовать ее, устраняя некоторые черты, часто признаваемые в современном мире недостатками Международного суда ООН.

Ключевые слова: Африканский суд справедливости и прав человека, Африканский союз, Международный суд ООН, судебный орган международной организации, суд по защите прав человека, развитие международного правосудия.

The African Court of Justice and Human Rights and the International Court of Justice: comparative legal analysis V. Rzhevskaya

The statutes of the African Court of Justice and Human Rights and the International Court of Justice are compared in order to emphasize both traditional and innovative features of the African Court of Justice and Human Rights. According to its Statute, the African Court of Justice and Human Rights is to be based on the model of international courts embodied in the ICJ, but to improve it, eliminating some features, often believed in the modern world to be disadvantages of the ICJ.

Key words: African Court of Justice and Human Rights, African Union, International Court of Justice, judicial body of an international organization, human rights court, development of international justice.

Введение

Устав предшественницы Африканского союза - Организации африканского единства - предусматривал создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу для реализации цели мирного разрешения споров между государствами-членами <1>. Учредительный акт Африканского союза предусмотрел создание судебного органа - буквально "Суда справедливости Союза" (Court of Justice of the Union), Статут которого планировалось определить отдельным протоколом <2>. -------------------------------- <1> См. статью 19 Устава Организации африканского единства / Charter of the Organization of African Unity, 25 May 1963 // URL: http://www1.umn. edu/humanrts/africa/OAU_Charter_1993.php (дата обращения: 01.07.2012). <2> См. статью 18 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000. URL: http://www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012).

Государства Африки приняли два Протокола о создании двух судебных органов: Африканского суда прав человека и народов (принят в 1998 году, вступил в силу в 2004 году) и Суда (буквально "Суда справедливости") Африканского союза (принят в 2003 году, вступил в силу в 2009 году). На основе еще одного Протокола, принятого в 2008 году в Шарм-эль-Шейхе, два судебных органа должны быть объединены в один - Африканский суд справедливости и прав человека (African Court of Justice and Human Rights), этот же Протокол, который должен вступить в силу после 15 ратификаций, утвердил его Статут <3>. Таким образом, в перспективе Африканский суд справедливости и прав человека должен совместить функции главного судебного органа международной организации и международного суда по правам человека в рамках этой организации. -------------------------------- <3> См.: Protocol on the Statute of the African Court of Justice and Human Rights, 1 July 2008. Annex: Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20 Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Цель настоящей статьи - проанализировать традиционные черты и особенности Африканского суда справедливости и прав человека (далее - Африканский суд) путем сравнения его Статута со Статутом Международного суда ООН (далее - МС ООН).

Формирование состава Суда

МС ООН состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда или - для членов Объединенных Наций, не представленных в Постоянной палате третейского суда, - по предложению национальных групп, назначенных для этой цели их правительствами. Этот список Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности, которые приступают к выборам членов Суда независимо друг от друга. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности; в случае если абсолютное большинство голосов было подано и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности более чем за одного гражданина того же государства, избранным считается старший по возрасту кандидат <4>. -------------------------------- <4> См.: статьи 3 - 10 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012).

Африканский суд состоит из 16 судей - граждан государств-участников, которые избираются Исполнительным советом и назначаются Ассамблеей Союза. Для выборов должны составляться два списка в алфавитном порядке: один (список A) включает имена кандидатов, имеющих признанную компетенцию и опыт в международном праве, другой (список B) - имена кандидатов, обладающих признанной компетенцией и опытом в сфере права прав человека. На первых выборах должны быть избраны 8 судей из первого списка и 8 судей - из второго. Выборы должны быть организованы таким образом, чтобы сохранить неизменной пропорцию судей, избранных по двум спискам <5>. -------------------------------- <5> См.: Art. 3 - 7 Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Таким образом, Ассамблея - верховный орган Союза, состоящий из глав государств и правительств или их представителей, - не избирает, а только назначает избранных судей Африканского суда <6>. Их избирает Исполнительный совет, состоящий из министров иностранных дел или других министров либо представителей власти, назначенных правительствами государств-членов <7>. Это отличие порядка избрания судей в Африканский суд от порядка, установленного для МС ООН, по-видимому, направлено на упрощение формирования состава судебного органа, а также выражает разницу во внутренней структуре двух международных организаций. Совет Безопасности ООН наделен главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, но в нем, в отличие от Генеральной Ассамблеи, не представлены все члены Организации. При таких условиях важно обеспечить равную роль обоих органов при формировании состава главного судебного органа Организации. В структуре Африканского союза, напротив, усиливается исполнительный орган, который, однако, формально не считается "главным". -------------------------------- <6> См. статью 6 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000 // URL: http://www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012). <7> См. статью 10 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000 // URL: http://www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012).

По общему правилу (исключение из которого предусмотрено для самого первого избрания) члены МС ООН избираются на девять лет и могут быть переизбраны <8>; судьи Африканского суда избираются на шесть лет и могут быть переизбраны только один раз <9>. Это отличие Статута Африканского суда от Статута МС ООН вызывает неоднозначную оценку: с одной стороны, оно направлено на повышение эффективности работы Суда и усиление его независимости, с другой - может также вызвать критику, так как лица, сохраняющие квалификацию и приобретшие необходимый опыт, после одного переизбрания лишаются права принять участие в дальнейшей работе Суда. -------------------------------- <8> См.: часть 1 статьи 13 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <9> См.: Art. 8 para. 1 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/ treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Предметная юрисдикция/компетенция

К ведению МС ООН относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями <10>. Кроме того, так называемая "факультативная оговорка об обязательной юрисдикции" <11> предусматривает четыре вида правовых споров, по которым государства - участники Статута могут признать обязательную юрисдикцию Суда на основе заявления в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство. Это споры, касающиеся: -------------------------------- <10> См.: пункт 1 статьи 36 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <11> См.: пункт 2 статьи 36 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012).

a) толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Предметная юрисдикция Африканского суда <12> включает все дела и все правовые споры, переданные ему в соответствии с этим Статутом, которые касаются: -------------------------------- <12> См.: Art. 28 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

a) толкования и применения Учредительного акта; b) толкования, применения или действительности других договоров Союза и всех вспомогательных правовых актов, принятых в рамках Союза или Организации африканского единства; c) толкования и применения Африканской хартии, Хартии прав и благополучия ребенка, Протокола к Африканской хартии о правах человека и народов о правах женщин в Африке или любого другого касающегося прав человека правового документа, ратифицированного заинтересованными государствами-участниками; d) любого вопроса международного права; e) всех актов, решений, правил и директив органов Союза; f) всех вопросов, специально предусмотренных любыми другими соглашениями, которые государства-участники могут заключить между собой или с Союзом и которые предоставляют Суду юрисдикцию; g) существования любого факта, который, если он будет установлен, будет представлять собой нарушение любого обязательства перед государством-участником или перед Союзом; h) характера или размера возмещения вреда за нарушение международного обязательства. Как мы видим, предметная юрисдикция Африканского суда включает все четыре вопроса, которые входят в предметную юрисдикцию МС ООН согласно части 2 статьи 36 его Статута, однако эта юрисдикция устанавливается непосредственно на основании Статута Суда, а не на основании заявлений государств в отношении тех государств, кто принял такое же обязательство. По сравнению с "факультативной оговоркой об обязательной юрисдикции" в Статуте МС ООН, это нововведение Статута Африканского суда следует, видимо, признать улучшением, так как оно расширяет юрисдикцию судебного органа. Статут Африканского суда не содержит положений, указывающих на то, что соответствующие обязательства государств - членов Африканского союза по Статуту Африканского суда являются преимущественными по отношению к их аналогичным обязательствам по Статуту МС ООН. Однако при этом Учредительный акт Африканского союза может производить впечатление стремления государств-участников к большей "автономизации" международного правопорядка в Африке, то есть стремления повысить значение региональных обязательств и деятельности государств-участников на их основе по сравнению с обязательствами по Уставу ООН. Так, среди целей Африканского союза значится следующее: "поощрять международное сотрудничество, должным образом учитывая Устав Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека" <13>. При этом не делается специальный акцент на приоритете обязательств государств-членов по Уставу ООН по отношению к региональным обязательствам или по крайней мере на том, что региональные обязательства согласно этому Учредительному акту не противоречат обязательствам по Уставу ООН. Помимо этого, к предметной юрисдикции Африканского суда отнесены толкование и применение права Африканского союза, включая Учредительный акт, документы в сфере прав человека и все акты органов Союза. Также юрисдикция Суда может быть установлена любыми соглашениями государств-участников, аналогично соответствующему правилу в части 1 статьи 36 Статута МС ООН. -------------------------------- <13> См.: часть e статьи 3 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000 // URL: http:// www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012).

Право на доступ к правосудию

Сторонами по делам, разбираемым МС ООН, могут быть только государства <14>. Для Африканского суда круг субъектов права на доступ к Суду более широк и также зависит от того, является ли предметом судебного разбирательства вопрос о правах человека. Правом подавать дела в Африканский суд <15> обладают: -------------------------------- <14> См. статью 34 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <15> См.: Art. 29 para. 1 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

a) государства - участники Протокола 2008 года, утверждающего Статут Суда; b) Ассамблея, Парламент и другие органы Союза, уполномоченные Ассамблеей; c) члены персонала Африканского союза по заявлению, в споре и в пределах и по условиям, определенным Положением в отношении персонала Союза. В случае любого нарушения права, гарантированного африканским или любым другим документом по правам человека, ратифицированным заинтересованными государствами-участниками, право передачи дела в Суд имеют: a) государства - участники Протокола 2008 года, утверждающего Статут Суда; b) Африканская комиссия по правам человека и народов; c) Африканский комитет экспертов по правам и благополучию ребенка; d) африканские межправительственные организации, аккредитованные при Союзе или его органах; e) африканские национальные учреждения по правам человека; f) индивиды или соответствующие неправительственные организации, аккредитованные при Африканском союзе или его органах <16>. -------------------------------- <16> См.: Art. 30 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

МС ООН может быть открыт для государств, не являющихся участниками его Статута, на условиях, которые определяются Советом Безопасности. Когда стороной в деле является государство, не являющееся членом Объединенных Наций, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда <17>. -------------------------------- <17> См.: пункт 3 статьи 35 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012).

Право на доступ в Африканский суд не имеют государства, которые не являются членами Союза, и Суд не имеет юрисдикции в отношении дел с участием государств, не ратифицировавших Протокол 2008 года о Статуте Суда <18>. -------------------------------- <18> См.: Art. 29 para. 2 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Таким образом, по сравнению со Статутом МС ООН, Статут Африканского суда расширяет круг субъектов, имеющих права на доступ к Суду, так сказать, качественно: право на обращение в суд получают не только государства, но и органы Союза, члены персонала Союза, а в случае дел, связанных с защитой прав человека, - также межправительственные организации, национальные учреждения, индивиды или неправительственные организации. Вместе с тем региональный характер этого судебного органа вызвал соответствующее ограничение: Суд открыт лишь для государств, являющихся членами Африканского союза, притом лишь для тех из них, которые ратифицируют Протокол о Статуте Суда, а также для африканских органов, межправительственных организаций и национальных учреждений. Следует также особо отметить, что неправительственные организации, имеющие право передавать в Суд дело, связанное с нарушением прав человека, должны быть аккредитованы при Африканском союзе или его органах, но касательно индивидов, имеющих право на доступ к Суду по делам в сфере защиты прав человека, Статутом Суда не установлено каких-либо ограничений в отношении их гражданства. Суд также обладает правом рассматривать дела о защите прав человека, находящиеся в сфере действия не только африканских, но и любых других документов по правам человека, лишь бы они были ратифицированы государством - членом Африканского союза, ратифицировавшим также Статут Суда. Следовательно, по делам о защите прав человека юрисдикция Африканского суда несколько шире, чем по другим делам.

Право давать консультативные заключения

Помимо разрешения межгосударственных споров, МС ООН также обладает правом давать консультативные заключения <19>. Он может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного самим Уставом Объединенных Наций делать такие запросы. При этом Устав ООН устанавливает различие в отношении предмета консультативных заключений в зависимости от субъекта запроса: Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать от МС ООН консультативные заключения по любому юридическому вопросу, а другие органы Организации Объединенных Наций и специализированные учреждения, получившие разрешение на это от Генеральной Ассамблеи, могут запрашивать консультативные заключения лишь по юридическим вопросам, возникающим в пределах круга их деятельности <20>. -------------------------------- <19> См. статью 65 Статута Международного Суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <20> См. статью 96 Устава ООН // URL: http://www. un. org/ru/documents/charter (дата обращения: 01.07.2012).

Африканский суд может давать консультативные заключения по любому правовому вопросу (on any legal question) <21>. Право запрашивать консультативные заключения принадлежит Ассамблее, Парламенту, Исполнительному совету, Совету мира и безопасности, Экономическому, социальному и культурному совету, финансовым учреждениям и любому другому органу Союза, который может быть уполномочен Ассамблеей. -------------------------------- <21> См.: Art. 53 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

В отношении предмета консультативных заключений не предусмотрено различия прав органов Союза запрашивать заключение по любому правовому вопросу или только по вопросам в пределах компетенции этого органа. Но существует одно ограничение, которое касается всех лиц, имеющих право просить о консультативном заключении: просьба не может касаться заявления, уже находящегося на рассмотрении Африканской комиссии или Африканского комитета экспертов <22>. Это ограничение отдаленно напоминает правило Устава ООН в отношении того, что Генеральная Ассамблея не может делать рекомендации по спору или ситуации, в то время как Совет Безопасности выполняет по отношению к ним свои функции, кроме случаев, когда Совет Безопасности запрашивает об этом <23>. -------------------------------- <22> См.: Art. 53 para. 3 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012). <23> См.: пункт 1 статьи 12 Устава ООН // URL: http://www. un. org/ru/documents/charter (дата обращения: 01.07.2012).

Отсутствие в Статуте Африканского суда установления зависимости между предметом консультативного заключения, которое имеет право запрашивать орган Союза, и компетенцией этого органа следует, по-видимому, счесть прогрессивным нововведением, так как это повышает вероятность более оперативного получения консультативного заключения Суда по правовым вопросам, почему-либо ставшим срочными.

Применимое право

Источниками права, которые применяет Африканский суд <24>, являются: -------------------------------- <24> См.: Art. 31 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

a) Учредительный акт Африканского союза; b) как общие, так и специальные международные договоры, ратифицированные государствами - сторонами спора; c) международный обычай как свидетельство общей практики, признанной в качестве правовой нормы; d) общие принципы права, признанные универсально или африканскими державами; e) судебные решения и труды наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций, а также правила, директивы и решения Союза в качестве дополнительных средств для установления норм права - с оговоркой, что судебное решение обязательно для сторон спора <25>. -------------------------------- <25> См.: Art. 46 para. 1 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Суд имеет также полномочия решать дело ex aequo et bono с согласия сторон. Таким образом, в этот перечень вошли все виды источников международного права, предусмотренные статьей 38 Статута МС ООН для его пользования: договор, обычай, общие принципы права, судебные решения и труды наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций. Также в Статут Африканского суда прав человека и народов перешли право Суда на разрешение спора ex aequo et bono при условии согласия спорящих сторон и правило о том, что судебное решение обязательно только для сторон данного спора. Изменению подверглась формулировка в отношении "общих принципов права": в Статуте МС ООН речь идет о принципах, "признанных цивилизованными нациями", в Статуте Африканского суда формулировка заменена на принципы, "признанные универсально или африканскими державами". Так исчезает устаревшая в современных условиях ссылка на "цивилизованные народы" и снимается скользкий вопрос о том, что, следовательно, могут быть и "нецивилизованные", но появляется допущение, что общие принципы права могут быть как универсальными, так и региональными. По-видимому, это положение Суда будет нуждаться в дополнительном истолковании. Учредительный акт Африканского союза содержит перечень принципов, в соответствии с которыми должен функционировать Союз <26>, и возможно предполагать, что под общими принципами права, признанными африканскими державами, имеются в виду прежде всего эти принципы. Однако может возникнуть и встречный вопрос: насколько корректно называть региональные принципы африканского межгосударственного сотрудничества "общими принципами права"? Поэтому возникает потребность в авторитетном комментарии к этому положению Статута Суда - в региональной международно-правовой доктрине, а также в практике самого Суда, если это положение будет им применено. В перечень источников права по сравнению со Статутом МС ООН добавлены также акты органов Африканского союза как дополнительные средства для установления норм права. Отдельно выделен Учредительный акт Африканского союза. -------------------------------- <26> См. статью 4 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000 // URL: http://www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012).

Право применять временные меры для защиты прав сторон

И МС ООН, и Африканский суд имеют право назначить временные меры защиты прав сторон (provisional measures/interim measures of protection). МС ООН имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности <27>. -------------------------------- <27> См. статью 41 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012).

Также Африканский суд для защиты соответствующих прав сторон имеет право назначать временные меры по своей инициативе или по ходатайству сторон, если он считает, что этого требуют обстоятельства. В ожидании окончательного решения сообщение о таких временных мерах должно быть немедленно передано сторонам и председателю Комиссии, который должен сообщить о них Ассамблее <28>. -------------------------------- <28> См.: Art. 35 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

С учетом того что МС ООН в соответствии со своим Регламентом назначает временные меры защиты на основе ходатайства стороны <29>, а также имеет право исследовать по собственной инициативе, требуют ли обстоятельства дела назначения временных мер защиты <30>, оба судебных органа обладают в этом вопросе аналогичными полномочиями. Различие состоит в их юридических основаниях: Статут Африканского суда предусматривает назначение временных мер и по инициативе Суда, и по ходатайству сторон, тогда как Статут МС ООН не содержит положений в отношении права сторон на ходатайство о временных мерах защиты, - такие положения содержит его Регламент. -------------------------------- <29> См.: часть 1 статьи 73 Регламента Международного суда ООН // URL: http://www. icj-cij. org/documents/index. php? p1=4&p2=3&p3=0 (дата обращения: 01.07.2012). <30> См.: часть 1 статьи 75 Регламента Международного суда ООН // URL: http://www. icj-cij. org/documents/index. php? p1=4&p2=3&p3=0 (дата обращения: 01.07.2012).

Исполнение судебного решения

Правила в отношении исполнения сторонами решений МС ООН закреплены в Уставе ООН: каждый член Организации обязуется выполнить решение МС ООН по тому делу, в котором он является стороной <31>. Для Африканского суда это правило расширено: согласно его Статуту, договаривающиеся стороны должны исполнить решение суда по любому спору, в котором они являются сторонами, в течение промежутка времени, обусловленного Судом, и гарантировать его исполнение <32>. -------------------------------- <31> См.: пункт 1 статьи 94 Устава ООН // URL: http://www. un. org/ru/documents/charter (дата обращения: 01.07.2012). <32> См.: Art. 46 para. 3 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Устав ООН также предусматривает, что Совет Безопасности может выступить в роли "судебного исполнителя" МС ООН, однако эта возможность всецело зависит от Совета, то есть от согласия его членов. Если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности. В свою очередь, Совет может, если признает это необходимым, дать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение <33>. При этом в Уставе ООН отсутствуют какие-либо специальные положения насчет того, какие именно меры может принять Совет Безопасности в случае неисполнения судебного решения. Это позволяет предполагать, что такие меры могут быть приняты на основании положений главы VI "Мирное разрешение споров" или главы VII "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии" - при условии, что неисполнение судебного решения будет квалифицировано Советом Безопасности соответствующим образом. -------------------------------- <33> См.: пункт 2 статьи 94 Устава ООН // URL: http://www. un. org/ru/documents/charter (дата обращения: 01.07.2012).

В случае если какая-либо из сторон не соблюдает судебного решения Африканского суда, предусмотрен следующий порядок: сам Суд передает дело в Ассамблею, и Ассамблея принимает решение относительно средств, которые должны быть применены для исполнения решения <34>. Согласно Учредительному акту Африканского союза, Ассамблея может наложить такие санкции, как отказ в транспортных и коммуникационных связях с другими государствами-членами и другие меры политического и экономического характера, которые она определит <35>. Возможность военных санкций за несоблюдение судебного решения государством-членом прямо не предусмотрена. -------------------------------- <34> См.: Art. 46 para. 4 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012). <35> См.: пункт 2 статьи 23 Учредительного акта Африканского союза / Constitutive Act of the African Union, 11 July 2000 // URL: http://www. africa-union. org/root/au/aboutau/constitutive_act_en. htm (дата обращения: 01.07.2012).

Таким образом, согласно своему Статуту, Африканский суд принимает участие в контроле над исполнениями его решений, что также должно способствовать эффективности работы Суда.

Правила в отношении пересмотра решения

И МС ООН <36>, и Африканский суд <37> устанавливают одинаковое правило в отношении возможности пересмотра решения: решение может быть пересмотрено лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности. В обоих случаях просьба о пересмотре должна быть заявлена до истечения 6 месяцев после открытия новых обстоятельств и не может быть заявлена по истечении 10 лет с момента вынесения решения. Также в обоих случаях, прежде чем суд согласится на процесс по пересмотру, он может требовать предварительного соблюдения условий решения. Как в МС ООН <38>, так и в Африканском суде <39> существует возможность толкования решения Судом в случае спора о смысле и объеме решения по требованию любой из сторон. -------------------------------- <36> См.: пункт 1 статьи 61 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <37> См.: Art. 48 para. 1 of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012). <38> См.: статья 60 Статута Международного суда ООН // URL: http://www. un. org/ru/icj/statut. shtml (дата обращения: 01.07.2012). <39> См.: Art. 47 of the of the Statute of the African Court of Justice and Human Rights // URL: http://www. africa-union. org/root/au/documents/treaties/text/Protocol%20on%20the%20Merged%20Court%20-%20EN. pdf (дата обращения: 01.07.2012).

Следовательно, в отношении пересмотра судебного решения Статут Африканского суда не предлагает нововведений по сравнению со Статутом МС ООН.

Заключение

Из данного очерка следует, что Африканский суд в целом будет основан на той модели международного судебного органа, которую воплотил МС ООН. Но Статут Африканского суда делает эту модель более современной, изменяя некоторые ее черты, которые на современном этапе развития международного правопорядка часто признаются недостатками МС ООН. В Статуте Африканского суда расширена и детализирована предметная юрисдикция (в том числе к ней отнесены споры, касающиеся всех актов, решений, правил и директив органов Союза, допускается возможность судебного контроля Суда над деятельностью Союза); расширен круг субъектов, имеющих право доступа к Суду, - в него включены органы Союза в случае споров, а не только консультативных заключений, а также индивиды и некоторые юридические лица (однако круг субъектов права на доступ к суду зависит от характера дела), снято существующее для МС ООН ограничение в отношении зависимости предмета консультативных заключений от субъекта обращения, Суд наделен полномочиями по обеспечению исполнения его решений. Эти полномочия дадут Африканскому суду правовую возможность принимать участие в поддержании международного мира и безопасности на африканском континенте путем толкования норм международного права, включая толкование Учредительного акта Союза в этой сфере о возможности решения споров по данным вопросам, контроля правомерности актов органов Союза в сфере поддержания международного мира и безопасности, назначения временных мер защиты прав сторон. Другая сторона проблемы - использование этих возможностей на практике.

Название документа